$

3 ноября 1948 г., среда, № 261 (3055)

Повысить качество
преподавания

С собрания партийного актива училища им. Дзержинского

На-днях состоялось собрание партийного
зктива Военно-морекого инженерного . учи-
лища имени Дзержинского. С докладом ‘о
выполнении решений партийных конферен-
ций училища и вмузов и о задачах партий-
ных организаций в новом учебном году вы-
ступил т. Немов.

ЕН

пор даже и не приступили. Неблагополучно
‘H © составлением исторических справок.
Для справок подобран большой фактический
материал, но он не об’единен. Следователь-
но, и эту работу завершенной ечитать
нельзя.

Этот же вопрос был затронут и в вы-
ступлении коммуниста Степанова. Он ука-
зал на то, что план написания учебников
выполняется медленно.

Коммунист Якубенко говорил о воинском
воспитании:

— Мы плохо воспитываем у курсантов
любовь к морю, к специальности, привычку
к неуклонному выполнению уставов. Ё то-
му же у нас часто нарушают права млад-
ших командиров.

Важный вопрос поднял в своем выступ-
лении т. Патрашов. Он обратил. внимание
актива на необходимость сделать выводы из
итогов сессии Всесоюзной академии сель-
скохозяйственных наук имени В. И. Денина.

— Мы «прохладно» отнеслись в этому
важнейшему событию, — говорит он. —
Между тем все, чем знаменательна сессия
Академии имени В. И. Ленина, имеет огром-
ное значение и для Нас, для постановки
преподавания. ;

`Резкой критике была подвергнута работа
политотдела училища. В прениях по до-
влалу коммунисты указывали на то, что
политотлел не ‘оказывает должной помощи
партийным организациям, а его работники
редко бывают в ротах, не беседуют с вур-
сантами.

— Политотдел мало ‘уделяет внимания
партийным и комсомольским организациям
подразделений, — сказал коммунист Кара-
ceB,

Выступивший в прениях начальник
училища инженер-капитан 1 ранга Кра-
сиков говорил о задачах, над разрешением
которых прелетоит работать партийным
организациям в новом учебном году.

— Мы должны готовить не просто ин-
женеров-механиков, — сказал в заключе-
ние тов. Красиков, —‘ а выеокообразован-
ных, идейных, хорошо знающих свое дело
офицеров флота. Коммунисты училища всей
своей деятельностью должны помогать
командованию ренить эту задачу.

Актив приняла развернутое решение.
eae Майор А. КУЗЬМИЧЕВ,

— Партийные . организации, — сказал
докладчик, — повысили свою роль в жизни
училища, улучшили постановку идейно-
политической работы, добились повышения
авангардной роли коммунистов в учебе и
диспиплтине.

В новом учебном году занятия начались
более организованно, чем в прошлом. Ha
всех кафедрах заново составлены учебные
программы. Улучшиловь качество ‘лекций.
Лекторы значительное внимание в своих
лекциях уделяют приоритету русских уче-
ных в различных областях науки, показы-
вают достижения советских ученых, рас-
вкрывают реакционный характер буржуаз-
ной науки.

Однако есть еще и факты делячества.
Так, например, начальник кафедры техно-
логии профессор Новоспасский заявил: «Мы
техническую сторону лекций отработали, &
вы нам отработайте политическую сторо-
ну». Некоторые преподаватели всю «пере-
стройку» сводят к тому, что в начале кур-
в& ограничиваются краткой исторической
справкой, а затем продолжают читать свои
лекции по-старому. 3

Далее докладчик отмечает, что связь пар-
_тийных организаций с кафедрами еще недо-
статочна. Политотдел училища, говорит он,
недостаточно глубоко векрывал имевишиеся
идеологические ошибки в воспитательной
работе, недостаточно остро Bea борьбу ©
фактами безидейности и`аполитичности В
преподавании. Политотдел слабо обобщал
опыт партийно-политической работы, мало
помогал партийному активу подразделений.

В прениях по докладу выступило шест-
надцать человек. Главное внимание почти
всех выступавших было сосредоточено на
недочетах. ,

Коммунист Малыгин говорил об учебни-
ках и учебных пособиях:

— Учитывая, что составление новых
учебников потребует много времени, было
решено приступить к написанию конспек-
тов. Шо плану они должны быть тотовы &
ноябрю — ‘декабрю, но в этому делу до сих!.

