Советский.
_ агроном.

Даешь —

Lg на дружбу руку,
зоварищ агроном!

В. МАЯКОВСКИЙ

Выдающийся русский ученый-почвовед
Василий Васильевич Докучаев в конце
Прошлого века с горечью отмечал: «На вею
великую Россию у нас имеется только два
высших учебных’ агрономических заведе-
ния». Известно, что и эти учебные заве-
дения—Петровскую  земледельческую ака-
демию и. Ново-Александрийский институт—
царское правительство, напутанное револю-
ционным брожением среди  студенчеетва,
намеревалось закрыть, Докучаев. . страстно
мечтал о том времени, когда в-стране бу-
дет создана сеть научно-исследовательских
институтов, зональных опытных станций,
когда не единицы, & десятки сельскохозяй-
ственных учебных заведений будут выпу-
скать проводников науки в жизнь — спе-
циалистов-агрономов.

Мечтам замечательного русского ученого
суждено было сбыться только после победы
в нашей стране Великой Октябрьской со-
циалистической революции. Помещики , и’
капиталисты -—— хозяева дореволюционной
Росии — не были заинтересованы в раз-
витии просвещения. Шуше всего боялись
они проникновения в крестьянскую  ереду
революционно настроенных атрономов, мо-
тущих посеять беспорядки в деревне. He
случайно Короленко занее в свои очерки
© толодном 1892 тоде такую гневную 3a-
пись: «У нас кричат теперь о перепроиз-
водстве интеллигенции, а между тем ee
совсем почти нет в деревне. Учитель —
в загоне и не виден, Врачей — два-три на
уезд...» ;

Короленко не ‘упоминает 06 агрономах.

Хх тогда и не было в деревне,

Октябрьская социалистическая феволю-
ция вывела ` крестьянина на широкую до-
рогу прогресса, партия большевиков указа-
ла ему верный путь и повела к культур-
ной, зажиточной жизни без кулаков и ми-
роедов. Организовав труд крестьянина на
козлективных  пачалах, советская власть
создала возможность применения в сёль-
ском хозяйстве матинпой техники, всех
Цостижений агрономической науки.

Советское государство дало  колхозному
крестьянину могучую технику. Оно научи-
70 миллионы тружеников деревни пользо-
ваться машинами, подготовило миллионы
трактористов и комбайнеров. Оно развер-
нуло широкую сеть сельекохозяйственных
учебных. заведений, обучило и воспитало
кадры подлинно народной интеллигенции—
сотни тысяч. эгрономов, ветеринарных вра-
чей, землеустроителей,  мелиораторов, ле-
соводов и других специалистов.

Восемьдесят восемь высших  вельскохо-
зяйственных учебных заведений имелось в
нашей стране в 1947 году, обучалось в
них 59 тысяч студентов. В 55$ сельско-
хозяйственных техникумах ‘училось `свыше
140 тысяч человек. Государетвом создана
широкая сеть ‘областных годичных и трех-
годичных сельскохозяйственных школ, кур-
сов для организаторов колхозного произ-
водства. Ни одна страна в мире не может
сравниться с Советским. Союзом по мао-
штабам подготовки специалистов сельского
хозяйства, как нет в мире другой страны,
тде сельское хозяйство было бы так на-
сыщено машинной техникой, где так, теено
соединялась бы наука с практикой сель-
ского хозяйства. =

Тлавная задача‘ наша ‘в сельском x0-
вяйстве — повышение урожайности всех
сельскохозяйственных культур путем вне-
дрения мичуринской агробиологии, агроно-
мического комплекса Докучаева—Кюстыче-
ва— Вильямса, являющегося основой гран-
диозного сталинского плана наступления
на.засуху.

«Земля будет работать на еоциализи,—
товорил академик Вильяме. — Невиданные
‘урожаи в мире. способна собирать страна
Советов, и я верю, что не далек тот час,
когда 100 центнеров е тектара будет cper-
HEM урожаем моей Родины».

Какая грандиозная, какая увлекательная
задача стоит ныне неред каждым специа-

листом сельского хозяйства! Огромный про-.

