8) «да честь:
родной науки!

Русский народ внес огромный вклад в
утлрювую сокровищницу . науки, Сколько
замечательных ученых-новаторов,  обога-
чавигих различные области человеческого
внания, открывших новые пути в науке и
прочно утвердивших приоритет русской
научной мысли, выдвинула наша Родина!

Враги русского народа на протяжении
столетий насаждали гнусную и тлетвор-
ную «теорию» духовной неполноценности
русских людей, отсталости русекой куль-
туры, «второстепенности» русской науки.
Большевистская партия помогает до конца
разоблачить эту вековую клевету, восста-
HOBUTh во всем своем величии историче-
скую правду. е бесценных заслугах рус-
ского научном творчества. Достаточно
обратиться к двухтомнику «Люди русской
нзуки», о котором сегодня пишет «Лите-
ратурная газета», и перед нашим мыс-
ленным взором встает плеяда ученых —
вхохновенных и смелых сынов pyecroro
народа, поднявших отечественную науку
из огромную высоту, возвеличивших рус-
скую культуру. Ломоносов и Петров, `Яб-
лочков и Чебышев, Лобачевокий ‘и Попов,
Сеченев и Мечников, Менделеев и Пиро-
тов, Тимирязев и Циолковский, Павлов и
Мичурин — вот лишь немногие из яркого
созвездия мужей отечественной‘ науки;

Россия дала миру В. И. Ленина и И. В.
Сталина -— величайших мыслителей,
непревзойденных корифеев науки. Ленин-
ско-сталинекое учекие -— высшее доетя-
жение русской и мировой культуры. Гран-
диозные победы Советского социалистиче-
ского тосударства являются живым во-
площением этого гениального  победоносно-
го учения.

Великая Октябрьская социалистическая
революция ознаменовала новую историче-
скую эру. Наша Родина открыла перед
человечеством новые пути, етала во главе
‘иврового прогресса. В ‘советских условиях
наука получила неограниченный простор
для творческого ‘развития и ©мелого’ дер-
зания. «...Налпа страна с ее революцион-
ными навыками и традициями, с ее борь-
бой против  косности и застоя мысли
представляет наиболее благоприятную. об-

остановку для расцвета наук». — указы-   полные чувства ‘национальной чести и гор-
вает товариш Сталин. И, действительно,   дости, движимые чистым и светлым чув-
ни одна вноха, ни одна страна не знала ством любви к своей социалистической OT-

Такого бурного расцвета науки.

Успехи советских ученых поистине ог-
ромны. Грандиозное строительство, ocy-
ществляемое в нашей стране, идет на

нове всех достижений современной пе- ОРУдовавших в литературе, искусстве, фи-
редовой науки п техники. Более 10 тысяч   Л0Софии, в облаети исторической, право-
профессоров и докторов наук, около 30   ВОЙ,
ТЫСЯЧ доцентов И кандидатов наук отдают пох ему патриотического сознания совет-
свой творческий труд великому общена- ской интеллигенции. ‘Рост и обогащение
родному делу — строительству коммуниз-   Патриотического сознания наших научных
ма, Нет такой области, в которой совет- кадров обеспечат новые успехи советекой
ские ученые неё сказали бы своего новото,   ВаУКи, приведут к новым. достижениям со-
весомого слова. Ярким примером тому мо-   Пиалистаческой культуры. Продолжая и
достижения   Развивая великие трахапии рубской науки,

тут служить замечательные

советской мичуринской биологии, смело
преобразующей природу.
Империалистические  заправилы;  mnpe-!

вратившие науку в средство извлечения
прибылей и подготовки к агрессивным
войнам, стремятся оболгать советскую нау-
Ку И В 10 же. время обворовать ее, при-
писывая себе ве достижения. H не ясно
“IN, что только космомюлитетвующие ие
щененпы, люди, которым чуждо apes:
ставление о своем долге перед Родиной,
чуждо патриотическое чувство, могут ota.
HOBATLGA Ha путь принижения ан
ной ‘науки ‘и культуры и ‘рабекого npe-
клонения перед иностраншиной. Безродные
космополиты смыкаются в своих подлых
покупениях на славу и приоритет оте-
чественной науки’ и культуры _е БН
ской ‘империалистаческой кликой, которая

ПШПЕНИЦА

Каждый день из. Всесоюзной ‘академии
сельскохозяйственных наук имени В, И.
Ленина направляются в различные районы
страны десятки писем.и небольших пакетов
с драгоценными зернами. Это. —. ответы
президента акалемии Т. Д. Лысенко .кол-
хозникам, селекционерам-опытникам,  спе-
циалистам сельского хозяйства и работни-
кам науки на их запросы о ветвистой пше-
нице.