С ОСЕННЕЙ  ПРОВЕРКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Результат упорной учебы

коммунистов и членов ВЛЕСМ примерности
на политических занятиях, активно помо-
тали’ руководителям групп политзанятий в
их деятельности.

В период, непосредственно `предшество-
вавший проверке, партийная и комеомоль-
ская организации корабля провели < ма-
тросами и старшинами консультации й
собеседования по пройденным темам. _В
каюте политпросветработы и в кубриках
были выставлены витрины © необходимой
подсобной литературой, Была организована
индивидуальная помошь отдельным отста-
вавшим товарищам. Эти мероприятия
безусловно сыграли свою роль в достиже-
нии успеха. :

Большую роль В политической учебе
матросов и старшин играли помошники
руководителей политзанятий. Они проводи-
ли дополнительную учебу со слушателями,
пропустившими отдельные занятия, повее-
дневно помогали отстающим. Например,
группа, где помощником руководителя
главный старшина Скрипов, получила на
проверке самую высокую оценку на кораб-
ле. В этом нельзя не признать заслуги и
т. Окрипова; который многим слушателям
оказал помощь, многим помог выйти в

Организованно прошла проверка поли-
тических занятий на корабле, где замести-
телем командира по ‘политчаети кацитан-
лейтенант Нич. В группе <таригин срочной
службы первым на вопрое проверяющего
отвечал старшина 2-й статьи: Агеев. . Про-
стота изложения, отсутствие книжных
фраз служили явным свидетельством того,
чи ‘старигина не” просто” заучих, &’ хорошо
пролумал й освоил материал.

Никто из двадцати двух слушателей
этой группы не получил на инспекторекой
проверке неудовлетворительной оценки. 38
исключением одного старптины, ответивше-
го на «удовлетворительно», все слушатели
получили хорошие и отличные оценки.

Такие же результаты дала проверка в
группе матросов, где руководителем офицер
Акулинин. Семнадцать слушателей этой
труппы получили хорошие оценки, четыр-
надцать — отличные.

Намного лучше результаты, чем в про-
шлом году, показала группа старитин-сверх-
срочников. Вообще по веему кораблю в
нынешнем году ни один из матросов и
старшин не получил неудовлетворитель-
ной опенки.

Причины этого успеха прежде всего в
том, что политическому воспитанию матро-
сов и старшин в течение всего гола уде-
лялось большое внимание. Партийная и
хомсомольская организации добивались от

Say Ее ee РНЕ

Мужество водо

грузить в порту транспорт. -боеприпасами.

ряды отличников политической учебы.

Капитан П. ПЕТРОВ.

Балтийский флот. (Корр. «Красного
Флота»).

Землечерпалк» работала в самом  отдз-
ленном канале, лишь недавно восстановлен-
ном и готовящемся к приемке пароходов.
Вместительные черпаки бесконечной чере-
дой скрывались под водой и тотчас же под-
нимались, наполненные сероватым илом. _

Внезапно корпус судна потряс глухой
взрыв. Массивные железные цепи, на ко-
торых укреплены черпаки, были переби-
ты. Они обвисли до самой палубы, повре-
див надстройки. =

Подоспевшие спасательные буксиры от:
вели поврежденную земтлечерпалку в 6e30-
пасное место. Канал и прилегающий к
нему район были закрыты для плавания.

Ho gro послужило причиной взрыва?

Предположение, что это была мина, ис-
хлючалось. Канал был много раз  протра-
лен. К тому же взрыв мины вызвал бы
значительно большие повреждения, нежели
два вырванных черпака.

Требовалась тщательная подводная раз-
ведка. Сделать это поручили группе водо-
азов т. Васько.

Первым опуетилея, под
Михасько.
Разобраться довольно трудно, —
передал он по телефону ‘на водолазный
бот. — Илу нанесло больше чем по пояс...

— Значит, нужно быть предельно оето-
рожным, — передал водолазу т. Васько.
>- Осмотритесь хорошенько... Не. делайте
резких движений... Довладывайте 060
всем, что видите...

Еще несколько минут —— и в телефон
прозвучал голос водолаза:

`— Нашел снаряд. Большой...
Их много...

Вололаз осторожно: закрепил один ©нд-
ряд. Его выташили наверх. Эт был пол-
ностью вооруженный 120-миллиметровый
немецкий снаряд.

Михасько доложил, что такие же ена-
рялы лежат у самого пирва.

Йз расспросов местных жителей. оста-
вавшихся. в городе в период фаптистской
оккупации, удалось восстановить историю,
Hak этот снаряд оказался на дне канала.