стор. творчеству, поискам, новаторству’ от-
крывает эта захватывающая перспектива!
И т, о чем говорит академик Вильяме, —
это не мечта. Он научно доказал, что
‘практически достижим урожай и в 200
центнеров, & знаменитый мичуринен Ча-
ганак Берсиев и выращивал такие урожаи.
Передового борца за высокие  невидан-
ные урожаи, активного. пропагандиста
мичуринской науки,  показывающего на
своем личном примере ее великую преоб-
разующую силу, — вот какого агронома
хочет иметь наша колхозная деревня.
Советский агроном в колхозе — опыт-
ник, исследователь; он не. только реали-
зует применительно к местным условиям
указания  агрономической науки, но и
создает новые приемы ‹ возделывания рас-
тений, обогащает ими науку, двигает ве
вперед. OH организатор колхозников, их

me fT

первый учитель и совет-
чик. Недаром так любят
‚ В колхозе хорошего агро-
нома, так доверяют ему
колхозники, В поэме
П. Бровки «Родные бе-
рега» агронома радостно,
как близкого человека,
встречают (в ROIK03C;
=- Здорово, друже дорогой!
Заждались мы, признаться,

Пойдем, пойдем, —

и над рекой
. Все той же тропочкой-тропой

ведет в NOMA ero c cobod,

туда, где ржи дымятся,

Не зная края и Mena,

‚они шумят, как море.

— Гляди: }

как ты наворожил, —

взметнулось на просторе!

У нашего агронома на селе — сотни и
тысячи помощников, он не одинок в борь-
бе с природой. В деревне выросли новые
люди, орлиное племя молодых` строителей
социализма; они жаждут творческого при-
менения своих знаний, горят желанием
умножить богатства своей Родины, укра-
сить и улучшить жизнь советекого чело-
века. ;

Вот она, наша новая; советская, колхоз-
ная деревня, вот ее люди! В колхозе имени
1 Мая, что расположен в Перемьнильском

собных членов, 105 колхозников здесь
имеют среднее образование; ‘203 — семи-

вов. 350 колхозников являются постоян-
ными читателями библиотеки, 300 выпи-
сывают газеты.

Й вот другой, не менее яркий при-
мер. Знатный мастер высоких урожаев
кукурузы мичуринец Марк Озерный pac-

Комсомолки, и все они имеют среднее обра-
зование. Еще в школе они изучали физи-
ку, химию, естествознание, и это им сей-
час пригодилось»,

Благородный патриотический труд  co-
ветского агронома, зоотехника; ‘атгролесо-
мелиоратора опирается на рост культур-
ности всей массы колхозников, на бьющую
ключом инициативу миллионов тружеников
деревни. Организовать энергию Mace,
вооружить их знаниями; вдохнуть Веру в
успех веякого нового почина-—это и озна-
чает обеспечить успех любого дела.

_Так-именно и постунают  передовики,
хучшие агрономы нашей страны тт, Стра-
тиенко, Диброва; Твердохлеб, выдающиеся
Успехи которых правительство _ отметило
высшей наградой — присуждением им зва-
ния Героя Социалистичеекого Труда. Так
работают тысячи других передовых агроно-
мических деятелей села,

Атроном в колхозе, МТО, районе
нуждается в серьезной помощи и поддерж-
ке. Нельзя его превращать в канцеля-
риста, собирающего сводки и составляюще-
го отчеты. Надо позаботитьея о его куль-
Зурном росте, о том, чтобы он мог. совер-
шенствоваться в своей специальности, что-
бы его начинания и тяжелый труд, нерет-
KO сталкивающийся с рутиной, косностью,

получал поддержку, одобрение и заслужен-

ную оценку.

‚ Горячий отклик читателей: нашей газе-
ты вызвала корреспонденция, поставившая
вопрос ‘0’ творческом содружестве атроно-
мов. Публикуемые нами сегодня отклики

на эту статью говорят о том, что’ вопрое

этот назрел, что пришло время; когда нуж-
но об’единить усилия многочисленной ар-
мини специалистов сельского хозяйства. для
решения больпгих комплексных задач, по-
кончить с разобщенностью агрономих Ких
кадров, наладить между атрономами обмен
опытом, создать им условия для роста и
совершенотвования.
Как и во всяком творческом ‘деле,
здесь не должно быть шаблона. В г.  Торж-

‘ке решили создать ‘отделение научного -05-
организуются:

шества. В других местах
районные дома агрономов, которые станут
центром научно-исследовательской работы
и обмена. накопленным опытом. Получили
распространение кустовые и районные co-
вещания  агрономов. Каждая полезная
форма, в которую выливается творческое
общение нашей агрономической интел-
лигенции, должна приветствоваться и вся-
чески поощряться.

