ЗАЧЕТНАЯ СЕССИЯ В АВИАЧАСТЯХ.

Не допускать.
прошлогодних ошибок

В подразделениях авиации Военно-Мор-
ских Сил начинается осенняя зачетная
сессия. В отличие от прошлого года, когда
экзамены проводились дважды: весной —
за зимний и осенью — 3a летний период

_ учебы, в этом году офицеры будут сдавать
зачеты сразу за оба периода. :

Последовательное расширение и углубле-
ние теоретических знаний, приобретение в
течение всего учебного года практических
навыков благоприятно отразились на уров-
не специальной и общей подготовки офи-
перов авиации. Они в основном е успе-
хом решали задачи боевой , подготовки.
Этот новый под’ем воинского Мастерства
авиаторов Военно-Морских Сил об’ясняетея
дальнейшим укреплением дисциплины ‘И
организованности, повышением чувства’ от-
ветственности офицеров за боевую готов-
ность своих подразделений. Большую роль
сыграло и улучшение организации `само-
стоятельной учебы, которая позволяла наи-
более рационально использовать время и
учебные пособия, предоставляла каждому
офицеру возможность в соответствии со ето-
собностями непрерывно повышать свои
знания. : г

_ _ В улучшении качества самостоятельной
подготовки заметную роль сыграли перио-
дические, примерно один раз в месяц, про-
верочные занятия, которые проводились в
большинстве подразделений. В процеес®:
этих занятий и индивидуальных бесед ©
летчиками и штурманами руководители
подразделений смогли выявить пробелы в
знаниях подчиненных, ‘подсказать, Бак
надо ликвидировать эти пробелы. Итоговая
зачетная сессия, начинающаяся сейчае в
частях, при правильном ee проведении
позволит определить общий уровень подго-
товки офицеров авиации, векрыть все
недостатки в ‘теоретической и практиче-
ской учебе. Значение предетоящей зачет-
ной сессии очень велико. Поэтому коман-
диры, политработники, партийные и ком-.
сомольские организации должны отнестись
5 ее проведению © полной ответетвенно-
СТЬЮ.

В борьбе за высокий уровень знаний

. большая роль принадлежит политорганам,
партийным и комсомольским  организаци-
ям. Во многих авиачастях в октябре и но-
ябре были проведены партийные и комсо-
мольские собрания, на которых  комму-
нисты обсудили вопросы подготовки & 38-
четам, вскрыли конкретные недочеты, до-
пущенные при подготовке и проведении
их в прошлом году. Собрания наметили

пути наилучшей подготовки в зачетам.
Парторганизации обязали коммунистов
быть передовиками и в подготовке ив

сдаче зачетов, являть пример овладения
высокой авиационной культурой.

Жак показывает опыт прошлых» лет, уе-
пех проведения зачетов зависит от орга-
низации предварительной подготовки и
самих зачетов. Очень важно сейчас, на
начальном этапе, не допустить ни одной
оплошности, ни одной ошибки в организа-
ций подготовки зачетов. Между тем в

отдельных похразлелениях уже допускается   .
‚и политической подготовки, лучше напе-

повторение имевитихся недостатков.

`В прошлом году при подготовке и в про
пессе проведения зачетов в Части, где
организовывал и принимал зачеты т. Про-
воров, требования к знаниям офицеров
оказались явно заниженными. Количество

ВСТРЕЧА КУРСАНТОВ С УЧЕНЫМИ

ЛЕНИНГРАЛ, 12 ноября. (По телефону).
В ‘клубе Главного адмиралтейства в ознаме-
нование 150-летия Военно-морского инже-
нерного училища имени Дзержинского
состоялась встреча курсантов со’ старейши-
ми питомцами училища, закончивитими его
в 1902—1906 гг. Среди почетных гостей
янженер-вице-адмирал в отставке Шершов,
участник Цусимекого боя инженер Бостен-
во, инженер-контр-адмирал Соколов, инже-
нер-контр-адмирал Балкашин и другие.
`От имени личного состава училища гос-
чей приветствовал инженер-вапитан 1 ран-
~ га Немов. р

Главным видом специального обучения
нахимовцев является военно-морская подго-
товка, и основой ве служит морская прак-
THRA.