..В 1944 году немцы спешно начали

ясь налетов советской авиации, немцы
отвели транспорт в самый
канал и под угрозой расстрела заставили
военнопленных таскать ящики со снаря-
дами в трюм судна.

Советские люди, попавшие в неволю,
хорошо. понимали, куда и зачем грузятся
эти. боеприпасы. Несмотря на. охрану, они

мины оказались на дне канала.

На второй или третий день погрузки
над портом появились два советских ‹а-
молета. Внимание наших
ственно, было привлечено вк району скоп-
ления вражеских кораблей. Олинокий тран-
спорт, стоящий в отдаленном канале, не
привлекал их внимания, 5

Й тогла группа советских людей совер-
шила изумительный подвиг. Она прорва-
ла окружавшую ее охрану и побежала
по направлению к транспорту, крича:
«Кидайте бомбу туда! Бидайте ту-
да!», словно крик их мог услышать ‘лет-
чик. Они бросали шапки, руками показы-
вали место стоянки транспорта.

Неизвестно, увидел ли летчик, низко
летевший на своей машине над портом,
выразительные жесты `боветеких людей
или это произошло по другой причине, но
один Из самолетов внезапно  отвернул и
сбросил бомбу точно на одинокий тран-
спорт, Взрыв был такой стралгной силы,
что якорь © транспорта забросило почти
на триста метров в сторону. Самый тран-
спорт развалился на части.

..М вот теперь, спустя четыре года,
наши водолазы подняли 0 дна канала
один из снарялов. Морская вода сильно
раз’ела металл. Малейшая неосторожность
в обращении с таким боеприпасом грозила
пеминуемым взрывом. Специалисты 0б’яс-
нили вололазам, как следует обращаться
0 снарялами.

Скоро Михасько вновь опустился под
воду. Обходя дно канала, он то в одном,

воду водолаз
f

Да здесь

летчиков, есте- личные мины.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Оборудование

учебных кабинетов

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 2 ноября. (Корр,
«Красного Флота»). ()фиперы, старшины и
матросы Н-ской части вложили много вы-
думки и стараний, чтобы как можно луч-
ше и полнее оборудовать учебные кабине-
ты. В отличие от прошлых 2ет все было
сделано своими силами. Это позволило сэко-
номить большую сумму государственных
средств.

Старшие матросы Вежневеп, Беляков,
Ильин, Криворучко под руководством офи-
цера Хантель изготовили несколько ком-
плектов макетов затвора, тормоза, накат-
вика и других частей пушки. Сейчае они
заканчивают монтаж макета  трехорудий-
ной корабельной башни в разрезе.

Более двадпати тысяч рублей сэкономи
ла на монтаже оборудования группа моря-
ков, возглавляемая офицером Тюшиным.
Они смонтировали посты включения, даль-
номерный и центральный.

Интересную работу проделал главный
старшина Куприянов. Вместе с матросами
Тонюшиным и Лудовым он изтотовил баз-
сейн с действующей моделью дока, обору-
деванного по последнему слову техники.
Во время занятий бассейн заполняется во-
дой, и учащиеся имеют возможность наблю-
дать весь процесе докования. В этом же
бассейне смонтирована модель стапеля и
демонстрируется спуск кораблей на воду.

За инициативу и успешное  изготовлз-
ние моделей командир части вынес глаз-
ному старшине Куприянову, матросам Та-
нюшину и Дудову благодарность.

ВЕЧЕРНИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

ЛЕНИНГРАД, 2 ноября (Корр. «Крас-
ного Флота»). В Военно-Морском инженер-
ном училище имени Дзержинского начал
работу вечерний университет марксизма-
ленинизма. Учиться в университете
из’явило желание много офицеров —
преподавателей и политработников, почти
все начальники кафедр. Среди них — до-
цент  инженер-контр-адмирал Соколов,
профессор доктор технических наук инже-
нер-полковник Петровский и другие.

Срок обучения в университете — два
года. Занятия будут проводиться два раза в
неделю по четыре часа,

28 октября в университете состоялось
первое занятие.

Песни композитора Д. Tloxpace
для флота

Во время недавнего пребывания в Баку
лауреат Сталинской премии композитор
Дмитрий Покрасе написал для военных
моряков Каспийской флотилии две новые

песни. Одна из: них, песня-марш, Hasbl-
вается «Каспийская Краснознаменная»,
другая, лирическая, — «Эй, матросы».

