Лично руководить учебой
и воспитанием подчиненных

офиперами своей боевой части. Он но ин-.
тересуется их службой, не оказывает нуж-

° Табачный дым облаком повис в каюте.
Офицер Копылов сидел за столом и курил.
Он сегодня, как и вчера, как и три дня
назад, еще не спускался на свои боевые
посты, не проверял, как прошла утренняя
приборка. не контролировал осмотр и про-
ворачивание механизмов, не присутетво-
вал на занятиях личного состава боевой
части. Все эти важные мероприятия т. Во-
пылов целиком доверил подчиненным, He
проверяя их.

Мы наблюдали такую картину. Был п0-
хан сигнал «Вооружение и механизмы 0с-
мотреть и проверить». В котельном отделе-
нии осмотром и проверкой руководит стар-
шина 2-й статьи Беланов. Старшина стоит
у котла и внимательно емотрит на водомер-
ные стекла.

— Воды в котле нет, — говорит он, ни
® кому не обращаясь.

— Как нет? — удивляется один из
матросов. — Котел напитан.

— А стекла пустые...

Старшина лично выяснил причину
неисправности и тут же устранил ее. Ма-
тросы наблюдали за его действиями, a по-
ложенного по инструкции проворачивания
механизмов не производили. (смотр был
беглый, поверхностный.

Мы ознакомились с вахтенным журна-
лом котельного отделения. Графа «Замеча-
ния по проверке ведения журнала. и ©0сто-
янию экоплоатации матчасти» оказалась
незаполненной и свидетельствовала 0 TOM,
что командир БЧ-У давненько не загляды-
вал в журнал. В течение четырнадцати
дней журнал не подписывал даже командир
труппы инженер-лейтенант Родин. А ero
подпись должна ежедневно екреплять каж-
дую странипу этого документа. Старшина
Беланов. видя, что его работу никто не кон-
тротирует, в течение восьми дней вообще
не заполнял журнал. Три дня и них
он вел записи в евоей записной книжке.
Но и эти записи были далеко не полными.

Векоре время. отведенное для осмотра и
проверки механизмов, истекло. Раздался
новый сигнал. Но - механизмы таки оета-
лись не осмотренными как следует. Толь-
ко один матрое доложил старшине 0 TOM,
что его заведывание в порядке. Остальные
молчали. Старшина не потребовал от под-
чиненных уставного выполнения. своих
обязанностей

Разумеетея, работа в котельном отделе-
нии шла бы по-иному, если бы ею 1п0-
настоящему руководил командир боевой
части или группы. Однако т. Копылов,
очевидно,  недооценивает значение добро-
совестной проверки механизмов, ‘не по-
нимает, что в строгом соблюдении инет-
рукпий и наставлений на этот ечет —
залог безотказного действия техники.

Тобовь к технике можно воспитать У
- подчиненных только систематической  кро-

потливой работой. А офицер Копылов вос-
питанием старшин и матросов занимается
явно нелостаточно. На это’ указали ему ком-
мунисты На партийном собрании. Hommy-
нист Копылов не внял справедливой крити-
ке: описанный нами случай имел место
после партийного собрания.

Мало работает т. Копылов и © молодыми

Успех группы летчика Федорова __

Накануне полетов офицер Федоров, наз-
наченный ведущим группы, обошел всех
летчиков. Он ознакомил их ©  поставлен-
ной задачей. проверил, все ли хорошо под-
тотовились, знают ли свои действия в в03-
духе.

— Учтите, товарищи, — говорил перед
етартом Федоров, — хвост будет  подни-
маться туго. Для лучшей кучности бомбо-
метания точно выдерживайте установлен-
ный интервал. Строй должен быть вот та-
ким, — и ведущий указал нз пролетевиее
над аэродромом звено самолетов соседнего
подразделения. — ПНосалку будем  совер-
шать по-одному. Сверьте время.

Штурманы Герой Советокото Союза ка-
питан Губанов ‘и старший лейтенант Го-
гушкин сообщили данные 0’ направлении
и силе ветра на различных ‘высотах.
Взревели моторы: Самолеты вырулили Ha
старт. Поднялея ведущий, а Через  He-
Сколько MUHYT — и вся группа. Поблески-
вая на солнне плоскостями, самолеты по-
шли вурсом в море. :

В установленное время группа пришла в
заданный район. Ведущий первым обнару-
жил пель. Через короткое время самолеты
легли на боевой куре. Еще мгновение — и

STs TSE

SSS

—4 Зак -
АМ

ной помощи. А молодые ‘офицеры нужда-
ются в ней. 06 этом свидетельствует, на-
пример. такой факт. Однажды офицера Ро-
жина спросили,   как крепится” гребной
винт. И молодой офицер напутал в ответе.

