Строительство социализма требует oT
всех его участников сознания‘
даретвенных интересов. И в этом отноше-
нии оно коренным образом. отличается от
развития. капиталистического общества,
Tye, по выражению товарища Сталина,
«всякий, преследуя свои частные  инте-
ресы, не’ заботится о государстве как a
целом, не ставит себе вопроса 0 плано-
мерной организации хозяйства в государ-
ственном масштабе» ((0ч., том 4, сть.
390): Основой социалистического 0бще-
ства является не частная, а. общественная
собственность на ‘средетва производства.
Поэтому развитие социалистического › 9б-
щества требует, чтобы каждый его етрои-
тель сознавал интересы общества, 3809-
тился о государстве как о целом и чтобы
труд ‘миллионов строителей социализма
быт об’единен планомерно, сознательно, в
общегосударственном масштабе.

Послевоенный период ознаменован даль-
нейшии под’емом идеологической работы
большевистской партич. В течение послед-
них лег Центральный Комитет  ВЕН(б)
принял исторические решения по вопросам
литературы, театра, кино, музыки. №
инициативе ЦЕ ВЁП(б) проведена  фило-
софская дискуссия, обсуждены проблемы
советской биологической науки. Это
неустанное внимание партий к идеологи-
ческому фронту свидетельствует 9 TOM,
какое громадное значение придает она
коммунистическому воспитанию . народа,
преодолению пережитков капитализма в
сознании наших людей и росту их комму-
нистической сознательности. «Социалисти-
ческое сознание ускоряет движение совет-
ского общества вперед, умножает источни-
EH ero силы и могущества, — указывал
тов. А. А. Жданов. — Поэтому неуклов-
ное ‘повышение политического и культур-
ного уровня народа еоставляет жизненную
потребность советского строя». 4

Г
Придавая серьезнейшее значение росту
социалистического сознания Macc, наша
партия исходит из. ленинеко-сталинского

положения о роли передовых идей в 1033-
витии общества.

Всем этим и об’яеняется громалное зна-
чение. сознательности массе во бозидании
социалистического общества. Если  капи-
талистическое общество может существо-
валь, лишь подавляя и принижая  созна-
ние Массе, а рост классового самосознаная
трудящихея происходит там вопреки жела-
нию и противодействию правящих  клас-
coB, To социалистическое общество че
может существовать и развиваться 093
постоянного повышения сознательности
масе и их творческого участия в строи-
тельстве новой жизни. -

2.

Как известно, исторический  матерйа-
лизм открыл, что главной, решающей
силой, определяющей развитие общества,
является изменение условий его. матери-
альной жизни. Источник общественных
идей, теорий, политических взглядов
следует искать в общественном бытим,
отражением которого являются эти идеи,
теории, взгляды. Олнако, признавая
первенствующую роль условий материаль-
HOH жизни, исторический материализм от-
нюдь не отрицает, а, наоборот, всячески
подчеркивает значение идей в развитии
общества. Новые общественные идеи воз-
никают как. отражение новых условий,
новых потребностей развития материаль-
ной жизни общества. Но, раз возникнув,
они оказывают, в свою очередь, активное
влияние на развитие материальной жизни
общества и способны ускорять это’ разви-
тие; «Новые общественные илеи’ и тео-
рии, —‘указывает товарищ Сталин, —
потому собственно и возникают, что они
необхолимы для общества, что без их ор-
танизующей; мобилизующей и преобразу-
ющей работы невазмежно разрешение: Ha-
зревших задач развития материальной
жизни общества» («Вопросы ленинизма»,
стр. 547).

Самым ярким подтверждением такой
роли передовых идей является история
научного социализма. Научный социализм
Маркса и Энгельса возник как отраженае
назревлтих потребностей развития матери-
альной жизни общества. Он ‘появился
тогда, когла развитие противоречий кани-
талистического общества уже породило
классовую борьбу между пролетариатом и
буржуазией, когда назревала историческая
необходимость перехода в более высокому
общественному строю — социализму. `0е0-
ЗНг?з эту необходимость, Марке и Энгельс
помогли пролетариату понять свою вс6-
мирно-историческую роль, свою миссию —
низвергнуть капитализм и построить ¢6-
циализм. Идеи научного сопиализма овла-
дели сознанием миллионов пролетариев,
сплотили их в политическую армию и
стали тем самым могучей материальной
силой. Пол знаменем этих идей, развитых
дальше фениным и Сталиным, осуше-
ствлена в нашей стране Великая 05-
тябрьская сопиалистическая революция,
построено в СССР социалистическое обще-
ство.

