Сельский лектор

‘ крестьянина,

Фигура оклонивиетося
над книгой y 6ебя в и36е ‘или делиеы-

вающего страницы ‘тетради нз завятиях

атрономическиях курбов: семья колхознйка,
слушающая у ренродувтора очередную пе-
редачу из далекой и бесконечно близкой
и родной Москвы; собравшиеся ° вокруг
партийного пропагандиюта  колхозные ком-
MYHECTHL и комсомольцы, овладевающие
готорией и теорией большевизма... Bor
типичные картины современнюй деревен-
cach зизни. Законом этой жизни стала
учеба. Не учиться —= значит отстать.’
Учатся дети. Учатся их учителя, Учатся
прелеёдатели колхозов. ‘Учатся звеньевые
и бригадиры, трактористы и комбайнеры,
электрибикалюры ° и _ атролесомелиюраяо-
ры — люди новых профессий, без кото-
рых уже невозможню ‘представить cede
нынешнюю колхозную деревню.

Лекции на разнообразные животрепещу-
шие ‘пробяёмы современности — излоблен-
ная и популярная форма учебы в колхо-
зах. : т

В сельском клубе научный сотрудник
Инотитута земледелия имени Докучаева
А. Юрин читал лекцию. делающих по“
слушать ее собралось так много, что B
зрительном зале нехватило мест м маютгио
стояли у стен п в проходах.

Лекция захватила слушателей; она бы-
ла посвящена очень простой и блязхой им
теме: «Сельское хозяйство. СССР в пюеле-
военной сталинекой плтилетке». =,

Леклор говорил ю хорошю знакомых кол-
хозникам явлениях и процессах, прояюхо-
дящих в социалистическом земледелии.
г рассказывал © том, что имелюсь уже и
у них, — о комбайнах, тракторах, елож-
ных молотпаках, предоставляемых госу-
даротвом колхозам чероз. манианно-тракао-
ные станции.. Он рассказывал об электри-
фикации сельского хозяйства, п люди
вопоминали гидростанцитю, которую они
сами построили и которая уже давала им
не только свет, но и знергию для много-
численных артельных подсобных  пройз-
водетв.

И весе же: то; что говорил. ученый, было
гораздо птире их соботвенното. предетавле-
ния о тох чудесных переменах, которые
произошли в жизни колхозов за короткое
время. Искогда лектор, собрав свои ва-.
писи, сошел со сцены, его окружили кол-
хозники и засыпали вопросами © самых
разнообразных вещах, как будто бы и He
имеющих. прямого отношения. к. томе.
Слушаяели интересовались, как устроен
свекловичный комбайн и каким. образом

многолетние травы восстанавтивают струк-
туру почвы. Они просили лектора дать
точные расчеты для сооружения плотины,
способной сдержать вешиие роды В
бокой балке, рассекающей их поля, и pe-
комендовать литературу, рассказывающую
о достижениях мичуринской агробислогий
в вашей стране.

Слушая. ученом, старые колхозники
одобрительно кивали толовой. Они ирипад-

Е

лежали к тему поколению крестьян, 1 TO-
рые отчетливо помнили времена, когда

деревни Веронежекого уезда были зачис-
лены в разряд «вымирающих».
и

=
В 1907 году воронежский пометщтия, Ka-
дет А. Шингарев, ставший десяток лет
спустя министром земледелия Временного
правительства, издал книгу, которая тах

.‚ Григол ЧИКОВАНИ,
специальный корреспондент о
«Литературной газеты»

Это было в первый вечер моего пребы-
вания в колхозе Шрома. Мы беседовали
с председателем колхоза Михако Оратве-
лидзе у ярко пылающего камина в доме
Тамары Чхаидзе.

На балконе послышались чьи-те торон-
ливые шаги, дверь распахнулась, и В
комнату ворвалея, едва переводя дыхание,
агроном Мегрелидзе.

— К нам едут делегаты братских рее-
публик и областей, — крикнул он еще <
порога-—Из тех республик, где будут сэ-
жать цитрусы. :

— Когда же они будут у нас?-—спро-
хил озабоченно Михако.

— Когда?.. Через два часа. Едут три-
дать человек... Как же быть? -

Волнение Мегрелидзе передалось и пред-
седателю. Михако кинул испытующий
взгляд на хозяйку дома. Тамара поняла
его безмолвный вопрос и ответила снокой-
ной улыбкой.

— Тридцать человек? Через два часа?
Не волнуйтееь, в грязь лицом не уда-
рим... i

И в самом деле-—два часа сттустя стол
`ломилея от яств, все восемь комнат в
двухэтажном доме Тамары Чхандзе были
празднично освещены, в пяти из них ве-
село трещали камины. Гостей ожидалось
тридцать человек, HO стол был предусмю-
трительно накрыт на пятьдесят. й

Еще в 1938 году зденнтие колхозники
вызвали ‘на соревнование украянский кол-
х0з пмени Сталина Генического района
‚ Херсонской области.