Передовые командиры боевых частей
настойчиво учат старшин методике прове-
дения занятий и учений на боевых постах.
Для этого они не жалеют ни времени, ни
‘сил. Они хорошо знают, что их труд оку-
питея < лихвой. Вели старшины научатся
правильно обучать своих подчиненных, т9
матросы хорошо  освоят свою специаль-
ность. будут действовать разумно и реши-
тельно в любой обстановке,

Очевидно, офицер Копылов не понал это-
то. Веледетвие неумения организовать свою
работу он не находит времени ‘для 0буче-
ния старшин. А следовало бы такое время
найти. посмотреть, как учит матросов, на-
пример. стартина носовой аварийной груп-
пы Безруков, He только содержание заня-
тий, но и планы, которые’ составляет стар-
тина. 2-й статьи Безруков, не соответетву-
ют самым элементарным требованиям, План
одной ‘из тренировок выглядит буквально’
так: -

«1. Опрос боевых инструкций — 10 ми-
HYT.

2. Тренировка по живучести (вводные
по заделке пробоин, постановка поднор на
переборку) — 20 минут»:

Опыт показывает, что практические за-
нятия по борьбе за живучесть можно сде-
лать очень интересными и поучительными.
Но для этого надо составить иной план, а
не такой, как у старшины ` Безрукова.
плане обязательно должны быть яркие,
конкретные примеры из опыта войны. 3a-
нимаясь по такому плану; старшина может
очень плодотворно обучать матросов. План
me, который мы привели здесь, вовсе He
помогает старшине проводить занятия.

Безруков товорит: Я составляю этот
план лишь потому. что требуют. А Ha 3a-
HATUAX он мне не нужен.

Безруков не умеет правильно. планиро-
вать занятия, 8 командир боевой части
не учит его этому. Он лишь утверждает
подобные формально составленные бумаж-
ки. Его не бесповоит, что Безруков не
умеет методически правильно провести за-
нятия, никогда не пользуется средствами
имитации, часто не соблюдает уставной
порядок во время тренировок. Матросы си-
дят на рунлуках,  приказаний не повто-
ряют, выполнив: вводную, не докладывают
0б этом. Е

Разумеется, указанные здесь недоетат-
ки можно быстро устранить. Для этого
командиру боевой части нужно системати-
чески бывать на занятиях и учениях, про-
водить со етаршинами инструвтивно-мето-
дические занятия, лично руководить обуче-
нием и воспитанием подчиненных. Офицер
Копылов уже восемв лет плавает на корад-
лях. За его плечами большой практический
опыт. У него есть все возможности реши-
тельно перестроить свою работу.
Инмженер-капитан-лейтенант

: П. ГАЛИН.

бомбы одна за лрутой юшли вниз. Зафик-
сировав результаты удара на пленку, Oe-
хоров повел группу по новому курсу для
выполнения еледующего упражнения.

Первым на ‚аэродром возвратился самю-
лет летчика Миронова. Личный соетав уже
знал 0б успехе этого экинажа, прямым по-
паданием поразившето цель. Так же of-
лично выполнил учебное задание и экипаж
летчика Буланихина. Вся группа Федорова
отлично выполнила задачу.

Через несколько дней летчики  подня-
лись на выполнение очередного упражне-
ния. Ведущим опять был назначен Федо-
ров. Перед вылетом командир предупредил
ведущего: учтите, что в море над целью
дымка, видимость три километра, поиск
надо провести особенно тщательно.

Более сложные условия не смутили лет-
чиков. Ведущий точно в заданное время
привел групну в район цели, обнаружил и
атаковал «тротивника». Задача, каки в
прошедшие дни, была выполнена группой
на «отлично». Хоропю действовали не
только быватлые воины, но и воспитанники
т. Федорова — молодые летчики тт. Глин-
ский и Новохацкий.

Лейтенант П. ТОКАРЬ.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Альманах

В Советской Эстонии живет групиа пи-

„эстония“

зать живых героев Tak, чтобы ‚читатель

сателей, пишущих ча русском языке. Их  проимкоя их чувствами.

ироизведения и вошли в изданный альма-

шах «Эстония» *). В литературной жизни

‚ Наибольшее внимание в повести уделено
курсанту Быковокому. (С одной стороны,

республики это явление отрадное: оно го- Быковский — человек < отрицательными

ворит © росте социалистической культуры

республики.

