ty

- родного проевещения. Достаточно‘ сказать,

дах моряки не должны чувствовать

УР

№ 219 (3013)

За нашу Советскую Родину!

CHAI OMT

_ РАЗЕТА ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ
(ОРГАН, МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА СЕР)

15 сентября 1948 г., среда

МЛмре пропагандировать
постижения

советского перодеа

Еровное единство наших Вооруженных!
Сил и народа находит яркое выражение в
глубоком, неослабевающем интересе и
внимании советских воинов в трудовым
будням страны. 6 чувством гражданского
удовлетворения и патриотической гордости
воспринимают они вести < фронта мирного
послевоенного строительства, узнают 0
победах тружеников города и деревни, о
радостных и знаменательных событиях в
жизни родного’ народа.

Нынешний, третий. год новой пятилетки
ботат такими событиями. Его начало озна-
меновалось прекрасным почином передови-
вов советской промышленности, поднявитих
знамя всенародного соревнования за выпол-
нение годового плана к 7 ноября. Это с0-
ревнование принесло. и приносит чудесные
результаты, воплощенные в миллионах пу-
дов сверхпланового металла, угля. нефти,
в тысячах дополнительных машин и етан-
ков. в досрочном окончании  восстановле-
ния и строительетва многих крупнейших
предприятий. С особой силой проявилась в
текущем году хозяйская забота  ‘работни-
ков социалистической индустрии о сниже-
нии себестоимости продукции и повышении
рентабельности веех отраслей промьшилен-
ности. Тысячи заводов и фабрик. но. добро-
му примеру группы московских предирия-
тий отказались от государственной: дотации
и уже дали сотни миллионов рублей эко-
номии. Недавно: но всей етране разверну-
ось массовое движение за еверхилановые
социалистические наконления, которое  от-
хрывает новые источники для укрепления
экономического могущества Советекого го-
сударства.

Замечательными патриотическими дела-
ми радует страну колхозное крестьянство.
Пожиная обильные плоды евоего . самоот-
верженного труда, оно © честью выполняет
свой долг перед Родиной. Вее’ новые и но-
вые области и: республики рапортуют
товарищу Сталину о досрочном завершении
тодевого плана’ хлебозатотовок. Украина,
Молдавия, Белоруссия, Армения, Киргизия,
десятки областей и районов друтих респуб-
лик уже сдают зерно сверх государственного
задания. Эти успехи советекой деревни в
борьбе за хлеб закладывают прочные основы
дальнейшего улучшения материального
благосостояния и повышения ‘жизненного
уровня трудящихея. .

Могучий и бурный экономический рост
нашей страны сонровождается  ненрестан-
ным под’емом ‘духовной жизни народа,
расцветом культуры, искусства, науки, на-

что число школ и выющтих учебных заве-
дений в нынешнем году превзошло довоен-
ный уровень. Убедительным примером про-
трессивного развития советской науки яв-
ляется торжество передовой мичуринской
биологии, встретившее горячее одобрение
широких народных масс. Наша социалисти-
ческая культура постоянно обогащается
новыми ценными вкладами, еще выше под-
нимающими. ее авторитет и величие.

Все эти успехи коммунистического стро-
ительства. трудовые подвиги  стахановцев
промышленности и сельского хозяйства,
выдающиеся достижения деятелей науки
находят живой отклик в рядах Советской
Армии и Военно-Морского Флота. Охраняя
завоевания и мирный созидательный труд
советского ‚народа, воины живут его инте-
ресами, разделяют его радости и заботы.
Как полноправные граждане сопиалисти-
ческого государства солдаты и матросы Co-
ветских Вооруженных Сил активно участ-.
вуют в гигантеком творческом процессе,
происходящем на нашей земле.

