а национальную горлость
советских наролов!

Закончился второй пленум
Cowsa писателей Украины, посвященный
борьбе против буржуазного национализма
и безродном космополитизма в литературе
и искусстве. Этот пленум — важное ©0-
бытие для украинской советской культу-
ры. Лучшие представители столичной ин-
теллигенции в напряженным вниманием
слушали ораторов, горячо и бурно реаги-
вали на выступления, громом аололис-
‘ментов поддерживали тех, кто честно
‘векрывал цшюдлую пюлрывную работу ан-
типатриотов-космополитов и буржуазных
националистов; исполненным презрения
вловом сганьба!» — «позор!»  клеймили
присутствующие беспачпортных бродяг.

Безродные космополиты по существу
сблокировались с буржуззными напиона-
листами в ненависти ко всему передовому,
прогрессивному в истории нашей литера-
туры, в стремлении  принизить, оклеве-
тать все подлинно патриотические, выдаю-
щиеся произведения наших советских пи-
слтелей. Пленум раскрыл пюлрывную ра-
биту этих отшепенцев. Ha бесчисленных

правления

фактах и примерах было показано. как
безролные космополиты на протяженли
многих лет пыталиеь мешать  распвету

украинской. культуры, национальной по
форме и социалистической по содержанию.
Тожью и клеветой обливали , они Haury
национальную гордость — великих писа-
телей украинского народа. Они замахну-
‚лись свойми грязными “ руками на вели-
чайшие творения Тараса Шевченко, Леси
Украинки, Ивана Франко, Михаила Копю-
бинскогм, стараясь представить их в виле
выучеников третьестепенных буржуазных
писателей Запала.

собенную злобу этих  антипатриолов
вызвалю светлое имя Т. Г. Шевченко. Bo-
‚круг наслелия Шевченко всегда шла оже-
сточенная борьба. Украинские национа-
‚листы делали все для того, чтобы вытра-
вить в душе народа безграничную любовь
‚К великому революционеру-демократу. Ив
этой грязной работе космаполяты сотлись
‘с буржуазными напионалистами. Конечно,
в наши лни нельзя выступить прямо ‘и
открымм против творчества Шевченко, как
9% делал когда-то матерый напионалиет-
контрреволюционер Хвилевой. _ Космополи-
TH изменили тактику, Пни пытались п0ю-
тивопоставить Тараса Шевченко Лесе Ук-
рапнке. В своих статьях они пытались
доказать, чт муза Шевченко якобы
жестокая, кровавая, ограниченная муза
‘бунтаря, а вот, дескать, Леся  Украичка
Много выше, так как она, мол, училась у
`вападных писателей, у них черпала вдох-
ловенье для своего творчества.

Эти беспачпортные  броляги- космополи-
ты. как и укрлонские националисты, хо-
тели нарядить Шевченко в бараний тулуп,
представить духовный мир гениального
художника ограниченным, изобразить его
хитрым мужичком,  некультурным ‘само-
роком, мелким ‘бунтарем, а Лесю Украян-
`ку, которую, после ее смерти, наша боль-
певистская «Правда» назвала другом ра-
бочего класса, преврашали в’ученипу за-
HAINES снмволисмюв-декалентв! — Наглой
ложью ати выролки хотели обмануть нашу
молодежь. столкнуть творческое наследие
двух классиков п опорочить их 9боих,

Украинские буржуазные националисты
да Великой Октябрьской сопиалистической
`революции и в ‘первые годы после нее лела-
ли все для того, чтобы извратить ироизведе-
ния Тараса Шевченко, спрятать от народа
знаменитый дневник писателя и его рас-
сказы. написанные на русском языке, его
глубоко реалистическое наследие. блестяще-
№ ‘живописпа. Такую же омерзительную
работу делали на протяжения последних
лет безротные космополаты.

Т. Г. Шевченко был не только великим
поэтом, HO и великим философом-материа-

листоу и выдающимся живописцем своего

времени,  Крепостной крестьянин поднялся
°в вершинам культуры славянских наро-
дв, которая в то время была самой пе-
пеловой ‘в мире. имея в’ Россий  велигогм
- Чернышевского, Гериена, на Украине—ПТев-
  енко. Шевченко дружил © Чернышевекам,
это были ‘братья по революционным идеям.
Шевченко жално воитывал все ‘самое луч-
‘Nee, ITO созлала светлая русская’ культура.