Морская практика в нахимовеких учили-

- шах имеет свой особенности. От преподава-
телей требуется большое искусство, чтобы
доходчиво раз’яснять воспитанникам слож-

- ные детали военно-морского дела. Расска-
зывая. например, об устройстве корабля,
обязанностях должностных лиц, © боевой
и повселневной службе на корабле, препо-
_даватель должен насышать рассказ живыми:
и увлекательными примерами из флотской
жизни. В условиях нашего училища это 060-
бенно важно еще и потому, что наши вос-
питанники лишены Возможности изучать
морскую практику непосредственно на KO-
рабле, а вынуждены ограничиваться клас-
еными занятиями.

Лучше всего в нашем училище обстоит
дело с изучением такого важного раздела
программы, как «шлюнки». этому emoco6-
ствуют наличие в кабинетах YUCOHEIX M0cO-
бий, а также периодические выезды нахи-
мовпев на шлюпочную базу или выходы на
ялах в море.

`Правла, при изучении шлюпок мы допу-
скаем некоторые отклонения от программы.
Программа предусматривает изучение в
млалшем класее четырехвесельното яла, & в
следующем классе — шестивесельного sia.
Старшие воспитавники должны осваивать
гребной катер и, наконец, барказ. Подобную
постепенность, оказывается, можно осуще-
ствить не всегда. Если барказ имеет неко-
торыв отличия от прочих палюпок, то какая
разница,
ялов и катеров? Говоря о назначении ко-
рабельных шлюпок, преподаватель не из-
бежит вопроса 06 их категориях и отличи-
тельных признаках каждой категории.

Опыт подсказывает, что воспитанников

нало знакомить сразу в  шестивесельным
ялом — основной корабельной шлюпкой, а звание командира шлюпки и, следователь-
затем уже говорить о других категриях

‘например,

скажем, в устройстве корнусов.

отличных и хороших оценок, Бак выясни-
лось. при последующей проверке, не соот-
ветствовало действительному уровню зна:
ний офицеров. Не все Командиры сумели
увязать теоретическую учебу ¢ задачами
летной подготовки, с практикой. это при-
водило к тому, что в области аэродина-
мики, например, некоторые летчики, пра-
Вильно ответив на теоретический, вопрос,
допускали ошибки в воздухе. Летчик
Яковлев, считавшийся в Части
ником, при полете на одном моторе вел
машину без крена в сторону работающего
мотора. Непростительные ошибки в техни-

ке пилотирования были допущены и неко-
торыми другими летчиками этого Флота.
Это — прямой результат отрыва Teope-

го усвоения теоретических положений.
Серьезным недостатком в подготовке. и

CTUTh проверку знаний, снизить требова-
тельность. Офицеры  Сизюмов,  Гудин,
считали ненужным изучать
в полном об’еме особенности новых ДВИ-
тателей, так как в части имелись моторы
иного типа. По их примеру некоторые тех-
ники начали- относиться в этой важней-
шей теме, как к второстепенной дисцип-

серьезно. Эти товарищи забыли, что теоре-
тическая учеба призвана обогащать офи-
пера, готовить его к использованию новой
техники, развивать у него стремление с9-
вершенствовать эту технику дальше, улуч-
Wath тактику ее применения.

Многие из недостатков прошлого года
уже устранены. Большинство офицеров
правильно поняло задачи предстоящей cec-
сии. В приказах командиров о проведении
зачетов уже точно определены предметы,
по которым нужно будет сдавать заче-
ты, время проверки и состав комиссии.
В подразделениях разработаны планы про-

ники по различным дисциплинам. В сожа-
лению, наряду с хорошими образцами под-
готовки к зачетам, какие, например, но-
казывает офицер т. Терентьев, в некоторых
подразделениях повторены ошибки  пропе-
лого года. № примеру, в подразделении,
rie служит офицер Немировский, на 3a-
четную сессию вынесено слишком много
дисцинлин, в том числе таких, по которым
месяц назад были произведены провероч-
ные занятия.

