‚ную базу

` ИМЧИВЫЙ

‚ майору Кузьмину, что он — противник

-ым ДВА МИРА

„.Рушится от взрыва гигантевая стена,

`н за нею обнаруживаетя ирокая пано-

рама города, из которого бегут отступаю-
щие войска и охваченные паникой, одур-
маненные фаптистевой пропагандой жите-
ли. Протянулись вдаль гранитные берега
Эльбы. В радостном марше победы хлыну-
ли к ним советские войска. На западном
берегу реки’ прибывающие американские
войска приветствуют победоносного совет-
кого союзника,

Так начинается новый фильм «Ветреча
на Эльбе», выпущенный па экраны
страны.

Тема и материал ‘пьесы братьев Тури
1. Шейнина «Губернатор провилции», по-
ложенные ими в основу сценария фильма,
широко известны COBETCREM зрителям по
постановкам в ряде театров. Талантливый
режиссер ТГ. Александров, использовав
свой отромный кинематографический опыт,
создал вполне самостоятельное произведе-
ние искусства, отличающееся политической
остротой темы и свежестью ее режиесер-
ком решения.

Два мира предетают перед нами на
берегах Эльбы: мир социализма — совёт-
ские люди, с их подлинным гуманизмом,
стремлением в справедливости, заботой о
светлом. будущем человечества; и мир ка-

‚ питализма — американские генералы, биз-

несмены и шпионы — людишки, бредовой
идеей которых является борьба за миро-
вое господство.

Не с честными прогрессивными наме-
рениями прибыли американские войска на
европейский континент. Напраено честный
американский офицер Джемс Хилл без раз-
мышаений поверил в то, что, вместе в рус-
свими союзниками, США хотели разгромить
и уничтожить фашизм, помочь торжеству
демократии. Американская армая пришла
в Германию He для того, чтобы вырвать с
корнем ядовитые деревья фашизма; создать
демократическое государство и тем самым
обеспечить мир народам Европы. Нет. Мы
‚видим, Kak за спиной майора Хилла
генерал Мак Дермот и ему подобные с.
помощью немецюих социал-предателей, на-
цистских. агентов и шпионов осуществляют
истинные цели своей оккупации. Они
стремятся сохранить крупную промышлен-
ность, прекращают демонтаж военных за-

`водов, бережно охраняют кадры матерых

фашистов — вов это понадобится им для
превращения Западной Германии в мош-
пмпериалистической — агрессии.
Попутно генерал-капиталист Мак Дермот
непрочь устроить и свои личные делишки:
даровая рабочая сила — солдаты рубят
вековой немецкий лес, который предири-
вояка продает на английской
бирже, нажиавая ‘крупные барыши. А cy-
пруга генерала выгодно торгует на черном
рынке американскими сигаретами.

..Два мира столкнулись в борьбе за
судьбу послевоенной Германии, за сульбу
немецкого народа., Лучшие, передовые лю-
ди этого народа, сравнивая реальные дела
змериканской и советской военной адми-
нистрации, находят в самой реальной дей-
отвительности ответ на вопрос о том, на
чьей стороне истина.

Професеор Дитрих, например, считал,
что новую Германию можно строить, оста-
ваясь вне борьбы, разделяющей мир на
два лагеря. Он прямо заявил советскому

фашизма, но не приемлет и коммунизма.
Однако он не может не видеть, что усилия
советских людей направлены не только н&
восстановление ето родного города Альтен-

Сценарий братьев Тур
Г. Александрова.

«Встреча на Эльбе».
и Л. ПТейнина. постановка
«Мосфильм», 1949 -F.

Акад. М. МИТИН

1.

Исторические решения ЦЕ ВКП(б) по
идеологическим вонроеам, начиная с 16-
шения о журналах «Звезда» и «Ленин-
трад» и кончая недаввима выступления-
ми партийной печати против антипатрио-
тической деятельности группы  Тватраль-
ных критиков, — это единая, последова-
тельная цель мудрых Указаний партии,
паправленных wa борьбу с буржуазнымя
‚перожитками в сознании людей. Эти ука-
зания партии повышают идейную боесло-
собность советеких людей и поднимают на
новый уровень советекай патриотизм —
реликую движущую силу нашего общест
венного развития.

В современной борьбе двух лагерей —
империалистического и демократического, в
борьбе двух миров 060бую политическую
актуальность приобретает сейчас разобла-
чение космополитизма и решительная борь-
ба с ним.

