&

10 сентября 1948 г., цятница, № 215 (3009)

Скоро-—начало
учебного года

(От корреспондента «Красного Флота»)

Вурсанты раз’ехалиеь в отпуск, но Bo-
енно-морское училище им. Фрунзе не пу-
бстует. И в эти каникулярные дни здесь
почти на каждом шагу можно ветретить
юношей в морской форме. Это—вновь при-
нятые курсанты. Их все интересует—от
картин морских баталий в главном веети-
бюле до устройства котельной, откуда зи-
мой пойдет тепло в учебные помещения.
Они с любопытством заглядывают в клас-
сы и кабинеты.

При знакомстве в этой молодежью ново-
то набора прежде всего спрашиваенть, что
привлекло их сюда, почему они решили
стать офицерами советского флота. Че
привело еюда, например, мололото бойца
партизанского отряда Федора Шпильмана,
или Рашида Вадыбова, окончившего итколу
с een медалью, или грузина Лобженид-

Когда началась война, Федору Шпиль-
ману было всего одиннадцать лет. Ма-
ленький провинциальный городок Ивенец,
Барановичекой области, заняли немцы.
Федя вместе с отцом ушел в партизаны.
Сперва это были отдельные разрозненные
группы советских людей, боровшихся с
оккупантами, но вскоре появились пелые
партизанские отряды и даже партизанская
бригада. Ею командовал тогда тов, Кудрин,
бывший моряк.

В одном бою Федор лишилея отца, —
мальчугана приласкал командир бригады.
«Иди ко мне в штаб. Вместе воевать бу-
дем», — сказал он. С этих пор Федя неот-
лучно находился при штабе бригады во
время маршей и боевых операций, в дере-
вушках партизанского района и в глухих
лесах. И там в землянках в долгие зим-
ние ночи он слушал рассказы Кудрина о
матросах времен гражданской войны, о том,

как строился нал созетекий флот, о дале-.

ких плаваниях. Эти рассказы  пленили
юного партизана, и его потянуло на море,
но море было за тысячи километров и
путь. к нему лежал через войну.

Как только Советская Армия освободила
ero родной город, Федор вернулея туда ©
мыслью о флоте. Но прежде надо было по-
думать об образовании: ведь он пропустил
в школе целых три года! Товарищи уже
кончали школу, & ему надо поступать в
седьмой класс. Федор ясно понимал —
осуществление заветной цели зависит
только от него, от его упорства и настой-
чивости.

Юноша почти совеем отрешилея от за-

`бав, целиком носвятил себя учебе. Всякий

раз, когда становилось трудно, Федя вепо-
минал напутетвенные елова командира
бригады: «Учись, дружок, знания помогут
тебе стать хороптим моряком»:

Упоретво, трудолюбие победили: Федор
Шпильман стал учеником седьмого клас-
са. Затем, минуя следующий, сразу шат-
нул в девятый, а закончив школу, при-
ехал в Ленинград и е успехом выдержал
конкурсный экзамен в  Военно-морское
училище им. Фрунзе.

Другим путем, пришел в училище еиби-
ря Алекеей Мацаев, уроженец одного села,
что на берегу стремительной Ангары, в
восьмидесяти километрах от Иркутска. С
ранних лет он страстный рыболов и
охотник. Вместе со взрослыми, опытными
охотниками он мог сутками бродить, вы-
слеживая зверя. И-в училище он с первых
же дней знаменит своими рассказами 00
охоте. Родители не удивились, если бы
Алексея потянуло, скажем, в школу снай-
перов, но ведь он захотел служить на
флоте?!

А узнал Алеша о флоте впервые не так
давно, когда в-Сибирь в местечко Олонки,
где он жил, приехали в отпуск матросы
Тихоокеанского флота. Больше всех из рз-
бят с ними подружились

[ЕТ а ЗИ 8

Последние дни гитлеровского

Алексей и эго‘

eee ee

сверстник Алексанлр Леонов. Как встре-
тятея, бывало, начинаются расспросы о
кораблях. Друзья решили посвятить себя
морской службе. Леонов был старше по го-
дам. Он раньше и уехал на Тихоокеанский
Флот служить срочную службу. Окончил
там школу связи и уже с корабля писал
родителям: «Остаюсь на флоте». Векоре и
Алексей расстался с родным краем. Teueps
он в училище.

