Верховный Совет ‘утвердил  Государ-
отвенный бюджет. Советском Cowsa Ha
1949 tol — четвергый roxy  послевоен-
вой пятилетки, год TuraHTCRHX  сози-
дательных работ по развитию  сопиали-
стической промышленности, сельекого хо-
зяйства, культуры, год нового  под’ема
благосостояния ‘советекого. народа.

Приходная часть’ бюджета, определен-
ная колоссальной суммой свыше
446 миллиардов ” рублей, — овидетель-
ствует о’ неисчислимой экономической си-
ле советокого государетва, о грандиозном
росте социалистического хозяйства и куль-
туры. Основные источники  приходной
части ‘бюджета — налог с оборота, при-
были промышиленноети — солидно, весомо
дополняютея экономией от снижения себе-
стоимости продукции в результате внёдре-

ТЫ ЯСНО ВИДИМ.
свое будущее

ния новой техники, настойчивой борьбы
за повышение прибылей, рапионализатор-
ских предложений трудящихся. — Москов-
ские  миалиарды быстро превратились
в миллиарды  всесоюзные, ибо почин
москвичей был дружно подхвачен миллно-
нами тружеников, Нет сомнения, что ны-
нешний год плодотворно  выявит новые
творческие резервы советского народа, бу:
дет ознаменован новыми - достижениями
стахановцев, рационализаторов,  работни-
ков промышленности, умножающих №-
оударетвенное богатство,  укрепляющих
бюлжет страны. -

Каждый советский труженик — творец
тосударственного о бюджета. 3a цифрами,
оглалшенными на заседаниях Верховного
Совета, мы видим новые заводы, новые
железные дороги, бескрайние колхозные
поля, густо размеренные щитами для cHe-
гозадержания, усадьбу МТС, где трактора
стоят в полной готовности к весеннему
севу, полновесное золотое зерно семенных
фондов, новые  лесопосадочные станции.
Мы видим за этими цифрами бригаду вы-
сокото качества Александра Чутких и
тысячи ем последователей, и молодого
рабочего — вчерантнего ремесленника, из-
готовляющего какое-то ° весьма  хитро-
умное приспособление к станку, ‘чтобы
обрабатывать сразу не одну, a две де-
тали, й мечтающего поравнятьея © мо-
сквичом Павлом Быковым, токарем-уни-
версалом, который в прошлом году внес в
фонд московоких миллиардов двадцать ты-
сяч рублей.

Вот этих-то чудесных советских лю-
° дей — борцов ва послевоенную пятилет-
  Ку, эти знаменательные явления нашей
жизни сознательно не замечали, не люби;
ли «беспачпортные» космополиты, лазут-
чики буржуазной реакции, временными
постояльцами воеливитиеся в. наш совет-
склй дом... :

Народные избранники — государствен-
ные и партийные деятели, рабочие,
интеллигенты, крестьяне — в‘ течение
трех дней < большевистской принципиаль-
ностью, с хозяйской рачительностью, де-
ловито, серьезно обсуждали бюджет 1949
года.‘Они критиковали нерадивых X0-
-зяйственников, Которые He берегли co-
ветский рубль, He умножали народного
богатства, они вскрывали серьезные недо-
четы в работе ряда министерств и ве-
дометв, бичевали все косное, чужеродное,
отсталое, что мешает нашему движению
вперед. 2

Лишь в стране  сопизлистической ‘де-
мократии, ‘самой истинной, самой высшей
демократии мира, могло быть такое все:
стороннее, ° принципиальное обсуждение
бюджета. Именно демократичность на-
wero общества и проявляется в том, что
Y нае каждая копейка на виду, что го
сударственный бюджет отвечает кровным,
жизненным интересам народа, что в poc-
писи, государственных ‘доходов и расхо-
дов нет никаких секретных статей, кото-
рые надо во чм. бы то ни стало скрыть
от трудящихся. Во капиталистических
странах «тайна бюджета», секретные
статьи бюджета — естествелное, прирож-
денное ‘качество внутренней финансовой
политики капиталистов. Там. статьи бюд-
жета призваны скрыть от народа нало-
говый грабеж трудящихея, поборы, лихо-
имство, прибыли капиталистов.

