Славный Юбилей
‘башкирского
народа

Сетодня советский народ отмечает зна-.

менательную дату -— 30 лет co дня обра-
зования Башкирской Автономной .- Совет-
ской Социалистической Республики.

Исторический декрет, положивший ‘06-
нование Башкирекой АССР, был нодпиеан
Лениным и Сталиным. Этот. декрет открыл
новую полосу в историй башкирского на-
рода.

`Под руководством партии Ленина —
Оталина; при постоянной помощи зелико-
го русском народа башкирский народ
уничтожил режим  эксплоатапии и гнета
цароких чиновников, родовой и -феодаль-
ной внати — тарханов, баев и мулл, раз-
веял в прах банды ‘контрреволлоционеров-=—
башкирских националистов. ‘Башкирский
народ в результате” Великой Октябрьской
социалистической революции был’ ‘опасен
от вымирания, прюзябания в нищете и
отсталости. Только советекий путь раз-
вития принес бащкирскому народу счастье
и радость, подлинное национальное равно-
‘правие, вывел е№ на широкую дорогу
культурном и экономического под’ема. `

Невыносимо тяжела была жизнь баш-
кирского народа до Великом Октября. В
книге «Развитие капитализма - в России»
В. И. Ленин писал: 5

«Quepkn na mann juKoh Bamxupaay»—
живое описание того, как «колонизаторы»
сводили корабельные леса и ‘превращали
‚ мочищевные» ог «диких» башкир тюля в
«пшеничные. фабрики».

Недаром классик башкирской литерату-.
ры Мажит Гафури назвал одно из своих
пореволюционных произведений «Жизнь,
пройденная в нищете». Ho никогда не
сгибалея башкирский. народ, не терял воли
н стремлений к борьбе 3a свободу. В нес-
нях и стихах, в мелодиях курая, своето.
национального инструмента, выражал он
мечты о’лучшем будущем,

Народный поэт Башкирии Мажит Ta-
фури в 1912 юду в) ‚ евихотворении «На-
дежда» писал:

Сколько горя ни терпел я,
Сколько горьких слез ни лил,
Сколько гор ни’ одолел я,
Сколько вод ни переплыл,—
Сердце к праздному покою
Не тянулось ‘никогда:

Верил я, что надо мною
Заблестит моя звезда.

‚ И эта звезда заблестела. Башкирия,
бывшая до’ Октябрьской революции отета-
лой «окраиной», полуколонией царизма,

за годы советской власти превратилась в
индустриальную. республику. В Башкир-
ской республике созданы и успешно раз-
зиваютея новые отрасли промышленно-
сти -—— нефтяная, машиностроительная,
электротехническая,  станкостроительная,
химическая,” угольная и ‘др. ’В Советской
Башкирии построены новые железные до-
Dore, выросли индустриальные города и
рабочие поселки.

Созданная в. Башкирии по инициативе
товарища Сталина, нефтяная промышлен-
ность заняла второе место в» ` Советском:
Союзе по 0б’ему производства нефти. План
производства валовой продукции реепуб-
лики в 1948 году выполнен на 104,9 проц.,
что составляет прирост против 1947 года
на 24 проц., а по сравнению с  довоен-
ным 1940 годом — увеличение в 2,8 ра-

° Сверхилановые накопления предприя-
 Я республики в 1948 тоду составили
150 миллионов рублей,

Огромные достижения имеет сельское
хозяйство республики. Башкирия — рес-
публика крупного социалистического зем-
леделия. В Башкирии 4374 колхоза и
40 совхозов. За колхозами республики за-
креплено на вечное пользование 7,5 мил-
аиона гектаров земли. Блатодаря заботам
советского правительства 0б укреплении
матернально-технической . базы колхозов
на полях Башкирии работают тысячи
тракторов, комбайнов и других сельскохо-
зяйственных машин, B республике 140
машинно-тракторных станций, оснащен-
ных о сложными ° сельскохозяйственными
машинами, о которых в  дореволюционное
время не мог и мечтать башкирский кое-
стьянин. В 1949 году ‘машинно-трактор-
ные станции Башкирии выполнят три че-
тверти всех сельскохозяйственных работ в
колхозах.