На помощь атроному должны притти ли-
тература. искусство. После войны у нае
появилось немало художеетвенных произ-
ведений, ярко отражзющих процессы,
происходящие в колхозах, бурный рост
творческой активности и патриотизма
колхозников. «Кавалер Золотой Звезды»
С. Бабаевекого, «Гурты на доротах» В. Ав-
деева, поэмы А. Недогонова, Н. Грибачева,
А. Кулешова, рассказы В. Овечкина, А. Ко-
лосова, Е. Дороша и многие другие произве-
дения рисуют образы наших современников,
энтузиастов колхозного производства, 06-
разы, близкие и дорогие сердцу советского

человека. К сожалению, почти во всех
книгах, посвященных нашим  колхозам,
затерялась фигура советского агронома,

являющаяся ведущей в колхозе. Camo-
отверженный, овеянный романтикой неуто-
мимых исканий, труд агронома должен

привлечь внимание писателей, поэтов,
драматургов.
Трудовая атрономическая интеллиген-

ция — золотой фонд нашей страны. В
содружестве советского агронома с колхоз-
ником-мичуринцем, с широкими массами
тружеников деревни—залог будущих успе-
хов наших колхозов и колхозников,

‘идущих под руководством партии больше-

виков, великого Сталина к коммунизму.

Колхозник М. Озерный-—член ученого совета института

ДНЕПРОПЕТРОВСК. (Наш корр.). На-
днях ученый совет Днепропетровского
сельскохозяйственного института  едино-
гласно избрал членом ученого совета Мар-
ка Евстафьевича Озерного — звеньевого
колхоза «Червоный партизан», `Лиховского
района, Днепропетровской области.

Имя депутата Верховного Совета Укра-
инской ССР, Героя Социалистического Тру-
да, лауреата Сталинской премии М. Озер-
ного широко известно в стране. Колхозник-
мичуринец установил мировой рекорд’ уро-
жайности кукурузы, создал новые методы
выращивания этой культуры.

. Озерный — автор книги’ о передо-
вой агротехнической практике‘ выращивания
кукурузы. Ученый-колхозник имеет много
учеников не только ® Днепропетровщине,
но и в других областях. Некоторые из’ них,
как, например, Надежда Кошик или Пенчо
Пенчев, также завоевали высокое ззание
Героев Социалистического Труда.

В своем родном, селе Мишурин Рог
М. Озерный неоднократно руководил агро-
техническими ‘школами, его лекции печа-
тались в газетах. Недавно Марк Озерный
совершил поездку по Криворожскому, Пя-
тихатскому, Шорскому и другим районам
Днепропетровщины.

Выступая < лекциями, он поделился с
колхозниками свойм опытом, изложил свои
планы работы в нынешнем голу. Лекции
мастера высоких урожаев повсюпу собира-
ли большую аудиторию. Ныне новатор-кол-
хозник находится в Львовской области; по
приглашению колхозников Львовщивы он
читает лекции о том, как в прошлом году
вырастил по 208,65 центнера кукурузы на
каждом гектаре.

Избрание Марка Озерного в состав ‘уче-
ного совета института закономерно завер-
шает ученую деятельность  колхозника-

‘мичуринца.

летнее, остальные-—в 0б’еме 3—4 клас-

районе, Калужской области, 525 трудоспо-

сказывает, что в его звене «все девушки-—  .

+

^

. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ПЕТЕР

№ 17 (2504)

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ CCCP >

&

‘

Суббота, 26 февраля 1949 г.

Н.А.

Цена 40 коп.

НА ЗАЩИТУ МИРА!

Манифест Международного комитета связи
B защиту мира

зывом созвать в апреле этого года всемирный конгресс
сторонников мира, ставящих своей целью сплотить’ все дея-
тельные силы народов Всех стран на защиту мира. . tie

Мы призываем все перечисленные организации и всех про-
грессивных деятелей присоединяться к нашему обращению о
конгресса
‚ Печать или письменным уведомлением.

Мы выражаем твердую надежду и уверенность, что
деятели и организации

` деятелей

ПАРИЖ, 24 февраля. (ТАСС). Международный комитет
связи деятелей культуры в защиту мира, собравшийся в
Цариже, обратилея с манифестом ко всем демократическим
организациям и ко всем сторонникам мира.

