Не допустим новой войны!

Десять лет Назад, 15 марта 1939
да, в Чехословакию co всех сторон
вторгались войска гитлеровеких оккупан-
тов. Тем самым для Чехословакии был 2a-
вершен акт мюнхенского предательства,
а Европа и остальной мир сделали еще
один шат на пути к пропасти войны.

Мюнхенцы, выступавшие перед Hapv-
дами в фальшивом одеянии «благодетелей»
и «спасителей» мира, якобы помешавших
кровопролитию, стали с нетерпением ожи-
хать, когда же осуществитея то, что CO-
ставляло главный смысл их подлых и пре-
хательских поступков: крестювый поход
против Советекого Союза. :

«Политика английских консерваторов, —
предупреждал еще в 1937 тоду в речи в
‘парламенте нынешний президент Чехосло-

вацкой республики №. Готвальд,—полити-

ка премирования Ффашистоких агрессоров.
Речь илет о явном стремлении наградить
фазтистского агрессора 3a счет третьего».

И, лействительно, предательством Чехо-
словакни, передачей страны в лапы гит-
леровпев мюнхенские торгалти’ свободой
народов преследовали цель не умиротво-
PUTS фашистского’ агрессора, а натравить
ero на Советский (Союз. Это был «аванс»
в счет создания антисоветского фронта.

Только коммунистическая ‘партия’ Чехо-
словакии. подымала на борьбу наш нарол,
который убаюкивали предательскими ©ло-
вами тогдашние правители.

Говоря о чехословацких буржуазных п-
литиках, зависевших от капиталистов и
крупных помещиков, В. Готвальд применил
етарый термин гуситов: «Панское единст-
во». Да, панское единство: времен гуситов,
когда паны об’единились е врагом собст-
венного народа, в трагические мюнхенские
дни повторилось в виде коалиции буржу-
азии, помещиков и кулаков, которые
боялись своего свободного вооруженного
нарола больше, чем Гитлера; чем потери
национальной независимости,

Мудрая внешняя политика Советското
Союза сорвала планы создания об’единен-
ного империалистичеекого фронта против
СССР. Пожар, равожженный  империали-
стами на пороге крепости социализма,
свободы и мира, перебросилея на их ©0б-
ственную кровлю. =

Решающая роль СССР в победе над
гитлеровской Германией и освобождение
стран Центральной и Юго-восточной
Европы победоносной Советской Армией
способствовали тому, что после войны в
соотношении сил демократии и прогрессз,
в одной стороны, и сил империализма и
реакции — < другой, *° произошли” глубокие
изменения. Освобожденные . народы’ ряда
стран покончили с предательеким «пан-

с А А ON
as > me к et

>
Иржи ТАУФЕР
$

свим единством». Осуществилиеь пророче-
ские слова И. В. Сталина, который в
1934 году предупреждал о том, что про-

ивойлет, если империалистам все-таки
удастся разжечь войну. «..пуеть He пе-
няют на нас господа буржуа, — говорил

И. В. Сталин, — если они на другой день
после войны Не досчитаются некоторых
близких им правительств, ныне благопо-
лучно царствующих «милостью божией».

За четыре почти года, прошедшие CO
дня окончания второй мировой войны, в
реакционной печати Запада мы встречали
множество желчных сетований по поводу
изменений в равновесии сил в Европе.
Интересно, что даже такой от’явленный
поджигатель войны, как Джон Фостер
Даллес, совсем недавно, седьмото ‘марта
этого года, ‘на конференции федерального
совета церкви в Кливленде был вынужден
признать ту печальную для англо-амери-
KaHCRUX империалистов истину, что лагерь
мира и демократии преобладает над ©ила-
ми реакции и войны.

Американские империалисты, призывая
К борьбе с силами прогресса, прославляют
подлецов и предателей, удравших от спра-
ведливого гнева своего народа за Атланти-
ческий океан и под шум военной пропа-
ганды американежих атомщиков юб’являю-
ших себя «гражданами мира». Но ‘«атом-
ный» космополитизм этих отбросов не в
состоянии хоть сколько-нибудь увеличить
силы старого мира.

