4—6 марта в ‘здании Национального
60брания Чехословацкой республики про-
ходил первый ‘учредительный с’езд чехо-
словацких писателей.

(’езд писателей явился важным 00-
щественным событием. Его приветствовал
председатель Национального собрания
Ольдржих Ион. Среди почетных тоетей
е’езда были премьер-министр А. Залотоц-
кий, который внес свой вклад в литера-
туру книгой воспоминаний о чешеком ра-
бочем движении в ХГХ веке, вице-премьер
3. Фирлингер, министры В. Копецкий,
3. Неедлы, В. Влементие. Не только пра-
вительство послало своих выдающихся
представителей на деловые совещания
с‘езда, но и рабочие и крестьяне пред?я-
вили литераторам евой счет. Народ Чехо-
словакии ждет книг, помогающих его ро-
сту, отображающих жизнь в ее развитии.
Еще никогда не было в Чехословакии та-
кого интереса к литературе. Этот факт за-
служивает 0с0бо внимания чехословац-
ких писателей, многие из которых прежде
рассматривали литературную деятельность,
как некую кабинетную работу.

Пви народно-демократическом строе для
писателей открываются большие возмож-
ности, но на них возлагаются также и
большие обязанности. И это ярко выека-
зал президент республики В. Готвальдх в
письме, которым он приветствовал <’езд.

«Я придаю вашему е’езду большое зна-
чение, — говорится в письме В. Готваль-
Да, — я считаю, что он завершает первый
период после майского и в особенности
после „февральском возрождения нашей
питературы и всей культуры, период по-
исков новых установок, новых путей, но-
вой ориентации... В прошлом нежелание
иметь связи с общественной жизнью мог-
ле являться выражением определенной,
хотя и неясной оппозиции капиталисти-
ческому обществу. В современных уело-
виях это означало бы нежелание иметь
связи CO своим родным народом, который
поднялея, чтобы создавать новый строй,
несущий свободу, творческую радость и
счастье ранее угнетенным народным мас-
сам... Это сейчае уже’ совершенно. ясно,

Периох этого осознания закончился тем,
что вы уже пошли в созданию новой
идеологической организации литературных
‘ил, которая ставит, как главную задачу,
активное творческое участие в строитель-
стве лучшего завтра своей родины, в вое-
питании новото социалистического чело:
Beka...

Настало время начать в нашей литера-
туре новую главу, которая называется: от
слов к делу. И в этом направлении у нае
Уже имеются определенные ростки, уже
побежали первые ручейки. Но нам нужен
могучий поток, бурный поток нового,
идейно-боевого, вдохновляющего искусства.
Нане народ жаждет такого искусства, ко-
торое он мог бы назвать своим. В этом
огромный успех нашей народной демокра-
тии. Ведь мы едва начали ‹ерьезно ©су-
шествлять лозунг «искусство принадле-
жит народу», и уже со всех сторон мы
видим, как мощная тяга к искусству про-
буждается в нашем народе. Не обманите
Же надежд, которые возлагаютея на Bac:
станБте инженерами туши нашего народа,
выразителями его стремлений, его любви
и ненавиети, станьте ето сопиалистиче-
скими «будителями».

Слова К. Готвальда «от слов к делу»
стали боевым девизом, который дал на-

правление всей работе с’езда. Передовые
представители чешской и словацкой лите-
ратуры поняли, что они еще мало сделали
по сравнению © общими успехами страны
ва последний год, по сравнению © созида-
Зельными усилиями всего народа. Литера-
тура отстала: еще очень мало создано про-
изведений на темы современной жизни,
произведений, показывающих путь в 9-
диалистическое будущее.

ротив антимарксистских,
космополитических „теорий в философии ее

Акад. М. МИТИН

НАЧАЛО СМ. НА 3 СТР.

циллине, начатые вообще русскими учены-
ми, усовершенствовали это могучее лечеб-
ное средство.

Какая «международная солидарность»
Могла быть у советеких ученых е мисти-
ками и идеалистами, вроде Джинса, Эд-
дингтона и других?’ Вакая может’ быть у
нас «международная солидарность» е «уче-
ными лакеями» американских империали-
crop вроде Меллера, Дэйла, яростно  вы-
‚ступающих против мичуринекой биологии
и против нашего советекого государства?
Известно, куда скатились в своем рабеком
низкопоклонетве перед  иностранщиной
iheépakn и Дубинины. предлагавшие erpo-

ить вкупе е зарубежными реакционерами“

от науки «единую мировую биологию».
Высказывания Б. Кедрова евидетельст-

вуют о том, насколько далеко ушел он от

марксизма-ленинизма. Эти высказыва-

ния — находка для веякого рода безродных i

космополитов и буржуазных  национали-
стов, ведущих борьбу против советской
‚науки, против советской культуры, против
нашего народа. Рассуждения Кедрова
ЭТО — «теоретическая база» для всех тех,
кто‘ предает интересы родной науки, для
всех подлых людишек, которые не любят
своей Родины, не любят своей социалисти-
ческой культуры.