лики достижения
Аи. Башкирии в
области культуры. В

бывшей Уфимской гу-
бернии почти все тру-
дящееся население ‘бы-
ло  неграмотным. Баш-
киры ° ‘не имели хвоей
письменности и родного
‚литературного языка.
За тоды советской вла-

CTH B Башкирии расцвела новая культура,

национальная по форме и социалистиче-
ская по содержанию. Октябрьская pepo-
люция обогатила и подняла культуру
башкирского народа на новую качествен-
ную ступень.

В 5202 школах Башкирии обучаются
на родном языке, более 550 тысяч детей.
В республике работают 20 научно-иселе-
довательских. институтов и 7 вузов, в ко-
торых готовятся кадры инженеров; агро-
номов, врачей, педатогов. В Башкирии -ра-
боталют сейчас около 10.000 специалистов
с высшим образованием и 31.000 -специа=
листов CO средним образованием. В выс-
ших ‘учебных заведениях и  техникумах
Башкирии обучаются около 20.000 чело-

ежегодно выпускает до

о

век. Среди научных работников ребпубли-
ки — 17 заслуженных деятелей науки,
28 докторов наук, . 124 кандидата наук
из башкир.

Народ, не имевший до революции своей
письменности, за короткое время не толь-
ко получил ее, но и развил на своем род-
ном языке богатую литературу. На разви-
тии башкирской литературы сказалось
благотворное влияние передовой литерату-
ры русского народа, а также и всей мно-
гонациональной советской — литературы.
Широкой известностью пользуются произ-
ведения советских башииреких писателей
Мажита Гафури, Сайфи Кудаша, Х. Кари-
ма. В Башкирии, где до революции не бы-
ло театров: теперь созданы театр оперы и
балета, академический театр драмы, рус-
ский драматический театр, филармония,
6 колхозно-совхозных театров, много круж-
ков художественной самодеятельности, в
которых исполняются произведения  баш-
кирских композиторов и драматургов.

Баликирокий народ на родном языке
изучает величайшие творения человеческой
мысли — произведения Маркеса, Энгельса,
Ленина, Сталина. „На башкирский язык
переведены сочинения классиков. русской
литературы, лучшие образцы русской со-
ветской литературы, а также` литературы
других народов Советского Союза. В. Баш=
кирии. выходит. на башкирском языке еже-
месячный литературный журнал. Государ-
ственное издательство Башкирской ACCP
2,5 миллиона
экземпляров книг на eee и башкир
CKOM ЯЗЫКАХ.

Оглядываясь на cna ere
путь, пройденный трудящимися Башкирии
3a годы советской власти,-мы воочию ви-
дим преобуажающую силу нашей великой
сталинской эпохи.

В Башкирии выросли замечательные
кадры производственных рабочих, колхоз-
ников. и интеллигендии, активных строй-
телей коммунистического общества. В го-
ды Великой Отечественной войны.  трудя?
щиеся Башкирии вместе со всем советским
народом проявили чудеса героизма Ha
фронте ив тылу.

За выдающиеся заелуги перед Родиной
в ды Великой Олечественной войны
170 уроженцев Башкирии . удостоены
высокого звания Героя Советского Союза.
За выдающиеся успехи в области промыш-
ленности и сельского хозяйства 17 передо-
викам присвоено звание’ Героя Социали-
отическом Труда.

Вместе со всем советеким народом тру-
дящиеся Башкирии борются за досрочное

выполнение плана послевоенной сталин
ской пятилетки, направляют нео Свои
силы на’ дальвейший юд ем и развитие

народного хозяйства и культуры реецуб-
ЛИКИ.

В своем приветствии. башкирекому на-
роду Совет Министров СССР и ЦЕ ВЕЛ(б)
выразили «твердую уверенность, что тру-
дящиеся Башкирской АССР под руковод-
ством большевистской партии и впредь
будут неутомимо бороться за дальнейшее
процветание хозяйства и культуры рес-
публики, самоотверженно трудитьея в
дружной семье народов нашей  социали-
стической Родины, строящих коммунизм».

Дружба народов СССР. — источник мо-
гучей силы советского многонационально-
о государства. Животвориый  советекий
патриотизм, горячая любовь в своей со-
цизлистичеекой Родине и ненависть к вра-
гам Отечества об’единяют народы Совет-
ского Союза, сплачивают все народы на-
шей страны в. единую  несокрушимую
братскую бемью, ‘уверенно и’ победоносно
идущую к коммунизму.