Шевченко  веей душой ненавидел тех,
‘RTO преклонялея перед мертвым идеалисти-
ческим искусством“ Запала. Сколько гнев-
ных слов сказал он об людях, которые не
‚ любят свой народ. свою культуру. Он на-
зывал их «безбатченками». С какой горя-
чей любовью и гордостью говорил он 0
Глинке, прослушав его «Ивана Сусанина»!
(трастно и убежденно доказывал Шевчен-
Ко, что нигле в мире нет таких великих
творений, какие создал русский народ. За
эт ненавидели Шевченко украинские Ha-
пионалисты, которые продавали свою ро-
дину империалистам Запала. За величай-
ший патриотизм, любовь в Украине. лю-
овь к русскому наролу ненавидят НТев-
ченко `безродные космополиты, так как они
презирают напиональные культуры  pyc-
ского и украинского народов. Вся ux вре-

och ни 6бур-
жуазным на-
ционалистам, ни
безродным коб-
мополитам оста-
новить бурный
рост  украин-
ской советской
литературы и искусства. Наша литература
родилась в классовой борьбе, в ней ‘она
закалилась, расцвела. Под мудрым руко-
водством своего вождя и учителя товарища
Иосифа Виссарионовича Сталина наши пи-
сатели вместе со всем народом участвуют
в строительстве коммунистического  обще-
ства, Самой большой напиональной

гор-
достью  украпнского народа является то,
что. трудящиеся Украины первые. пошли

за своим старшим братом — русским на-
родом по пути великого Октября.

_ В этом наша национальная гордость и
слава, в этом наша непобедимая сила.

Украина после войны была в руинах,
но’ прошло только несколько лет; и вновь
расцвела наша республика. еще выше пот-
нялась слава ее сынов и дочерей, отдалю-
щих свой труд великой ^ матери-отчизне,
великому делу Ленина—Сталина.

К нам на Украину едут польские кре-
стъяне учиться, как надо жить и рабо-
тать. Они с огромным воехишением  рас-
сказывали в Киеве руководителю болыше-
виков Украины товарищу Н. С. Хрущеву
# ТОМ, ЧТО они видели в колхозах и на за-
водах Советской Украины. С большой лю-
бовью и. остеприиметвом встретили укра-
инские колхозники, рабочие и интеллиген-
ция польских братьев. строящих  социа-
лизм в своей стране. Приезд. польских кре-
етьян на Украину — это историческое
событие, укрепляющее дружбу между  но-
вой демократической Польшей и Coper-
ским Союзом. То, что к нам едут учиться.
как строить социализм, — в этом. наша
национальная гордость,

И это — величайшая тема нашей лите-
ратуры, нашего искусства. Наши худож-
ники должны показать величие советской
культуры, раскрыть все лучшее, что несет
каждая национальная культура братских
народов вашей Родины трудящимся всего
мира. В этом — наш советский гуманизм,
в этом — натг ленинско-сталинский °ич-
тернационализм, поднимающий националь-

Но не уда-

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИ

№ 20 (2507)

Директорский кабинет металлургическо-
то`инетитута. Белые колонны. бюсты вели-
ких учекых, уходящие к потолку шкафы
с книгами. Большой портрет Орджоникидзе.
Отромные окна, в них панорама завода.

(Павлищев — маленький. седой, ¢ n0-
движным лицом, пожимая руку Кондыбе).

ПАВЛИЩЕВ. Иван Федорович! Ну как
ж6? АЙ, ай, ай! Оп мне еше рекомендует-
ся. Ты что думаешь—старый стал? Нет, А
помнишь, как мы с тобой в лвадцать  вто-
ром печь задували? Нас еше тогда, как
его, юморист такой, в ЧЁ грозил отправить,
если мы печь запорем.

ВОНДЫБА. Горячее время
Иванович.

‚ПАВЛИЩЕВ. Ну, знаете, и сейчас
в холодке живем.

КОНДЫБА. Валентины Георгиевны, суп-
руги вашей, здоровье как?

ПАВЛИЩЕВ (отверачиваясь, смотрит в
окно). Умерла Валентина Георгиевна. Her
больше Валентины Георгиевны. В Ленин-
граде, в блокалу. (Крикливо). А я новый
метод. литья снарядов под высоким давле-
‘нием разрабатывал. Горел, неиетовствовал.
А она хлеб, хлеб свой отдавала... (После
па, Про руку не спрашиваю, на фрбн-
те?

КОНДЫБА. Да.

ПАВЛИЩЕВ. А как же теперь?

КОНДЫБА. Недавно секретарем партвй-

было, Петр

He

ные культуры к невиданным высотам и
расцвету, ~ eee

Безродные космополиты, враги лениниз-
ма. представители буржуазной растленной
идеологии, хотели доказать, что не суще-
ствует культуры социалистической по г9-
пержанию. и национальной по форме. Ког-
да честные советские писатели с горло-
стью говорили о советской украинской на-
циональной культуре; они обвиняли их в
национальной ограниченности и даже в
национализме.