«Вышлите нам хотя ‘бы пять зерен», —
пишет из Чкаловской области парторг. кол-
Хоза им. Куйбышева тов. Дулкин. .

«Многие колхозники, особенно старики,
даже не верят в, существование такой
пшеницы, как ветвистая. Просим выслать
нам несколько зерен этой ценной культу-
ры», — пишет ` учитель Ново-Панковской
сельской школы, = (Саратовской области
тов. Верченко. Py

Со станции Тоннельная, Краснодарского
края, Мван” Семенович ‘Рябинин пишет:
«Я, старик-опытник,” узнав. © существова-
нии ветвистой ишеницы, лишился cua. Mure
грезитея эта драгоцениая ’ кустистая» ише-
ница. Не огхажите выслать несколько зе-
рен. Я размножу их и передам в лучшие
бригады колхозов. нашего района».

Нередко приезжают в академию и х0-
доки,   f

— Посылаем к. вам, Трофим” Деннсович,
председателя передового колхоза им,
ХУ партс’езда тов. Н. Хотиенко, который
вырастил самый высокий в районе уро-

родов; великим ученым-новатором товарищем

АННАН

проповелью  космотоли-

вать - самые ° основы

государственного  суве-

ренитета и националь-

Hol независимости Hapo-
дов.

Бсякюе — проявление

° нНизкопоклонства — перед

буржуазных Западом. . является’ ‘отступ-

лением от советекото патриотизма, отетуп-

лением от социализма: Народ, построивший

впервые в истории человечеетва сониали-
стическое общество, народ, преобразивший
свою страну, создавший  первокласеную
индустрию, ‘коллективное высокомехани-
зированное сельское хозяйство, науку и
культуру, с презрением отбросит прочь со
своего пути антипатриотическое ‘отребье,

посмевшее клеветать на великую русскую  :

культуру.

Ведущая роль русской научной мысли,
русской литературы и искусства стократ
возросла после Великой Октябрьской с0-
циалистической революции, раскрепостив-
щей все силы народа, открывшей необ’ят-
ный простор для развития научного твор-
чества. Взоры миллионов людей во всех.
концах земного шара обращены с надеж-
дой к великой советской державе, строя-
щей коммунистическое общество. Совет-
свая страна — светоч передовых идей, пе-
редовой науки, передовой культуры. Co-
ветскне ученые — плоть от плоти своего
народа — внесли неоценимый вклад в Je-
ло преобразования страны, ве грандиозного
экономического под”ема. ‘Вооруженные ле-
нинско-сталииским ‘мировоззрением, тесно
связанные с народом, с жизнью, с практи-
кой, они успешно разрешили многие слож-

тизма” стремится MoT;

нейшие научные проблемы, которые не
способна была решить буржуазная наука.
И никаким пигмеям, раболенствующим пе-
ред загнивающей западной «культурой», не
задержать победоносного ‘движения вперед
великой русской советской науки!

Bea наша интеллигенция, весь наш на-
рол ведут неустанаую борьбу с буржуазной
идеологией. и ее агентами. «Острие идеоло-
гической работы партии в совоеменных
условиях направлено на неуклонное пре-
одоление остатков. буржуазной идеологии,
на усиление большевистской непримиримо-
сти ко всякого рода. идеологическим извра-
щениям» (Г. Маленков). ,

Деятели советской, науки, культуры. ис-
RYCCTBA, проникнутые благородными идея-
ми животворного советского патриотизма,

чизне, разоблачают врагов, нашей культу-
ры — безродных космополитов, проповед-
ников реакционной буржуазной идеологии.
‚ Разоблачение и разгром космополитов,

педагогической наук, содействуют

советская научная мысль будет еще ак-
тивнее помогать строительству коммуни-
стического общества; ибо наша наука «не
отгораживается от народа, не держит себя
влали от народа, а готова служить народу,
готова передать народу - все завоевания
науки, которая обслуживает народ не по
принуждению, а добровольно, с охотой»
(И. В. Сталин). г