В романе «Буря» ‘известный советекий
писатель Вилис Иацие ярко показал, как
клика ставленника международной бур-
жуазии Ульманиеа .тграбила ‘трудящихся
Латвии. В кругу друзей, за карточным. сто-
лом министр финансов Лусие говорил 06
Ульманиее:

«Старик поручил мне. придумать не-
околько новых налогов. Надо сказать, что
придумывать что-нибудь новое © каждым!
разом становитея все труднее. Мой Рау
Tyap почти иссяк».

Так они — продажные атенты буржуа-

@ тпябуны Кремлев-
ского’ дворца автор ро-
мана «Буря», депутат
Верховного Совета СССР
Вилие Тацие взволнован-
но говорил о новом бюд-
жете 1949 года, бюдже-
Te величественных побед
трудящихся на фронте
послевоенной пятилетки, бюджете  мощ-
ного  под’ема — материального  благоео-
‘стояния народа, который в итоге оче-
редного снижения цен на товары массо-
вого потребления получит выигрыш около
71 миллиарда ‘рублей. «В этих мероприя-
тиях, — сказал тов. Лацие, — ярко вы-
ражена забота большевистской партии, (9-
ветского Правительства, великого вождя
трудящихся товарища Сталина о блатосо-
стоянии народа, о неуклонном под’еме его
жизненном уровня».

В цифрах нового бюджета выражен
присущий нашему народу оптимизм. Этот
оптимизм мировоззрения советекого челове-
ка опираетея на ‘преимущества  социали-
стическото строя над капиталистическим
строем, он оправдан всем ходом истории,
он влохновлен великими идеями партии

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

ТЕТРА ЛГУ PITA FT
ПА ПАГ

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ. ПИСАТЕЛЕЙ СССР

ae

№ 22 (2509)

за прочный демократический мир между народами,
против поджигателей новой войны!

omen CYsibl MpOrpecca

Ленина-—Сталина. Мы — советекие люди.

ученики, питомцы отца нашего СОталина—
ясно видим будущее, светлый горизонт
грядущего коммунизма:

Советский оптимизм’ проявился
том, чо в бюджете 1949 ora
пущено свыше 800 миллионов
лей на полезащитные  лесопосадки,
осуществление первох этапа  оталин-
кого плана уничтожения засухи. На-
ше государство из года в год увеличи-
вает расходы на’ развитие социалистиче-
ской культуры, охрану здоровья трудя-
щихся, просвещение. В 1949 году на co-
циально-культурные мероприятия по бюд-
жету будет израсходовано 119,2 миллиар-
да рублей, на 12,9 пропента больше, чем
в прошлом году. Эти цифры наполняют
наши сердца благородной гордостью за
социалистическое ‘государство, где все б69-
гатства служат одному великому делу —
делу строительства очастливого коммуни-
стичесокого общества.

А за рубежом, в капиталистическом
мире, статьи государственного бюджета
налоняют тоску на людей, порождают ca-
мый мрачный пессимизм. Когда лейбори-
CTH пришли к власти, они издали про-
грамму предстоящей деятельности, разра-
ботанную  Моррисоном. Называлаеь по-
грамма весьма бодро: «Заглянем в лицо
будущему». Прошло без малою четыре
ода, и «inno будущего», вернее —
«лицо настоящего» нокрыто для англичан
бестросветным мраком. Пока что в три
раза по сравнению е 1938—39 тг. воз-
росли военные затраты Англии, —больше
радоваться нечему... Вашингтонские оби-
татели «хижины дяди Атома» выжимают
из американских налогоплательщиков но-
вые и новые миллионы на вооружение:
сейчас военные расходы Америки состав-
ляют 38 проц., а с. учетом секретных и
иных ассигнований—-более половины всего
бюджета. Будущее сулит всему  капитали-
стическому миру лишь близкий экономи-
ческий кризис, внутренние потрясения;
Капиталисты мечтают найти спасение в

В
OT-
руб-

Ha

войне, но справедливо сказано: «кто по-.