Школа оба в опыта`

БЕРЕЗОВКА, Одесской области. (Наш
корр.). В черноморских степях ‚раскину-
`лись поля, окаймленные лесозащитными по-
лосами, добротные хозяйственные построй-
ри, сады и виноградники. ‘Все это принад-
лежит ‘колхозу им. Буденного, одному из
старейших и ‘передовых колхозов Украины.

В письме к Макару Анисимовичу” [1о-
смитному, который уже более двадцати
лет руководит этим колхозом, секретарь
ЦК КП(б)У тов. Н. С. Хрущев. отмечал:

«Работа Вашего колхоза может служить
для всех колхозников примером продуман-
ного‘ и всестороннего развития всех отрас-
лей  артельного хозяйства, исключительно
аккуратного выполнения обязательств пе-
ред Советским государством, большой 3a-
боты об. улучшении благосостояния кол-
хозников, о повышении оплаты трудодня».

В этом году буденновцы получили на
трудодень по 10 рублей, по пять килограм-
мон зерна, “да ‘еще Мед, овощи, вино.

Слава об успехах передового колхоза
распространилась ^ по республике. Много-
численные экскурсанты приезжают сюда,
чтобы позаимствовать опыт передовиков.
За последнее время в колхоз им: Буден-
ного направляются не только отдельные
колхозные вожаки. но и Многочисленные
группы председателей колхозов,  бригади-
ров и других деятелей колхозного движе-

ния, .‘Сельхозартель им. Буденного ‚ стала
для. них своеобразной школой оргавиза-
ции колхозного производства, Здесь. для
приезжих, по заранее. разработанному пла-

Колхоз’ им. Буденного славится не толь-
ко передовой культурой земледелия, но
и своим общественным животноводством и
другими отраслями хозяйства. Экскурсан-
ты знакомятся с организацией труда на
животноводческих фермах, изучают  поста-
новку пчеловодства и огородничества, по-
сещают’ электростанцию,  кирпично- чере-
пичный завод, осматривают местный радио-
узел. и строительство новых каменных до-
мов, которые по своему качеству не усту-
пают городским строениям.

Каждый день в адрес колхоза им.  Бу-
денного со ‘всех концов страны
письма и телеграммы. Одни запрашивают:
«Когда правление колхоза сможет принять
экскурсию бригадиров полеводческих
бригад?», другие просят прислать копию
карты травопольных  севооборотов, третьи
интервсуются местными сортами семян и
просят. выслать ‘небольшую посылку с зер-
HOM...

Так колхоз им. Буденного становится
школой колхозного строительства.

ну, устраиваются . семивары, проводится
осмотр всего хозяйства, читаются лекции
и доклады.

приходят
  культурно-просветительного ‘учреждения ‘в

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ`СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬ!

ae

№ 24 (2511)

TRI

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

Среда, 23`марта 1949 г.

ПГАЗЗШЕТ

ик

Цена 40 коп.

Светлая судьба моей республики

>.
Мустай КАРИМ
Bed

Вспоминаю, как лечальна была доок-
тябрьская судьба моего неустроенного
народа, когда по родным степям неустан-
но бродил зловещий призрак смерти, то-
роля вымирание нашего племени.

Великий русскый народ протянул нам!
руку пюмющи. Великая ‘Октябрьская рево-
люция раскрепостила наш ‘народ, разру-
шила основы всякого гнета, в том числе
и национального. Мы вошли в дружную.
семью братеких народов, стали на общий
путь развития, указанный ленинско-ста-
динекой эпохой. Но баи еще пе вложили

кровавые клинки в Ножны, смертным 6б0ем’

пошел народ нротив вековечных вратов и

навеки похоронил насилие имущих.
Старый мир был разрушен, баликиры

заложили Фундамент новой ‘социалистиче-

ской жизни.