Влохновляемые благородным. натриоти-
ческим чувством, руководимые ‘вождем на-

И. В. Сталиным, люди советской науки еще
больше возвеличат славу. передовой. совет-
ской культуры, еовершат новые бесчислен-
ные творческие подвиги во имя своей слав-
ной отчизны, во имя своего героического
народа, строящего величественное ° здание
коммунизма, ° т

БУДУЩЕГО

жай — по 24,3 центнера шиеницы © гектара:
Просим выдать’ нашему . району хоть не-
сколько зерен ветвистой пшеницы, — пи-
шут колхозники Пышмннского ‘района,
Свердловской ‘области.
Ходоку ‘выдано 200 зерен. Это урожай
одного-двух. колосьев. °

Откуда такая ‘слава y ветвистой’‘ пше-
НИНЫ? ett   ;
Она. идет из_Горок Ленинских. В прошлом
голу здесь на базе ‘академии’ под’руководст-
вом Т. Д. Лысенко было ‘посеяно 12 гек-
таров’ чудесной пшеницы. Посмотреть на
нее приезжали многочисленные делегации.
Однажды осенью ‘в ‘гости’ к академику
приехали 50   председателей ‘колхозов Мо-
сковской области. Лысенко положил. на
чашечку весов три Колоса- ветзистой. пше-”
ницы, а, на ‘другую стал класть колосья
обыкновенной пшеницы. Только после, то-
го, как были положены девятнадцать. ко-
лосьев, чашки весов уравновесились:

Три колоса ветвистой ‘пшеницы   paBHA-
лись левятналцати обыкновенным колось-
ям. Это поразило всех присутствующих.

Но Трофим Денибович об’яснил, что для

ветвистой пшеницы этот урожай невысок.

В ближайшие годы средним урожаем
должны стать. 100 : центнеров ветвистой
плиеницы с гектара. Это’ пшеница будуще-
го. Поэтому работники’ социалистического
земледелия проявляют к ней такой инте-

рес.

———»————

Институт помоает зотовиться К севу

Преподаватели и научные сотрудники
Целябинского . института _ механизации И
электрификации сельского хозяйства помо-
гают колхозам, совхозам и МТС области
готовиться к весеннему севу.

Научные работники кафедры ремонта
сельхозмашин часто ‚выезжают B palioubl,—
они читают там лекции и проводят кон-
сультации в колхозах И МТС. За послед-
нее время научные’ работники прочитали
70 лекций и докладов.

При этой кафедре организован научный
семинар: инженеры, техники и.работники
сельского ‘хозяйства области получают
здесь консультацию. по. вопросам ‘ремонта
тракторов, автомобилей и сельскохозяй-
ственных машин. у

Лаборатории кафедры оказывают MTC,

по-

о —_—-

колхозам,  совхозам и. практическую
мощь: отремонтировано около ‘2.090 насо-
сов, 6.000 форсунок, 755. двигателей, более
4.000 циливдров.

i

! е

ПРОЛЕТАРИИ_ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

TR

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

НАЯ]
ГАЗЕТА,

№ 23 (2510)

Суббота, 19. марта. 1949 г.

Цена 40 коп.

Перед нами больной, хорошо изданный
двухтомный сборник «Люди русской нау-
ки». Это очерки 0 выдающихся деятелях
естествознания и техники. Авторы очер-
Ков — ‘видные советские ученые: акаде-
мики 0..И. Вавилов В. А. Обручев,
А. Е. Арбузов, В. В; Шулейкин, И. И.
Мещанинов, 1. И. Прасолов и ‘многие
другие известные етране люди.

Внига‘ эта —: своеобразная, хотя и He-
полная энциклопедия русской науки,
Читая ее, не расстаеньея. с мыелью —
как велик и талантлив наи над, как ве-
лика’ и богата родная русская культура!
А ведь еборник этот отнюдь не ибчерпы-
вает всего ее богатства, Составители с9-
знательно ограничили себя лишь двумя
областями науки — естествознанием и
техникой и осветили деятельность далеко
не всех крупнейнтих русских ученых. Й
все же -— какая многообразная летопись
открывается перед нами!.. С ее странид
встает целый мир гениальных идей и 91-
крытий, вдохновенных дерзаний и пис-
KOB, неустанного творческого труда.