OTH эстетствующие выродки травили в
своих рецензиях и статьях вылающихся
мастеров украинской сцены: с особой зло-
бой нападали они на’ столичный = TeaTp
имени Ивана Фралко за то, что он на про-
тяжении всей своей деятельности боролся
за реализм,

На пленуме было наглядно ‘показано,
что каждая книга, повесть, роман, поэма,
пьеса, если. они глубоко и. верно отражали
жизнь ‘боветекого нарола, его ‘борьбу за
поетроение ROMMVHH3Ma, Rak правило.
вотречались в штыки  космополитами на
Украине. А затем космополиты в Москве
старались оклеветать произведения укра-
инских писателей в глазах многомиллион-
ного русского читателя. Эта пигмеи на-
зывали нашу литературу провинциальной,
писали возмутительные репензиа, чтобы
затормозить ° изалание книг в переводе на
русский язык. При этом они старались во
что бы то ни стало продвинуть и разрек-
лампровать порочные, безидейные, ущерб-
ные произведения.

Так подлыми методами старались анти-
патриоты. ` буржуазные националисты 3a-
держать рост нашей” литературы.

Or всей лушимы благодарны нашей пар-
тии. которая ‘раскрыла враждебную совет-

‘скому народу деятельность безродных ан-

тинатриотов и помогла нам очистить нашу,
литературу и искусство от космополитиче-
ской коросты. Это ‘для нас большой урок
Он свидетельствует, что’ в наших рядах
еще много беспечности, что часто из-за
приятельских отношений нехватает муже-.
ства ‘по-настоящему бить врагов нашей со-
ветской культуры.

В борьбе против космополитов, буржуаз-
ных напионалистов выросла наша литера-.
тура. Все лучшее в ней.еще теснее спло-
тилось на борьбу с враждебной” идеологи-
ей, за чистоту нашей линии, указанной
нам нашим другом и учителем—тениаль-
ным Сталиным.

Разоблачая враждебную деятельность
беспачпортных бродяг, мы всем , сердцем
отутали величайшую поддержку и любовь
всего нашего народа в советской литера-
туре и презрение и ненависть советских
людей к выродкам-космополитам, буржуаз-
ным националистам. В этой борьбе укра-
инские писатели, по примеру великой рус-
ской литературы, сделают все, чтобы еще
крепче стала сталинская дружба между
литераторами всех республик, чтобы общи-
ми усилиями созлать произведения, достой-

доносная деятельность помогает империа- . ‘
листам Америки, которые, прикрываясь a ere ee ne weanno пар
космополитическими тенденциями, HecyT  TH pa у  КОРНЕЙЧУК
рабетво народам мира. Александр.

АТИ ОО TET у

Максим РЫЛЬсКий Встреча в Нижнем

«Празднвикам праздвик и торжество
есть ил торжеств! В три часа Onn
приехал Михайло Семенович  Шелкин.»

(Запись Шевченко в дневнике
24 пекабоя 1857 г.).

Синели снежные завалы,
Курился серебристый прах.
Но колокольчик небывалый
Внезапно зазвенел в ушах.
Живое пламя бушевало
В неостывающих сердцах.

„„Кто под «надзором», под ударом,
На зло свистящему бичу,
Декабрьской ночью в Нижнем старом
Затеплил вольности свечу?

И Шепкина встречая, с жаром

Тарас припал к его плечу.

Два крепостных... Два ясных взора.
Вчерашний ссыльный и солдат.

И обнимал поэт актера,
Как сын — отца, как брата — брат.

И крепла вера в то, что скоро
Падет жестокий супостат.

Не молкнет песни голос чистый,
Кукушка золото кует,

Вешая, что за дымкой мглистой
Сияющая жизнь встает.

И в «Неофитах» декабристов
Великий Шепкин узнает.

Какие тропы и дороги!

Струятся слезы, кровь кипит,

Но царские падут чертоги,

И правда ложь испепелит, :
Народ — судья прямой и строги
В огне оружье закалит.

Для них грядушее все зримей,
Пускай в тумане небосклоьц.
Щедрин ‘и Гоголь вместе с ними
Глядят вперед сквозь даль времен,
И между стенами немыми

Витает «Колокола» звон.

Перевела с украинского В. ПОТАПОВА

работал.

ного комитета избрали, а до этого у печи

ПАВДИЩЕВ. Позволь. как же ты. мот?..

