e

Ff

Клятва еталеваров

Потрясенные горем рабочие столичного
завода «Серп и молот» пришли на траурные
собрания, стихийно возникшие в цехах и
сменах.

Мастер мартеновского цеха тов. Яковлев,

выражая печаль всего коллектива металлур-
тов, заявил:
_ — Несгибаемый большевик товарищ
Жданов проявлял горячую заботу о процве-
тании нашей Родины. Мы хорошо помним,
как Андрей Александрович руководил геро-
ической борьбой Ленинграда против немец-
ких захватчиков. Мы все свидетели его
неутомимой деятельности в. защиту мира и
демократии. Верный сын социалистического
(течебтва, товарищ УАданов вдохновлял нас
на трудовые подвиги во славу Родины.

Город Ленина в трауре.

ЛЕНИНГРАД, 1 сентября. (ТАСС). В глу-
боком трауре начал сегодня евой трудовой
день Ленинград. Красные полотнища,
окаймленные креповыми лентами, склони-
лись нах зданиями, троепектами и площа-

г дями. Молча покидали станки рабочие ноч-

вых смен, молча приходили на
заступавшие на вахту.
Жданов...

В трауре Омольный. Люди, проходящие
мимо исторического здания, замедляют шаг,
останавливаются. Здесь в течение десяти
лет работал Андрей Александрович. Здесь, в
Смольном, звучало ето пламенное слово.

Topox скорбат. Печально колышутся тра-
урные флаги на Невском проспекте, , за
Нарвекой заставой, на.Выбортекой стороне.
Тенинградцы, горячо ‘полюбивитие Андрея
Александровича в голы совместного труда’а
борьбы, обнажают головы перед светлой па-

их место
Умер товарищ

мятью замечательного большевика. Теплое:

слово о нем звучит сегодня на’ траурных
собраниях рабочих и инженеров, работни-
ков ‘науки и искусства, учащихея вузов. и
ШКОЛЬНИКОВ.

Более 1.500 сотрудников ленинтрадеких
институтов и учреждений Академии наук
СССР собралось в большом конференц-за-
ле. На спене — увитый траурными флагами
и цветами портрет Андрея Александровича
Иланова.

Заместитель директора института лите-
ратуры профессор Л. А. Плоткин говорит:

— 0 великой скорбью научные работни-

- В частях Московского военного
округа _

Безгранична скорбь “воинов `Вооружен-   укреплением мощи социалистической Or-

ных Сил СССР no поводу безвременной
кончины выдающегося деятеля большеви-
стекой партии и Советского государства —
тенбрал-полковника Андрея Александрови-
ча Жланова. В гарнизонах, частях и под-
разделениях, военно-учебных — заведениях
Московского военного округа состоялись
траурные собрания.

В клубе Н-ской части на траурном со-
брании присутствовали участники Бели-
кой Отечественной войны и молодые сол-
даты, В глубоком молчании. перед скло-
ненными боевыми знаменами слушали во-
ины извещение ЦВ ВКП(б) и Совета Ми-
нистров СССР о смерти верного ученика и
соратника великого Сталина — товарища
Яланова.

Участник обороны Ленинграда майор
Эберановский заявил:

— В годы Великой Отечественной вой-
ны, в тяжелые месяцы блокады города
Ленина я имел счастье работать под. непо-
средственным руководством товарища
Иланова, выполнять его указания по 060-
pone ropoga. Тов. Жданов в те суровые
дни блокады работал днем и ночью, еже-
дневно бывал на заводах и фабриках, на
передовых позициях, беседовал с солдата-
ми, сержантами и офицерами, воодултев-
лял их на новые подвиги.

Особую заботу тов. Жданов проявлял 0
детях, остававшихея в осажденном городе.