Кого же мы видим на стороне банкиров,
биржевиков и монополистов? Мюнхенцев
и остатки белой и коричневой эмиграция,
керенских, зенклей и миколайчиков, He-
удачливых ветеранов антисоветекого нитио-
Hama Tana Брюса Локарта, обанкротивших-
ся гитлеровских генералов вроде Гудериана,
которые тотчас же после разгрома Гитлера
нашли приют в змериканской разведке,
разных ренегатов и дезертиров из рабочего
движения, допнивающие остатки П Интер-
национала, продажных журналистов и
упадочных. писателей, стенень разложения
которых  соответотвует разложению 0б-
щества, содержащего их.

Из стран, где народ взял власть в. свои
руки, бывшее «панекое единство» удирзет
в Западную Германию, в лагерь выселен-
ных судетских немцев, под охрану амеря-
канских покровителей. Их прежние симпа-
тии к  «антикоминтерновокому. пакту»
й «оси Берлин-Рим» теперь перешли в
симпатии к Западному союзу и Северо-
атлантическому пакту. Их лозуяти борьбы

против. коммунизма, произносившиеся по-`

ских владениях
против колониального гнета империалистов,
за мир,

Штабом
«Демократическое ‚ об’единение
Недавно в Абиджане
с’езд об’единения, на котором участвовало’
600. делегатов, 2: i

недельника
демонстраций,
с’езда. Демонстранты
надписью: «Массовые выступления — opy-
жие борьбы за демократию и прогресс».

немецки, гармонично сочетаются с такими
же лозунгами, произносимыми ‘по-англий-
CR.

Герцен xorsa-To mmcaa & Mumuse: «Bue
Poccun нет будущности для славянского
мира; без Россий он.не разовьется — юн
раеплывется и будет поглощен германским
элементом».

Дружба и братская помощь русского,
веего советского народа спаела славянский
мир от поглощения германеким элементом.
Человечество ‘не’ погибло от эпидемии фа-
тпистекой чумы, так как’ социалистическая
Россия спаела его.

Великий Советокий Союз — освободи-
тель народов, стал нерушимым ^ барьером
прогив стремлений  англо-американокого
империализма подчинить своей власти че-
ловечество. Миллионы гордых советских
людей, четвертое десятилетие ‹ строящих
коммунизм и указывающих HYTh KR заме-
чательному будущему, стоят на страже
мира. С этими пионерами человеческого
прогресса, © этой страной, ‘как маяк,
высящейся над гибнущим капиталиетиче-
CREM миром, сейчас народы европейских
государств, освобожденных героической
Советской Армией, патриоты: нового  демо-
кратического Китая, борющиеся народы
колониальных стран.

С ними охраняют мир и трудящиеся тех
стран, где еще‘с помощью долларов, нажи-
ма и угроз удалось сохранить антинарод-
ные режимы, капитулировавшие перед. на-
следниками гитлеровской агрессии — аме-
риканскими империалистами. Народы этих
стран говорят устами отважных борцов за
права ‹ трудлящихея, таких, как Торез,
Тольятти. й

му, пути в строительству человеческого
счастья без Советекого Союза. Нет и не
может быть борьбы за мир в стороне от
Советского Союза, этого ‘самого последо-
вательного борца против империалистиче-
‘ких войн. i

Й потому вбе лучшее, чо ecTh B Ye-
ловеческом обществе, вместе с совет-
ским народом поднимает свой голос против
поджитателей новой войны, с энтузиазмом
приветствует инициативу Международного
комитета: связи деятелей культуры в за-
шиту мира и Международной демократиче-
ской федерации женщин © ©озыве. Веемир-
ного. конгресса сторонников. мира. —

Вместе с советоким народом, вместе со
всем прогрессивным человечеством ‘народ
Чехословакии и ы\® интеллигенция при-
соединяют. свой голое в могучему кличу:
3a прочный демократический мир между
народами, против поджигателей новой
войны! _

ПРАГА-

>

НАРОДЫ АФРИКИ
`В БОРЬБЕ ЗА МИР

Миллионные массы негров
Франции

в африкан-
„ ведут ‘борьбу

прогресс и демократию. ~
этой борьбы сейчас является
Африки».