Зачетная еессия — важный этап
жизни авиационных частей  Военно-Мор-
ских (ил. Она позволяет командирам под-
разделений и частей точно. установить,
какие знания получили летчики, штурма-
ны, обиперы наземных служб в итоге
годовой теоретической и практической уче-
бы в классах и путем самостоятельных
занятий. Анализируя итоги сессии, коман-
дир сумеет своевременно принять меры для
того, чтобы подтянуть отстающих до уров-
ня передовиков, установить и быстро ис-
править. недостатки в организации боевой

лить партийные и; комсомольские органи-
зации на борьбу за новый под’ем воин-
ского мастерства личного состава.

Подполковник П.. ГОНЧАРОВ.
Подполковник В. ГРИДЧИН.

С докладом о славном юбилее училища
выступил инженер-контр-адмирал Балка-
шин. Затем почетные гобти поделились
воспоминаниями о своем пребывании в учи-
зище и пожелали курсантам успехов в 606-
вой и политической учебе. Инженер-вице-
адмирал в отбтавке Шершов преподнес в
дар кораблестроительному факультету свой
конспект теоретических и лабораторных ра-
бот, которые он проделал, находясь в учи-
Tame.

° Будущие офицеры тепло ветретили ста-
‚рейших ученых.
Майор М. КАДИНОВ.

ЗЕ Е ЗЫ. ЕЕ ЕЙ

10-морсная полготовиа пахиилов

Из опыта Рижского
училища

>

шлюпоЕ, сравнивая их е шестеркой. Учи-

нормативы должны быть одни, а для млад-
ших —— другие,

него периода учебного года. Уже тогда ор-
танизуюзея специальные занятия с офице-

ляется «методика». Она составляется в двух
вариантах: для младших и старших классов

ходящих на практику.

из них содержит что-то новое, ранее не из-

ся постоянный интересе со стороны нахимов-

«пелеустановка», «расчет времени»,
пержание занятий» и, кроме того, вклю-

стеречь.

летворительно провести занятие.

но, на право руководить обучением воспи-

отлич-

тической учебы от практики, механическо-

проведении зачетов в прошлом году было
стремление некоторых руководителей упро-

лине, и готовились к ней недостаточно

ведения консультаций, составлены вопрое-

В

‘костюм для петормовой погоды. Вак пока-.

до и удобно, работать. ну

ЕЕ НЕЕ ЕЕ СЕЙ

тывать возраст нахимовцев следует линь
при определении нормативов выполнения
тех или других задач. Для старших классов

У нас шлютючная практика обычно на-
ходится в центре внимания © начала зим-

рами и старшинами, Вырабатывается необ-
ходимая документация, основой которой яв-

отдельно. Повидимому, нужен еще один ва-
риант — для воспитанников, впервые вы-

«Методика» состоит из «задач». Каждая
вестное воспитанникам. Этим обеспечивает-

пев. Им никогда не бывает скучно, так как
очередное занятие обязательно хоть чем-
нибуль да отличается от предылущего; «Ме-
толика» расчленяетея на разделы: «тема»,
«CO0-

чает в себя перечень вероятных ошибок
обучающихся, от которых их надо предо-

С помощью «методики» даже слабо подго-
товленный руководитель может вполне удов-
Но мы
делаем все, чтобы не иметь слабых прено-
давателей. В частности, система офицер-
ской учебы предусматривает экзамены на

Корабль Н. по вызову флагмана подошел к борту.

