За поочный демократический мир между народами,
против поджигателей новой войны!

Подлинный ‘голос Америки .

Вакханалия беспардонной лжи и дивих
измышлений обычно прикрывает  агрес- `
сивные планы магнатов Уолл-стрита и их
вашингтонових ставленников. Ложь нужна
пи ныне для. оправдания подготовленного
в недрах государственного департамента
США и министеретва «обороны» только
что опубликованного Северо-атлантическо-
10 пакта.

Этот пакт, духовным отцом которого яв-
ляется небезызвестный  фултонекий opa-
тор; поджитатель войны № 1 господин
Черчилль, американские дельцы и полити-
каны предложили якобы во имя «мира».
Государственный департамент выпустил
20 иарта спепиальную Белую книгу, ко-
торой надлежало окончательно убедить все-
ленную в «миролюбии» США. Эта Белая.
внита полна пветистых фраз © «верности»
уставу Организации 0б’единенных Наций и
т. д. Но ни официальная демагогия, они
истерически-восторженные комментарии
антло-американской буржуазной прессы He
могут скрыть очевидного факта: Северо-
атлантический пакт — пакт ройны.

Его цель — разрушить Оргапизацию
 0б’единенных Наций, парализовать Совет
Безопасности, превратив его в орган, реги-
стрирующий агрессивные акты поджигате-
лей войны. Его цель — укрепить власть
доллара в новом эмериканском «гау», ох-
затывающем обширные территории, кото--
рые простираются от Северного полюса до
тропика Рака и ог Канады до Балтийско-
те и Средиземного морей. Четырнадцать
статей  Северо-атлантического пакта
‘развернутая программа агрессии.

Пакт направлен против прогресса и де-

мократии. Подобно участникам реакцион-
ного Священного Союза, незадачливые мет-
тернихи ХХ столетия. об’единились © це-
тью поддержать «условия стабильности».
Эта туманная на первый взгляд. формули-
ровка означает не что иное, как «взаимо-
помощь» стран, входящих в  Атлантиче-
ский союз, не только в проведении’ агрее-
сивной антисоветской политики, но Также
для «защиты» всевозможных реакционных
‘режимов. Так, по еловам государственного.
секретаря США господина Ачесона, звер-
exoe подавление демократических сил Гре-
ции путем наглой американской интервен-
ции целиком подпадает под статью пятую.
пакта и, следовательно, вполне «законно».
_ Не очень гибкие умы составляли текст
пакта, если они расечитывали, что мир не
разгадает этого гронювого кроссворда, Tak
откровенно пахнущего кровью!

Он разгадан еще до опубликования, и 06
этом свидетельствует могучая волна проте-
ста против Северо-атлантического пакта,
против поджигателей войны. Народы мира
решительно осуждают преступную . поли-.
тику американских заправил и продаж-
ных западноевропейских политиков.

`Северо-атлантический пакт вызвал pe-
акцию негодования в самой  Амери-
ке, в широких слоях американского народа.

ТТ ЕТЕГРАФ принес сообщение: француз»
скому поэту-коммунисту Полю Элюару
отказано в‘визе для приезда в Нью-Йорк на
предстоящий Конгресс деятелей ‘науки ‘и
культуры США в защиту мира.

Поль Элюар принадлежит к поколению,
которое начинало свою сознательную’
жизнь в окопах мировой войны 1914—
1918 тг. Ею первый поэтический оборник
«Долг и тревога» вышел в 1917 г. 9%
слихи, написанные в траншеях (поэт был
сначала санитаром, ‘затем  пехотинцем),
пронизанные болью за страдающее чело-
вечество и жаждой счастья, света, хруп-
вой надеждой на то, что конец войны
принесет желанное тепле и` уверенность в.
завтралинем. дне.

Вторая. книга поэта, появившаяся в
июле 1918 г., так и озаглавлена — «Сти-
хи для мира»... =

Версальский мир, однако, не дал народу
Франции благ, которых ждали солдаты.