...Еели бы отметить кружочками на’ гео-
графичеекой карте места, откуда собрались
юноши, поступившие ныне в училище
имени Фрунзе, мы наглядно убедилиеь бы,
что не только из Российской Федерации,
Казахстана, Западной Белоруссии, Грузии,
— <©0 всех концов нашей страны устремле-
ны к морю взоры советской молодежи.

Дети ленинградеких ученых и рыбаков
Белого моря, шахтеров Донбасса и колхоз-

ников среднеазиатских республик... Быв-  _

шие солдаты и матросы, артиллеристы, са-
перы с боевыми отличиями на ‘груди. Кого
только не встретишь среди курсантов но-
вого ‘набора!

Вот двое юношей. Их видят всегда вме-
сте. Они словно боятся потерятьея в: длин-
ных коридорах училища. Это — Михаил

Секисов и Владимир Чижевский, уроженцы
Александровека-Сахалинского. Долго они
добирались до Ленинграда, используя для
Этого все виды современного транспорта.
Первый раз в жизни на материке — и
сразу в Ленинграде.

:...С того момента, как молодые курсан-
ты надели форму, у. них началась строго
регламентированная жизнь. С побудки и ло
отбоя время расписано по часам и мину-
там. До начала учебного года они должны
постичь азы роенного дела, и потому день
их предельно загружен. Вполне понятно,
GTO на первых порах особенно мното вре-
мени занимают строевая подготовка и изу-
чение уставов.

...На парадном дворе каждое утро можно
видеть курсантов нового набора с флажка-
ми в руках. Было веего лишь несколько
занятий, а большинство курсантов уже и
Читает семафор и передает целые фразы.
«Секрет» таких успехов заключается в
том, что курсанты и по вечерам сами за-
нимаются в кубриках.

На-днях состоялось первое знакомство со
шлюцпкой. В это утро была пасмурная по-
года. Курсанты ушли далеко вверх по Не-
ве, & тем временем собрались тучи и раз-
разилея дождь. Промокли основательно, но
все были бодры, довольны походом.

Bee, что связано с жизнью училища, с”
историей флота, вызывает у юношей боль-
шой интерес. В первое же увольнение они
устремились в Военно-морской музей. А
насколько дней назад по просьбе курсан-
тов капитан 3 ранта Усик провел © ними
увлекательную беседу о боевых и револю-
ционных традициях училища. Беседа’ эта
происходила в зале Революции. Трудно
было выбрать более удачное место для вос-
поминаний о прошлом, нежели этот зал,
де выступал великий вождь народов’ Вла-.
димир Ильич Ленин. о

`Капитан 3 ранга Усик рассказывал” о.
героях обороны Петрограда в 1919 году, о
курсантах, что пали смертью храбрых при
тушении мины на форту «Павел» и ценой
своих жизней предотвратили взрыв минно-
го склада, о фрунзевпах — защитниках
Таллина и Ленинграда в дни Отечествен-
ной войны...

Читая высеченные золотом на мраморе
славные имена курсантов училища, отли-
чившихся в боях за Родину, слушая pac-
еказы офицера © героях, юноши мечтали:
«Ведь и мы можем быть такими!».

Vero премии произведениям:

КРАСНЫ

Черноморский флот. Выступление

Библиотека линейного корабля

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 9 сентября. (Корр.   Вёмнигоры, «Белая  березах Бубеннова,
Больной  понуляр-  «Ветер с юга»

Флота»).
краснознаменном

«Красного
ностью на
ном корабле
пользуется корабельная
Библиотекарь  комеомолек
статьи Бодунов и ero
ло
ческие книги, художественные произведе-
ния русских классиков и еоветоких писа-
телей. Только за последние три месяца
библиотека выдала свыше 4000 книг.
На корабле систематически  ортани-
зуются литературные вечера, устраиваются!
выставки, составляются. аннотации на
вновь вышедшие книги.  Практикуются
встречи с. нисателями и поэтами.
= В ‘библиотеке’ бъети. проведены читалель-
ские конференции ‘позудостоенным Сталин-

актив уме

НОВЫЕ

И. С. Прочко. Советская артиллерия,
Воениздат. 1948 г. Стр. 99. Цена; 1 руб.

В книге дан краткий исторический очерк
разватия русской артиллерии, роль артилле-
рии Красной Армии в годы гражданекой
войны. 0еобенно подробно автор освещает
действия нашей артиллерии и боевые подви-
ги воветеких артиллеристов в годы Великой
Отечественной войны.

