11 сентября 1948 г. суббота, № 216 (3010) : : КРАСНЫЙ ФЛОТ

К вопросу о бывших
итальянских колониях

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Русские полярные
морехолы

Офицер  естеров
беседует с молодежью

Однажды при встрече с инженер-капи-
тан-лейтенантом Нестеровым молодой офи-
цер, недавно окончивший училище, поее-
овал, на 10, что неё успевает побеседо-
вать © матросами вне службы.

— Bee как-то времени нехватает, —

словно оправдываясь, сказал молодой офи-
цер.

Обычно спокойный, редко повышающий
TOI0¢, Нестеров тут вдруг вепылил:

—` Времени нехватает?. Совестно даже
может
нехватать времени. на т0, чтобы узнать
мысли и чувства, доверенных вам людей,
Выявить их 381106 и нужды? Как мо-
жет советский офицер стоять в cTOpOHs

слушать такие слова! la

Kak

от жизни своих подчиненных?

Офицер Нестеров служит на корабле
20 лет. 3а два десятилетия он здесь, на
путь от радового
матроса до командира подразделения. Не-
стеров сроднилея е кораблем, ведет боль-
шую воспитательную работу среди своих

этом корабле, прошел

подчиненных.

Никто лучше его не ‘знает истории
этого корабля, он ‘умеет увлекательно
рассказать о боевых традициях экипажа.
Вот почему так любят моряки слушать
беседы офипера Нестерова, которые он
проводит не только по поручению коман-
дира или партийной организации, но чаще
всего по своей собственной инициативе.

Вот у географической карты собрались
молодые матросы и приготовились слушать
рассказ бывалого моряка. Здесь не только
подчиненные т, Нестерова, но и люди из
других боевых частей — комендоры, ру-
левые, сигнальщики, Инженер-капитан-
лейтенант начинает беседу с рассказа о
боевом пути корабля. Он показывает на
карте места столкновений в противником,
называет имена людей, завоевавщих ко-
раблю боевую славу,

— Вам выпала честь служить под
краснознаменным флалом, — обращаетея
он к слушателям. — Эту честь вы обя-
заны оправдать такой же безупречной
службой, какой была служба ваших пред-
шественников. А они всегда были верны
военной присяге, смело преодолевали лю-
бые трудности, шли на подвиги; чтобы ©
честью выполнить приказ командира.

Нестеров приводит многочисленные при-
меры ревностно исполнения экипажем
своего служебного долга. Однажды в бое-
вом походе, в непоередетвенной близости
от противника, корабль подвергся серьезной
опасности. Вокруг рвались вражеские бом-
бы. От действия взрывной волны появи-
лись трещины в кормовой части корабля.
Вода начала проникать в отсек. Возникла
угроза, что выйдет из строя рулевое уп-
равление.

омандир приказал ликвидировать  по-
вреждение. Тогда под руководетвом офи-
‘цера Иванова главный старшина Удовенко,
матросы Черкасов, Мамаев и другие бро-
сились на борьбу с водой. Они ставили
распорки, затыкали трещины, откачивали
воду. В течение долгих часов боролись
они с опасностью, угрожавшей родному
кораблю, и вышли из-этой борьбы победи-
телями. Благодаря воинскому мастерству
и мужеству моряков корабль успешно вы-

По инициативе демобилизованного ` моряка

СЕВАСТОПОЛЬ, 10 сентября. (Hopp.
«Красного Флота»). После освобождения
Севастополя на окраине города -— Красной
Горке — трудящиеся восстановили десят-
ки разрушенных жилых домов, посадили
деревья, благоустроили дворы. Однако на
Ерасной Горке до последнего времени He
было волопровода.

° № инициативе  демобилизованного
матроса — черноморца Виссарионова жи-
тели окраины репгили своими силами с03-

