_ кого композитора
< Это — традиция. Й установилась она не
г случайно. :

` народа в прекрасное будущее

К 125-летаю со дня рождения‘ Бебржиха 6метаны

Великий чешский композитор

В дни больших всенародных праздников
Чехословакии в зале Национального те-
атра в Праге звучат торжественные мело-
дни оперы «Либуша» — творения вели-
Бедржиха  Сметаны.

Глубоко народная, пронизанная подлин-
ным патриотизмюм музыка «Либуши» оли-
цетворяет многовековую борьбу, которую
чехословацкому народу пришлось вести
против своих угнетателей. Светлая вера
ЗВУЧИТ В
этом бессмертном произведении Сметаны.
_ Опера создана композитором в период

° под’ема национального движения 1868—

1874 годов, знаменитых деклараций и ма-

° нифестов о правах чешекого нарола. Имен-
_ но в эти годы в Праге совериилась зах-

`ладка Национального театра, как символа

новой чешской самостоятельности, «Либу-
”” ша» возникла не как опера

в обычном

`смысле, не как музыкальная драма. Сме-
тана называл свое произведениз «торжест-

‚венной картиной», и этим действительно

: лучше всего определил ее характер. ,

Сюжетом для «Либуши» послужило на-

‘родное предание о мифической гняжне, 0с-
новавшей Прагу и своим браком © Прже-

-MBICIOM положившей начало первому чеш-
`_ скому вняжескому роду. Либуша постоян-

HO обрашает свои’ взоры в будущее и в

‚нем пророчески видит славу чешекого на-

рода. Этот мотив
‚ Сувтана, благодаря чему

хоропю использовал
«Либуша» зву-

чит как торжественный гимн народу.

` Это — одно из наиболее ярких творений
`тениального чешского композитора,

CTO
двадцать пять лет со дня рождения кото-
рого исполняется сегодня.

Бедржих Сметана родился 2 марта

`1824  тода в древнем чешском городке
^ Литомышле. Отец его был пивоваром у по-

``мещика. С четырех лет Бедржих

начал

‘играть на скрипке, а первое  произведе-
‚ние написал. в восьмилетнем `возрзете. С

‚ зовалея славою фортепианного
_Чадо сказать, что специальных
‚музыки юный Сметана почти не имел; он

годами его музыкальное дарование pocas
и крепло. В пятнадцать лет он уже ноль-
виртуоза.
учителей

_ училея на произведениях лучших компо-
_ зиторов.

‚В ранние годы проявилея и характер.

Сметаны. Он обладал душой, необыкновен-

взглядов и идеалов

но пылкой, страстной, пламенной:
Огромное влияние на формирование
Бедржиха  Сметаны

‚ оказала эпоха, в которой он рос. Это было

время, когда в народных глубинах, Европы
зрело революционное брожение. Мечты ©
новом, лучшем мире увлекали передовые

‚ умы человечества. И молодой Сметана весь

находился во власти этих стремлений к

‚лучшему, более справедливому миру.

=

Он восторженно приветствовал револю-

цию 1848 года. Он видел, как в народе

пробуждаются новые силы, и стремился
быть в числе передовых людей своего вре-

СОВЕТСКИЕ КНИГИ
В ВЕНГРИИ

За последнее время венгерские издатель-

’ ства «Реваи», «Уй мадьяр киадоо» и дру-
‘tHe издали много советских книг. Огром-

* xe ный интерес читателей вызвали произвеле-
‹ НИЯ

Константина Федина «Первые
радости», В. Некрасова «В окопах Сталин-

града».
_ Особенным спросом пользуется появив-
- шийся в венгерском переводе роман
‚М. Горького «Жизнь Клима Самгина».

-с Книга вышла тиражом в 25 тысяч ‘экзем-

пляров, который, как указывает  венгер-
ский критик Иштвая Кираи, звляется не-
виданно большим для художественной ли-
тературы в условиях такой небольшой
страны, как Венгрия. Говоря о причинах

° этого интереса венгерских читателей к ро-

`` ману «Жизнь Клима

Самгина», Иштван
Кираи пишет: 7

«Великолепная книга Максима Горько-
TO — оружие в наших руках, оружие, с
помощью которого мы сможем вскрыть

„в маскирующихся красивыми фразами сам-

_ ‘гиных наших дней

классовую
разлагающегося буржуа».