состоялся второй

На снимке, взятом ‘из французского еже-
«Регар», изображена одна из
организованных в честь
несут плакаты с

>

Нет и нё может быть пути в социзлиз-.

`Американские людоеды

ние наполовину сократится.. Чтобы 42
не случилось, надо «уменьшить THOT

В степи свежая листва задерживает го-
рячий ветер, затеняет сухую землю. В ле-
су среди деревьев ложатся повые пашни.

a
Ha склоны гор взбираются фруктовые са-  ‘ность населения нё густо SS eae yet
ды. Среди сыпучих песков пустыни в тинентах». Учитывая, а waka

этом, что «заменителей войны,
голода, как средств сокращения чиеленно-
ети населения», вообще не существует...

Цель этой жуткой логистики вполне оче-
видна. По замыелу поджигателей войны,
народ должен одобрить войну, как, средет-
во уничтожения тех, кто якобы может по-
зариться на его хлеб!

«В этом угроза третьей мировой вой-
ны», —— восклицает с ученым видом MH-
стер Барч, стремяеь столь нехитрым спо-
собом замаскировать истинные причины
этой угрозы и истинные мотивы, побуж-
дающие к действию мировых капиталисти-
ческих агрессоров, в первую очередь оби-
тающих на Уолл-стрите, Тот же Рарч 0с-
меливается утверждать всерьез, что. лишь
невозможность удержать население земно-
го шара «на уровне 1350—1500 млин.
человек» уже повлекла за собой’ две миро-
вые. войны, ‘хотя любому школьнику в На-
шей стране нетрудно опровергнуть эти лю-
доедские, . человеконенавистнические  рас-
суждения: В заключение мистер ‘Барч тор-
жественно об’являет: «Не может быть ©в0-
боды ни от войны, ви‘от нужды». Что и
хочется доказать этому апологету хищии-
ческой политики крупного капитала!

Как видим, это повторение рассужде-
ний Гитлера если не о «месте под солн-
eM», TO по крайней мере о «месте за
обеденным столом»,

Краетольным камнем этих сатанинских
«теорий», этого отвратительно бреда
является. абсурдное утверждение, будто
производительные силы ‘не могут расти,
будто всея пригодная земля уже ис-
пользована, будто природа не в состоянии
дать больше того, что`она дает сейчас. Так
апологеты новой войны тесно смыкаются
в своих рассуждениях с теми мракобесами
и псевдоучеными, которые изо всех сил
стараются начисто отрицать самую  в03-
можность вмешательства человека в при-
роду и переделки ее.

Когда. читаешь такое, ‘неизменно дума-
ешь: что, может наиболее сильно опроверг-
нуть эти кровожадные и злые бредни с0-
временных людоедов, показать всю их а6-
сурдность, как не те великие деяния, ко-
торые свершает”на своей родной земле со-
ветский народ, в широчайших маештабах
преобразующий природу?

Капитализм истощает землю, лишает ее
плодородия. Социализм. безгранично  обота-
щает землю.

Засуха снижала урожай, — ее не бу-
дет. Колосья были мелкими, — они уве-
личатея. Болота; пески, тайга лежали ру-
бежами, преграждающими путь  земледе-
лию, — эти рубежи опрокинуты. Почва
кое-где была ‹выпахана, — применением
травопольной системы земледелия ее пло-
дородие  восстанавливается и во много
раз увеличивается. Каждый гектар. дает все
больше, больше...

Маркс говорил» «осземля, если она пра-
Вильно возделывается, все улучшается»*.
Й Энгельс утверждал, что производитель-
ность земли может быть бесконечно повы-
mena. и

Советский народ доказал правоту их
слов, И вышиб оружие у воинственных
«пророков обреченности», как ‘они сами
себя называют,.

Теперь это видят. все, кто прямо и чест-
но смотрит в глаза действительности,

траншеях зреет виноград. Й даже в TYHA-
ре земля стала родить...