Трузины-колхозникл  позвали` к себе

. украинцев, и после этой первой ветречи
они не раз посещали друг друга. В тече-
ние ислекиих десяти лет интерее грузин-
ских колхозников к жизни братоких на-
pores возрос еще больше. Он стал особен-
по актуальным в связи с постановлением
правительства, согласно которому ©уб-
тропические культуры продвигаются на
север—в южную Украину, в Праснодар-
ский край, в Крым, в Молдавию, в сред-
неззиалекие республики, в западные райо-
ны Азербайджана и Датестана.

Ровно в девять часов послышались ав-
томобильные гудки и характерный пюрох
. шин по гравию. Зал был уже полон —
толхозники поджидали гостей. Первой во-
ила веселая, бодрая, чуть располневитая
женщина — Верь Бабич, делегатка Ни-

ния появалиеь скудесть, обеднение,

и его

`

П. БЕЛЯВСКИЙ
ae

и называлась: «Вымирающая деревня». В
вниге приводилаеь  вышиска из доклада
Воронежекого. уездного комитета по вы-
явлению нужд сельскохозяйственного про-
изводетва: у

«В короткий  пореформенный период
местность ‘уезда ‘изменилась’ до’ неузнавае-
мости. deca пооедели и сократились в
площади, реки обмелели и местами совер-
шенно исчезли, летучие пески надвину-
лись на поля, сенокосы ‘и утодья, поля
поползли в овраги, и Ha месте когда-то
улобных земель появились Ффытвины, во-
домомны, рвы, обвалы. и даже зияющие
пропасти; земля` обессилила,  производи-
тельность ее понизилась, —- короче, —
количество неугодий увеличтююсь, природа
понорчена, ‚ естественные богатства исто-
щены, а естественные условия обезображе--
ны. Вместе е тем в самой жизни населе-
BO-
пиющая нужда»,

Обеледуя село ^ Ново-Яуивотинное и
дорезню Моховатку, Шинтарев установил,
что на 664 змлтеля села’ приходилось 43
трамотных мужчин и 4 женщины,
полуграметных мужчин и 2 женщины; в
Моховалке me на 399 человок населения
оказалось грамотных мужчин 21, полугра-
цетных — 4. енщин в этой  деровне
грамотных п полуграмотных не было ни
олной... Сельбвая школа в Ново-Животин-

ном почти He посещалась детьми по
причине той же беспросветной нужды
ЕрЗетьян... : У

Что можно добавить в этой мрачной и
убогой картине прошлого? Разве еще то,
что сам Пингарев, став министром при
Веренском, послал в эт me Ново-во-
тинное карательный отрях, ‘чтобы пода-
рить крестьян, восставших против власти
‘капиталистов и помешиков.

При советской власти крестьяне органи-
зовали в Ново-Животинном колхоз «Ёрас-.
ный Октябрь», а моховатские об’единилясь
B apresb «За власть Советов». Уже на
седьмом году коллективизации в Иово-ви-
вотинном были и своя пикола-десятилетка,
п свой радиоузел, и киноустановка, и биб-
пиотека, насчитывающая четыре тысячи
КНИГ, :

Первые ‘годы коллекливизации были от-
мечены бурным ростом культурных УЧ-
рождений на селе. В последующие годы
мы стали свидетелями не монее активного.
процесса применения  колхозниками `при-
обретенных культурных навыков, науч-
ных знаний, технического опыта. Иден
большевивма проникли глубоко в сознание

колхозной массы, В деревне появилась
своя интеллигенция. — eve

HW самым замечательным в культурню-
проевстительнох движении колхозной

деревни наших дней следует признать то
обстоятельство, что она уже не ищет лек-
торов, пренаганлиетов, беседчиков в горо-
де. Они находятся в: самой деревне; `вра-
чи, згрономы, механизаторы сельского хо-

`зяйства, преподаватели средних школ, вы-

шедшие из крестьянской среды, воспитач-
ные палтией, работники пнтелаитентного.
труда, обладающие высокой общеобразова-

А НН STR

Гости в колхозе

долгих предисловий заговорили о главном,
что свело людей из разных концов Совет-
ского Союза в этот ярко освещенный уют-
ный дом, — ©. морозоустойчивых видах
цитрусов и чая, о достижениях советской
агротехники, Ёто стоял, кто сидел, люди
переходили от группы к групие. И тщетно
хозяева призывали гостей в столу. Всем
хотелось тотчас же перезнакомиться и
узнать как можно больше друг о друге.
В старину эта деревня’ называлась Ми-
хайлово-Гавриловкой. Корда организовал-
ся ‚колхое, крестьяне переименовали де-
‘`ревню в Шрома, что означает труд. Ив
самом деле, тучные михайлово-гаврилов-
ские земли давно уже тосковали по на-
дежной руке свободного труженика: ови

‘ленинекого учения.