(По материалам совещаний в ставке Гитлера)

4. Планы, на выполнение которых

уже нет

В течение февраля надежды Гитлера
на активизацию подводной войны  возра-
стали прямо пропорционально дальнейше-
му ухудшению положения немецких войск
на сухспутном фронте.

«Фюрер особенно удовлетворен уснеха-
ми подводных лодок за последнее время»,
— гласит отчет о военном совещании,
состоявшемся в имперской канцелярии
17 февраля. На этом совещании Дениц,
между прочим, сообщил, что командиры
семи подводных лодок, только что вернув-
шихся из района Британских островов,
вдинодушно признают  противолодочную
оборону англичан «не весьма  эффектив-
ной». Гитлер, как обычно после таких
сообщений, нетерпеливо осведомилея, как
обетоит дело с вводом в строй новых нод-
водных лодок. Денип доложил: две лодки
тина «ХХШ» действуют у восточного по-
бережья Великобритании, а первая крей-
серская подводная лодка типа «ХХ» емо-
жет выйти к берегам Америки в конце
февраля или в начале марта. Закрывая
совещание, Гитлер напомнил, что он нпри-
дает усилению подводной войны «огромное
значение для общей военной ситуации».

Подобными заявлениями заканчивались
многие совещания в гитлеровской ставке,
начинавтиеся с докладов о новых пора-
жениях и потерях немецких войск на ©о-
ветско-германском фронте. Гитлер не же-
лал поступиться ничем, что имело отно-
шение ‘к планам подводной войны. Когда
начальник оперативного штаба вооружен-
ных сил Иодль однажды заикнулея было
0 том, что, вследствие трудностей со снаб-
Жением, следовало бы подумать об отводе
терманских войск из района Нарвика,
Гитлер не разрешил даже обсуждать
этот вопрос. «Первостепенное значение для
решения фюрера, — гласит протокол с0-
вещания, — имело то, что при этом под-
—ые—-_

См. «Красный Флот» от 5, 7 и 8 сентяб-
ря 1948 г.

`к отчету о совещании
февраля 1945 г.

времени.

верглась бы опасности Южная Норвегия,
являющаяся важной базой подводных 19-
док»: ть

Термания имела к концу февраля *)
177 действующих подводных лодок, 237
проходящих испытания или учебное пла-
вание на Балтике, 23 — в ремонте (5ро-
ме текущего) и 114 — в постройке, из
которых от 40 до 50 должны были быть
закончены в течение месяца. Сюда че
входят карликовые подводные лодки, отно-
сившиеся к «малым боевым единицам
флота».

_ Эта подводная армада вее еще предетав-

лялась немецко-фашистеким стратегам не-
коей самодовлеющей силой, способной вли-
ять на весь ход войны. На подводную
лодку со «Шнорхелем» возлагалось’ теперь
еще больше надежд,  чем несколько лет
назад на пресловутую тактику «волчьих
стай». Эти надежды подогревались лихо-
радочно ведшимися  экопериментальными
работами по созданию подводной лодки €
новым видом двигателя — паро-газовой
турбиной, от которой ожидалось дальней-
шее значительное повышение скорости
подводного хода **).

Превознося технические усовериенство-
вания, примененные на подводных  лод-
ках, Дениц уверял” Гитлера, что они 03-
начают... «революцию в концепциях ми-
ровой войны». На одном из совещаний в
ставке фашистекий гросс-адмирал дошел
до утверждения, будто благодаря этим
усовершенствованиям «можно отмести в
сторону и устранить все боевые средства,
используемые в морской войне ‘и опреде-
ляющие господство на море».

Бредовые мечты обанкротившихся фа-

MACTCRUX правителей 9 том, как подвод-

приложения № 2
у Гитлера от 26

*) Цифры взяты из

**) Эти подводные лодки не успели

вступить в строй до капитуляции Герма-
нии,

‘ная лодка со «Шнорхелем» или каким-
нибудь «сверхшнорхелем» спасет гитлеров-
скую Германию и обеснечит ей «господет-
в0 на море», понимаемое как трамилин к
господству над миром, сами по себе не за-
служивали бы внимания, Однако, если бы
новые немецкие подводные лодки дейст-
вительно появились в Аллантике в боль-
шом количестве, они могли бы создать серъ-
езную угрозу для судоходства союзников,
а следовательно, и для снабжения  антло-
американских армий на европейском кон-
тиненте,

На военном совещании 3 марта Дениц
заявил, что Германия находится в «пере-
ходном периоде» к «новой эре» подводной
войны и что новые типы подводных ло-
док «омогут проявить активность в боль-
шом масштабе» уже в апреле. Главной
ареной будущих операций намечалея так
называемый «большой круг» — -кратчай-
ший путь через океан, используемый анг-
ло-американскими конвоями.