сущность

goBaa

“>
‚ ’Леокадия МАСЛЕННИКОВА,

лауреат международного конкурса
на фестивале демократической молодежи
в. Праге

>

мени, В дни пражского восстания он сла-
raer для революционной национальной
гвардии песни и марнги, создает свое пер-
вое большое  оркестровое. произведение
«Ликующую увертюру», в которой впервые
слышатся победные звуки новой жизни.
Но преданная чешской буржуазией ре-
волюция была вскоре подавлена. Наступил
период еще более ‘жестокой реакции. Cue-
тана борется, старается и в этих условиях
работать для обновления’ национальной
жизни. Но реакция сковывала душу комно-
зитоера, не давала ей взлететь туда, Куда
она так стремилась. И в 1856 году Смета-

Рис. худ. А. ЛАММА

Бедржих СМЕТАНА

на покинул родину. В эмиграции он на-
писал три симфонические поэмы:  «Ри-
yapo Ш», «Лагерь  Валленштейна» и
«Гакон Ярл». Но ве это было толь-
ко. исканием путей в настоящей цели.
А приблизиться к ней, находясь на чужой
стороне, он не мог — слишком глубоко
сидел он корнями в родной земле, и осу-
ществить в полной мере свои  художест-
венные идеалы он`мог только на родине,
только в Чехии. ^

В 1861 году после австрийского пораже-
АННИНО НО

ния в войне с Пьемонтом и Наполеоном Ш
и издания рескрипта, обещавшего Чехо-
словакии кое-какие льготы, Сметана  воз-
вращается в Прату. И здесь он создает вы-
дающиеся произведения.

_ Уже первая его опера «Бранденбурж-
цы в Чехии» отличаетея большой силой и
смелостью музыкальных мыслей и драма-
тических спен, Особенно замечательны
картины народа, восставшего против пд-
HOB.

„Велед за этим первым. опытом Сметаны
в области драматической композиции он
пишет два сочинения—«Проданная неве-
ста» и «Далибор», Он пишет их как про-
изведения. программные, как два типа че-
ской напиональной оперы-—музыкальной
комедии л музыкальной трагедии. В этих
двух блестяще дополняющих друг друга
произведениях Сметана создал основные
типы чешской национальной оперы.

После уже упомянутой нами. «Либущи»
возник великолепный цикл симфоничееких
поэм — «Моя родина». Это — симфоничес-
кие картины, изображающие красоту и
славу Чехии. Отдельные части «Моей po-
дины» были созданы композитором тогда,
когда его постигло величайшее нееча-
етье — полная! глухота. —

Во всех названных произведениях Сме-
таны, как и в многочисленных  елавян-
ских танцах и других творениях, © боль-
шой  силой/ проявилась вера” композитора
в творческие силы своего народа. Тлубо-
кий оптимизм сочетается в них с высоким
мастерством подлинного художника, поетах.
вившето свой талант. на службу родному
народу. > о

Не только в Чехословакии музыка Сме-
таны пользуется горячей любовью и ув3-
жением. Когла в пражеком Национальном
тезтре в день тридцатилетия Чехослован-
кой республики звучали мелодии «Либу-
ши», в московеком Больыном театре шла
опера Сметаны «Проданная невеста», ко-
орую © энтузиазмом встретил советский
зритель.

Мне, молодой солиетке Бельшого театра,
выпала большая чееть — исполнение од-
ной из ведущих партий в «Проданной не-
весте» ‚ роли жизнерадостной, сильной- ду-
хом, простой. чешекой девушки  Маженки.
Полная света, веселая, оптимистическая
музыка Сметаны, утверждающая высокие
гуманистические идеи, влохловляла меня В
работе над этой ролью. В этой истинно ня-
родной, близкой нам, советским люлям, му-
зыве я ошущала глубокую жизненную си-
лу, светлую веру в прекрасное будущее,
столь родственную духу русской классиче-
ской музыкальной культуры.

Советский нароз знает и любит музыку
Ведржиха Смеланы. Творения великого

‚чешского композитора близки. и дороги

трудящимя.. нашей ‚ страны.

И сегодня советский варод вместе с
народом Чехословакии чтит память тени
ального Бедржиха Сметаны.