Скорбя 0 тяжелой утрате, советские во-
HHH еще теснее сомкнут свои ряды вокруг
партии Ленина-——Сталина, еще больше бу-
дут работать над повышением боевой и
политичесной подготовки, над дальнейшим

2 сентября 1948 г., четверг, № 208 (3002)

КРАСНЫ

A ФЛОТ

‚Андрей Алексан

Молодой сталевар: Николай Чесноков ска-
зал:

— Мы знаем товарища Жданова как
стойкого большевика и большого говудар-
ственнога деятеля, шедшего рука об руку с
великим Сталиным. Смерть товарища
Жданова-—большая утрата для всего совет-
скоге народа. Лучшим памятником Андрею
Александровичу будет наш стахановский
труд, досрочное выполнение пятилетки в

4 года, неустанная борьба за победу ком-
мунизма.

Сталевары, вальцовщики, сварщики, ин-
женеры — весь коллектив завода дает клят-
ву неустанно бороться за великое дело пар-
тии Ленина-—Сталина, за коммунизм.

ки Ленинграда узнали © кончине Андрея
Александровича Жданова — выдающегося
деятеля большевистской партии и Совет-
ского государства, верного сталинского с0-
ратника. ;

Виднейпгий руководитель, глубокий те-
оретик и пламенный пропатандист маркеист-
ско-ленинекого учения, он был 0600ен-
но близок нам, научным работникам
Тенинграда. Многие из нас не раз слушали
его выступления пю вопросам литературы,
философии, искусства. Жизнь товарища
\данова будет для нас вдохновляющим при-
мером в борьбе за, коммунизм.

— Мы потеряли великого друга, — ска-
зал, открывая траурное собрание в Доме
писателя имени Маяковского, поэт А. А.
Прокофъев. — Нае вдохновляли его живое
слово, его больневистская страстность и
непримиримость к враждебным течениям в
искусстве.

— Хорошая книга — это выигранное
спажение, образно поучал нас товарищ
Ж\данов, —= говорит писатель Юрий Ге-
ман.— Мы никогда не забудем этото заме-
чательного поучения, проникнутого верой в
высокое назначение искусства. Пусть
влохновляют Hac 98TH слова товарища,
Жданова, пусть помогут они нам Фоздавать
правливые, сильные и яркие произведения
для народа.

В скотйные минуты ‘весь Ленинтрад
говорит: Жданов будет жить в новых слав-
ных делах строителей коммунизма!

>

чизны.
: ee &

Траурные собрания проходили вчера по
ротам и батальонам. В отдельном стрелко-
вом батальоне. выступил отличник боевой и
политической подготовки сержант Завитков.

— Мы, воины Советской Армии, — сказал
он,—6 глубокой скорбью узнали о’ безвре-
менной кончине верного сына  больше-
BUCTCKON партии, выдающегося строителя
налних Вооруженных Сил товарища Жданова.
Жизнь товарища жданова является для
нас великим примером честного и предан-
Horo служения Родине. Будем же и мы,
так же, как товарищ Жданов, самоотвер-
женно трудиться на благо. Отчизны, увреп-
лять боевую мощь Советской Армии, до-
биваться отличных показателей в боевой
и политической учебе.

В другом стрелковом батальоне выступил
старшина Влецков.

— Нашу страну, большевистскую пар-
тию. — сказал он, — постигло большое го-
ре. Ушел от нае неутомимый борец 3a
счастье народа, за процветание любимой
Родины — товарищ Флданов. В своей боевой
жизни, в труде мы будем следовать его
примеру. Не жалея сил, будем изучать
военное дело, крепить могущество нашей
страны. ae! Е
я *

’ Траурные собрания состоялись вчера
также во всех военных академиях и учили-
max г. Москвы. В частях вышли спепиаль-
ные номера газет и боевых листков. В’ ком-
натах политпросветработы созданы ` фото-

витрины; отображающие жизнь и деятель-

ность: товарища А. А. Яданова, :

Верный ученик и соратник великого

Сталина .. RL apo

Смерть вырвала из наших рядов одно-
№ из лучших сынов Родины, ближайше-
№0 соратника товартица Оталина — Андрея
Александровича ‘ Жданова. Вся жизнь
товарища Жданова е юношеского возраста
была посвящена, борьбе 3a счастве трудового
народа. Блестящий теоретик марксизма,
замечательный пропатандист, умелый -ор-
танизатор, Андрей Александрович Жданов
проявил себя работником крупнейшего
масштаба во всех областях налтей жизни,
В юды^ осады Ленинграда он, возглавлял
дело обороны города-героя и, не зная ни
(Ha, HH отдыха, организовывал беспример-
ное сопротивление  ленинградцев натиску
шилеровских орд.