революции Ленин, ‘намечая
строительства социализма, ставил
партией большевиков задачу — привлечь
широчайшие массы к сознательному Уча-
стию в созидании нового общественного
строя: «Поднять наинизлтие низы‘ К исто-
рическому творчеству», -— так формули-
ровал Ленин в декабре 1917 года одно из
решающих условий победы социализма.

программу

Каждый шаг вперед в социалистическом
преббразовании страны знаменовал coduif
вместе с тем новую степень в под’еме
сознательноети масе, в развитии их твор-
ческой инициативы, их сознательного M0-
чина. : i E

Великую роль в деле индустриализации
страны сыграло социалистическое соревно-
вание. Самое замечательное в нем, Как
указывал товарищ Сталин, состояло в
том, что оно производило коренной  пере-
ворот во взглялах людей на труд. Только
в результате этого переворота мог заро-
дитьея массовый героизм наших рабочих
на поприще труда, героизм, который. яе-
измеримо ускорил индустриализацию етра-
ны и помог преодолеть все трудности на
пути строительства советской индустрии.

Социалистическое преобразование сель-
ското хозяйства. также. было бы  невоз-
можно без сознательности и творческой
ивипиативы масе. Переход в сплошной
коллективизации был подготовлен рядом
условий, в числе которых немалое  зна-
чение имело. и то, ‘что партии удало”ь
убедить массу крестьян в преимуществах
колхозного строя и поднять их к актив-
ному участию в строительстве колхозов.
И массы оказали огромную поддержку Co-
ветскому государству, осуществившему ча
основе сплошной коллективизации ликви-
дацию кулачества как класса. Именно
это соединение планомерного руководства
большевистской партии и Советского госу-
даретва с могучим под’емом самих Macc
обеспечило успех социалистической пере-
делки деревни.

Bo все возрастающей сознательности:
Масс — источник неиссякаемых  творче-
ских сил социалистического общества. Bo
всех предшествовавших. общественных
формациях. громадное большинство людей,
потлощенных евоими будничными забота-

В условиях социализма значение пере-
довых идей, значение сознательности маее
неизмеримо возрастает. Это  об’ясняется
самыми особенностями возникновения и

циалистическом. обществе, напротив,

развития .этого. общества. . i р
ss Sse ; ‘мадное большинство населения  созназт
Социализм — ‘первое в истории обще- порепективы этого развития и активно
ство, которое He складывалось стихийно, борется за ‘их осуществление. Этим и
а строилось сознательно, в’ соответствии   обусловливается невиданное ускорение
с заранее намеченным планом, разрабо-  темпов исторического. процесса при социз-
танным на основе передовой теории. лизме. Мы видим воочию, как претворяет-
ся в жизнь  генизльное предвидение
Ленина, который еще накануне Октября
Писал, что «только с социализма начнется
быстрое, настоящее, действительно массо-
вое, при участии большинства населения,
& затем всего населения, происходящее
движение вперед во веех областях обще-
ственной и личной жизни» (Соч., том 21,
стр. 439).

Великим  ортанизатором творческой
активности масс является нафтия больтие-
виков — руководящая и направляющая
сила социалистическото государства. Нрй-
зывы партии, задачи, которые она  ста-
вит, находят горячий отклик в народе и
вызывают к жизни широкую инициативу
масс. А это в свою очередь создает новые
возможности для ускоренного движения
внеред.