Олнако современная жизнь Эстонии 06-
вещена в альманахе весьма скушо. Преиму-
ественно это тема поэтического раздела
альманаха, в прозе же ей отведено место в
Лидии Жюмпус «Фе-

небольшом рассказе

моральными чертами: он заносчив, вы-

ere товарищи. С хрутой стороны, Быковский

— примерный, <тарательный, епособный

RypCaHr.
Может быть, отрицательные качества

углубления, диферента и крена от затопле-
ния каждого отеека. Одновременно он ука-

сокомерен, самонадеян, честолюбив. «Вы-
скочка и  торлец», — так характеризуют

eS

КРАСНЫЙ ФЛОТ

В наше время трудно себе. представить,
чтобы при проектировании: корабля к нему
He пред’являлись определенные требования
с точки зрения обеспечения ето нешо-
топляемости. Но‘еще не так давно замеча-
тельным русским ученым-— Степану   си
повичу Макарову и Алексею Николаевичу:
Ерылову пришлось вести упорную борьбу
с рутиной в кораблестроении, добиваться
признания ряда принципиальных положе-
ний, обеспечивающих  непотопляемоеть, ко-
раблей и требующих введения необходимых
изменений в их вонструкдию. :

ка железо и сталь находят широкое при-

вых стальных кораблях начинают ‘уетанав-
дивать поперечные и продольные перебор-
ки, чтобы обеспечить корабли. от затопле-
ния при подводных повреждениях. Не-
сколько позже вводятся второе AHO HM BTO-
рой борт. В результате создалась так назы-
‘ваемая клетчатая. система набора корпуса,
Она явилась важным шагом во корабле-
строении. 5

Однако в те времена конструкторы ко-
раблей во всех странах He имели еше
яеного взгляда на основные принципы
обеспечения непотопляемости. Й не слу-
Чайно, что более 50 лет при проектирова-
нии совефшались. оптибки, приводившие к
гибели кораблей от незначительных иро-
боин.

Первым ‘поднял голос против этих оти-
бок выдающийся русский флотоводец Сте-
пан Осипович Макаров. В вампанию
1869 г. он был назначен на броненосную
лодку «Русалка». Во время одного из похо-
дов лодка коснулась правой скулой камня
и получила небольшую пробоину. Во вто-
ром дне носового отсека открыли для 06-
мотра горловину. Вода стала поступать
внутрь корабля, и лодка вынуждена была,
для спасения стать новом на мель.

Это вобытие произвело большое впечат-
ление на Макарова. Он начал исследовать
причины аварии «Русалки». В результате
через некоторое время в’ третьем, пятом и
шестом номерах «Морекого Сборника» за
1870 г. появилась его етатья: «Броненос-.
ная лодка «Русалка». Статья имела  под-
заголовок: «Исследование плавучести лод-
ки и средства, предлагаемые для усиления
этого качества». Заметим, что термин «не-
потопляемость» Макаров ввел позже, а В
данном случае обозначил это качество тер-
мином «плавучесть».

Макарова удивило то обстоятельство, что
сравнительно небольшое повреждение «Ру-
салки» чуть не привело ее к гибели. «Мне
не верилось, — писал он, — чтобы воен-.
ное судно, самой новейшей конструкции,
могло тонуть от прибыли 50 ведер воды в
минуту». Специальная литература не отве-
тила Макарову на вопрое, каким обра-
зом обеспечить непотопляемость корабля.
Этим вопросом не. занимались ни в одной,
стране. о т

Описывая ‘разделение «Русалки» на
непроницаемые отсеки, Макаров. исследует
«© возможной подробноетью ее плавучеств»
(в данном случае — непотопляемоеть). Он
‘составляет таблицы, в которых приводит
вычисленные им самим изменения среднего,

зывает, что эти же таблины могут елу-
жить для того, чтобы определить, Hak из-
менится повадка при затоплении несколь-
ких отсеков. а

Эти таблины евидетельствуют 0 том,
что Макаров правильно подошел к разре-
пению одного из важнейптих вопросов В
теории корабля — к исследованию изме-
нения его посадки от затопления’ различ-
ных отсеков. Впоследствии совершенно яс-
но и четко сформулировал решение этой
залачи WM. Г. Бубнов. 976 решение и сей-
час является стержнем теории  непотон-
ляемости. 2 i a bowl 3

Анализируя свои таблицы, Макаров сде-
лал ряд принципиально важных выводов,
‘заложивших фундамент учения “0° яето-
топляемости. :

В.те времена палубы кораблей имели,
немало вырезов, нарушавших их непрони-
цаемость. Макаров требовал в своей статье
терметизации палуб и, в частности, герме-
тически закрывающихея люков. здесь же
приводилась разработанная им ROHCTPYR-,
ция таких люков. «Цель Mos, — писал
он, — доказать необходимость  воспользо-.
ватьея палубой, как непроницаемой пере-

чувство у девупки, наоборот, настаивает на.