В полном соответствии со своими «тео-
ретическими» установками Б. Кедров ис-
кажает подлинную историю науки,

В книге «Энгельс и естествознание» он
писал:

«Лавуазье не только развил и усовер-
тенетвовал количественный химический
анализ, но дал ему теоретическое обосно-
вание. Лавуалье самостоятельно (не зная
00 открытиях Ломоносова, работы которого
оставались долгое время неизвестными)
сформулировал закон сохранения материи
в виде закона сохранения веса реагирую-

х

}

[а сезде чехословацких писателей

`

$
Павел РЕЙМАН

> i

В стремлении создать новую литерату-
ру, проникнутую идеями социализма, че-
хослованких писателей больше веего вдох-
новляют дружеские связи с советской ли-
тературой и культурой, пример которых
указывает нам ясный путь.

С большим потемом ©’езд привететво-
вал делегацию советских писателей —
В. южевникова, 5. Молевого, С. Щипачева
и И. Анисимова. Речь, которую от имени
делегации советских друзей произнес В. №9-
жевников, оставила глубокое впечатление.
Он товорил о тридцатилетнем пути совет-
ской литературы — самой прогрессивной
литературы «совремечноети, © творческом
методе советских писателей — о социали-
стическом реализме. ‘Он показал, что эта
великая литература ‘черпает, свое содержа-
ние из могучею ислючника марксистеко-
Ленинской теории, что ев глубокая илдей-
ность вытекает ‘из борьбы советекого народа
за коммунистическое общество под руко-

водетвом великой партии  Ленина—
Сталина. on
Достижениям советской культуры и

литературы Вадим’ Кожевников противопо-
ставил картину культурного упадка в ка-

титалистичееких странах. Он разоблачил.

также реакционную идеологию буржуазно-
го космополитизма и национализма в ис-
кусстве.

Духом пролетарского интернационализ-
ма были проникнуты также выступления
присутствовавших на с’езде писателей
стран народной демократии и представите-
лей прогрессивной литературы западных
стран. Среди гостей — писатели Польши,

Болгарии, Румынии, Венгрии, Франции,
Бразилии, Аргентины, Норвегии, США,
Англии. ae

0 задачах чешской и словацкой литера-
туры в строительстве социализма в стране
говорил в своем большом докладе предее-
датель Союза чехословацких писателей Ян

Дрха; Доклад словацкого писателя. М. Хор-

вата был посвящен задачам литературной
КРИТИКИ.
Ян Дрда расеказыва

© пути развития,
по которому? идет ‘наша в

ациональная ли-

тература после фазоблачения и. разгрома  .

реакционной атентуры в рядах чехосло-
вацких писателей, защищавшей под лжи-
вым лозунгом евободы слова интересы ка-
питалистических эксплоататоров. Доклад-
чик проанализировал трудности роста, ко-
торые испытывает новая  чехословац-
кая литература, и выразил надежду, что:
писатели широко иснользуют опыт с9-
веткой литературы, дающей прекрасный
пример служения‘ народу.

Важные для чехословацкой литературы
вопрееы были подняты в содержательных
выступлениях министров 3. Неедлы и
В. Копецкого.

Профессор 3. Неедлы говорил 06 orpom-
ном влиянии, которое оказала на старшее
поколение чехословацкой интеллигенции
великая русская литература ХХ века. Он
говорил о том, что в настоящее время для
писателя быть просто реалистом уже не-
достаточно, —сейчас нужно итти по пути
социалистического реализма. 3 Неедлы
выдвинул также вопрое © литературной
критике, которая может быть плодотвор-
ной лишь тогда, когда у нее есть ясная
перопектива, когда она ставит перед собой
ясную цель и имеет ясную программу раз-

вития новой сопиалистической культуры.

Литературная ‘критика без такой перонек-
тивы не может решить своих вадач. Одно-
временно с непримиримой борьбой против
проявлений резкции во всех ee формах
критика должна быть. также средством
воспитания друзей. ищущих пути к твор-
‘честву на благо народа;

щих веществ». Какая трогательная забота
о приоритете Лавуазье!