Конференция албанских деятелей культуры в защиту мира

В Тиране состоялась конференция ал-
банских деятелей культуры в защиту ми-
ра. На конференции присутствовало свыше
400 представителей науки, искусства и
литературы” страны _ Настроение.  господ-
ствовавшее на конференции, хорошо Nepe-

дала Нелжмие Ходжа. Е
— Албанская интеллигенция, — сказала
она в своем выступлении, — присоединяет

свой голос к протесту всех прогрессивных
интеллигентов мира против тех. кто снова
пытается совершить покушение на цивили-
зацию и мир, против империалистов Coe-
диненных (Итатов и их лакеев

В едиволушно  аринятой конференцией
резолюции говорится:. «Интеллигенцая Ал-

и

банви, об’единенная
энергично протестует.
новой войны, против тех, кто преследует
прогрессивных людей и служит агрессив-
ным целям империалистов Мы яриложим
все свон силы для строительства социа-
лизма, развития культуры и прогресса на-
шей страны и укрепления демократии во
всем мире». т

Конференция избрала постоянный коми-
тет деятелей культуры Албании в защиту
мира во главе с Бедри Спахиу. С. огром-
ным под’емом делегаты приняли привет-
ственную телеграмму первому защитнику
мира и безопасности народов Генералис-
‘симусу Сталину.

со всем народом,
против разжигания

СЮИТА «ТРУДОВАЯ СИЛЕЗИЯ»

Передовые деятели ‘польского искусства
стремятся создать произведения, отражаю-
щие жизнь народа. 1

Выражением этога стремления служат, в
частности, последние произведения извест-
ного польского комнозитора Яна Maxas-
кевича. Недавно им закончена сюнта «Тру-
Силезия». для хора, солиста и

}

А. ЕЛИСТРАТОВА

ПРЕЛАТЕЛИ НАРОДОВ

Восмополитизи — это своего рода бак-
териологическое оружие в той «холодной»
войне, куюрую силы международной им-

` периалистической реакции велут против
° всего передового человечества.
° Ядоватые бактерий  космополитизуа

_ национального

призваны разрушать в душах чувство
достоинства и, таким 06-

= разом, облегчать империалистам уничто-

`. жение суверенитета чужих стран,

пора-
Проповедь вселенского
обрашаемая в первую

бощение народов.
космополитизма,

_ очередь в адрес Европы, призвана расчи-
о щать дорогу для распространения” стопро-
_‚ центного буржуазного «американизма» ‘ва

‚ -веех облаетях культуры.

Американеквие
лингваеты спепгно готовят проекты «упро-
щения» английского языка в тем. чтобы

превратить его в единый междунаротный

` ЯЗЫК.

Коемополитическая пропаганта

= «культурного» об’единения Западной Ев-

репы под госполетвом США прелетявляет
собою воставную часть империалистичееко-
го плана «маршаллизации» европейских

—_ стран.

Прикрываясь космополитическими сло-

‚ вечками, тянет французов в американокое

ярмо старый прелатель и блудодей Андре

‚ Жил. Дряхлый Бертран Рессел шамкает

-‚ англичанам, что только-де из-за океана
< могут они ожидать спасения от 856% бед

ый

н напастей.

Й на разных языках, в разных странах:

вторят им. ожалая подачек от расчетливо-
меценатствующег «дяди Сэма», всевоз-
можные декалентские отщепенцы, все эти

«беспачпортные бродяги в человечестве»,
бездумно пролающие за чечевичную 10-
хлебку п право первородства, и свою ут-
раченную честь, и ‘национальное досто-
инетво. aay

В этом разноголосом хоре ` литературных
агентов англо-американского империализуа
выделяется 06000й откровенностью — дека-
дектекий поэт и критик) Т. С. Элиот.

Американец по происхождению, приняв-
mai английское подданство, Элиот давно
уже об’явал себя «классицистом в’ поэзии,
рюялистом в политике и англо- католиком
в религии».

Махрово-реакционный характер всей его
деятельности никогда не подлежал семне-
нию. Уже в голы второй мировой войны
Т. С. Элиот повел оголлелую пропаганду
воинствующего космополитизма.

