А. МАРЬЯМОВ

В январокой книге журнала. «Звезда»
напечатана новая пьеса эстонского драма-
турга Аугуста Якобсона «Два лагеря»;
третья пьеса, ‘опубликованная
A. `Якобеоном Ha протяжении последних
полутора’ лет, Вее * три ‘пьесы — пред-
ставляют собою Kak бы чаети одной эно-
пени, посвященной жизни и борьбе эстон-
ского народа.

Ва вступительных ‘ремарках ‘к каждой
из трех‘ пьео автор определяет место: и
время‘ действия. «Шрвинциальный ‘горох
в детонии», = так обозначено место, об-
щее для всех этих пьее. «Начальные: годы
эстонской буржуазной республики»,
так ‘определяет” драматург“ время,. когда
развиваются события, показанные в пьесе
«Борьба. без линии фронта»; в сентябре—
декабре 1944 года протекает действие
льесы «Жизнь в цитадели»; наконец, дей-
ствие пьесы «Два лагеря» происходит в
пюне-—октябре 1947 года.

Три этапа. И драматург показывает, как
на каждом из этих эталов, в острой, на-
пряженной борьбе созревало  революцион-
ное сознание в массах остонского народа:

Влика промышленников, фабрикантов и
помещиков эстонской буржуазной респуб-
лики, болтая © «единой вемье» эслонцев,
пыталась отравить рабочих ялом напиона-
лизма, И вот, в пьеее «Борьба без лиеии
фронта» Аугуст Якобсон показывает, ка-
кою непримиримою враждою была на деле
разделена эта мнимо единая семья. Две-
надцать главных действующих лиц пьесы
связаны между собою кровным . родетвом.
Ни по-разному складывались биографии
ляти братьев Кондоров, по-разному — вос-
питывались их дети. И к тому времени,
когда. начинается действие пьесы,  про-
пасть, разделяющая рабочем Петера Кюн-
Дора, и ем брата-близнеца, разбогатевитетго

—

фабриканта Тийта Кондора, стала уже
непреодолимой.
Олин из братьев == доктор Самуэль

Конюр считает себя сопиалистом.

; Тийт говорит ему:

‚ &— По слухам ты чиелишься ужасно
левым, но на деле ты дружишь больше с
нами, эксплоататорами;, чем о тем, другим
лагерем». “

И верно: в минуту решительной схват-
ки, когда рабочие выхолят на улицу с
революционными лозунгами, Самуэль cmor-
ра  на них из окна квартиры брата-фаб-
риканта. Он спрятался от грозных собы-
тий, предал“ рабочиха i
‚® Ханс Кондор в поисках  призрачного
благополучия ‘ездил за океан: вернулся он
оттуда таким же нищим, каким й ‘покилал
родные берега.‘ Зато’ в Америке Xauc ye-
BOK] ку-клукс-клановские методы. распра-
вы с передовыми рабочими, в совершенет-
ве изучил подлую систему штрейкбрехер=
ства и шпионетва. Стараясь выслужиться
перел богачом. Тийтом, Хаве Кондор пере-
Носит па ‘э“онекую почву’ кровавые ме-
тохы сула Линча.

3а Петером гонится полиция. Преж-.
ле ° Tem скрыться в подполье, ‚ Петер
Кондор * вбогает в дом Тийта. Он бро-

сает в лицо брату пророческие слова:

“eee: HW MHOrHe: другие товарищи BbI-
нуждены сейчае уйти в полполье, но при-
дет время, и мы всей пятерней, кулаком,
кувалдой стуклем. по вашим воротам!» ^

В пьесе «Жизнь в цитадели». вновь
мелькает. фамилия: Доктора: Кондора, словно
для того, ‘чтобы связать события 1944
тод&’ в теми, ‘двадцать лет назад происхо-
дившими событиями, которые описаны в
пьесе «Ропьба без линии фронта».

‘Hier Gof 3a тот самый город, гле хва-
дать лет тому назал «без линии Фронта»
спажались рабочие против Тийта Конлопа.
Советская Апмия гонит германсклх ‘ha-
mere, оккупировавших Эстонию. THa-
ступает армия тех самых рабочих, чью
побе у предеказывал в свое время Петер.

«Жизнь в цитадели». рассказывает о
TOM) RAR дыхание новой’ жизни впервые
вторглось в жилище профессора Мийласа,
пытавшегоея отгородиться 0т всякой. боть-
бы, верившего. в. то, что можно заниматься
«чистой» наукой, не примыкая ни в Ol-
ному из’ борющихся ‘лагерей.