#*

5 ‘ a :
Вспоминаю тот. год, когда за нашим

колхозом. вакрепляли земли на вечное

пользование. Ha майдане шло собрание:

выступил обычно Вала старый

Шарифулла. \
— До революции у меня не ыы «ду-

пи»,—казал он, имея в виду землю, — Г

ее но-былю и у моих. братьев. Сестрам,
матерям вообще «душ» не полагалось. Ия
жил без земли. Наши «души» мой 1№-
лодный дед за бесценок раепродал баям
еще тогда, когда нас и не было на свете.
Взамен ‘налней земли он получил вечную
нищету — не только для себя, но и для
потомства; ее — этой нишеты — хва-
тило, бы до самом конца стояния мира,
если бы не революция! Что. мужик 523

seman? Итица без. гнезда! Революция вер-

нула землю хлебопанщу, и теперь Сталин
говорит хам, мужикам: «Вечно труди-
тесь на этой земле — будете вечно счаст-
ливыми»;

Мне помнится и другое: как тот же
Шарифулла, заложив ладони 3a пояс,
`выител послушать веселое гудение. трак-
тора, ступившего на нашу‘ ковыльную
степь. Как улыбалея всеми свойми мор-
шинами Шарифулла первой прямой —
черной-пречерной = борозде! Ироеветлев-
шие глаза пастуха’ увидели, как сменл-
лись узкие полоски жалких наделов 3e-
ленью бескрайних колхозных полей.

2 ae

И вот мы снова ходим из сельхозарте-
ли, в сельхозартель. Они расположены в
пойме живописной реки. Здесь строят меж-
колхозную гидроэлектростаниию, и мы
знакомимся с недавними. хлеборобами, HEI-
не — помощниками строителей. Новые
люди, новые ремесла появились и в 09-
седних деревнях, ‘где идет работа. ужа
над строительством электропередачи. В
нам доносится весть, что на тихой акез-
ковской реке Деме начаты работы по’ в03-
ведению электростанции.

В 1950 году 2400 колхозов: о
ки получат свои фабрики света. И, види-
№0, недалеко уже то время, когда ¢ m0-
мощью электричества, на котором киич-
тим чай (мы очень любим этот напиток!),
все наши башкирокие  хлеборобы булут

выпюлнять трудобмкие сельскохозяйствен-

убирать   a
‚ кочевал мой народ, ео республика обога-

ные работы — пахать, косить,
урожай, орошать землю Башкирии.
Да, мы смело мечтаем о передовой,
технике. 0 ней говорит нам радио, оно!
вошло в Ham быт, и банкиры ето назы-
вают «советчиком жизни».
ны теперь на ночном колхозном стане’ ча-
стые электроогни многих наших аулов, в
том числе и аула Мракова, который своим
наименованием не. только символизировал
быт, ню, можно сказать, вполне реально
его определял. Теперь в этом богатом ео-
BeTCKOM -ауле` все говорит 0 новом,
новым - дышит. Звуки радиоприемника
елышны в той же, недавно седой ковыль-
ной степи. Й уже никто не вспоминает
единственное место развлечения -— кабак,

Художники Башкирии—
к 30-летию республики

В Уфимском художественном музее от-
крылась юбилейная выставка живонисцев и
графиков Башкирии, посвященная тридца-
тилетию республики. Экспонировано около
130 работ. Большинство картин, представ-
ленных на выставке, посвящено историче-
скому пути башкирского народа и индустри-
альному росту республики за годы сталин-
ских пятилеток.

>

‚180 клубов
в селах Южного Урала

ЧЕЛЯБИНСК. (Наш корр.). Посреди де-.

ревни Крыжановки,. раскинувшейся в живо-
писной низине, высится большое новое
здание. Это построенный недавно клуб
колхоза им. Кагановича. В нем оборудоза-
ны сцена, просторный зрительный зал, ком-
наты ‘для работы кружков художественной
‘самодеятельности. Одну из комнат занн-
мает колхозный радиоузел. Открылась биб-
лнотека. В здание клуба. прозедено элек-
трическое освещение. Колхозники решили
заложить нынешней весной парк вокфуг
клуба. i }

Клуб в Крыжановке, Миасского’ фай-
ана, — лишь ‚один‘ из 180 колхозных клу-
бов, созданных в Челябинской области; Их
число к концу послевоенной пятилетки на-
мечено довести до -250, Основным” титюм

уральской деревне’ становится уже не изба-
читальня, а сельский клуб.

В районных центрах сооружаются дома
культуры. ‘Сейчас в селах Челябансксй об-
ласти насчитывается 27 таких домов куль-
туры, а в концу пятилетки ‘они будут
созданы в каждом районе.

В: минувшем году на соозужение и 0бз-
рудование районных домов культуры от-
пущено около миллиона рублей.