А пока — в «переходный период» —
основная масба действующих › подводных
лодок сосредоточивалась вокруг Британ-
ских островов, Старые тихеходные лодки
типа «УП-С», признанные ` негодными для
маневренного использования B окване,
посылались к английским портам в Ир-
ландеком море и Ла-Манше. Карликовые
подводные лодки «Тюлень», побтупавшие
во все большем количестве в голландские
базы, продолжавшие находиться в руках
немцев, ходили оттуда уже не только в
устье Шельды, но ив устье Темзы.

За февраль к берегам Англии было пос-
лано 130 подводных лодок (кроме карли-
ковых). Правда, из них ежедневно нахо-
дились на позициях в среднем лишь 17.
Переход из баз в Норвегии или собетвен-
но Германии до районов боевых действий
в Ирландском море или Ла-Мание требовал
в шесть раз больше времени, чем переход
до тех же районов из портов на француз-
ском побережье, на которые в свое время
базировались «волчьи стаи» Денипа. Гросс.
адмирал прибегал в этим арифметическим

артистов
ансамбля на краснознаменном линейном корабле «Севастополь».

линей-   шие произведения советских писателей

«Октябрьская. Революция»   широко популяризируются в радиопереда-
библиотека.   чах и корабельной печатной газете. 0 них

етаригина 2-Й  рассказывают матросам агитаторы.

пропагандируют военные и полити- на корабле лекции

Борабельная библиотека воспитала лю-

` лейтенант Теккель после. успешной атаки  установку устройства

И Флот

плену п

как сообщает 06 этом автор, написан при-

‘менительно к программе курса физики Во-
€HHO-MODCROTO инженерного училиша и
предназначен для курсантов училища в
качестве основного учебного пособия по

соответствующим раздел ам программы.

‘Учебник подписан к печати в 1947 то-
ду. Следовало ожидать, что автор и редах-
Тор этого учебника сумеют избежать оши-
бок, выражающихея в раболепии и низко-
поклонетве перед  иностраншиной. К co-
жалению, автор и редактор рецензируе-
MOTO учебника этого не избежали,

Скупо и неохотно упоминаются в кни-
ге имена русских и советских ученых:
‘вряд ли наберется хотя бы десяток таких
упоминаний, зато все страницы буквально
пестрят иностранными фамилиями, кото-
рых названо более трехсот.

; Ho дело не только в этом соотношении
  цифр.

Дело в том, чт такое предпочтение
иностранцам достигнуто ценой самого яв-
ного искажения основных фактов из ис-
тории науки. Сейчас у нае каждому: пио-
неру известно, что электрическую плам-
почку накаливания изобрел русский уче-
ный Лодыгин, а т. Чечулин продолжает
утверждать, что лампочку накаливания
изобрел «внаменитый американский изо-
бретатель Эдиесон». Касаясь вопроса о
кривых намагничения, автор почему-то
забывает сказать, что эти классические
кривые, имеющие огромное значение в
современной электротехнике, впервые бы-
  ли получены русским физиком  Столето-
вым. зато Чечулин © серъезным видом co-
общает, например, такие «важные нево-
сти»: «В 1931 тэду японцем Мисима бы-
ли открыты сплавы  железо-никель-алю-
миний с большой коэрцитивной напряжен-
ностью... В последнее время в Америке от-
крыт сплав платины © железом и т. д.».
  Выдавать все эти факты 3a последнее сло-
во достижений науки, по меньшей мере,
странно. Ибо советские ученые Займов-
ский, Мисъкин, Сомин и другие не только
давно уже открыли эти сплавы, но и раз-
работали наиболее совершенную  техноло-
тию получения этих еплавов.