Международный комитет связи деятелей культуры в за-
щиту мира, Международная демократическая федерация жен-

“HH WH ниже подписавшиеся деятели

искусств и общественные деятели, говорится в манифесте,
обращают внимание на то, что с каждым

угроза миру между народами.

` В ряде стран печать, радио, многие политические деятели

неприкрыто сеют вражду и ненависть,
ведут пропаганду новой войны. Вместо

и вооружений, что естественно было ожидать после окончания
мировой войны, проводится безудержная гонка вооружений,

создаются военные блоки, предетавляющи

сосуществованию народов. В разных концах мира до сих пор

пылают очаги войны, подожженные глав

тельством иностранных тосударств и прямым действием их

вооруженных сил,

Народы мира не хотят войны, не хотят новых ‘кровавых

жертв и опустошительных разрушений,

деятелей науки, культуры, искусств, литературы, долг всех
демократических организаций — решительно и дружно вы-
ступить на защиту мира между народами,

Обеспокоенные ‘деятельностью врагов мира, мы обращаемся
ко всем демократическим организациям и прогрессивным дёя-
телям всех стран, — профессиональным союзам; ‘организациям
женщин и молодежи и их международным об’единениям, кре-°

стьянским, кооперативным, религиозным

стран, к организациям деятелей культуры, ученым, писате-

лям, журналистам, деятелям искусств, д

культуры

созыве веемирного
культуры, науки,

днем возрастает .  ` демократические

BR другим странам,
сокращения армий

е опасность мирному

ным образом вмеша-
суаза Леклерк, Ayn

Долг всех честных

организациям всех
емократическим пар-

ЗАЕТЕНДВЕОАНИВЕТОНЕАЕОНААААИАОЗАНИЕЕСЕНИ АЕВНАИ

призыв ‘и примут деятельное
конгресса сторонников мира,

Подписи: Международный комитет связи’ деятелей ‘куль-
туры в защиту мира; Международная демократическая феде-
рация женщин; Арагон, аббат Жан Булье, ‘Элиан Bpo, Жан
Kacey, Эме Сезэр, Раймон Коньа, Пьер Мот, Эме ‘Коттон,
Эжени Воттон, Габриэль Дюшен, Поль Элюар, Жюстен Годар,
Ив Фарж, Фредерик Жолио-Кюри, Ирэн Июолио-Еюри, Фран-

сель Пренан, Поль Риве, г-жа Ромэн Роллан, Арман Салакру,
Эльза Триоле, Веркор, Дж. роутер, Мэри Притт, Д. Н. Притт,
`Нора Вуастер, Д. Б.
дриен, Массимо Бонтемпелли, Ренато Гуттуза, Гуидо Мильоли,
Иза Миранда, Пъетро Ненни, Камилла Равера, Мариа Мад-
далена Робси, Джузение де Оазнтис, Эмилио Серени,
Витторини, Говард Фаст, Ада Джексон, Альберт Кан, Дженни
Вельтфиш, Элла Винтер, М. Шолохов, А. Фадеев, П. Федосеев,
Н. Попова, С. Вавилов, Ранда Василевекая. Аннет Олеен,
Мартин Андерсен Hence, Mumm Свердруп
Андреен, Ержи Борейша, Ян Дэмбовский, Леон Кручковекий,
Прагерова, Ян Дрда,
жовский, Бернгард Веллерман, Генрих Манн, Отто
Анна Зегерс, Шон 0’Кейси, Хозе Хираль, Элиса Урие, Мульк
ламентским деятелям, выступающим в защиту мира, е при-   Радж Ананд, Пабло Неруда, Жоржи Амаду, Цай Чан,

сторонников мира — через

все
поддержат наш

участие в работе всемирного

Мартэн-Шоффье, Пабло Пикассо, Мар-
С. Холдейн, Д. Бернал, Ала Алессан-

Элио
Лунден, Андреа

Анежка Годинова-Снурна, Ян Мукар- —
Нушке,

Русские мореплаватели   Во Всесоюзном юбилейном пушкинском комитете _

в Антарктике

Замечательный — антарктический ‘поход
русских моряков ‘на шлюпах «Восток» и
«Мирный», совершенный в. 1819—1821 гг,
под начальством капитана Ф, Ф. Беллинс-
гаузена и лейтенанта М. П. Лазарева, —
одна из славных страниц ‘в истории: рус-
скога флота и мировых географических
открытий. с

Сейчас предпринято издание нескольких
книг; содержащих документальные мате:
риалы в русских открытиях в Антарктике.