Под видом восхваления классической
древности он ведет прямое наступление ‚на
самый принцип национальной культурной
независимости и самостоятельности народов
Европы.

Упрямо и злобно твердит Элиот, что пя-
сатель отнюдь не жен связывать свое
творчество е; борьбой за кровные интересы
народа. Лишь раболепниюе следование фор-
мальным традициям, заиметвуемым от кос-
мополитичееких предшественников. — вот
что, по «теорий» Элиота, делает писателя
«классиком».

Брошюра Элиота «Классики и. литера-
тор». написанная в 1942 голу, свизетель-
ствует о том, 910 в AAD, когда судьбы
народов Европы и всем. мира еще реша-

в неделю: по средам и субботам.
=

«Литературная газета» выходит два раза

оркестра. Композитор написал также He-
сколько массовых песен на стихи о кол-
лективном труде в сельском хозяйстве и
цикл. -<Польских танцев», в который во-
шли танцы ловицкие, силезские, курпев-
ские и кащубские.

Сейчас композитор работает над балетом  .

ва современную тему.

лись на полях сражений между советской
армией-освоболительницей и фашистскими
полчищами, лля англо-американского «роя-
листа в политике» главной опасностью
представлялась опасность народно-606в0бо-
длительных движений, ы

Тщетно силясь парализовать освободи»
тельные устремления народов, Элиот про-
возглашает, что «ради приведения к 19-
рядку существующего хаоса необходимо
нечто большее, чем административная пля
экономическая унификация (0об’ехинение),—
необходима культурная унификация pas-
нородности Европы». Это коемополитиче-
свое хповое елинетво». по словам Элиота,
«может вырасти лишь из старых корней:
христианской веры и классических языков,
которые составляют. общее наследие евро-
пейцев».

Роль хранителя и прололжателя этих
мнимых «общеевропейских  традиний»
Элиот отводит при’ этом Ватикану, пап-
ству, которое является послушных ору-
дием международной  империалистяческой
‚реакции. )

Угодливое отрицание национального су-
веренитета европейских народов в облаета
культуры, как и в области политика, е9-
ставляет полоплеку этом культа «внена-
циональных», «общеевропейских» тради-
ций, сводящихея к католическому мрако-
беспю. — Провозглашая Европу
целостным  ‘космополитическим ° «организ-
мом» с Ватиканом ве главе, Элиот. в сущ-
ности поставляет идеологические «ловоды»
{ля оправлания «дэктряны Трумэна».

Уже в 1944 году в статье «Литератор
1р0603-,

й булущее Европы» он нагло
глашает ошибочным я старомлным пред.
ставлениё о том, буме бы грязущий мир,
которого жаждут намды Европы, должен
быть «евязан с идеей независимости в

“@ABHBIM

синки, ознаменованной в качестве

Н. СОКОЛОВ

продвшается к власти

Таннер не имел никаких  основа-
ний жаловаться на «тюремный» режим,
установленный персонально для него 3a-
ботливыми хельсинкокими правителями.
Ему было разрешено принимать всех, кого
только захочется (в тюрьме!). Фирма
«Эланто», снабжающая лучшие рестораны
страны, внимательно следила за тем, что-
бы св ‘бывший патрон Таннер ни в чем
не ощущал недостатка; к нему из различных
исТочников—0т TOH же фирмы «Эланто»,
из канцелярни сейма, из ero собственного
имения в Соркки — поступали обильные
средства: короче говоря, эм было не
столько тюремное заключение, сколько хо-
‘рошо оплачиваемый OTHYCK.

Этот от’явленный фаниест, вовлекший
Финляндию в две преступные войны про-
тив СССР, виновник гибели сотеи тысяч
людей, использовал свой «отпуск» так,
как и подобало лицу, находящемуся в
столь комфортабельных условиях, Ом не
торопясь написал несколько книг, в том
‘числе об’емистые мемуары,. вемедленно из-
данные «домом Тамми» в Финляндии. А
затем, когда книги были написаны и он
уже не знал. на что ему дальше употре-
бить пребывание на тюремной даче,
‘ему предоставили свободу.