> Научная работа.
флотских врачей

Среди флотеких врачей находились Та-
кие, которые считали невозможным вести.
научную работу в условиях корабельной
службы. Однако жизнь доказала неоснова-
тельность такого вывода. Деятельность
врача на корабле разнообразна, интерес-
на и увлекательна, если только врач не
ограничивает себя корабельной санчастью.
Примеры из практики врачей Враснозна-
менной `Васпийской флотилии 910 под-
тверждают. Доцент. майор. медицинской
службы J. Штейнгарт продолжительное
время изучала условия быта и службы
Матросов и старшин электромеханической
боевой части на катерах. Она установила,
что утомляемость людей, находящихся“ на
вахте в машинном отделении, вызывается,
недостаточным притоком воздуха в ‘эти
отсеки. В результате евоих исследований
т. Штейнгарт предложила” специальный
воздушный душ. Несение вахты личным
составом БЧ-У значительно улучшилось.

Сейчас автор этого предложения завер-
шила работу над друтой интересной ›про-
блемой: создание нового штормового  во-
стюма. Побывав в больших переходах: во
время’ зиторма, т. Штейнгарт ‘увидела
недостатки одежды, предназначенной для
работы в такую погоду.

Врач разработала новый, оригинальный

зали первые! испытания, эта одежда. с0-
вершенно: не пропускает’ воду; в ней, чеп-

Интересной исследовательской работой
занят и корабельный врач калитан мели-
пинской службы Шевченко. Он пославил
себе задачу — ИЗУЧИТЬ физиологические
изменения, которые наблюдаются у ‚лич-
Horo состава электромеханичеекой YacTu
во время несения вахты. ase

Приведенные примеры убедительно. го-

СТРОИТЕ

ТИХООБЕАНСКИЙ ФЛОТ, 12 ноября:
(Норр. «Красного Флота»). Моряки Н-ской
Части своими силами построили хороший
влуб. В нем зрительный зал более чем на
300 мест, обширные сцена, - фойе, не-.
сколько служебных помещений, В клубе
имеется стационарная киноустановкаг
Сооружение клуба, начавшееся по -ини-
циативе комсомольцев, было связано ©
большими трудностями. Фес приходилось
доставлять по воде за сотни километров, а
песок за 60 километров. 06 об’еме работ
ярко говорит такой факт: чтобы подгото-
вить площадку для фундамента, морякам

Si Ss в ВЕ

танников шлюпочному делу. Этой системы
мы придерживаемся уже второй год и ечи-
таем, что она себя оправдала. Вее офицеры
(в TOM числе не имеющие специального
военно-морского образования) и старшины
училища, как правило, хорошо выполняют
евои обязанности. .

Чрезвычайно важно таким упражнениям
воспитанников придавать соревнователь-
ный характер. Вели, скажем, принимается
зачет 10 выполнению норматива по гребле,
TO это обязательно делается в форме вну-
триротной гонки. Возраст воспитанников та-
ков, что всякое соревнование их всегда ув-
лекает и они © охотой идут на HEN. =

Шлюпочных гонок за лето нами прове-
лено много, большинство из них удачно.
Время было показано хорошее, и. все
шлюпки заканчивали дистанцию  полно-
стью.   2

Лето 1948 года мы открыли парусной
гонкой. Погода не блатоприятетвовала гон-
ке, тем не менее она прошла успешно.

С переездом в лагерь сначала шювели
свои сорзвнования роты. Затем по группам
были проведены   гребно-паруеные комнлек-
ные гонки с зачетом постановки рангоута
и пол’ема парусов. В дальнейшем евоетоя-
лись две крейсерские гонки и, наконец, на-
чались соревнования офицеров и етарнин
на личное первенство. i

В конце лагерного периода проводилась
комбинированная эстафета, Она разбиваласъ
на этапы: два гребных со сменой гребцов,
плавание 10 Ж 25, бег по пересеченной
местности 10Х 100 и парусный этап ©
под’емом вешки. В последние дни практи-
ческой подготовки проводились тонви для
воспитанников старших классов. Tourn
вызвали большой “од’ем среди всего лич-
ного состава училища.

Сюревнование было организовано Tak,
чтобы обеспечить нахимовцам-—командирам.
и наибольшую  самостоятельноеть.

ждый из них получал шлюпку по жребию

e

‚сультации.

ЛЬСТВО КЛУБА.

Е

сти. по ‘работе Начальника
Союза Василевского А. М.,
ности первого заместителя

Сил СССР и освободить от до
Одновременно
Штеменко С. М.

Министра Вооруженных Сил СССР.

Передовики

Старый корабельный мастер Иван Тро-
фимович Долгушин пришел сегодня в цех
залолго до гудка, чтобы закончить ©бра-
ботку коленчатого вала и к сроку сдать его
в сборочный цех. Он озабоченно посмат-
ривает на тоненькую вьющуюся стружку,
сбегающую с обрабатываемой детали, И
увеличивает скорость станка. Вскоре шей-
ка вала приобретает тот блеск, чистоту и

`  точные размеры, по которым можне узнать
«почерк» высококвалифицированиого ма-
стера.

Лвадцать шесть лет работает в цехе
Иван Трофимович Долгушин. Из-под его
резца выходят детали самого высокого кд-
чества. Трудится он с душой, вкладывая в
работу Bee знания и опыт. Детали, обра-
ботанные им, не нуждаются в’ проверке.
Несколько месяцев назад ему было предо-
ставлено право ставить собственное клеймо
на деталях и едавать их на сборку без ое-
мотра контрольными мастерами. Этим пра-
вом мастер очень дорожит.

Ниже 200—250 процентов не спускает-
ся ежедневная выработка Долгушина. Во-
семь месяцев назад он сдал первую деталь
в счет плана 1951 года и © тех пор вы-
полняет свою вторую послевоенную пяти-
летку. Не отстают от него и токари Егоров,
Петрушков и Тарянский.

Опытные корабельные мастера, десятки
лет проработавитие в цехах судоремонтного
завода, охотно передают свой производет-
венный опыт молодым рабочим.

Недавно котельный мастер Порфирий
Григорьевич Сорокин, проходя по сбороч-
ному цеху, обратил внимание Ha работу
котельщика Алексея Жукова. Молодой ра-
бочий неправильно кленал железную кон-
струкцию одного ‘из корабельных механиз-
мов. Закленки не заполняли полностью от-
верстий. При ударе молотка они изгиба-
лись, и головки заклепок неплотно прилега-
ли к металлу. Шов получался недоброкаче-
слвенным.

— Высверли-ка одну завлепеу да по-
смотри на свою работу, — предложил Co-
рокин Жукову. :

Вынув заклепку, рабочий убедился, что
сидела она неправильно. Мастер тут же по-
казал Жукову, как правильно клепать и
как контролировать качество своей рабо-
ты. Молодой котельщик был очень благо-
дарен Порфирию Григорьевичу за совет и
помощь.

‘Crappie мастера Долгушин, Сорокин,
Варфоломеев, Барабанов, Старополянский и
другие, стремясь как можно быстрее ре-
монтировать корабли, ищут новые способы
увеличения  производительноети труда.
Только 38 последние три месяца они внесли
много ценных рационализаторских предло-
жений, направленных на’ улучшение тех-
нологического процесса и ускорение ремон-
та корабельных механизмов. Реализация
этих предложений позволила заводу сэко-
номить 135 тысяч рублей. т

Инженеры завода тт. Гаршин, Смолин и
Юрков помогают мастерам, Они изготов-

Фото А. Лубенко.

ворят о том, что у врачей, помимо их 1по-
вседневных занятий, имеется широкое по-
je для научной деятельности на кораблях.
Внимательно изучая жизнь и бытовые
условия личного состава, вдумчивый и
энергичный врач всегда найдет много ин-
тересного для научной работы.

Большую помощь корабельным врачам
лолжны оказать специалисты, работающие
в поликлиниках и госпиталях.