Читая эту книгу, видишь, как огромен
вклад наших соотечественников B CORDO-
вищницу человеческих знаний. Советский
человек гордится тем, что именно ученым
его страны принадлежит. честь многих
крупнейших открытий в науке и технике!
Он хочет знать — кто и чем прославил
эго Родину.

(лю тридцать творческих биографий
своих знаменитых соотечественников най-
дет читатель в сборнике «Люди русской
науки».

Картины прошлого отечественной науки,
приоритет ее’ во’ многих открытиях и _изо-
бретениях встают CO страниц книги BO
всем их величии, С чувством гордости
читаем мы о том, что великий Ломо-
носов ва два десятилетия ло Лавуазье
открыл закон сохранения вещества, что
плеяда гениальных русских электротехни-
ков — В. В. Петров, Б. С. Якоби, 9. Х.
Ленц, П. Н. Яблочков, А. Н. Лолыгин,
И. Ф. Усагин и др. первыми ‘открыли миру
вольтову дугу и явления гальванопласти-
ки, создали телеграф, установили ряд 3а-
конов классической электротехники, дали
человечеству - «русский свет» (свечу
Яблочкова), первую в мире электриче-
скую лампу накаливания и много других
ценных изобретений: =: eae ne ae

Общепризнано,  ro приоритет откры-
тия радио — величайшего. из  дости-
жений современной цивилизация — при-
‘надлежит нашему боотечественняку А. С.
Попову, что создателем современной орга-
нической химии’ является А. М. Бутдеров,
чо открытие Н. Н. Зининым анилина по-
ложило начало ‘многим отраслям -химиче-
ской промышленности.

Каждый советский человек
знать, чо тениальный ‘русский
тематик и механик П, J. Чебышев
три четверти века назад
создал ряд оригинальных механизмов, при-
меняемых ныне в ‘автоматостроении, ‹ что
русским геологом. В. В. Докучаевым зал0-
жены основы. современного: научного поч-
воведения, что И. И. Мечников — оенова-
тель’ учения о защитных свойствах орга-
низиа, что Физик А. Г. Столетов открыл
ряд основных законов ‘фотоэлектрических
явлений, а И. М. Сеченов и И.П. Навлов
создали научную физиоюгию.

Невозможно перечислить все ‘то новое,
оригинальное и ценное, что дали челове-
честву русежие ученые. А ведь разве He
было таких, ко готов был поступиться
приорителом свопх ученых и отдать честь
изобретения лампы накаливания  Эдисону,
воспользовавшемуся открытием Додыгина,

должен
ма-
еще

& изобретение радио—Маркони?! Разве He

было таких, кто не возмутилея но поводу
присвоения немцем Кирхгофом результатов

«Люди русской науки». Очерки о выдаю-
щихся деятелях естествознания и техники.
Государствениое издательство техиико-теорети-
ческой ‘латературь 1948г.’ стр, 1196.

Texnmueckuit nexropuit

для шахтеров

На шахте № 5-бис треста «Ворошилов-
уголь» (Ворошиловградская область)
создан технический Лекторий, Цель лекто-
рия — широко распространить. технические
знания среди. горняков, осваивающих но-
вые шахтные механизмы.

Лекторием руководит. специальное бюро
во главе с Начальником шахты инженером
Гвинерия. Наряду с инженерами в техни-
ками лекпии читаёт опытный механизатор,
бригадир переносчиков гранспоргеров тов.
Кислый. Недавно он выступил перед ау-
диторией шахтеров с лекцией: «Мой опыт
переноски реверсивного“ скребкового транс-
портера за. 8 часов вместо 16° ча-
сов по норме». Обстоятельный рассказ тов.
Кислого а рациональном использовании

1 новой ‘техники, ‘об’ улучшении технологи-

ческого процесса и организации труда в
лаве вызвал У ‘Шахтеров-механиза торов
большой интерес. Сокращенная стенограм-.
ма’ лекции бригадира Кислого ‚была. напе-
чатана в областной‘ газете «Ворошилов-
градская правда».