А; Якобсоп. «Два лаверя». Журнал «Звезда»
№ 1 1949, -

Е Обличение
косиополитических ди

Новая пьеса А. Якобсона

°

Искусственно сооруженная «цитадель»
развалилась, словно карточный домик. бам
того не замечая, Мийлас оказалея марио-
неткой в руках. фашистов, злобных врагов
эстонского. народа. Это ‘им. была выгодна
цитадель. профессора. Это они надеялись
укрыться за ее стенами от справедливого
народного гнева.

умом свежего ветра победы, ворвав-
шегося в маленький город, заканчивается
эта ‘пьеса. За окном что-то рушится под
‚ударами этого ветра. _ о

«— Это ограда вокруг твоей  цитаде-
ли, — говорит. Мийласу его друг. Лил-
лак. — Ветер повалил ee».

Однако, мало сломать ограду.
чюбы навстречу свежему
раскрылись сердиа людей.

Й этому. посвящает А. Якобсон
третью пьесу «Два лагеря».

Эпиграфом к ней взяты . бессмертные
слова замученною  фапистами чешекого
писателя коммуниста Юлиуса Фучика:
«Люди, я любил вас! Будьте бдительны!»

Вомпозитор“ Мярт-Лзагус написал сим-
фонию «Победа». Минувшая гигантская
битва стала сюжетом симфонии. Слушате-
ли нашли, что симфония удалась: автору.
Лишь финал её вызвал пх яростные в03-
ражения,

«Маэстро. Лаагуе финалом своей симфо-
нии рисует нам такой мир, такую тиши-
ну, что остается только растянуться и 3a-
храпеть во все носовые завертки!»

Сыновья композитора Петер и Яак, же-
на Петера Катрин сами были участниками
великой борьбы, п’ теперь ‘они тоже. уко-
ряют композитора в том, что ‘его миро-
ощущение неверно.

В одном доме с Мяртом Лаагусом живет
писатель Нигул Хярм. Как и профессор
Мийлас из предыдущей пвесы, Хярм зам-
кнулея в своей цитадели. Он не может
расстаться в мнимым, реакционным, бур-
жуазным пониманием «овободы — искуе-
ства». То, что композитор Лаагуе вынес
свое произвеление на уд нарола и, боль-
ше того, мечтает переделать эту симфонию,
сделать ее такой, какою хотели бы вв. ус-
лышать тысячи боветских людей, — ka-
жется писателю‘ Хярму изменой.

«— Изменой чему? — спрашивает его
Лаагус. cE phe

— Изменой принципу свободы творче-
ства... понимаешь!»

Великолепно говорил А. Фадеев 06 ис-
тинной свободе ‘творчества в своей речи
в Париже:

«Нет большей силы на свете, чем сила
правды. Только правда свободна. Й преж-
де чем решать, кто больше своболен на
свете,  нало решить, на чьей стороне
правда»: о
Вот. этого “выбора ‘не сделал еще Хярм.

Еще идет спор между композитопом и
писателем; когда в дом вхолят сын Лаагу-
са Иоганнес и ero жена Рита. Иоганнес
многие годы провел за границей. Бакте-
риолог, он рабугал в лабораториях Герма-
нии и Америки. Там, влали от дома, он.
и женилея. Рита, — художница.

«— У нас © Иоганнесом, как видно,
космополитические характеры», — гово-
ри? она, знакомясь о Катрин. И obpa-
щаеля к мужу: «— Ведь, правда, ны ©
спокойной душой можем жить, где угодно,
среди. какого угодно народа?»

Иоганнес соглашается:

Конечно, почему нет...»

Однако это неправда. -

Не могут Иоганнее и Рита жить среди
любом народа. Они далеки вобще от
какого бы то ни было народа. Кобмотоли-
тизм у них. как и всегда, лишь ярлык,
скрывающий человекоченавистничество,
злобную фашистскую суть. о

Рита пытаетея написать картину. На
первый взглял, тема, привлекшая ее, ка-
жетоя достойной, лаже геропческой. Она
собираетея изобразить, как бесстрашно ве-
дут себя. партизаны,  истязаемые фалти-
стами; —:

Но оказывается,

Нужно,
ветру жизни

свою

«—

не  тероизм  парти-

версантов

зан привлекает ее в этой теме. Она стре-
митея как можно более натуралистично
передать человеческие страдания. С 34-
ВИСТЬЮ говорит она © художнице, кото-
рая доставала пропуск в лагерь смерти и
хладнокровно фотографировала эпизоды
казней, собирая Таким образом материал
для своего «творчества».