Лля расширения‘ опыта и знаний вра-
чей мы недавно стали. практиковать Tak
называемые расширенные субботние кон-

На расширенной врачебной конеульта-
ции разбираются и обсуждаются истории
всех тяжело больных, длительно и часто
болеющих. Докладывает лечащий врач. On
полробно. сообщает историю болезни боль-
ного и все данные, которые удалось до-
быть путем госпитализации, затем оемат-
ривается и сам больной. Тщательно 0бсу-
див все, консультирующие выносят ©00т-
ветствующее решение как в отношении
диагноза больного, так и в отношении
дальнейших мероприятий.

В расширенной субботней консультации
принимают участие вое врачи госпиталя,
лечашие врачи базовой поликлиники, спе-
пиалисты  военно-врачебной комиссии и
врачи чаетей и кораблей, чьи больные
поллежат обследованию на субботней кон-
сультации.. Ae wise ee

Эти консультации , прочно вошли в
практику медицинских работников и яв
ляются своего рола итогом работы врачей

по наиболее сложным

флотилии за неделю
вопросам.

Полковник медицинской слунбы
И. ГОЛДОВСКИЙ.

Краснознаменная Каспийская флотилия.

Вчера во втором туре 16-го шахматного
чемпионата СОСР на многих досках раз-
вернулась упорная борьба. Тем не менее
второй тур не дал пока ни одного резуль-
тативного исхода. Интересно протекала
партия мастера Толуша с чемпионом СССР
гробсмейстером Кересом. Толуш получил
инициативную позицию, и Вересу при-
шлось перейти к защите. Отразив нападе-
ние белых, Верес полностью уравнял по-
ложение, — партия закончилась вничью.
Гроссмейстер Бондаревский, игравший чер-
ными с молодым мастером Холмовым, до-
бился Точно

пришлось. вывезти свыше 300  маптин
камня и земли.

Молодые ‘моряки отлично справились ©
трудностями. Для ускорения работы было
‘организовано несколько воскресников, В
которых приняли участие вёв матросы,
старшины и офицеры. :

Командир части’ специальным приказом
поошрил отличников стройки =— моряков
Васильева, Клименко, Хлебушкина, Ви-
стюцкого и других.

На-лнях состоялось торжественное

от-
крытие нового клуба. i

RE = cee REO

накануне дня соревнования, Только’ за пол-
часа до старта на нее садилась команта из
воспитанников младших классов. Таким
образом, командир шлюпки оказывалея ру-
ководителем незнакомых ему гребцов.

Гонки продолжались два дня. Каждая
шлюнка должна была сделать вокруг зара-
нее расставленных препятствий восъмерку
и петлю и, не спуская парусов, подойти к
пиреу на свое место. Вее команды выпол-
нили задачу. Из семидесяти участвовавших
в гонке шлюпок ни одна не сотила © дистан-
ции. Затем классные отделения выделили
лучших командиров шлюпок, и для пих бы-
ла организована еще одна, последняя, гон-
ка на личное первенство. На ней выяви-
лись лучшие из лучших «мореходов» —
воспитанники Федюшкин, Спрогие, Иодзе-
ВИЧ И Др. an

Множество соревнований не притупило
интереса к ним, так как каждый раз вво-
дились новые задачи, Например, в офицер-
ской и старшинекой гонке задача услож-
нялась передачей какого-либо предмета
(крюка) на брандвахту и приемом венки с
другой брандвахты.

Не менее интересными для зоспитанни-
вов были и шлюпочные походы, преследо-
вавшие определенную цель. Например, по-
ход младших классов на Виш-озеро был свя-
зан © посещением и осмотром зоопарка; по-
ход в Буллициеме, выполненный всем учи-
лищем, предусматривал участие воспитан-
ников в пионерском костре в честь оконча-
ния Первото респуб. иканекото слета пионе-
ров Латвийской СОР. Вее без исключения
классы училища проделали шлюпочный
переход по маршруту город— лагерь и по.
окончаний практики — обратно. :

основные принципы плавания, предусмат-
ривал строи, устанавливал порядок связи.