Успешно прошли лекции инженера Гви-
нерия: «Новые механизмы на шахтах Дон-

басса» и главного механика Подлесиога
«Эксплоатация аккумуляторных электро-
BO30R>. $

На той же шахте ‘организуется кабинет
техники. Он булет оборудован действую-

[лнй, самоотверженной борьбы

}

дому из тех,

Пренебрежичельно относясь. в до-

щими моделями новых механизмов, макета:

ми, чертежами, схемам и другими наг-
лядными пособиями, которые помогут шах»
терам пополнить технические знания,

Великие русские ученые

Л. РАХМАНОВ
>

сследований замечательного русского фи-
зика Н. А. Умова?

Читатель найдет в этом сборнике много
интереснейших фактов, которые характе-
разуют ‘русских новаторов и исследовате-
лей, как замечательных организаторов
науки.

Н. И. Лобачевский, этот «Коперник гео-
метрии», почти двадцать лет руковэдил
Казанским университетом и превратил его
в одно из лучших, передовых учебных за-
ведений страны. Выдающийся физик-экс-
периментатор П. Н. Лебедев, впервые 0б-
наруживший и измеривший давление све-
та, был первым организатором коллектив-
ной научной работы в области физики.
Его лаборатория служила образцом для на-
учных институтов, создаваемых  впослед-
СТВНИ, .

Общензвеетна роль В. А. Тимирязева в
создании массовой агрономической науки.
Этот выдающийся исследователь-физиолог,
обессмертивший себя решением проблемы
фотосинтеза, и крупнейший теоретик дар-
винизма, на собственные скромные сред-
ства построил в селе Демьяновка первую
лабораторию и неустанно личным приме-
POM доказывал необходимость  теснейшей
связи между теорией и практикой в сель-
окохозяйственной науке. Создатель перио-
дической системы химических элементов,
одного из основных законов евстествозна-
ния, Д. И. Менделеев в своих многочис-
ленных трудах дал полную  емелых ва-
мыелов программу использования природ-
ных богатств нашей страны. Теория и
практика, наука и жизнь у Менделеева,
так же как и у многих других передовых
ученых России, были едины и  нераз-
дельны. ;

В книге приводятся десятки примеров
того, как условия царского режима и ка-
питалиетического строя мешали работам
ученых, мешали осуществлению их ши-
PORHX планов, ‘мешали русской науке
слиться в единое могучее движение.
Каждый шаг требовал неимоверных уси-
ce pas-
лодушием в прямой враждебностью. Все
о. ловелось. узнать буквально каж-
кому посвящены очерки
сборника. Ц. Н. Лебедева с ем  лабора-
торией «начальство»  вагнало в подвал
и наотрез отказало ему в средствах, на
опыты. К. А. Тимирязев принужден был
покинуть Петровско-Разумовскую сельско-
хозяйственную академню и `` Московекий
университет, где он в продолжение десят-
ков лет был одним из любимейших профес-
соров. И. И. Мечиикова изгнали из Олдес-
ского университета, и он вынужден был
скитаться на чужбине. Над трудами И. В.

первый в мире   Мичурина до революции тлумились, ему

запрещали заниматься, «кощунственными
и богопротивными» опытами. К. 9. Циол-
ковский голодал. В. 0. Ковалевский был
доведен до самоубийства... av
Трудно исчислить тот вред, который на-

несли русской науке реакционные круги  .

царекой России и ее бездарное правитель-

стижениям отечественных ученых, пар-
ское правительство. насаждало  низкопо-
RIOHCTBO перед иностранной наукой и
культурой, предпочитало в случае надоб-
HOCTH ввозить готовую науку и технику
из-за рубежа. несмотря на то, что основы
ее зачастую закладывали именно русские
ученые.

Но передовые люди русской науки
вые всего ставили  веегла интересы
своей Родины. Изобретатель радио А. (С.
Попов с презрением отверг
тельные» предложения зарубежных де-
ловых кругов переехать для работы. за
границу. П. Н. Лебедев — талантливей-
ший физик-экопериментатор, — отказал-
работать в Нобелев-

И ИН

«соблазни-

ся от предложений

Недавно в колхозе им. 26 бакинских ко-
миссаров, Ленинского района, Курской‘ об-
ласти, был опробован и сдан в эксплоата-
цию впервые построенный здесь колодец
системы Бояринцева. Колхозники ‘пробури-
лн две. скважины; Скважины эти при испы-
тании ‘дали 26 литров воды в’ секунду; это
более 2 миллионов литров воды‘ в сутки!