Вдохновенный труд
творит все это.

Планомерная переделка природы дает
нашему народу  отромные ‚ материальные
блага. Труд, преобразующий землю, несет
нам также величайшие духовные ценно-
сти. Ибо в нем находит выражение новое
оптимистическое. мироощущелие советских
людей, приближающих коммунизм: уве-
ренность в будущем, радость деятельности
на благо народа, полнота жизни и полно-
та человеческого счастья.

Духовную ценность наших успехов. в
широко развернувшейся борьбе за преобра-
зование природы еще более остро чуветву-
епть, когда на миг ветер вдруг. донесет до’
тебя гнилостный, тлетворпый смрад сегод-
няшней капиталистической «культуры».
Именно это ощущение появилось у меня
при чтении «громкой» статьи некоего Lax
Ирвинга Барча в американском  «Попю-
лейшн бюллетин».

Уже в заголовке своей статьи Барч ста-
вит вопрос ребром: «Сколько людей  м0-
жет прокормить земной шар?» И, покол-
довав е цифрами, отвечает: не 2 мил-
лиарда 250 миллионов человек, которые
сейчас живут на свете, & веего лишь 902
миллиона человек (какая точность!).

Иначе говоря, мистер Барч предлатает
уничтожить — ни MHOM, ни мало —
1 миллиард 348 миллионов человек для
того, чтобы оставшимся жилось и сытно и
привольно. А сделать это, по его мнению,
без новой мировой войны никак не
удаются! >

` «Необходимо разработать, — спокойно
вещает этот ‘людоед на ученой кафедре, —
программу сокращения населения земного
пара», исходя из такого «скромного» за-
дания, как уменьшение численности лю-
дей в три-четыре раза. i

Песня не новая! Более ста лет назад ее
пел Мальтус, опровергнутый и высмеянный
Маркеом. ve

Природа рассуждений этого Барча и ци-
тируемых им «ученых мужей» совершен-
но звериная, Но, как полагается, она при-
крыта фиговым листочком — изрядной до-
зой благочестивого лицемерия и не менее
лицемерными  разглагольствованиями 0
«любви к человеку». she :
’Эти люди товорят: если вы хотите, что-
бы все «дети господа» жили «еытно и
вкусно», позаботьтесь о том, чтобы этих
«детей господних» было возможно меньше.

Дело тут ясное. В руках крупной бур-
жуазии США сконцентрированы огромные
ботатства (это лживо называется  «сыт-
ной и вкусной жизнью американцев»), а
массы человечества голодают. Естественно,
что такое положение чревато опасностями
для класса господ и не может продолжать-
ся Долго: Для того, чтобы богатства умно-
жить, число недовольных сократить, а Ca-
мих недовольных усмирить (так и говорит-
ся в статье: «в целях предупреждения
взрыва»), требуется, с точки зрения
Уюлл-стрита, ° разжечь войну. Но для
облегчения этой задачи надо попытаться
вначале убедить народ, не желающий вое-
вать, в необходимости этой войны, как
единственного и самого надежного выхода
из тупика. И вот выдумывается «теория»,
согласно которой продуктивность хозяйст-
ва на земном шаре якобы стабильна. С н в этом великое,  всемирно-историческое
помощью этого жупела совершается гигант-   значение работ по осуществлению сталин-
ская мерзость. Обращаются к собственно-  ских планов преобразования природы на-
му народу и говорят: знайте, дорогие со-   шей Родины, ‘
отечественники, что голодающие «перена-
селенных материков» могут  насытиться

советеких людей

*. «Капитал», изд, 1936, ПТ том, стр. 688.

ПИСЬМО_В_РЕДАКЦИЮ

Чудовишное
варварство

Передо. мной лежит небольшого фор»
мата книга, изданная в марте 1948 пу
в  Нью-Йорк6 (издательство  Герберм
М. Александер).