По’ вто инипиативе была создана Ладож-
ская трасса — легендарный путь, связы-
вавтий осажленный город с живым телом
Родины. Шо этой тоненькой ниточке вли-
залась живительная ‘кровь ‘в холодеющее
cepmie Ленинграда, и эта» Aopora снаела
Жизнь многим ‘защитникам города Ленина.

После войны Андрей Александрович
Жданов с той же энергией, что си в 609-
вые дни, неутомимо сражался за высокое
Реалистическое искусотво нашем эпохи,
Против всяких идеалистических и Форма-
листических извращений, против мещанет-
в, обывательщины и  космополитизма В
CORETCKOM искусстве.

OH не только горячо любил искусство,
® обладал глубокими знаниями в этой

значительной области нашей культуры, и
это глубокое понимание вопросов совет-
ского искусства нашло свое отражение в
его замечательных  философеких докладах
06 ошибках журналов «Звезда» и «Ленин-
град», 00 опере Мурадели «Великая друж-
ба». Положения этих докладов Андрея
Александровича стали путеводными веха-
ми для развития советского искусства нА
многие годы. о
Советский народ потерял в лице Андрея
Александровича `, Жданова. замечательного,
государственного „ деятеля». › пламенного
большевика, искреннего друга трудящих-
ся. С горечью  склоняя, головы У гроба
незабвенного ‘друга и учителя, мы долж-

ны, следуя его примеру, отдать все силы

продолжению дела всей ето жизни —
борьбе за укрепление нашего ‚Советского
государства, з& большое и BBICOROe COBET-
ское искусство, за его партийность и вВЫ-
сокую. идейность, за глубокое освоение
‘марксистского мировоззрения, 3a поднятие
советской культуры на еще большую вы-

cory, 6 которой она будет сиять еще бо-

лее ярким маяком всему передовому чело-
вечеству.

Славная жизнь Андрея Александровича
Жданова служит примером
и зовет к новым трудовым подвигам. Эти
подвиги будут нашей лучшей данью ува-
жения к его светлой памяти.

Б. ЛАВРЕНЕВ.

`сматривазись, им лично, 0

‘Андрея. Александровича трудящиеся

‘боевых кораблей, которые

для всех нас

Флаги приспущены
Приспущены печально“ флаги
На кораблях oy
` Страны родной.
И море бьется под кормо
Тяжелой черною волной.

И люди штормовой отваги

И в океанах

И в морях

Хранят его большое имя

В своих испытанных сердцах.

Большевики не умирают.
Бессмертен

И велик народ, —

В делах и песнях понесет
Он имя Жданова вперед.
Большевики не умирают!

Аркадий СИТКОВСКИИЙ. -

ЕЕ

Безгранично горе

советских моряков

Военные моряки вместе со всем совет-
ским народом глубоко скорбят по поводу
кончины выдающегося деятеля  болыше-
вистекой партии и Советского государства
Андрея Александровича Жданова. Мы по-
несли тягчайшую утрату. Строительство
Военно-Морского Флота неразрывно связа-
но с именем товарища Жданова. Под его
руководством были сооружены и оснаще-
ны боевой техникой корабли, выполнив-
шие свою роль в годы Великой Отечест-
венной войны. В суровые годы войны
Андрей Александрович руководил обороной
Ленинграда, личным примером вдохновлял
трухящихея города и советских воинов на
подвиги во имя Отчизны.