Таких водных ‘источников не знали еще
в курских ‘деревнях: две скважины, ‘заме-
няя два десятка обычных” колодцев, спо-
собны оросить 40—50 гектаров земли.

‘Создатель замечательных колодцев —
алтайский инженер Ф. Бояриннев — вы-
держал в свое время упорную борьбу с
бюрократами ‚и консерваторами. 06 этом
13 октября 1948 года сообщала «Литера-
турная газета» в статье «У бюрократов —
свой «сетчатый фильтр»...

В беседе по телефону с нашим корреспон-
дентом. начальник Курского областногс
управления водного хозяйства А. Куз-
ненов сообщил, что кроме колхоза им. 26
бакинских комиссаров, «колодцы  Боя-
ринцева» построены еще в пяти. сельхоз-
артелях. В колхозах «Память Ленина» и
«Трудовик» пуск скважин состоится в
ближайшее время. В 1949 году в области
будет построено 15 колодцев системы Боя-
ринцева.

Наш корреспондент беседовал по телефо-
ну с заместителам министра сельского хо-
зяйства УССР Е, Алексеевским,

ском институте и He покинул родины, работы

“HK ПУШКИНСКИМ ДНЯМ

“ Президаум Академии nays CCCP приз
нял план юбилейных торжеств, посвящен+
ных памяти великого русекого поэта А. С.
Пушкина. 7 июня намечено провести в
Колонном зале Дома союзов торжествен-
ное заседание Академии наук. 10 июня
состоится торжественное заседание прези-
диума Академии наук СССР е ‘участием
ленинградокой общественности в актовох
зале бывшего лицея в г. Пушкине, где ‘в
тот же день намечено открыть музей ве-
ликого поэта. Торжественный митинг па-
MATH поэта организуется 12 июня в Пуш-
REBCKOM заповеднике — в селе Михайлов
ском, тле также будет открыт музей.
Расширяется экспозиция в музее «Послед
няя квартира А. С. Пушкина».

` Отделение литературы и языка Акаде-

1мии наук СОСР созывает в апреле всез

союзную конференцию. пушкиноведов в
Тенинграде. Конференция подведет итоги
советокого  литературоведения `В

хотя до последних дней своих жил в край- изучении жизни и творчества Пупкина.

‹ Не тяжелых условиях.

Научная сессия состоится и в Москве, в

Имена многих выдающихся  новаторов   Мае этого года.

науки и техники были несправедливо 33-
быты правителями царской России, не ве-
ривишими в творческие силы народа, рабо-
лепствовавшими перед всем чужестранным.

Обидно, чо и в только что вышедшем
сборнике мы не находим многих славных
имен. Нет в нем имени замечательного
русского медика Д. С. Самойловича, за-
южившего основы эпидемиологии, нет с0з-
дателя первого в мире аэроплана — рус-
ского инженера А. Ф. Можайского (зато в
очеркз проф. А. Космодемьянекого, поевя-
шенном Н. Е. Жуковекому, честь этого изо-
бретения утверждается за... американца-
ми братьями Райт), нет выдающегося уче-

ного агронома П. А. Востычева, труды ко-
торого сейчас стали одним из действенных
средств переделки природы степей, нет
упоминания и 0 многих других наших зна-
менитых соотечественниках.

Очерки о И. В. Мичурине и В. В. Деку-
чаеве выглядят очень устаревшими и не-
полными, особенно очерк о `Мичурине, ко-
торый не раскрывает всей глубины уче-
ния великого естествоиспытателя.

Весьма «скромно» говорится о приори-
теме русеких ученых и изобретажелей.
Чрезмерную «деликатность» проявляют не-
которые авторы, когда речь идет о прямом
присвоении русскях открытий  иностран-
цами. Проф. Б. Гнеденко считает, напри-
мер, чю выведенная П. 4. Чебышевым
знаменитая структурная формула плоских
механизмов «только по недоразумению но-
chr название формулы Грюблера(?!)» (етр.
117). :

Некоторые. очерки написаны слишком
информационно (очерки о 9. Х. denne u
Н. Н. Зинине и 1р.). Перед авторами, несом-
\ ненно, стояла ‘трудная задача — нужно
было сообщить основные биографические
сведения, рассказать о творческой деятель-
ности ученого, о сущности и значении его
научного вклада. И все это в рамках 6—
8 страниц. Возможно, поэтому многим ав-
торам не удалось избежать однообразия и
сухости. изложения.