Ведь все, что пишет здесь Б. Кедров,
абсолютно неверно! Теперь точно уста-
новлено, что Лавуазье ‘не мог не знать
работы Ломоносова. Ломоносов
0- своем открытии Эйлеру еще в 1748 го-
ду. Формулировка этого закона дана им в
«Рассуждении о твердости и жидкости
тел». Труд этот вышел на руеском и ла-
тинском языках в 1760 г. Установлено,
что он был известен французевим ученым.

цип сохранения вещества нельзя назвать
оригинальным.

Важно отметить, что еще 13 лет тому
назад на страницах нашей печати акаде-
мик Н. Зелинский писал по этому поводу:

«Ломоносов гениально предвосхитил и
экспериментально подтвердил ...до Лавуа-
зье одно из величайших открытий-—закон
сохранения веса... Ломоносов уже экепери-
ментально установил закон сохранения
вещества... закон, открытие которого не-
правильно относят к 1774 г. и связывают
только с именем Лавуазье».

Академик С. Вавилов в своей статье
«Закон Ломоносова» показал, что «впервые
в истории химии был доказан факт с0-
хранения массы ‚при химических превра-
щениях, ставиий в, ХГХ веке основным
законом химии и приписывавиийея обыч-
но французскому химику А. Лавуазье. Сам
Лавуазъе никогла’ не претендовал на’ от-
крытие этого закона. Честь его открытия
принадлежит М. `В. Ломоносову».

Так раеходитея действительная история
науки © антипатриотическими  измышле-
ниями Б. Кедрова. Отрицая значение прио-
ритета для истории науки, предавая за-
бвению историческую роль великих pyc-
ских ученых, он вместе с тем пропаганди-

рует фиктивный чтриоритет иностранцев.

‚претворен в жизнь.

писал -

Поэтому опубликованный Фавуазье прин-.

`В. Копецкий говорил о том, что успехи,
достигнутые Чехословакией на пути к’ со-
циализму, являютея результатом огромной
помощи, оказанной Советеким Союзом че-
хословацкому народу. Дружба © СССР,
дружба со странами народной демократии
в духе принципов пролетарского интерна-
ционализма — путеводная нить также и
для новой литературы. В. Вопецкий гово-
рил о непримиримой борьбе двух лагерей,
в которой Советский Союз и страны на-
родной демократии защищают дело мира
против империалистических поджигателей
новой войны. Укреплять сотрудничество ©
Советским Союзом, с народно-демократиче-
скими странами и со всеми прогрессивны-
ми силами, веети упорную борьбу против’
декаданса, против буржуазного коемопо-
литизма и национализма — в этом заклю-
чаютея наиболее жгучие проблемы даль-
нейшего развития культуры в Чехослова-
кии.

Уполномоченный Словацкого националь-
ного совета по вопросам культуры поэт
Л. Новомеский подчеркнул в своем вы-

‚ступлении долг писателей — освоить на-

учное понимание законов общественного
развития, глубоко овладеть теорией мар-
кеизма-ленинизма,

Дискуссия по докладам отличалась де-
ловым, конкретным характером. Высту-
павиие на ©’езде писатели говорили 9
конкретных задачах, о собственных твор-
ческих планах, многие из них взяли на
себя творческие обязательства на ближай-
шее будущее.

В этой дискуссии радовало то, что в-ней
приняли активное ‘Участие молодые писа-
тели И. Скала, Я. Клима, Клипетовец,
Школауди и другие. Важно было и то, что
в дискуссии участвовали и представители
старшего поколения, Наряду co старыми
борцами ‘за ‘воциалистическую  литерату-
ру — Витезелавом Незвал и.Марией Пуй-
мановой выступили также писатели, кото-
рые только в ‘последние годы сблизились
© народом, `— №. Я. Бенеш; Варел Новый
и другие. Они заявили о-желании активно
включиться в работу. Таким образом, луч-
пгие силы ‹етарого. литературного. поколе-.
ния об’единилиь с ‘писательской Mond:
дежью в стремлении к тверчеетву, социа-
листическому по содержанию.

-  Бдинотво. всех здоровых, творческих. сил:
чешекой и ‘словацеой литературы. прояви-
лось ‘в самом важном постановлении
с’езда. Вместо существовавшей до сих пор
организации, которая в первую, очередь
защищала профессиональные интересы
литераторов, образован единый Союз чехо-
гловацких писателей. Эта организация

‘создана на прочной идеологической основе

и ставит своей главной задачей связать
усилия чехословацких писателей © уси-
лиями всего народа в борьбе за построе-
ние социалистического общества.