Под непосредственным руководством и
при участии товарища Жланова был про-
веден ряд боевых операций, в ходе кото-
рых воины Ленинградекого фронта и Бал-
тийского флота с честью выполнили свой

долг перед Родиной —— отстояли город
Ленина, нанесли врагу тягчайшее пораже-
ние. ;
Светлый образ
Жданова, пламенного
тельного ‘организатора,  отдавшего BCI
свою жизнь делу партии Ленина —
Сталина, будет для нас ярким примером
беззаветного служения Родине.

Вице-адмирал Л. ВЛАДИМИРСКИЙ.

Андрея Александровича

Ero #KH3Hb— —
великий пример

Трудно, невозможно примириться ©
мыслью о том, что умер Андрей Алексан-
дрович Жданов, что никогда больше не

уельнийм мы этого сталантливейшего про-

патандиста “ великих идей  Ленина—
Сталина.

Любимец партии и веего советского на-
рода, Андрей Александрович Жданов евоей
неутомимой энергией зажигал людей на
самоотверженный труд во славу Родины.
Он являл с000й благородный пример высо-
кой идейности, верности и преданности
народу, партии, великому Сталину.

Андрей Александрович ЗАданов отдавал
много сил строительству могучего совет-
ского Военно-Морского Флота. Он уделял
большое внимание воспитанию и полити-
ческой закалке военных моряков. В. годы
войны товарищ зданов возглавил оборону
Ленинграда, и под его руководством части
Советской Армии и Балтийского флота от-
стояли город Ленина от немецко-фаптист-
ских захватчиков.

Военные моряки никогда не забудут го-
рячо любимого Андрея Александровича
Жданова. Во всей своей деятельности мы
будем следовать великому примеру това-
риша. Жданова.

Капитан 2 ранга М. ПИВЕНЬ.

патриота, замеча-  .

Е oS

spar epee

Любимый друг и воспитатель
военных моряков

Склоняя свои боевые знамена перед
светлой памятью выдающегося деятеля на-
шей партии и Советского государства
Андрея Александровича Жданова, военные
моряки глубоко переживают скорбь тяг-
чайшей утраты. В лице товарища Жданова
мы потеряли любимого друга и воспитате-
ля воинов флота, неутомимого строителя
Военно-Морских Сил страны социализма.

Вся история Советской Армии и Военно-
Морского Флота неразрывно евязана с име-
нем Андрея Александровича Жданова. В
его огромной и многогранной деятельности
видное место занимала  военно-политиче-
ская работа. На фронтах гражданской и
особенно Великой Отечественной войн он
выступил как один из талантливейших
организаторов вооруженной борьбы с вра-

«Наше судостроение, —товорил. он,—это
передовая, ведущая отрасль нашей оборон-
ной индустрии, ибо’ если современные ко-
рабли представляют сложнейшие техниче-
ские сооружения, то. наше судостроение
отображает промышленное лицо нашей
страны, передовое место в машинострое-
нии, которого достигла наша страна.
ветское судостроение — это сегодняшний
день нашей индустрии, и ее успехи мы
уже привыкли измерять по таким передо-
вым отраслям промышленности, как наше
советское судостроение».

Указывая, что на долю советеких судо-
строителей выпала большая задача —
обеспечить строительетво большого океан-
ского и морского военного флота, товарищ
Уланов призывал их с честью выполнить

тами, проявив глубокое знание военного
дела. Выдающаяся военная деятельность
товарища Жданова и ето боевые заслуги
были отмечены советским правительством
присвоением ему звания тенерал-полков-
ника и награждением высшими военными
орденами. Советекие Вооруженные Силы
во многом обязаны товарищу  Жданову
своими победами, своим внутренним ростом
и совершенствованием