операпии, которую он сам намерен немед-
ленно сделать.

Колосов делает операцию, Она проходит

удачно. Победил смелый новатор, & к0с-
ность посрамлена.

переднем крае»,

когда отец Люси полковник Павлов, коман-
больной дочерью.

Выбываю из строя?
Павлов: Ч. ты ерунду  тородишь?..

второй эшелон, что ли, на отдых.

ли и правильному конструированию воло-
отливной системы. Он
структивно разработал
рабле двух, труб, проложенных под ниЖ-
ней палубой mo Bee ero
ото диаметра = отливной и меныпето ie
осунтительной,
трубы сообщались © водонепронипаемыми
отделениями. К трубам же присоелинялись
все помпы. Тем самым. предоставлялась
возможность откачивать воду из каждого
отсека всеми помпами..

В конце первой половины прошлого ве-
же система помогала управлять креном и

менение при’ постройке кораблей. На пер-лиферентом новрежденното корабля.

ший интерее в Англии, 6
в английском обществе корабельных инже-
еров. была прочитана лекция, в основном
посвященная описанию‘ предложенной Ма-

ском Сборнике» статью «0 непотопляемо-
ети сулов». В ней втервые было ‘дано ompe-
деление непотопляемости как олного
основных.
лаемость судна, или способность его оета-
ваться на воле, имея подводные пробоины,
есть одно из главных боевых качеств каж-

ментов, составляющих боевую силу судов»
он лобавил к этому определению  требова-
ние.не только оставаться кораблю Ha пла-
ву, но и не терять своих боевых качеств.
Здесь же он дал характеристику состояния
учения о непотопляемости в TO время и
отметил протпреесивную роль русских мо-
ряков в этом вопросе.

другие выдающиеся русские кораблестрои-
тели. Исслелования Алексея, Николаевича
Крылова и Ивана Григорьевича Бубнова за-

топляемоети, столь важной области теории
‘корабля. Они ` создали методы, позволивиие
оценивать непотопляемость кораблей не на
‘основании общих ‘соображений, ‘а’ «числом

Бубнов опубликовал
ляемости судов». Он отметил ряд
укоренивитихея в практике
‘ния, и указал, To «чем меньше разница

ели они
‘тельных кренов и диферентов,
Гчивости корабля ничто не угрожает.
‘связи`е этим Бубнов разрабатывает свою
‘знаменитую диаграмму (названную в тео-
‘рии. корабля его именем), > позволяющую
так разместить поперечные переборки, что

‘лов «Теория корабля», ч. 1, 1907 г., ет.
298). 2 a

SES ee ee ee ee Ee =

Таково краткое содержание пьесы «На

Прачем тут, вправе спросить читатель,
передний край? Эта аллегория возникает,,

дир бригады морской пехоты, беседует с.

«Люся: Значит, я очень опасно больна?.

Выковекого выпячены для того, чтобы по-
казать, как в товарищеской среде они ме-

ня» и в главах из книги Иосифа Колтунова
«Синие торы». Все остальные  произведе-
ния: «Трудное плаванье» Георгия Соловь- няютея, как воздействуют обстановка Учи-
ева, пьеса Гр. бкульского «На переднем лища, нартийная и комсомольская органи-
крае», рассказ ВК. Любченко  «Хилда», зации, коллектив курсантов? Нет, в пове-
очерк Ильи Амурекого «Старик»——отдале-   сти. этого не видно, не видно и процесса
ны от сегодняшнего дня, одни больше,   переделки Быковского. Более тем, попыт-
другие меньше. ки воздействовать на Быковекого ожесто-
Повесть Георгия боловьева «Трудное   ЧАТ его. Он начинает отвиливать от ра-
плаванье» занимает в альманахе большое  б0Ты, «сачвует», сторонится товарищей.
место, хотя и. напечатана с сокращениями. Вее это делает образ. Быковского наду-
Она посвящена жизни и учебе курсантов  манным, . нереальным. Не удались автору и
военно-морского училиша. Время действия другие персонажи повести.

втором эшелоне...».