06 этом. убедительно свидетельствует,
например, опыт сталинских пятилето“,
которые неизменно осуществляются . 10
срока. Как известно, первый пятилетний
план был выполнен в течение четырех
лет и трех месяцев; за такой же ерок
был выполнен второй пятилетний план.
Ныне, после окончания войны, по ини-
цизтиве ленинградских рабочих, трудя-
щиеся Советской страны поставили перед
с0б60й задачу — досрочно, в четыре года
осуществить новый пятилетний план в0с-
становления и развития народного хозяй-
ства СССР. Это ускоренное движение впе-.
ед — результат роста  сознательностя
народных масс, воодутевленных величием
цели, которую поставила перед ними пар-
тия большевиков, и об’единивших ¢30u
усилия BO имя этой цели. ‹,..Великая
энергия рождается лишь для великой
пели», — учит товарищ Сталин (Coq.,
том 1, стр. 20). Великие цели построения
коммунизма в. СССР рождают в массах
неукротимую энергию, стремление arth
вперед, готовность преодолеть все трудно-

развитие. В со-
тро-

кула идет общественное

Правда, и в прошлом в революционные
эпохи, когда происходила смена одного
общественного строя другим, стихийный
исторический процеее уступал место сознз-
тельной деятельности людей. Свергая ог-
живший строй, передовой класе руковод-
ствовался новыми общественными идеями
и теориями, в которых выражались яа-
зревшие потребности развития материаль-
ной жизни общества: Но при всем том чи
в одну. из. революционных эпох прошлого
люди не’ устанавливали и не определяли
сознательно оеновных черт нового ©бщз-
ственного. строя. Еще в недрах  стару1о
общества стихийно, независимо OT их
воли, нарожлалея новый способ производ-
ства, развитию которого нужно было лишь
расчистить дорогу.

Иначе обетояло дело с возникновением
социалистического общества. Основные
черты этого общества были теоретически
определены оеновоположниками маресизмя-
ленинизма задолго Jo того, как  рабочай
класс получил возможность  практическя
приступить Е его осуществлению. Bea
гигантекая работа по строительству е0-
циализма в нашей стране проведена на
основе марксистско-ленинской теории. Й
экономический базис  социалистическото
общества, и его политические надстройки,
и его культура строились в соответетвяи
© предначертаниями этой теории,

В отличие от капитализма социалистя-
ческий с10е0б производства не возниказт
сам с0б0й в виде готового уклада хозяй-
ства в недрах старого. строя. Он создается
в результате свержения капитализма с0з-
нательными усилиями миллионов  трудя-
щихся, руководимых коммунистической
нартией. Социализи строится, а не выра-
етает.

омтунистичевная сознательность

Еще в первые тоды социалистической

перзд

‚движения говорят 0 том, что в нашем

ми, даже не задумывалось над.тем, Rak. Wl)

сти на пути к достижению этих целей. бам

общегосу-] пятилетний план становится величайшей

мобилизующей силой, а рост сознательной
активности масс, который происходит в
процессе выполнения плана, приводит в
возникновению новых возможностей уве-
личения  производетва. Таким образом,
сознательная активность масс и единство.
их воли — важнейший фактор, обуслов-
ливающий значительное — превосходство
темпов социалистического расширенного

воспроизводства в’ сравнении ‘© темпами!

воспроизводства в странах капитализма. `

o

Наша страна иде? по пути завершения

` тон, умеющие подходить ко всем явлениям

строительства социалистического общества   которые честно трудятся, но мыслят еще

и постепенного перехода от социализма к
коммунизму. Переход к коммунизму тре-
бует не только. громадного развития про-

изводительных сил, но и глубокой пере-  кругозор людей,

делки сознания людей. Коммунистическое
общество — это общество  выювокоразви-
тых, культурных людей, свободных or
всех пережитков капитализма — корысти,
стяжательства, эгоизма и т; д. Ocyme-

етвление высшей фазы коммунизма стз-
нет возможным тогда, когда, вместе’ е
ростом производительных сил, изменятся

и сами люди, когда все они будут тру-
диться не по принуждению, когда cosHa-
тельное отношение к нуждам общества
войдет в ‘их плоть и кровь, станет для
них привычкой.