ВОПДЫБА. А вот так, инструмент кое-
какой в конструкторском бюро гавола спе-
циально для меня сочинили, ‘а остальное
сноровкой брал.

`ПАВЛИЩЕВ. Почему на печь полез, по-
чему легче работу не взял?

КОНДЫБА. Самое пропашее для ‚комму-
ниста, когда он начинает полегче работу
искать.

ПАВЛИЩЕВ. Хороший ты челевек, Иван
Федорович.

КОНДЫБА. А вы знаете, Петр Ивано-
вич, какие мысли тухлые у меня тогда
появились? Не из жалости ли это к моему
увечью меня выбрали. Ну, я прямо на
партийном собрании и высказал. Веыпали
мне. по первое число.

ПАВЛИЩЕВ. Правильно сделали, что
веыпали. Убать на -фронте-могли, Не ву
вечить коммуниета нельзя.

КОНДЫВА; Так товариши и говорили.
Стылно мне было, ох, как стыдно.

ПАВЛИЩЕВ. Ну, так чем же ты сейчас
занимаешься?

КОНДЫБА. Мечта одна есть. С фронта
ee ташу. —

ПАВЛИЩЕВ. Мечта, это хорошо.

КОНДЫБА. Большой разговор хочу
вами иметь, Петр Иванович.

ПАВЛИЩЕВ. Поговорим! А я за это вре-
мя, знаешь, Тоже кое-что сделал (протяги-
вает книгу). Видел? Сюда я вложил
‘труд всей Moe жизни! Валентина
Георгиевна собственноручно по пять pas
переписывала. Возьми. Положди. Я тебе
даретвенную надпись сделаю. Ты седьмую.
главу 66060 прочти, в иёй я описываю, как
здесь мы вместе с Гусевым на заре еще
советекой металлургии ¢ немецкими и
английскими инженерами сражались н’би-
ли их, били. Вот Гусев Erop Трофимович,
какая замечательная личность.  Грандиоз-
нейшая душа. А какой артист! ° Вель он,
в еушности, технологию и химию `процес-
сз изучил опытом. Только опытом и интуи-
цией. А это, багенька мой, все равно, что
‚человека, знающего четыре правила ариф-
ивтики. заставить решать задачи по выс-
wes математике. Мы с нм в двадиать
восьмом седьмого апреля новую печь МОЮ
пускали. А у него ребенок ролился. Я его
с печи гоню, а он — не пойду. Ло первой
плавки не пойду! Да... Непреклонный че-
ловек.

КОНДЫБА. Петр Иванович, я хотело ©
вами и о Гусеве поговорить.

„ПАВЛИЩЕВ. Ты мне сначала об’ясни,
почему он на четвертую печь перешел, у
него же новзя великолепная была. Он на
ней по всей стране гремел. Й вот нате вам
пожалуйста. Тут разговоры какие-то ходят,
булто ов ради своего ученика сделал. Эта-
кий благородный поступок совершил.

КОНДЫБА. Поступок-то ово вовершил,
верно.

‚ ПАВЛИЩЕВ. Вообще, что это за цыган
ские методы, не понимаю.

КОНДЫБА. Гусев блистать привык.
Сколько лет ему в голову вбивали о ‘его.
необыкновенном таланте, чудотворпем на-
зывали,

ПАВЛИЩЕВ, Верно. чудотвореп. Если бы
Гусева © его натурой. в свое время в нау-
ку, из него бы тениальный ученый вы-
шел. Русский ученый.

‚ КОНДЫБА. А Гусев всю жизнь у печи
простоял. Люли учиться ухолили, за книги
брались, а он у печи. Все эти годы crpa-
не. как хлеб. металл нужен был, как
хлеб, и он этот хлеб лля страны давал.
И ло войны, и после войны, и сейчас,

ПАВЛИЩЕВ. И еше ласт, будьте епо-
войны! Старая гвардия. она не выдаст!

БОНДЫБА. Гусев привык первым быть.
Первым в новое вламываться.

ПАВЛИЩЕВ. Да, да, он такой, неудер-
жимый. емелый человек.

КОНДЫБА. Но для того, чтобы теперь в
новой технике новые возможности откры-
вать, таких знаний сейчас у Гусева нет.
Н это он. почувствовал. лавно  почувство-
вал. С форсу это началось. Когда он без

с

Вадим КОЖЕВНИКОВ О HAH
Вали кожевников (Fil FA ИЯ

НЯЙТЕСЬ!