Издательство Главсевморпути готовит к
печати полное описание плавания шлюпов
«Восток» и «Мирный», составленное участ-
ником похода—известным астрономом: про-
фессором Казанского университета’ И. М.

24 февраля состоялось. очередное засе-.

дание Всесоюзного комитета по проведе-
нию 150-летия`со дня рождения А. С.
Пушкина: i tee }

Комитет заслушал сообщение заведую-
щего культурно-массовым отделом ВЦСИС
тов. Б. Ржанова.

Секретариат ВЦСПС, как сообщил тов.
Ржанов, принял специальное постановление
о широком участии профсоюзных `органи-
заций в проведении юбилея. Республикан-
°кне; ‘краевые и областные советы проф-
союзов должны провести на местах собра-
ния профсоюзного актива и торжественные
юбилейные вечера. Ha предприятиях, В
учебных заведениях, клубах, домах и двор-
  цах культуры, в красных уголках будут
‚ организованы лекции и доклады о жизни

Симоновым. Это описание-дневник, ‘состоя-
щее из 25 тетрадей большого формата,
хранится “в Казанском
университете; оно будет опубликовано’
впервые под редакцией проф. А. Андрёева.
В своих записках И. М. Симонов подробно
рассказывает о пути русской антарктиче-
ской экспедиции, о героизме ее участни-
ков, в сделанных ими открытиях новых зе
мель и островов. Во тетрадях ‘Симонова
имеются многочисленные: записи о выпол:
ненных HM во время плавания . научных
наблюдениях и астрономических вычисле-
ниях. 1
Государственное издательство географи-
ческой литературы готовит к печати три
книги. Одна из них, выходящая ‘под pe
дакцией доктора военно-морских наук

контр-адмирала Е. Шведе, будет содержать.

составленное Ф. Ф. Беллинсгаузеном опи-
сание первой русской - антарктической
экспедиции под названием «Двукратные
изыскания в Южном “Ледовитом океане и
плавание вокруг ‘света в продолжении
1819, 1820 и 1821 годов». Впервые этот
труд замечательного флотоводна был опуб-
ликован `в 1831 году. В новое‘ издание
включаются рисунки участника экспедиции
художника Ш. Н. “Михайлова, обнаружен-
ные лишь в 1948 году в Государственном.
историческом музее в Москве. Во время
плавания художник сделал зарисовки
островов, людей, животных, растений.

‚ То же’! издательство выпустит сборник
описаний плавания шлюпов «Восток» и
«Мирный», составленных его участниками.
Помимо материалов И. М. Симонова, в
сборник войдут воспоминания мичмана
П. М. Новосильского и дневник матроса
1-й статьи Е. Киселева. К книге будут
приложены карты и портреты участников
похода,

Кроме того, Географгиз_ выпустит пол-
ный стенографический отчет общего собра-
ния членов Всесоюзного географического
общества от 10 февраля 1949’ года, посвя-
щенного русским открытиям в ‘Антарктике.

‚ Новые театры страны

Москва, Казань, Улан-Уде, Сталинград,
Калининград, Батуми, Запорожье, Молотов,
Фрунзе, Смоленск и многие другие города
украсятся в недалеком будущем новыми
театральными зданиями.

В 1948 году план строительства и вос-
становления театрально-зрелишных . учреж-
‘дений был выполнен на 104,4 процента.

Характерно, что в плане восстановления
и развития социалистических ‘городов сре:
ди об’ектов первоочередного строительства,
как правило, ` значатся театр, филармония,
концертный зал, цирк. В Ульяновске и
Ярославле заканчивается строительство кон-
цертных зал; восстановленче. и строитель-
ство ‘цирков проектируются в Красноярске,
Молотове, Ростове-на-Дону; в Калинине
сооружается здание областной филармонии
на 450 мест.

Архитекторы треста «Теапром» начали
проектирова\ь здания: ашхабадского’ театра
оперы-и балета на 800 мест, летнего театра
на 2,000 мест, туркменского драматического
театра.

Для

строительства. театрально-зрелиш-

° государственном   _

ний` большой труд Пушкина. Необычна
судьба этой незавершенной книги гениаль-
ного поэта. :

Николай 1, ознакомившись после. смерти
Пушкина с этой рукописью, запретил  пе-
чатать ее, сочтя политически неприемлемы-
ми, крамольными многие суждения поэта
о Петре. Впоследствии рукопись была по-
теряна и найдена случайно в 1917 году.