= =e

_ Последние дни гитлеровского  Фло

(По матери

5. „Коре

Несмотря на то, что строительство новых
подводных лодок ве более отставало от
плана, в марте 1945 roga see же
вновь увеличилось по сравнению с февра-
лем число немецких подводных кораблей,
действующих у Британских островов и
дальше в Атлантике.
«АБТИВНОСТЬ вражеских подводных 10-
JOR продолжала возрастать», —вонетати-
ровалось и в новом заявлении змериканеко-
_T0 президента и британского премьер-мя-
ниетра. Авторы заявления перечисляли
вонтрмеры союзников. & в заключение вы-
ражали уверенность, что «захват  совет-
скими войсками Данцига поможет пресечь
зло в самом его корне» (подчеркнуто нами.
— Н, Л.). Документ, заканчивавшийся
этой многозначительной фразой, был по;
следним заявлением о ходе борьбы с. гер-
манскими подводными лодками, опублико-
ванным от имени президента Рузвельта,
через несколько дней скончавшегося.
`Еше до занятия Данпига Советская Ат-
мия парализовала его как один из важней-
ших центров строительства немецких под-
Г водных лодок, В результате «неблагопри-
ятвых событий в районе Кезлина» (это де-
ликатное выражение обозначало на сове-
щаниях у Гитлера стремительный прорыв
советских войск в морю между Данпигекой
и Померанской бухтами) Даноит и Гдыня
утратили сухопутную свазь с Германией.
(снабжении ланпитских верфей морским
путем не могло быть и речи — флот, 0б-
служивавший уже  песколько прибалтий-
ских «котлов», едва справлялея в. пере-
броской войск и боеприпасов. В тому же
Данцигокий порт теперь непрестанно под-
вергалея уларам советской авиапии.

В начале марта Денип и генерал-дирек-

См. «Красный Флот» от Б, 7, 8 и 10 сен-
тября 1948 г. _

полнил задание. В борьбе за. живучесть
корабля, за сохранность боевой техники
ярко проявились стойкость моряков и их
верность присяге.

Покорение Севера, выходы к берегам по-
луночногм Федовитог океана, плавания в,
студеных его волнах — волнующая Je-
топись подвигов и страданий, доблести © 4
труда русских кормщиков, елуживых ка-
заков и промышленников. 0 вих и расска-
зывает небольшая книжка В. Ю. Визе «Рус-
ские полярные мореходы ХУП-—ХХ вв.»,
о аа издательством Главеевморпу-
ти  ).

На’ первой ‹транице княги етойт подза-
толовов — «Биографический словарь». Ра-
бота В. Ю. Визе не претендует на полное и
подробное повествование, Автор не пред-
принимал архивных изысканий, которые,
несомненно, обогатили бы книгу, не изучал
рукоциеное наследство. И все же труд, пред-
принятый им, — большой, кропотливый,
требующий любви к теме, летального зна-
ROMCTBA в историей географических откры-
- тий и историей русского мореходетвя ‘на
Матросы слушают офицера © тем неос- Севере. _
лабным вниманием, которое для беседчива  Работа В, Ю. Визе является первой по-
дороже любых похвал. Ето речь проста и ‘ныткой собрать в одной книге сведения о
доходчива. Его слова увлекают и волнуют   тех проведывателях Севера, о которых ког-
слушателей. Очевилел ‚ и участник веех ха-либо упоминалось в литературе.
событий, о которых он рассказывает м0-  Вереница русских имено> помещенных. в
рякам, Нестеров спромно ‘умалчивает 0 рецевзируемой книге, открывается именем
своей роти в борьбе за живучесть кораб-   Афанасия — морехола из Колы, Он, ках
ля. Ho старослужащие моряки хорошо   говорится в сказании, «ездил... по морю на
знают, что именно он в опасные моменты уорских судах 17 лет, и ходил в темную
всегда показывал образцы мужества И   землю, и тамо тьма стоит, что гора темная;
воинского мастерства, издали поверх тьмы тоя видать горы. снеж-
ные в краеный день». Отважный мореход
дохолил, видимо, либо ло Шпипбергена, ли-
бо до Новой Земли.

На заре ХУП века промышленник Левка
Шубин, плавал из Холмогор в Мангазею. Это
было замечательное по тем временам путе-
шествие. Оно продолжалось два года и пред
ставляет интерес не только своим маршру-
TOM, но и тем, что Шубин оставил описание
ero.

В середине того же столетия дальние пу-
тешествия, чаше всего сухим путем, совер-
шают сибирские казаки. Один из них —
казачий лесятник Елисей Юрьев. Ш
прозвищу Буза, спускалея со своим отря-
дом вниз по Лене, выходил в” открытое
море, нашел устье реки Оленека, скитался
на берегах Яны.