Основное. назначение мемуаров  Танне-
ра, их устремленность ясны. Враг рабо-
чего класса п прогресеивных элементов,

‚агент немецкого империализма, Таннер. х9-

щение

чет подчеркнуть, что, устанавливая связи
© фашистской Германией во время второй
мировой войны, он. делал лишь то же, что
некоторые из современных правителей
Финляндии делали до. него и делают. те-
перь. Боясь оказаться «непонятым», он
поставил все точви над «и»,

Таннер. хочет занять место: у кормила
власти. . : :
_ Следует ли удивляться тому, что Тан-
нер считает своевременной именно такую
‘постановку вопроса? Ничуть. Ибо возвра-
Таннера к политической ‘жизни
явилось логическим завершением всей но-
литики современных правителей в Хель-
важ-

ной вехи освобождением этого воен-
ного преступника из тюрьмы.

Финские правые социал-демократы лю-
Sat товорить о «исихологической  обета-
новке»...

`В момент, когла хельсинкские  шпики
осмеливаются применять насилие против
официальных представителей СССР, когла
некоторые стрелковые общества снова на-
чинают пропагандировать лозуйг фашиет-
ского шюцкора о том, что «Финляндия
является авангардом Запада против Bo-
стока», в момент, когла создание складов
оружия стало чем-то вроде «бытового яв-
ления». на процветание которого власти
намеренно не обращают внимания, —в Та-
кой момент можно действительно утверж-
дать, что еоздана достойная «поихологиче-
ская обстановка» для Таннера и его воз-
вращения к власти.

Комментируя выступление Фагерхольма
в Брумарве, в котором он советовал. фин-
ской прессе быть более «осторожной» в
своих антисоветских высказываниях,
шведская газета «Дагенс нюхетер» в кон-
це декабря откровенно заявила, что хель-
синкские правители на деле ABATWTCA
сторонниками агрессивного Северо-атланти-
ческого блока.

Корреспондент «Нью-Йорк геральл три-
бюн» в Хельсинки, поддерживающий, ко-
нечно, тесные отношения с американеким
дипломатическим представительетвом, еще
несколько месяцев назад сообщал о. наме-
рении Фагерхольма участвовать в «солид-
ном фронте против леятельности коммуни-
«тов», так как. премьер-министр якобы
считает, что «Финляндия принадлежит к
антисоветскому блоку, не заявляя 05 этом
открыто» Повидимому, «Дагене нюхетер»
и «Нью-Йорк тгеральд трибюн» знали, о
чех они говорили. И совершенно очевидно,
что Таннер является напболее  «полхоля-

щим лицом», чтобы заставить Финляндию

войти. в подобный агрессивный блох.
Кому же все-таки Таннер облзан своим
освобождением, являющимся;  несомнено,

свободы». Нет, по Элиоту этот грядущий
«мир», в котором нетрудно узнать атомно-
долларовый «амерлканский мир» современ-
ного образпа, будет основываться отнюдь
не на этих «старюмодных идвях». Благоде-
тельное «планирование» европейского по-
слевоенного культурного развития, соглас-
но пророчествам Элиота, будет заключаться
«в пренебрежении к’ разнородносети евро-
пейской культуры». — Космополитическая
«республика литературы» — вот то ан-
тинародное «братство»  ренегатов, куда
Элиот созывает писателей Европы. Безрод-
ные: космополиты, предатели нара. нахо-
дят приют и поддержку в США. — ‘пентре
мировой — империалистической реакции,
Всех этих продажных  мальро, кестлеров,
спендерюв, сартюв и иже с ‘ними амери*
канская печать принимает, как знатных
гостей. Меркой их предательства ‚ реакци-
онная критика США измеряет собственных
американских писателей,
Ha страницах американских журналов
завзжие космополиты: делятся ‘с змерикан-
склми литераторами своим «опытом» 07т-
ступничества и предательства. Из «тради-
ций». мировой литературы : вытягивается
„ри этом все, что по видимости может
оправлать и санкционировать политическое
ренегатетво.