заросли кустарником, болота отравляли
окрестности малярией, врестьяне  сеяди
только фасоль и кукурузу. Им и в голову
не приходило, что. субтропические культу“
ры займут в колхозном хозяйстве столь
значительное место; ` у

Сейчае цитрусовые и чайные плазта-
ции колхоза Шрома раскинулись на .1.100
тектарах. Много усилий и труда.было по-
трачено на это большое дело, но земля
вознатрадила людей сторицей. Цитрусы и
чай стали источником богатетва и мощи
колхоза. :

0т одного только чайного листа колхоз
получил дохода шесть миллионов рублей.

Хозяева набтойчиво приглашали” гостей
в столу. Рассаживались вперемежку —
грузин и русский, грузин и укралнек,
грузин и узбек... Согласно  трузинокой
традиции избрали руководителя ‘торжест-
ва-—тамаду.

Однако древняя традиция не выдержала
напора речей и вопросов. Тамаде так и не
Удалоеь произнести первое слово — Grou
гудел, как улей. В другое время тамада
Mor бы, пожалуй, обидеться, но сейчас.
ему было, не до этого. Он © увлечением
прислушивалея в словам тов. Ермакова,
прибывшего из далекого Закарпатья.

Грузия поразила тов. Ермакова и древ-
ней своей культурой; © ее великоленеы-
MH, по всей стране расееянными памятни-
ками, и размахом современной стройки.
По пути тов. Ермакову пришлось ветре-
чатьея © крестьянами, студентами, совет-
скими работниками, —как и веюду в на-
шей стране, здесь все учатся, здесь все
взгляды устремлены к будущему. И какая
плодородная в Грузии земля, и какие 60-

колаевской области. Еще издали, обрадо-
ванная вотречей, приветствовала она ©9-
бравшихся:

— Здравствуйте, други!

За нею один за другим следовали деле-
таты Закарпатской Украины, Врыма, Уз-
бекистана, Таджикистана, Туркмении,
Азербайджана, Брасноларежото края, Даге-
стана... .

Завязалась Без

ЕР ЕЕ tr SS ee АО

‚ ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 № 24

оживленная беседа.

——

татые грузинские колхозы! Вот, _ заезжали
делегатег в деревню Натанеби, посетили
колхоз имени Л: И. Берия. Тут в прошлом
оду колхозники получили на трудолень
по 25 рублей деньгами и по 5 килограм-
мов кукурузы. И таких колхозов много...
И такие ‘дома; как дом Тамары Чхаилзе,
в котором вое. они сейчае пируют, тоже
не в диковинку ‘в здешних  LATDYCOBDIX
колхозах. Шутка сказать — хозяйка уса-
дила за стол пятьдесят человек!

Вера Бабич © горлостью рассказывала
Елене. Хеладзе, что в Одесском ботаниче-
ском саду еще до войны посадили лимоны,

аудитория

‚ тельной подготовкой на уровне ‘требова-

Bri современной. передовой. наук.

В Воронежской области отряд колхоз-
ных «лекторов. насчитывает уже больно
двух © половиной тыеяч» челювен.

OK
oe

Лекторай при втором Шажинеком сёль-
совете организовала заведующая сельским
клубом Любовь Григорьевна Кузьхина, по
специальности техник-строитель,

Небольшая група шанинеких  левуо-
ров — атроном Державин, ветеринарный
врач Невесенко, учителя десятилетки Ко-
новалов и Седых, фельдшер Дурноступ
(ве, кроме фельдшера, —^ © “BIC
образовакием) провели в колхозах в прош
лем месяце пятнадцать бесед,  оболужив
свыше лятисот человек. Для сельской ин-
теллигенции были проведены  левции
советском патриотизме, собеседования по
биографии товарища Сталина, обоуждение
романа А. Фадеева «Молодая гвардия».