Далеко вил-

и,

‘гие новые темы.

прозньиттевоносятьно, баткиры готовят‘ ме-

у «моргасиком»; тусклой мало-
линейной лампенкой.

В Мракове — средняя школа, педучи-
лище, тидроэлектростанция, амбулатория,
oe библиотека, шесть мутазинов.

В  Мракове — новые люди.

+
*

Or скалистых Уральских хребтов до
песчаных степей тянутся просторы моей:
рестублики. В наших горах бьют горячие
ключи, по ущельям бегут бурные Каран-
дель, Сакмара, Юрюзань — бегут и ве-
Дут за с0б0ю множество своих младших
сестер, а по плодордным долинам мед-
ленню движет свои струи славная седая
Ак-Идель и задумчивая, прелестная Дема.
От вершин гор до равнин на сотни кило-
метров тянутся дремучие леса. Раныше лес
давал только лыко на лапти, лучину для
«света», бревнушки для хилых избенок.
оры и степи, веками немые, ныне от-
рыли баткирам несметные ‘сокровища,
хранившиеся в недрах, — почти всю мен-
делеевокую. таблицу.

Земные глубины открызаютея только
вольному человеку. Только вольный ©9-
велекий человек MOY так быстро создать
промышленность.

Наити нефтяные промыслы,  оснащен-
ные сложной советской техникой, яви-
лись подлинным университетом башкир.

Лишь сталинская эпоха и в этом отно-
шении могла связать Башкирию и По-
волжье, население двух ведущих нефтя-
ных районов в системе второго Баку.

‚ Мы живем особой радостью; видим мыее
в растущей, расширяющейся связи лю-
дей разных народов. Жизнь приблизила
к нам мастера-нефтяника. Вуйбышовегой
области, друга, Учителя многих людей
моей республики. Эти нефтерайоны <орзв-
нуются, созлавая общую культуру, они
еближают башкир с руссками. И можно
смело сказать, что в новом небтеносяем
районе, раскинувшемся между Волгой и
Уралом, ощутимо складываются необычай-
пые до сих пор, а судьбы лю-
деи.

На нефтепромыелы также провели aren:
тричество. Давно ли оно впервые озазило
Hay -банеирсяий деровенекий быт, д .сей-
чае оно — на наших глазах — поник
в земные глубины, из которых  выкачи-
вает жидксе черное 301910.

За последние пятнадцать лет в степях
чернобыла ий ковыля потнялиеь три коуп-
ных города: город машиностроения. Чер-
никовск, торола нефти — Ишимбай ‘и
Октябрьский. `В новой пьесе А. Киреева
«Утро города» мы видим эту поразитель-
ную картину — рождение нефтяного го-
рода.

Шитературе Башкирии обеспечены мно-
Волею И. В. Сталина
создана нефтяная база у Заналных и. Юж-
ных еклонов Уральском хребта. Иная’
здесь идет жизнь. Там, где недавно“ только

щена развитием. индустрии, добычей ис-
  копаемых, мощной  мантиностроительной

ханизмы для ‘нефтепромьниленноети, м0-
теры для комбайнов, электроизтелия, раз-
ные станки. Свиток новой жизни моего
народа только разворачивается..

%*

*

Из Мраковых, откуда в царские времена
обнищалые крестьяне уходили в города 3a
черствым куском хлеба, теперь идут люди
не на сезонные тяготы, & на советские

промьииленные предприятия, да и сами
эти предприятия — в 10м числе ‘нефтя-

М

ные промысла — вырастают яз землях
колхозов. Вчерашние хозяева колхозных
земель сегодня становятся хозяевами про-
мыСлов и заводов, чтобы завтра, обучив-
шись.в городе, вернуться на свои пред-
приятия   техниками, ° инженерами. Так
изо дня в день растет наша националь-
ная техническая интеллигенция.

_Й мы ощущаем особенную радость,
когда среди молодых башкир видим и мо-
лодых башкирок, таких же техников, Ma-
стерюв ‘разных специальностей. Много
теперь женщин на текстильных — пред-
приятиях, которые `В Баинкирии шутливо
названы «ситцевыми республиками». Мы
читаем, как увлокательную книгу, доску
почета текстильном комбината, доску, на.
которой проставлены всем известные име-
на — Фатымы Гизагуллиной, Магиры Ба-
сыровой, Мусавари `Фазыловой.