Вот почему ознакомление воинов © важ-
нейтими событиями, происходящими В
стране, раз’яенение им насущных вопросов
и задач хозяйственного и культурного
строительства, пропатанда достижений о-
ветского народа. занимают видное место В
системе воинского и политического воспи-
тания. Эта работа имеет 060б0е значение в
условиях флота, личный состав которого
по характеру службы часто находится вда-
ли от культурных центров и вообще: от. на-
вселенных пунктов. В открытом море. при
длительных тетоянках. на’ отдаленных. a

я

оторванными от кипучих трудовых будней
родной страны.

Основным источником информации 0
жизни Родины являются радио и газеты. В
умелых руках они представляют собой мо-
гучее и действенное средство политического
воспитания. Разумеется, нельзя ограничи-
ватьея простой чаткой газетных корреспон-
денций и телеграмм, к чему охотно прибе-
тают некоторые агитаторы и нолитработни-
ки. Коллективное чтение газетных  мате-
риалов оставляет более глубокое впечатле-
ние, когда оно сопровождается живой 0е-
седой. вдумчивыми пояснениями, демон-
страцией географической карты. Черпая в
печати обобщенные сведения; цифры и
факты, умелый атитатор не забудет прив-
лечь для иллюстрации конкретные приме-
ры из жизни приморских городов.и сел, из
писем родных и друзей матросов, из рае-
сказов отпускников. Вак показывает опыт,
„беседы моряков, ‘побывавигих во время от-
пуска в родных краях, обычно пользуютея
большой популярностью.

Серьезное  воспитательное значение
имеет живая и письменная связь экипажей:
кораблей < тружениками промышленности
и сельского хозяйства, работниками куль-
туры и науки. На кораблях Балтийского.
флота нередко можно встретить знатных
отахановцев и ученых Ленинграда. Они
рассказывают военным морякам о воеста-
новлении и строительстве горола, об уепе-
хах новаторов производетва, о последних
достижениях науки и техники. Такие
встречи с лучшими людьми труда и науки
духовно обоганают офицеров, старшин и
матросов, расширяют их познания и куль-
турный кругозор. Многие экипажи кораб-
лей Тихоокеанского флота поддерживают
оживленную переписку со своими шефа-
ми рабочими и колхозниками, & также с
родными и земляками матросов.

Ценную инициативу проявляют комео-

мольские организации. В Н-ской части, на-
пример, было созвано специальное комео-
мольекое собрание по поводу награждения
орденом Ленина отца комсомольца Овчарен-
5о — одного из старейших шахтеров и ак-
тивного участника восстановления шахт
Донбасса. На собрании молодые моряки
многое узнали не только о личном труде

новской областью (1 стр.).

растниренного заседания Шрезидиума

дицинских ‘наук СССР (1 стр.).
Герой Советского Союза майор С.

Воля и настойчивость офицера (2 стр.)

ность и отеческая забота (2 стр.).

_ ЦЕНА 20 КОП;

Москва, Кремль.

Председателю Совета Министров Союза ССР

товарищу СТАЛИНУ.

Иосифу Виссарионовичу

Доклалываем Вам, дорогой товарищ Сталин, что колхозы и совхозы Ивановской
области досрочно, 13 сентября 1948 года, выполнили государственный план хлебо-
заготовок на 24 дня раньше прошлого года. `Сдано хлеба на 1.044 тысячи пудов
больше, чем в довоенном 1940 году. :

Принимая вызов Ярославской области, колхозы и совхозы Ивановской области
взяли на себя обязательство сдать тосударетву сверх плана не менее 150 тысяч
пудов хлеба. :

Заверяем Вас, товарищ Сталин, чю и это обязательство будет выполнено

с честью.

Секретарь Ивановского обкома ВКП(б) В. ЛУКЬЯНОВ.

Председатель Ивановского областного Совета депутатов трудящихся
В. ТАТАРИНЦВВ.

Уполномоченный Министерства заготовок по Ивановской’ области’
М. ЦЫПЛЕНКОВ.

Начальник Ивановского областного управления. сельского хозяйства
4 М. ДУБИНИН.