Особенно велика роль Андрея Александ-

ровича Жданова в строительстве Военно-
Морского Флота СССР и воспитании его
кадров. Вогда партия и товарищ Сталин
поставили задачу создать могучий флот,
достойный нашей великой державы, он
вместе с товарищем Молотовым возглавил
борьбу за быстрейшее практическое оеу-
ществление этих сталинских указаний.
Будучи членом Главного Военного Совета
Военно-Морского Флота, товарищ Жданов
отдал много своей пламенной энергии и
самоотверженного труда лелу укрепления
Военно-Морских Сил социалистическото го-
сударетва, непосредственно руководя их
развитием. -
С. любовью и гордостью отмечал това-
риш: Жданов первые успехи большого во-
енно-морекого строительства в СССР. С
твердой уверенностью говорил он о буду-
щем советского флота: «...То, что большой
Военно-Морской Флот строится и будет
строиться — в этом порукой заботы на-
шей партии, заботы нашего правитель-
ства, внимание к этому делу всей совет-
ской страны. День ото дня, год от тода
наш: флот будет пополняться самыми с0-
временными кораблями, вооруженными са-
мыми новейшими средствами боя и тех-
НИКИ».

Эти слова, сказанные в 1939 году, на-
шли живое воплощение в последующем
бурном росте и’ техническом оснащении
наших Военно-Морских Сил. Флот непре-
станно получал все более совершенные
корабли и первоклассное оружие, создан-
ные нашей социалистической промыштен-
ностью. Такой могучий пот’ем отечествен-
ного судостроения также является большой
заслугой Андрея Александровича, который
не упускал из своего поля зрения ни одно-
то важнейшего участка строительства и
вооружения боевых кораблей. `

Создание новых типов кораблей и пере-
вооружение старых, конструирование но-
вых видов морского оружия, повышение
отнёвой мощи боевых средотв флота — вее
gto было предметом постоянных забот
товарища Жданова. Следуя непосредетвен-
ным указаниям товарища Сталина, он
участвовал в решении всех оеновных во-
прогов и проблем советского кораблестрое-
ния, всемерно способствуя количественно-
му и качественному росту этой отрасли ©0-
ветской промышленности.

эту почетную и ответственную миссию.

Неустанно заботясь о росте материалв-
но-технической базы флота, товарищ
Жданов вместе ¢ Tem глубоко вникал во
всю его повседневную жизнь, боевую и
политическую подготовку. Он часто бывал
на боевых кораблях, участвовал в похо-
дах, тщательно знакомился с учебой и
бытовым устройством командиров и Ma-
тросов.

Тихоокеанекие моряки навсегха сохранят.
память о его посещении кораблей Тихо-
океанского флота весной 1939 года. (0-
веты и указания товарища „ФАданова ти-
хоокеанцам послужили могучим стимулом
для их дальнейшего боевого совершенство-
вания. В книге почетных посетителей од-
ного из миноносцев он оставил следующую
запись:

«Желаю личному составу э/м «Вайков»

здоровья и отличных успехов в боевой и,

политической подготовке с тем, чтобы в
первых рядах РАВМФ нести боевую вахту
в дальневосточных вбдах готовым в любой
момент нанести смертоносный удар про-

тивнику, обмелившемуся поднять грязную
лапу на священные границы Советекого
Союза. Кренко жму Вапти руки.

Андрей Жданов».

Пожелание выдающегося деятеля нашей
партии и поныне сохраняет свою жизнен-
ную. силу и значение для  тихоокеанцев,
зорко стоящих на страже дальневосточных
морских рубежей нашей Родивы.

Неоднократно плавал товарищ Жданов
на кораблях Балтийского флота, участвуя
в длительных учебных походах. Во время
учений он с флагманского линейного кораб-
‘ля внимательно: следил „за-стрельбами. и
действиями эскадры. Моряки видели его
не только на командирском мостике и в

лерийской башне, в котельном отделении, в
жилых кубриках. Он неизменно проявлял
живой интерес к быту и культурному 0б-
служиванию личного состава, радуясь по-
литическому и культурному росту военных
моряков. В своих непринужденных товафи-
‘щеских беседах с командирами и матроса-
ми, в ярких выступлениях на борту линей-
ных кораблёй «Октябрьская революция»,
«Петропавловск», в Вронштадте Андрей
Александрович Жданов раскрывал перед
военными моряками боевую вдохновляющую
программу их дальнейшей работы, освещал
общие задачи, стоящие перед партией и
государством. Каждая речь одного из луч-
ших большевистских пропагандистов еще
выше поднимала босвой дух балтий-
цев, еще теснее сплачивала их вокруг
партии Ленина — Сталина.