Проповедь космополитизма служит шир-
мой для разнузланной деятельности  Ca-
мых реакционных сил англо-американ-
ского империализма. Это их  идеоло-
тическое оружие, с помощью которого они
стремятся ослабить волю народов Е защи-
@ своего напионального суверенитета.
Космополитизм нёдаром воспевается все-
ми лавеями американского империализма,
ползающими на брюхе перед «веемогущим»
долларом,

Стремление американекого империализма
закабалить народы Европы ‘получает пол-
ную поддержку у реакнионных буржуаз-
пых партий, правых социалистов,  оетат-
ков старых фашистов и у неофапгистов. Этя
предатели, готовые продавать оптом и В
розницу свою родину, превозносят  «лов-
трину Трумэна» и «план Маршалла»,
изображая их, как наступление «нового
вера». Они же твердят о наступлении века
«мирового гражданства», «гражданства Ев-
ропы» И Т. д.

В прошлом  тоду труппа американских
ученых обратилаеь к ученым всего мира
© новой проповедью  космополитических

штадта, но и на поддержку всех ростков
нового, прогрессивного — всего, что еп0-
собствует возрождению единого  демокра-
тического германского государства. В эти
дни Дитрих, наконец, познает, сколь в03-
вышенны идеалы, . которым следовал его
сын — коммунист Курт, и сколь подлую
роль играют поддерживаемые американски-
ми претендентами на мировое господство
последыши фашизма, такие, как зять Дит-
риха Эрнст Шметау и его единомышлен-
НИКИ.
Профессор Дитрих долго не ‘решается
передать советскому командованию черте-
жи и патенты важных оптических при-
способлений. Но заданию американекой
разведки, эти чертежи выкрадывают ha-
шистекие бандиты. При этом они обетав-
ляют дело так, что Дитрих некоторое
время cuntaet, будто ето сейф взломан
майором Кузьминым. Потрясенный пропа-
жей документов, которые он считал собет-
венностью Германии, профессор. Дитрих по-
кидает город, где ему доверили пост бурго-
мистра, и переходит на другой берег Эль-
бы. Жуткие картины, увиденные им там,
в американском секторе, — пьяное «ве-
селье» в кабаках, кулачные расправы. над
неграми, черный рынок, неприкрытый
грабеж художественных ценностей немец-
кого народа, распродажа естественных
богатств страны, наконец, откровенно-
цинические предложения тенерала Mar
Дермота, из которых стало ясно, чт
чертежи и патенты Дитриха интересуют
американцев только с точки зрения их
использования для затеваемой новой вой-
НЫ, — все это заставило профессора еще
раз продумать и осознать смысл происхо-
дящег. Но решающее значение в опреде-
лении позиции профессора Дитриха имела
деятельность советской военной  адми-
нистрации, деятельность, в которой отра-
зились великие, благородные цели, етояв-
шие перед советским народом во второй
‚мировой войне. В образе майора Кузьми-
на, роль которого прекрасно исполняет
впервые снимающийся в кино‘ молодой
артист В. Давыдов, нашли отражение
лучшие качества советского воина-побе-
дителя. Вак великолепно разбирается он в
сложной обстановке, как тактично; чутко
и бдительно относится к’ людям, как 3a60-
тится 06 их нуждах и требованиях и как
умеет он, наконец, всем своим поведением
раскрыть для окружающих величие души
советского народа, его верность делу борь-
бы за свободу и счастье всего трудового
человечества. Таковы же и сержант Егоркин
(арт. Б. Андреев), и все сотрудники совет-
ской комендатуры, и их непосредственный
руководитель — член Военного Совета
генерал Маслов. (В своей работе Кузьмин
опирается: на передовые, прогрессивные
элементы Германии. On поручает Курту
Дитриху воспитание молодого поколения,
сам уделяет много внимания и школе и
юному Вальтеру, внуку профессора, иска-
леченному фашистокими «наставниками».
On привлекает Отто Дитриха к управале-
нию городом в качестве бургомистра и
учит его правильно понять. путн и задачи
его родины. Он открывает глаза майору

Джемсу Хиллу (арт. М. Названов), быть

может, впервые широко посмотревшему те-
перь на мир и ясно увидевшему paceTa-
HOBRY в нем противостоящих друг другу
сил демократии и сил империализма.
«Правда и в огне не горит и в воде не
тонет» — гласит мудрая народная ноело-
вица. Правда, с которой пришла в Герма-
нию могучая Советская  Армия-0свободи-
тельница, еще ярче разгорелась в огне
битв Отечественной войны, ие ‘потонула
на стыке двух миров — в водах немец-
кой реки Эльбы. Осознание исторической:

«идей». В этом обращении ученые лакей
Уолл-стрита заявляли, что все они
«граждане мира», что для них существует
только одна — единая мировая нзука. Они
предлагали создать «мировое правительст-
во», «Соединенные Штаты мира» и` пра
‚этом считали, что необходимо  организо-
вать такие вооруженные силы, которые
смогли бы подавить всех, кто пожелал бы
выступить против мирового  правительст-
ва. Таков неприкрытый агрессивный смысл
этих вредоносных космополитических «TeO-
рий».

Безродные космополиты y нас —— это

та антипатриотическая групиа, которая
‘стремилась подорвать основы социалисти-
ческой культуры, вела свою подрыв-
ную работу против веего нового, советско-
го, коммуниетического в нашей литерату-
ре, музыке, театре, киво. Они. ничего 0б-
щего не имели е нашей советекой действи-
тельностью, охайвали с буржуазио-эетет-
сЕЙх позиний произвеления искусства п
литературы, в Когорых изображались На-
ши люли, их героизм. их трудолюбие, их
преданность советской Родине. Они превоз-
носили упадочное буржуазное искусство и
находящуюся в состоянии маразма OyD-
жуазную культуру. Восмополитизм — 970
удобное ‘идеологическое прикрытие для
деятельности шпионов. и диверсантов.
Первейшая обязанность найих философ-
ских кадров — активно бороться 3a [0.1-
ное разоблачение этого восмополитического
успешной ` эта борьба Mo-
жет быть ляшь при условии полного
очишения своих собственных рядов oF
всякого рода безродных восмополитов, конт-
рабандистов буржуазной идеологии. К co-
советских — философов
проповелующие в своих
работах и чуждые, нам
реакиионные вагляды и mien (В. Кедров,
3. Каменский, М. Селектор. Й. Ёрывелев,
В. Гоффемпефер, Я. Черняк и ду.).
_«Идейным влохновителем» группы лиц,
протаскивавших космополитические взгля-

отребъя. Но

жалению, и среди
имеются люли,
выступлениях

правхы того дела, которому служит совет-
ский народ, побудило профессора Дитриха
добровольно вручить майору Кузьмину
чертежи и патенты. заставило майора
Джемса Хилла, разжалованного за лойяль-
‚ное отношение к русским союзникам и
Честное выполнение служебного  холга,
заявить при прощании с Кузьминым, 910
он останется нашим другом п 38 океаном,
в Америке, ‘

Мир социализма, показанный в фильме
рядом с разворошенным  муравейником
Германии первых послевоенных дней, ря-
дом с откровенно агрессивным, антидемо-
кратическим миром, сегодняшних заправил
Америки, предстает перед зрителем во
всем его идейном величии и моральной
красоте и вызывает законное . чувство
торлоети и радости за нашу мотучую
державу. _

Безродные космополиты, антипатриоты
от кинокритики стремились заставить
наше искусство следовать гнилым тради-
циям и канонам буржуазного Запада, - кле-
‚ветнически об’являли советское кино бед-
ным родетвенпиком Голливуда. Достойным
ответом всем зримым и незримым  аполс-
гетам  космополатизма, всем явных и
‘скрытым адвокатам эстететвующего фор-

мализма является выпуск за последнее
время таких фильмов, как «Момдая
твардия», «Повесть о настоящем челове-
Бе», «Мичурин», «Суд чести», «Академик,
Иван Павлов», :

«Ветреча на Эльбе» продолжает список
побед нашей кинематографии.

Режиссерская работа Г. Александрова _в
этом фильме приводит на память блестя-
щие кадры «Стачки» и «Брононона
«Потемкина», сопостановщиком которых
он был вместе о Эйзенштейном. Виден
здесь и творческий почерк  крупнейтето
мастера нашего операторскою — искусства
Эдуарда Тиссе. is

Й Александров и Тиссе  «Ветречей на
Эльбе» показали, что’ они отнюдь He 3a-
CTR на месте, что их мастеретво твор-
чески совершенствуется, растет, `‘обога-
Ищается, обращаясь к зктуальным темам
советской действительности. Взявшись за
ответственную, политически злободневную
тему, Г. Александров удачно применил

здесь многое. из того, что так талантливо“

было найдено им в работе нал жанром
музыкальной комедии. Режиесерской вы-
думкой, разработкой ряда остроумных по-
ложений, характерных деталей отмечен его
новый фильм. Это не только фигуры
бсссловееного пьяницы Томми — капитга-
на американской армии (арт. 9. Гарин)
или сержанта Перебейноги (арт. И. Любез-
нов), но и отдельные черточки и общий
акцент в трактовке образов генерала Мак
Дермота (арт. В. Владиелавекий), его су-
пруги (арт. Ф. Раневская), журналистки-
шпионки Джаннет Шервуд (арт. Любовь
Орлова).

Главными и определяющими в фильме
являются центральные образы маюра
Бузьмина и профессора Отто ` Датриха
(apr. 10. Юровекий).

Удачная музыка Д. Шостаковича, на-
шедшего своеобразные интонации для му-
зыкальной характерисбяки каждого из по-
казанных в фильме миров, талантливые
тексты песен В; И. Лебедева-Кумача ип
Е. Долматовекого, хорошая работа хулож-
ника А. Уткина также обеспечат новой
картине широкую популярность у зрите-
лей. А успех фильма «Встреча на Эльбе»
еще раз покажет всем. кто смотрит на,
мир не через дымчатые очки космополи-
тизма, как советский народ любит и иенит
произведения, с патриотических позиций
повествующие о самых животренещущих
проблемах, произведения, раскрывающие
правду‘ нашей эпохи. ^   ee

ae Против антимарксистских,
космополитических „теорий“ в философии

фронт, по праву может быть назван
Б, Ведров. is

В «научной деятельности» Кедрова Koc-
мополитизм в области философии нашел своб
законченное «теоретаческое» выражение.

За поеледние три’ года Б. Кедров выпу-
стил в свет четыре книги: «0 количест-
венных и качественных изменениях в при-
роде», «Энгельсе и естествознание», «0
путях развития естествознания» и «Раз-
витие понятия. элемента от Менделеева до
паших дней». Кроме того, им было опу-
бликовано несколько етатей в различных
теоретических журналах.

Во всех его работах затрагивается боль-
плюй круг вопросов: здесь и проблемы ис-
торий развития естествознания в ХУШ и
ХХ вв., и анализ взглядов Энгельса и
Ленина по основным теоретичееким 1пр9-
блемам естествознания; и рассмотрение ос-
новных черт материалистической  диалек-
тики, и многое другое.

Bee эти книги Б. Келрова, за исвлюче-
нием одной, опубликованы после философ-.
екой дискуссии по кноге Г. Александрова
«История западноевролейской философии».
Еетественио было полагать, что автор их
учтет замечательные указания нартии в
области развития философской мыели, сде-
ланные па этой хискуссан.

Не тут-то было. Изучение работ Б. Вед-
рова говорит ‘© том, что он не только не
учел итогов философской дискусейи, но по
ряду кардинальных вопросов нашей теория
сделал шаг назад. Фактически БВ. Кедров
выступил в своих работах как выразитель
пастроений и идей» наиболее, отсталых
словв нашей интеллитенийи, зараженных
тлетворным влиянием буржуазной идеоло-
тии и сопротивляющихея ‘борьбе против
раболепия перед иностраниияной. Речь идет
‘не 00 отдельных случайных ошибках
Б. Кедрова, высказанных в той или иной
работе. речь идет 0 системе порочных
взглядов, 06 определенной _антимарксист-
ской концепции, неуклонно, и настойчиво
проводившейся Кедровым в его выступле-

ды и подтачивавших наш философский   НИЯХ,

‘

хи  Луовник Шевченко.

Более девяноста лет прошло © того дня,
когда, получив от одного из’ друзей пео-
вую весть о свободе; рядовой солдат гарни-
зона‘ Ново-Нетровекого форта на Васпий-
ском море, великий украинский поэт
Тарас Григорьевич Шевченко ‘начал писать
свой ‘дневник. «Сей журнал ...в эти томи-
тельные дни ожиданий, — записывал
Шевченко, — сделался для меня необхо-
дим, как страждущему врач».

«dl, кав сказал lost Ham,

Пишу не для мгновенной славы,

Для развлеченья, для забавы,

Для милых искренних друзей,

Для памяти минувших дней»,

— цитировал он стихи Вольцова.

Великий `поэт писал свой «Дневник»
по-русски.

Переплетенные в. сафьян, сто две’ стра-
ницы большого формата написаны четко,
почти без поправок... Писавший, конечно,
неё предполагал, что его «записки» станут
одной из замечательнейших книг, им
созданных.

Это не только биографический документ,
по. которому можно день за днем узнать
жизнь Шевченко с 12 июня 1857 года по
13 июля следующего года. Это своеобраз-
вый автопортрет того, кого Некрасов на-
звал «русской земли человек замечатель-
ный», автопортрет. раскрывающий нам
чувства, мысли, философокие н полити-
ческие убеждения поэта.

Тоды ссылки были тягчайшими в жиз-
ни Тараса Шевченко. С детства он нена-
видел солдатчину; его сделали солдатом,
заставили затаить в себе всякое человече-
ское достоинство, стоя навытяжку перед
краснорожим командиром, который еще не
очухалея от вчерашней попойки. Мало то-
то, Николай [ собственноручно подписал на
‚ приговоре: «под строжайший надзор с 32-
прещением писать и рисовать».

В своем дневнике Шевченко сам удив-
ляется, как ему удалось нережить все это.
«Все это неисповедимое горе. —пишет он,—
все роды унижения и поругания прошли,
как будто не касаясь меня. Малейшего
следа не оставили по, себе. Опыт, говорят,
есть лучший. наш учитель. Но  торркий
опыт прошел мимо меня невидимкою. Мие
кажется. что я точно тот же, что был и
десять лет тому назад. Ни одна черта в
моем внутреннем образе не’ изменилась».

Вглядимея же в этот облик. Мы при-
выкли представлять Шевченко по самому’
распространеняому его портрету. Ерамеко-
го. Немололое суровое, с длинными сви-
сающими усами лицо, п в глазах светится
тонкая и чуткая душа, глубокая и разно-

сторонняя мысль. . :

Обещанной свободы” .пришлесь ждать
долго. `Поеледние месяпы в Ново-Петров-
ском форту были ‘особенно мучительны.
Более чем’ когда-либо ‘стала нестерпимой
«мрачная декорация и безлушные, ‘грубые
липедей, с которыми ‘привелось разыгры-
вать эту десятилетнюю поаму». :

Й русской, и укоаинекой литературе
первой половины ХПХ века по цензурным
причинам нельзя было правдиво показать
быт и нравы царского «христодюбивого
воинства». Дневник Шевченко — одно из
немногих произвеленай, раскрывающих —
те в тяжелых раздумьях автора, то в тра-
гических и отвратительных эпизодах
жизнь маленького гарнизона.

Свинтовые мерзости жизни, Ha борьбу
с которыми встал впоследствии Горький,
вызывают не только негодование у Шев-
ченко, они глубоко оскорбляют его веру в
человека. Его мучает вид «вертепов-ка-
зарм», его возмущают сливки гарнизонного
общества, «заплесневшие — прокисшие
сливки». В С} - ‘

А жизнь могла бы быть иной! Вак ра-
дует автора дневника всякое проявление
хороших чуветв в людях, веякое достиже-
ние их творческого труда, великие созда-
ния искусства, красота природы! Душа его

—

>
К 135-летию со дня рождения
Т. Г. Шевченко

®

тянется к родной Украине, её степям и са-
дам. Он любуетея’ красавицей Волгой. Еще
де от’езда из’ ссылки Шевченко заслуши-.
вается старинной уральской песней про
‘атамана Булавина, в начале ХУПГ века
поднявшего казацкое восстание”на Дону,
и записывает в свою тетрадь начало пес-
ни. А на пароходе его очаровывает музыва
крепостного скрипача . Алексея” Панова:
«Благодарю тебя, мой  лучайный, мой бла-
городный! Ws твоей ‘бедлой скрипки вы-
летают стоны поруганной крепостной души
и сливаются в один протяжный, мрачный,
глубокий стон миллионов крепостных душ».
В Петербурге ¢ Bocroprom on слушает
‚«Ивана Сусанина»-—гениальное произве-
дение бессмертного Глинки. №, чм. 60-
здано в любовью к труду, © мыслью о
народе, все, что естественно и правдиво,
‘проеветляет и животворит: его душу.

-› В лунную: ночьчон. идет по унылой пу-.
стыне Ново-Цетровекото форта и вспоминает
стихи Лермонтова «Выхожу один я ‘на 10-
рогу». Й воспоминания о невольничьей
жизни перестают быть тягостными; да, он
прошел свой кремнистый путь, но не. по-
терял силы духа, не унизил своего. челове-
ческого достоинства. : :

Но главное для него везде и всегда лю-
ди. Не изуродованных. жизнью людей мало.
в Ново-Петровском форту: солдат Скобе-
лев, тяжко поплативигийся за попытку от-
стоять свое достоинство перед обокравшим
вго командиром; сеыльные солдаты-иоля-
ви, рядовой Обеременко. славные. девочки—=
дочери коменданта Ускова, Зато весь путь
‚от Астрахани. до Петербурга. полон встреч,
CO старыми и новыми друзьями, окружаю-
щими. исстрадавшегося поэта - сердечной
заботой. Тут и милый капитан парохода

тыми головами; они пришли просить ваз
щиты от своего ‘грабителя —= помещика
Демидова. «А губернатор, не будучи’ ду-
рак, велел. их. посечь з& то, чтобы они
искали управы по начальству, то-есть на-
чинали 60 станового».