сеет ветер — ножнет бурю».

Бюджет  социалистического
ства полон вдохновения великих работ.
он увлекает трудящихся на  самоотвер-
женную ‘борьбу за досрочное выполнение,
пятилетки; ‘на раснтифение  социалистиче-
ского соревнования, Ha доблестный труд
во славу Родины. Трудные задачи постав-
лены ‘перед нами бюджетом 1949 тода.
Много надо’ построить, многое свершить.
По указанию партии ‘ин лично товарища
Сталина в нынешнем тоду в основном, a
в 1950 roxy полностью ликвидируется
система государственных дотаций. про-
мыншленности и транспорту. Это потребует
нового напряжения творческих сил Ha-
рода. Сиаьна, непреклонна наша воля к
победе, ‹ нами руководит испытанная 8
боях партия большевиков, нас ведет вне-
ред и вперед великий творец коммунизма
товарити Сталин.

Герой пьесы А. Корнейчука, донецкий
шахтер Макар Дубрава’ говорил так: «Еели
трудно, посмотри’ из будущего на сегод-
няшний день, ‘тогда поймешь,  почув-
ствуешь. Тогда трудности — не трудно-
сти». ие

Миллионы советских людей знают
свое будущее, воочию видят его. Оттого-
то они, воодушевленные идеями Ленина—
Сталина, смело идут на преодоление ‘всех

государ-

трудностей, вкладывают Bee душевные
силы, всю патриотическую  предавность
Отчизне в осуществление грандиозных

заданий четвертого года послевоенной пя-

тилетки. :
Бюджет 1949 года — новое знамение:

победного движения советского народа,

зии — составляли ‘бюджет своего’ госу-  сплоченного вокруг партии большевиков,
дарства. вокруг великого Сталина, — к коммунизму.
ИН

Правда о русской географической науке ХУП века

_ Исследования советских ученых реши-
тельна опровергают ‘установившееся в до-
` революционной русской литературе мне-
ние о том, что до восемнадцатого столе-
тия якобы не существовало самостоятель-
ной русской географической научной мыс-
ли. Эту концепцию зависимости нашей оте-
цественной географии от зарубежной пропо-
ведывали наиболее реакционные историогра-
фы, раболепствовавшие перед иностранной
- наукой, Излательство Академии наук СССР
выпустило работу Д.  Лебедева’ «Г еография
в России ХУП века» под редакцией ака-
демика А. Григорьева и члена-корреспон-
дента Академии наук Бахрушина.
ней приведены обширные. документальные
материалы, характеризующие разносторон-
нее и самостоятельное развитие географи-
ческой науки’ в допетровской России.
Едва миновало полстолетие со времени
похода Ермака, ‘как русские пересекли
весь азиатский материк до берегов Охот-
cxora моря. Они первыми приступили к
освоению Северного морского пути. Русские
мореходы первыми обогнули берега Таймыр-
ского полуострова за 250 лет до шведа
Норденшельца, которому долго приписы-
валась эта честь. Наши исследователи
° совершили выдающиеся путешествия по
Средней Азии, Сибири, Маньчжурии, от-
крыли кратчайшие и наиболее удобные
сухопутные дороги в Китай. Путешест-
венники Иван, Петлин, Федор Байков,
. Николай Спафарий дали лучшие в миро-
‚ вой литературе ХУП в. описания Китая.

В книге
ные картографические
скога периода, в частности, «чертежи»
Петра Годунова, Семена Ремезова.

Наперекор утверждениям в том, чт в
ХУН веке в России пользовались якобы
только переводными географическими про-
изведениями, автор’ приводит ‘данные о
многочисленных оригинальных русских гео-
графических трудах. Таковы «Описание
новыя земли, сиречь Сибирского государ-
ства...» Никифора Венюкова, «Ведомость
о Китайской земле и глубокой Индеи»
сибирского воеводы Петра Годунова,
«Описание первыя части вселенныя, име-
нуемой Азией...» русского посла в Китае
Николая Спафария, исследования Москов-
ского государства. = его. территории, по-
лезных ископаемых, размещения тогдаш-
‚ней промышленности, ‘торговли и другие.