Несмотря на большое количество шаю-
пов, нахолившихся на ходу, связь дейст-
вовала надежно. Даже на походе в Бул-
лициеме, когда в двух кильватерных ко-
лоннах шло много шлюпок, семафор, пос-
ланный © головной WHOnKH «По Линии»,
доходил до’ концевой шлюнки и ответ на
него возвращалея в голову колонны через
10—15 минут. На больших походах, овя-
занных © пребыванием в ‘открытом море,
применялась радиосвязь.

На переходах открытым  плесом всеми
командами велась прокладка. Куре наблю-
далея по компасу, а скорость хода — ¢
помощью секторного лага. Понятно, что
все это вызывало огромный интерес у вос-
питанников. -

Впервые в нынешнем году шлюпочные
команды были скомплектованы в начале
практики, и состав их не менялся. Это во
многом способотвовало лучшему решению
учебных задач и сохранению материальной
части. Кроме того, при такой организации
явилась возможность на каждой шлюпке
из числа воспитанников выделить посто-
янного комсомольца-агитатора. В походах
проводились читки газет, обеуждение заме-
ток и статей, выпуск боевых листков. По-
литотдел училища заранее выдавал специ-
альные планшетки, бумагу и цветные ка-
рандаши. Все это сказалось нд повышении
качества морской подготовки и дисципли-
ны нахимовцев. :

В целях лучшей военно-морекой подго-
Товки нахимовцев мы стараемея марини-

Увлекательным был шлюпочный поход
в Ройя, способствовавший лучшему зна-
KOMCTBY воспитанников © морем. Он был
совершен по Рижекому заливу. В течение
десяти часов шлюпки шли вне видимости
берегов.

Все шлюпочные походы были  поучи-
тельны и интересны. Каждый из них про-
водилея согласно специальному докумен-
ту — «Инструкции совместного плавания
шлюнок РНУ». Этот документ определял

зировать и прочие дисциплины. Кое-что в
этом отношении нами уже сделано,

В училище, например, имеется специ-
альный задачник по математике на воен-
но-морском материале. Правда, это пособие
встретило суровую, но справедливую кри-
тику. Она была вызвана наличием неточ-
ностей в терминологии и в некоторых
пифрах. Однако, поскольку эти неточно-

кораблях и их оружии, мы считаем, что

Совет Министров СССР постановил,
Генерального
при одновременном пребывании его в долж»
Министра Вооруженных Сил СССР, возло-

ить на него обязанности первого заместителя
С лжности Начальника Генерального Штаба,
Совет Министров
`Начальником Генерального

ляют чертежи,
расчеты, способствуют практическому ис-
пользованию ценных предложений,

сти не искажают общего представления о

`]3 ноября 1948 г., суббота, № 269 (3063)

о В. Совете Министров СССР

ввиду большой перегруженно:
Штаба Маршала Советского
Министра. Вооруженных

СССР назначил Генерала Армии
Штаба ‘и заместителем

Sere ee

судоремонта

производят теоретические

Дружба корабельных мастеров с инже-
нерами завода приносит производству боль-
шую пользу. Изысвивая новые способы
улучшения технологических процессов,
увеличивающих производительность труда,

мастера и инженеры заботятся об экономии

государственных средств. Среди коллевти-
ва завода живейший отклик нашел призыв
трудящихся столицы, взявших на себя
обязательство в концу года дать Родине
два миллиарда рублей сверхплановых на-
коплений.

— Мы не можем отставать от москви-
чей, — заявили мастера на собрании рабо-

чих судоремонтного завода. — У нае веть

все возможноети для получения еверхила-
новых накоплений. Надо поддержать почин
московских предприятий!

Подечитав возможности своего предирия-
тия, судоремонтники решили, что ‘до конца
года их завод сумеет дать стране не ме-
нее 80 тысяч рублей сверхплановых нахоп-
лений.

Недавно по инициативе корабельного
изстера Николая Ивановича Бабурина кад-
ровые рабочие механического цеха собра-
лись обсухить, что можно использовать в
качестве источников сверхплановых на-
коплений. На собрание были приглашены
рабочие смежных цехов: сборочного, ли-
тейного, ‘обрубочного и кузнечного; Они по-

могли вокрыть недостатки в работе неко-

торых цехов. Устранение этих недостатков
позволит сэкономить не’ одну тысячу руб.
лей.