Лекции читаются ame там, где нет
заретистрированных культигроеветотделами
сельских лекториев. Дело, в конце ковцов,
не в названии, а в инициативе и раоту-
шей общественной активности самих ра-
ботников интеллигентного труда. А ини
циатива их разбужена гравдиозными м
увлекательными задачами, поставленными
правительством и партией. перед стравой
и получивитими восторженную поддержку
народа. А

В Лиокинском районе такую инипиаливу
взяли на себя культурные. деятели сель
Средний Икорец. Они обратились е при-
зывом к интеллигенции района «принять
самое ‘активное участие в лекциовной про-
паганле научных знаний, бороться © перо-
жилками капитализма в сознании людей,
воети ониирелигиюзную пропаганду, в06-
питывать у трудяпихея чувство советеко-
то патриотизма, советской напиональной

горлосли»... : Foes

` По собственному почину многие нзуч-
‚ные  работнивн Института земледелия
имени Локучаева выступают с лекциями
в колхозах, обслуживаемых  Таловско
МТС, над которой. шефетвует коллектив

инотитута. А на недавнем пленуме рай-
онного комитета партии в Талевой дирек-
тор сельскохозяйственного техникума da-
гуточкин заявил, что преподаватели и сту-
денты-выпускники обязалаеь прочитать до
конца знмы 75 лекций по всему науч-
ному комплекоу борьбы за устойчивые
урожаи в степных и лесостепных. районах
и проводить мячуринские чтения в 601
хозах. - а

Если колхозникам не приходится сей-
926 отыскивать лекторов Ha интересую-
щие их томы, то и лектор в колхозной

деревне свободен ужё от забот и беспокой-  .
етва о том, найдутся ли у него слушатели. .

При одном, вонечно, условии, что, лекция
ето будет содержательна, научно. доброка-
чественыа и освещена светом маркепотоко-
Интересы лектора п
слушателя совпали в колхозной деревне
самым счастливым и плодотворным обра-
зом. Приеутотвуя на лекциях, наблюдаешь,
как на натгих главах происходит To, что
гениально предвидели авторы «Манифеста
Коммунистической партяи»:; «Соединение
земледелия с промышленностью, содей-
ствие постепеннюму ‘устранению противо”
положности между городом и деревней».

и

прома._

мандарины, апельсины в траншеях, и,
представьте ‘себе, эти деревья уже дали
плоды. Предположение, будто цитрусы уже
дошли до своей естественной границы и не
могут ‘расти в более северных районах,
полностью опровергаетя опытом Одессы.
Ла и самая мысаь © такого рода не
подвижных границах давно отвергнута ео-.
ветской агроблологией. Вера Бабич 96’яс-
нила, что приехала она вовее не для. то-
то, чтобы выяснять — вынесут или He
вынесут цитрусы укралнский климат... В
этом никто не сомневается...

`°Мы приехали к вам для того, чтобы

поглубже ознакомиться 6 NETPYOOBEINE
культурами, перенять ват опыт, поучить-
CH Y Bat...   é
ex
в

- На другой день гости прежде всего от-
правилиеь на участок Елены Хеладзе.
1947 году звеньевая Илена Хеладзе собра-
ла. неслыханный дотоле урожай—45 тонн
300 килограммов чайного листа с трех
тектаров. Она была удостоена звания Ге-
роя Социалистическог Труда.

Перешли на участок Карло Горгиладзе.

Бригада, возглавляемая Тероем Социали-

стического Труда Карло Горгиладзе, дала
кодхозу один миллион. рублей дохода. По-
казывая участок, Карло предюжил: ,

— Лавайте возьмем шефетво ‘над при-
сородными колхозами Одессы. Пусть они
поставят У себя и разовьют новое для них
дело... Е

Опять загудел человеческий улей, горе-
ли влохновением глаза, гостям хотелось
преодолеть пространство и время, перене-
етись на родные поля, да сразу же сажать
в тщательно разрыхленную землю этот
самый цитрус © темнозелеными мясистыми
дистьями..

ae
x a

Инициатива Горгиладзе через несколько
дней была поддержана колхозниками Ма-
харадзевского ‘района. В тбилиеской печа-
ти появилось их коллективное обращение
к колхозникам пригородных районов Одес-
сы. № зачинателям этого полезного дела
присоединился также  Научно-иселедова-
тельский институт ло чаю и субтрепиче-
CORUM культурам. Было решено выехать в
Одесскую облаеть, дать на месте необхо-
химую консультацию, помочь в опытных
и в хозяйственных посадках, вместе с
одесскими работниками ‘составить план
научно-исследовательских работ на 1949
год.

Так началось наступление советских
субтропиков на север. Они перешли поло-
женные им издавна границы и двинузжись
из Грузии в полям братских реепуб-
лик. С ними пойдут грузины — кол-
хозники и переловые специалисты сель-
ского хозяйства, чтобы стать плечом к
плечу © русскими, украинекими, NOI-
давокими, узбекскими и другими колхоз-
никами в их благородной борьбе ¢ приро-
rol.