Шевченко, как и Чернышевекому, ка-
жется близкой крестьянская революция.
Подобрав. случайно листок «Русекого ин-
валида» и прочитав там, что в Витае
вепыхнуло народное восстание против узи-
харинов, он записывает: «Скоро ли во
вовусльшание можно будет сказать и про
русских бояр то же самое?» ^^ _

Наряду с записями © встречах с людь-
ми, в дневнике отводится много места
встречам с книгами. Много. лет автору
дневника не приходилось читать почти
ничего, кроме. официального «Русского ин+
валида»., Получив случайно эстетику
польского философа Тибельта, Шевченко
в течение нескольких дней записывает
свои возражения, противопоставляя идёа-
листической системе материалистичеекие
воззрения на искусство, близкие в тем,
что развил в своей  внаменитой книге
Черньышевский. Е. т

Шевченко ясно видит, высокую залачу
искусства. Оно должно служить интересам
трудового народа, быть оружием в борьбе
за его идеалы. Восторженно приветствует
“Шевченко «Губернские очерки» Щедрина,
в котором видит продолжателя дела, начаз

лям с горячим призывом: «Други мой, ис-
кренние мои! Пишите, подайте голос за
эту бедную, грязную, опаскуженную чернь;
За этого поруганного, бессловесного смерз
да!» :
‚ Революционные демократы в то время
еще только начинали борьбу против, 6у0-
жуазных либералов. У Шевченко не могло
быть колебаний между двумя лагерями:
Для него ясно, что единственно правиль-
ный—тот путь, по которому шли «Caan

В. В. Вишкин, п новые знакомцы в Ниж-
нем, п старый друг М. С. Щепкин, ne
поколебавитийся приехать в поднадзорному
‚другу по первому его Зову, и москвичи,
встречающие Шевченко «с самым теплым
радушием», — ав Петербурге семья Тол-.
стых, литераторы, художники, друзья по
заточению — поляки, в их числе Сераков-
ский, 0 KOTOPOM Так тепло вепоминали не.
раз и ТГернен и ‘Чернышевский, человек.
мечтающий о независимой Польше ‘и дру-
жеетвенной с нею вольной России.

Шевченко необычайно чуток Е проявле-
ниям дружбы, но поэт-революционер умеет
различать друзей подлинных и мнимых,

людей либеральной фразы и людей, дей-

ствительно, как и он, ненавидевитих. са-
ивдержавие и пламенно жажлавших сво-
боды для народов своей родины.

С особым уважением‘ относится он в де-.
кабристам. Ноэт. тщательно описывает
встречи ©  Анненковым, = Волконским,
отмечает в дневнике чтение стихов Рылее-
ва в капитанской каюте на волжеком па-
роходе. А когда в Нижнем П. В. Шумахер,
недавно вернувшийся из-за границы, пэ-
вазал Шевченко номер «Колокола», он
благоговейно поцеловал газету. Герцена
Шевченко называет «нашим изгнанником-
апостолом». С жадностью он поочитывает

«Врещеную собственность» Герцена —
«сердечное, задущевное человеческое
ПВО ks pe ;

В дневнике Het elie ynoutnanuit о Чер-

зость е которыми началаеь- позднее. He
определено еще. отношение к Некрасову.
Ло, по существу; бывший: крепостной Шев-
ченко и сын захолустного ‘помещика He-
красов одними глазами смотрели на жизнь,
  одно и то же любили‘ и ненавидели. В
1858 году Некрасов написал «Размышяе-
ния у парадного под’езда». А за год ло
этого Шевченко, проходя через нижегород-
ский Времль, видит у под’езла губернатор-
‘ского дворца толпу мужичков с непокры-