Более двух тысяч стахановцев респуб-
лики за три года выполнили свой пяти-
летний план. Многих я знаю, со многи-
ми знаком, мне запомнились также пор-
треты этих выдающихся людей, напеча-
танные в республиканской газете.

Наш башкирский народ запомнит эти
черты. Й как тут не вепомнить мракобесие
ислама, который запрещал изображать то,
что волновало умы; у нае нет изобразн-
тельной истории. мы, потомки, не имеем
портрета легендарном вождя башкию, на-
шего полководца и нашего поэта Салавата
Юлаева.

Память общественных деятелей и ма-
стерекие художников сохранят в реенуб-
лике имена и дела Героя Социалистиче-   ~
ского Труда, мастера подземного ремюнта
Акмала Вахитова, Героя Социалиетичееко-
г Труда мастера Ивана Куприянова, ма-
шиностроителя Имаша Абдульманова, ли-.
тейщика Асхата Ахмерова, инженера-неф-
тявика Гати Идиатуллина и многих лру-
гих! Число именитых людей растет. Иначе
H не может быть, если промышленность
Башкирии по сравнению с 1913 годом
выросла в двадцать восемь раз.

Каждое утро более ‘полумиллиона детей,
маленьких башкир-и русских, татар; чува-
шей и украинцев, положив в ранец с
книгами свой завтрак, идут в пять тысяч
двеети. школ. Семь ‘институтов м
перед ‘юношами республики. 1

В годы Великой Отечественной войны
ста семилесяти бойцам и офицерам — уро-

женам Бакирии — было приевоено зва-
ние Героя Советского’ Союза. Й есть у нас
Уаленький аул в Куюргазинском районе—
«Кинзя»; в ауле всего тридцать дворов —
это ролина салаватозского полководца Кин-
зи Ареланова; аул воспитал трех Героев
Советского Союза; злесь товорят, что на
каждые десять дворов аула дана одна 3-
лотая Звезда:

Сегодня 30-летие налей дорогой Баш-
кирской Автономной Советской  Соция-
листической Республики. Мы зажжем еще
иного новых лампочек Ильича, и они за-
горятся и в колхозных амбарах, освещая
чистосартные семена, приготовленные на
весь яровой клин весны 1949 года. В
честь 30-летия наши механизаторы ©
особой тщательностью проверяют тракто-
ры, веялки, культиваторы, плуги. Еще
снега не’сошли, а МТС поторапливают pe-
MOHT «степных кораблей»——комбайнов. Мы
хотим THO колхозам, где подготовлены юби-
лейные выставки, отражающие долгий и
бурный путь развития. И все в’этих диа-
граммах, как песня: и открытие библиотек,
H рост урожайности, и валовой сбор зер-
Ha, и улой молока, и пастриг шерсти. и
появление электричества. Встречая 30-
летие ордепоносной” Башкирии, — многие
встали на  стахановскую вахту: и
женщины наших «ситцевых республик»,
и люди сулоремонтных заводов, и нефтя-
ники, и бумажники. Нет, не ‘мала, а ве-

лика мя родная республика, моя Баш:
кирия!

Русские мореходы XVII века у берегов Таймыра

Группа ` советских ученых завершила
исследование материалов русской полярной
экспедиции ХУП столетия, найденных ua
восточном побережье Таймырского. полу-
острова. Эти’ находки связаны с события-
‘ми, которые до сих пор были’ неизвестны.

Древнерусские’ полярные мореходы, как
известно. практически опередили западно-
европейских путешествейников ХУ!-ХУН
веков в освоении Арктики. Оставался лить
единственный участок на всей огромной
трассе` Северного морского пути, который
‘столетиями считался недоступным с’ моря.
Это крайняя северная оконечность
европейско-азиатского материка, достигну-
тая с суши участником великой русской
северной экспедиции Семеном Челюскиным
в мае 1742 года и названная его именем.

Первенство! в достижении мыса Че-
люскина с моря десятилетиями приписыва-
лось шведскому полярнику А. Норден-
ицельду, который обогнул его на корабле
«Вега» в 1878 году. Вещественные” доку-
менты; найденные на’восточном” берегу
Таймырского полуострова, бесспорно сви-
детельствуют: о том, ‘что фусские море-
плаватели опередили шведского полярни-
ка более чем на 250 лет.