Тюбопытная фигура той поры — Ми-
хаил Стадухин, В 1642 году был он епут-
ником Семена  Дежнева. Спустя пару лет

— Мне вспоминается еще ‘один случай,
— продолжает Нестеров. — До войны мы
ходили однажды в заграничное плавание и
попали в жестокий шторм: Огромные
волны обрушились: на. корабль. Неожилан-
но в носовой отсек хлынула вода. Коман-
дир отделения  трюмных ‘машинистов
старшина Паршин; матросы Суриков, Ла-
рин и другие сделали вее, чтобы вода не
проникла в соседние отсеки. Троё суток
не сменялея © ‘вахты старшина Паршин.
Матрос Суриков несколько раз ныряа в
воду, чтобы устранить повреждение. Ла-
рин пробралея в междудонный отсек ие
риском для жизни устранил неисправ-
НОСТЬ... :

Беседа окончена. Нестеров отвечает на
многочисленные вопросы.

— Товарищ  инженер-капитан-лейте-
нант, — обращается молодой трюмный
машинист комсомолец Золотов. — Bur pa
чали службу матросом: Скажите, пожалуй»
ста, кто из ваших бывших подчиненных
тоже дослужился до офицерского звания?

_ — Вопрос интересный, — улыбается
естеров. — Говорят, плох тот матрос, ко-
торый не мечтает об офицереких погонах.
Дорога эта трудная, но в нашем флоте она
НИ для Кого не закрыта. Нужно только го-
рячо любить свое дело, настойчиво учить-
ся, расти, всего себя отдавать службе.

Й офицер рассказывает слушателям 0
том, как служили и служат его бывшие
ученики тт. КБуропятников, Кочкарев,
Емельянов, Перевозчиков и другие, про-
шедшие на флоте путь от рядовых матро-
сов до офицеров.

Нестеров проводит беседы не только
Тогла, когда много людей собираетея по-
слушать его. Часто в окружении неболь-
шой группы слушателей он ведет разговор
© военной присяге, рассказывает о елужбе
лучших людей корабля, o достижениях
советских людей в выполнении послевоен-
ного пятилетнего плана.

1) В. Ю. Визе. «Русские полярные море-
ходы ХУП—Х!Х вв.». Издательство Глав-
севморпути, 1948, стр. 71, цена 4 руб.

НОВЫЕ

«О положении в биологической науке».
Стенографический отчет сессии Всесоюзной
академии сельскохозяйственных наук им.
В. И. Ленина. 31 июля—7 августа 1948 г.
Воммунист Нестеров воспитал многих

отличников боввой и политической подто-  ственной летературы. 1948 г. Crp. 534.

Государственное аздательетво сельскохозяй-  тературы. 1948 г.

вки, лучших людей корабля, таких, как

Цена; 12 руб: — : :

Стадухин основал Нижне-Колымекий оетрог
в низовье Колымы. Много раз Михаил Ста-
духин покидал город Якутск, уходя «для
проведывания новых землип». Коней его
Зурной жизни неизвестен: он ‘теряется в се-
верных далях, как затерялись там жизнен-
Be пути и десятков других открывате-
ей.

Издавна паруса русских поморов похазы-

‘валиеь у берегов острова Грумант, нынеш-   `

нею Шпипбергева. Поморы были превос-
ходными мореплавателями. Их высокое про-
Фессиональное мастерство признавали даже
‹купые на похвалы иностранцы. Англича-
нин Борро, например, ходил однажды в море
вместе с русскими ладьями. Он отметил,
что «ладьи опережали его», что «русские
приспускали свои паруса. и поджидали
нас».

Пятнадцать раз плавал к Шпипбергену,
оставаясь там иногда на зимовку, архан-
пельский житель и друг М. В. Ломоносова
Амос. Корнилов. Корнилов сообщил великому
ученому подробные сведения © северном сия-
нии на Груманте.

Интересна история Алексея Хиикова —
мезеньекого кормщика, прожившего вместе.

с0 своими товарищами целых шесть лет Hay

необитаемом острове Малый Бурун (остров

Эля). Алексей Химков, сын ето Иван, мат-

росы Шарапов и Веригин были настоящими
полярными робинзонама. Впрочем, им при-
щлось куда тяжелее, чем герою известного
романа Даниеля Дэфо.