Яркая, глянцевитая, словно для туалет.
ного мыла, обложка. На ней изображены
<он» и «она». «Он» — несомненный за.
всегдатай  дансинг-холла. «Она» — веру.
ятно, машиниетка из секретариата ут.
стера` Херста. «Он» и «она» вот-вот ¢p.
льются в поцелуе.

Обыкновенный бульварный роман?

Нет. Это чудовищное преступление пе
ред мировой культурой: так изуродовали,
испоганили  ныю-йоркские — бизнесиены
великую книгу Льва Толетого «Анна fy.
ренина»,

Они выхолостили роман; причесали под
пошлый американский стандарт, превра-
тили в «роман о любви втроем», как 0
этом свидетельствует что-то вроде прел-
словия в несколько строчек. В этом пред:
словии бизнесмены кощунствуют:

«Тема — самая обыкновенная (1) — 9
муже, жене и любовнике — трактуется
с изумительной проникновенностью. Автор
изображает переживания чувствительной
женщины, нарушившей моральный Ko.
декс».

Вот что’ сделали издатель и редаетор
с шедевром мировой литературы! Совер-
шилось обыкновенное американское жуль-
ничество, чудовищное по наглости и ва]:
варетву,

Левина, одного из наиболее значитель
ных. ‘персонажей романа; образ котором и
его искания в области экономического н
социального устройства были  наибль
дороги ° Толстому, Левина, — поставлен:
ного волей государственного строя в поло-
жение эксплоататора, хотя сознание ето х
возмущается этим и хотя все мысли в
направлены против капитализма, против
эксплоатации, — издатель Герберт М. Алек-
сандер почти уничтожил в своей кии,
Это — эпизодический персонаж. Левик
появляетея на катке, затем исчезает в
деревню. Одно мгновенье мы видим Левина
в роли жениха, в эпизоде со свадебной
рубашкой и в момент его переживаний
при первых родах жены. После этого он
получает полную, так сказать, отставку,

Искания Левина, и гибель Анны — два
основных плана романа, две линии, соеди-
ненные у Толстого идейной связью, при.
званные служить раскрытию  тратедия
личности в условиях царской Россни, —
американские варвары попросту Yar.
жили.

В американизированной «Анне Карени:
ной» мы не находим незаурядной жении
ны, бъющейся в тисках общества и ем
морали, задыхающейся в душной атносфе
ре великосветской среды. Анна для Ам
рики веего лишь светская красавица, чуз-
ствительная дама и ревнивая любовница,
которая, почувствовав, что ее любовник
вачал охладевать к ‘ней, в припадке рез.
ности бросается под поезд.
°С гневом и возмущением отбрасывает
от себя этот очередной пасквиль, состря
панный потерявшими всякую меру в
своей дикости и невежестве амернкане
скими литературными гангстерами,

Татьяна ЛАПОНОГОВА,
кандидат филологических наук

Против антимарксистских,
космополитических «теорий» в философии

Акад. М. МИТИН

НАЧАЛО СМ. НА 3 СТР.

хисты, Кедров фактически сполз на идеа-
листические позиции, стал на точку зре-
ния 1010, Что природа и познание имеют
границы, конец! Какими бы оговорками
5b. Кедров ни обставлял эти положения,
они находятся в вопиющем противоречии
с положениями  марксизма-ленинизма 0
TOM, что мир бесконечен, что электроны,
атомы неисчернаемы по своей природе.

ЁВрайне порочными оказались позиции
Б. Кедрова в отношении современной фи-
зики; они прямо сомкнулись с проявле-
_ ниями «физического идеализма» и коемо-
политизма среди известной части наших
физиков.

Наши советские

ученые выполнили

немало блестящих работ в области физи-

ки. Выдающиеся успехи достигнуты во
зсех разделах физической науки. Англо-
американские реакционеры от науки изо-
бражают дело изучения атомного ядра,
как исключительную ‹ монополию  англо-
американеких ученых. Вее это ложь! На-
ша наука сделала  ценнейпие вклады в
разработку важнейших проблем ядерной
физики. Й успехи эти не удастся никому
зачеркнуть! Все развитие ядерной физи-
ки ведь фактически исходным своим Ha-
чалом имеет периодический закон Д. И.
Менделеева.