И феодальная резкция ХУМ века,
й реакционный романтизу, и  Oypmya3-
ный эстетизм Х!Х века, не говоря уже обо
всей практике ‘современного декаданса, Dy-
скаются в ход для того. ‘чтобы скомпроме-
тпровать. оплевать. облить’ грязью прин-
цип служения искусства наролу, пранцип
ответетвенноств писателя перел народом.
Английский  декалент Стивен Спенлер в
статье «Дилемма современного поэта во со-
временном мире». напечатанной в «Нью-
Йорк тайме бук ревью», обращается к анг-
лийским романтикам, чтобы на примере
Ворлеворта, Кольриджа п Саути, перешед-.
WHX OF COTYBCTBHA идеям французской

Адрес редакции н издательства: 2-й Обыденский пер., 14 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — Г 6-47-41;
международной жизни — Г 6-43-62, науки - Г 6-39-20, информации — Г 6-44 82, отдел писем — Г 6-38-60, нздате

Типография имени И. И, Скворцова: Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.

’^ Таннер

прелюдией к его возвращению Ha арену
активной политической деятельности?
_ В первую очередь, разумеется, премъер-
мннистру нынешнего финского. прави-
тельства = Фагерхольму, который в 6808
время был коллегой Таннера, поскольку с
1937 по 1944 год являлся министром
по социальным делам. Но ие только ему’
одному. Нельзя не учесть, например, И
того, что министры Аалтонен (связанный
в прошлом с гитлеровской разведкой) и
Пелтонен — близкие друзья Таннера, они
энергично защищали его в 1945 году. На-
конец, нельзя не вепомнить и того, что
такие люди, как министр оборопы Cryr,
министр финансов Хилтунен и министр
социальных дел Лильестрем были самыми
преданными помощниками Таннера в деле
преследования прогрессивных деятелей
профсоюзов,
Правительство, выпуетившее этого воен-
ного преступника в обращение, есть
правительство друзей и сотруднаков Тан-
нера. И вое эти люди, принадлежащие к
одной правящей сейчас социал-демократи-

ческой партии, заявляли в декабре 1945
года: «Наша партия может гордиться тем,
что воспитала в своих рядах такого иде-
зльного государственного деятеля, Kak
Таннер».
Несомненно, . что рука Таннера м. его

группировки чувствуется в той скандаль-
ной парламентской игре, которая развер-
нулась несколько дней назад при вынесе-
нии в сейме вотума «доверия» правитель-
ству Фагерхольма. Политика «третьего
пути» финских правых социал-демократов
привела к ухудшению внутреннего поло-
жения в стране и к усилению’ реваншист-
ских настроений в правящих кругах Фин-
ляндии. В. итоге даже аграрная партия,
бывитая до недавнего времени парламент-
ской опорой нынешнего правительства,
взбунтовалаеь пол напором широких кре-
стьянеких масе и сместила своего лидера
Койвисто, считающегося «отцом кабинета
Фагерхольма». Пеовым шагом нового поед-
седателя фракции аграриев в сейме Вил-
хула было внесение в сейм запроса с вы-
ражением недоверия Фагерхольму.

Но на помошь Фагерхольму
таннеровская группирозка,
шаяся своими давнишними’ связями ©
«двадцатью семействами» Финляндии. Она
мобилизовала самые реакционные   CHI
етраны, чтобы спасти правительство. За
Фагерхольма голосовали наиболее махро-
вые реакционные депутаты — в том чис-
ле все члены коалиционной партии, на-
ционал-прогрессисты и правые  депу-
таты из швелекой народной партии. Это
все те политические организации, которые
вобрали в свои ряды «лапуасцев», участ-
ников распущенных но мирному договору
фашистских организаций,  укрывателей
оружия н военных преступников.

Олнако и эта поддержка самой оголте-
лой реакции не продлила бы ни на один
день жизни правительству, если бы пар-
ламентеких дел. мастера не. прибегли к
грубому трюву и таким  малолостойным
путем не наекребли 98 голосов против 96.

Реакционная партия  коалиционеров,
спасших своими голосами правительство
Фэгерхольма, уже пред’являет счет co-
циал-демократам. Их орган «Ууси Суоми»
требует сформирования правительства на
более широкой основе с привлечением в
него и козлиционеров. «Это было бы в в-
временных условиях наилучигим решением
правительственного ‹ вопроса», — намекает
газета. Финская реакция исподволь CRO-
лачивает «правительственную коалицию»
из тех же лип, которые дважды привели
страну на грань национальной катастро-
фы. г

‚Как показывают события, реакция
стремится всячески активизироваться в
Финляндии, выжихая удобного момента,
чтобы сделать решительный хол в затеян-
ной ею авантюристической игре. ^

Будем надеяться, что финский народ
сумеет преградить. путь реакции и не поз-
волит ее ставленникам, в том числе и
Таннеру, осуществить их преступные
планы...