Автор. текста старший матрос Чабанов.
Эти новые песни впервые прозвучали
на-днях 60 спены летнего театра loa
офицеров флотилии в исполнении солистов
железнодорожнюто джаз-ансамбля, гастро-
тировавшего в Баву. Военные Моряки,
присутствовавшие на концерте, тепло
приветст5овали авторов — композитора
I. Покраее и старшего матроса Чабанова.
ee оаать

Новые книги

А. Поповский. «Искусство творения».
Профиздат. 1948 г. Стр. 171. Цена 6 руб.
50 коп. re

Книга об академике Лысенко, продолжив-
шем и развивающем учение Мичуряна.

Л. Островер. «Буревестники». Рассказы
о рабочих — борцах за свободу. Профиз-
дат. 1948 г. Стр. 182. Цена 5 руб.

Автор рассказывает о рабочих-револю-
пионерах Алексееве, Обнорском, Халтури-
не и Моисеенко, боровшихся с царским
амодержавием. .

И. и Л. Крупениковы. «Василий Василь-
евич Локучаев». 1846—1903. Издатель-
ство «Мололая гвардия». 1948 г. Стр. 279.

Цена 6 руб. 50 коп.

Внига о Докучаеве, выдающемся русеком

%

лазов

то в другом месте обнаруживал снаряды.
Снаряды были полностью вооружены. Бо- Вилимо, при взрыве транспорта часть 60е-

припасов не взорвалась, а была раскидана

отдаленный и затонула.

Михасько определил границы опасного
района. Его обнесли сигнальными веш-
ками. Теперь вслед за Михасько под воду
опустились водолазы Буханов, Жевтоног,
Илященко, Данилов, Соколов и Ермолик.

Веером расходясь в разные стороны,

использовали малейшую возможность, что-   водолазы то и дело лергали сигнальные
бы вместо трюмов транспорта снаряды и  тросы, докладывая 0 своих

«находках».
На пирс поднимали и укладывали длин-
ной цепочкой снаряды калибром от двад-
1цати до ста двадцати миллиметров, раз-
Водолазы обнаружили даже
авиабомбу весом в тысячу килограммов.

Нужно было иметь большое мужество,
чтобы, броля по пояс в липком иле, ис-
кать готовые вот-вот взорваться снаряды
И 60 всеми предосторожностями  отправ-
лять их наверх.

Водолазы, понимая, что от их работы
зависит ввод в действие последнего из
восстановленных в порту каналов, труди-
лись © утра до вечера. Более двух Baro-
нов боеприпасов было поднято ими со дна
канала.

Вскоре водолазы уступили свое места
другим специалистам. Работа была по-
ручена самым опытным и смелым
— тг. Савохину, Грачеву, Шайдеру, Рук-
пгину, Боровику, Талтыгину, Аниськову.
Булгаку, Темнову, Дегтяреву и Саламати-
HY. Г
После осмотра стало ясно, что разрядить
снаряды невозможно. Слишком велика бы-
ла угроза взрыва. Оставалоеь одно — вы-
везти все снаряды, мины 5 море и унич-
Тожить ИХ.

Для этой пели была выделена баржа.
Моряки со всеми  предосторожностями
снесли на нее весь поднятый водолазами
боезапас. :

В одну из ночей, заведя длинный трос,
буксир. вывел баржу в море. .

И, ПРОШИН.

Речь А. Я.

Вышинского

по греческому вопросу 2 ноября в Первом комитете

1. ПОПЫТКИ ЗАМАЗАТЬ ПРОВАЛ БАЛКАНСКОЙ
_ комиссии =

Советская делегация внимательно следи-
ла за прениями по настоящему вопросу.
Нельзя не отметить, что некоторые делега-
ции с усердием, достойным лучшего при-
менения, старались во что бы то ни стало
поддержать обвинения, выдвинутые балкан-
ской комиссией. При этом некоторые деле-
гаты действовали настолько предвзято, не-
об’ективно, пристрастно, что это не могло
не броситься в глаза и не может не выз-
вать протестов против такого непозволи-
тельного обращения с фактами. Это в пер-
BY! очередь относится к филиппинско-
американскому генералу Ромуло, который
совсем уже распоясалея и не шадил сил,
чтобы разыграть отведенную ему роль ©
обычной своей беззастенчивостью и развяз-
ностью. Это надо сказать особенно о той
части его выступления, в которой он поз-
волил себе опуститься до базарной ругани,
считая, очевидно, это наиболее удобной
формой доказательства своей правоты. Этот
маленький человек, как видно, обладает
очень большими претензиями и большим
апломбом. Он распространяет, обычно, во-
круг себя много пума, воображая, что он”
делает дело. В действительности, он гремит,
как пустая бочка.