Устав новой организации: ясно -опреде-
ляет ев задачи: способствовать творческо-
му участию писаледлей в ‘строительстве
социализма на нашей родине; организовы-
вать и помогать непосредетвенному и си-
стематическому контакту между литерато-
рами и трудящимися на заводах и на по-
лях, везде и веюду;. ссуществлять творче-
ское сотрудничество чешеких и словацких
писателей путем систематического обмена
опытом; помогать писателям овладевать
теорией марксизма-ленинизма; укреплять
в- писателях чувства патриотизма и интер-
национализма, вести непримиримую. борь-
Фу против буржуазного национализиа и
коемополитизма. :

Рентимость ‘итти по новому пути, . кото-
рой были проникнуты все выступления на
писательском  с’езде, — гарантия Toro,
‚Что девиз, выдвинутый перел .чехоеловац-
кими литераторами. президентом К. _Гот-
вальюм — «от слов к делу», — будет

_ ПРАГА: (По телефону)

В выпущенной в 1948 г. книге «0 пу-
тях развития ° естествознания» В. . Кедроз
усугубляет свои ошибки. Он пишет: «...в
России ло начала 60-х rogop МХ в.
естествознание в целом былое весьма еще
слабо развито. (подчеркнуто мною.—М, М.)
Лишь с начала 60-х годов, накануне. крс-
стьянской реформы 1861 г. и непосред-
ственно велед за. ней начинается бурный
расцвет естествознания в России, причем
всех его основных отраслей».

В. Кедров нарисовал совершенно невер-
ную картину развития естествознания В
России. Он ухитрилея «забыть» двух. ве-
ликих корифеев русской науки ло 60-х
годов ХХ в. — Ломоносова и Лобачевеко-
то. Он «забыл» гениального Ломоносова,
предвидевшего на 200 лет вперед многие
вопросы развития науки. Он. «забыл» Ло-
бачевского, совершившего выдающийся
паучный подвиг. поставивший его имя ря-
дом с именами Ньютона, Лапласа, Дарви-
на и др. Открытия Лобачевского в геомет-
рии — это эпохальное явление в науке,
это . переломный момент в развитии
теометрии. При наличии таких корифеев
пауки разве можно товорить 0 том,
что естествознание в России до 60-х го-
дов ХХ века было слабо развито!

А ведь, кроме Ломоносова и Лобачевеко-
го, были у нас такие крупные ° ученые,
как математики Т. Ф. Осиповекий, М. В.
Остроградекий, как химик А. А. Bo-
скресенский, этнограф и географ С. ПИ.
Крашенинников, физики В. В. Петров,
9. Х. Лени и Б. С. Якоби.

Но Кедрова волнует другое. го беспо-
коит, как бы не было перегиба в пере-
оценке развития русской науки. В журна-
ле «Вопросы философии» в 194$ году он

нишет; «Однако, как и во всех прочих
случаях. так и здесь, мы ветречаемея 6
известными перегибами,  свидетельствую-

щими о том, что за выполнение этой един-
ственно верной линии берутея иногда лю-

проявлений низкопоклонства,

‘софии...» (стр. 243).

Альфредо

Я прибыл из-за океана, ‘из далекой
Аргентины, чтобы ‘повидать тебя. Я при-
ехал не один. (0 мной прибыли многие.
Все те, кто на моей родине любит тебя и
мечтает о тебе: рабочие мясокомбинатов
Буэнос-Айреса, поэты и металлурги, зака-
ленные лесорубы Севера, вечно странст-
зующие батраки-—еборщики маиса и хлон-
ка, землепашцы и пеоны помещиков. Мои-
ми глазами глядело множество любознатель-
ных глаз, жаждавших познать тебя. Я
смотрел ‘на тебя от имени всех их, от име-.
ни всех масс трудящихся, знающих и лю-
бящих тебя, хотя бы они никогда Teds,

еще ‘не видели, — от имени всех тех, vp

кото ты олицетворяешь с0б0й сверкающу
надежду. ‘ iy

В день, когда я прибыл, народ  танцо-
вал на улицах Москвы вокруг елок, празд-
нуя Новый год. Я приехал зимой, но я
увидел тебя в весеннем уборе. В Сталин-
граде снег падал мне на лицо, ноя и
сквозь снег видел полные энергии. лица

сталинградеких жителей, которые на раз-.