пришла

буржуазной революции к воспеванию фео-
дально-аристократической реакции, — дать
предметный урок политического ренегат-
ства современным буржуазным латерато-
рам США. ” >
Французокая буржуазная писательнипа
Симона де Бовуар, со своей стороны, с не-
передаваемым цинизмом советует франпуз-
CRO «молодежи, вернувшейся с войны из
маки, пз тюрем и концлагерей», извлечь
для себя «полезные уроки» из американ-
ского детектива, и приветствует, как на-
чало «американского ренеесанеа во Фран-
ции», «открытие» франпузскимл буржуаз-

ными литераторамя американских  дека-
дентеких. романов,
Такой космополитический «обмен опы-

том» реакционного, антинарохного декадан-
ca по 0бе стороны Атлантики uruporo op-
ганизуется и финанопруется = хозяевами
И капиталистических монопо-
an.

Реакционная роль космополитизма в со-
временной идейно-политической борьбе на-
глядно обнаружилась в США на процессе
Эзры Паунда. Американский поэт-лекадент
Эзра Паунл еще до войны › переселился в
Италию, стал платным агентом Муссолини,
8 во время военных действий обращался к
американцам по радио с полрыввыми фа-
шиетекими речами. Преданный суду по об-
винению в государственной измене, Паунд
нашел себе рьяных защитников средя аме-
риканских литературных космополитов. Не-
CROIBRO буржуазных  литературовелов й
критиков публично выступили в печати с
заявлением, что’ не  усматривают вообще
ничем преетупното в действиях Паунда.

«Безграничная родина каждого

худож-
НИКа — ЭТО он сам», — нагло заявил
один из защитников. изменника  Паунда,

А. КОРНЕЙЧУК, 0.

BOCTIOILZOBAB~

Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
Редакционная коллегия: Н АТАРОВ, А.
КУРГАНОВ, Л.

С. МАРШАК
ee

ЗА МИР!

абочие Ланкашира и Yemupa прислалк
А Ленинграда декларацию д
призывом К борьбе за мир. В ответном об-
ралцении, принятом Ha состоявшемся Ba-
днях митинге, ленииградцы призвали анг»
лийских рабочих ирепить дружбу мл
народами Англии и Советского Зоюай,
чтобы — совмествымя усилиями бороться
против полжигателей войны.

Немного лет тому назад —
Об этом помнят дети —
Дрались Москва и Сталинград
За мир на всей планете.

И не удастся богачам,
Банкирам-тунеядцам

Внушить манчестерским ткачам
Вражду к собратьям-москвичам,
К собратьям-сталинградцам.

Рабочий Чёшир, Ланкашир!
Ваш голос тверд и гневен. .
Да процветает в мире мир,
И черных воронов на пир
Пусть не скликает Бевин!

——Ф—-

Неизвестные автографы

В. Г. Белинского

ЛЕНИНГРАД, (Наш корр.). Среди ру:
кописей, хранящихся в Институте литера-
туры (Пушкинском доме) Академии наук
СССР, найдено неизвестное письмо велйко-
го русского критика В. Г. Белинского.

В письме, датированном 6 апреля. 1842
года, выражено критическое отношение
В. Г. Белинского к немецкой философии,
«Брось этих немцев — чорт с ними! —
пишет великий критик своему ‘корреспон-
денту. — Я с векоторого времени их сов-
сем неё жалую Они большие философы,
‘абсолют им нипочем, но все в чинах и фи-
листеры».

Письмо это обнаружил старший научный
сотрудник Пушкинского дома кандидат фи-
лологических: наук К. Григорян.