[= =o о с
Пьеса Вадима Кожевникова «Огненная
река» посвящена славным советским Me-

таллургам, ° борющимея за выполнение
сталинского указания давать етране
50 миллионов тонн чугуна в год. В этой
борьбе раскрываются коммунистические
черты, воспитанные в рабочем классе
партией ‘большевиков, ширится творчество
стахановцев-рабочих, свидетельствующее о
стирания граней между умственным и фи-
зическим трудом в нашей стране,

Мастер-доменщик Гусев, человек огром-
ного производетвенного опыта. остро чуз-
ствует, что пришло время, когла мало
только одного опыта, что «в вовое надо
ломиться знайиями, расчетом и наукой».
Поэтому он так любит, так пестует о моло-
дого талантливого мастера Сергея Меще-
‚рякова, бывшего своего. ученика. Фтуетая
свой. узко-личные интересьт. Гусев помогаег
Сергею. выйти ‘на первое место. ибо это
нужно для общего дела.

Гусев. Сергей и другие рабочие помогают
академику Павлищеву. приехавшему на
завод, проверить на производстве его науч-
ные открытия. И ученый убеждается, что
зачастую практика советских металлургов
опровергает устаревшие научные теории и
выдвигает новые.

Павлищев` находит в себе силы и муже-
ство ученого-больышневика пересмотреть
свои некоторые научные взгляды. помочь
молодому стахановцу Сергею Мещерякову
претворить в жизнь его предложение, кото-
poe прежде казалось академику ндущим
вразрез с его научными принципами,

Мы незатаем отрывок из второй картины
пьесы «Огненная река».

контрольных приборов начал печь вести
на-глазок. Хоть этим свое превосходство
над лругими хочет показать. :

ПАВЛИШЕВ. А ведь он может, другой
печь зарубит, а он олин так может. Один.

ВОНДЫБА; Вот ине кажется, решил
Гусев перед новой техникой  отступиться,
для того и на старую печь перешел, что-
бы на ней во всем своем старинном блеске
развернуться. Показать всём, что вот-де,
видите, я на старой печи могу брать ме-
талла столько, сколько вы ев механизиро-
ванной берете.

ПАВЛИЩЕВ. Слушай, Иван Федорович,
а не перемудрил ты тут. про Гусева?

КОНДЫБА. Помочь ему надо. Трудно ему
сейчас.

ПАВЛИШЕВ. 0 Гусеве ты ке беспокойся,
это я на себя беру, мои кадры. А сейчас
извини, понимаешь. хочу молодому поколе-
нию лекцию прочесть, нужно мысли со-
брать...

(Конлыбя прощается, уходит. В дверях
он сталкивается © Гусевым).

‚ НАВЛИШЕВ (увидя Гусева). А-а! Ргор

Фу

Трофимович, здраветвуй, здраветвуй,
TH, КАКОЙ матезый стал.

ГУСЕВ. Так ведь года.

ПАВЛИЩЕВ. А ты им не верь. Сто лет
еще металл будешь давать, ты мне верь.
Я академик, все’ знаю.

ГУСЕВ. Заждался я вас, Петр Ивано-
вич, очень заждался.

ПАВЛИЩЕВ. Соскучилея?

ГУСЕВ. Ни разу ведь зря не приезжал.
Всегда с чем-нибудь новеньким. :

ПАВЛИЩЕВ. С новеньким! А
старую печь полез.
‚ ГУСЕВ. Ничего, мы ее вытянем.

ПАВЛИЩЕВ. Ты вот’ сядь, послушай,
что ‘у меня в ‘сорок втором ‘было. Залание
я получил. Новую, occho качественную
сталь разработать. Для получения ee 4
применил самые совершенные: методы, ©
использованием мощных электропечей. А
для пробных плавок выделили, предетав-
ляешь, мартены в полуразрушенном \ бом-
бежками цехе. Пришел я и ахнул. Разва-
лины. А. сталевары — подростки и стари-
ки. опухшие от голода, еле ноги таскают.
И ты знаешь, что я, старый дурак, ©де-
лал? Вознегодовал, возмутился и отказался
в этих условиях проводить плавку. Нани-
Cal письмо с протестом. Это, мол, только
дискредитация научном открытия. Про-
ходит несколько дней. Вызывает меня то-
варищ Жданов и говорит: завтра можете
вылететь в Москву? Спрашиваю — 3a-
чем? Говорит, в Ленинграде, к сожалению,
сложилась такая обстановка, при кото-
рой, извините нас, ‘но мы не можем соз-
дать необходимые условия для вашей Ha-
учной работы.
‚ ТУСЕВ. За самую душу поддел.