Навстречу. 30-летию ВЛКС

ПОДАРОК’ МОЛОДЫХ МЕТАЛЛУРГОВ МОСКВЫ

Энертично, © отоньком трудятся комео-   Более 100 молодежных бригад обязалось
мольцы московского металлуртическото 3- завершить к празднику годовые планы.
[pox «Серп и молот». Приняв новые, повы- Вчера, 14 сентября, 45 бригад рапортова-
шенные обязательства в честь ЗО-летия ли о выполнении обязательств. Среди
ленинско-сталинского комсомола;  МолоДЫе их — бригады формовщиков тт. Бурмиет-
металлурги готовят достойные подарки. > :

У рева и Филоненко, товарей тт. Ульянова,

матери-Родине. р 3 Ry Рыб
Токарь прокатного цеха Владимир Доро- ПУТЬЖИНа, гы ачко и других.
Тистопрокатчики ‘решили

хонов. обслуживает одновременно три стан- сверх сен-
ка. Он решил к 30-й годовщине ВЛЕОМ тябрьското и’октябрьского заданий выдать
выполнить пятилетнее задание. На-днях в 500 тонн качественного листа. Молодежь
цехе появилась «Молния», которая содер- пеха трокатала: уже более 150 тонн. листа.
‘жала рапорт комсомольца Лородонова в до- Бригада передового вальцовщика тов. Ни-
срочном выполнении обязательства. Сейчас китина выдала 70 тонн листового прока-
он выдает продукцию в счет 1951 года. (та в подарок к 30-летию BARCM.

ПРЕДПРАЗДНИЧНЫЕ ВАХТЫ.

ником’ участка комсомольцем Белецким
‘завоевал’ перехолячцее красное знамя ЦЕ
 ВЛЕСМ. Участок уже выдал 3.500 тонн
угля сверх плана. a,
Сотни бригад молодых металлургов При-
‘днепровья стали Ha стаханововую вахту в
‘честь юбилея ВЛЕСМ. На днепропетров-

Молодежь Советской Украины деятельно
‘готовится к 30-летию трижды орденонос-
ного ленинско-сталинекого комсомола. Мо-
‘лодые горняки шахты № 17—17-бие име-
lyn Пананинцев. взяли на себя обязатель-
ство—дать к празднику сверх плана 7 ты-
сяч тонн утля, Это обязательство уже пе-
ревышолнено. Горняки дали 9 тысяч тонн

Рапорт товаришу И. В. Сталину о досрочном вы-
полнений государственного плана хлебозаготовок Ива-

Мисьмо товаришу И. В. Сталину or участников

Подполковник С. Потапов. — Высокая требоватеёль-

А. Миронов. — Пищевые ‘концентраты (2 стр.).

критики в газетах
По РОДНОЙ

Академии ме-

Кузнецов. — Спорт (3 стр.).

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:

Подполковник А. Мишурие. — Выше действенноств

(3 стр.).
СТРАНЕ: — Ц. Солодарь. — На

верном пути (3 стр.). . A
_ Капитан`3 ранга М. Берштейн. — Созданы ценные.
-наглядные пособия (3`стр.): a

На совещании представителей четырех держав по
вопросу о бывших итальянских колониях (4 cTp.).

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ. — Я. Кравцов. —

RES ee

Усиление милитаризма в

США. (4 стр.).

ЕЕ

ОТ УЧАСТНИКОВ РАСШИРЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ

ПРЕЗИДИУМА АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК

Cece

Москва, Кремль.

_.. Товаришу
Иосифу Виссарионовичу
СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!
Распииренное заседание Президиума Ака- ляющий буржуазную лженауку, оказывал

демии медицинеких наук СССР, посвящен-
ное обсуждению вопроса о состоянии и за-

дачах медицинской науки в связи © поло-
жением в области биологии, обращается Е

Вам, нашему любимому вождю и учителю, с
выражением глубокой любви и благодар-
ности за постоянную заботу и помощь, ко-
торую Вы оказываете передовой советской
науке как ев великий руководитель и друг.