Буржуазные философы и социологи
усердно твердят о невозможности измене-
ния сознания людей. Известный идеолог
буржуазии Г. Спенсер заявлял,  напря-
мер: «Каков бы ни был. общественный.
организм, порочная природа граждан вее-
тда будет давать себя чуветвовать своими
дурными действиями. Нет такой подити-
ческой алхимии, при помощи которой
возможно было бы превратить евинцовые.
инетинкты в золотые нравы». Эти кле-
ветнические домыслы бубжуазных филосо-
фов, возлагавших на природу людей от-
ветственность за дурные нравы и пороки,
воспитанные в них капитализмом, опро-
вергнуты ныне самой. жизнью, Вак и
предвидели основоположники марксизма-
ленинизма, в изменением условий MaTe-
риальной жизни людей в нашей стране
глубоко изменилось и их сознание. Лик-
видация капиталистической и победа co-
циалистической системы хозяйства’ повлек-
ли за собой величайшее нравственное. 05-
новление народа, изменение его мыслей,
чуветв, всего духовного склада.

«Следует признать, — говорил товарищ,
Молотов, — что важнейшим завоеванием
нашей революции является новый духов-
ный облик и идейный роет людей, как
советских патриотов. Это относимя ко
всем советеким народам, как в городу,
так и к деревне, как к люлям физиче-
ского труда, так и к людям умственного.
труда». Советекий социалистический строй.
формирует нового человека, стоящего по.
своим духовным качествам неизмеримо вы-.
ше людей капиталистического мира.

Духовный облик советских людей ярко’
проявляется в их отношении кв труду, как
делу общественной важности, как свай.
обязанности перед Советским государетвом.
Массовое развитие сопиалистическогм с9-
ревнования, могучий рост стахановекого.

обществе народились стимулы к труду,
неведомые ‘капитализму. В социалиестиче-
ском соревновании проявляется уже не
только стремление работника дать более
высокую выработку, чтобы получить бо-
лее высокий заработок, но и прежде всего,
его стремление отдать свой труд обще-
ству, применить , свои способности для,
блага Родины. Советский рабочий,  кол-.
хозник, интеллигент сознают  обществен-,
ное значение своего труда, смотрят „на
него, как на патриотическое дело.

Для советских людей выше всего обще-
народный, государственный интерес; они
привыкли рассматривать общее дело, как)
свое кровное, личное дело. Такое высокое
понимание общественных интересов каж-
додневно проявляется в многочисленных
фактах и примерах. Вот один из нодоб-
ных фактов, описанный в записках Героч
Социалистического Труда П. Ангелиной
«Люди колхозных полей». Дело происхо-
дило после освобождения Старо-Бещева от
немецкой оккупации. Волхоз «Запорожец»
был разграблен оккупантами, остался 0ез
лошадей, коров и без семян. Между тем
подошло ‘время*сеять озимые. В двадцати
пяти километрах от Старо-Бешева можно
было достать семена. Но не было транс-
порта, дороги были размыты. Тогда кол-
хозники сами взялись доставить семена. В
первый рейс отправились  колхознины
Ольга Михайлова, Мария Серафимова и
Александра Бурлаева, К вечеру пошел
сильный дождь. Вею ночь колхозницы
шли под дождем, увязая в грязи. Падали,
сбивались © дороги в степи, но нова
продолжали свой нелегкий путь, неся на
плечах по четыре пуда семан. В. следую-
щий рейс отправились уже двадцать пять
колхозников и колхозниц, В’ течение трех
дней все семена были перенесены,

Таковы люди колхозных полей, новые
люди, привыкитие заботиться 09 колхозном
добре, как 0 своем, родном достоянии!
Как глубоко отдичаютея они от старого
крестьянина-единоличника, чуждого обще-
ственных интересов,
своем мелком частном хозяйстве!

Сознание общегосударетвенном интере-
са, забота о блате веето общества, веего
народа руководят действиями и поступка-
ми советских  патриотов-тружеников и
воинов, Преданность делу партии Ленина
—=Сталина, советскому етрою, беззаветное
служение свозму народу, готовность жерт-
вовать даже жизнью во имя Родины —
такова мораль советского человека, мораль
советского воина. Проникнутые глубоким

пониманием своей миссии защитников 69-  .