валинах, овеянных @лавой сверхчеловече-
ского героизма, воздвигают новый, еще бо-
лее прекрасный город. Не довелось мне ви-
деть солниа ив Ленинграде, как. не довелось
насладиться его чудесными белыми ноча-
ya. Но солнечное тепло было в Домах
культуры для рабочих, где я побывал, и
в облике детей, которые, вевело смеясь,
катались на коньках по замерзшей Неве,
пи в простых и зрелых словах, которые
мне говорили в московеком Доме литера-
торов: «Вы знаете, что сейчас больше вее-
то волнует нашу литературу? — O6pa3
борца за новую жизнь, образ человека,
который умеет преодолевать все возникаю-
щие на его пути препятствия».

В течение, месяца я жил твоей жизнею,
прислушивалея к могучему биепитю твоего
‘сердца. Вспоминая эти дни, мне незачем
заглядывать в мою записную книжку. В
моей памяти, скрещиваясь_ и. переплетаясь,

веплывают уверенные ответы учении од-

ной из. московских школ; и милый лепет
ребят в-яелях при заводе; и энтузиазм, с
которым осуществляется трудовое соревно-

вание, чтобы досрочно выполнить план и

поскорее построить ‚еще более счастливую
жизнь; и замечательные спектавли в теат-
рах; и просторные московские институты,
в которых сто тысяч студентов учатся,
получая тосударетвенные стипендии; и. тот
врач, с которым я ветретился - в кабине
самолета и который сказал мно о поджи-
тателях новой войны; «Мы их не боимся! »;
и тысячи лыжников и конькобежцев, ко-
торые в воскресный день стремительно
скользят по всем дорожкам огромного Пар-
ка культуры и отдыха имени Горького.
Еще находясь вдалеке, я знал, какие
тлубокие раны. нанесла. тебе война. Ho
нужно было увидеть тебя BOA, чтобы

ВАРЕЛА

}

Слово © СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

понять, как глубоки они и как велик был
трой подвиг. Неутомимые руки твоего в®-
ликого народа залечили эти раны И сгла-
живают теперь твои рубцы. Ты вызишься

во весь рост,—еще более сильный, еще бо-

лее могущественный. Теперь я знаю без-
мерную твою силу. Твои люди нежны и
тверды в одно и то же время. Я чувство-
вал их руку в своей руке: нет более до-
верчивой, чем эта рука, когда она протя-

‘нута другу. Но нет и более кренкого ку-
‘лака. когла он обрашен в врагам.

В прах.
разбиты те, кто посягнул на тебя; в прах
превратятся и Te, кто захочет повторить
подобную авантюру-

Я приехал к тебе из Западной Европы,
0б’ятой сумерками, — из потускневигих
стран, по которым, как конь Аттилы, про-
шелея доллар. Я прибыл оттуда, где растут
безработица и недовольство народов.
здесь я увидел спокойные лица, склонив-
шиеся над станками или над книгами,
лица, освещенные верой и уверенностью,
лица хозяев будущего.

Я прибыл из тьмы, и меня озарил твой

свет.

Я и раныше знал, что ты строишть со-
циализм заботливо и любовно, как растят
сына. Но теперь я увидел это воочию; A
это ощутил на твоих заводах и в. детских
садах, при знакометве с твоими рабочими,
архитекторами, музыкантами, пизателями
и Героями Социалиетического Труда. Их
возилательный труд отражен в статисти-
ческих данных, где каждая цифра свиде-
тельствует о новой’ победе. Но пусть дру-
гие, ‘более сведущие в этом люди, зани-
маются цифрами. Я больше разбираюсь в
облике  людей, в их песнях, в их тревогах.
Я знаю, что иногда на ‘тубах сияет улыб-
Ka, в. то время, как в сердце ноет тоска.
Но смех твоего народа идет из самого
сердца, из самых ето. глубин. Оптимизм
ощущается даже в твоем воздухе, потому

что им дышат миллионы своболных людей.

В то утро. когда я покидал Москву, па-
дал густой снег. В поисках чистого неба
наш самолет поднялся на высоту более
2000 метров. Вот мы уже у границы. Мы
‘быстро отдаляемея от тебя. И ‘тут я пэчув-
етвовал, что ты продолжаешь жить BO
мне, как могучий росток. Я уезжал, ноя
уносил тебя © собой; ‹

Ты всегда будешь со мной, всюду, тде
есть мужчины и женщины е чистой ду-
шой; которые любят тебя, хогя никогда
тебя не видали, и которые свом надежды
связывают с твоим именем. - .