Всеми своими лучшими достижениями,
всем своим поступательным движением вие-
ред наша наука обязана Вам, дорогой Иосиф

Виссарионович.

Ванги мудрые указания о развитии науки
в интересах народа, о тесной связи теории
й практики, о непримиримой: борьбе £0 вся-
ческими реакционными, идеалистическими
теориями и направлениями в науке и идео-
погии являются для нас повседневным ру-
MOBOACTBOM к действию. .

Вы оказали могучую похлержку передо-
вым COBCTCRUM ученым и новаторам, воз-
тлавляемым академиком Т. Д. Лысенко, в
их длительной борьбе < враждебными идез-
дистическими направлениями тина Вейема-
на—_Моргана 3a передовое мичуринское
учение. в биологии;

`Повлад академика Т. Д. Лысенко «0 по-
ложении в биологической науке», одобрен-
ный Центральным Комитетом ВЕП(6), имеет
историческое значение для развития всей
биологической науки. :

Владимир Ильич Ленин и Вы, его вели-
кий преемник, открыли гениального уче-
ного русского: народа Мичурина и показали
на примере его беззаветного научного тру-.
ла на благо народа, каким должен быть со-
ветский ученый-новатор. В

+ CCCP a Beem , ee

свое тлетворное влияние и на PasBUTHe Me-
дипинекой. науки. j

Среди наших ученых имеется некоторое
число поклонников этого реакционного те-
чения, насаждавиих идеалиетичесвкие уче-
ния Менделя-——Вейсмана— Моргана в 06-
ласти медицины.

В значительной мере это происходило
по нашей вине, блатодаря поимиренческо-
му отношению в этим  идеалистическим
воззрениям в медико-биологической науке.
`Веледетвие слабости большевистской кри-
тики и сзмокритики в нашей акалемиче-
ской среле вейсманиеты-морганиеты нолу-
чили. возможность распространять свои,
зедные идеи в. медицинекой науке В
ущерб развитию плодотворных идей оено-

воположников русской медицинекой науки

в лине Пиротова, Сеченова, Чавлова, Меч-
никова. Е

В трудах сессии Академии  сельеко-
хозяйственных наук имени В. И. Ленина
советская медипянская наука получила
новую могучую опору для своего дальней-
шего развития,

Перед Академией медицинских наук
научным коллективом
реак-
меди-

стоит неотложная задача изгнать
ционный вейсманизм-мортанизм из
цинекой науки. ax ‘
_ Вооруженные учением Маркеа— Энгельса
— Ленина — Оталина, мы отдадим все на-
ши силы на разработку актуальных  во-
просов медицины и здравоохранения и На

борьбу за здоровье нашего великого ©9-
ветекого народа.
Обешаем Вам, наш дорогой вождь, 8

кратчайнеий срок исправить допущенные
нами ошибки, перестроить вею нангу науч-

Заботами Партии и Правительства и лич- ную ‘работу в духе указаний великой пар-

ий готовятся добыть еще 2,5 тысячи тонн.
сверхиланового топлива. 52 молодых шах-
`‘тера завершили свои годовые  производст-
„венные нормы.   ae

Комеомольны шахты принимают. актив-
ное участие в строительстве своего театра,
оборудовании общежитий,
ROB. Е

Широкой волной развернулось сопизли-

мастера угля, но и о трудовой доблести
всех восстановителей всесоюзной кочегар-
ки. Другая комсомольская организация за-
вязала переписку с отцом матроса Василия
Маслова — Героем боциалистического Тру-
да ©. П. Маеловым. Шиевма знатного Бол-
хозника знакомят флотскую молодежь с
напряженной борьбой тружеников <овет-
ской деревни за высокий урожай и разви-
тое животноводство, служат живой ИЛЛЮ- стическое соревнование за достойную.
страцией силы ‘колхозного етроя. ветрену юбилея на шахтах Воролииловграл-

- Постоянно держать военных моряков В ской области. Соревнуется свыше 350 ком-
курсе внутренней жизни етраны, на КоН-   сомольско-молодежных бригад. ‹ Участов

ском заводе имени Петровского вахту не-
‘сут 120 молодежных бригал. Пять новых

красных утол-.