циалистического Отечества, наши воины

ная сознате) 1966-— Могучая сила,
°_ ‘уеноряющая развитие советеного общества

‘HX разведок и становятся жертвами их
`тлетворной пропаганды. а

‚  лизма острейшим оружием партии служат

уснехов. в

ибо у нас свою задачу понимают не еди-
‚ницы, не сотни, не одни только руково-

граждане нашей великой страны»,
замкнувшегося в

‚мунистическую сознательность:

14 сентября 1948 г., Вторник, Ne 218 (3012) ©

летного

В ходе Великой Отечественной войны
наши Вооруженные Силы приобрели бога-
тейший опыт. Изучение каждым `офице-
ром этого опыта, особенно боевых  прие-
мов лучших представителей его военной
специальности, позволит поднять на HO-
 ‘вую высоту боевое’ мастерство ° советеких
воинов. Я —= летчик и, естественно,
буду говорить 06 изучении опыта авиё-
ции. Мне кажется, в основу  ПОДНЯ-
тия летного мастерства сейчас наряду ©
играми, групповыми упражнениями, такти-
ческими конференциями нужно положить
самостоятельную работу над собой.

Но самостоятельная учеба — это He
значит учеба, оставленная без контроля И
руководетва. Опытный командир обязан
всегда подсказать, с чего офицер должен
начать самостоятельную работу, и, прове-
ряя, помогать ему овладевать знаниями.
Опыт нашего подразделения показывает,
что начинать самостоятельную работу на-
до с «азов», с того, что на первый взгляд
кажется мелочью, — © изучения возмож-
ностей нашего советского боевого самолета,
ето особенностей. Надо прививать любовь к
своему самолету, и это должны сделать
командир звена, командир эскадрильи, ко-
торые обычно обладают летным мастерет-
вом и смогут раскрыть перед подчиненны-
ми все возможности самолета. И тот из
них, который это сделает раньше и лучше,
сумеет успешно релить первую задачу. 3a-
ставив подчиненных полюбить самолет, он
тем самым пробудят у них стремление
лучше его изучить, не жалеть ни сил, ни
времени для его освоения.

Самостоятельная работа, как я убедился
на собственном опыте, дает не меньше, чем
любое классное занятие. Но она дает боль-
щие результаты лишь в том случае, если
ее правильно организовали, если офицер-
руководитель изучил способности своих
подчиненных, уровень их подготовки, их
возможноети работать над собой, их быто-
вые условия. Без этого трудно хорошо ор-
танизовать действительно  плолотворную
‘самостоятельную учебу. Очень важно при
этом организовать ее не формально, а кон-
кретно,

Что. значит конкретно?

Это значит, что, узнав, в чем отетает
тот или иной офицер, нужно даль ему co-
ответствующее задание. Учитывая индиви-
дуальные качества офицера, надо расека-

мужественно переносили в дни войны тя-
тоты и лишения боевой жизни, показывл-
ли чудеса стойкости и  бесстрашия, храб-
рости и самоотверженности. Ныне, в мир-
ной обстановке, они вместе со всем наро-
дом отдают свои силы дальнейшему  ук-
реплению могущества социалистическото
тосударетва, ставя свой долг ‚в обязанно-
ети перед ним ‘превыше всем. —

4.

‚ В многомиллионной советской. семье
веть люди разной степени сознательности;
есть люди передовые, задающие во всем

‘по-тосударственному; есть и такие люди,

узкими, местными масштабами. Воспиты-
вать в массах коммунистическую  созна-
тельность — значит расширять ‘идейный
прививать им ©ознание
общегосударственных интересов» растить
их как советских патриотов, проникнутых
чувством гордости за свою Родину, учить
их понимать политику  большевистекой
партии и беззаветно бороться за её осу-
ществление.