) Смыелом

нышевском и Добролюбове, личная бли-

ные рыцари», вроде Степана Разина. или
Устина Кармелюка, а еще раньше восстав-
ший на панов Богдан Хмельницкий. По
Этому же пути шли «первые русские бла-
говестители свободы» — декабристы, & за
ними Герцен. . а.
Таково лицо автора «Дневника», чело
‚века, исполненного твердой веры в конеч-
ную победу трудящихся масс над их угнеч
тателями. Бывший крепостной, . острей-
шим вонросом дня Шевченко считал паз
Jeune крепостничества. Ем идей сродни
идеям лучших передовых людей Росвии—=
великих революционных демократов прон-
лого. века. :
‚Шевченко не, ощущал. някакой гранипы
межлу собой и передовой русской литераз
турой. Ее и не было, стремления трудовых
масс двух ‘братских народов были едины.
жизня Шевченко было то са-
мое дело, за которое боролись Чернышев-
ский, Белинский. Добролюбов.
«Он вышел из нарола. жил с народом;
й не только мыслью, но обетоятельетва-
ми жизни был е ним крепко и кровно свя-
зан», — писал о Шевченко Н. А. Добролю-
бов. Рисуя тяжелую, горестную жизнь
крепостного ‘крестьянства, бичуя неспра-
ведливый социальный порядок и призывая
нарол в топору. Шевченко мечтал о тех
днях, когда падут «короны и тТроны».
Обращаясь к будущему, поэт иророчески
товорил: `

И‘ меня в семье. великой, -
В семье вольной, новой,
Не забульте, помяните
Добрым тихим словом.

В. свободной великой семье советских
вародов на всех языках ныне звучит ‘слозо
Шевченко, идейного ‘соратника ‹ великих
русских революнионеров-демократов.` Веч-

1 ва и неизменна любовь трудящихея к cro

прекрасному поэтическому гению. ‘вопло-
‚тившему в себе лучшие, . благороднейшие
черты характера увраннекого нзрода.

(HERON SSRN AE CURA SENT PHU RS SARC OSE ER OER eee sles a Eee Ree sOe ВОЕН АЕ ВОИНОВ О НОВО Ене в pup eREaR Nene ARE nea Te eEA ANE RERARdERERe EEO Us EEE SEeEeEESeRA Ne dERUseRceREes Anes о а нас в вов оисанезатисыния ЯВНО ВОЗ ООН Уи воно ва во вост н ово ао вы воно зоба зао аа ани но ви ин ии иона снос юн оно ненова и рав ров аз внорииависвочавияе в

_. Эти враждебные  марнеизму-ленинизму   теля произведений” большой ° революцион- ных особенностей развития науки, отрипа-
взгляды оказали известное влияние на на-   ной силы, оригинального передового мые-   ние намиональной принадлежности ученых,

ши. кадры, засоряли головы молодых на-

грому идеализма в различных
науки. Е i
`Антимарксистекие, онтибочные Взгляды
Б. Кедрова в области философия могут
быть сведены к следующим основным мо-
ментам: :

1) Rocmononmraem, 2) схоластическое, в
духе гегельянщины, изврашение MaTepHa-
листической лиалектики, 3) извращение
философского наследетва В. И. Ленина.

В чем выражались вредные коемополи-
тические воззрения Б. Кедрова?

Он об’явил понятие «национальной само-
бытности» буржуазным припцином, «Игно-
рировать факт межлународного характера
классовой борьбы и ем отражения в филосо-
‚фий, — пибал он, — значит жертвовать
Марксистским принципом классовсм ана-
лиза ради частичного удержания буржу-
азного принципа национальной самобыт-
ности и ограниченности развития философ-
ской мысли», .

‚Б. Кедров, Бак мы видим, противопо-

ставляет. классовое < национальному. Его
воззрения отличаются явным НИГИЛИЗМОМ
: по отношению к нацизнальному.
Вопреки ленинско-сталанскому учению
 0 национальном вопросе, он отстаивал
‹«плейку» о некоей абетрактной мировой
  науке, не знающей якобы никаких Ha-
  циональных и государственных грапиц.
«Развитие мировой философской мысли...
следует рассматривать, в первую очередь,
не по отдельным странам, & по определен-
ным сопиальным эпохам. Ибо мировую фи-
лософию. представляющую собой мысль
человечества, нельзя представить как п00-
стую сумму отдельных национальных фи-
лософий. развивавшихея более или менее
самобытно, автономно одна от другой».

Делая выводы из всех этих ошибочных
воззрений в отношений России, Б. Ведроз
отбрасывает все национальное, самобытное.
в развитии русской общественной мысли,
В евоих писаниях он договаривается, На-
пример, до того, что философию Pa-
дищева называет лить — «откликом»
франиузской оеволюнии. Величайтего рус-
ского материалиета ХУП! века, мужествен-
ного борца против крепостничества, созда-

лителя -— Радишева Кедров  «зачисляету

Tam же «залихватски» расправляется он

сбрасывает ее со счетов.