Идейно-политическое воспитание кадров
флота товарищ Жданов считал решающим

рубке боевого управления, но и в артил-.

условием его постоянной высокой  б0еспо-
собности. Выступая. на приеме в Кремле в
честь первого Дня Военно-Морейого Флота,
он товорил: «Товарищи, мы с вами, при-
ступая к строительству большого флота,
должны неустанно памятовать об историче-
ском указании товарища Сталина, что де-
ло создания большого Военно-Морского Фло-
Ta на три четверти решают кадры». Лично
проводя огромную военитательную работу
среди военных моряков, Андрей Алексан-
дрович Жданов. треборал неослабного вни-.
мания к этому важнейшему участку от
командного состава, политорганов и пар-
тииных организаций кораблей и частей.
Он учил флотекие кадры настойчиво и
неутомимо овладевать большевизмом, быть
не только знатоками и мастерами военно-
MOPCKOTO дела, но и ‘политически грамотны-
ми ленинцами-сталинцами.

С особой полнотой и силой проявились
руководяшая роль и духовное влияние
Андрея Александровича в жизни и боевой
деятельности флота в период Великой Оте-
чественной войны. Возглавляя героичес-
кую оборону Ленинграда, он  мобилизовал
силы балтийцев для защиты города, про-
рыва вражеской блокады и сокрушительно-
го разгрома врата. Руководя ленинградеки-
ми большевиками, товарищ Жданов был
душой Военного Совета Ленинградского
фронта, инициатором и организатором всех
гажнейнтих военно-стратегических и хозяй-
ственно-политических мероприятий. Благо-
даря его личной помощи и поддержке бал-
тийцы в самых трудных условиях получа-
ли все необходимое, производили ремонт
боевых и вспомогательных кораблей, мате-
риальной части и оружия. По его иници-
ативе Ладожская военная флотилия была ис-
пользована для перевозки жизненно важных.
грузов и резервов в осажденный город. Ру-
ководетво и заботы товарища Жданова во
многом обеспечили успешные боевые дей-
ствия Балтийского. флота, сохранение вы-
сокой боеспособности ето личного состава
во время блокады, его несокрушимую стой-
кость в. обороне и решительность в.наступ-
лении.

В непосредственном общении с товари-
mem ИЯдановым, всегда  поддерживавшим
ЖиИвую связь с флотом, военные моряки
черпали новые моральные силы и бодрость
духа, мудрые большевистские советы и
указания.

Высоко ценя силу и значение морского
оружия в защите государственных интере-
сов нашей Родины, Андрей Александрович
Ф®данов любил флот и военных моряков,
отечески заботился 0б их боевом вовершен-
ствовании. И военные моряки отвечали го-
рячей любовью на заботу верного боевого
соратника товарища Сталина. Весь личный
состав флота — от рядовых матросов до ад-
миралов и генералов — ясно сознает вели-
кое значение самоотверженного и плодо-
творного труда Андрея Александровича
Жданова в истории развития наших Воен-
но-Мореких Сил. Все моряки вилят в _жиз-
ни и деятельности своего великого друга и
воспитателя пример беззаветного ‚„служе-
ния социалистической Родине, народу, делу
Ленина — Оталина, :

Провожая товарища Жданова в послед-
ний путь, военные моряки, как и весь со-
ветский народ, исполнены твердой реши-
мости и впредь отдавать все свои силы
тому великому делу, которому была посвя-
щена прекрасная жизнь пламенного нат-
риота и большевика.

Адмирал И. С. ЮМАШЕВ.