В книге показано, как широко’ — и
часто нелегально — были заимствованы и
использованы иностранцами труды  рус-
ских исследователей того, времени (обыч-
но без ссылки на источники). Это ..от-
носится, в частности, к исследованиям
Московского государства, описаниям Си-
бири, Китая и путей к нему, к картогра-

воспроизведены  многочислен-
работы  допетров-

фическим материалам по Европейской

России и Сибири.

Приведенные ‘в работе Д. Лебедева
материалы свидетельствуют 0 высоком
уровне географических знаний в России
ХУН века,

Обращение Международного комитета

связи деятелей культуры и Международной

демократической федерации женщин К
трудовым массам и передовой интеллиген-
ции всех стран вызвало широчайший от-
клик и подняло могучую волну движения
за сохранение и укрепление мирё.

Интеллигенция и трудящиеся радостно
приветствуют инициативу созыва Веемир-
ного конгресса сторонников мира и заяв-
IMT 0 своем желании участвовать в его
работе,

Многочисленные общественные  орга-
низации Советского Союза уже откликну-
лись на обращение Международного коми-
‘тета связи и Межлународной федерации
женщин.

Советские ученые ‘ присоединили свой
негодующий голое к толосам протеста
против  ‘человеконенавистническей прона-
танды поджигателей войны. Славянский
комитет СССР, Антифапистский комитет
советской молодежи призвали всех сторон-
ников мира примкнуть к борьбе за про-
rpecc, за мир и демократию. “Советские
медики выступили с предложением, обра-
щенным ко всем прогрессивным медицин-
ским работникам, активно сотрудничать в
деле зашиты мира.

Торячо поддерживают идею созыва Вее-
мирного конгресса профсоюзы рабочих
каменноугольной и текстильной промышилен-

ности, работников искусства, рабочих и
служащих МТС и земельных органов
CCCP, работников начальной и средней
Школ.

Международная организация  журнали-
стов, чехословацкие и болгарские писате-
ли, польская Лига женщин, Голландская
федерация женщин и многие о другие

заявили о готовности бороться всеми сред-.

0 Франции, в частноети о Париже, Ha

писано. чрезвычайно много;

Внес свою лепту в эти труды и Гарольх
Никольсон, парламентарий и писатель: со-
временной Англии. Он был секретарем

английской делегации на мирной  конфе-  велодроме в Париже, в

ренции после первой ‘мировой войны и вы-
пустил впоследствии книгу, ‘озаглавлен-
ную: «Как делалея мир в 1919 году».

В одной из глав книги дана «харакле-
ристика» Парижа. Я позволю себе приве-
CTH ве. :

«Благоприобретенная серьезность, вына-
шиваемая в Академии бессмертных: соче-
таемая с легкомыслием серьезность, пор-
хающая по книжным киоскам букинистов
близ Одеона; традиционная серьезность,
запечатленная нё глухих тротуарах Рю де
Лиль; домашняя серьезность,  излучаемая
маленькими домиками в Паеси или
Отейль...» :

Как и подобает аналитику-британцу,
Никольсон- перечислил все обнаруженные
  им «серьезности» Нарижа, расположив их
по улицам и районам. Но эта «география»
города ‘ поверхностна и слепа. Она и
раньше совершенно не’ соответствова-
ла действительности, & теперь и подав-
на не имеет с ней ничего общего:

В Париже есть серьезность, которую
нельзя заметить ни из блестящих лимузи-
HOB, ви из роскошных отелей. Она  роди-
лась в дни Французской революции и с
тех пор уже не умирала.

Во время второй мировой войны эта
неумирающая серьезность проявила себя в
движении сопротивления фаптистским. пора-
ботителям.