Лишь в советское время, через сто лет
носле смерти Пушкина, ‘рукопись «Истории
Петра 1» — самая большая из всех извест-
ных нам рукописей поэта — была впервые
полностью опубликована. В` академическом
издании сочинений поэта она заняла около
трехсот странии.

“Однако «История Петра 1» и после ее
опубликования в собрании сочинений Пуш-
кина в силу ряда причин продолжала oc-
таваться неизученной и, по существу, недо-
ступной читателю. Об’ясняется это тем, что
текст «Истории Петра [» был напечатан с
указанием, что он представляет собой «вы-
писки-конспекты», сделанные Пушкиным
ппи чтении многотомного трула И. Голико-
ва «Деяния Петра Великого». Таким обра-
зом, в пушкинской рукописи видели’ ‘лишь
отражение начальной стадии труда: Пушки-
на-историка. Вопрос о художественном зна-
чении этой работы поэта не ставился вовсе.

среди
фужить многочисленные, почти
`ные страницы исторической прозы Пушки-

и творчестве Пушкина, литепатурные вече-
ра; выставки, экскурсии по пушкинским
местам. Совместно с Министерством кине-
матографии СССР профсоюзы организуют
пушкинский кинофестиваль. ВЦСИС издает
проспект «По пушкинским: местам» и. пла-
кат, популяризующий места, связанные с”
пребыванием великого поэта. Для коллек-
тивов самодеятельности готовится спепи-
альная юбилейная пушкинская программа.
В крупных городах страны намечено про-
вести конкурс на лучшее чтение стихов

`Пушкина.

Комитет заслушал также сообщения ре-
дакций газет «Труд» и «Пионерская прав-
да», журналов «Огонек», «Смена» и других
‘0 подготовке к юбилею великого русского
поэта. ° :

`Незавершенный труд о Петре Г _

Создание‘ «Метории Петра 1» — послед-

Новое, более углубленное  исследова-
ние «Истории

Петра 1», которому ли-

`тературовед И. Фейнберг посвятил несколь-

ко лет,. показало? чго в действительности
трул. великого поэта продвинулся много
дальше, чем принято было считать. Вни-
мательное изучение ‘текста «Истории» 4A

-сопоставление его с историческими. источ-

никами дали возможность выяснить идей-

но-художественный замысел и намечавшую-

ся уже в общих чертах .композинию пуш-
кинской книги о Петре.  Более того, в ней
черновых записок. удалось обна-
завершен:

на, которые должны были войти в полго-
товлявшуюся им, книгу. Многие из этих
страниц рисуют образ Петра, другие явля-.
ются образцами военно-исторической прозы
поэта. Страницы’ эти подтверждают мысль
Белинского, с гениальной чуткостью указы“
вавшего, что пушкинская. «История Петра»
должна была явиться не просто ученым, но
«учено-хуложественным» произведением, ко-
торое передало бы потомству «дела и 0б-
раз» Петра. :

В результате исследования огромный
труд великого поэта о Петре  , в кото-
рэм до сих пор видели только конспекты,
то-есть вспомогательный, черновой матери-
ал, предстает перед нами как новое и зна-
чительное произведение Пушкина. ^

_ Здесь будут 1opoda юности

На-днях из Андижана в Мирзачульский
район. Голодной степи отправились пер-
вые эшелоны с переселенцами. Полторы

в Голодную степь на постоянное житель-
ство. Они призвали молодежь Узбекистана
последовать их примеру.

А. Хамидов рассказал корреспонденту‘ «Ли:
тературной газеты» о благородном’ почине
андижанской молодежи: ,

— Голодная` степь, — сказал тов. Хами-
дов,—это сотни‘тысяч гектаров земли, рас-
положенной у берегов реки Сыр-Дарьи. Ве-

ками мечтал узбекский народ об освоении

этой земли. Но
ной». :
`В тоды. гражданской   войны великий
Ленив нашел возможным ‘ассигновать 50
миллионов рублей на изучение и освоение
Голодной степи. Прошло три десятилетия—-
и по воле. большевистской партии в степи
был построен известный на весь мир Боль-

‘пустыня остава лась «голод-

древних скал’ Фархада-создана мощная гид-
роэлектростанция. ‘’Фархадская ГЭС не
только дала TOK промышленным предприя»
гиям, но, и позволила решить. проблему opo-
шения десятков тысяч гектаров земель Го-
лодной степи. 7

На’ новых землях посеяли хлопок, куку-
рузу, просо, люцерну. Возникли колхозы и
Совхозы. И. те, кто первыми пришли oc-
ваивать` Голодную степь, собрали невидан-
ные  урожаи’ хлопка. Именно здесь, в Го-

ых учреждений в Ашхабаде правительство  -лодной степи, комсомолка Лолахон’.Ирбу-

выделило на. 1949 год 5 миллионов рублей,

таева стала знатным. человеком, Героем

тысячи юношей и девушек решили выехать’

Секретарь ЦК ЛКСМ Узбекистана тов.