Все последующие события, очевидно,
должны отождествлять собою борьбу пере-
довото © отсталым. Но «тора рождает
нышь». Большая тема только, залета и
тонет в конфликте двух влюбленных. с9-
перников. Be

Чувство неудовлетворенности, навеянное
пьесой, исчезает, котла. читаешь рассказ
Лилии Вомпус «Феня». С болыцим мастер-

подкупают эмопионольноеть пуоизвеления.

Люся: Никогда я не любила стоять во

ством здесь выписаны действующие. лица,

— оды второй пятилетки. Героиня пьесы Гр. Скульского «На пе-

Георгий боловьев умело передает колорит   РеДНем
жизни училища, показывает, чему учат и
как учат курсантов. Тут и первая приборка
на шхуне, и первая вахта, и первые шлю-
почные учения, н Первое большое пла-
ванье, — все описано со знанием дела. С
меньшим ‘успехом писателю удается пока-

(ee

®) «Эстония». Альманах. Гиз Эстонской
ССР. Таллин, 1948 г. Ответственный редак-
Литературный редактор

тор П. Вийдинг.
М. Кулишова. Стр. 437. Ц. 22 р.

вушка,
шизмом снайпер, опасно больна.

рургическое вмешательство.

крае» Люся Павлова, молодая де-
прославившийся в дни войны < фа-
В ев ле-
вом легком, поблизости от сердца, `0бра30-
вался гной. Есть два выхода: лечить и
ждать счастливого исхода болезни или хи-

Подполковник медицинской службы, ван-
дилат медицинских наук Дубов, любящий
Люсю и не теряющий надежды назвать ее
своей женой, решительно против операции.
Молодой хирург майор Колосов, тоже влюб-
ленный в Люсю и встречающий взаимное

живость его, мягкий юмор. В. маленьком
энизоле, рассказывающем, как по инациати-

хазаны черты советского человека, его
умение зажечь хороптим примётом окружа-
ющих,

ками очерчены герои рассказа.

Be девушки Фени отремонтировали OM,
приптедигий в зетхость за оды войны, по-

_ разбудить в них общественную
‘«жилЕу» и научить по-новому понимать,
жизнь. Скупыми, но выразительными маз-

Интересен по сюжету рассказ К. Люб-
ченко «Хилда», повествующий © подвиге
рыбака Лухтеалу. Однажды в осенний ве-
чер старый рыйав не увидел в море зна-

Большое внимание Макаров. уделил 10-

предложил и  вон-
устройство Ha ..B0-

длине: трубы боль-

Специальными отростками

Помимо своего прямого’ назначения, эта

Это устройство,  примененное на ряде
кораблей‘ русского флота, вызвало живей-
апреля 1876 г.

каровым системы. see
В. 1875 г. Макаров публикует в «Mop-

из`

качеств. корабля:  «Непотон-

дого судна». Шозже в статье «Разбор эле-

Дело, начатое Макаровым, ‘продолжили

вершили создание стройной теории непо-

и мерою» по результатам точных расчетов.

В 1901 г. в «Морском Сборнике» И. Г.
статью «0 непотон=
ошибок,
кораблестрое-

между мореходными качествами судна до и
поеле аварии, тем выше ero живучесть,
тем совершеннее само вудно».

Это укавание четко определяло пути ра-
пионального проектирования кораблей. Не-
обходимо было добиваться, «чтобы при вся-
кой аварии крен и диферент, получаемые

судном, были по возможности незначитель-

ны, и во всяком случае не возросли на-
столько, чтобы судно потеряло какое-ни-
буль из’ своих мореходных качеств».

На оеновании своих иселедований Буб-

нов пришел в. вЫводу, что корабли © боль-
гим водоизмещением могут свободно вылер-

живать затопление очень больших отсеков.
три этом He получают значи-
то остой-

В

при затоплении любого отсека’‘диферент не
превзойдет заданной величины.

Отромную роль в создании теории непо-
топляемости сыграл Алексей Николаевич
Ерылов. В 1902 тоду он разработал так
называемые «таблицы непотопляемости».
Их задача-—дать ответ на два главных во-
проса:

«1. При данном повреждении остается
ли корабль на воде, или же тонет или
опрокидывается, и если остается, то ка-
кое принимает положение тавновесия и

какая его остойчивость в этом вообще на-

RIOHHOM или 606ом положении   равновесия.

2. Корабль, получив данное поврежде-
ние, остался”на воде в некотором. наклонном
положении равновесия; спрашивается, в
какой мере он может быть. выравнен. за-
топлением других отделений, кроме по-

врежденных, и каковы будут после вырав-.