Любую мерзость, любую гниль могут
они. об’яснить и принять — Рита и Ио-
ганнее: и предательство Андре Жида, и
чувства тех выродков, что фабриковали
абажуры из человеческой кожи, и извра-
щенный экстаз палача. ‘

Втайне, за спиною ` родного брата, в
его лаборатория Иоганнес Лаагус продол-
жает дело, которое оставия  незакончен-
ным матерый фашистский волк Майер. Он
готовит смертоносное оружие бактериоло-
гической войны. Готовит для того, чтобы
отдать это оружие своим хозяевам.

Космополит презирает человечество, он
видит ег лишенным будущего, он. видит
мир обращенным в пустыню и готов сам
способствовать тому, чтобы это превраще-
ние свершилось быстрее.

Честная семья Лаагусов незсразу разо-
бралась в том, чт кроетёя за космополи-
тической болтовней Иоганнеса и Риты. Й
И3-за° этого ‘трагически погибает близкий
им человек, молодой. одаренный скрипач
Пауль Каалеп.

‚Его убивает единомышаленник Иогание-
са, фашист Якоб Саул.

Иоганнеса разоблачают,

Мать гонит ‘6% из” дома
«Ты ушел к волкам и
волка... Уходи!»

Писатель Хярм, столкнувшись © Иоган-
несом, видит страшную, отраваяющую
суть космополитизма и осознает, ‘на какой
страшной лороге он находился.

Композитор Фаагуе заканчивает свою
симфонию. Он воочию увидел; что на зем-
ле еще длится бой между. двумя лагерями;
Враждебный лагерь засылает к нам лазут-
чиков и диверсантов, стремящихея раз-
рушить. как материальные, так и духов-
ные наши ценности,

Тот, кому дороги эти ценности, должен
звать не к покою, не к безмятежности, a
Kk постоянной боевой готовности.

© словами:
бам превратился в

«Люди, будьте. бдительны!» — . призы-.

вал пылкий гуманист, отдавший жизнь 3&
торжество правды. :

этот мотив. продолжающейся битвы,
совмещаясь с могучей музыкой  еозида-
тельного труда, пронизывает теперь новый
финал симфонии Лаагуса.

Очищается атмосфера маленького эстон-
ского дома, и торжественно звучат опти-
мистические слова Петера, которыми 3a-
вершается пьеса;

«Мы ищем способов, чтобы избавить че-
ловечество от всего гнетущего, унажающе-
го, и круг нашей зизни и доятельности
с каждым днем становитея все шире и
шире. Выпьем, отец, за эти красивые. све-
RUC, ароматные цветы, которыми наградил
тебя сегодня паш мир... за твой труд,
который будет принадлежать всему. миру».

Умно п. проникновенно рассказал в ево-
их трех пьесах  Аугуст Якобсон © нелегкой
борьбе, в которой ‘выковывается революци-
OHHOe, социалистическое мировоззрение.

В творчестве». Якобсона искусство пси-
хологического портрета сочетается © бле-
стящим умением. строить острый. драма-
тургический конфликт. Герои сталкивают-
ся в напряженной схватке. Проницательное
зрение умного писателя, умение видеть и
понимать сложные пропессы, подлинную
борьбу, происхляшую в нашей жизни,
делают его пьесы действенными, прико-
вывающими неослабное внимание зрителя
в тому, что происходит на сцене.

Последняя из этих трех pec, «Ba
лагеря», гневно обличающая  кобмопо-
литов -— агентов старого капиталистиче-
ского мира, — появилась именно тогда,

вогда мы решительно выкорчевываем все

космополитическое охвостье;  пытавшееся
мептать нам, тормозить наше движение
вперед, отравлять враждебными влияними
сознание советских людей.

Пьеса талантливого драматурга-трибуна
несомненно станет. действенным оружием в
ареенале нашей борьбы.

ЗА НОВЫЙ РАСЦВЕТ КИНС

С_24 февраля-по 1 марта в московеком.
оме кино проходило собрание творческих
работников советекой кинематографии. Оно
прошло под знаком’ непримиримой борьбы
00. веем, что мешает расцвету coper--
ского киноискусства. В выступлениях
участников актива звучала горячая благо-
дарность большевистекой партий, партий-
ной печати за разоблачение антипатриоти-
ческой группы критиков-космополитов.