Одна из основных в учебнике — Ш
глава посвящена MaTHATHOMy — полю.
Какие страны, времена и фамилии злесь
только не упоминаются: Китай, Индия,
Норвегия, арабы-мореплаватели, греческие
мудрецы, = незполитанский  мореплава-
тель Флавио Джойя, Геллибранд ит. п.
Конечно, все перечисленные страны и
лица в какой-то мере причастны к
развитию учения 0 магнетизме и приме-
нению компаса к мореплаванию. Однако,
Так,   еречиелив воех_и вся, автор непозволи-
‘заныме почти ничего не читал матрос   ТеЛЬНыЫМ образом забыл осветить ту ко-
Лущик. Теперь же он — активный чита-   Юссальную роль в развитии  компасного
тель, постоянный посетитель библиотеки.   дела, которую сыграл ° русекий ученый
„Политический и культурный кругозор   академик А. Н. Врылов, давший капиталь-
этого матроса ‘заметно. распирился: - ные труды по теории магнитной стрелки

Опираясь нз свой читательский актив,   Компаса для использования свойств, маг-

молодежного хореографического

Фото М. Покатило.

Грина й другим. Луч-

Большюй интерес вызвали прочитанные
0 творчестве Пушки-
на, Некрасова, Гоголя, Шолохова, Маяков-
ского и Н. Остоовекого.

‘бовь к книге у многих матросов.

«Счастье»   библиотека хоропю помогает командирам в нитной стрелки на военно-морских кораб-
Павленко, «Люди © чистой ‘совестью» ‘воспитании флотокой молодежи.

лях. При описании так называемой воль-
TOBOH дуги автор забыл сказать, что дей-
ствительным изобретателем‘ вольтовой ду-
ги был русский — Петров.

‘A. A. Игнатьев. 50 тет в строю. Государ-  Советские люди берут все лучшее и
ственное Издательство художественной ли- прогрессивное, что дала им предшествую-
тературы. 1948 г. Стр. 724. Цена 16 руб.   щая история. Они чтут и уважают гений

В это новое издание входят четыре кни-
ги записок, рассказывающих о детских го-
дах автора и его службе в армии до Фев-.
ральской революции з России.

А. Кольцов. Стихотворения.
ство «Советский писатель». 1948 г.. Цена
8 руб. Стр. 322: 7

Е =

книги

* А. А. Чечулин. «Электричество и маг-
нетизм». Издание Высшего военно-морско-
Издатель-  го инженерного ордена Ленина училища
им. Ф. Э. Дзержинского. Отв. редактор
подполковник адм. службы В. А. Рыбаков.

тельными. В утешение фюреру и самому типа «ХХ», которое могло быть  закон-
себе Дениц повторял, . что. ‘положение чено к августу 1945 года.
«резко изменится» с массовым ветупле-  Перед верфями (хотя-с них уже были
нием в строи новых подводных лодок, 0б-  взяты обратно на фронт вызванные оттуда
ладающих большей скоростью хода. раньше несколько тысяч специалистов, да
В середине марта вернулась из боево-`и число ‹амих действующих верфей сок-
го. похода первая. подводная лодка типа! ратилось) ставились дополнительные зада-
«ХХШ». Гитлеру был представлен  под- чи: переоборудовать для боевых действий
робный доклад о том, как ee командир 58 учебных подводных лодок, обеспечить
«норхель» на
всех старых лодках, создать производет-
венную базу для покрытия лодок серии
«УП-С» каучуковой оболочкой  «альбе-

быстро оторвалея от преследовавших лод-
‘ку кораблей. Однако успехи одной подвод-
HOH лодки вряд ли могли успокоить фю-
рера в лни, когда советекие войска овла- рих». В ожидании отромного роста
дели уже большей частью Силезии, окон-  подводных сил флота Дениц требовал,
чалельно отрезали Данциг, начали бои 38  чтобы судостроительная  промвииленность
ТИтеттин, а на Западе, благодаря  <овет-  подготовилась обеспечивать текущий pe-
скому наступлению, возобновилось продви-  монт 350 лодок одновременно. Ставя эту
жение союзников, оправявшихся  после  задачу перех Meprepom, гросс-адмирал
немецкого прорыва в Арденнах. указывал, что он рассчитывает также на

> . меньшение боевых потерь.