Суровый климат на островке, затерянном
в волнах Ледовитого океана, скудные при-
пасы, случайно захваченные ‘ими с судна
(судно Химкова было унесено в море, пока
промышленники коротали ненастную ночь
на берегу), томительные и тоскливые по-
Лярные ночи — все это превратило их ше-
стилетнее островное сидение в тяжкое ис-
пытание,

Алексей Химков и его спутники были
спасены Амосом Корниловым, ненароком
подотелшим к Малому Буруну. *%

Даже в том разделе книги В; Ю. Визе,
где мворится о середине прошлого века —
времена для истории не столь давние, —
даже здесь то и дело встречаются раздель
«неизвестные промышленники».
’ботни, тысячи русских людей: беестраш-
но осваивали Север. Пушкин когда-то пи-
cam: «Не уважать подвиги предков есть. но-
стыдное малодущие». Мы подвиги предков
ценим высоко. Мы отлавм должное их. ге-
роизму и великому упоретву.

Ю. ДАВЫДОВ.

книги
постановление сессии по докладу академика
Лысенко.

Б. Горбатов. «Большая вода». Государ-
ственное издательство художественной ли-
Стр. 80. Пена 1 руб.
25 ROD. :

=B Ruury Bxonar pm -pacerasaB.- Topéa-

Как уже сообщалось в печати, Совет-
ское Правительство направило 4 сентября
Правительствам СИА, Великобритании и
Франции ноту, в которой предложило co3-
вать Совет Министров Иностранных Дел
для обеуждения вопроса о бывших италь-
янских колониях до истечения предусмот-
ренного Мирным договором © Италией
срока, т. е. до 15 сентября с. г.

7 сентября Советским Правительством
был получен ответ’ Правительства Вели-
вобритании, в котором последнее сообщило
0 своем согласии принять участие в <0-
вещании Совета Министров Иностранных
Дел и предложило ‹озвать его в Париже,
не определив, однако, срока созыва этого
совещания. ;

8 сентября Советское Правительство
уведомило Правительство Великобритании
0 своем согласии на созыв Совета Мини-
стров Иностранных Дел в Париже и
предложило установить дату этого сове-
щания — 10 сентября.

В ноте от 8 сентября Правительство
США дало следующий ответ на указанное
выше предложение Советского Правитель-
ства:

‚ «Государственный Секретарь свидетель-
ствует свое почтение Послу Союза Совет-
ских Социалистических Республик и имеет
честь подтвердить получение ноты Его
Превосходительства № 165 от 4 сентября
1948 года относительно судьбы бывших
итальянских колоний, Отмечается, что (о-
ветское Правительство считает” необходи-
мым сейчас, когда работа заместителей
Министров Иностранных Дел закончена,
Тасемотреть эту проблему в Совете Мини-
стров Иностранных Дел до 15 сентября, в
соответствии со статьей 23 Мирного до-
товора с Италией и приложением ХТ в
этому договору.

Правительство Соединенных ИГтатов ro-
тово, если другие правительства — члены
Совет» Министров Иностранных Дел ©0-
гласны, участвовать в предполагаемом со-
вешании Совета Министров Иностранных
Дел через облеченного должными нолномо-
чиями  прелетавителя Государственного
Секретаря. Однако, ввиду больших раехож-
дений во ватлядах, выраженных замести-
телями Министров Иностранных Дел, Пра-

вительство Соединенных Штатов считает,

что это совещание не принесло бы ника-
кой пользы, если Советское Правительство
не внесет новых предложений:

При отсутствии таких новых прехложе-
ний, Правительетво Соединенных Штатов
предлагает, чтобы четыре  заинтересован-
ных правительства согласились между Co-
бой о том, что, не будучи в состоянии ло-
стичь соглашения о судьбе этих террито-
рий до истечения предусмотренного в Мир-
HOM договоре с Италией срока, они должны
довести этот факт до. сведения генераль-

Ероме того, 9 сентября Правительстве
США уведомило Советское Правительство о
своем согласии на то, чтобы совещание по
вопросу о бывших итальянеких колониях
состоялось в Париже 13 сентября.

В связи с этими нотами Советское Праз
вительство 10 сентября направило Прави-
тельству США. следующий ответ:

«Советское Правительство получило ноз
ту государственного департамента от 8
сентября и ноту государственного департа-
мента от 9 сентября по вопросу о бывших
итальянских колониях. В связи < этим
Повольству СССР поручено довести до све-
дения Правительства США следующее.