ПАВЛИШЕВ, Вот именно. поддел. Tu
слушай. дальше. Мы, говорит, не можем
допустить, чтобы вы, ученый, продолжали
работать в такой ненормальной обстановке.
Я ему— позвольте, но именно эта обетанов-
ка`и вдохновляла меня на научное твор-
чество. Й- если оно было удачным; так, толь-
ко потому, ‘что я всем евоим существом
чувствовал. себя борющимея. ленинградцем.
Почему же вы хотите у меня отнять это?
А потому, евазал Андрей Александрович,
что вы сами отнимаете эти высокие чув-
ства У других, считая невозможным, что-
бы наши ленингралекие рабочие в таких
тяжелых условиях могли творить и совер-
шать чудеса произволетвенного героизма.

ГУСЕВ. За ленингралекий рабочий класс
обиделся товариш Жланов,

ПАВЛИЩЕВ. Дз, обиделся. Потом. когда
я об’яенил, как необлуманно побтупил, 06=
лепленный своим авторским честолюбием,
товариш ланов. показал мне письмо. р8-
бочих, которые считали мое. неловерие К
ним оскорбительным, а отказ эксперимен-
тировать вместо  электропечей на марте-
пах — лезертиретвом.

ГУСЕВ. Мололцы ленинградпы!

ПАВЛИНТЕВ. И они. эти старики и по-
лулети, сварили новую мою сталь, проявив
при этом столько героизма, столько твор-
ческой дерзости... Эх, ла что там гово-
рить. Шапки перед такими людьми ени-
мать надо.

ГУСЕВ: Сколько душевной красоты” В
пашем человеке за войну открылось,

Cam на

ПИТЕРА ТУРЕ

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ТТ\-
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

„ция доменного

и

ce i
TAY

Цена 40 коп.

РЕКА
ПАВЛИЩЕВ (задумчиво). Ведь вот прин-
производства существует
итестьсот лет. Древнейший способ. И каб
мало мы, ученые, в сущности, внесли В
него нового, когда наука так далеко шаг-
нула. вперёд. Е

ГУСЕВ (0брадованно). Верно, маловато
еше прилумали.
_ ПАВЛИЩЕВ. А какие удивительно пре-
красные, чудодейственные люди живут в
нашей” стране. фантастически талантливые,
амоотверженные герои, труженики. fa-
кие сокровища их творческой энергий мож-
HO освободить, заставив высокую технику
полноетью служить таким людям. И заслу-
жил советский человек этого, давно заслу-
Жил. :

ГУСЕВ, Правильно, вполне достоин.

ПАВЛИЩЕВ. Величайшим упреком моей
научной совести было To, UDO в этой 00

00-
ласти я 10 сих пор не сделал того, что был
в силах сделать. i

ГУСЕВ. По званию с pac спрос.

ПАВЛИЩЕВ. Теперь я завершил свою.
работу с переключением доменного произ-
ROACTBA на полную автоматику. И здесь
буду производить испытания сначала на
одной печи. Прошу тебя снова мне по-
мочь.

ГУСЕВ. С такой сложной  уметвенной
механикой — какой я вам помощник. Тут
инженера вроде бы надо.

ПАВЛИЩЕВ. Ощшибаенься. Только ты ¢
твоими знаниями, опытом сможешь во-вре-
мя предвосхитить вее пропеесы, происходя-
щие в печи, пока приборы и механизмы
не будут идеально и надежно отрегулиро-
ваны. Пока они не смогут полностью 3a-
менять самого’ взыскательного мастера.

ГУСЕВ. Да разве такое может быть?

ПАВЛИЩЕВ. Может. И это последняя
моя работа, Егор. Трофимович. пойми. цель
моей жизни. Судьбу ее я хочу вручить
в твои руки, как всегда было у пас с то-
бой.

ГУСЕВ. Спасибо, Петр Ивапович. за та-
кое сочувствие, спасибо вам (нцелуютел).

ПАВЛИЩЕВ. 9х, Егор Трофимович. . ло-
рогой мой, сколько ты сил отдал  мойм
новым работам, таланту, жизни. И верил
мне, всегда верил, когда почти все не ве-
рили. :

ГУСЕВ. Я смелость в вае чту, Петр
Иванович, конечно, до всего Умом не до-
ходил, а сердцем всегда. ОгонеЕ ваш по-
нимал, огонек, которым вы светить народу
желали... ;

ПАВЛИШЕВ. Спасибо. Erop Трофимович.

И вот слушай, что это лело несет в себе.