Грузинская ССР,
Махарадзевский район

ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ

НЕУВАЖЕНИЕ К ЗАСЛУГАМ
 ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ

Недавно советская общественность от-
мечала 90-летие со дня рождения и 60-ле-
тие научной, врачебной и общественной
деятельности ^крупиейшюго микробиолога
нашей страны почетного ‘академика Н. Ф.
Гамалея. м.

Среди научных трудов’ Николая  Федоро-
вича немалое место занимают  исследова-
ния, посвященные изучению оспы. В тече-
ние 17 лет (< 1912 по 1929 год) он заве-
дывал. оспопрививательным институтом в,
Петрограде—Ленинграде. Еще в то время
им был разработан новый метод производ-
ства оспенного детрита. =

В 1917 rosy по mpoexty H. ®. Га-
малея было впервые введено обязательное
оспопрививание в Петрограде. Этот опыт
в дальнейшем послужил основой для про-
ведения мероприятий по осуществлению
исторического ленинского декрета. от 10
апреля 1919 года. ;

Заслуги Н. Ф. Гамалея в области борь-
бы с оспой огромны. Они‘ известны кажло-
му врачу и каждому микробиологу. Тем
болышее удивление и возмущение вызыва-
ет вышедшая в издании Медгиза книга
М. А. Морозова и В. С. Соловьева «Оспа». В
первом разделе этого труда, посвященном
истории оспопрививания, читатель He Ha-
‘ходит никаких указаний на работы, прово-
дившиеся ветераном микробиологии почет-
ным академиком Н. Ф. Гамалея. Его имя
упоминается в книге только однажды и
притом но третъестепенному поводу — aB-
торы цитируют приводившиеся им данные
о высокой «мертности от оспы в дорево-
люционной России. . _ “ore

Даже в специальной главе «Реорганиза-
ция оспопрививания и ликвидация’ оспы в
СССР» нет упоминания об огромных заслу-
гах этого выдающегося ученого. Зато при-

водятся многочисленные ссылки на работы.

иностранных ученых (Негри, Мюллера и.
др.), имевшие ‘гораздо ‘меньшее ‘значение,
чем труды Н. Ф. Гамалея. -
‚ Немалое место уделяют авторы деталям
личной жизни Дженнера. Они, видимо, по-
лагают;у что советским читателям важнее
узнать о том, что. Дженнер был отличным
семьянином и любил играть. на скрипке, чем
о вкладе, сделанном в науку нашим выдаю-
щимся соотечественником. :
Советские медики гордятся славой рус-
ской науки. Тем обиднее им видеть, что в
их среде есть люди, пренебрегающие ec
достижениями.

Ю. МИЛЕНУЩКИН

`’ Новую технику —
в лаборатории института

Для повышения квалификации  работни-
коз социалистического земледелия‘ при Азо-
во-Черноморском ‘институте механизации
сельского хозяйства созданы годичные кур-
сы; ты

Большая групна механиков‘ совхозов
‘прибыла Wa эти курсы из разных областей
Советского Союза в надежде получить глу-
бокие теоретические знания, в совершен-
стве изучить новые  сельскохозяйственные
машины. f : й

Но каково же было удивление  курсан-
тов, когда обнаружилось, что в лаборато-

риях института новой техники нет. Нет
комбайна «Сталинец-6», нет сложных зер-
ноочистительных и лесопосадочных машин,
нет самоходной косилки, сено-пресса, льно-
комбайна, нет тракторов «С-80», «КД-35»,

«ТОП», автомашины «ГАЗ-51» и многих
других машин, которые сейчас имеются не
только в совхозах, но и в школах подго-
товки трактористов, комбайнеров, бригали-
  ров. Более того, в институте нет даже не-

обходимых учебников и наглядных нпосо-
бий. Ясно, что в таких ‘условиях ни
механики, ни бригадиры-лесомелиораторы,

ни студенты института ке могут глубоко.
изучить современную - советскую сельско-
хозяйственную ‘технику. и
Необходимо, чтобы Министерство выс-
шего образования СССР и. Министерство
совхозов СССР срочно приняли меры к
созданию нормальной обстановки для учебы.

По поручению группы курсантов-
механиков: Герои Социалистического
Труда Целуйко, Радзевило, старший
механик Кубанского - птицесовхоза
Работа. и другие,

ФФ. .-

В.Союзе советских
писателей СССР

’. Творческий вечер
7 П. Бажова

70-летие со дня рождения и З0-летие
литературной деятельности 1. Бажова от-
метили писатели Москвы, собравшись в
Центральном доме литераторов на творчес-
кий вечер своего уральского товарища.

Вечер открыл секретарь правления Союза
советских писателей CCCP А. Софронов.