Правительство США в ноте от 8 cen-
тября заявляет, что  совещание:- Совета
Министров Иностранных Дел не принеело
бы никакой пользы, если Советское Пра-
вительство не внесет на его рассмотрение
новых ‘предложений. Такое заявление ©
попыткой пред’явить Советскому. Прави-
тельетву какие-то предватительные усло-
вия для созыва Совета Министров
Иностранных Дел является совершенно про-
извольным и неприемлемым для Советского
Правительства.

Правительство ОША, выражая  готов-
ность участвовать в совещании Совета
Министров. Иностранных Дел но вопросу о
судьбе бывших итальянских колоний,
заявляет, что для участия в таком сове-
щании будет уполномочен представитель
Государственного Секретаря, что означает
отказ Министра Иностранных Дел США.
участвовать в указанном Совете Министров
Иностранных Дел и делает невозможным
созыв Совета Министров Иностранных Дел
для обсуждения данного вопроса. Тем са-
мым, Правительство США нарушает то
постановление Мирного договора, е. Италией,
сотлаено которому вопрос о судьбе бывших
итальянских колоний должен быть рас-
смотрен до 15 сентября сего roga Ha Co-
вете Министров Иностранных Дел. = 9

Несмотря на то, что такой ответ Прави-
тельства США не соответствует требованиям
Мирного договора © Италией, Советское
Правительство не будет возражать против
упомянутого совешания представителей че-
тырех держав, поскольку © этим будут сот-
ласны также Правительства Франции и Ве-
ликобритании. :

Против даты 13 сентября для такого ©о-
вещания в Париже возражений не имеется;

Копии настоящей ноты направляются
Правительствам Великобритании и Фран-
ПИИ». ^ :

Охновременно Правительство Франции
сообщило Советскому Правительству о сво-
ем согласии на созыв совещания Совета
Министров Иностранных Дел в Париже в
роки, которые были бы приемлемы для
трех других правительств.

В ответ. на; ноту. «Советекого-.Правитель-

ного секретаря Об’единенных наций, или

Енига содержит доклад академика Т. Д. това: «Роды на Огуречной Земле», «Боль-
Лысенко «0 положении в биологической  тая вода» и «Таян-начальник».
науке», прения по докладу, заключительное   Александр Исбах. «Годы жизни», Изда-
елово академика Т. Д. Лысенко и заявления тельство «Советский пибватель». 1948 г.

мичман Рябен, матросы Вобро, Орешкин,
Борисенко. Личный состав ero подразделе-
ния отличается хорошим знанием и уме-
лым обслуживанием боевой техники.

Жуковского, Алиханяна и Полякова.
В книге напечатаны письмо товарищу
Й. В. Сталину от Всесоюзной акалемии сель»

Молодым офицерам корабля есть ‘чему
поучиться у своего старшего товарища,
бывалого и заслуженного моряка.

Капитан Ю, КОНОВАЛОВ.
ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ`

E> ge

Вышел из печати и рассылаетея подпис-
чикам шестнадцатый номер  литературно-
художественного журнала «Вымпел». В но-
мере напечатаны произведения: Георгия Год-
левсвого «День в Севастополе»; Б. Вален-
вого «Беспокойный характер»; 0, Рустамо-
ва, «Зеленый мыс»; А. Поневежекого «СП-
16»; отрывки из дневника матроса А. Стре-
быкина «Вдали от Родины»; корреспонден-
пия №. Гришина «Катер «Севастополя»;
очерк П. Потапова «Шахта в Сибири»; за-

дать водопровод. Предетояло вырыть тран-
шею длиной в полкилометра, соорудить во-
доравборные колонки, уложить трубы. Ру-
ководетво работами‘ взяла на себя труппа
общественников во главе с т. Виесарионо-
вым.