Замечательные реликвии древнерусских
мореходов были обнаружены накануне
Великой Отечественной войны экипажем
советского гидрографического судна
«Норд». На острове Фаддея и на берегу
залива Симса. близ этого ‘острова, гидро-
графы нашли множество серебряных рус-
ских монет конца ХУГ и ‘начала ХУП ве-
ка, солнечные часы, компас, кортик, на-
тельные кресты со славянскими ‘надпи-
сями, медные котлы, шахматные фи-
гуры из мамонтовой кости, огнестрельное
оружие, пули, остатки одежды, сгнившие
меха, обломки судовых снастей и много
других старинных предметов, а также ко-
сти людей и животных,

‚отправлена специальная научная

`мышленном ‘характере. Мореходные прибо-

‘русской

‘давно выпущенной издательством Главсев-

В 1945 году, / как только окончилась
война, к восточным берегам Таймыра была
экспеди-
ция пол руководством доктора историче-
ских наук’ профессора’ А. Окладникова.
Экспединия всесторонне. и тщательно изу-
чила район находок. ‘Все материалы  уни-
кальной  таймырской коллекции были до-
ставлены в Ленинград. 5

Анализ хорошо сохранившихся остатков
снаряжения древнерусской полярной экспе-
диции свидетельствует. о её торгово-про-

ры — солнечные часы и компас, находив-
шиеся в составе бе. снаряжения,» подтвер-
ждают высокий уровень а древне-
русских. мореплавателей. °:

Исследование денежных” сокровищ (все-
го обнаружено свыше трех °тысяч монет)
позволило установить, что’ ‘русские. мбре-
ходы вышли. в. путь. около .1617 года.
Направляясь со стороны Карского. моря на
восток, как заключает проф. А. Окладни-
ков, они прошли морем в обход Таймыра.

В дальнейшем отважных путешественни-
ков постигла трагическая судьба. Участ-
ники плавания повидимому, поздней
осенью расположились на берегу зимовать
и построили небольшую избушку (остатки
сруба сохранились до сих’ пор): Очевидно,
во время тяжелой полярной зимы они но-
гибли от голода.

Трулы коллектива специалистов, рабо-
тавших над’ изучением материалов древне-
полярной. экспедиции’ вошли в
специальную монографию, подготовленную
к печати в Арктическом институте. Неко-
торые выводы, касающиеся похода отваж-
ных первооткрывателей морских путей на
русском Севере, изложены также в попу-
лярной книге проф. А. Окладникова, не-

морпути.

Делегат.

Все чаще пар кружит над крышей, `
Бугров чернее крутизна.
И по распутице притихшей_-
Шагает сельская весна, :
Пути-дороги все свободны,
Развеселившись, осмелев, -
Она заглядывает в окна,—.
Дыханьем стекла отогрев,
Шагает дальше.
Нам знакомы
 Лучи веселья и тепла.,
И в дверь райкомовского. дома
Без приглашения вошла.
Там выбирают делегата. .
Люднее дома не сыскать!
На комсомольский с’езд >
ребята
Хотят достойного послать:
— Петрова Koaw,—
он достоин!
— Кузьму Рудых! Доверьтесь мке.-
— Ильин Семен — бывалый воин.
И нынче он, как на войне...
Но до чего ж орлы — ребята!
Любое. имя так звучит!
Мандат почетный делегата
Любому можно бы вручить.
Но он один,
И вот попробуй
Тут угадать, —
кому из них?.,
Весна идет меж хлеборобов,
Подходит к Насте Ильиных,
Ззезду Героя озарила,
Румянцем щеки залила,
Ее косу озолотила
И два подснежника вплела.
Тут секретарь сказал:
— Решаем! :
Пусть едет Настя Ильиных!”
И героиня урожаев
Слегка смутилась в этот миг.
Друзья хорошие толкуют:
— Богаче будет этот год!
Недаром девушку такую
Сама весна в Москву пошлет,
О наших пажитях ‘и селах
И о добротности. зерна 7
Расскажет с’езду комсомола
И вспомнит наши имена.
Пусть слово даст вождю и другу,
Что урожайным будет год!.. : 7
К победам новым всю округу
Весна колхозная ‘ведет.