Председатель: Господа, я знаю, что пред-
седатель елва ли имеет больттую власть, но
все-таки я не могу позволить, чтобы под-
вергалсея оскорблению кто-либо из членов
собрания. Я попрошу г. Вышинекого быть
более осторожным в своих выражениях.

Вышинский: Г-н председатель, очень
жаль, что вы с такой просьбой раньше не
обратились к г. Ромуло, который позволяя
себе называть наши предложения пинич-
ными, который, говорил, что советская деле-
гация позволяет себе небывалую наглость,
выдвигая свои предложения. Если г. Рому-
ло мог так говоритв и вы не стучали мо-
лотком, то я также буду говорить, или
совсем не буду говорить. Вы должны быть
более лойяльным и не позволять здесь
наносить оскорбления советской делегации.
Но если вы этого не сделали в свое вре-
мя, то соблатоволите мне не мептать само-
му защищаться против гнусных обвинений.

Я продолжаю. Это о таких людях, как
Ромуло, говорит пословица: на рубль ам-
биции, на грош — амуниции. Стоит ли
обращать внимание на этого господина?
Очевидно не стоит. -

Перейдем к существу дела. Некоторые
делегаты пытались оспаривать наше yT-
верждение, что доклад. балканской комис-
сии порочен в самой своей основе, что он
страдает крупнейними недостатками и что
выводы, к которым пришел этот комитет,
не соответствуют фактам и должны быть
поэтому отвергнуты. Они не отрицали, что
в докладе имеется немало оптибок и даже
натяжек, а также выводов, не подкреплен-
ных. никакими доказательствами. Но в то
же время они нам говорили: вы берете от-
дельные факты, которые, действительно,
не. выдерживают критики. Но есть. другие
факты, заслуживающие внимания и дове-
рия; и вот эти-то факты и позволяют поло-
жительноотнестйсь к докладу балканской
комиссии.
` Действительно, в докладе балканской ко-
‘миссии имеются некоторые факты, заслу-

живаюнгие доверия, но эти факты не име-

ют отношения к тем выводам, направлен-
ным против албанского, болгарского или
югославского правительств, к которым при-
шла балканская комиссия в результате сво-
ей работы и которые вслед за нею повторя-
ют представители четырех правительств —
США, Великобритании, Франции и Витая.
Таких фактов, которые. можно было бы по-
ложить в основу обвинений, пред’являемых
теперь правительствам трех северных  60-
седних с Грецией государетв, нет, и никто
до сих пор таких фактов не назвал. Сами
наблюдатели и сама балканекая комиссия
знают эту свою слабость, и поэтому они ста-
рательно обходят наиболее скользкие места
и вместо конкретных деловых замечаний и
соображений ограничиваются общими фра-
зами и такими формулами, которые здесь
ужь отмечались и которые изобилуют Ta-
кими словами, как «комиссия предполага-
ет», «комиссия допускает», «комиссия счи-
тает вероятным», «комисеия исходит из
презумпции» и т. д. ит. п.

Вот это мы и считаем крупнейшим поро-
вом; да это так и есть в действительности.
Напрасно на этот крупнейший порок рабо-
ты балканской комиссии некоторые делега-
ты закрывают глаза, напрасно они пренеб-
регают всеми ‘теми извращениями, пере-
держками, ложными выводами и ложными
утверждениями, которых так много’ в. до-
кладе балканекой комиссии ‘и, особенно, в
тех случаях, когда дело идет о наиболее
серьезных вопровах. Не правы те, кто,
снисходительно относясь к этим порокам и
недостаткам работы балканской комиссии,
считают, что если в докладе можно наскре-
сти некоторое количество более или ‘менее

достоверных показаний и документов, то и

‘дело в шляпе. С таким подходом в серьез-
ным делам нельзя мириться. Нельзя стро-
ить обвинительных выводов. и на основании
догадок, предположений, так наз. презуми-
ций. А между тем это является преоблада-
юшим методом работы балканекой комис-
сии. И поэтому мы говорим, что с тавим
методом в руках балканская ‘комиссия не
могла справиться со своей задачей сколь-
ко-нибудь уепешно, и она действительно с
этой залачей не справилась. 06 этом с пол-
ной убедительностью товорят такие мате-
риалы, как, например, протоколы’ заседа-
ний комиссии, раскрывающие в полной ме-
ре, как шла работа комиссии и какие вруп-
ные дефекты вскрывались в этой ее работе.