Между тем массовый ввод в строй во- У Но пока что они о За
Вых подзодных лодок затятивался. МотУ- аль быо потеряно значительно боль-
чее советское наступление, Степ оных лодок, чем в январе. Дениц
фашистскую империю, дезорганизовывало e

He ошибалея, утверждая, что англичане и
ВСЮ @6 ЭКОНОМИКУ, ВНОСЯ СВОИ CHOUDABRH”   avepmRanitbl ele He нашли принципиаль-
и в тщательно разработанные птаНЫ НТ но новых способов борьбы © погруженны-
тенсивного строительства подводных лодок. Ho «ll 6 -
e г р ми лодками. Но «Шнорхель» не был га
Перебои < утлем и подачей  олектроэнер- антией неуязвимости’ подводной лодки и

€ AU a bP уязвимости  подвод дки
и ase нЕ при старых способах. Рост потерь 06’ac-
ae А SED AE а вялея, кроме того, сосредоточением немец-
м . ких подводных лодок в одних и тех же

Первая подводная лодка типа «ХХ» не районах вблизи британского побережья,
емогла отправиться к берегам Америки В  где, естествейно, сосрехоточивались и мощ-
назначенный срок. и И 616-  ные противолодочные средства союзников.
дующие лодки этого типа.. Выяснилось, в  в а
конце концов, что в лучшем случае лишь ж%е время, a ep.

кого командования, в океане западнее 15°
6 «иодводных крейсеров» смотут вступить западной долготы не было даже воздут-
в строй в течение апреля. Докладывая 06 :

том Гитлеру, Дени уже пе пытался   ee ое ощо ке к и
утверждать, что в апреле Начнется “HOBAH) vo ien TOTRAMH, которые можно было бы
эра» подгодной войны. послать в эти районы, «Переходный пе-
Гитлеровская Германия вообще Уже #6 риод» затягивался...
располагала BpeMeHeM Aut OCTPOURM HO-  В конце концов было решено, не дожи-
вых серий подводных лодок UTeM OOMCE—  J oo, тотовности крейсерских подводных
для завершения дальнейших экоперимен-  (док типа «ХХ», послать на патрулиро-
тов в области подводного оружия. Време- ние океанских путей трушшу старых
нем теперь распоряжалась Советекая АР- больших додок «ХС». Их непригодность
мия, и всем своим сопротивлением гит я офоективных действий в открытом мо-
леровцы ‘могли выиграть лишь НичтоЖНУЮ   ощь ‘недавно считалась бесспорной.
отсрочку своего враха. Теперь Дениц рассчитывал, что на первый
Но Дениц упорствовал. Строительство и  случай поможет неожиданность появления
эксперименты продолжались.  Гросс-адми-  подводных лодок в тех районах, где они
Dax отверг даже совет генерал-директора  уже давно не показывались, и что еуще-
Меркера о. том, чтобы, ввиду трудностей   ственным ‘результатом этой операции

выкладкам каждый раз, Когда Гитлеру с рабочей силой, «пока отложить» тавую  явится отвлечение части неприятельских

начинало казаться, что успехи подводных
лодок могли бы уже быть более  значи-

капиталеную работу, как сооружение на противолодочных средств от Британских

Тельголанде нового укрытия для л0дов! островов.

%
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

знопонлонства

Учебник «Электричество и магнетизм» *,   Архимеда, трудолюбие и пытливость Фран-

клина, пронинательный ум Ньютона, Bo
отдавать ‘должное  выдающимея людям
любой страны это ие значит забы-
вать достижения нашей отечественной
науки. Известно, ч10 господствующие
влассы царской России были заражены
неверием в русскую науку и не оказы-
вали ей поддержки. Все это способствова-
ло тому, что некоторые иностранцы при-,
писывали себе открытия русских ученых.
Так было с открытием Ломоносовым зако-
на сохранения вещества, которое было
приписано Лавуазье, е изобретением радио
Поповым, которое жульничееки присвойа
итальянец Маркони, е изобретением элек-
трической свечи Яблочкова и т. д. Сейчас
во всем этом должна быть восстановлена
историческая истина. А учебник «Электри-
чество и матнетизм» идет по пути низко-
поклонства перед иностраншиной,

С увлечением расписываются американ-
ские ученые и даже Калифорнийский уни-
верситет, работающий по заданиям амери-
канских монополий. 0 достижениях Жо
советских научных учреждений в yues-
нике ни слова, если не считать упоми-
нания, что во. Всесоюзном ‘институте ме-
‘трологии хранятся нормальные элементы.