«Советское киноискусство в 1948 году
й ближайшие задачи советской кинемато-
графии» — такова была тема доклада
министра кинематографии CCCP в.
И. Большаксва:

`— Героями новых ‘фильмов, — сказал
И. Большаков, — являются  сбветокие
люди, борцы за новое коммунистическое
общество, новители лучших ‘черт, приеу-
щих человеку сталинской эпохи. Наша
современность = главная тема советекого
киноискусства. Воплошая ‘образы героев
социалистической действительности, ма-
степа кино добились наибольних улач,

Охарактеризовав выдаюшиеся `пооизве-
дения минувшего года-—фильмы «Молодая
гвардия», «Повесть © настоящем челове-
ке», «Мичурин», «Суд. чести», «Далекая
невеста» и др., докладчик 96060 отметил
первые достижения ‘в становлении нового
хуложественне - документального жанра
(«Третий удар» по сценарию А. Первенце-
ва и «Сталинградская битва» по сценарию
Н. Вирты).

Говоря о сценарных удачах 1948’ года
(«Суд чести» A. Штейна: «Академик, Иван
Павлов» М. Папавы, «Падение Берлина»
П. Павленко и М. Чиаурели, «Ветреча на
Эльбе» братьев Тур и Л. Шейнина, «Вебе-
лая ярмарка» Н. Погодина, «Пятый удар»

Вирты); докладчик отметил, чо в те-
чение года произошли серьезные  измене-
ния в отношения писателей к работе в
кино и подчеркнул значение ХИ пленума.
правления Союз» советских писателей, на
котором обсуждались вопросы кинодрама
тургии. : Wie

Большую Часть своего доклада И. Боль-
шаков посвятил разоблачению деятельно-
сти группы космополитов, орудовавитей., в
области киноискусства, наносившей вред
советской кинематографии.

„нашего искусетва нет!

Эта антипатриотическая группа не толь-
RO идейно, но и организационно смыка-

лась с группой театральных и  литера-
турных  критяков-космополнтов. — Обосно-
вавшиеь, в ленинградском Доме кино,
в Комиссии по кинодраматургии  Сою-
за советеких писателей, . идеолсгические
диверсанты использовали для  ‘пропа-
ганды своих Werk страницы › газеты»

«Советское искусство» и журнала «Искус-
ство кино». i

Вдохновителем и организатором антипа-
триотической группы  кинокосмополитов
был Л. Трауберг. В своих печатных и`
устных выступлениях Трауберг утверждал,
что советская кинематография. являетея.
порождением американского, западного ки
но, что она росла и формировалась под
иноземным влиянием.

За последние десять лет Трауберг при-
носил советской кинематографии только
вред. Это со всей очевидностью проявие
лось в его последней попытке поставить
фильм «Александр Попов». Безродный yee.
мополит и антипатриот, человек, латен-
вый чуветва любви к Родине, Л. Трауберг
пеказил образ изобретателя радио — ве-
ликого сына русского народа. a

Активными помощниками Л. Трауберга
й верными оруженосцами его «идей» были.
М. Блейман, В. Сутырин, Н. Оттен, Н. Ко-
вареклй и другие. Именно эта группа по-

носила лучшие произвеления советской,
кинематография — «Молодую  гварлито».

«Русский вопрос», «Сказание о земле Си-
бирской»,- «Великий перелом» и лр.

М. Блейман в сборнике статей об аме-
риканеком режиссере Граффите доказывал,
что Гриффит является ‹отпом мирового

киноискусства». А Н. Коварский эту
низкопоклонническую ‘’ космополитическую
внигу пропаганлировал, кав «начало нау-
ки» © кино. Кроме того, Н. Коварекий
осуществлял организапионную связь меж-
ду антипатриотической группой, орудовав-
шей в кинематографии, и космополитами
от тватральной и литературной критики:

Большую политическую ошибку лопу-
стила редакция журнала «Искусство ви-
но», предоставив свои страницы для про-

ИСКУССТВА!

+ >

проблем современности в душный миров
мелких чувствований И ничтожных KOH-
фликтов.

С большим вниманием прослушали 0
бравшиеся выступление председателя Ху=
ложественного совета Министерства кипе-
матографии СССР тов. Л. Ильичева,

Тов. Л. Ильичев, проанализировав ра-
богу Художественного совета, & также ус-
пехл и недостатки в работе  кинемато-
графия, 05060 полчеркнул, что для даль-
нейшем развития советском киноискус-
ства огрочное значение имеет полный раз-
гром всех космополитов, их явных и тай-
пых приверженцев. :

С содержательною речью выступил 8а-

На активе творческих ‘работников:
кинематографии

>

паганды идей космополитизма, буржуазно-
го эстететва. В первую очередь в этом
повинен бывший ответственный редактор
журнала Н. Лебедев, являющийся, кроме
того, автором порочной книги «Очерк
истории кяно СССР», которая грубо иска-
жает историю’ советской кинематографии.