Вель освободим мы се тобой доментциков от
самого тяжелого. опасного трула. Прелетавь
себе пульт с кнопками, булет за чим си-
деть один человек и управлять всеми пе-
чами цеха одновременво. Точнейшие прибо-
ры будут сигнализировать. о веех прежде

‘He доступных человеку’ процессах плавки.
`Доменные
гармоничный управляемый агрегат.
ГУСЕВ. Это что же, вроде как при ком
мунизме будет?
ПАВЛИШЕВ.
нему.

`ГУСЕВ. А насчет нормы как? Автоматы

ее ведь повыс
маты!

ПАВЛИЩЕВ. Вместе с дальнейшими усо-
вершенствованиями и Техническим про-
грессом будут увеличиваться. и нормы.

ГУСЕВ. А сейчас чего за основу бе-
рете? = :
ПАВЛИЩЕВ. Среднюю. годовую. —

ГУСЕВ. `Не пойдет! Вылача из месяца
В месяп в гору идет, а вы ее автоматами
заморозить желаете? Если на них деньги
тратить, так пускай они больше металла
дают, а то что получается, нас вы облег-
чаете от труда, а страну `— от лишнего
металла. Нам металл нужен! —

ПАВЛИЩЕВ. Хорошо, хорошо, но что
ты предлагаешь? é

ГУСЕВ. А вот. Должен я так нажать на
печь, чтобы она больше всех других в
стране металла дала. Это мы возьмем за
основу, потом приплюсуем еше па новую
технику и в порядке перспевтарного стад
хановского планирования. На это автома-
ты посадим и заставим. их ве тянуть,
иначе я не, согласен.

ПАВЛИЩЕВ. Так, сколько же время те-
бе для этого нужно?

ТУСЕВ. А вы пока монтируйте и одно-
временно ине побобите с печи все вы-
жать, науку всею свою мобилизуйте.

`ПАВЛИЩЕВ. М-да... Залача.

ГУСЕВ. А так, налегке в коммунизм
лезть совесть не позволяет,

ПАВЛИШЕВ. Хорошо.

ГУСЕВ. Значит, поладили.

ПАВЛИЩЕВ. Ну, так в гости жди, еше
потолкуем о жизни. (Провожая Гусева к
двери, кричит ему вслел). Да к огурчикам
чего-нибудь не забудь. (Подходит в книж-
ному шкафу, ззлумчиво разглялывая ряды
книг, произносит). Лестнипа знаний?! Хм,
да. А ведь кав Часто мы, ученые, только
щеголяем количеством пройденных этих
ступеней. Можно всю. жизнь подниматься
по ним и не достигнуть пели. Мо не в
этом ведь главное, Нужно иметь силы,
мужество, героизм взять эту лестницу и
поставить ее туда, гле она нужнее веегм
сейчас для дела народа. А делать ее три-
буной — троном для содерцания бесконеч-
ности, как это делают еще некоторые пир-
качи... занятие бесплолдное ‘и постыдное.
Нужно, поднявшись по ее ступеням, ло-
стигнуть той вершины, © которой можно
увидеть будущее для сегодняшнего!

ить не смогут. Они же авто-

*

печи’ превращаются в. единый

Во всяком случае близко в

a

В Комитете
по Сталинским премиям
‚В Области науки
H изобретательства

Сегодня, 9 марта, в Москве заканчивает
работу пленум Комитета по Сталинским
премиям в области науки и изобретатель-
ства- при Совете Министров СССР.

В течение нескольких дней пленум ко+
митета рассматривал научные труды, изо-
бретения ‘и коренные усовершенствования
методов производственной работы, пред-
ставленные на соискание Сталинских пре-
мий. за 1948 гол.

Ученый секретарь комитета проф. В.
Кузненов сообщил корреспонденту «Ли-
тературной газеты»:

— В прошлом году
инженеры, техники,
ства и сельского

советские ученые,
новаторы  производ-
хозяйства выполнили
много важных работ, двигающих вперед
нашу науку и технику. Об этом о свиде-
тельствует, в частности, тот факт, что в
комитет поступило. 864 ‘работы, — на сто
больше, чем в прошлом году. В их созла-
нии участвовало 2984 автора. Работы ‘на
соискание Сталинских премий представле-
ны Академией наук CCCP, академиями
наук союзных республик и отраслевыми
академиями, высшими учебными заведения-
ми, министерствами и различными органи-
зациями.

Большое число исследований первосте-
пенного значения выполнили советские фи-
зики, математики, химики, геологи,  геог-
рафы. Труды в области биологии и сель-
ского хозяйства отражают последние до-
стижения передовой мичуринской науки.
Много ценных работ, имеющих большое `
теоретическое и практическое значение,
выполнено в области технических наук.
Пленум обсудил также работы по эконо-
мике, праву и. истории.