Енига не безукоризненна и © мето-
дической стороны. Это скорее написанный
в вольной манере очерк по электричеству
и магнетизму, чем учебник для  военно-
морского училища. В нем нет стремления
дать четкое представление 0б основных
законах природы и основных физических
определениях. Нечетко и запутанно изло-
жено содержание второго закона Вирхго-
фа, физическое понятие диэлектрика ©ме-
пивается с техническим понятием «изоля-
тор». Нет нужды особенно подробно оста-
навливаться на ошибках в самом изложе-
нии ‘предмета, они столько лишний раз
подтверждают то бесспорное положение,
Что Низкопоклонство и невежество всетла
были и будут родными сестрами.
` Вазалось бы также несомненным, что. в
учебнике физики, созданном для военно-
‘морского училища, должны даваться при-
меры на применение основных законов
физики в военно-морском деле. В учебни-
ке «Электричество и магнетизм» ни одно-
[0 такого примера нет, и почему следует
считать именно «Электричество и матне-
тизм» доцента Чечулина учебником для
военно-морских училиш, из  еодержания
этой книги никак не еледует. Мелким
шрифтом излагаются примеры на приме-
нение законов физики, но они сплошь co-
стоят из текста, никакого отношения в
военно-морскому делу не имеющего, или
из описания достижений американских и
других иностранных физиков. Эти приме-
ры ничего иного, кроме ложного представ-
ления о превосходстве иностранных физи-
ческих лабораторий над советскими, вну-
шить читателю ‘не могут, Таким образом
теория в этом учебнике’ по существу
оторвана от практики. >

Трудно. понять, почему . издательство
училища выпустило в`свет учебник, ни в
какой мере не отвечающий прел’являемым
Е нему требованиям. Непонятна и позиция
кафедры физики училища имени ©. 9.
Дзержинского, которая вочла возможным
сделать эту книгу основным пособием по
физике.  Научно-методический уровень
этой книги невысок, она пропитана духом
аполитичности и низкопоклонства. Учеб-

ник нуждается в коренной переработке.

И. ПОЛТОРАЦКИЙ,
кандидат физико-математических: наук.

SE ea a Ss eee

Успеху действий подводных лодок при-
давалось большое значение и с точки зре-
  ния внутреннего положения гитлеровской
Германии. Многозначные цифры в свод-
ках, обозначавшие потопленный’ тонна
противника, были одним из средств, под-
держивавших у немецкого населения сле-
пую веру в басни Геббельса о «секретном
оружии, которое спасет Германию». Когда

началось «новое подводное наступление»,
фашистская пропаганда стала  оглушать
обывателя астрономическими цифрами

уничтоженного или якобы уничтоженного
неприятельского тоннажа, намекая притом,
что скоро ‘они будут еще ‘больше. Весьма
вероятно, что эти ‘сводки имели — при
отсутствии каких-либо других побед —
большое влияние и на’ самого Гитлера:

Для того’ чтобы пифры в сводках не-
прерывно ‘росли, Дениц предложил вклю-
чать в общий итог предполагаемые `«по-
беды» тех подводных лодок, которые’ гиб-
ли, не успев передать никаких понесений.
Эта идея очень понравилась Гитлеру, лег-
ко ’давшему убедить себя, что погибшие
подводные  +лодкИо «не ‘могли He иметь
боевото успеха». Й так как потери. в. лод-
ках увеличивались, Дениц получил в03-
можность прибавлять произвольные циф-
ры к донесениям вернувшихся из похола
командиров (которые, разумеется, тоже
не стеснялись приписывать себе лишний
Тоннаж). i

Но. эти реляции, независимо от впечат-
ления, производимого ими на немецкого
обывателя. или на. самого фюрера, не мог-
ли никак повлиять на ход реальных со-
бытий. Мало ‘уже значили в данной обста-
новке и действительные боевые успехи
отдельных подводных лодок, например,
подводной лодки Томсена — одной из пог-
ланных п «большому кругу». Можно
было сколько угодно рассматривать эти
успехи как доказательство благоприятных
возможностей для использования в океане
новых подводных лодок. Но оставалось
фактом; что Германии нужно еше: очень
много времени, чтобы этими усовершенет-
вованными подводными лодками «насытить
океан»:

Этого времени уже не было в распоря-
жении Гитлера и Деница. Все планы  «то-
тальной подводной войны»; ‘ве планы
создания «сверхмощного» подводного‘ фло-
та фашистской Германии  разбивала” побе-
доносно наступавшая Советская’ Армия.

: Капитан 3 ранга Н. ЛАНИН.

(Продолжение следует)