Новое, социалистическое сознание pa-
стет и крепнет в борьбе с пережитками
старого. Проявления пережитков  капита-
лизма в сознании людей многообразны.
Они сказываются в остатках  частнособ-
ственнической психологии, буржуазной
морали, в нерадивом отношении к труду и
в общественному достоянию, в преклоне-
нии отдельных отсталых” людей перед
буржуазной культурой Запада, во нацио-
налистических предраесудках и т. д. №и-
вучесть этих пережитков капитализма
об’ясняетея прежде веего тем, что `изме-
нениё сознания людей отстает от измене.
ния их бытия. Ноэтому пережитки старых
нравов и взглядов, порожденных капита-
листическим строем, сохраняются в созна-
нии людей еще в течение долгого времени
после того, как капитализм ликвидирован:

ТЖивучесть этих пережитков об’яеняет-
ся также-тем, что их питает, поддержи-
вает и стараетея оживить окружающий
нас капиталистический мир. После ликви-
дации экеплоататореких классов в
международная буржуазия потеряла опору
внутри нашей страны. Тем усерднее пы-
тается она использовать в своих целях
пережитки капитализма в сознании совет-
ских людей. Безидейность, аполитичность
служат своего рода дымовой завесой, под
прикрытием которой чаще всего просачи-
ваются в нашу среду буржуазная идеоло-
тия ‘и буржуазная мораль. Особенно. ши-
роко используют наши враги, прежде
всего американские и английские импе-
ризлиеты, наиболее отвратительный пере-
житок прошлого царской России — низ-
копоклонство перед буржуазным Западом.
Тюди, зараженные дурной болезнью низ-
копоклонства, легче всего попадают в сети

темы, каким материалом воспользоваться, и
обязательно установить срок выполнения
задания. Что дает такой метод, показывает
следующий пример.

Один из наших офицеров—т. Дорофеев в
прошлом году мало работал над собой и
начал отставать. Дело могло кончиться
плохо, если бы своевременно не вмешался
командир звена т. Сизов. Он буквально за-
ставил Дорофеева систематически работать
над собой, давал ему задания, и сейчас До-
рофеев — примерный командир экипажа.

Важнейшей составной частью организа-
ции самостоятельной работы является кон-
‚Троль за выполнением заданий. Причем
контроль должен быть. повебдневиым. и ни
 B воем случае не сугубо официальным.
_ Лучший метод контроля — товарищеские
В борьбе противо пережитков  капита- беседы. Во время такой беседы можно так

поправить офицера, что его самолюбие не
будет задето. Раз’яенять непонятное также
лучше всего так, чтобы офицеру стало яе-
HO, что ты основой считаешь не проверку,
& помощь его росту.

критика и самокритика. Решения  Цент-
рального Комитета В№(б) по вопросам
литературы, театра, кино, музыки и дру-
гие являются образцом большевистской
критики, проникнутой духом непримири-
мости ко всем чужлым, буржуазным влия-
ниям. Эти решения нанесли сокрушитель-
ный удар безидейности, анолитичности и
высоко подняли знамя партийности созет-
ской науки, литературы и искусства. В одной из школ учебного отряда Север-
ного флота закончилась подготовка группы
матросов на замещение  старшинеких
должностей. Прошли выпускные экзамены,
Через несколько дней новый отряд стар-
шин раз’едется на места, чтобы обучать и
воспитывать подчиненных.

За время учебы младшие командиры
значительно расширили и углубили свои
знания. по специальности, морской, подго-
товке, познакомились с методикой обуче-
ния. Заметно повысилея уровень их поли-
тических знаний,

Подавляющее большинство старшин
окончило школу с высокими оценками,
Многие из них являются круглыми отлич-
пиками, Партийная и комсомольская ор-
ганизации не потрудились над обеспе-
чением высокой успеваемости учашихся.
Члены ВКП(б) Кузьмин, Ве. Conner
и Панков проявили много’ инициативы,
добиваяеь наглядноети обучения, трудявь
над оборудованием классов и кабинетов.

Так, в морском кабинете были установ-
лены модели кораблей и различные нагляд-
ные пособия по морской практике, выве-
шены схемы организации корабельной

В условиях постепенного. перехода от
‹сопиализма к коммунизму задача преодо-
ления пережитков капитализма  приобре-
тает овобенно большое значение. Посколь-
ву эксплоататорекие классы внутри стра-
ны уже ликвидированы, главным препят-
ствием нз путях к коммунизму авляютея
теперь перэжитки капитализма в экономи-
ке и сознании людей. Вот почему от пре:
одоления пережитков. капитализма, oT
области  коммунистического
воспитания масс зависят темпы нашего
дальнейшего движения вперед.