Не весе авторы сумела связать фажты
творческой биографии ученого © историче-
скимн и социальными: условиями; в к0то-
рых проходила его деятельность, * © разви-
тием философской и общественной мысли.
В хорошо написанном очерке академика
С. И. Вольфковича о Д. И, Менделееве
недосталочно оттенено то важное 00-
стоятельство,
Менделеева (о. Большом. Урзле, о подзем-
ной газификации угля и др.) претворяют-
ся в жизнь лишь теперь, в условиях с0-
  циалиетического государства. Значительно
преувеличены Д.  Берковичем ‘заслуги
С. № Джевецкого в области аэродинамики.
Ряд досадных неточностей донущен в
очерке проф. Е. Щеголева об А. С. Попове.

Слишком ‘кратки библиографические
приложения к очеркам: ведь это; издание—
не только. книга для чтения, но и биогра-
фический словарь.

Сборник «Люди русской науки»— одна
из первых! попыток ознакомить массового
читателя © -сокровищницей отечественного
  знания. Это издание, несомненно, должно

ниями многих советеких ученых... Необхо-
димо выпустить специальные тома, в ко-
торых. будут отражены ‘жизнь’ и твор-
чество‘выдающихея деятелей обществен-
ных наук — наших тениальных социоло-
гов, философов, ‘экономистов; историков,
обогативщих культуру человечества бес-
ценными духовными творениями.

Знание истории отечественной Науки
поможет нашей интёллитенции в ее ‘борь-
бе с проявлениями низкопоклонства перед
буржуазной культурой и космополитизмом,
а. замечательные ` образцы ‘ вдохновенного
научного дерзания послужат примером
для молодого поколения советских ученых.

и

Колхозы строят «колодцы Бояринцева»

‘’— Узнав о «колодцах Бояринцева», —

сказал тов. Алексеевский, — мы свя-
зались с Алтаем. Вскоре инженер Боя-
ринцев прислал вам все материалы,

чертежи и описания колодца, Месяц назад
состоялось техническое совещание в ми-
нистерстве, где был решен вопрос о вне-
дрении этого новшества. В ближайшее время
будет издана книга о «колодцах Бояринце-
ва» В Украинской ССР они найдут самое
широкое применение на песчаных землях
Харьковской, Каменец-Подольской, Киев-
ской областей. Мы считаем ‘это дело весь-
ма интересным и целесообразным. На меж-
областных совешаниях ‘работников водных
хозяйств в Одессе и в Киеве обсуждались
планы’ строительства новых
Украинский научно-исследовательский ин:
ститут гидротехники и мелиорации изучает
колодны системы Бояринцева в новых
условиях. :

жж

*

В издательский отдел Главводхоза Ми-
нистерства сельского хозяйства СССР тов.
Бояринцев в апреле 1948 года сдал руко-
пись своей книги «Проектирование и стро-
ительство высокодебитных колодцев с
гравийно-проволочными фильтрами»; эта
книга /— руководство для строительства
колодцев новой конструкции. К сожале-
нию, изпание книги по непонятным причи-
нам тормозится,

что многие планы и мечты.

быть продолжено“и дополнено жизнеопиеа-

колодцев..

Президиум обязал издательство Акале-
мин наук СОСР завершить к юбилею 13»
дание 16-томного полного ажздемического
собрания сочинений А. С. Пушкина, а так-
же выпустить полное собрание его сочине-
ний в десяти томах.

не

Юбилей Хоца Намсараева

17 марта в Центральном OMe литера-
торов общественность столицы чествовала
осковоПОлОжника бурят-монтольской лите-
ратуры народного поэта Xoua Hamcapaesa
в связи с 60-летлем со THA рождения и
30-летием его литературной деятельности.

— Юбилей Хоца Намсараева,—сказал в
приветственном обращении в юбиляру Н.
Тихонов, — праздник всей  многонацио-
нальной советской литературы, потому что
творчество народного поэта Бурят-Монго-
лии проникнуто безграничной любовью к
Родине, к партии Ленина Сталина,
_животворным советским  патриотизмом,
чувствами и мыслями, которыми живет
весь советокий нарот.