Прощай, Советская страна, мать мил-
ионов свободных людей, неутомимая стро-
ительница новой жизни! Я видел тебя зи-
мой, но ты была в весеннем уборе. Ибо
на твоей земле установилась Веена Чело-
вечества-

_ 70- летие Бернгарда Келлермана

‘Вся демократическая общественность
Германии 4 марта отмечала 70-летие одно-
го. из крупнейших писателей Германии
Бернгарда Келлермана. Газеты советской
зоны ‘опубликовали ряд поздравлений,
адресованных Келлерману. Маршал Соко-
ловский B поздравительной телеграмме
пишет: «Поздравляю Вас с днем Вашего
70-летия и желаю Вам здоровья, долгих
лот жизни и дальнейших творческих успе-
хов на благо Hoga немецкой демократи-
ческой культуры». ” :
Политический советник советской воен-
ной администрации тов. Семенов в послан-
ной на имя Келлермана поздравительной
телеграмме характеризует . его как «вы-
дающегося представителя прогрессивной
культуры Германии и испытанного защит-
ника интересов трудящихся». Газеты пуб-
ликуют также телеграмму Константина
Симонова, который от имени советских
писателей поздравил Бернгарда Келлер-
мана с его 70-летием н пожелал вму успе-

ди, склонные. впадать, в крайности и дей-
ствовать. по: правилу: если молиться, , так
уж лоб распгибить. эти люди, исходя из
вамых хороших побуждений... › стремятся
иногда. приписать тому или другому рус-

которые

обще не могли быть сделаны в ту эпоху».

„В период острой борьбы против всяких
когда вы-
‘керчевываются ошибочные, взгляды, на-
саждавшиеся лесятилетиями, когда искоре-
няютея отвратительные пережитки капи-
тализма в сознании людей, — в период,
когда еще так мало сделано для раскрытия
всех духовных ценностей, созданных ‘оте-
чественной наукой, — Кедров пытается
остановить это плодотворное движение.

Он с испугом вопит; не увлекайтесь!
Остановитесь! Упаси боже — не переоче-
ните роли русской науки!

Порочные теоретические воззрения Б.
Кедрова наложили свой отпечаток на с0-
держание журнала «Вопросы философии».
Под крылышком Кедрова на страницах
журнала появились такие антипатриотиче-
ские работы, как, например, статья 3. Ка-
‘менекого «№ вопросу о традиции в русекой
материалистической философии ХУШ—
МХ веков» («Вопросы философии» № 2,
1947 гол). ыы
‚В этой статье ‘3. Ваменский клевещет
на русскую классическую философию, при-
писывает ленинизму нигилистическое  от-
ношение к философскому наследству рус-
ской революционной демократии. Он пи-
шет, например: «Что касается философии,
то нельзя говорить здесь о непрерывной
традиции, идущей от Чернымевекого к
Ленину, 0 непосредственной евязи их фи-
лософского материализма».

«Мысли Ленина не дают повода к то-
му, чтобы строить на их основании схему
непрерывной, непосредственной связи ма-
териалистических идей в русской  фило-

А между тем Ленин в статье «От како-
TO наследства мы отказываемся?» совер-
шенно ясно пишет: «Ученики» (т. е. марк-
систы.—М. М.) „должны целиком принять
наследство просветителей, дополнив это
наследство анализом противоречий  капи-
тализма с точки зрения беехозяйных про-
изводителей».

я

ха в литературной и общественной дея-
тельности. «Теглихе рундшау» и «Нейе
Дейчланд» публикуют полный текст по-
здравительной телеграммы центрального
правления СЕПГ, в которой говорится:

«Мы приветствуем Вас, как немецкого
писателя, произведения которого читает и
любит не только немецкий народ, но и
прогрессивные люди всех стран... Всеми
своими произведениями. Вы способствуеге
установлению взаимопонимания между на-
родами и помогаете; устранять презритель-
ное отношение к немецкому народу, воз-
никшее в результате фашизма. Тем самым
Вы помогаете нашему наролу вновь войти

в семью демократических народов. Ваше
творчество является национальным -куль-
турным делом в лучшем смысле этого

слова».
`Следует отметить, что. печать западных

зон обошла юбилей Бернгарда Келлермана
молчанием. та

Разоблачая Михайловского. Ленин. пи-
гал: «№ числу таких. выдумох, «плохих
выдумок», относится и эта ходячая фра-
за 0б «отказе рубеких учеников от ва-
следетва», о’ разрыве‘ их с лучииви тради-
циями лучшей, переловой части русского
общества, о перерыве ими демократической
нити ит, п. ИТ. д., и как там еше это
ни выражалось».