— Сегодня, — сказал он, — мы приветст-
вуем одного из замечательных русеких пи:
сателей, создателя сказов «Малахитовой
шкатулки», — книги, свидетельствующей о
творческом разнообразин советекой лите-
‚ратуры, единой в своей партийности, в
верном служении народу и ‘необычайно
многогранной по жанрам.

Доклад ‘о литературной ^ деятельности
П. Бажова сделала Л. Скорино. Она гово-,
рила о своеобразии творчества писателя.
Сюжеты для своих сказов П. Бажов. берет,
большей частью, из истории Урала, но
вкладывает в них дыхание
жизни. Главный герой его произведений —
человек труда, смелый, даровитый русский
мастер. Всегда он ищет новые, более со-
вершенные приемы работы.

Русский «умелец» отличается от запад-!
ных мастеров, немало которых побывало на
Урале, еще и тем, что у Него «рука смелее
и глаз веселее». Сказы Бажова подлинно
патриотичны и в самом хорошем смысле
народны. Перед читателем во всей широте
встает страна, кипящая умами и талан-
тами, народ-новатор, сильный волей, опти-
мистический, глубоко верящий в свое бу-
дущее. Е

Выступившие на вечере
А. Караваева, П. Нилин, Л. Сейфуллина,
М. Бубеннов; А. Карцев, С. Васильев и
другие особенно подчеркивали крепчайшую
связь писателя с. жизнью советского наро-
да, образный самобытный язык его сказов,
поэтизацию труда, верное ощущение ‘исто-
рни.

П. Бажов поблагодарил собравшихся за
искренние, дружеские приветствия.

Народные артистки СССР В. Рыжова
и Е Typsapanona, заслуженный артист.

А. Сурков,

В. ЛЮБ

ВОСПИТАННЫЕ

В повести И. Ирошниковой «Где-то ›в

Сибири» рассказывается 0 комсомоль-
ском поколении трозных лет (течествен-
ной войны. «©

«Вымыела в запиеках HeT, — пишет
Ироненикова. — Все, что здесь описано,
тав и было где-то в Сибири, на’ одном из
важнейших гагавуюз страны, в славную

я лероическую пору 1942—1943 годов».

Больше года работал Центральный дет-
ский театр над инсценировкой этой MOBC-
сти. Всякая попытка переделать для. т6-
атра прозаическое произведение связана ©
болыними трудностями. Но особенно слож-
но 910 слелать с такой инитой, как «Где-,

ребят надо найти пюдход.

ИМОВА

KOMCOMOJIOM

всегда — у каждого из них ©вой хара
тер, свои мечты, и 38 судьбу каждою из
них. мы отвечаем... Мы должны научить

их жить, помочь им найти м у
жизни».
Наташа понимает: вое дело в Туковоч

дителе, все дело в ней самой, Она должна
суметь повести этих ребят за с0б0й, з-
жечь в их серддах «гбрячее комоомоль-
ское пламя, которое  проносишь пох
через всю жизнь»: К. кажлому из этих
Каждый из них
по-слоему сложен.

Вок хотя бы Сережа Данилов. В эми

то в Сибири». Здесь нет открытых сюжет”
ных ходов и  «оцевичных»` коллизий.
Главная ‘прелесть книги в том, что’ это
подлинный «дневник комеорга». Как 60-
хранить ее ‘для’ спектакля, которому по
самой природе необходим твердый <южет——
лаконичный п действенный?

И. Ирошникова хорошо справилась ©
этой трудной задачей. Если в, книге He Bee
характеры были  очерчены достаточно
ярко, если некоторых тероев автор обри-
совал лишь эскизно, 10, работая над иье-
‘colt, H. Ирошникова сумела более точно
определить взаимоотношения действующих
лиц, ‘ярче их охарактеризовать.

На сцена Центрального детского театра
правдивая повесть‘ получила вторую
жизнь. Театр <умел ‘увидеть в этом про-
изведении то главное, что составляет’ ©

це патриота. Он пылко мечтает о похвите,
«Без подвига жить не приходится. Руемя
такое». Но подвиг он понимает ‘еще No
мальчишески:
на фронт. Надо’ суметь убедить ето, что
полвиг =— это ‘не только фронт.

Harama знакомится © Ваней Кочиных:
Это злостный прюгульщиюк и огпетый  д9-
‘хырь, на Которого все
оказывается, У него тоже есть своя боль-
шая мечта и своя обида. И Наташа про
буждает в Ване Кочине чувство собетвен-
ного JOCTORUGTEA, .
свою мечту. ts

«В человека поверить надо, — говори
Наташа. -— Вели ты в него поверишь,
завтра он сам в себя поверит».