Около трехеот стихотворений, пьес, по-
вестей и рассказов написал Xona Намса-
раев. Его творчество — ценный вклад во
сокровишницу советской литературы, на-
циональной по форме, социалистической
по содержанию.

После доклада ДЛ. Романенко «Творче-
ский путь Хоца Намсараева» былн огла-.
шены приветствия правления Союза co-.
ветских писателей СССР... «Литературной
газеты», издательства «Советский ниса-
тель», альманаха «Дружба народов»,
Института мировой литературы им. Горь- ^
кого, литературно-художественных журна-
лов и др.

Гаубокой любовью и благодарностью
были проникнуты слова Хоца Намсараева,
обращенные им к великому русскому
народу, большевистской партии и товарищу
Сталину, Чья неустанная забота и внима-
ние превратили отсталую и угнетенную
окраину царской России в свободную и
пропветающую социалистическую респуб-
лику. ese:

Юбиляр говорит о том, что не у рели-.
гиозной «мудрости» лам, & у великой рус-
кой литературы; у Нушкина и Горько,
учился он реализму и мастерству изобра-
жения характеров, в обновленной жизни
своего родного народа черпая матернал для
вдохновения.

—- Великое счастье, — закончил Х,
Намсараев, — быть советским писателем,
воспевать героические дела своей Родины,
помогать своим трудом победоносному дви-
женню к коммунизму!

——х

Романы казахских писателей
на русском языке.

В плане издательства «Советский: писа-
‘тель» на 1949 год значится несколько
книг казахских прозаиков и поэтов в рус-
ских переводах. . “ Rents

В ближайшее время, в связи с декадой.
казахской литературы, в Москве, выйдут
в свет роман С. Муканова «Ботагос» —
о борьбе казахского народа’ за свободу’ и
повесть Г. Мустафина «Миллионер» — о
новом этапе колхозного строительства в
Казахстане после войны. я у

К декаде казахской литературы выйдут
также избранные произведения Джамбула
и книга стихов поэта Х. Бекхожина «Под
звездами. Кремля». р

Нодписан к печати роман’М. Ауэзова
«Абай» (две части в одном томе), выходя:
щий в серии «Избранные произведения со-
ветской литературы». До конца’ года бу-.

дут изданы новые ‘романы — С. Муканова
«Сыр-Дарья» и Г. Мустафина `` «Казах-ба-
тыр». г

. >=:

По Советскому Союзу.
ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ:

Ф Киев. Передовые колхозы Украины
вступили в члены Общества по распростра»
нению политических ‘и научных знаний,
В их числе — сельхозартели имени Фрун-
зе, Синельниковского района, Днепропетя
ровской области, имени Сталина, Маньков=
ского района и «Здобуток   Жовтня»,  Таль °
новского района, Киевской области.

Ф. Сочи. В. Государственном литератур.
ном музее Н. Островского в связи с подз
готовкой к Х[ сезлу ВЛКСМ открылась
выставка новых документов и фотографий,
Многочисленные экспонаты показывают, _
какое огромное влияние оказала книга’,
«Как закалялась` сталь» на воспитание со-
ветской молодежи.

Ф Рига. Академия наук Латвийской ССР
утвердила план мероприятий по оказанию ,
научной и технической помощи промышлен=
ности и транспорту республики. На. многих.
предприятиях Латвии начали работать
бригады ученых, — в их составе около
двухсот сотрудников различных: институч.
тов, На завод, «Балтияс рупниекс» направ
лена бригада Института энергетики има.
шиностроения во главе с кандидатом. наук
тов. Нейландом. Здесь, по’ поручению Гося
плана Латвийской ССР, будут исследованы
возможности широкого применения. тор=
фяного газа в промышленности. . Бригада
института, работающая на заводе’ «Саркана’
Звайгзне», помогает заводскому коллекти-.

ву внедрять скоростные методы‘ обработки
металла.

$ Минск. В 820 школах сельской моло=
дежи Белорусской ССР начались. переводе
ные и выпускные экзамены. В 1949—50
учебном году в селах республики откроет-
ся еще 1200 школ сельской молодежи.