С победой социализма созданы все
 ‘0б’екливные предпосылки для того, чтобы
окончательно преодолеть эти пережитки.
Теперь, когда трудящиеся СССР связаны
В своем громадном большинстве с социа-
листическими формами хозяйства и явля-
ются по, своему общественному положению
тружениками социалистического общества,
мы имеем возможность” добиться того,
чтобы идеи социализма полностью оваа-
дели чувствами и разумом людей. На этой
основе и развертывается широчайшая ра-

бота. по коммунистичеекому воспитанию   с.

сп хужбы и пр. В минно-то
народа, осуществляемая партией, Совет-  можно было видеть а р ee
<ким  осударетвом, общественными и! ре

ного оружия, макет, воспроизводящий по-

культурными организациями трудящихся. остановку мин, и мнотое другое. Не менее

«Наше советское государство сильно
сознательностью Macc, — говорил тов.
А. А. Жданов. — Для нас, советских лю-
деи, всякая задача становитея понятной,
близкой, выполнимой, потому что труже-
Ники советокого общества могут 060 всем
судить и идут на все сознательно. Еще
Суворов говорил: всякий солдат должен

Встреча моряков

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 13
(Корр. «Красного Флота»). В же
Части состоялась встреча моряков со ста-

хановцами-судоремонтниками. В фой -
понимать свой маневр. Мы, большевиет- ба была выставлена большая honoree И

ская партия, мы, советский народ, безуе-
, передовых л :
ловно справимся с новыми грандиозными   ны аи а a
нланами социалистическотго строительетва,   Кириллов приветствовал тостей mn fee
Ни матросов, старшин и офицеров. За-
тем выступил стахановец Мамедов. Он рас-

BCH Macca, CKasal MOPARAaM, Rak pabouwe ero nexa 60-

‘AUTCIH, HO весь народ, все

Чем выше сознательность строителей
‘воммунизма и чем сильнее их воля к
‘победе, лем больше создается возможноетей
для вое более успешного и ускоренного
движения внеред, Под. знаменем Ленина—
Сталина партия большевиков ведет 38 со-
бой весь советский народ, вооружая его
пониманием стоящих перед ним задач и
путей их решения, развивая в массах ком-

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 13 сентября
«Нрасного Флота»). За высокие acne:
в боевой и политической подготовке луч-
шие матросы и старшины награждены
похвальными листами. В числе награжден-
ных гвардии старшина 2-й статьи Сискин
в за ou лет службы ни од-

скания. В его карточее TOonpe:
— 24 благодарности. и

За три года службы младший сержант

Кандидат философских наук
Г, ГЛЕЗЕРМАН.

Р   зать ему, < чего начинать изучение данной

Самостоятельная учеба

состава

Во время бесед ни в коем случае HeIBag
подчеркивать свое превосходство, задавать
«каверзные» вопровы. Между тем стремле-
ние к таким вопросам у некоторых руково»
дителей, кстати обычно знающих мало, но
желающих показать «свою образовая-
ность», есть, и оно приносит вред, ибо
обижает офицера. У нас есть штурман
т. Славуцкий. Прямо говоря, он далеко еще
не мастер своего дела, к проигрышам `19-
ловится поверхностно, в боевой подготовхе
но служит примером. Ho при проверке зна-
ний летчиков он любит задавать такие ‹«ка-
верзные» вопросы.

(собенно важен в контроле разбор
качества знаний, усвоенных офицером №
время самостоятельных занятий. Если в
этих занятиях есть пробел, нужно не
только указать на него, но и показать, вах
его устранить, и обязательно помочь ето
устранить. Следует учесть, что отеутетвие
проверки выполнения задания и помощи в
ликвилации пробелов расхолаживает офи-
цера. Он теряет чувство ответственности 38
свои знания.