нивания его осадка, оставптийся (вообще
малый) крен и остойчивость» (А. Н. Вры-.

Чтобы создать такие таблицы, Врылову
пришлось прежде всего разработать мето-
дику расчета изменения посадки и остой-

комых проблесков маяка. Маяк не горел. дателей, которые не отступают от своей
Не случилось ди что-либо с его другом — цели. Таковы геолог Русепкая, начальник
маячником Иваном Максимовичем? Иван   трассировочного отряда инженер Орочков
Максимовия на маяко один, сын уехал в такова Марфинька — молодой техник для
город. Старый рыбак в беспокойстве отвя-   которой не существует ни трудностей НИ
зывает. свое суденышгко, названное по име-   опасностей. i

HH е№ покойной жены «Хилла» и

отправляется к мысу. В башне маяка он! поэзии.
oe беспомощного, больного маячника.  Рушкиса «Жен
Надо поспепгить зажечь маяк, но ему это не! хоро

poe р К, Hi орошее впечатление,

удается. А на горизонте во мраке осенней   ха eune. Hoot namex яркле
ночи уже видны огоньки быстро илущего ей
‚судна, оно рискует паткнуться на похвод-

ные камни. Разложить бы костер,

рый рыбак поджитает свое судно и этим
ситналом спасает идущий корабль.

Е сожалению, хуложественные достоин-
ства рассказа невысоки, что  об’яеняется
недостаточной литературной  отытностью
автора.

в числу наиболее удачных произведений,
входящих в‘альманах, можно отнести гла-
вы из книги Иосифа Колтунова «Синие го-

произведении, но то, что опубликовано,
читается с интересом. Болыная наблюда-

вость, умение подметить характерное в лю-

AMX увлека-

делают”
тельным. т

это ‘произведение

эстонских

поход.

ры». Правда, трудно по ним судить о веем

тельность автора, знание материала, ки-

Книга рассказывает 9 труде изыекателей
трассы газопровода, строящегося на базе
сланцев. Это очень трудная
трасса, каждый километр ее надо выбирать
из десятков других, «нало искать его, как
ищут золото», — говорит автор устами
своего героя. И читатель действительно ви-
дит, с какам трудом отряд советских энту-`Дами развития эстонской
зиастов совершает, свой изыскательский   Дает краткую характеристику ведуших ве

ee SE Se ee

да дров   ны, самоотве
  нигде нет, на дворе ееть только куча угля   («Клад» рженных в борьбе и в труде

и несколько капель керосина... Тэгда ©та-   гла
Просто, как бы тебе сказать, перевели. во. pales

многими чиновника
ным HHCHeRTOPOM ко

окой эскадры 10

гичные таблицы.

7 сентября 1948 г.,

‘Создатели учения.
о непотопляемости корабля

чивости корабля при различны
затопления единичных отсеков,
труппы отделений,
приемов ему удалось. приве
формулы к Такому виду, что весь
мот быть произведен’ при помоши суммиро-
зания немногих, заранее
личин. Такие
всех отделений. данные
лицу ненотопляемости. Чтобы получить я6-
ный ответ, от инженер-м
лось произвести с этими д:
арифметические действия.
расчета — неопенимое
Крылова, д
ваться чаще всего’ в сложной
новке.

Целесообразность предлатавиихся Вры-
ловым мероприятий была сов
видна. Однако они коренным о
ли устаревшие
строении, нарушали спокойствие
‘рутинеров, ‘раболенетвующих перед
заграничным.
жать длительную и ожесточенную
ми, в том числе с глав-

раблестроения Кутей-
никовым. Предложения Врылова получили

а затем.
Путем

заранее

качество
которыми приходится

традиции В

Крылову прилглось
борьбу

официальное признание морского начал

ства. не сразу. ^

Иначе отнеслись в предложениям КБры-
лова широкие круги флотских специали-
слов. Осенью 1903 г. Крылов передал В
штаб командующего морскими силами
хого океана евои таблицы непотопляемости
для «Петропавловока». Моряки портартур-
достоинству оценили”
столь полезное предложение и Ha pale

кораблей своими силами составили анал

Начавшаяся в январе 1904 г.