Немалый вред принесла п «теоретиче-
ская» деятельность режиссера С. Юткеви-
ча. В своих статьях © буржуазном кино

и книге «Человек на экране» он протаски-  меститель генерального секретаря ССП
вал  «идеш»  вБосмюполитизма. Порочные К. Симонов.
взгляды С. Юткевича губительно сказа- — Критики-антипатриоты, — сказал

лись па его творческой работе.

Резкого осуждения заслуживает аполи-
тичная, 0б’ективистская позиция сценари-
ста Е. Габриловича. Будучи председателем
комиссии по кинодраматургии ССП, он по-
зволил превратить ее в гнездо космополи-
тов. _

— Только до. конца разгрочиз антипа-
триотическую группу, уничтожив все про-
явления буржуазного — космиолитизма в
искусстве, — говорит И. Бэльшажов, —
мы расчиетим дорогу для дальнейшего   нистерства кинематографии. На самом деле
движения вперед. они одинаково ненавидели и Союз писате-

В заключение своего доклада И. Боль-   лей, и Министеретво кинематография— всех,
шаков рассказал о ближайших  зллачах,   кто гозлает советское искусство. Руковол-
стоящих перед нашим киноискусством тво Союза писателей песет  полпую

В прениях, развернувшихея поеле до-  ответственность за то, что оно до послед-
клала, сказалея тот. огромный творчеекой   него пленума мало занималось вопросами

В. Симонов, — пытаясь установить о совре-.
менных фильмах некое «второе мнение»,
противоположное общественному, судили
произведения по так называемому «вам-
бургекому счету», который в кинематогра-
фии справедливее называть «голливудским
счетом».

Безродные коемополиты, изображая себя
«радетелями» за писательские интересы,
избрали комиссию по кинодраматургии
ССП плацдармом для выпадов против Ми-

под’ем, который переживают сейчас, поеле   кинодраматургии и в значительной мере
разоблачения антипатриотической грулпы,   проглялело вредительекую деятельность
творческие работники кинематографии. антипатриотов в комиссии по  кинодрама-

— В своем историческом развитии, —   тургии.
сказал И. Пырьев под аплодисменты уча- К. Симонов. обратил внимание на не0б-
стников собрания, —советское кинойскус-  ходимость для Министерства кинематогра-
ство не имеет зарубежных отцов и мате- фии в свою очередь приглядетьея к. прак-
рей. Мы, русские, советские художники,   тике работы сценарной студий, гле лолгое
всегда шли и идем своей собственной, ком-   время полвизались Юзовский и Ф. Левин,
мунистической порогой, Лругих путей у  и, в особенноети, к деятельноета Госкино-
издата, где космополиту Оттену, еще в

Гневом и возмущением были проникну-  мае 1948 года исключенному секретариа-
ты выступления, раскрывающие сущноеть  том из Союза писателей. было уже после

мерзвих и гнуеных дел безродных космо-  этого поручено руководством Госкиноизда=

политов, М. Донской, (С. Герасимов, В. Пу-  та составление тшеститомника лучших ©0-
довкин, М. Ромм, Г. Алекеандров, А. Робм,   ветеких сценариев. }
В. Щербина. Н. Слконтиков, А. Штейн,   К. Симонов заверил, что Cows uucate-
Д. Еремин, М. Папава. п другие на рази-   лей сделает все; чтобы обеспечить совет
тельных примерах продемонстрировали ди-   ских  кинорежисееров — высокоидейными:
версионную деятельность этих врагов <0-   спенариями, похочь дальнейшему разви
ветского киноискусства. тию самой лучшей в мире советской каяс-
В горячей и страстной речи М, Донской   матографии.
убедительно показал, что в своих выека-  () работе кинематографии братских рес-
зываниях © советской кинематографии публик ‘рассказали министры кинематогра-
ROCMONOIHT Трауберг нолностью смыкается   ий Украинской CCP A. Вузнепов и Гру

с фашиствующими реакционными теорети-   зинсвой ССР Г. Кикнадзе, начальник Глав-

ками Запада. ного управления по производству художе-
- Вак политических диверсантов, прямых   ственных фильмов Н. Семенов.

агентов врага охарактеризевали предста-  Представители антипатриотической груп-
вителей антипатриотической группы заме-   пы, эстетствующйе космополиты вели се-

стители министра кинематографии В. Щер-   бя двурушнически.