В 1931—33 годах советокие ученые
проф. Д. Иваненко и E. Tanon впервые
создали современную модель атомного ядра.
Советским физикам Г. Флерву и В. Петр-
жаку принадлежит заслуга открытия
самопропзвольного деления ядер атомов
урана на две, примерно равные, части.
Новым словом в области изучения косми-
ческих лучей явились исследования проф.
Л. Мысовокого, А. Жданова, акад. А. Али-
ханова и члена-корреспондента Академии
наук А. Алиханяна.

Обогащая физическую науку новыми
исследованиями, используя все  дейетви-
тельные достижения зарубежной физики,

«Литературная газета». выходит два раза:
в неделю: по средам и субботам;

советские ученые в состоянии решать тео-
ретические и методологические проблемы
науки на таком высоком идейном уровне,
который ‘недоступен узкому  крутозору
буржуазных ученых. Советекие ученые
имеют все возможности и данные для то-
го, чтобы противопоставить буржуазной
науке свою трактовку новейших достиже-
ний физики, свои теоретические обобще-
ния, которые еще выше поднимут Haury
советскую науку.

В современной физике происходит
ожесточенная борьба между материализ-
мом и идезлизмом. Перед советскими фи-

зиками, вооруженными материалистиче-
ским мировоззрением, обогатившими
науку  первостепенными открытиями,

стоит сейчас задача сделать решительный
шаг вперед в’развитии ‘физической  тео-
рии. Это необходимо для нашего движе-
ния вперед, для решения грандиозных
задач, которые ставит строительство
коммунизма в Hamel стране. Долг
советеких физиков — выкорчевать до
ROHS реакционные идеалистические
взгляды, имеющие хождение среди’ неко-
торой части наших ученых, для которых
Гейзенберг, Бор, Дирак, Шредингер и
другие являются высшими авторитетами
не только в вопросах физики, но и фило-
софии.

Каково же политическое и философское
лицо этих «авторитетов», перед которы-
ми склоняют толову некоторые наши тео-
ретики? Гейзенберг был ведушим физиком
в  гитлеровекой Германии, — «фюрером»
«арийской» физики. В настоящее время он
находится в США и пеплохо уживается с
американским монополистическим капита-
лом. Нильс Бор — глава так называемой
«копентатенской школы» физиков — в
1943 г. британской разведкой был выве-
зен из Дании в Швецию, оттуда он пере-
ехал в США.

Философские позиции Гейзенберга, Бо-  лету всякое слово,

ра, Шредингера и других достаточно

хорошо известны советскому читателю —   бриджекой»

низм. Эти физики ‘разработали одно’ из
коренных ‹ положений современной  кван-
товой теории—так называемое «соотноше-
ние неточностей», или «принцип неопре-
деленноети». Согласно ‹ этому ‹ принципу,
невозможно определить одновременное
точное положение и скорость движущегося
электрона. Самое название store физи-
ческого. принципа  («принции о неопре-
деленности») носит на себе явные. следы
идезлистических воззрений авторов. Од-
нако дело’ не только в этом. Гейзенберг,
Бор, Шрединтер пришли. на

основании
этого принципа к отрицанию . физиче-
CKOK реальности ‘электрона, к о отри-

цанию причинности в явлениях микроми-
ра. Само с0б0й разумеется, что все реак-
ционеры за рубежом превозносят до не-
Oec этих физиков, которые «научно» до-
казывают правоту идеализма.