‘ницкой области) ‘выраетило. по’ 239 пудов

кретных примерах раскрыть перед ними
величественную картину послевоенного
строительства, ясно и убедительно  нока-
зать преимущества социалистического хо-
зяйства и культуры — задача первоете-
пенной важности. Она будет уснентно реше-
на только при умелом и планомерном ис-
пользовании всех средств пропаганды и
агитации, при активном участии всех
культурно-просветительных — учреждений
— Ломов офицеров, матросеких клубов, ра-
диоузлов. библиотек. Почетная роль в
пронаганде достижений советского народа
принадлежит флотокой печати, которая на-
копила уже немалый опыт разнообразного
и интересного освещения жизни страны.
Наши газеты призваны вообщать своим чи-
тателям о наиболее значительных делах и

событиях. избегая штампа и шаблона, уме-

ло выделяя самое главное, самое близкое
для военных моряков.

Широкая, повседневная пропаганда вы-
дающихся успехов труда, науки и вуль-
туры является одним из важных условий
дальнейшего повышения политического и
культурного уровия личного состава флота,
усиления творческой активности военных
моряков в боевой учебе. Радуясь победам
советского народа на его пути к коммуниз-
MY, воины флота приложат. еще
энергии и стараний, отдадут все силы ©в0-
‚ей почетной службе на. страже морских ру-

бежей ‹оциалистической Родины, _

_Енига В.. М.. Молотова
„Вопросы внешней noaumuKue

Вышла в свет книга В. М. Молотова. «Во-
просы внешней политики». Внига издана
Госполитиздатом. В нее воли основные
речи и заявления тов. В. М. Молотова с ап-
реля 1945 г. но июнь 1948 г.

Книга начинается выступлением В. М.
Молотова на конференции Об’единенных
Наций в ‘Сан-Франциско 26  зпреля
1945 г. Далее публикуются его выступле-
ние по радио в Сан-Франциско в связи ©
безоговорочной  капитуляцией Германии
9 мая 1945 г., речь при подписании До-
товора между Союзом Советских Социзли-
стических Республик и Чехословацкой
Республикой 0
29 июня 1945 г., речь Ha предвыборном
собрании избирателей  Молотовского изби-
рательного округа г. Москвы 6 февраля,
1946 г., заявление об итогах Ларижекого,
совешания Совета министров иностранных
дел представителям советской печати.

В книге помещены заявления В. М. Мо-
лотова на МНарижекой сессии Совета
министров иностранных дел в июле
1946 г., речи на Парижской мирной кон-
ференции в июде—октябре 1946 г., речи

Закарпатской Украине  .

на Генеральной ассамблее организации
0б’единенных Наций в оклябре-—— декабре
1946 г., выступления и заявления Ha
Московской сессии Совета ` министров
иностранных дел в марте-апреле 1947 г.,
выступления на Парижском совещании
Министров иностранных дел СССР, Фран-
ции и Англии в июне — июле 1949 г.,
доклад на торжественном заседании Мо-
сковского бовета 6 ноября 1947 г. носвя-
щенном 30-летию Великой Октябрьской ©0-
циалистической революции, речи на Лон-
донской сессии Совета министров иностран-
ных дел в ноябре — декабре 1947 г.
В приложениях печатаются два деку-
уента: проект Договора о демилитаризации
Германии. и предотвращении германской
агрессии, представленный советекой деле-
`тацией на Московской сеесий Совета ми-
нистров иностранных дел 14 апреля
1947 г., и предложение советской делега-
ции на Парижском совещании трех мини-
стров 30. июня 1947 г.