Организация самостоятельной учебы тре.
бует от командира постоянного внимания,
много сил и времени. Но результаты ee
обычно очень большие. Старший лейтенант
Захаров не так давно имел много пробелов
в знаниях и в дисциплине. Ero непосред-
ственный начальник офицер Туганов, изу-
чив особенности характера Захарова, стал
лично © ним заниматься. Постоянно прове-
ряя выполнение кажлого задания, он помо-
тал Захарову, если надо — напоминал ему
0б ответственности офицера за свою боевую
выучку. Эта работа дала отличные резуль-
таты. Старший лейтенант привык работать
Hag coool и на всем протяжении 1947 и
1948 тг. получает только отличные оцен-
БИ,

’ Больше того, т. Захаров начал сам помо-
‘тать молодым летчикам тт. Олейникову и
Тимакову, а свой экипаж сделал снайпер-
ским. Овлалевая сам летным мастерством,
передавая опыт. молодым авиаторам, т, 38-
харов больше стал заниматься и политиче-
CRAM самообразованием: Он заметно вырос и,
сейчас сам ведет группу марюсистско-ленин-
ской подготовки, умеет на занятиях
увязать общие вопросы © задачами, по-
ставлепными перед подразделением.

Очень  хорошю начал работать также
старший лейтенант Голов; В прошлом го-
ду. до начала серьезной самостоятельной
учебы, его звено было самым отстающим в
Части, имело много летных происшествий,
Теперь это звено уверенно выходит в ряды
передовиков, и в текущем году личный с9-
став звена выполняет задания не только
без происшествий, ню и’ без нарушений
летной дисциплины. Повеёдневно  работзя
над собой, терпеливо воспитывая и обучая
подчиненных, т. Толов вместе со штурмаком
старшим лейтенантом ФЛазаревым сделал
свое звено снайпереким.:

Е сожалению, еще не вее наши офицеры
поняли значение самостоятельной работы.
Некоторые, накопив большой практический
опыт, перестали работать над собой и на-
чали уже отставать не только от товари-
щей. но даже от подчиненных. Останови-
лись на когда-то  доститнутом уровне
тт. Вондрашев и Шкляев. Они пытаются
жить старым батажом, а его при сегодняш-
них требованиях явно нехватает. В ре-
зультате оба начали отставать в ряде во-
просов боевой учебы и этим тянут назад
BCe ©в0е подразделение.

Д. НИКИФОРОВ,

Новый отряд старшин

тщательно были
рийские классы.

В течение веего периода занятий регу-
лярно выпускались боевые листки, в
которых нашли свое конкретное отражение
успехи передовиков, подвергались крити-
ке недостатки нерадивых. Хорошо порабо-
тал, особенно во время экзаменов, радио-
узел. отряда. Но главным для достижения
успеха была та повседневная помощь, ко-
торую оказывали будущим старитинам ком
мунисты тт. Снитко, Суханов и другие,

Решению той же задачи уделяла своё
основное внимание и комсомольская орга-
низация, где секретарем т. Батурин. Она
сумела добиться личной примерности ках-
дого члена ВЛЕСМ. Правда, одно время
были отстающие. Активную помощь им
оказывали комсомольцы Неклюдов, Засып-
ко и другие. В результате некоторые
матросы, ранее ‘учившиеся посредственно,
дали экзамены на «хорошо» и «отлич-
но».

Итак, учеба закончена успешно, усилия
преподавателей, активно поддержанные
партийной и комсомольской организация-
ми, не пропали даром. Флот получил полно
ценные кадры грамотных, знающих 6808
дело старшин.

Младший лейтенант К, ЯЦУК,

оборудованы и артилле-

со стахановцамн

рются за выполнение пятилетки в четыре
года, об инициативе рабочих, помогающих
значительно снизить себестоимость  про-
дукции. 06 успехах коллектива рассказал
также стахановец т. Декане.

На вечере выступили отличники боевой
и политической подготовки старшина 2-й
статьи Колеснев и старший матрее Тол-
тик. От имени личного состава они 348
рили стахановцев, что балтийцы буду
еще больше крепить боевую выучку,

ПОХВАЛЬНЫЕ ЛИСТЫ  ОТЛИЧНИКАМ
БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Смирнов отмечен 17 блатодарностями, Сей
м ah aoe в учебе и безупречную
NY омирнов награжден п ыМ

т д OXBANLLA

Среди награжденных похвальными ли
стами — старшина 1-Й статьи Бойков,
матрос Жерехин и другие.

Награжденные получили  цохвальные
листы в торжественной обстановке, в при-
сутетвии всего личного состава.