Незабываемые встречи

- Советские военные `кораблестроители

потеряли большом друга и учителя.
Андрей Александрович Жданов. глубоко
знал и любил Военно-Морской Флот на-
шей социалистической Родины. Многие
проекты находящихся сейчас в строю
крейсеров, эскадренных миноносцев, под-
водных лодок и торпедных катеров  рас-
0 _ Beerda. YMCA
глубоко, обстоятельно разобраться в слож-
ной кораблестроительной технике, MOT
быстро’ обнаружить ибдостатки и сделать
необходимые выводы для улучшения
качества корабля. Мы, кораблестроители,
всегда поражались, насколько он — He
специалист — мог так блестяще анали-
зировать и’ разрешать сугубо специальные
и сложные вопросы, относящиеся к воору-
жению и оснащению боевых кораблей
различными приборами и механизмами.

‚Товарищ Фданов. не только много сде-
лал для улучшения  тактико-технических
элементов боевых кораблей нашего флота.
Он ‘< таким же уменьем, так же забот-
иво относился к воснитанию новых кад-
ров: кораблестроителей, принимая  непос-
редственное участие в организации  оте-
чественного судостроения.

С особенной любовью будут вопоминать
TO-
совет-

рода Ленина — важного центра

‘кото судостроения. ‘Здесь 0. стапелей в

предвоенные голы вошло немало грозных
затем, в. годы
Великой Отечественной войны, героически
сражались ¢ немецко-фашистскими пира-
тами и внесли немалый вклад, в. несокру-

‘шимую оборону торода Ленина. В созда-

нии этих кораблей, в их испытаний и в
боевом использовании Андрей Александро-
вич Жданов принимал самое горячее, дея-
тельное участие. :
Неразрывно и навсегда связано
имя © героической обороной
Толгая блокада? голод, частые налеты
вражеской авиации и артиллерийские
обстрелы ‘врага не могли остановить на-

его
Ленинграда.

пряженной деятельности  ленивградцев,
руководимых учеником и соратником вели-
вот Сталина — Андреем Александрови-
чем Жлановым. Ето кипучая энергия,
больневистская настойчивость и воля,
вера в победу сплачивали ленинградских
рабочих, инженеров и техников, ‚ застав-
ляли мужественно и неноколебимо перено-
сить все лишения и трудности. Замерзали
‘танки, останавливались трамваи. Но co-
ветекие люди действовали, боролись и
наносили врагу удар за ударом.

Даже в хамые тяжелые времена бл0-
кады; когда фашистские захватчики были
у ворот города, товарищ Жданов никогда
не забывал о сохранении судостроения в
Ленинграде, о сбережении техники и. кад-
рев ‘опытных мастеров и специалистов.
Под ето фуководетвом ленинградские ра-
бочие совместно < военными. моряками
продолжали строить и ремонтировать бое-
вые корабли.

Мне выцало счастье в это суровое вре-
мя не раз встречаться © Андреем Алек-
сандровичем Ждановым — выдающимся
организатором железной обороны города

Ленина, талантливым - руководителем ‘всей
жизни и деятельности ленинградцев, па]-
тийных ‘и непартийных большевиков —
торячих патриотов советекой Родины.

Вспоминаю весну 1942 тода. Сходит с
Ладоги лед. Под угрозой - детище А.
Жданова — «Дорога жизни». В эти дни
тоЗарищ Жданов ‚ возлагает Ha ‘флот. эва-
куацию людей из города и грузоперевозки
через Ладожское озеро. Он одобряет идею
постройки самоходных, маленьких, двадца-
типятитонных тендеров. Его указания во-
одушевляют судостроителей: началась на-
пряженная работа, и в мае 1942 года пер-
вый тендер был готов. Se

Товарищи А. А. Жданов и А. А. Ry3-
ненов лично посетили BO время ходовых

сула имеют 0овобую ценность, так как

т. А. А. Кузнецов, Я. Ф. Вапустин,

они менее уязвимы от нападений врага с секретари ленинградских райкомов партии.