Сейчас, в разгаре «холодной войны»,
серьезность французекого народа консоли-
дирует в борьбе за мир все прогрессивные
силы Франции, изобличает` маневры  под-
жигателей войны, прилагает ‘все усилия
для предотвращения новой мировой бойни.

Триднатитысячной демонстрации женщин
в честь дня 8 марта правительство не раз-
решило пройти по центральным улицам
Парижа. Но демонстрация и митинг состо-
ялись на пригородном стадионе Бюффало.

Выступая на этом митинге, представи-
тельница профсоюзной федерации металли-
‹тов Ольга Турнад сказала, что _француз-
ские рабочие и работницы хотят выпускать
тракторы, & не танки, швейные машины,
а не пулеметы, железнодорожные вагоны,
а не пушки. «Одним словом, — мы хотим
работать для жизни, а не для смерти», —
заключила свою речь Ольга Турнад.

«Мы примыкаем к лагерю мира»,
заявила Ноэль де Шамбрен, секретарь ‘0р-
танизации прогрессивных христиан.

«Мы должны действовать и приложить
все усилия, чтобы выиграть битву 3a
мир», -— сказал председатель организации
«Борцы за мир, за свободу» Ив Фарж.

«Никогда матери Франции не отдадут
своих сыновей для того, чтобы их послали
‘на войну против Советского Сотоза...» —
эти слова принадлежат Жаннет Вермерти.

Третьего марта ‘на митинге нл Зимнем

i A

Среда, 16 марта 1949 г.

ствами за дело мира. Коммунистические
партии многих стран от имени широчай-
ших народных масс заявили, что в случае
агрессивной войны против Советского Сою-
за,  подготовляемой  англо-американским
блоком, они встанут на сторону СССР и
призовут трудящихся в активному проти-
водействию военным авантюрам империа-
листов.

Народы хотят мира. Народы не желают
повторения кровавых ужасов и злодеяний,
пронесшихея черным кошмаром над землей
во время недавней войны. Народы не хо-
тят продавать свой суверенитет и нацио-
нальное лостоинетво.

Голоса протеста против подготовки но-
вой чудовищной бойни крепнут повсеме-
етно и становятся грозным предостереже-
нием вдохновителям преступных планов
всеобщего истребления.

Ненависть и отвращение подавляющего
большинства человечества к войне с боль-
шой силой звучат в обращении норвеж-
ских женщин в членам парламента Норве-
гии по поводу втягивания страны в аг-
рессивный беверо-атлантический блок. С
тневным достоинством норвежские матери
пишут своим политикам, плящущим под
музыку уолл-стритовекого ‘джаза:

«Несмотря на наши протесты и требо-.
вания, правительство и большинство стор-
тинга приняли роковое решение об участии
в подготовке Атлантического пакта. Мы
расцениваем это как политику, которая
вовлечет нашу страну в возможную вой-
ну... Поэтому мы продолжаем протестовать
против политики, которая не ослабляет
противоречий в мире, & усиливает их. Мы
хотим мира. Мы хотим работать в мире и
безопасности; обрабатывать землю, выпол-

HATS домашнюю 0аботу и воспитывать
своих детей. Мы хотим сделать изо них

Дух свободолюбивого Парижа _

+
Вера ИНБЕР
boa, stig!

присутствии пяти-
десяти тысяч человек, выступил Морис
Торез. .

«...Ничто не может помешать нам, —
сказал он, — исполнить наш долг, ничто
нё может помешать народу Франции, муж-
чинам и женщинам, молодежи и старикам,
рабочим и крестьянам, интеллигенции, все-
му народу об’единиться для действий ©
тем, чтобы спасти мир от угрозы».

Указывая на то, что реакдия, вдохно-
вители Западного союза пытаются навя-
зать Франции войну со страной социализ-
ма — Советским Союзом, Торез заявил:
«Но французский народ говорит вам: «Нет»,
«нет» и «нет».

Буря аплодиементов пекрыла эти слова.