В сожалению, среди. советских физиков
имеются люди, преклоняющиеея перед
иностранными авторитетами и пропове-
дующие в своих работах не только. физи-
ческие, но и философские воззрения Гей-
зенберга, Бора, Шредингера. ‹ Известная
труппа. советских физиков, настроенных
явно космополитически, во всей своей. дея-
тельности на, протяжении многих лет це-
ликом и полностью ориентировалась на
западных ученых. Игнорируя прекрасные
материалистические традиции выдающихся
русских физиков, таких, например, kak
Столетов, Лебедев, они замалчивают прио-
ритет многих русских ученых. Так, на-
пример, в их трудах ни слова не уно-
минается 0 достижениях и приоритете
таких ученых, как Н.А. Умов (в частно-
сти, его работы по земному  магнетизму),
как Остроградский, который независимо от
английского ученого Гамильтона  устано-
вил один из основных законов механики—
так называемый принципи наименьшего

действия. Но зато они ловили и ловят на

KoTopoe — исходит
от. «копенгатенской» или от «кем-
физических школ. Физики

это идеализм, агностицизи, индетерми-!Я. Френкель, 0. Хайкин, М. Марков,

Адрес редакции и издательства: 2-й Обыденский ‚пер., 14 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны:
международной жизни — Г 6-43-62, науки —Г 6-39-20, информации —

Типография имени И. И. Скворцова- Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.

В. Гинзбург и другие наз протяжении
мнотих лет пропатандировали идеалисти-
ческие воззрения иностранных ученых и
являются У нао носителями «физического
идеализма». :

Я. Френкель в течение более двалцати
лет.в своих работах активно защищал
физический идеализм («Волновая механи-
ка», «Статистическая физика»), (. Хай-
КИН создал махистский учебник «Механи-
ка», выпустил идеалистическую брошюру
«Ню такое силы  инерции?». В бр-
шюре `В. Гинзбурга  «Атомное ядро и
его энергия» (1946: г.) замалчиваются на-
ши отечественные ученые, внесшие’ боль-
шой вклад в изучение атомного ядра, Та-
ковы и работы M. ‘Маркова — ‘автора
пресловутой статьи «0 природе. физиче-
ского: знания». ; 3

B. Кедров своей «научной»  деятель-
ностью поддерживал, ‘вдохновлял эту
группу, давая им «теоретическое», фило-
софское оружие. Вместо тото, чтобы по-
вести решительную борьбу против ‘«физи-
Ческомо идеализма», он пыталея ‹обе-
лить» философекие взгляды Гейзенберга,
Бора и его последователей. Он стал «ло-
казывать», что основание для этих. воз-
зрений заложено в самой об’ективной
действительности. И это делал ‘человек,
называвший ° себя  марксиетом! Б. Кед-
ров пишет в книге «Энгельс и  ecTe-
ствознание»:  ‹...Следует отметить, что
те физики, ° которые создают новые
теории и делают выдающиеся откры-
тия в науке, подобно Бору и Гейзен-
бергу, сами обычно не развивают после-
довательно идеалистических и агностиче-
ских воззрений» (стр. 187). Можно толь-
ко в одном. согласиться с ВБ. Кедровым,
что «последовательности» в их идеалисти-
ческих и агностических воззрениях нет,
но: абсолютно неверно его утверждение,
что они сами этих выводов не делают.

Далее Б. Кедров утверждает, что точ-
ность, с какой могут быть определены
скорость и координаты частип; не зави-
сит от совершенства или несовершенства
нашего познания, а «зависит от природы
самих предметов микромира», что обе эти
величины — точные координаты и ско-
рости электрона — «по самому существу,
об’ективно, обнаруживаются у него
(электрона. — М. М.) только как неопре-

ние и скорости, то позволительно  спро-
сить Б. Кедрова, чем это отличается от
«евободы воли» электрона?! Разве не на
этом основывается отрицание Бором и Гей-
зенбергом причинности и возможности на»
учното ‚предвидения в. области микроявле-
ний. ча

Естественно, 40, занимая неверные
позиции в отношении новейших данных
естествознания, Б. Кедров, будучи редак-
тором журнала «Вопросы философии», и
секретарь редакции И. Крывелев напечата-
ли и поддержали  порочную статью
М. Маркова «0 ‘природе ° физического
знания», в которой развивались анти-
научные, суб’ективно-идезлистические и
агностические воззрения. М. Марков, вер-
ный сторонник ‘и последователь «копента-
тенской школы» физиков, попросту раз-
вивал и пропагандировал в советском фи-
лософском журнале взгляды H. Бора по
вопросу о физической реальности. A
Б.. Кедров и И. Крывелев, используя свое
положение в журнале, поддерживали идед-
листичеокие шатания у части налих фи-
зиков, заимствующих ‘свои философские
взгляды из таких. источников, как Н. Бор,
Гейзенберг, Шредингер.