На-днях техническая комиссия треста
«Водоканал» проверила качество  выпол-
ненных работ, провела испытание водо-
проводной магистрали. Вомиссия разрешиз   метки писателя В. Дружинина «Поездка в
ла ввести водопровод в эксплоатацию. Прагу»; очерк А. Вересова о ленинградеком
SS SS = - ote its

SSS Е 8: ВЕЕТ

Е ЕЕ ЕЕ

та

алам совещаний в ставке Гитлера)

от Борнхольма, но в значительной мере п
«резервная учебная зона» — мелководные
западные районы Балтики, которые в тому.
же все больше засорялись минами. Очищать
эти воды от мин германский флот не успе-
вал, хотя етроительство. и ‚ремонт траль-
щиков и минно-подрывных кораблей и бы-
ли отнесены в феврале к чрезвычайной
программе первоочередных вооружений.
Таким образом, на Балтийском море во-
обще ва оставалось «епокойного места» для
учебного плавания новых немецких подвод-
ных лодок, без которого они не могли от-
правляться в боевые походы. И это дейст-
вительно означало. что зло! германской
„подводной угрозы пресекается в самом кор-
не. Ближайшим практическим результатом

нь зла’

тор по судостроительным верфям Меркер
пришли. к выводу, что строительство под-
водных лодок в Данциге будет свернуто «е
начала апреля»,  Но сроки, назначаемые Де-
ницем и Меркером, теперь не играли ни-
какой роли в событиях, Уже 20—21 мар-
та советские войска были в данпигских
пригородах. а 30 марта над окончательно
освобожденным ° Гданьеком  (Данцигом)
взвилея польский  напиональный флаг,
Двумя днями раньше была освобождена
Гдыня,

Значение всего этого © точки зрения
боевых действий на море отнюдь не исчер-

скохозяйственных наук им. В. И. Ленина и на луну» и др.

ЕЕ

пывалось тем, что Германия теряла в Дан-
циге ‘мощные судостройтельные верфи. a
первокласеную военно-морскую базу, а В
Глыне — главный учебный центр по под-
готовке подводников. Данциг и ем бухта
прикрывали с востока основные немецкие
позиции на Балтике — тот  «стратегичес-
кий тыл» гитлеровского флота, без которо-
го пресловутый «мокрый треугольник» в
Северном море (Гельголанд—Вильтельмсга-
фен-—Куксгафен) терял свое значение трам-
плина для «прыжка в Атлантику». Нако-
нец, Данцигская бухта представляла собой
ключевую позицию для конт®эля над глу-
боководным морским районом восточнее
острова Борыхольм, имевшим решающее
значение для ввода в строй новых подвод-
ных лодок, которые  осваивались здесь
экипажами перед боевым выходом.

Это прежде всего и имел в вилу Дениц,
заявляя а еще в январе, что «потеря
Ланцитской бухты парализовала бы под-
водную войну». Теперь, в марте, гитлеров-
ская Германии теряла Не только Jlanuur-
скую бухту, но @agrayecrag 8 [omepin-
скую. Следовательно. для боввой подго-
товки подводников не могло больше исполь-
зоваться не только пространство в востоку

потери немцами Данцигской бухты и даль-
нейшего ухудшения положения с топливом
явилось то, что из 200 с лишним подвод-
ных лодок, которые к началу марта чис-
лились «проходящими испытания и учеб-
ное плавание», большая часть так и не
вошла в строй действующих боевых вди-
Hun.

В числе этих лодок, кроме значительно-
го количества модернизированных кораблей
старых типов, было не менее 84 новых
«подводных крейсеров» типа «ХХ]» и более
40 новейших подводных лодок типа
«ХХШ», пущенных в серийное стрдитель-
ство в 06060 экстренном порядке без обыч-
ных длительных испытаний экеперимен-
тальных образцов, Советская Армия не да-
ла выйти в Атлантику, к берегам Англии
ий Америки, этим  авангардам перевоору-
кенного «еверхмощного» подводного флота
фалпистокой Германии,

* © @

Соображения, связанные в  похводной
войной, играли огромную роль в отчаянных
попытках гитлеровской ставки сохранить
решающие. позипии на берегах Балтики,
Именно этими соображениями мотивирова
лись требования Гитлера «при аюбых 06-

(тр. 178. Цена 4 руб.
В сборнике вапечатаны расеказы: «Бог»,
«Сын чести», «Строитель», «Путешествие

„Вымпел“ № 16

Балтийском заводе «Балтийцы»; рассказ
Уильяма Гриффина «Ты в Америке, Тим-

ми...» (перевод © английского Юрия: Смир-.

нова); стихотворение Михаила“ Владимова
«На верфи». В разделе «По страницам
журналов» опубликована статья И. Матве-
ева; о повести Юрия Вебера «История похи-
щенной идеи».