В Пушкинском доме среди малоизвест-
ных рукописей найден также альбом Лю-
бови Бакуниной; в этот альбом В. Г. Бе.
линекий собственноручно ‘переписал 78
стихотворений А’ С. Пушкина. Здесь же
хранится тетрадь поэта А. В. Кольцова с
автографами его стихов, на которых име-
ются пометки и исправления, сделанные
В. Г. Белийским.

cone Len

Сельский учитель

пишет учебник

ЯРОСЛАВЛЬ. (Наш корр.). Учитель Ми-
хаил Алексеевич Житников— директор самой
отлаленной ‘в’Первомайском районе Уриц-
кой неполной школы—уже несколько лет
работает над метолическим руководством
лля решения геометрических залач с. при-
менением тригонометрии. Цель руководст-
ва — приблизить отвлеченные геометриче-
ские выкладки к живой действительности,

Недавно М. Житников закончил состав-
ление руковолства по ‘разделу  стереомет-
рии. Отобраны 120 задач, их решения и
знализы. Сейчас сельский учитель работа-
ет над следующим разделом -— «Плани-
метрия». :

——Ф——

УНИВЕРСИТЕТ ПОМОГАЕТ
КОЛХОЗАМ

ДНЕПРОПЕТРОВСК. (Наш корр.). Ле-
том нынешнего года на поля Днепронет-
ровщины выедут четыре научные экспели-
ции, Их снаряжает геолого-географический
факультет  Днепропетровского ‘государст-
венного’ университета.

Профессора, преподаватели и студенты
факультета активно помогают колхозникам
области в осуществлении плана’ ‘ преобра-
зования природы. Так, на кафедре, физиче-
ской географии под руководством доцента
Н. Николаева разработана тема «О влия-

ний полезащитных полос на распределение,

снежного покрова». Эта работа в качестве
инструкции разослана районным  сельско-
хозяйственным отделам области.

Группа студентов во главе со старшим
преподавателем В. Стадниченко разрабаты-
вает вопросы улучшения почвенных струк-
тур в связи © применением - травопольных
севооборотов и созданием полезащитных
полос.

< SUSESTSSPTSABSRSS OBeRAeRaSeeeesEs GRASS SERFS SORES HESS SSESRTESASEHSRSE RRS SSE Ss SSRSOSSRUAEREAEAsAAAseeEEe SSASESASAEEASEND CSE SSERRSSSRRS SEERA USES IsRac SPS ENSURE RACER TAS ARSSS ERATE ARN AREReSeSeEAReEAeaA RENAN eRAS EEN EES ES AEASeaseEeEE RANE зиононосвасова оббванововыее ИО Овна AEA EA SEER TORRES E EERE ARE SEERA EEERARUE DEE STROSS Re RESEERReU RSE

американский поэт-декадент 9. 9. Ran-
мингс. Американский прогрессивный жур-
вал «Нью. мэссез», резко выступивший
тогда против Паунда, справедливо усмотрел
В ЭТОЙ вылазке американских реакционных
космополитов одну из «зародышевых фору
американского фашизма».

В какие бы одежлы он ни рядилея, под
каким бы псевдонимом он ни выетупал—
под видом ли панамериканизма, католициз-
`ма, сионизма или под любым другим най-
менованием, космополитизм активно
служит интересам. империалистической ре-
акции. Предательство интересов собогвен-
ного народа, предательство интересов про-
гресивных, демократических сил — BOT
Ч скрывается за  космополитическями
фразами о «вековых» традициях, © «веч-
ных» 9бразах, о «вненациональных» кор-
нях. литературы:

Пол. прикрытием восмополитаческих
фраз силы международной реакции и их
литературные агенты, подобные элиотам и
пауплам, кестлерам и сартрам, собирают
свой «резервы» политичееках  ренегатов,
предателей и отгравителей народа. Гнилост-
вые микробы космополитазма приняты на
вооружение, как ядовитое оружие, поджи-
гателями повой мировой войны.

Этими ядовитыми микробами космополи-
тизуз пыталась отравить чистые исток
советекой литературы антипатриотическая
группа критиков — Юзовский, Гурвич и
им подобные.

Дело чести советской критики и совет-
ского литературоведения ‘заключается в
том, чтобы Положить коней- всем антила-
триотическим попыткам привить нашей
литературе яд космополитизма, вырабаты-
ваемый и распространяемый силами меж-
дународной реакции.

=

БАУЛИН, Б. ГОРБАТОВ,
ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,

М, МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИЙ, Л. ШАУМЯН.

отделы:

литературы и. искусства — Г 6-43-
ТО ева оо» пнутренней жизии — Г 6-47-20,

Б -- 00178.