воздуха и не требуют специальных при-
‚чальных пиров, а могут принимать гру-
зы прямо © берега. :
Навсегда запечатлелось в моей памяти,
как во время приемки этих кораблей
товарищ Жданов горячо и © благодарно-
тью жал руки рабочим, матросам и во-
енным ‘инженерам, построившим Для
ленинградцев эти небольшие, но. очень
нужные в 10 время корабли. -

..Вепоминается маленькая комната В
Смольном. 8a столом усталый, видно
крайне напряженно работавитий всю ночь
Андрей Александрович. Мы,  ленинград-
ские кораблестроители, ‘докладываем ему
небольшую «блокалную» программу раз-

вертывания военного судостроения в
Ленинграде на 1943 тод.

— Правильно, — говорит товарищ
Жданов, — боевые корабли нам’ сейчас
очень нужны. Стройте побольше и не
унывайте.

Чтобы поднять силы рабочих, Андрей

Александрович здесь же дал указание вы-
делить 200 краснофлотских пайков рабо-
чим одного из судостроительных заводов.

Мы с воодушевлением восприняли ето
решение о строительстве катеров и попро-
сили разрешить нам восстанавливать по-
дорвавшийся в ходе боевых действий ко-
рабль.

Товарищ Жданов улыбнулся и сказал:

— Вее сразу делать нельзя. У нас еще

. не много сил. Развертывать судостроение

нужно постепенно...

Но, учитывая горячее желание матросов
начать восстановление корабля своими си-
лами, товарищ Жданов разрешил нам
включить этот корабль в Wan судо-
строения.

В этой беседе товарилг Жданов выска-
зал идею о необходимости строить кораб-
ли нового тина, что впоследствии и было
осуществлено.

В 1943 мюду Андрей Александрович

испытаний этот тендер. Товарищ Жданов
товорил о необходимости строшть эти. суда
быстро и в большом количестве. Он ска-
зал нам, кораблестроителям, что такие

пожелал посмотреть боевые корабли, ко-
торые ‘мы создали ‘за время блокады.
Котда к пристани подошли эти корабли,
нас встретили товарищ А; А. Жданов,

Андрей Александрович несколько часов
осматривал корабли, побывал в машинных
отделениях, кубриках, каютах. Он похва-
лил нае, еулостроителей, за то, что уда-
лось построить разного типа корабли с
одними и теми же механизмами, винтами.

— Такой способ: постройки, — сказал
он, — хорош: не только сейчае, но будет
хорош и в мирное время. Тогда мы корабли

.  будем получать быстрее и дешевле.

‚„Подойля в пупенетух Андрей  Алексан-
дрович спросил у матроса, как он освоил
пулемет. Тот пожаловался, что трудно, на-
ВОДИТЬ. ogee iaee

— Раныше пулеметы были с пружиной, .
а теперь нет, — сказал. матрос. Дейетви-.
тельно, пулемет этот делался в блокадное
время, и не все в нем было. хорошо.

Товарищ ®данов сказал нам:

—= Постарайтесь исправить

этот недо-

статок, а мне через неделю сообщите pe--
зультаты.
Не через неделю, a ‘через несколько

дней этот недочет был устранен.

Кончился осмотр, и Андрей Александро-
вич любовно, тепло пожелал военным м0-
рякам счастливого плавания, пожелал им
боевых успехов,

Каждая вотреча с товарищем дановым
поднимала силы и энергию советских ко-
раблестроителей для строительства  гроз- .
ного и сильного флота нашей социалиети-
ческой Родины,

Вместе со всем советским ‘народом: мых
создатели ‘боевых кораблей, с глубокой
скорбью ветретили известие о ‘кончине
выдающегося деятеля нашей партии и Co-
ветского государства. ,

Андрей Александрович Жданов был
большим другом, учителем советских воен-
ных моряков и кораблестроителей. Мы,
советские кораблестроители, © еще  боль-
шим напряжением наших сил и энергии
будем создавать такой могучий  Военно-
Морской Флот, о котором мечтал Андрей
Александрович Жданов.

Инженер-капитан 1 ранга
  А. УСЫСКИН.