Номер иллюстрирован рисунками хулож-
виков С. Бродекого, А. Лурье, Р. Тюркина,
А. Орлова, В. Айзена и фотографиями А. Ме-
жуева, А. Дмитриева, А. Устинова, Н. Ве-
ринчука, Р. Даамент, А. Бродского.

ЕЕ

Bee: = Sas a

стоятельствах удерживать районы ‘Данцига
и [лыни». Прогоколы совещаний в. импер-
ской канцелярии прямо указывают, что
решения о наземных операциях на .балтий-
ском. побережье основывались в ряде слу-
чаев на задачах, поставленных флоту,

Это относилось как к району Данциг —
Глыня, так и к следующему важнейшему
приморскому району Штеттин-—Свинемюя-
де. :
Еще в конпе февраля, за месяц’ до паде-
ния Данцига, Гитлер предложил Деницу
лоложить на военном совещании о значе-
нии Штеттина и Свинемюнде для подводной
войны. Доклал гробс-здмирала еводилея к
адресуемому армии. требованию — «удер-
жать эти порты во что бы то ни стало». В
протоколе совешания зафиксировано, что
Гитлер, «исходя из этого (подчеркнуто на-
уи.—Н. Л.), принимает решение 00 onepa-
пиях армейской группы «Висла», Под
Штеттин срочно перебрасываются эсэсов-
ский бронетанковый корпус «Штейнер» из
Курляндии, 4-я полицейская дивизия с 33-
падного фронта, 16-я пехотная дивизия из
Норвегии, морская стрелковая бригада с
побережья Северного моря. «Для обороны
Этого района должно быть сделано все воз-
можное», — требует Гитлер. Одновременно
подчеркивается, что судоверфи Штеттина и
Свинемюнде «во что бы то ни стало лол-
жны работать на полную мощность как в
области ремонта кораблей, так и в области
нового строительства»,

В To же время гитлеровской ставкой
было определено (и опять-таки «ис-
ходя из требований командующего” фло-
том»), что славная задача армейской груп-
пы «Норд» — «удерживать Пиллау и ли-
нию снабжения, велушую от Пиллау к
Кенигебергу». Ленин судорожно цеплялся
за блокированные морские крепости, удер-
manne которых  обременяло и армию и
флот, но позволяло продлить ^ иллюзию
«владения Балтикой».

Практически все это выливалось в под-
держиваемые огнем тяжелых крейсеров от-
чаянные, но бесполезные контратаки не-
мэцких войск на южном побережье Зем-
ландекого полуострова, 8 также у
пролива Дивенов, служившего внешним

каждая из четырех держав индивидуально
через дипломатические каналы, или через
Генерального секретаря Совета Министров
Иностранных Дел. Правительство  Соеди-
ненных Штатов считает, что предложенная
выше процедура удовлетворила бы требу-
вания условий Мирного договора
лией»,

Ss
<

ства от 8 сентября Правительство Велико-.
британии предложило созвать совещание (0-
вета Министров Иностранных Дел в Пари-
же 13 сентября, уведомив при этом, что
Правительство Великобритании будет пред-
ставлено на этом совещании Государетвен-

© Ита- ным Министром...

т (TACC).

создают запавы

НЬЮ-ЙОРК, 10 сентября. (ТАСС). Кор-
респондент атентетва Ассошиэйтед Пресс
сообтает из Вашингтона, что руководитель
отдела стратегического сырья при админи-
страции по осуществлению «плана Мар-
шалла» Джаст после окончания проводив-

шихся им во время его недавней поездки.

в Европу переговоров относительно заклю-
чения первых соглашений о создании за-
пасов стратегического сырья заявил пред-
ставителям печати, что администрация по
осуществлению «плана Маршалла» заку-
пила У английского правительства 25 ты-
“= =. = ee See 2

ЗЕЕ ЕЕ

оборонительным ‘рубежом Свинемюнде, Вог
д& контратаки кончались неудачами, Гит-
дер заявлял, что «генералы недолюблива-
ют вести бой, имея за спиной воду». Этой
«водобоязнью» немецких. генералов фюрер
об’яснял падение последних плацдармов на
побережье Данцигской бухты.

Денип обычно пользовался такими слу-
Чаями, чтобы высказать мнение, что следу-
ет передавать всю полноту власти на побе-
режье морским командирам, Для вящией
убедительности Гитлеру ‘представлялось
что-нибудь вроде очередной радиограммы
командира немецком гарнизона на Нор-
мандеких островах *) вице-адмирала Хюф-
мейера, хваставшегося, что он без подкреп-
лений продержит свой архилелаг еще год.