Разочарование и протест Элюфа, как и
ряда других молодых интеллигентов, He
нашли ©бе в ту пору подлаянного рево-
люционнотго выхода. Цоэта ‘увлекли дема-
гогические фразы сюрреализма — Та ви-
димость отрицания ^ буржуазного мира,
которою Андре Бретон и другие политиче-
ские илеологи этого направления прякры-
вали свою реакционную сущность. Вместо
реальной борьбы за преобравовавше 00-
ществь они проповедывали создание своего
«сверхреального», герметически закупорен-
Horo поэтического мира. Сюрреализм на
многие годы оторвал Элюара от нарола
Франции. Однако Элюар, поэт глубоко
искренний, ищущий правды, не мог не
видеть, в каком тупике оказалась ero
поэзия. Горечь и  неудовлетверенноеть
звучат в стихах 1932 года:

«Чло же осталось из веого, что я гово-
рил © себе? Я сохранил ложные сокрови-
ша в пустых шкапах». Ce

Только события 1934 ода — 6bopbia
пролетариата Франции, во главе е комму-
пистами, против кагуляров, ‘пытавигихся
произвести антиреспубликанскай — перево-
рот, укрепление народного фронта, нако-
Hell, революционная война в’ Испании —

глубоко затронули гражданские чувства
поэта и подеказали ему новые пути твор-
чества. —

>
Борис ЛАВРЕНЕВ
>.
Все разумное и ‘Честное, что есть
Соединенных Штатах, ‘вое передовые

прогрессивные силы американекого народа

с каждым днем понимают BCE глубже

яснее, в какую пропасть тащат Америку
ий весь мир империалистические торговцы
кровью и головорезы в генеральских мун-

дирах-

Прогрессивные силы Америки протесту-
ют против жестокой расправы над дезжю-
кратами, чинимой правителями Америки ©
рты

нелвусмысленной целью заткнуть
Beam, кто имеет мужество разоблачать

осуждать политику тибельных авантюр.
 Застенкх комиссии по расследованию ан-
тиамериканской деятельности, прееледова-
ние прогрессивных элементов, провокаци-
онный антикоммунистический процесс, за-
теянный для того, чтобы изолировать са-
активных ¢TO-
ронников мира между народами, — вое это
вызывает противодействие прогрессивных

мых последовательных И

американцев.

_ Подлинный голое ‘Америки — не тот
пропитой хрин  белогвардейской падали,
который ежедневно отравляет эфир и име-
нуется «голосом США». Подлинный го-
демократической Америки
звучит в высказываниях передовой интел-
политических,
деятелей, в письме Нациюнального совета
американо-советской дружбы к американ-
скому народу. В этом письме, выражаю-
щем мнение миллионов американцев, гово-.
рится, что Северо-атлантический пакт яв-
ляется военной авантюрой, которая может
только принести еше больше неечастий и
без того перенестшему немало страданий

moe честной,

литенции и прогрессивных

ций. Став президентом; Трумэн ‘° продол-
жает агрессивную внешнюю политику. Он
бетался на пути войны, а не вступил на
путь мира.
Демократические деятели Америки,
В   истинные представители американского иа-
И рода соберутся на открывающийся через
два дня, 25 марта, в Нью-Йорке  амери-
ханский конгресс. деятелей вультуры и
науки в защиту мира. — ;

«Национальный совет работников науки,
искусства и свободных профессий» уже
‘опубликовал предварительную повестку дня
этого с’езда передовой американской интел-
лигенции, . который явится подготовитель-
ным этапом к Всемирному конгрессу сто-
ронников мира, назначенному на 20 апре-
ля в Париже.

В числе докладчиков, котофые выступят
  Ha первом. пленарном заседании, — из-
вестный демократический деятель профес-
сор Шепли, бывший помощник министра
юстиции Ретте, бывший епископ штата
Юта Моултон, ныне вице-председатель ор-
танизации «Американская ‘ассоциация 0б в-
днненных наций».

На следующий день предполагаются’ вы-
ступления Генри Уоллеса, радиокоммента-

и

и  .

‘ты «Нью-Йорк пост» Стоуна, негра-ието-
рика Дюбуа, ‘поэта Унтермейера и ино-
странных гостей. : 5

Ran сообщает  американекая печать,
намечены доклады на’ темы: «Запрет
знаний — угроза всеобщему миру», «Про-
паганла холодной войны», «Газетная шу-
миха 06 угрозе войны», «Наука, как мост
к миру», «Советско-американсвие отноше-
ния», «Движение за независимость В

pune», «В установлению международного
сотрудничества в борьбе за мир» и  дру-
гие. На заседании будет также заслушан
доклад релакнионного комитета — «Про-
грамма мира для Соединенных Штатов»,

миру. Пакт ‘сулит простым американцам Представители «Национального совета
снижение жизненно уровня, падение   работников. науки, искусства и свободных.
производства ‘мирной продукции, непо- профессий» заявили корреспондентам, что

сильные материальные жертвы для фодер-
жания сотен военных баз и вооружения
армий наемников Уолл-стрита. Он накла-
на Три тысячи делегатов.