Труды, представленные Ha соискание
Сталинских премий за 1948 год, наглядно
свидетельствуют о неуклонном росте со-
ветской науки и техники,

4 :

а

Ткачиха— член научного
инженерно - технического

общества

ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД, Московской об-
ласти. (Наш корр.). Нотомственная ткачиха
Мария Васильевна ‘Зорина — одна из самых
уважаемых стахановок камвольной фабри-
ки имени 10-й годовщины Красной Армии.
Мария Васильевна научилась грамоте
лишь после Великой Октябрьской социа-
листической о революции: Она ревностно
посещала ликбез, училась в фабричной
стахановской школе. В кружках техмини-
мума она приобретала и совершенствовала
свои знания.

Ныне М. Зорина — знатная стахановка
фабрики. Она обслуживает 8 станков вме-
сто трех по норме, систематически пере-
выполняет произволственные задания, вых
рабатывает только добротные ткани.

Своими навыками и знаниями Зорина
охотно делится с подругами, обучает но-
вичков. Десятки девушек-работниц при-
знательны ей за дружескую поддержку,
за наглядный показ, за деловой совет.

Недавно на фабрике созлана ячейка наз
учного инженерно-технического общества.
Инженеры, техники, стахановцы-новаторы
единодушно избрали М. Ворину кандида-
том в члены бюро своей научной органи»
зации. Ей поручено организовать обмен
опытом между коллективами шерстяных
фабрик города.

Научная сессия Института украинской

литературы имени Т, Г. Шевченко

КИЕВ, 8 марта. (Наш корр.): Закончиз
лась научная сессия Института  украин-
ской литёратуры имени Т. Г. Шевченко
Академни наук УССР, посвяшенная 135-й
годовщине сс дня рождения великого ук-
раинского поэта Тараса Григорьевича Шев-
ченко. :

Вступительное слово ‘сделал  действи-
тельный член Академии наук. УССР поэт
П. Г. Тычзина. Сессия заслушала ряд науч
ных докладов. Действительный член Ака-
демии наук УССР А. И. Белецкий сделал
доклад на тему «Шевченко и славянство»,
в котором показал поэта как бориз ва
братскую дружбу й единство‘ славянских
народов: Кавдидат’ филологических наук
Е. П. Кирилюк в своем докладе охарак-
теризовал ‘борьбу: Т. Г. Шевченко за вы-
сокую ‘идейность украинской литературы.

‚На озвовании недавно обнаруженных ме-

муаров и архивных документов кандидат
филологических наук Д. М. Косарик ос-
ветил в своем докладе историю выкупа
Шевченко из крепостничества. Докладчик
особенно подробно охарактеризовал благо-
родную роль художника К. П. Брюллова и
поэта В. А. Жуковского в освобождении
Т. Г. Шевченко от крепостной зависимости.

Были заслушаны также доклалы о поз-
тическом творчестве Т. Г. Шевченко в
1843—1845 гг., о еге альбомах со стихами
и зарисовками, которые он вел на Украине.
®*——

110 Советскому Consy
ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

%® Москва. Презвдиум Академии наук
СССР решил организовать в Иркутске Во-
сточно-Сибирский филиал Академии. В со-
ставе нового филиала создаются ивститут
геолегии, институт энергетики и химии и
два сектора — бислогический и экономико-
географический.

@ Pura. Государственное издательство
 Латвийской ССР выпустило в свет на ла-
тышском языке роман литовского писателя
Петраса Цвирки «Земля-кормилица».
Этой квигой издательство начало серию
«Литература братских советских народов».
Сейчас готовятся к печати на латышском
языке лучшие произведения писателей дру-
гих союзных ‘республик.

$ Симферополь. Вышел из печати тре-
тий помер альманаха «Крым», органа
крымского отделения Союза советских
писателей. В отделе прозы альманаха по-
мещены статьи, очерки и рассказы писа-
телей П. Павленко, Д. Холендро, В. Ко-
лесникова, В. Колюбинской, А. Югова и
других. Напечатаны новые стихи поэтов-
черноморцев.

$ Кишинев. Группа студентов Киши-
невского ‘сельскохозяйственного института
имени Фрунзе выехала в колхо4ы республи-
ки для чтения лекций о мичуринской агро-
биологической науке. В колхозе им. Ди:
митроза, Тараклийского района, студентка
Коренкова слелала доклад «Мичурин
великий преобразователь природы» В сель-
скохозяйственных артелях Кангазского рай-
она студентки Иванова и Алексеева про-
читали лекиви об агротехническом  ком-
плексе Докучаева—Вальямса,