Книга издана тиражом 100 тысяч эк-

земпляров.
(ТАСС).

№ 2 орлена Ленина шахты «Анненская»

‘бригад ортанизовано на заводе. «Еомин-
‘терн». Они также стали на предпразднич-
ную вахту. Ss
Большими уснехами встречает праздник
сельская молодежь. Звено  комеомолки
Анны Бабюю (Комеомольекий район, Вин-

пшеницы с тектара, а Комсомолка Мария
Гупоя из.колхоза «Победитель», Копай-
 торолского района,.— 186 пудов. Но 156:
пулов. зерна собрала звенъевая комсомолка
Надежда Огарова  (Крыжопольский район,

но Вашими, нат родной учитель, передовое тии Ленина-—Сталина. Обешаем Вам пел-
мичуринское учение в агробиологии стало   ностью освоить и использовать для даль-
руководством к действию миллионов труже- нейшего развития советской медицины ве=
ников сельского хозяйства и еолействовало ликое мичуринское учение.
их замечательных празтическим достиже-  Мы будем бороться за большевистскую
НИЯМ, г s партийность в медицине и здравоохране-
Только илейный разгром буржуазно-илеа-! нии, искореняя враждебную  буржуазную
листических нанравлений вейсманизма-мор-  идеологию и раболепие перед инострании-
танизма, нашедших своих’ сторонников в ной в нашей среде. Развертывая критику
среде некоторых советских ученых, рабски! и самокритику в научной работе, мы бу-
преклоняющихея перед буржуазной наукой,   дем неустанно трудиться, чтобы  вынол-
обеспечил успех нашей передовой мичу-  нить Ваши мудрые указания и развивать

больше

треста «Брянекуголь» во главе с началь-! той же области).

ОЖИВИЛАСЬ КОМСОМОЛЬСКАЯ РАБОТА.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 14 сентября. (Корр.  стигнутых ими. в выполнении задач по

«Красного Флота»). Полгода назад к руко- ‘боевой и политической, подготовке.

BOACTBY комсомольскими организациями Для комсомольцев, и несоюзной. молоде-
кораблей пришел новый отряд активистов, жи Н-свого соединения организуются  до-.
избранных секретарями и членами бюро клады и беседы о славном пути трижды ор-
комсомольских организаций. За это время деноносного ленинско-сталинекого комсомо-

лись больших успехов в укреплении дис- дежи, об’ участии комсомола в’ социали-
циплины, в политическом воспитании ком- стическом строительстве: a
сомольцев и всей молодежи. Особенно хоро- B клубе гвардейского подразделения
по работали организации, где секретарями оформляется выставка, посвященная терои-.
бюро тт. Разин и Сахненко. Комсомольцы   ческому пути ленинско-сталинского. комсо-
этих организаций являют собой пример вы-  мола. Киблиотека клуба организует выстав-
сокой дисциплинированности, добросовеет- ку литературы о’ комсомоле.
ного несения службы. ‘Вомеомольны орга- ii

Готовится литературный вечер на тему:
низации; где секретарем т. Разин, отличи-   «Трижды орденонесный ленинско-сталин-
лись четкими, слаженными действиями на ский комсомол». Физкультурники кораблей

последнем учении, примут участие в больших осенних ©пор-
Готовясь к 30-летию ВЛКСМ. комсомоль- тивных соревнованиях на первенство <06-

цы рапортуют Родине о новых успехах, до-   динения.

многие комсомольские организации доби- ла, о коммунистическом воспитании моло-  :

ринской науки.

медицинскую науку на благо нашего на-

Однако, вейеманизм-морганизм, представ-! рода-—строителя коммунизма.
Президиум Академии медицинских наук ‘CCCP

ЗА ДОНЕЦКИЙ МИЛЛИАРД!