3. Каменский вступает здесь в прямое
противоречие с Лениным, извращает  во-
прое о материалистической традиции. в. ис-
тории русской философии и фактически
отвергает, отбрасывает эту . материалисти-
ческую традицию. .

На страницах журнала «Вопросы фило-
софии» была открыта дискуссия по оши-
бочнюй и вредной статье 3. Каменского,
вместо того чтобы ее разоблачить и за-
клеймить. В. Гоффениефер, хотя и отме-
чал, что статья’ 3. Каменского является
«в некоторых моментах и весьма спорной»
считал, что статья «овоевременна» и «ин-
тереона». Вритикуя некоторые недостатки

«Литературная газета» выходит два раза
в неделю: по средам и субботам.

Адрес редакции и издательства: 2-й Обыденский пер, 14`(для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — Г 6-47-41; отделы:
международной жизни — Г 6-43-62, науки — Г 6-39-20, информации — Г 6-44-82, отдел писем — Г 6-38-60, изда

Типография имени И, и. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская. площадь,

5,.

aaah

статьи, В. Гоффеншефер отмечал, что
«Каменский справедливо об’являет войну:
тенденции замкнуть процесе ’ развития
русекой матерналистической философии в
узко национальные рамки...» Таким об-
разом, вместо того чтобы обрушиться на
Каменского за его явный отход от лени:
низма в вопросе о материалистической тра-
диции в русской философии. apron этой
статьи расхваливает «концепцию» Камен-
ского. Точно так жеи Я. Черняк, крити-
KYA Каменского в отдельных вопросах, ©
похвалой отзывается о Каменском, — кото-
рый «с большой силой опроверг прелетав-
ление... что русская материалистическая
традиция  перетавалаеь якобы непосред-
ственно от Ломоносова к Радишеву, от
Радищева к декабристам, от декабристов
к Белинокому ит, a>. Я. Черняк. пола-
гал, что «в этой части статья тов. Камен:
ско в высшей ‘степени  убедительна».
М. Селектор в своих писаниях (cy. «

ски отрицает все ценное,

Главный редактор В. ЕРМИЛ
Редакционная коллегия: Н.
А. КОРНЕЙЧУК,
М. МИТИН, Н. П

ОГоДИН,

Развитие науки

Широкие горизонты открыла перед вен»
перской наукой народная демократия»
Ученые, `избавленные от рабеких nyt

служения капиталистам, получают все
лее благоприятные условия для коллектив»
ной творческой ‚работы на благо народа.

Новым шагом в’ деле развития науки
явилось решение венгерского парламента о
создании научного совета. На-днях в зда-
нии’ венгерского парламента состоялось
учредительное собрание совета с участием
премьер-министра Венгрии Доби Иштвана,
министров Каллэи Дьюла, Ортутаи Дьюла
и других представителей празительства,

Научный совет, как заявил ero прелеела-
тель министр’ Гере Эрне в своем выступле-
ния на’ учредительном. собрании, призван
выработать пятилетний план научно-иесле-
дозательских работ и согласовать его с

требованиями = предстоящего пятилетнего
плана развития народного хозяйства ‘ий
десятилетнего ‹ плана электрификации и

ирригации’ страны.

Народно-лемократическое ° правительство,
ассигнует миллионы  Ффоринтов’ како на
улучшение материального положения уче»,
ных, так и ча развитие научно-исследова-
тельских работ.

Проявляя неустанную заботу о развитии
национальной венгерской науки, правитель-
трудящихся,

ство и. Венгерская партия
как. об этом пишет газета «Сабад неш»,
пблчеркизают необходимость. учиться у

самой передовой в мире советской науки,
Генеральный секретарь. ‘научного совета
Дьердь: Алексич отметил в своем докляте-
на. учредительном собрании необходимость
создания. венгерско-советского института,
который поможег венгерским ученым озна-
комиться с научными достижениями Совет-
ского Союза.

.  письма

ВАО о НН
«Шопеновский год»
в Польше’

Желязова Воле, близ Варшавы. Дом,
окруженный живописным парком, И дом и
парк сейчас приводятся в порядок, прини-
мают тот вид, какой они имели 139 лет
назад, ‘когда здесь родился великий поль-
ский композитор Фредерико Шопен. Об
этом ‘заботится: созданный польским прави-
тельством Комитет по проведению «Шопе-
новского года».