бина at Саконтинов. М. Блейман пытался смягчить ‘Boi

— Безродные  космополиты, — сказал  , А ов о
В. Шербина, — посягали на самое xopo-  oo!” в ПАН. Зе
: ’ ‚НиЯмв в «чистосердечном» раскаяяял. Он

Toe, что есть в нашем искусстве, — Н® wooo лишь о «двух ошибках» В <лвух»
вто социалистическое содержание, #8 60 ых статьях. Собрание тотчас же напоу-

глубоко народную национальную форму, ca . РВ
: es ло М. Блейману о пелой серия ipyrnx
они вели свою «критику» 6 Позиций, ЧУЖ ого статей п высказываний: пропаганаи-

лых в прямо враждебных политике Пар“   оовавших космополитизм. Н. Коварскай в

THM. - .
у 3 я евоем выступлении пытался увяльнуть.0т
Обличая Трауберга, Блеймана, `Сутыри- l inaiomen atta.

на, Оттена и других, Н. Саконтиков при- у б г
вел многочиеленные факты их подрывной BOPTEH и. уловки. уварехных “ROCMONS?
литов и их приспешников не могли обма-

работы. =
HYTh собрание, они получили достойный

В своей враждебной леятельноети бур- В. п
жуазные космополиты прибегали в самых   ОТПОР в ярком выступлении В, Пудовкина,
Не удовлетворили прибутотвовавиих не

разнообразным методам борьбы с передо-
вым советским киноискусством: Сплетни,   Самокритичные выступления 0. Юткевича,
клевета, шантаж, провокационные выступ-   В. Лебелева и Е. Габриловича.

ления — вот opymne этих отшепенцев.  После заключительного слова министра
Проникнув в киностудии, в  сценарные   кинематографии тов. ‘Большакова

Итделы, редакции газет в журналов, в актив принял резолюцию, в которой су-

ROMEGCHI по кинодраматургии Союза со-   рово осудил деятельность буржуазных кос-
ветских писателей, они претенлювали на мополитов и наметил пути тальнейшего
руководящую роль в советеком кинемато-  развития нашего киноискусства.
графе, создавали себе дутые  репутации,  Советские кинематографисты понимают
обеспетивали круговую поруку. всю ответственность и сложность стоящих
— Система критики, которая была   перед ними задач. Эти залачи будут ре-
установлена  антипатриотической  кли-  шены. Залогом тому — разгром автина-
Кой, — сказал С. Герасимов, — заключа-   триотической группы космополитов. Пору-
лась в том, чтобы любыми способами чер-   кой — постоянное внимание в советской
нить произведения советского кинопокус-  кинематографии с0 стороны партии и
ства. правительства. _ ?
Восмополитические выродки  отравляли  © большим пэхемом собрание приняло
сознание работников советского кино, ста-   привететвенное письмо товарищу И. В.
рались увести их от основных, решающих Сталину.

Эстетствующий
злопыхатель

Вее писания космополита и проповедни-
ка утонченного снобизма Данйна обна-
руживают полное отбутетвие у нею на-
циональной советской гордости, любви к
своей отчизне; опи пронизавы злобной не-
приязнью кв великой русской литературе,
к вв замечательным традипиям. Ето ли-
тературная «деятельность» последователь“
8 от начала до вониа.

Уже в самых первых свойх статьях,
появившихся лет девять тому чазал, Да-
нин предпринял яростные атаки На лите-
ратуру социалисгического реализма.

Конечно, он знал, 910 ‚открыто признать
себя формалистом — значило полвергнуть-
ся _ уничтожающей критике. a ato OT-
HWAb не вхолило в расчеты литературного
двурушника. Поэтому, на словах отвергая
формализм, он На деле всячески отстаивал
реакционные. формалистические взгляды.

В статье «Чувство времени и  леэтиче-
ский сталь» («днамя» № 11-12,
1940 г.) Данив, вепоминая  Утвержаеняе

реакционеров от литературы: «Искусство
это’ прежде всего’ прием», восторженно ‘де
кламировал: «Богда такую точку’ зрения
развивали прежние формалисты, они дела-
ли 910, во-первых, очень умно и тонко, 8
во-вторых, бесстратно».

Так, на словах ведя мнимую борьбу со
своими  обликротившихмися  учителями-
формалистами, Ланин в то же время RYPAT
им флмиам, преклонлется, перел их. «умом»,
«утонченность». «бесстрашием».

В своих многочисленных статьях Данин
стремитея расправиться в лучшими 100+
извеленяями советской поэяий, принизить
п высмеять ux. С позиций буржуазного

сноб» он отвергает и презрительно тре-
тирует” здоровое, жизнеутверждающее a-
триотическое начало в нашей поэзии.
Весьма показательна в этом отношении
статья «Мы хотим видеть ег лицо»
(«Литературная газета» № 67, 1947 г.),
опубликование которой ивляется грубой
ошибкой редакции газеты,

В этой статье Данин обрушивается На
такие поэмы, как «Флаг нал сельсоветом»
А. Нелогонова @ _ «№мхоя «Большевик»
Н. Грибачева, получившие высокую опен-
ку и призвание нашего пгйровом читате-
ля, удостоенные Сталинских премий. Данян
клеветнически приписывает этим поэмам
«безликость»; обвиняет советских поэтов
‚в «коесности», в «непонимании нашего
времени».