Я обращаюсь к этим фактам. Вот. перед
нами протокол 45-го заседания. комитета
4 марта, когда обсуждалось греческое с00б-
щение о помощи греческим партизанам со
стороны Югославии, Я имею в. виду доку-
мент под номером А/АС. 16/144. На этом
заседании представитель Австралии  Глэ-
шин заявил. Я цитирую: «...Из трех сви-
детелей, ‘показания которых фигурируют в
греческом документе, только один заявил,
что видел, как минометы вели огонь с юго-
славской территории, да и то это было
ночью. Представленные доказательства, —
товорит г. Глэшин, — и я прошу. на это
обратить внимание, это не мои выводы, это
не мое заключение, это не моя критика;
это не мои слова, это слова’ г-на Глэшина,
представителя Австралии в балканекой ко-

миссии, —— не. подтверждают выдвинутого
обвинения, хотя в предварительном письме
греческих властей и утверждается обрат-
ное». Обратите ваше внимание на документ
А/АС. 15/СР.45. Там это. воспроизведено
так; как я сейчас процитировал,

Это`один протокол. Вот другой протокол
49-го’ заседания, которое состоялось 23
марта 1948 года по новоду второго доклада
группы наблюдателей № 1. В этом прото-
коле отмечается новое заявление ‘аветра-
лийского делегата, очень характерное 3a-
явление, в котором говоритея, что произ-
веденные наблюдения «не являются прямы-
ми и выводы не вытекают из полученных
свилетельств». Чего же стоят эти выводы?
Какая же пена этим выводам? Я пригла-
шаю членов комитета проверить правиль-
ность моего цитирования. Австралиец гово-
pur: «Эти доказательства не являются
прямыми и выводы не вытекают из полу-
ченных свидетельств». Что же тогда озна-
чают эти так называемые «евидетель-
ства»? Ничего. Нуль, © которым и нужно
обращаться так, как обращаются с нулями.
Разве. я спрашиваю, этого недостаточно
для того, чтобы по крайней‘ мере (это’ =
минимум) с исключительной ‘осторожно-
стью подходить к сообщениям наблюдате-
лей и, особенно, к тем выводам, которые
делают наблюдатели?

_ Оказывается, что в данном случае не
было никаких показаний, которые были
бы сделаны непосредственно партизанами,
переходившими границу, нли партизанами,
прибывшими из Албании. Оказывается, из
шести свидетелей только один заявил, что
видел, как партизаны переходили  гра-
ницу, хотя, по его словам, дело было
ночью, а определил он, что это были пар-
тизаны, только «по вепьшкам фонарей».
Ну, знаете ли, если по вспышкам фонарей
определяется, что. едут партизаны, то грош
цена таким показаниям, и нужно  удив-
ляться наивности или недобросовестности
этих т. н. «наблюдателей», которые поз-
воляют себе на основании такого рода
вздорных умозаключений ‘приходить К
таким серьезным политическим выводам,
которыми они уснаетили свои доклады и

доклад балканской комиссии. В этом же

протоколе. можно прочесть следующее:

«После. тщательного изучения карты он
заключил, что партизаны, возможно, могли
притти на юг с гор, но весьма вероятно,
что этото и не было. Вывод группы наблю-
дения был еделан только на основании то-
пографических данных и, в лучшем слу-
чае, является простым предположением».
Этот документ имеется за № `16/8749. Это
говорит член балканской комиссии, здраво
анализируюцщий те конкретные факты, ко-
торые кладутся в основу обвинений про-
тив трех северных соседей `Треции. Ав-
стралийский делегат уже в то время при-
шел к выводу, что опрос свидетелей про-
водился «чересчур поспешно и некрити-
мееки»..Ёроме того, как правило, он вел-
ся в присутетвии греческого офицера що
связи. UE

Вот извольте послушать, что предетав-
ляет собой протокол 18-го заседания нод-
комитета № 1, которое происходило
3 февраля 1948 года, где записано вы-
ступление делегата” Пакистана. Что гово-
рил делегат Пакистана? Вот его собствен-
ные слова: :

«Наш комитет, — сказал  представи-
тель Цакистана,—должен высказаться по

поволу одного очень важного инцидента, а.