Tax, происходит воспитание трудом и

доверием, и в труде проявляются и растут

‘зоопитательное” значение. it

Причина этого успеха кроется в TOM,
что ‚писательница и театр пошли по. ли-
нии ‘наибольшего сопротивления. He пе-.
ресказ содержания ‘повести средствами те-
аира, а`сокровенную дупгу каиги—-прежде
всего ве высокую идейноеть —— перенеели
они в. свой спектакль. Проетыми словами,
идущими прямо к сердцу, © предельной
иокренностью раскрываются в. спектакле
болышие темы комсомольского воспитания,
трудового героизма,

В суровую военную заму сталинград-
ских боев где-то в Сибири работает завод,
иототовляющий важную для страны про-
‘хукцию. Рабочих рук нехватает. У слож-
‘ных атрегатов стоят подростки-ремеслен-
ники. От этого ребячьего племени зависит
в отромной степени выполнение государ

„  ственного плана. Неслыханиая ответотвен-

ность легла на их детские плечи.

` Первостепенное значение” ириобротает в
этих условиях комсомольская организация.
Именно комсомол должен” заменить’ этим
ребятам то, что отняла у вих война, =—
семью и школу. Комсомол должен мобили-
зовать их на самоотверженный труд во
имя Родины. ° Между тем комоомольская
работа на заводе запущена. Исполняющий

обязанности комсорта Андрей Селезнев —

чинушща с тусклыми глазами и канцеляр-
ской душенкой. Заводекая молодежь для
‘чего — «ребята серые, вое на одно ли-
цо», и он отгородился от них стеной уны-
лого равнодупеия.

Партийное бюро завода принимает ре-
шение назначить комсоргом молодую ком-
мунистку Наташу Петрову. Наташа удив-
лена, недовольна, ‘растеряна. Во-первых,
она вышла из комсомольского возраста и
ве считает себя подходящей для’ такой
работы. Кроме того, она — инженер-
проектировщик. Как можно при строй
‘вехватке людей на производстве, ее, ква-
лифицированного специалиста, отрывать
от цеха?

Но очень скоро Наташа убеждается в,

сегодняшней  .

‘моряками Черноморского флота.

ъ‘щищать свой народ, евой берег

РСФСР Киселев прочли несколько ска-
зов П. Бажова, :

f

необыкновенной важности работы ROMCOp-
та. . ‘ р

У Наташи горячее сердце. Она умеет
затрагивать в каждом самое ето дорогое
и заветное. «Ты думаешь, таких парень-
ROB Y Hac WO заводу сотни бегают, — го-
ворит она своему предшественнику An-

дрею Селезневу, — они для тебя вое на

oxno лицо! Но пойми же ты раз и Har

самые лучшие ‘качества советского чело“
века -— гордость, честь, прямота и BHCO-
кий ватриотизм.

Oxo из ведущих звеньев  ваводекою
комбината —= ‘цех 12.14 в прорыве. Cor.
ни тонн. босиритасов недодает. он фронту:
Цех нуждается во капитальном  ремовте.
Решено производить, ремонт, не останавуи-
вая работы. Это связано < огромным ри-
ском и нобычайными трудностями,
это жизненно необходимо и поэтому яв-
ляется делом чести для всего коллектива.

Так становятся реальными мечты Сере-
жи Данилова © подвиге. Вырастает, 00
знав ©ебя настоящим комоомольцем и 91+
ганизатором, Ваня Кочин. Здесь, в 10
-ниле труда, пилифутотся характеры, пере-
плавляются души вчерашних девчурок и
паренькоз, Мы видим, как втягивается в
этот нроцеее тгрутита девуишек, попавших
на завод из колхоза.

Так в страстной борьбе выковывается
светлое чувство COBLTCROTO  патриотизуа:
Так закаляется сталь. Воочию видим мы
в этой сложной человеческой плавке ру
ководящую и направляющую руку боль-
шевистокой партии —— великого воспитал
теля и организатора.

Коллектив Центрального детского театра
сумел создать правдивый спектакль о на-
шей рабочей молодежи. При этом прежде
всего хочется отметить работу постанов-
mana Г. Товстоногова. Он смело заострит
публидеетичность  инсденировыи, создал
целостный, убедительный, взвотнованный
спектакль, Художник В. Татлин скупыми,
выразительными средствами ‘помог режиет
copy создать. атмосферу завода военного
времени.

Большая: удача тватра = исполневие
А. Елисеевой роли Наталии Петровой.
Актриса раскрывает главное: ясную душу
своей тероини, чуткоеть и зоркость мо-
юдежного вожака, большевистского в0с-
питателя. Очень хорош В. ‘Заливин в port
Вани Кочина. Актер живо показывает,
как становитея этот сорванец одним из
лучших комсомольцев завода.