Люди колхозной: херевии, изображенные

поэмах А. Недогонова и Н. Fpa-
бачева, ‘глубоко чужды и совершенно
незнакомы этому  безролному = космопо-
литу. Он смотрит нз них газзами  ино-
странного туриста, заезжего буржуазносю
сноба.

В течение многих лет Панин отвергал
pee  жизнеутвержлающее,  оптимиетиче-
ское в нашей поэзии, Зато ‹ чуть
какой-нибудь поэт. споткнется, оступится
в яму декаданса и формализма, Ланин уж
тут кав тут в своими восторгами и 1по-
хвалами. (н стремился сбить наших 199-
тов © верного пути, привить am буржу-
азНо-эотетекие, декалентекие  прелставле-
ния о назначений искусства, о поватор-
стве: он стремился липтить литературу ев
идейной направленности, ее политической
целеустремленности.

B

В 1946 году он опубликовал в журна-
ле «Знамя» (№ 7) статью «Преодоление
страданий», — посвященную ‘ творчеству
Ольги Берггольц. Наш читатель высоко
оценил лучшие произведения  Берггольн,
написанные в годы блокады Ленинграда.
С тем большей тревогой за дальнейшую
судьбу поэтессы встретил он такие стихи,
опубликованные после победоноеного 3а-
вершения Великой Отечественной войны:

И ясно мне судьбы моей веленье:

CBOHM CTHXOM на много лет вперед

як твоему пригвождена виденью,

я вмерзла в твой неповторимый лед.

Этим стихам свойственно любование
страданием поэтессы, «вмерзшей в лед» и
утверждающей «навечно» такое соотоя-
ние, — всё это не чм иное, как эстет-
ская поза, желание  уклопитьея OT
решения новых огромных задач, вставших
перед нашим нарюлом. Именно эти дека-
‘дентекие стихи привели Ланина в BocToOp-
женное состояние. По поводу этих ущерб-
ных стихов он декламировал: «Еели при-
знание Ольги Бергмыьи «я вмерзла в
твой неповторимый лед» — не случайно
вырвавитиеся «лова. & выражение цей-
ствительного внутреннего убеждения позта,
то ленинградекая эпопея найдет еще новое
‹гражение в будущих semax Берггольн. И
прекрасно!» os

`Вот какою хотел бы вилеть Данин нашу
поэзию: мертвенной, застывшей, ^^ вмерз-
шей в Лед, глухой к голову жизни, Е Г
лосу нашей: советской современности!

Но Ланин замахивается не только на на
шу литературу. Ой стремится  оклеветать
советсках людей, оболгать и очернить ле-
линградиев, тероически `отетоявших свой
город: о годах блокзлы он пишет, как о
«почти пещерной борьбе за сушествование»,
которая «выпускала на волю все ‹ темные
HACTHARTEY человека».

Произнеети такие вошунственные слова
о бессмертном подвиге. советских людей. мог
только человек, совершенно чуждый ‘свое-
му народу, потерявитай честь и достоинст-
во советского патриота,

Особенно вредоносными являются по-
пытки Данина по-своему, с буржуазно-
эстетеких позиций‘ «воспитать» Harry мо-
лодежь, привить ей нигилистичеекие пред-
ставления © русской литературе, натолк-
нуть нашу молодежь на путь  эстетеви-
формалистических «исканий», дать ей иска-
женное, плоско-штукарское представление
0 новаторстве, как о нарочитюм  ориги-
нальничанье.

Харавтерен в этом отношении отзыв.
Данина Ha книгу стихов В. Урина «Весна
победителей». В эм отзыве  («Знамя»
№ 1, 1947 г.) Данин поощряет наиболее
отсталые черты творчества Урана, eno
формалистичеекие «искания». В их оено-
ве. утверждает Ланин. «хорошее етремле-
пие. Это — попытки преодолеть рутинное
икольное «чистописапие», это «поиски He-
традиционных средетв поэтической изобра-
зительности». =

Таким образом, для Данина весь заме-
чательный опыт русской поэзии сволится
к «рутинному школьному чистопясанию»,
о котором оп и говорит. как 0 чем-то
устаревшем. ненужном, метающем разви-
тию искусства. Так походя ов расправ-
ляется с великими традициями нашей ли-
тературы.