Это. был дух Парижа, дух независимой,
свободолюбивой Франции,

Никольсон описывает интеллектуальную
серьезность Парижа — «тень руки Ha

тардине в парижеком окне, ‘когда обитатель  .
комнаты заносит руку на верхнюю полку’

книжного ШКафз».

Нет, серьезность французской интелли-
тенции далеко не исчерпывается этим
идиллически-пассивным жестом:

Поль Элюар, Луи Араюн, Жан Кахсу,
аббат Булье, Веркор, госпожа’ Эжени Вот-
тон и многие, многие другие представите-
ли французской интеллигенции не только
достают книги. с полок книжного шкафа.
Они сами пишут страницы, полные  гнев-
ного’ протеста против растленной деятель-
ноети хищных корыстолюбцев, замышляю-
щих новую войну во славу доллара.

Их подписи мы находим под призывом
Временного национального комитета работ-
ников культуры Франции к французской
интеллигенции,

В.этем призыве мы читаем: «Временный
национальный комитет заявляет, что опае-
ность войны может быть предотвращена
благодаря все растущей решимости наро-
дов и Ч повсюду, и в том чиеле у нас,
во Франции, растет сознание опасности и
воля защишать цивилизацию».

Эта. воля к защите цивилизации прояв-
ляется во Франции каждодневно.

Вечером 16 февраля население девятого
округа Парижа, по призыву организации
«Борцы за мир и свободу», устроило де-
монстрацию у книжных магазинов, в кото-
рых продавалась антисоветская и фашист-
ская литература.

Французы и француженки возмущены
тем, что книжные витрины осквернены зл0-
вещей стряпней литературных гангетеров.
По требованию/ демонстрантов фашистекая
литература была убрана е витрин.

Демонстрация в защиту прогрессивной
книги!.. Это непохоже на мирный жест у
книжной полки 3а епокойной  гардиной!

Все лучшее, что’ есть во Франции; 00-
рется за мир, Все живые силы французско-

Цена 40 коп.

трудолюбивых и счастливых людей, & не
пушечное мясо».

Старая латинская поговорка гласит, что
если Юпитер захочет кого-нибудь погубить,
он лишает его разума. В отношении зара-
вил англо-американского блока это чрез-
вычайно облегченная для Юпитера зада-
ча, ибо сейчае они теряют последние:
остатки разума. Черчилли и даллесы,
маршаллы и бевины ничего не запомнили
и ничего не вынесли из уроков истории,
‘даже из’ уроков, преподанных на их тла-
Зах.

Не укладывается в их головах и тот
неопровержимый факт, что в результате
второй мировой войны в сознании наро-
дов произошли коренные перемены. Народ-
ные массы почувствовали себя хозяевами
своей судьбы и своей жизни. Они He
желают расплачиваться кровью за сверх-
прибыли банды гангстеров. Народы тре-
буют мира, требуют жизпи,  отдаваемой
мирному и созидательному труду, а не раз-
рушению и истреблению.

Советский Союз стойко и последователь-
но борется за мир, и в этой борьбе—е на-
ми все честное передовое человечество.
За исключением ничтожной кучки рыца-
рей наживы, людоедов, привыкших из-
влекать прибыли из человеческой крови. и
страданий, все человечество с нами и 38
  Нас.

Всемирный конгресс сторонников мира.
  должен об’единить и Координировать ве-
  ликое движение против войны, за дружбу
народов, за светлое будущее.

Мы не хотим войны. Мы добиваемся ми-
ра и уверены, что нам удастся сохранить
‘его с помошью всех передовых и прогрес-
сивных сил, идущих в одном строю с на-
ми Е этой высокой и благородной цели.

то. народа. сопротивляются попыткам  ра3-

жечь пожар новой войны.

Металлисты из Батиньоле, студенты
Сорбонны, шахтеры из Па-де-Кале, комму-
нистические организации Клиппи, землеко-
пы из Иври— все ветают на защиту мира.

Несмотря на яростное противодействие
властей, «Тетради мира» заполняются де-
сятками тыбяч` поднисей.