шой Ферганский канал имени Сталина, а у.

Социалистического Труда, Десятки  ‘перело-
виков сельского хозяйства, работающих на
новых землях, были награждены орденами
и медалями. i

Чтобы освоить пустыню — построить 3a-
ново`города и села, развести ‘сады, засеять
каждый гектар земли, нужны люди.

Вот почему почин комсомольцев Анди-
жанской обласги одобрили ИК КП(б) Уз-
бекистана и ХН с’езл. комсомола республи-
ки. На призыв. андижанцев:. горячо отклик-

нулась молодежь всех’ областей Узбекиста-
на, За две недели в. комитеты - комсомола

поступило уже свыше шести тысяч заявле-
ний — юноши и девушки просят ‘разрешить
им переселиться на обновленную и плодо-
родную землю Голодной степи.

Правительство отпускает переселенцам
денежные кредиты и строительные’ мате-
риалы; 4 mee ;

В ближайшие дни выезжают эшелоны из
Наманганской, Ташкентской, Ферганской,

Самаркандской, . Кашка-Дарьинской обла-  .
стей и древней Бухары. (До 10 марга мы

сможем переселить десять тысяч юношей
и девушек. Об’единившись в колхозы,
они, не теряя дорогого времени, ‘начнут
весенний сев, ас мая по август займутся
строительством. 3

— В трех местах Голодной степи со-
здаются заново горола. Еще не решено, —
сказал в заключение гов. Хамидов, — как
они будут называться: Комсомольск, Моло-
дость или Юность. Это решат‘ сами строи-
тели городов. юности. Известно только
одно, что они закладываются в кавун Х]
Всесоюзного с’езда ВЛКСМ.

_ В Комитете ^
ПО Сталинским премиям
‚В области искусства

и литератуы —

“Вчера под председательством Н.: С. Тиз
хонова ‘состоялся пленум Комитета по
Сталинским премиям в ‘области искусства
и. литературы при Совете Министров СССР.
Обсуждались произведения живописи и
скульптуры, представленные на соискание
премий за 1948 год. :

Сообщение б работах, представленных к
премиям, сделал председатель секции изо-
бразительных искусств и архитектуры ака-
демик И. Э. Грабарь. В обсуждении. при-
няли участие: народные художники CCCP
А. М. Герасимов. В. И. Мухина, С. Д.
Меркуров, народный артист‘ СССР А. Б.
Гольденвейзер, действительный член Ака-
демии архитектуры СССР Н. В. Баранов и.
другие.

Пленум рассмотрел. 51 произведение‘ жи-

вописи и 25 произведений скульптуры. ~

=—=Ф—-

100- летие «Калевалы»

Торжественное заседание.
в Петрозаводске :
ПЕТРОЗАВОДСК. (Наш корр.). Сегодня.
здесь в театре русской драмы состоялось.
торжественное заседание представителей

’ партийных, советских и общественных орга-

низаций республики, посвященное столе-
тию великого памятника культуры ‹карело-
финского народа «Калевалых.

Среди участников заседания — roctu,
прибывшие на торжества ‘из Москвы, Ле-
нинграда, Украины, Эстонии, Латвии, Лит»
вы, Грузии, Туркменской, Армянской, Тад-.
жикской и Молдавской ССР. aa

На сцене среди цветов и орнаментов —

портреты В. И. Ленина и И. В. Сталина.
В президиуме — секретарь. ЦК КП(б)
Карело-Финской ССР Куприянов,