японская война показала всю правоту
значение работ Крылова.
японцами броненосец «Цесаревич»
спасен от опрокидывания трюмным инже-
нер-механиком Федоровым. При’ помощи
таблип Федоров выбрал и затопил непов-

х. случаях

оригинальных
ети расчетные
расчет

вычисленных в6-
вычисленные для
и составляли ‘таб-

еханика требова-
анными простые
Такая простота
таблиц
пользо-
боевой обета-

ершенно ©че-
бразом лома-
корабле-
многих

всем
выдет-

И

<

Ъ-

‘On

русско-

И

Торпедированный
был

чали погружаться порты  треххюймовых
орудий кормового каземата. К аналогично-

му выравниванию крена прибегли и на

«Ретвизане», затопив кормовые патронные

погреба. .

Но, пожалуй. наиболее яркой иллюстра-
цией значения разработанных Врыловым

принципов 06
может служить броненосец «Орел». №
известно, «Орел» в Цусимоком бою пол

обеспечения непотопляемости

ак,
y-

чил такие же повреждения, как и одно-

тинные © ним «Вородино»,

«Суворов»,

«Александр Ш». Все три корабля, опроки-

нувшись, утонули, а «Орел» остался

на

плаву, В этом- значительная заслуга кора-
бельного инженера В. П. Костенко, плавав-
шего на «Орле». Придя служить на. этот
корабль, Костенко сразу же составил ‘для
него таблицы непотопляемости. Применив

их в бою; он спас броненосен,
После Цусимевого

сражения таблицы

непотопляемости Крылова были, наконец,

им же принципы обеспечения ’ боев

введены в русском флоте, Разработанные

ой

остойчивости ‘стали применяться‘ при

проектировании и постройке ‘новых’ ко-

раблей.
Созданное C. 0. Макаровым и A.

Н.

Крыловым учение о непотонляемости ко-
раблей оказало большое влияние не толь-
хо на русское, но ‘и на мировое ‘корабле-

строение.
Советские ученые продолжают

вать дело, начатое С. 0.

А. Н. Крыловым. 06060

разви-
Макаровым и
следует отметить

работы в этой области проф. В. Г. Власо-

ва. Он создал методы расчета посадки И

остойчивости корабля при повреждениях,

вызывающих большие крен и диферент, и

методы построения диатраммы  статиче-
ской остойчивости поврежденного корабля.

Им же предложен новый

метод подбора
спрямляющих отделений, основанный на

учете фактической остойчивости  повреж-

денного корабля и сводящий необходимые

‘ста совещание
Иностранных ‚Дел
свои рекомендации
странных Дел по вопросу о бывших италье
янских колониях.

ставители трех западных держав не, выска-
зались о TOM,
странных Дел будет рассматривать вопро
о бывших итальянских колониях в соотвот-
отвии в Мирным договором. Между! тем во-
прое о дал
янских колоний вызвал большие разногла-
сия на совещании заместителей и не было

достигнуто
тырех держав ни по

вторник, № 212 (3006)

К вопросу
о бывших итальянских
колониях

бщалось в печати, 31 авту-

Заместителей Министров
в Лондоне представило
Совету Министров. Ино-

Как уже соо

При этом, однако, пред»
когда Совет Министров Ино-

ънейшей судьбе бывших италь-

согласования мнений всех че-
одной из них.

‘Ввиду Этого Посольства СССР в Лондоне,

Вашинттоне и Париже, по поручению (-
вётского Правительства, направили 4 сон-

тября
США и Франции ноты, в которых говорит.

ся следующее:

правительствам Великобритании,

В связи © окончанием работы Заместите-

лей Министров Иностранных Дел четырех
держав по вопросу о бывших итальянских

колониях и в соответствии с0 статьей
93 Мирного договора е Итагией и призояе.

нием ХТ к этому договору Советское Прави,

тёльство считает необходимым до истече-

ния предусмотренного Мирным договору

срока, т. е. до 15 сентября сето гда, рас

смотреть в Совете Министров Иностранных
Дел вопрос о бывиих итальянских колони
ях в порядке, установлением Мирных №

повором,

(ТАСС),

Hs nucem в редакции

ОШИБКИ И НЕТОЧНОСТИ

режденные отделения. Аварию броненоспа  . р :
удалось приостановить в тот момент, когда Досадно pi jaan “р Читает
крен лоетит уже 17 градусов и в воду на- статью. Н, лотникова усские в
и С Антарктике», ‚ опубликованную в № 161

газеты «Боевая вахта».

С легкой руки автора и доверчивой рь-
дакции адмирал Михаил Петрович das.
рев —— создатель знаменитой черноморовой
тколы русских моряков, учитель здмира-
лов Нахимова, Ворнилова, Истомина, ско
чавшийся до начала Крымекой войны,
превращен в «М. И. Лазарева, впоследот
вии прославленного участника , обороны
Севастополя, соратника Нахимова».