Например, литейщики и мастера кузнеч-
ного цеха при литье и поковке’ деталей
оставляют слишком большой припуек на
механическую обработку. Это влечет sa
собой лишнюю трату времени и металла:
Мастера сборочного цеха. справедливо уп-
рекали некоторых токарей за невыполне-
ние сроков подачи деталей к месту сборки
механизмов. Иногда готовые детали зале-
живаются на столиках у токарей, в то Bpe-
мя когда их ждут в сборочном цехе, Все
это вызывает непроизводительную трату
времени и средств.

На том же совещании старые, кадровые
рабочие внесли ценные предложения, ко-
торые позволят заводу более экономно рас-
ходовать металл, время, электроэнергию,
инструмент и вспомогательные материалы,
быстрее ремонтировать корабли. В”настоя-
щее время эти предложения претворяются
В ЖИЗНЬ.

Коллектив судоремонтного завода успеш-
но выполняет. взятые на себя обязатель-
ства. На доске, где вывептиваются показа-
тели выполнения производственного ‘плана
за декаду, не появляются цифры меньыпе
100 процентов. Впереди идут вотельный,
сборочный и механический цехи. Они доби»
лись значительных успехов в своей работе,

Инженер-капитан 2 ранга
ф. ЛЕОНТЬЕВ,

Всесоюзный шахматный чемпионат

защищавшийся Холмов сумел уравнять
шансы, и эта партия также закончилась
ВНИЧЬЮ.

В мирному исходу пришли короткие по
количеству ходов, но напряженные по @-
держанию встречи Рагозин — Левенфии
и Лисицын — Тайманов.

В незаконченных партиях некоторый
перевее имеют Панов над Константи-
нопольским, Бронштейн над Алаторие-
вым, Котов над Арониным, Фурман нах
Лилиенталем, Флор над Авербахом,

мастер спорта по шахматам,

задачником можно пользоваться, Необхо-
димо составление подобных вадачников 1
для старших классов, понятно, избежав в
них выявленных ошибок.

В курсе литературы еще ¢ mpomson 1-
да установилась система написания 01а»
IMMA воспитанниками сочинений Ma ¢B0-
бодную тему из жизни в лагере. Боль
шинство нахимовцев писало о шлюпочных
занятиях, соревнованиях или походах. 9
сочинения редко удовлетворяли Hat, Mh
как носили преимущественно  опибатель“
ный характер,

В этом тоду воспитанники, уходивтие в
шлюпочные походы, получали. конкретное
задание: требовалось описать условия. Е*
чала плавания, метеорологическую 0061а-
новку на походе, ‘населенные пункты, RY
да заходили шлюпки, и т. д. Сейчас перед
преподавателями литературы и военно»
морской подготовки поставлена 3a,a%d 10°
мочь воспитанникам составить  военно-
географическое описание района  Плава»
НИЯ,

В курее истории и географии также у
тена необходимость маринизации, Програм“
мы TO истории дополнялись описанием
морских сражений, вопросами морской 10-
литики, При изучении морей и океанов
делался уклон в сторону их военно-гео-
графического значения.

№ сожалению, больная текучесть пре
подавательского состава ватормозила pas
витие маринизации курса физики. Дм
преподавателей этой дисциплины 019
прочитано несколько лекций по BoeHHO
морским вопросам применительно к 1№°
грамме различных классов.

В вопросах. военно-морской подготовки
нахимовцев еще далеко не все ясно, Анз
лизируя итоги каждото периода обучения,
мы ищем новые и новые пути, 91005,
учитывая возраст напгих воспитанников,
сообщать им все больше и больше 08816
Мы из неисчерпаемой сокровищницы 983

Капитан 1 ранга
К. БЕЗПАЛЬЧЕВ,