именно,  орудийного обстрела Греции е на-
правления, которое, по мнению  наблюда-
телей, является албанской территорией.
Сам этот комитет нашел, что есть боль-
шая доля вероятности в том, что это было
именно так, однако это недостоверно.
Поэтому, — говорит пакистанский делегат,
— я считаю, что такое решение может

сделать комитет об’ектом очень серьезной

вритики».

И, как вы видите, пакистанский  де-
легат не ошибся.
_ «Как бы ни велика была вероятность
чего-либо, никто не имеет права, — это
говорит пакистанекий делегат, — обви-
нять кого-либо на основании предноло-
жений. И если мы включаем это выраже-
ние в наши наблюдения, то это, очевидно,
предназначено для того, чтобы воздать У
широкой публики виечатление, что Алба-
ния имеет — в чем мы сами не уверены
— орудия на своей границе». ей

О чем говорит это заявление предетз-
вителя Пакистана? Оно говорит о том, что
в одном, очень важном инциденте, кото-
рый, по мнению наблюдателей, давал осно-
вания обвинять Албанию в том, что с ее
территории производился  орудийный 06-
стрел Тредии, в распоряжении наблюдате-
лей не было достоверных фактов. Это зая-
вил делегат Макистана. Именно’ поэтому
делегат Пакистана предостерегал  балкан-
скую комиссию от неосторожного включе-
ния этого инцидента в доклад, опасаясь,
что в случае включения этого инцидента в
доклад, комиссия будет скомпрометиро-
вана.

Делегат Мавистана бросил. наблюдателям
и балканской. комиссии еше более серьез-
ное обвинение, указывая нато, что, вклю-
чение этого инцидента предназначено для
того, чтобы создать у общественного мне-
ния впечатление, что Албания имеет на
своей границе с Грецией орудия, тогда
как сама балканская комиссия в этом не
уверена.

Разве это не свидетельствует о. совер-
шенно  недопустимом,. порочном методе
работы и. групи наблюдателей, и. балкан-

ской комиссии? Разве это не свидетель-.

ствует о том, что и наблюдатели, и бал-
канская комиссия не. брезгали никакими
средетвами для того, чтобы создать вие-
чатление у общественного мнения, невы-
годное для Албании, чтобы, используя
даже до очевидности недостоверные факты,
выполнить ту неблагодарную роль, KOTO-
рая навязана балканской комиссии ев
вдохновителями и покровителями? ‘Разве
He 06 этом же говорят и такие факты; как
изобретенная английским делегатом Дже-
кобсом формула так называемых  «силь-
ных предположений», которая  предназна-
чена была’ для того, чтобы придать боль-
me лостоверности` простым, ‘обыкновенным
догадкам, сплошь и рядом покоящимея на

обыкновенных  обывательских домыелах,

‘не подкренленных никакими фактами. Для

вящшей убедительности Джекобс, как это
видно из протокола’ 101-го’ заеедания ко-
митета, предложил включить в протокол
указание на то, что имеются, мол, поЕз-
зания свидетелей, которые, как он выра-
зилея, подтверждают «сильные предполо-
жения» о том, что групиа партизан при-
была в Грецию из Югославии.

Но разве от того, что мы в слову «прёд-
положения» прибавим слово «сильные»,
эти предположения перестанут быть пред-
положениями, догадками? Было бы лучше,
если бы нам показали, на чем они обосно-
вываются. Тогда не нужно было бы гово-
рить и 0 каких-то «сильных предноло-
жениях», пытаясь таким образом подкре-
пить шатающиеся и неубедительные пое-
зумпции, которые никогда, ни при каких
обстоятельствах не могут быть  основа-
нием для выводов, особенно когда эти
выводы сводятся к весьма серьезным по-
литическим обвинениям.

Между тем, именно Tak действовала
балканская комиссия. Вот почему против
такого трюЕа протестовал австралийский
делегат, который ночему-то. молчит. теперь.
Он тогда потребовал от балканской комис-
сии предоставления более убедительных
доказательств прежде, чем выразить ‘свое
согласие с этими т. н. «сильными пред-.
положениями», изобретенными английевим
представителем Джекобеом.