«Нет, нет и нет»—говорит французский
народ поджигателям войны.

Министр по делам заморских территорий
Кюст-@лорэ, присутствовавший на парзде
войск в Монпелье, был ветречен враждеб-
ной манифестацией народа,  требовавшего
‘мира с Вьетнамом.

Негодующие массы   выглядели столь
грозно, что Вост-Фларэ поспешил укрытьея
в автомашину и уехал под эекортом мото-
ризованной полиции.

Война, которую правительство Анри
Изя и Жюля Мока ведет на протяжении
звух лет против. демократических сил
Въетнама, вызывает возмущение у фран-
цузского народа. Общественное мнение
Франции против этой войны. Французы
говорят: «Довольно войны, которую хотят
продолжать колонизаторы и американские
империалисты». Они говорят; «Довольно
смертей, довольно миллиардов, сжигаемых
в пламени этой войных.

“Что касается самого борющегося Въет-
нама, то все усилия французских резкцио-
неров подавить’ стремление вьетнамцев к
свободе терпят провал. Выдающаяся 10бе-
да китайского народа, героическая борьба,
бирманских, малайских и индокитайских
патриотов еще больше укрепляют мужество
въетнамцев, их волю к победе.

Наряду с Индо-Китаем усиливается и
демократическое. движение во французеких
колониях в Африке.

В экваториальной Африке, на раскален-
ном Слоновом берегу, в Абиджане происхо-
дит второй конгресе «Демократического
0б’единения Африки», в рядах котороге
пасчитывается больше миллиона активи-

стов и миллионы сочувствующих.
  и :
зе

Сейчае в Париже лакеями Уолл-стрита
совершенно  неприкрыто «делается война».
Летят по асфальту блестящие автомобили
дипломатов. В’ зеркальных дверях роскош-
ных отелей отражаются самодовольные ли-
ки чиновников различных  министеретв,
американских дельцов, апостолов атомной
ПОЛИТИКИ...

Но это один лагерь Франции. Один ee
«берег».

А на другом берегу — народ,

очишающие книжные витрины от фашист-
ского яда. На другом берегу — вев те. кто
поддерживает предложение о созыве Все
мирного конгресса’ сторонников мира: пе-
редовая французская интеллигенция —
писатели, актеры, ° художники, ‘Юристы,
простые ‘люди, французский народ, говоря-
щий поджитателям войны свое: «Нет, нет
и нет»!

гневно
требующий мира с Вьетнамом, парижане,

Вас. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ

Комсомольцы-
москвичи

То’ не ветер проводами

Над дорогою шумит, —

О московских . комсомольцах
Песня звонкая летит.
Пролетает, поднимает,
Зажигает, как огонь!
Подпевает этой песне
Голосистая гармонь.

В каждом деле горячи —
Комсомольцы-москвичи!

За любимую столицу,

За свою родную мать

Не жалели комсомольцы
Буйну голову отдать.

И теперь они, как прежде;
Не жалеют ничего

Для Москвы своей любимой,
Для народа’ своего,

_В ‘каждом деле горячи —
_ Комсомольцы-москвичи!

В чистом поле на. просторе,

В шумном цехе у станка —
Всех быстрей и всех проворней
Комсомольская рука.

И по всей родной Отчизне

Ты увидишь, милый друг,
Много смелых и умелых
Комсомольских дружных рук.

В каждом. деле горячи —
Комсомольцы-москвичи!

На земле и под землею,

В облаках и под водой —
Слышен наш московский говор,
Слышен голос молодой.

И недаром говорится,

И не зря молва идет,

Что за песнями в столицу
Прнезжает весь народ!

В каждом деле горячи —
Комсомольцы-москвичци!

Неопубликованная песня.

Е

Новые материалы
о Пушкине

Недавно в, Институте мировой литерату-
ры им. А. М. Горького Академии наук
СССР доктор филологических наук В. Не-
чаева сделала сообщение о новых мате-
риалах, касающихся жизни А С. Пушкина.