Обязательство макеевских коксохимиков

МАКЕЕВКА. 14 сентября. (ТАСС). По
‘ининиативе коллектива металлургического
завода uM. Кирова на предприятиях
Сталинской области началась борьба за
сверхплановый донецкий миллиард.

Ново-макеевский коксохимический завод
одним из первых отказался от государет-
венной дотации. За 7 мезяпев он получил
два с половиной миллиона рублей эконо-
‘мии. Себестоимость продукции снижена по
сравнению е планом на 2,8 пронента. Этих
успехов -макеевские- коксохимики добились
благодаря значительному уменьшению про-

изводетвенных потерь ‘и снижению коэфи-
циентов расхода материалов. Так, воллек-
тив утглеобогалительного цеха е начала, го-
да сберег 65 тысяч тонн угля. Большая
экономия достигнута в результате перево-
да отопительной системы батарей с коксо-
вого газа на доменный. В коксовом цехе
батарея № 1 уже переведена на Полное
отопление доменным газом.

Коллектив завода ‘решил в. нынешнем
году дать четыре миллиона рублей сверх-
плановой экономии вместо трех е полови-
ной миллионов по прежнему обязатель-
ству. Z

Музей МХАТ.

rearpa. В зале, который посвящен первым
постановкам, вывешены слова К. С. Ста-
ниславского: «Мы протестовали против
театральноети, дурных’ условностей: поста-
новки, декораций, против всего строя слек-
юбилей! Своей пятидесятилетней творче-   таклей, и ничтожного репертуара тогдаш-
ской работой Московский Художественный   ‘них театров». > Be es 3
Академический Театр имени. А. М. Горького . В шебти залах ‘музея’ подробно рассказы-
сделал огромный вклад в русское и миро-   вается о 74 пьесах из 124, поставленных
вое искусство. : : МХАТ за его полувековое  существова-

..Под стеклом витрины скромный теат-   ние. На своей сцене артисты театра впер-
ральный занавес. Это занавес театра в де- вые «раскрыли» драматургию А, Чехова.
ревне Пушкино, где произошло рождение МХАТ явился постановщиком торьковсвих
«Хуложественно-общедоступного театра»,   пьес. В марте 1902 года в „Петербурге <0-
превратившегося впоследствии в МХАТ — стоялось первое представление «Мещан».
название, знакомое каждому культурному   Пьеса была сначала запрещена министром
человеку во всем мире. _ ‚  внутренних дел Сипягиным, затем разре-

Многочисленные экспонаты повествуют   шение было дано только для абонемент-
о первой постановке, которой театр в

ных— пяти или шести — спектаклей. Для
1898 году начал свою деятельность, —

тото чтобы предотвратить допуск  «по-
пьесе А. Толстого «Парь Федор Исанович».   сторонних», петербургский градоначальник
В течение многих десятилетий пьеса нахо-

поставил своих контролеров — наряд око-
дилась под запретом. На выставке хранит- :

лоточных ‘и городовых.
ся документ е. резолюцией министра внут-  В декабре 1902 :года была поставлена
ренних дел Тимашева (1868 г.): «Нахожу

пьеса, М. Горького «На дне»; :
трагедию гр. Толстого. «Федор Иоанович» в  В зале, который‘ посвящен! ‘драматурги-
настоящем виде совершенно невозможной   ческии произведениям М. Горького, Ha
  для театра...». И даже спустя три десяти- плакате слова В. С. Станиславского:
летия царская пензура вымарывает и <п9-  «Главным начинателем и создателем обще-
правляет» автора. В одной из витрин музея   ственно-политической линии в нашем  те-
показаны фотокопии страниц пьесы © цен-

атре был Горький».
зорекими поправками. Вместо фразы: «Что . Экспонаты музея вводят в «театральную
Федор царь во скудоумье впал» цензор де-

лабораторию» спектаклей. Выставлены ре-

лает поправку: он зачеркивает _ последние   киссерские экземпляры пьес, показываю-