Удивительно ли после этого, что пред-
ставитель Австралии на 30-м заседании
подкомитета 15 февраля 1948 г. заявил
(я цитирую, не пропуская ни одного ело-
ва, по русскому переводу), что «труппы
наблюдателей Только и старались найти
случай схватить кого-нибудь, а их онро-
вы посвящены единственной теме — пар-
тизанам». Это выражение «схватить кого-
нибудь» очень метко характеризует ме-
TOI работы наблюдателей.

Изучение 13 докладов группы наблюда-
телей № 1, опросившей 90 свидетелей,
показало, что значительное количество
этих свидетелей приходится на долю тре-
ческих офицеров, в том чиеле ‘одното нол-
вовника, и солдат, трех-четырех десятков
представителей привилегированных ‘групп
населения Греции, зажиточных «обижен-
ных» партизанами ‘крестьян, около двух
десятков свидетелей, показанных подо но-
мерами — законепирированных, и двух
десятков или около. этого захваченных или
сдавшихея партизан, которые, как прави-
ло, дают самые общие и притом протн-
воречивые показания. По поводу этих сви
детелей. мы имеем замечания самой бал-
канской комиссии в ее докладе A/574.
Здесь, в параграфе 131 указывается на
то, что к концу мая 1948 года группы
наблюдения опросили около 500 свидете-
лей. Из замечаний, сделанных по этому
поводу комиссией, видно следующее:

1. Большую часть этих свидетелей
предоставляла наблюдателям греческая
служба связи с комиссией и только“ неко-
торые из этих свидетелей отбирались: как
говорится в докладе, случайно. Ябно, что
это были заранее подготовленные свиде-

2. Эти свидетели, как правило, опраши-
вались в присутствии греческого офицера
связи; это тоже, конечно, имеет очень
серьезное значение для тех, кто пришел в
комиссию дать показания пох наблюдением
офицера связи и уйдёт из этой комиссии,
также оставаясь под наблюдением этого же
офицера связи. :

3. Большинство показаний относитель-
но материальной помощи греческим пар
тизанам со стороны северных соседей. Гре-
ции было ‘сделано сдавшимися или взяты-
ми в плен партизанами, которые находи-
лись Jo этого некоторое время в руках
греческих властей. _ :

Что означает эта фраза: «Находились в
руках греческих властей», легко понять,
если принять во внимание’ еще другие
замечания балканской комиссии, содержа-
щиеся также в ее материалах и протоко-
лах, Имеется, например, указание, что
греческие власти этих свидетелей, нахо-
дящихея в их руках, систематически мо-
рили голодом, чтобы понудить их давать
труппам наблюдения нужные показания.
18 февраля с. г. группа наблюдения № 2
опрашивала свидетеля, законспирирован-
Horo под № 18/2/а. В протоколе говорится:

«В конце опроса свидетель сообщил, что
17 февраля; т. е. накануне допроса, гре-
ческие власти целый день его не кормили.
Греческие офицеры, присутствовавшие
при допросе, протестовали, когда перевод-
чик перевел эти слова группе наблюдате-
лей». Это документ: А/АС. 16/06. 1/0]
2/4, приложение А.

Cama балканская комиссия отмечает
случаи, когда свидетелей сутками морили
толодом, прежде чем доставить их для до-
проса. :

Как же можно рассчитывать получить
добросовестные и свободные показания от
таких людей? ae

„В докладе № 5 труппа наблюдения
№ 3 отмечает, что, опрашивая захвачен-
ных в плен партизан, эта группа наблю-
дения имела дело с людьми, которые ждут
смертной казни.

Имеется не мало фактов, которые при-
водились уже в других случаях на засе-
даниях разных органов организации 05’-
единенных наций, показывающих, что за-
хваченные в плен и приговоренные к
смертной казни являются весьма удобны-
ми «свидетелями» для получения от них
таких показаний, какие выгодно и жела-
тельно получить допрашивающим их вла-
cTAaM.

Филиппинскому генералу следовало бы
обратить внимание на эти факты, если он
способен обращать на Что-нибуль внима-
ние. В связи с этим я хотел бы поставить
следующий вопрос:

В выводах балканской комиссии гово-
ритея, как мы видели, об ответственности
Албании, 0 том, что «установлена ответ-
ственность Албании». Но возникает за-
конный в0прос: что значит это выраже-
ние — «установлена ответственность
Албании»? Чья именно ответственность?
Албанского правительства?  Албанских
гражданских властей того или иного по-
траничного района? Албанских военных
властей? Пограничной охраны? Я спраши-
ваю: чью ответственность, в сущности го

{Продолжение на 4 стр.).