В. Нечаева изучила хранящиеся в Цент-
ральном государственном литературном ар-
хиве дневники К. С. Сербиновича — цар-

ского цензора в 1827—1830 гг. Исследова-

ние этих дневников приводит к заключе-
нию; что их автор был связан © Ш отде-
‘лением и, возможно, доносил об образе жиз-
ни и суждениях великого русского поэта.
Это подтверждается, в частности, характе-
ром записей, которые делал Сербинович.
Дневник содержит сведения о двенадца-
ти встречах с Пушкиным — в семье Ка-
рамзина, у Жуковского, Булгарина и др.
Сербинович тщательно отмечал, что при
встречах присутствовали И. Крылов, 1. Вя-
земский, И. Киреевский и др, а также ка-
кие они вели разговоры. Сербинович о опи-
сывал внешность и поведение Пушкина,
фиксировал его высказывания о современ-
ной литературе и отзывы о цензуре, ука-
зывал, какие свон произведения во время
этих встреч читал зеликий поэт («Борис
Годунов», «Послание цензору» и др.).

——-ФЫ———

По Советскому Союзу
ХРОНИЕА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

$: Киев. Заканчивается учебный rom B
колхозных университетах, сельских лекто-
риях и мичуринских школах Украины. В
течение зимы колхозники изучили основы
передовой, мичуринской аэгробиологической
науки, методы посадки полезащитных по-
лос, ознакомились с основами травопольной
системы земледелия, а также с опытом пе-
редовикон сельского хозяйства по выращи-
ванию высоких урожаев.

На Полтавщине колхозные университеты
существуют в 32 районах. В них обучается
более двух тысяч колхозников. Обучение в
университетах рассчитано на три года.

+> Rexv.  Инстити т. азербайджанского
иску „, Зи влемевтэук Азербайджанской
ССР’, мОталистов <вет два тома трудов
«HEMCTPory  выайджана», В них помеще-
ны р5 тат зященные современным про-
блемаЯ *охклайджанского театра, истории.
музыкальной культуры, архитектуры, жи-
вописи,

$ Ташкент. Художники столицы Узбе-
кистана создают новые произведения, ото-
бражающие жизнь и творчество А. С. Пуш-
кина. Так, народный художник Узбекской
ССР В. Уфимцев работает над картиной
«Пушкин и декабристы», художник С. Аб-
дуллаев пишет портрет великого русского
поэта. Иллюстрации к поэме «Руслан и
Людмила» готовит художник В. Кайдалов.

$ Омск. Закончена радиофикация Пол-
тавского района, Омской области. Установ-
лено около 4 тысяч ламповых и детектор-
ных приемников, сотни репродукторов. Ты-
сячи новых радиоточек установлены так-
же в колхозах Тюкалинского, Ульяновёко-
го, Горьковского, Любинского и других
районов,

4 Форт Щевченко (Гурьевская область).
135-ю годовщину со дня рождения велико-
го украинского поэта и художника Тараса
Григорьевича Шевченко отметили жители
полуострова Мангышлак. Колхозные живот-
новоды ‘и рыбаки Шевченковского района
посетили исторические места предгорного
побережья Восточного Каспия, где поэт в
течение 7 лет находился в ссылке, осмотре-
ли выставку в доме-музее Шевченко, по-
бывали в землянке, где художник написал
некоторые из свойх замечательных картин.

+ Дамба (Карело-Финская ССР). Вечер,
посвященный 150-летию со дня рождения
А. С. Пушкина, состоялся в красном уголке
лесного поселка. Вечер был устроен библио-
текой-автомобилем Комитета по делам
культурно-просветительных учреждений при
Совете Министров республики, который со-
вершает пс лесопунктам Петровского рай-
она рейс, посвяшенный 150-летию со дня
рождения великого русского поэта. Лесору-
бы прослушали лекцию «А. С. Пушкин —
великий гений русской литературы». Испол-
нялись стихотворения поэта, отрывки из
егс прозаических произведений, песни, на+
писанные на пушкинские тексты.