В Желязовой `Воле 22 февраля ‹откры*
лись празднества в честь Шопена, столе:
тие со дня смерти которого исполнится в
октябре нынешнего года. ‘Днем’ раньше, в
Варшаве, ‘президент . Польской ° респуб-
лики Болеслав Берут’ выступил в зале
«Рома» с речью о творчестве и наследии
великого композитора.

Обширная программа «Шопеновского то-
да» включает концерты, конкурсы, выстав-
ки. В июле в Желязовой Воле состоится
конкуре хоров об’единения певческих сою-
зов Польши. Намечено проведение еже-
годнога шопеновского фестиваля в Душни-
ках (Нижняя Силезия) и ТУ международ-
ного‘ конкурса. пианистов имени Шопена в
Варшаве. Будут об’явлены международный
конкурс на. фильм о Шопене и всепольский
конкурс на проект памятника гениальному
композитору в.’ Варшаве.

Польские издательства: ‘выпускают пол-
ное собрание произведений Ф. Шопена,
композитора, книги о его жизни
и творчестве, альбомы.

фе

Весна в Румынии

С наступлением весны в Румынии уси-
лилось движение крестьян за об’единение
в товарищества по совместной обработке
земли. Все новые и новые ходоки из
только Что организованных крестьянских
товариществ В селах уездов  Брашова,
Браила, Бузэу, Тулча, Сылаж и других
прибывают в ближайшие машинно-трактор-
ные станции, чтобы договориться о. заклю-
чении договоров. на проведение полевых
работ. Товарищества no совместной обра-
ботке вемли уезла Сылаж, например, ва-
ключили уже договоры с машинно-трактор-
ными станциями на обработку 3200 гекта-
роз земли.

На юге страны,
Романацы,
ные работы.

в уезлах Каракал и
развернулись весенние посев-

развитин русокой классической  филосо-
(bir,

Вслед за Б. Кедровым, 3. Каменеким,
В. Гоффеншефером, Я. Черняком и apyra-
ми клевещет и издевается ‘над русской
философией и отечественной военной идёо-
логией И. `Крывелев, бывший ответетвен-
ный секретарь редакпии журнала «Во-
просы философии». Под. флагом б0ь0
против идеализации великих русских воен-
ных деятелей И. Крывелев в своих статьях
фактически Фхаивал историческое прошлое
русского парота, отрицал наличие в России
передовой военной мысли и передового воен-
пого искусства в деятельности Петра Г,
Румянцева, Суворова, Кутузова,  «доказы-
вал», что их деятельность не имела отно-
шения к интересам развития русского Ha-
ционального государства.

‘Совершенно неверно за подписью «Груп-
па философов» на страницах журнала «Во-
просы философии» утверждалось, что кос-
мополитизм и буржуазный национализм —
это антиподы, что теперь стоит суще-
втвенной важности вопро: «о борь-
бе против  безродного KOCMOHOJIHTHAMA,
равно как и против его антипода — бур-
жуазного национализма». Это утверждение
означает полное непонимание  реакцион-
ной, буржуазной природы — космополитиз-
ума, непонимание того, что космополитизм
и национализм — это две стороны опной
ae же MOAI — буржуазной  идеоло-

Так протаскивалиеь и восхвалялись на

тической «научной»
перечиеленная группа философов пыталаеь
подорвать чувство советского патриотизма,
игнорировала замечательные традиции и
великие

Воп-   культуры
росы философии» № 1 1947 г.) фактиче-   на наше м

что имелось в  зрение.

OB.
ATAPOB, A.
0. КУРГАНОВ,

литературы и искусства — Г 6-43-29,
тельство — К 0-36-84, Г 6-45-45;

страницах журнала «Вопросы философии»
антиленинские,
КИ»,

коомополитические «илей-
разоружавшие напиг кадры в борьбе
против буржуазной идеологии.

Своей антилатриотической, ROCMOTOAN-

деятельностью выше

достижения передовой русской
покушалась на святое святых,

аркеистеко-ленинекое MHDPOBO3-
Ss so ==
БАУЛИН,

Л. ЛЕОНОВ,
А. ТВАРДОВСКИИ,

Б. ГОРБАТОВ,
А, МАКАРОВ,
Л. ШАУМЯН,

внутренней жизни — Г 6-47-20,

B — 00180.