Необходимо отметить, что с рьяной за-
щитой` статьи М. Маркова на страницах
журнала «Вопросы философии» выступил
разоблаченный, как. от’явленный KOCMO-
полит и. антипатриот, — литературный
критик Д. Данин. Так смыкались космопо-
литы в философии с космополитами в ли-
тературной критике.

У журнала «Вопросы философии» не
оказалось’ воинствующей партийности” в
защите материализма против современной
идеалистической реакции. Журнал факти-
чески шел на поводу у той части наших
физиков, которые раболепствовали перед
«мастерами» копенгатенской школы,

Порочную позицию занимал В. Кедров
в борьбе материализма против идеализма
в области биологии. Как известно, в са-
мый разгар острой борьбы наших уче-
ных-мичуринцев против вейеманистов-мор-
танистов в 1947—1948 гг. в журнале
«Вопросы философии» опубликовал ста-
тью лидер вейсманизма-морганизма в на-
Se

Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.

шей стране академик И. И. Шмальгаузен,
Статья эта, называющаяся «Представления
о целом в современной биологии», был
направлена против мичуринской биоло-
тии. Таким образом, и в данном слу-
чае, - вместо того ‘чтобы занять вой
ствующую партийную позицию п 04
зать помощь ученым-мичуринцам, вмесм
того чтобы разоблачить илеалистическиь,
реакционные воззрения вейсманистов-м0р“
ганистов, Б. Кедров, И. Крывелев факти
чески их поддержали,

После того, как на августовской cet
сии  Всбсоюзной академии сельскохозяй-
ственных наук реакционный вой»
низм-морганизм был разгромлен 1
восторжествовало передовое мичуринско
учение, Б. Кедров выпустил глубоко 10-
рочную книжку «0 путях развития ect:
ствознания». В ‘этой книжке, подписанной
5 печати через два © половиной месяца
после исторической сессии ВАСХНИЛ, №
было упомянут ни слова 0б этом выдаю-
щемея событии’ нашего времени. 321
всякими правдами и неправдами затуше
вывалаеь острота идеологической борьбы в
биологии. Кедров всячески пытался BEIT
родить вейсманистов-морганистов, называя
ИХ ЛЮДЬМИ, лишь «ненритически воепрл-
нявшими реакционные «теории» буржуа
ной науки».

Кому теперь не ясно, что наши вейсма
ниеты-морганисты, активно  боровшиеся
иротив замечательных достижений мич}-
ринской биологии, представляли 000
настоящий «космополитический отряд» в
биологии. Разгром ‘вейсманизма-морганизиа
означал разгром космополитизма в био.
гической науке.

Йчае, как свежий воздух, необходима
полная. расчистка от всего чуждого, реак-
ционного, тормозящего движение нашей
науки вперед. Еще энергичнее, глубже, 60
псей партийной страстностью должны МЫ
вести борьбу и выкорчевывать враждебные
нам влияния буржуазной идеологии, Раз:
гром космополитических, антимарксистеких,
идеалистических ‘взтлядов еше выше 1
нимет боеспособность советокой интел
генции в ее борьбе за построение кому
нистическото общества,

Редакционна : rt
деленные» (стр. 203). Но если у электро- а оллегия: Н. АТАРОВ, А. БАУЛИН, Б. ГОРБАКОВ
на об’ентивно неопределенны и положе- №. КОРНЕЙЧУК, 0. КУРГАНОВ, °Л. ЛЕОНОВ, A. MAKAPOB’

М. Митин,

секретарнат—Г 6-47-41; отделы:
Г 6-44-82, отдела писем —Г 6-38-60, изд

литературы и искусства — Г

Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИЙ.

6-
ательство — К 0-36-84, Г 6-45-45.

43-29, внутренней жизни —Г 6-47-00,

B—00182.

as: