Нерешенные вопросы

Из практики работы вечерних общеобразовательных школ
на Тихоокеанском флоте

Начался новый учебный год в вечерних
общеобразовательных школах в ряде баз
и соединений Тихоокеанского флота. Сотни
военных моряков приступили к учебе без
отрыва от своих прямых служебных обя-
занностей. Это люди из числа тех, кому в
толы войны по той или иной причине не
удалось получить законченное среднее об-
разование. Понимая настоятельную необхо-
димость повышения знаний для более ус-
пешного выполнения служебного долга, они
и огромнейшее стремление к уче-
е.
0 том, как велика тяга в вечерние шхо-
°ы, говорят следующие факты. В школу,
ме инструктором общеобразовательной под-
готевки старший лейтенант Палладич, бы»
ло подано свыше трехсот заявлений. Обще-
образовательная вечерняя школа постара-
лась принять большую ‘часть желающих,
пошла даже на то, чтобы открыть два деся-
тых класса. В числе учащихся, приступив-
ших ныне к занятиям в десятом классе, —
сержант Марченко, который поишел на флот
с семилетним образованием, успел уже окон-
чить восьмой и девятый классы, сержант
Макаров, занимающийся в школе с. седьмо-
го класса: } Est
Cable Tpexcor vuammxca ‘начало заня-
тия в школе, Tre заведующей т. Вродли-
вещ. Новеюду в нынешнем году чиело уча-
щихся в вечерних школах значительно
увеличилось против прошлого года.

Уолиторганы многое сделали для успеш-
ной подготовки школ к новому учебному
году. В школе, где старший лейтенант Пал-
ладич, оборудовано. помещение для заня-
тий, подобраны преподаватели, налажено
снабжение тетрадями. Хорошо подготовлена
Е занятиям вечерняя школ» Н-екой части,
Она обеспечена учебниками, наглядными

` пособиями, тетрадями,

На Тихоокеанском флоте известна своей
образцовой работой вечерняя школа, ‘где
заведующей т. Вродливец. Школа за-
служила множество благодарностей от мо-
ряков за отличную организацию занятий. В
прошлом -году ее ученики десятикласеники
выезжали сдавать экзамены на. аттестат
зрелости в ближайший город, где были
представители краевого. отдела  нарохнотв
образования. Принимающие экзамены вы-
CORO оценили знания выпускников вечер-
ней школы. Так же хорото`и организованно
начаты занятия и в этом году. Политотдел
оказывает школе всяческую помощь, т-
могает ей и командир соединения. Вее этс
и обеспечивает успех занятиям.

Однако там, где такой заботы нет,
срывы в работе школ неизбежны. Для
подтверждения можно сослатьея на школу,
которой заведует т. Лабода. В ней до сих
пор не закончено прохождение учебной
программы ‘за прошлый год. Тов. Лабеда
остро переживает неполадки в работе шко-
лы, но ее попытки исправить положение
не встречают полдержеи.  Шолитработник
Кучумов не позаботилея даже передать
школе тетради, полученные из Политуправ-
дения. никак не реагировал на плохую

14 сентября 1948 г. вторник, № 118 (3012)

дателя,

посещаемость занятий и отсев учеников.
Потребовалось вмешательство Политуправ-
ления Тихоокеанского флота, чтобы. он из-
менил свою позицию постороннего наблю-

В работе школ имеется немало трудно-
стей. так или иначе мешающих нормаль-
ному прохождению учебной программы.
Взять хотя бы. уже упомянутую нами шкд-

лу, где инструктором по общеобразователь-.

ной подготовке Палладич. В прошлом году
здесь работали опытные преподаватели бо-
лее чем © двалцатилетним стажем. В этом
роду почти вее они ушли. Почему? Оенов-
ная причина в том, что во флотекой вечер-
ней школе оплата труда преподавателей
ниже, чем в других школах города. Кроме
TOTO, B школе придерживалиеь уравнилов-
ки: труд педагога с большим стажем опла-
чивался так же, как труд молодого учите-
ля. Этим была нарушена установка Мини-
стерства просвещения о денежном поошре-
нии учителей, имеющих большой педатоги-
ческий стаж, На все эти вопросы руково-
дителя школы финансовые органы флота
‘ничего не емогли ответить. Bor почему в
нынешнем году с Таким большим напряже-
нием принлось юдбираль состав  пренода-
вателей. Видимо; требуется вмешательство
вышестоящих финансовых органов, чтобы
упорядочить дело с оплатой труда учите-
тей. ге

Не меныние трудности испытывает шко-
ла и в приобретении учебников. Раньше
была  логоворенность, ‘что Владивосток-
ский городской отдел народного образова-
ния будет снабжать школу учебниками так
же, как и все другие подведомственные
школы. Договоренность осталась договорен-
ностью, а учебники школе отнускают ‘«ио
мере возможности». Политуправление  Ти-
хоокеанского флота, как известно, полно-
стью удовлетворить требование. на, учебники
тоже не может, и приходится руководите-
HAM школы  «изворачиваться». Учебный
год начался, а учебников по дарвинизму,
физике и литературе лля старших классов
все еще далеко не достаточно.

— Городской отдел пародного образова-
ния ‘считает нашу школу в своем акти-
ве, — говорит заведующий учебной частью
Зобнини. — Отдел народного образования
непрочь похвастаться нашими успехами, но
вотда лело доходит до конкретной помощи,
товарищи из ГорОНО спешат заявить, что
нае обязаны снабжать флотские организа-
ции. Нужно внести ясность в этот вое.

Нам кажется; что такая ясность может
быть вполне достигнута, если политорганы
флота установят тесный контакт < соответ-
‚ствующими отделами народного  образова-

ния. Это важно и для руководетва учебным

процессом, и для снабжения программами,
ит. п.

Сотласованная работа
отделов народного образования поможет
вечерним общеобразевательным — школам
Тихоокеанского флота избежать срывов В
проведении хорошо. начатых занятий в но-
вом ‘учебном: году.

политорганов и

Лейтенант А. КРЫСОВ.

НОВЫЕ КНИГИ

Сердце друга. Рассказы. Библиотека сол-
дата и матроса. Воениздат. 1948. т. Стр. 75.
Цена 90 коп. —

В книге напечатаны рассказы: В. Тихо-
мирова — «Сердце друга», И. Половинко —

«Тревожной ночью», Т. Журавлева — «По  1

уставу и по сердну», П. Черных — «Обык-
новенный солдат» и другие,

А. Н. Островский. Избранные сочинения.
Государственное издательство художествен-
ной литературы. 1948 г. Стр. 694. Цена
20 руб. .

В издание вошли лвадцатв лучитих драма-
тических произведений писателя: «Свои лю-
ди — сочтемся», «Не в свои сани не са-
дись», «Бедность не порок», «Доходное ме-
юто» и др.

Мигуэль де Сервантес, Цыганочка.
ной литературы. 1948 г. Стр. 95. Цена
1 руб. 75 в. В книге помещены две но-

веллы писателя — «Цыганочка» и «Ли-
ценциат Видриера»..
Ненст. Федин, Избранные произведения.
т литературы. 1948 г. Crp, 709. Цена
руб. ae
Сборник включает в себя романы:
«Братья» и «Нервые радости», д также
рассказы «Старик», «Гармонь», «Рисунок ¢
Ленина» и другие.

В. Саянов. Небо и Земля. Роман. Изда-

тельство «Молодая гвардия». 1948 г. Стр.
551. Пена 23. руб..
`И. С. Никитин. Избранные сочинения.
Тосударетвенное издательство хуложествен-
т литературы. 1948 г, Стр. 316, Цена
12 руб. :

_В сборнике напечатаны поэтические про-
изведения Никитина. Отдел прозы содержит
«Дневник семинариста» и письма поэта. —

ВЕЕТ ee a КТК

—— на сантиметр вые всесоюзного... Per:
  корда, который 11.
  Атанелов:

Тодноклубников из Тбилиси.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Юрий Илясов берет высоту 196 см. В овале: чемпион СССР’ по прыжкам
в высоту военный моряк Юрий Илясов. `Фото’ А. Сидоренко и Л. Дфренского.

=

ПЕРВЕНСТВО СССР ПО ЛЕГКОМ АТЛЕТИКЕ
Военный моряк Юрий Илясов

установил новый всесоюзный рекорд

ХАРЬКОВ, 13 сентября. (По телефону).
Вчера, в последний день розыгрьниа пер-
венетва страны по легкой атлетике, в
центре внимания тысяч зрителей, запол-
нивших трибуны стадиона «Динамо»,
были прыжки в высоту для мужчин.

После того, как была взята высота
180 см, оспаюивать звание чемпиона ocTa-

Короткий отдых, и спортемен снова
штурмует рекорд. Взрыв аплодисментов,
нарушивитий тишину, говорит, что высота
взята, новый рекорд установлен.

Новому чемпиону страны старшине 2-й
статьи Юрию Илясову 21 тод. Спортом он
‚стал заниматься с десятилетнего возраста,
основное внимание уделяя гимнастике. На

лось восемь сильнейших прытунов: ‘чем- Черноморский флот Илясов пришел в 1943
пион прошиого года Реш, tr. Рохлин, году, участвовал в Великой Отечественной
Афанасьев. (все трое — профеоюзы), войне, Три года назад он был переведен в

спартаковен Пузнецов, динамовны Сидор-
ко ‘и Сухарев; рекордемен етраны по этому
вилу спорта гвардии лейтенант Атанелов
й чемпион Вооруженных Сил старшина
2-й статьи Илясов.>-

...Выкота 184 сем. Илясов делает пер
вую попытку и необычайно легко
преодолевает планку.

Все восемь участников берут и следую-
щую высоту — 187 см.

Планка поднимается еще на 3 ем. Иля-
сов пропускает ее, бережет силы. Высоту
190 см из семи  спортеменов взял лишь

Вронштадт. К тому времени Юрий Илясов
‘был уже гимнаетом второго разряда.
° Прыжками в высоту Юрий Илясов на-
Чал. заниматься с 1946 тода и сразу
выдвинулея в число сильнейших прыгунов
Ленинграда. :
Текущий год принес молодому спортеме-
Ну большой успех. которым он во многом
обязан своему тренеру Петру Семеновичу
Нижегородову. Илясов завоевывает звание
чемпиона Ленинграда, затем чемпиона
Военно-Морских Сил, Вооруженных Сил и,
биторко: > наконек, 12 сентября, звание чемпиона
Теперь соревнуются двое. Высота СТФаны с новым рекордным результатом.
193 см. Пеовая попытка принесла обоим   -
прыгунам неудачу. Вторая’ попытка. Иля-
сов спокойно разбегается, делает сильный
толчок и легко переходит планку. Сидор-
ко выбывает из соревнований. Нобеда и
звание чемпиона страны остаются. за
Илясовым. Но он не удовлетворен резуль-
татом и просит полнять планку на 196 ем

ee OR
Наибольший интерее после прыжков В
высоту представлял в последний день
соревнований бег на’ 10 тысяч метров. 0т-
личную натренированность. и волю к побе-
де снова продемонстрировал чемнион ‘етра-

нин. В упорной борьбе с моряком-амурцем
лет. назад». установит
_. Стадион затих, участники и’ зрители’
напряженно следят за молодым спортеме-
ном, виервые вышедшим на  веесоюзные
состязания. Возьмет или не возьмет? Ведь
эта высота на 20 см выше роста Илясова.
Илясов разбегается, прыгает, но падает
вместе с планкой. :

завоевал звание чемпиона СССР. Время

пова, закончивитего бег вторым, — 31 мин.
01:4 сек.

_ Первенство. СССР по легкой атлетике за-
кончено. В ходе соревнований установлено
10 новых рекордов страны.

Первенство. СССР по футболу
ПЯТЬ МАТЧЕЙ

Вчера на московском стадионе «Динамо»
в очередном матче на первенство страны
по футболу встретились динамовцы Москвы!
и Минска. Выиграли со счетом 5:0 мо-
сквичи. Состоявшийся вчера же в Москве
матч между командами ВВС и «Локомоти-
ва» закончился вничью co cyerom 0: 0.
Киеве вчера местные динамовцы
выиграли 60 счетом 3:1 матч у своих

& жа.

В воскресенье, 12 сентября, состоялись
два матча на первенство страны по футбо
лу. В Ленинграде местные  динамовкх
встретились с футболистами общества
«Спартак». Матч выиграли хозяева ноля
co счетом 4:1. В Москве играли две
команды общества «Торпедо» —— MOCKOB-
ская и сталинградская. Встречу выиграли
москвичи со счетом 3:0. —

23 января, где обсуждались. действия
норвежских партизан-подрывников. Про-
токол гласит: «По предложению команду-

НЫ! по марафонскому бегу офицер Ф. Ва-

офицером И, Поповым Ванин у самого фи-
HHA оболтел своето основного соперника и

Ванина — 31 mun. 01,2 сек. Время По-

Выступления Мориса Тореза и Жака Дюкле

На митингах французених трудящихся

ПАРИЖ, 13 сентября. (ТАСС). Вчера в

Дижоне’ перед 20-тысячным митиктом Mo-
рис Торез произнее речь, в которой оста-
новилея на политическом положении во
Франции.

«В то время, — сказал он, — как за-
траницей рассказывают сказки об изоби-
лин; будто бы царящем в нашей стране,

нищета, водворяется в наших очагах. Рабо-

чие, крестьяне, ремесленники и комиереан-
ты, испытав на ©ебе все тятоты «плана
Мейера», теперь находятся под угрозой
«плана Рейно», превратившегося в «план
Кэя».

Положение, — продолжал Торез, — с
того времени, как коммунисты были устра-
нены из правительства, непрестанно ухуд-
шается. Нынешний  предеедатель совета
министров открыл истинные причины уст-
ранения коммунистов, сказав, ‘что присут-
ствие в правительстве коммунистов лиши-
ло бы Францию американских товаров, Од-
новременно с этим администратор Wo ocy-
ществлению «плана Маршалла» Гофман за-
явил, что американские законы позволяют
лишить Францию кредитов в случае, еели
у власти будет коммунистическое прави-
тельство». ^ 4

«Разве. французский суверенитет не ста-

новится пустым словом. раз приказы идут

из. Вашингтона! -— сказал Торез. — Mu
стоим за американскую помощь, мы ~ pac-
считываем на нее, HO лишь в той степени;
в какой она не будет оскорблять нашей на-
циональной чести и посягать на независи-
мость нашей страны». С
Далее Торез подверг резкой критике ‹0-
став и нолитическую ориентацию нового
правительства. «Г-н Кэй, — сказал То-
pe3, — этот «новый человек», который
уже 22 раза был министром, заявил, что
он не берет на себя обязательств в от-
ношении заработной платы. Таким обра-
зом, можно предположить, что вылача по-

собия в 2.500 франков будет прекращена».

Торез осудил сговор социалистов и дегол-
левиев в новом французеком правительет-
Bo, «В правительство. — сказал он, — ло-

пущены люди из ПРЛ («Республиканская

партия свободы»), от’явленные: резкпионе-
ры. подобные Брюинелю, Бетоло (депутаты:

Национального собрания от крайне правой
«Республиканской партни свободы». —
Рер.), Петшу (член группы «Врестьянское
действие». —Ред.). Доверие биржи ставит _
ся выше доверия народа. Такова политика
Леона Блюма, стремящегося к расптиреняю -
правительственного большинства. Тезис >
социалистов относительно. «борьбы на два: -
фронта» потерпел крах. Бак же еще можно.
об’яенить их присутствие в правительстве ..
‚рядом © деголлевцем ЁВлодиусом Пети! Но-
чему стараются они заручиться поддержкой
деголлевцев?».

В заключение Торез заявил, что трудя-
щиеся требуют настоящего правительства
демократического единства, и изложил ос-
‘новные принципы преграммы коммунистов
в отношении ‘развития страны. Свое вы-
ступление он закончил призывом к 0об’еди-
нению всех реснубликаннев. «Социалисты,
католнки, республиканцы! — ©казал To-
рез. — 0б’единяйтесь для того, чтобы еде-
лать Францию сильной, свободной и ечаст-
ливой».

На митинге в Гапе (хепартамент Верх-
ние Альпы) выступил Жак Дюкло. «Нам, .
— заявил он, — 0ез конца говорят 06.
американской помощи, от которой мы,
коммунисты, никогда He отказывались,
требуя, однако, полного уважения нашего
национального суверенитета. Чем больше
‚мы получаем так называемых подарков,
тем хуже становятся условия жизни тру-
дящихся. С декабря 1947 года повуша-
тельная способность трудящихся снизилась _
на 28 процентов. Вместе е тем еверхпри-_
были капиталистических компаний значя-_
тельно увеличились. Когда г-н Вэй гово-
DHT 0 равномерном распределении жертв,
он совершенно не думает о том, что эти
жертвы должны приносить и капитали-
сты». В заключение Жак Дюкло сказал:
«Мы заявляем о том, что вполнё возмож-
HO сэкономить 200 миллиардов франков за
счет‘ военных расходов, и мы заявляем
также, что война во Вьетнаме стоит 80 -
миллиардов франков. Следовательно, не:

медленное заключение мира позволило бы —
нам значительно сократить бюджетный де- —

фицит».

Состав французского правительства

ПАРИЖ, 12 сентября. (ТАСС). Анри Вэй
сформировал новое французское правитель-
ство, в состав которого вошли: председатель
совета министров и министр финансов —
Анри Ёэй (партия радикал-еоциалистов);
заместитель премьер-министра и министр
юстиции — Андре Мари (партия радикал-
социалистов); министр иностранных дел —
Робер Шуман  («Народно-республиканекое
движение» — МРИ); министр внутренних
дел лоль Мок (социалистическая партия);
министр национальной обороны-—Поль Ра-
мадье (социалистическая партия); миниетр
здравоохранения — Пьер Шнейтер (МРП);
министр просвещения — Ивон  Дельбое
(партия радикал-социалистов); министр по
делам заморских территерий — Поль Вост-

Флоре (МРП); министр общественных ра-
бот, транспорта и туризма — Кристиан
Пино (социалистическая. партия); министр
сельского хозяйства — Ньер Пфлимлен
(МРП); министр реконструкции — Блодиуе
Пети («Демократический и социалистиче-
&кий союз сопротивления»); министр по
делам бывших фронтовиков и инвалидов
войны — Робер Бетоло (республиканская
партия свободы); министр морского флота
—=Андре Колен (МРП); министр торговли и`
промышленноети-—Робер Лакост (социали-
стическая партия); министр труда — Да-
ниэль Мейер (социалистическая партия).

Назначены также 17 стате-секретарей и
заместителей статс-секретарей,

пы

°° (POBAJPAHTHCOBETCKOR BbIMYMKH TA3ETHI
. «АФТОНБЛАДЕТЬ

СТОВГОЛЬМ, 12 сентября. (ТАСС). На-
днях падкая на антисоветские выдумки
газета «Афтонбладет» попала в конфузное
положение. Газета пыталась уверить чи-
тателей, что групна русских, якобы про-
живавиих на Готланде, посетила без раз-
решения некоторые запретные районы, где
занималась фотографированием. «Сенсация»
газеты «Афтонблалет» была подхвачена
рядом других шведских газет и раздута как
крупное событие в жизни Швеции. Ноу
лжи, как говорят, короткие. ноги; Уже на

следующий день она была разоблачена са-
мими же шведскими газетами, сообщивии-
ми, что мифические «русские туристы» на
поверку оказались... англичанами, знающи-
ми русский язык, что якобы и ввело в
заблуждение корреспондента «Афтонбла-
дет». , и

В связи с этим газета «Ню даг» поме-
‘етила фельетон, высмеивающий лжецов из
«Афтонбладет» и предостерегающий шведов
против усилившейся за последнее время
англо-американской активности в Швеции.

ГОЛОДОВКА ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ТЕГЕРАНСКОЙ ТЮРЬМЕ

ТЕГЕРАН, 13’ сентября. (ТАСС). В теге-
ранской тюрьме продолжается голодовка,

буют освобождения согласно принятому
меджлисом закону об ‘амнистии. Состояние

начатая 7 сентября 30 завлюченными—   продолжающих голодовку крайне тяжелое.

азербайджанцами и бывшими ‘офинерами,

= ee ae И =e

французском побережье, ибо «многие кре-
HOCTH сдавались, а немецкие корабля

Иранском Азербайджане. Заключенные тре-   ключенные.

Газета «Кияме Иран» сообщает, что возмож-

сочувствовавшими движению демократов в  но голодовку об’явят также и друшие за-

SSS Eee

Должно быть, подобных матерых убийн ^^
имел в Bury Дениц, требуя от Гитлера (в

всегда погибали после борьбы до послед-  феврале 1945 года) разрешить «производ-

е дни гитлеровского флота.

(По материалам совещаний в ставке Гитлера)

ющего флотом (подчеркнуто нами. —
Н. Л.) фюрер решает принять ‘суровые
контрмеры». Значит, Дениц был советни-

него человека». Отдавая этот приказ ство в офицеры унтер-офицеров и рядовых
командующему флотом, Гитлер забывал,   Флота, проявивших понимание современ-
что сам его любимец может служить ходя-  ной ситуации». Это означало серьезное

_ 7. Кадры Карла Деница

30: апреля, когда Гитлер comer 60

сцены, Ленип, обоеновавшийся во Фленс-
бурге, на датской границе, об’явил себя

новым «фюрером» Германии.

Политику этого «калифа на Час» xXa-
рактеризовали истолные призывы к «про-
должению борьбы» на советеко-германеком
фронте и полное прекращение сопротив-
ления на Западе. Под Свинемюнде и Ро-
стоком немецкие войска еще бросались в
контратаки, а одновременно сдавались без
боя Гельголанд, Фризские острова, северо:
западное побережье Германии с его мор-
скини крепостями, оккупированные
ритории в Голландии и Дании,

Ту жё политику отражал приказ (не име-
втий уже практического значения, 10-
скольку все равно не было горючего) о том,
что подводные лодки больше не должны вы-
ходить в боевые операции к беретам Ан-
Tama. Дениц признал, хотя и несколько
поздновато, что немецкая подводная о:
исчерпала: себя. Старый пират, упепивтий-
ся за обломок фашистского государственного
зорабля, пытался ‘теперь заслужить милость
одного противника, бросив все силы про-
тив другого,

Но советские войска уже овладели Бер-
лином, вышли на Эльбу, сокрушали пос-
леднив немецкие опорные пункты Ha Wo-
бережье Балтики. Деницу не оставалось
ничего иного, как сотласиться Ha общую
капитуляцию Германии. После этого, од
Hako, фленсбуртское — «правительство»
тросс-адиирала еще две недели ‘ужива-

См; «Красный Флот» от Б, 7,8, 0 Ии
12 сентября 1948 г.

тер-

лось ¢ британскими оккупационными
властями *). _

Bee oro — известные факты. Однако
нельзя He вспомнить кратковременное

«фюрерство» Деница в связи с теми све-
дениями о его предшествующих действи-
ях, которые дают протоколы совещаний в
гитлеровекой етавке.
‚В Нюрнберге Денин старалея убедить
судей, будто не знает, почему именно его
Титлер назначил своим преемником. Эта
ложь и тогда была слишком очевидной,
чтобы требовалось ее опровергать. Но ‘vo,
$10 стало теперь известно 0 поведении
тросв-адмирала на секретных заседаниях
фаптистсекой военной верхушки, особенно
хорошо показывает, как командующий не-
мецким флотом постененно становился са-
мым вероятным «наследником» Гитлера.
’ Честолюбивый и беспринцииный, — не-
разборчивый в средствах, искушенный в
борьбе за власть и умеющий играть на
настроениях Гитлера, Дениц именно бла-
годаря этим качествам выдвинулся.
самое видное место в ближайшем окруже-
нии фюрера. Гитлер, считавший злавным
пороком многих своих генералов о отсут-
ствие У них «национал-социалистическото
фанатизма», не’мог пожаловаться на недз-
статок такового у Деница. Гросе-адмирал
был не только оголтелым исполнителем
авантюристических планов высокопостав-
ленного ефрейтора, но. и. организатором
новых авантюр, находивших, в свою 093-
редь, поддержку у Гитлера.

«Новый тур» подводной войны — одна
из последних военных авантюр Германии
— явился их совместным «творчеством»,
Однако наступать в широких масштабах

*) Денин’ был’ ‘арестован.

англичанами
лишь: 23. мая, :

Ba

ком Гитлера также и в организации Kpo-
‘завых расправ < патриотами оккупирован-
ных стран!

Жогла на одном из военных совещаний
в имперской канцелярии обсуждался
вопрос о целесообразности официального
отказа Германии от соблюдения между-
народных конвенций 0 ведении войны
(лавно уже. попранных гитлеровцами), тот
жех Дениц убедил Гитлера, что

на море, претерпевая  сокрушительные
поражения нз суше, оказалось невозмож-
ным. Немецкая подводная война, как в
любые другие военные мероприятия, кото-
рые гитлеровцы вздумали бы предпринять,
зависела от положения на советско-гер-
манском фронте, а изменить это положение
в свою пользу немцы были  бесвильны.
Советская Армия, разтромивиая гитлеров-

ские полчища и парализовавшая жизнен- выгоднее продолжать нарушать между-
ные центры фаншетской империи, 19М народное право, не об’являя 0б этом от-
самым ликвидировала и немениую - под- крыто, ре. ;

Татлер в конце войны ‘все чаще демон-
стративно подчеркивал, что доверяет Де-
ницу больше, чем руководителям армии.
Стоило тросс-адмиралу обрушиться на
`пшохов использование «службы снабжения
и транспорта в Скандинавии», и фюрер
тут же отдал приказ о том, что эта служ-
ба отныне подчиняется не армии, а фло-
ту. Еще раньше Дениц сделался, по с0б-
ственному 610 выражению, «угольным
царем» Германии, получив or Гитлера
диктаторские полномочия в распределении
’  веех утольных pecypcos. Гробс-адмирал

На совещаниях у Титлера зимой и в66-  сам напросилея на эту роль, , стремясь
ной 1945 года суждения тросс-адмирала  закрепить свое 060б0е положение внутри
много значили не только в вопросах, Ka- фашистской верхушки, :
сающихея *орских операций, носи при’ Доверие ‘к Деницу постепенно распру-
обсуждении распределения ° боеприпасоз ‘странялось у Гитлера на флот вообще.
между армейсвими групнировками, 066с-  Этому, вероятно, снособствовало то, “LTO
печения артиллерией того или иного Уча-  даже эсэсовские дивизии оставляли свои
стка фронта и т. п. Характерен для роши  позиции пох натиском советских войск, &
и влияния Денина” такой пример. Когля флотекие части, ещё не имевшие случая
командующий армейской  труппировкай быть битыми в наземных боях, уже по-
«Висла» ‘генерал Тейнричи (сменивший   этому мотли казаться Фюреру «более
на этом посту Гиммлера после советского   стойкими. Решив, что 970 именно Tak,
прорыва в Померанию) не решался про- Гитлер’ был cioco6en He замечать . или
сить’ непосредственно ‘у Гитлера еще ‘одну забывать любые противоречащие его вы-
дивизию из’ резерва, он делал это через] воду факты.

Денина. Гросе-адмирал уже явно входит  Доходило до анекдотических случаев.
в роль заместителя фюрера! Фюрер распорядился, например, ‘заменить

Не менее показателен отчет об «узком! моряками всех армейских офицеров, коман-

совощании»,. состоявшемея У Гитлера [дующих блокированными крепостями на

водную угрозу для; судоходства союзников.
Последняя ставка Гитлера — Деница была
бита. SiGe oes ее

Ho: B т0 время,  котда на эту ставку
возлагались: фангистскими: стратегами боль-
шие надежлы и. интересам «тотальной
подводной войны» подчинялиеь ` крупные
наземные операции, Дениц, к которому
сходились все нити новой авантюры, при-
ВЫЕ вмешиваться в дела, выходящие да-
леко за рамки обязанностей. командующего
флотом, И с этой привычкой он уже 10
расставался;

+

чим опровержением вздорното вымысла
«доблести» немецких моряков. Ведь этот
самый Карл Дениц в первую мировую
войну, будучи тогда командиром подводной

лодки «ОВ-68», веплыл и сдался в плен’

англичанам ‘после первых же разрывов
тлубинных 60мб, не успевших причинить
лодке никаких повреждений.

‚ Невозможно, однако, отрицать одного;
в ближайшем окружении Гитлера как раз
тем, кто мог накануне полного краха
гитлеровекой Германии призывать немцев
к продолжению бессмыеленного. сопротив-.
ления, к новым преступлениям. Дениц,
требовавший от своих подчиненных «быть
пропитанными национал-социалистической
доктриной», действительно не щадил. сил,
чтобы сделать из молодых немцев, попа:
давших на флот, фанатичных убийп.
Именно на таких выродков  рассчитыва-
лись его приказы о том, что подводная
лодка, которой  представаяется возмож-
ность, не подвергаясь опасности, веплыть
после атаки, должна расстреливать остав-
шихея на поверхности матросов и пассд-
жиров потопленного судна.

0 духе, в котором воспитывал `Дениц
свои кадры, может дать представление
один из’ последних приказов гросе-адмира-
ла, подписанный 19 апреля 1945 года —
накануне бегства Деница из Берлина.
Приказ был посвящен «заслугам»  флот-
ското’унтер-офицера (фамилия его по п0-
нятным причинам не называлась), кото-
рый, находясь в английском плену, неза-
метно для охраны лагеря убивал своих с0-
отечественников-военнопленных,  проявив-
ших антифашиетские, — демократические
настроения. Узнав 06 этом каким-то пу-
тем, гросс-адмирал об’явил приказом по
флоту, что унтер, «доказавший свою спо-
собность быть руководителем», получит пс
возвращении в Германию офицерский чин
и награду.

нарушение канонов немецкой офицерской
касты. И если Гитлер шел на. него или
готов был пойти, то, очевидно, потому,
что считал 06006 надежным оплотом фаши-
CTCKOH империи флотские кадры, выпесто-
ванные Деницем и не разбавленные «вто-
росортными» пополнениями в такой сте-

пени, как армия.
В последние месяцы войны Гитлер уде-

тораздо, Фалеистский тгросе-адмирал бесспорно был  ляд° совершенно исключительное внимание

комплектованию и оснашению морских
пехотных чаетей. Этим частям во многих
случаях ставились особые задачи, для: ва-
торых обычные войска считались негод-:
ными. Из питомцев Деница формировались
и противотанковые расчеты для 05060
важных участков фронта, и «заслоны»,
располатаемые позади менее надежных
частей, и отряды для подавления волне-
ний среди сотнанных в Германию иност-
ранных рабочих. После того, как специ-
альной флотской команде, поднявшейся
вверх по Рейну, удалось взорвать в тылу
у американцев мост у Ремагена, который
оставили невредимым отступающие армей-
ские части, в гитлеровской ставке обсуж-
дался вопрос о заброске в тыл  против-
ниЕа трех тысяч матросов для разруше-
ния других мостов и истребления прохо-
дящих по дорогам танков. «Ударные груп-
пы». фашистских моряков сбраеывалиеь на
парашютах и в окруженный  советскихий
войсками Берлин.

Bee морские части и подразделения,
действовавшие на суше, оставались в под-
чинении флота. Во флот ‘зачислялись. в
переведенные в них армейские офицеры.
Нринимались меры для того, чтобы можно
было быетро снять эти части с фронта..
«Вее’ полномочия в области использования
морских войск принадлежат Денипу», —
напоминал Титлер армейским . командую-

“Окончание на’ 4 crp.).