Хюфмейеру, которого никто не беспокоил
на его островах, хотя они и находились те-
перь в глубоком тылу противника, было
легко давать подобные обещания, А Дениц
подхватывал бахвальство своего подчинен-
ного, чтобы поднять «престиж флота» в
глазах Гитлера. Впрочем,  гроее-здмирал

SS ee

стратег ИЧеского сырья

CH тонн высокосортного каучука, который
пойдет в запас. Джаст отказалея сообщить,
сколько каучука хотят приобрести Соеди-
ненные Штаты и по какой пене этот кау-
ЧуЕ приобретается, но, по имеющимся
сведениям, каждый фунт обходится в
22—25 центов. Джаст сообщил также о
покупках двух тысяч тонн сизаля (сорт
пеньки) у английских фирм. Джаст за-
явил, что продолжаются переговоры о по-
купке асбеста, графита, слюды и бокси-
тов.

пользоваться огневой поддержкой кораблей,
В последнем был веегда убежден и Гитлер.
Разносы сухопутных командиров, «не ¢y-
мевших» должным образом использовать
огонь приданных им кораблей, стали  из-
любленным коньком фюрера. Веюду, где
действие морской артиллерии не давало
ожидаемых результатов — под Глыней, пох
Цоппотом, у Дивенова и в других местах,
— виноватой веегда оказывалась армия.

Остатки надводных сил гитлеровского
флота широко использовались в борьбе 3a
балтийские базы. Для поддержки немецких
войск на Земландском полуострове. & позд-
нее — под Свинемюнде, были созданы
«флотилии 0с0бого назначения». Им, меж-
ду прочим, ставилась задача «вести огонь
по берегу синхронно с контратаками
наземных войск». В середине марта
термансйая промышленность — возобно-
вила производство снарядов для тя-
желой морской артиллерии, прекративше-
вся на некоторое время после потери про-
мышленных районов Силезии. Кейтелю бы-

моря и в приморских районах

ставляемого флотом тоннажа, в неумении

принадлежащий
немцами и оставался в их руках до конца
войны.

‘настойчиво добивался главенства морских
командиров лишь на побережье Северного
Норвегии.
Для этого использовались не только елу-
жебные, но и родственные «каналы». Де-
нип убеждал, например, Иодля-старшего
(начальник оперативного штаба вооружен-
ных сил) «воздействовать» на Иодля-млад-
шего (брат первого, командующий армей-
свой группой в Нарвике), который «втор-
гается в компетенцию морских властей».
В то же время гросе-адмирал ме в0з-
ражал против приоритета — армейских
начальник на Востоке. Здесь для подлер-
жания «престижа Флота» было, очевихно,
выгоднее критиковать неудачи аруии, чем
брать ответственность на себя...

На совещаниях в имперской канцелярии
Ленип часто обвинял армейское команлова-
ние в неправильном расгрелелении боепри-
пасов между прижатыми к Балтике груп-
пировками, в плохом использовании предо-

ло поручено «принять специальные меры»
для выделения флоту добавочного количест-
ва зенитных орудий. В разгар oes 3a
Данциг и Глыню кораблям, поддерживав-
шим наземные войска, передавались в: ря-
де случаев боеприпасы, отобранные у ар-
мейских частей. Старый линкор. «Шле-
зиен» и броненосный крейсер «Лютпов»,
по личному распоряжению Гитлера, полуз
чили в это время до трех с половиной ты-
сяч снарядов от артиллерийских частей
армейской группировки «Висла».

Однако, независимо от конкретных pe-
зультатов этих комбинаций, напоминающих
известную историю «тришкина кафтана»,
и независимо от того, по чьей конкретной
вине оказывались «недостаточно синхрон-
ными» действия паземных войск и особых
флотилий, гитлеровские армия и флот
вместе взятые были уже не в состоянии
удерживать позипии германского империа-
лизма на Балтике.

Как «06060 належная» часть под Штет=
тив была брошена сформированная Дениз

в Ла-Манше,
цем 1-я морская дивизия, Сюда Же попала;

Был захвачен

*) Небольшой архипелаг,

Англии.

(Продолжение на 4 стр.)