«Развитие мировой философской  Mbic~
ли — а до 40-х голов ХХ века эт и
было по преимуществу то, что называют
западноевропейекой философией...» —пи-
MWe? on. ;

Олним росчерком пера ВБ. Ведров выбро-
сил из истории рубекой. общественной мы-
сли Ломоносова, Радищева и многих дру-

Нигилистическое отношение к русской
национальной культуре, пренебрежение в

ны приводят Кедрова к крупнейшим поли-
таческим ошибкам, В сввйх работах он стал
на путь отрицания значения приоратета в
научных открытиях. В книге «Энгельсе ий
естествознание» он прямо утвержлал, что
не считает «вопросы приоритета сущест-
венными для истории науки». Позже, под
давлением критики. Б. Кедров Назвал это
случайной обмолвкой. Однако это не так!
Подобное жё положение, слово в ‘слово,
повторено и в другой его работе. В статье
«Атомистика Дальтона и ee философское
значение» он еще раз утверждает. что спор
10 приоритете не имеет <«ocofora BHTe-
реса для истории науки». Ясно, что. это не
случайные опиеки или обмолвки, а точка
зрения, теоретическое, положение, последо-
вательно проведенное им во многих кон-
Г кретных вопровах история науки.

Наряду © отрицанием значения приори-
тета в научных открытиях. В. Кедров В
‘книге «Энгельс и естествознание» проно-
ведует... «великий принцип  международ-
ной солидарноети среди ученых»(!) и ’од-

новременно ратует за «единую мировую
науку»! os
«...Менделеев, —- uumer fefpop, —

никогда не ущемлял прав ‘ученых других
стран. Он был интернапионалиетом в нау-
ке. При оценке научных заелуг того или
иного ученого он выдвигал не какие-либо
посторонние пауке соображения, вроде на-
циональности данного ученого ит. д., &
строго об’ективный кратерий». —
‚Выхолит. по Кедрову,--что интернациона-
лизм в науке — это отрацание падиональ-

PAX крупных мыслителей.

якобы не оказывающей никакого влияния

‘учных работников. мешзли. фазритию фи- лашь в. «отражатели» французских идей.   на ‘развитие их научной деятельноети. Но
° лософекой мыеди, обобщению новейших до-
° стажений естествознания и полному  раз- е русской философской ныслью до сороко-   корне расходится © подлинным
областях вых годов ХПХ века в пелом. Он попросту бким интерналионализмом,

подобная трактовка’ интернационализма в
пролетар-
воторый, как
известно, отнюдь не отрипает наниональ-
ных‘ черт и особенностей, национального
характера развития культуры ‘народов.
Белров: как мы вадим. изображает Менле-
леева вовсе не как интернапионалиста. &
как космополита. В действительности же
это поклеп на велико Меняелеева, кото-
‘рый никогда не: был. космонолитом, & был
настоящим и иламенным патриотом своей
Родины,

Кедров далее пишет: «Он (Менделеев. —
`М. М.) давал решительный отпор тем, кто

вылающимея деятелям науки своей стра-  Нарушал велиние принципы международной

солидарнести среди ученых; он боролся на
деле за то, чтобы наука была в полном
смысле слова интернациональной».  (Пол-
черкнуто мною. — М. М.).

Эти рассуждения Б. Велрова чуловищны
й ничего общего с маркеизмом-ленанизмом
не имеют. Марксизм-ленинизм учит, что в
влассовом обществе нет и не может бытв
«единой мировой науки». нет. и не может
быть‘ «елиного мирового естествознания»:
В науке происходит ‘борьба между  мате-
риализмом и идеализмом, борьба прогрес-
‘вивных и реакиионных тенденций, отра-
жающих классовую: борьбу в обществе.
Разговоры о «великом пранцине междуна-
родной солидарности ученых», это
бредни; выгодные амераканским разведчи-
кам.

Цепкими зубами вцепился американский
империализм в ‘такое научное открытие,
как использование атомной энергии. Раз-
ве американские ученые в порядке «прин-
ципа международной солидарноета среди
ученых» сделали это открытие вееобшим
достоянием? Или. например, пенициллин.
Вель ни американекие, ни английские уче-
ные не открывают - секрета . изготовления
пенициллина ученым других стран. Наши
советские деятели науки евоими собетвен-
ными путями, продолжая работы о пени-

ОКОНЧАНИЕ CM. HA 4 GTP.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 20 3

того Гоголем. И он обращается к писате-`

}