слова и вписывает: «здоровьем слаб». щие огромную работу творцов спектаклей—
Шаг за шагом развертывается вы музее

К. С. Станиславского и: В; И. Немировича-
яркая, талантливая история деятельности Данченко. В различных документах и

— Более пяти тысяч документов, фотогра-
фий, рисунков, скульштур, макетов поста-
новок рассказывают в музее МХАТ 06 ис-
полняющейся в октябре текущего: гола по
тувековой деятельности театра. Славный

экспонатах векрываются творческие иска-
ния ‘всего театрального коллектива: Именно
в этом общем, непрестанном исканий: рож-
дались и рождаются реалистические иха-
товекие епектакли, полные изумительного
обаяния, восхищающие и захватывающие
зрителя: sf Е
` Новый творческий импульс получает
театр после революнии. Вотоды, когда все
кипело. в отне гражданской войны, когда
толод своей костлявой рукой схватил
страну, в годы, когда, казалось бы, не
до театральных постановок, В. И. Ленин
‘товорил: «Еели есть театр, который мы
должны из прошлого во что бы то ни стало

спасти и. сохранить, _ это, конечно,
Художественный театр».
` Перед коллективом Моесковекого

Художественного тезтра Октябрь открыл
новые, яркие горизонты: На вечере, посвя-
щенном сорокалетнему юбилею МХАТ, В. И.
Немирович-Данченко говорил о том тупике,
в который зашел театр перед революцией.
«Наше искусство. стало засыхать... Мы на-
`чинали терять веру в самих себя и в свое
‚искусетво. Наше стремление к общедостут-
ности, к народной аудитории сковывалось
нашим экономическим положением. Надо.
было жить, надо было существовать. При-
ходилось поэтому прибегать к так называе-
мым буржуазным пайщикам, зависимость
OT которых нам была тяжела. Наша поли-
тическая жизнь была тускла. Мы теряли
творческую смелость, без которой искусство
не может двигаться вперед. Мы все сейчас
великолепно сознаем, что, если бы не было
Великой Октябрьской социалистической 1е-
золюции, наше искусство потерялось бы и
заглохло». 3

Экспонаты. музея свидетельствуют о
ярком творческом пути театра после рево-

люции. В трех залах собраны материалы 0
постановках МХАТ с первых лет револю-
ции до нынешнего тода, когда театр празд-
нует свой полувековой юбилей. В многочи-
сленных фотографиях, макетах, рисунках
показаны удостоенные Сталинской пре-
мии спектакли «Глубокая разведка» и
«Офицер флота» А. Ерона, «Победители»
В. Чирекова, «Последняя жертва» А. Н.
Островского.   :

` Огромную повседневную заботу проявля-
ют партия и правительство о ‘творческой
деятельности театра. В отделе музея, по-
свяшенном послеоктябрьекому нериоду де-
ятельности театра, приведены слова осну-
вателя МХАТ, гениального режиссера в. С.
Станиславского, произнесенные им в
1937 году: «Как отрадно работать для
своего народа в тесном с ним общении! Это
чувотво — результат воспитания, которое
дала нам коммунистическая партия во
главе © дорогим, любимым Иосифом Висса-
рионовичем!» :

В музее помещена большая ‘фотография,
на которой изображены И. В. Сталин, ру-
ководители партий и правительетва в 10-
стях у мхатовцев в 1938 году.

В связи © Б0-летием со дня основания.
Московского Художественного  Авадемиче-.
‹кого Театра имени А. М. Горького Совет
Министров СССР учредил Всесоюзный ко-
митет по проведению юбилея. В клубах, на
предприятиях, в учреждениях организуюл-
ся доклады и лекции о значении МХАТ в
развитии советекой культуры.

Много людей приходит сейчас в музей
МХАТ. Подолгу и внимательно рассматри-
вают они экспонаты, рассказывающие 0
творческом  полувековом пути тучшего
драматургического театра страны.

М. ВИКТОРОВ.