Описывая открытие различных островов
Тихого океана, автор говорит: «Четвертый
месяц уже продолжалось непрерывное пла
вание, но земли все не было. Непроходи-
мые льды охраняли тайну Антарктиды, №
имея возможности продолжать плавание
йз-3а плохого состояния судов,  Беллинс
таузен повернул на северо-восток... Вы.
линсгаузен решил прекратить дальнейшие
исследования и возвратилея на Родину»,
Вот уж поистине т. Болотников читал,
писал, а слона-то и не приметил! Вых.
дит, что русекие моряки так и не. открыли
Антарктиду.

В книге академика Л. ‘С. Берга «Ве
союзное географическое общество за м

`лет» говорится: «Замечательны открытия,

сделанные Беллиногаузеном и Лазаревых
в Антарктиде (1819—1821); 17 япвим
1821 г, под 68529” ю. м. и 75°40! 5,4
юни, увидели берег, которому дали наз.
ние Земли Александра Г; это был ант
тический материк, часть которого виервы
положена на карту нашими мореплавате“
лями».

Таким образом, загадочная Антарми
впервые была открыта! русскими №
ками!

Такая опибка Н; Болотникова заставляя
настороженно отнестись и ко всей сли
в целом. И действительно, даже при бк

я этого вычиеле: лой проверке оказалось, чмо ость
> В Советоком и ты Herne Россиян», переименованные  впоследстии
‘иностранцами в Таумоту, автором стат

топляемости достигла наибольттего paciBe-
та. Она являетёя той научной базой, na
которой ‘основана высокая живучесть
военных кораблей отечественного флота.

Доцент, инженер-капитан 3 ранга
А. ГЕРАСИМОВ:

rs

9тделены от островов. Волконского, Кут
зова и др. А между тем в действительн
сти. именами Волконского, Кутузова и 1
названы отдельные группы именно 061
вов Россиян. (Остров «Малоярославен» J
автора статьи превратился в «Мм
Ярославец», Астрономом в  экепедиши,
судя по острову, названному его имен
 был Симонов, а не Симаков, как указ \
в статье.

Редакция «Боевой вахты» должна тще
тельнее проверять поступающий в 130
материал.

Широко представлен в альманахе раздел
Цикл стихотворений Валентина
щины 9стонии» оставляет

Действительный член Всесоюзного
географического общества доцент
капитан 1 ранга М. КАРПИНСКИЙ,

рактеристики для обрисовки женщин ево-
родины, охваченных пафосом  послево-
енного возрождения и под’ема своей стра- По следам выступлений

«Стойкость», «В лесу», «Самое «Красного Флота»

п sah aes
партией зажженным, АВТОМОБИЛЬНУЮ
В вас, ТЕХНИКУ»
Bea oe светры, матери и жены, ‘ Под таким заголовком 1 июля было 01.
Искры HOBOTO ликовано письмо: инженер-майора 8. №

лева о безответственной эксплоатации 881%
 машим некоторыми офицерами:
Командование сообщило редакции,
факты; приведенные в письме т. Мале
подтвердились. На виновных паложи
взыскание.  Намечены мероприятия №
соережению автомобильной техники.

горят!»

at Ae строки из стихотворения «Радуга»
ю считать заключительными дл -
10 WHE. iene

i Несколько слабее стихотворения Ивана
анабина «0 море и суше». Они поверхно-
стны, холодны, преимущественно cosepna-
тельны и лишены активных чувств
В альманахе нап г
мана: ечатаны также перево-
ды стихов эстонских поэтов Яана Кярнера
и Юхана Сютисте.
Альманах заканчивается статьей П. Вий-
и которая знакомит читателя © 060-
нностями литературной жизни молодой

«СВЕТ И ТЕНИ»

Под таким заголовком была опубликов
на статья о работе флотокого тезтрз. №
сообщает начальник  политуправления
es вопросы, поднятые в сы ть

меющие важное значение для Жи!
театра, обсуждались творческим Rodel

Образы этих людей встают перед чита-   ПОЭТОВ.
телем во всей красоте вдохновенных с0зи-

THBOM,

х `Политуправлением оказана помощь B Ht
аживании политической учебы актер,

советской республики, с основными перио-
литературы и

:  деятелей — прозаика
розаиков,  праматуртов. и ВАТЫ конкретные меры по упюрядоч
a и хозяйственного Toll
М. МИРЛЗ. я театра, составлен план работы №

второе полугодие 1948 года.