—.-.=—

Мастера высоких урожаев—
члены ученого совета

Сельскохозяйственные  научно-исследова-
тельские институты широко привлекают к
научной деятельности колхозников — ма-
стеров высоких урожаев.

Недавно утвержден новый состав учено-
го совета Ростовского института экономи-
ки сельского хозяйства. Наряду с видней-
шими ‘учеными области, такими, как, напри-
мер, лауреат Сталинской премии академик.
Л. Жданов, в’ученый совет вошли: звенье-
вая колхоза имени: Красных партизан Та-
ганрогского района Герой Социалистического
Труда В. Романченко, бригадир полеводче-
ской бригады колхоза «Красный маяк»
Целинского райоча Герой Социалистиче-
ского’ Труда Р. Пархоменко, бригадир трак-
торной бригады Сальской МТС Герой Со»
циалистического Труда‘ Ф. Васильченко. за*
ведуюнгая хатой-лабораторией колхоза
«Украина» Егорлыкского pate: M. Bono-
лазская и другие.

Имена этих людей широко известны на
Дону. Они — новаторы сельского  хозяй-
ства, смелые преобразователи природы, на
практике применяющие достижения передо-
вой агрономической науки.

Обогащенные практическим опытом, знат-
ные хлеборобы вместе с научными сотруд-_
никами института будут изучать ин разра-
батывать вопросы организации и экономики
сельского производства. В начале апреля
состоится очередное заседание ученого со-
вета института с участием его новых чле-
нов. ;

——-—«Ф———=

ig Советскому Comay
ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

Ф Москва. Конкурс на лучшее исполне-
ние ‘произведений А. С. Пушкина’ органи-
зовал. Центральный Дом работников
искусств СССР. Конкурс посвящается 150-
летию со дня рождения великого поэта и
проводится во всех клубах работников
искусств: Советского Союза. Заключитель-
ный тур состоится в Москве.

$ Ленинград. Торжественное заседание,
посвященное 80-летию со дня открытия
Д. И. Менделеевым периодического закона,
химических элементов, состоялось во. Все-
союзном научно-исследовательском инсти-
туте метрологии имени Д. И.  Менделе-
ева. С докладом о значении открытия ве-
ликого русского химика выступил профес-
сор В. Курбатов.

Ф Киев. Четыре неизвестных рисунка
Тараса Шевченко  (три мужских и один
женский портреты) переданы Центральному
литературно-художественному музею Т.: Г.
Шевченко из’ частной ‘коллекции в Эсто-
нии. Портреты. относятся: к 1857 году.

$ Уфа. Кружок - пианистов организован
в клубе колхоза «Кызыл-байрак» Буздяк-
ского, района. Игре на. пианино” обучаются
27 колхозников. Руководит занятиями кол-
хозница Гареева. К 30-летию Башкирской

АССР члены кружка подготовили специ-

альную концертную программу.

$ Ереван. Свыше 170 колхозов Армении
строят’ у себя сельские клубы. Ha ctpon-
тельство и оборудование ‹ клубов колхозы
в нынешнем году выделили из своих неде-
лимых . фондов, более 45 миллионов рублей.

$ Краснодар. Дом сельскохозяйственной
науки открылся, в. колхозе имени Ленина
Курганинского ° района. Колхозники обору-
довали в Доме лабораторию, создали биб-
лиотеку.

$Ф Якутск. Филиал Якутской республи-
канской конторы Главкинопроката открылся
в заполярном поселке Оймякон. Сюда са-
молетом доставляются кинокартины. `Жите-
ли Момского, Абыйского, Аллайховского
районов просмотрели фильмы «Молодая,
гвардия», «Повесть о настоящем человеке»,
«Мичурин» и другие.

Ф Ашхабад. Здесь организована пере-
движная выставка живописи и графики
художников Туркменской ССР. На выстав-
ке. представлены. 78 работ двадцати пяти
художников республики, — посвященные,
главным образом, современной тематике.
Картины и рисунки экспонировались в
городах Чарджоу и Мары. ‘Сейчас пере-
движная выставка находится в Красно-
водске. Е }

$ Севастополь. Начаты работы по вос.
становлению известной панорамы  Сева-
стопольской обороны 1854—1855 годов,

разрушенной фашистскими захватчиками во
время Отечественной войны,