CG этих же «позиций» Ланин  Учинил
разное молодому поэту Г. Горностаеву.
Не разобравшись ни B реальных достоин-
ствах, ни в существенных недостатках
поэмы «Тула», он. обрушилея на Горно-
стасва только за то, что тот. учитея У
Маяковского. И только на этом основании
Данин упрекает автора в. «безудержном
подражательетве» и «эпигонстве»  («Зна-
мя» № 10, 1948 г.).

По этому поводу нельзя ‘не вспомнить
слов товарища А. А. Жданова на совеша+
нии деятелей советской музыки: «Болта-
ют 0б эпигонстве и всяких таких штуках,
пугают этими словечками молодежь, ITO
бы она перестала учиться у классиков».
Е такого рода буржуазно-эстетекям  болту-
нам, всячески отвращающим мололежь от
учебы у класелков, относится и Данин.

‚ оснувании, что опа соответствует действи-

Долгое время вредоносная деятельность  елыл человеком, понямающим поэзию, —
этого эстетствующего космополита не полу-   однако, любая его етатья наглядно опро-
чала должного отпора, Это придало ему   вергает это заблуждение. :
такую самоуверенность, что он’ разразился
статьей  «..Отрасть, борьба, действие!»   то
(«Новый мир» № 10, 1948), которая яв-
ляется формалистичееким манифестом, с0-
держатим открытый похол против метода   явления современной поэзии («Лпузья и
сопиалистического реализма. враги» В. Симонова, «Рабочий  деньх

B этой статье Данин пытается фальси-   М. Луконина).

Зорь ogee a fee ами Давно пора развеять созданный самими
ник ene ев А
обтвляем  буинотвенным мерилом ‘туложе вах эстетики они якобы являются «авторие
ственности и правдивости пекусетва. Он    ®ТаМИ». Надо раз’яснать, Что в области.
развязно упрекает наших поэтов в «робо-   ЭСТетики они были так же реакционны и
сти, чтобы He сказать-=“трусости» == на   Нвежественны, как и во всех других об-.
том основании, что они утверждают в   Ластях. Анализ статей Данина полноетью
своих стихах оптимиотическое, патриоти-   подтверждает это положение. о.
ческое начало. Вея деятельность Данина  свохилаеь к

Сама методология, которую применяет   тому,   чтобы отравлять наших писателей
Данин в этой статье, носит откровен-  ялом эстетства и спобизма, заставить писа-
но Формалистический характер:  прав-] телей пойти на выучку Е декалентам, к
дивоеть и реалистичность произведения   буржуазным эстётам, п тем ‘самым разору-
пи пытается определить He степенью   жить наших литераторов, аитать их твор-
его соответствия нашей  социалиетиче-   чество политической направленности. илей-
ской действительности, & неким 20-  пой пелеустремленности, липтать их Toro
страктным «последовательным  драматиз-   места, которое опи по праву занимают в
мом». «Лраматизм» превращается в некое   первых рядах борнов за коммунизм, Вся
самодовлеющее начало, независимое от  «леятельность» Панина является врелонос-
действительности! Другами словами —   ной, прямо направленной против нашего
получается «драматизм для драматизма»,   народа, нашей социалистической культуры.

Надо сказать, что созданию лутого авз
ритета Данина способствовала и редак=
ция «Литературной газеты», предоставляя
ему место для «откликов» на значительные

То-веть одна из молификапий буржуазно- Олну из сво

их многочисленных статей,
эететекой кондепций «искусства для ио- Дани самоуверенно назвал «Разговор с
кусства». продолжением» («Знамя» № 11—12,

В этой статье вое ередетва буржуазно»
снобистокой,  декадентоки-импрессионисти-
ческой критики Данин мобилизует для то-
ro чтобы оболгать и извратить лучшие
произведения наших поэтов. On ofpynin-
вается на’ поэму Ч. Грибачева «Колхоз
«Большевик», как на илилличесвую «опи-
вательно-риторическую», только на TOM

1946 г.). И здесь он презрительно трети-
ровал советских поэтов, а великие тради-
ции русской литературы  уничижительно
именовал «архаизмом».

Кровные интересы нашего народа  тре-
буют, чтобы антипатриотической деятель-
ности безродных космополитов был- поло-
жен вонен.

TOABHOCTH, HO He соответствует тому «по- Продолжения не будет!

следовательному драматизму», вне которо-
го «утонченный» сноб Ланин не  находит  ЛИТЕР
лостаточно острых ошушений.

Среди своих единомышленников Данин  № 19

АТУРНАЯ ГАЗЕТА

—=—