председатель Президиума Верховного Со-
вета республики О. В. Куусинен, председа*
тель Совета Министров республики В. М.
Виролайнен, писатель, лауреат Сталинской:
премии Л. Леонов, академик В. А. Гордх
левский, руководители делегаций братских’
республик, Москвы и Ленинграда и др.
Заместитель председателя юбилейной ко=
миссни И. И. Сюкияйнен открывает тор
жественное: заседание. Председатель Союза
советских писателей республики А. Тимо-
нен предлагаег избрать в почетный. прези-
диум торжественного заседания Политбюро.
ЦК ВКП(б) во главе © товарищем
Сталиным. Бурной’ овацией встречает зал
‚это предложение, :
С кратким словом выступил фуководи-
тель. делегации Союза советских писателей’
лауреат Сталинской премии Л. Леонов.
‚ Доклад 96 основных идеях народного“.
эпоса «Калевалы» сделал. председатель
Президиума Верховного Совета. Карело-
Финской ССР О. В. Кууеинен. ты
С приветствием карело-финскому народу
выступили представители Ленинградской
области, Украинской, Эстонской, Грузин-
ской, Латвийской, Туркменской, Литовской,
Армянской, Таджикской и Молдавской
союзных республик.
- Участники торжественного заседания с
огромным. ’под’емом приняли приветствие
товарищу И. В. Сталину. ‘

we Oe

«ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕТСКОЙ

’ НАУКИ И ТЕХНИКИ»

Вчера во Дворце культуры метростроя
собрались _ стахановцы-рабочие. ` инженеры.
стрбители.. архитекторы, начальники шахт
Московского метро. Вечер, посвященный.
достижениям советской науки и техники,
открыл парторг МГК ВКП(б) на метрострое
А. П. Никитин,

Доклад «Вклад великих русских уче-
ных в мировую науку и технику». сделал:
профессор Н. И. Фальковский.

После доклада состоялась встреча с’ ра-
ботниками :метро—лауреатами Сталинской.
премии А. Г. Танкиловичем, М. А. Самоду-_
ровым, В. И. Размеровым и другими.

Для участников вечера были организова-
ны выставки, где показывались новейшие
приборы и аппараты, изготовленные совет-
скими предприятиями. L

ee
flo Cosemcnomy Comsy
ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

Ф Москва. Выставка, посвященная созда-
телю первого в мире ‘самолета Александру
Федоровичу Можайскому, открылась в
Центральном доме. авиации и ПВО ‘имени
М. В. Фрунзе. Демонстрируется фотокопия
патента, полученного А. Ф. Можайским на
свой аэроплан. Среди экспонатов — чер-
тежи, документы, картины, ‘раскрывающие
творческую деятельность замечательного
русского изобретателя. 5

Ф Минск. Завершена ликвидация негра-
мотности среди взрослого населения одной ``
.из западных’ областей Белоруссии — Мо-
лодечненской. За три года научились чи-.
тать и писать более 180.000 человек. В
этом году в западных областях Белорус-
син неграмотность среди населения будет
ликвидирована полностью.

Ф Якутск. Здесь закончилось общее.
собрание писателей Якутии, посвященное
обсуждению итогов работы ХР пленума
правления Союза советских писателей
СССР. С. докладом о решении пленума вы-
ступил председатель правления Союза пи-
сателей Якутской АССР Н. Золотарев,

$ Баку: Работу над двумя крупными
проектами — комплекса зданий Академии
наук Азербайджанской ССР и республи-
канской публичной библиотеки закончил
лауреат Сталинской премии ‘академик’ ар-
хитектуры М.. Усейнов. Республиканская
публичная библиотека будет расположена.”
в центре города на площади им. 96 6a-
кинских комиссаров. Книгохранилище биб-.
лиотеки рассчитано на два миллиона книг. _

‚ Ф Таллин. Месячник пропаганды: сель-
<кохозяйственной литературы началея в
Эстонской. ССР. В течение месяца во всех.
волостях республики, в’ народных домах,
колхозах, совхозах‘и МТС состоится более
900 читательских конференций, * докладов
и лекций. i

Ф Львов. Музей книги создан при
львовских учреждениях ° Академии Наук“
УССР. В’ музее насчитывается 10.000’ книг
на ‘древнеславянском, русском; украинском,
белорусском, польском, „французском, ‚не-
мецком и других языках. Особую, ценность,

представляют книги, напечатанные русским.
первопечатником Иваном Федоровым.

$ Владимир. Пушкинские чтения про-
ходят в колхозе «Луч» Урвановского сель-
совета. Сейчас колхозная. библиотека ro-
товит пушкинские. вечера, на которых бу-
дут сделаны доклады о творчестве вели-
кого поэта, .