\ивописны саратовские девушки: ©
теплым юмором играет артистка 1. Чер-
нышева Алаву, обаятельна степезная, ак
куратная Катя в исполнении Т. Булкиной.

Насыщенный большой мыслью и глу-
боким чувством спектакль учит наших

комсомольцев жить и работать ло-болыле-
BHCTCRA, т

Лев ОШАНИН

Еще совсем недавно  эстететвующие
снобы старательно доказывали, что поста-
вить балетный спектакль, посвященный

современности, невозможно. Всячески пы-‘

таяеь увести балет от действительности в.
область сказки и фантазии, они упорно
арнорировали даже такие определенные
Удачи современного балета, как «Краеный
мак», «Гаяна», «Светлана» и ‘другие.
Отнако мастера советского театра созда-
ют все новые произведения искусства, го-
рячо ветречаемые зрителем. Яркий, опти-
мистический балет о советекой молодежи
«Берег счастья» (музыка А. Опадавеккиа,
либретю Ш. Аболимова), ‘недавно постав-
ленный Театром имени №. С. Станиелав-
ского и Вл. И. Немировича-Данченко, убе-

‘дительно опровергает все эти лжетеории

критиков-космополитов и’ эстетов.

На Южном берегу Крыма, во всесоюз-
ном пиюнерском лагере «Артек» пионерка
Наташа Калинцева знакомится © тремя
своими сверстниками — Петей Болоховым,
Костей Грюмовым и Толей  Светловым,
Между ними завязывается дружба.

Проходят годы. Снова ветречается На-
таша со старыми друзьями — теперь уже
Выросли,
возмужали прежние юные герои, стафи’
активными участниками жизни Родины.
Во вот пришла война. Друзья уходят за-
счастья,
свою отчизну. В боях за Севастополь гиб-
нут Константин Громов и Анатолий Свет-
лов. Дружинница Наташа на несколько
минут встречается со своим любимым —
раненым Болоховым, командиром отряда
морокой пехоты, чтобы снова расстаться.
И, наконец, после победы он приезжает в
«Артек», где Наташа-—пионерский руково-

дитель. Бывшего воспитанника «Артека»,

a теперь Героя Советского Союза Петра
Волохова ребята выбирают почетным пио-
нером своего отряда.

Ностановщикл — лауреат Сталинской
премии заслуженный артист PGOCP
В. Бурмейстер и И. Курилов, художник,

засл. деятель, искусств РОФОР Б. Волков,
дирижер В. Здельман и весь коллектив дал

Папа юность

исполнителей ® подлинным вяохновением
POTORHIA подарок советской молодежи ий
добились уенеха.

Молодая балерина В. Бовт в роли Ha-
тании` создает чистый и светлый образ co-
ветской девушки. То озорная и лукалая,
то смущенная и ласковая, то смелая и го-
товая на подвиг, она воегда’ индивидуаль-
на, неповторима.

‚Артистично и мягко проводит партию
Цетра  Болохова заслуженный = артист
УССР А. Соболь.

В «Береге счастья» найдены совершен»
HO оригинальные и современные сюжеты
танцев. Многие из них органичесви вхуо-
дят, в общую сюжетную ткань олектакля.
Таковы превосходню задуманный танец
футболистов, выразительный воинокий та-
Hel гранатометчиков. В третьем действий
лихая пляска Громова и Светлова помо-
гает поднять боевой дух окруженных Вра-
гами моряков. Хороши’ тамцовальные сю-
жеты и так называемого” «дивертнемон-
та» — русский танец матродюехк, танец: о

алыми полотнищами, вальсе и кадриль п%-

Графской пристани и многие другие,

Трудно показать в   балете  бътальные
сцены. Но в «Береге \ счастья» они два
ли не лучшие в слектакле. Без излиш-
них «шумов» и 603 всяких выстрелов,
оредетвами танца, света и мелодии в05сд-
здана героическая картина боя.

Музыка А. Спадавеккиа  солнечна, ме-
лодична и танцовальна. Часто присут
ствует в смектакле песня. Иногда это ва-.
риации ‘русской ‘песни («Рябина») или
известных песен ‘советоких композиторов
(«Вечер на рейде»), иногда нозая, ориги-
нальнал песенная мелодия,

В музыкальном театре еще совсем не
давно принято было считать роль драма-
турга третьестепеннюй, малозначашей. 90
неправильно. Недооценка роли драматур-
гии в музыкальном театре свойственна
формалистам, стремящимея лишить наше
искусство  илейности: Автор либретто
П. Аболимов принее в балет торячую жиз-
ненную правду, мастерекл и любовно 603-
канву спектакля,

невзрачном пареньке бьется большое серд-.

бросить бы все и убежать”

махнули рукой, Но,

заставляет бороться 3%.

Ho.