дывает новое дополнительное бремя
американского налогоплательщика.

Национальный комитет прогрессивной
партии США призвал американцев потре-
бовать, чтобы правительство отказалось от
заключения Северо-атлантического пакта,
заключается в создании
против
СССР. Прогрессивная партия призвала ми-
от
Трумэна выполнения его предвыборных
обещаний в области внутренней и внеш-
ней политики и принять предложение.
И. В. Сталина об урегулировании  разно-

цель
нового

которого
«санитарного кордона»

ролюбивых американцев требовать

тласий путем прямых переговоров.

Пробираясь к президентекому креслу,
Трумэн не скупилея на обощания возвра-
титься к политике Рузвельта, уважать
принципы Организации 0б’единенных На-

Поэт про фессивных сил Фра

поэтов — утверждать свою

звучать новые темы,
рютщелося

3a, Tyee

французского народа немецким
там. Подобно Аратону,

глубокую
евязь © жизнью других людей, е общеет-
‘венной жизнью». В его стихах начинают
взятые из социаль-
ной действительности. Он стремится стать
выразителем идей и чаяний народа, 60-
будущее. Поэзии
Элюара; в конце 30-х годов уже свойстве-
нен общественный пафос, сознание своего’
единетва © лучшими сынами человечества.

Подлииннюго расцвета’ поэзия Элюара до-
стигает в годы героического сопротивления
оккупан-.
Муссинаку, Фре-

конгрессе вызывает огромный интересе в
кругах американской интеллигенции и, как
ожидаетея, на нем будут присутствовать

В жизненном центре Америки, рядом с
мрачными джунглями Уолл-стрита, где
вынашиваются зловещие планы новой ми-
ровой войны, открыто и смело прозвучат
толоса лучших, передовых людей Америки.
Этим конгрессом прогрессивные силы Аме-
рики кладут начало созданию общего, дей-
‘ственно, мощного фронта борьбы за мир,
борьбы против кровавых замыслов кучки
отолтелых людоедов, мечтающих ввергнуть
нашу планету в чадный кошмар везобщей
бойни и извлекать сверхприбыли из рек
человеческой крови. ues

0б’единенные и действенные силы де-
мократии и мира сорвут черные замыслы

войны. Единством и борьбой за мир наро-
ВЫ земного шара предотвратят войну.

<2

es Л. ЗОНИНА
+

38 справедливость, он клеймит позором
палачей. :
Оккупациюнные - власти об’явили этот
сборник «опасной листовкой». Поэт перз-
шел на нелегальное положение. Он вы-
нужден часто менять жилище, не унося
е собой ничего, кроме портфеля © набро-
сками новых стихов, но юднольюй работы
не прекращает. Под его редакцией выходит
сборник поэтов — участников Сопротивле-

тора Нормана Корвина, обозревателя газе-

Азии», «Движение за независимость в Аф-.

2 Е „
американюких миллиардеров, поджигателей   ;
  сившегося собственника, выразительно ха-

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА

НА БОЕВОМ ПОСТУ

‘роевому органу прогрессивных сил Аме-
рики-—гавете «Дейли уоркер» — исполни-
лось 25 лет. «Славными годами борьбы и
труда» названы эти годы в бралеких при-
ветствиях франпузекой «Юманите» и пс-
панской «Мундо обреро», аргентинской
«Ла ора» и итальянской «Унита».

История основания газеты и ее много-
трудный, но достойный путь служения на-
роду освещены в смециально изданной в
январе этого года книге, е полным основа-
нием назваиной «Слова, которые борютея».

На первой полосе первого номера газеты
был помещен заголовок: «Американские
банкиры поддерживают реакционную Tep-
манию», м он звучал как боевой сигнал,
обращенный ко всем истинным защитни-
кам лемократии.

Сейчас, продолжая ту же линию борьбы
за мир и демократию, газета в своем юби-
лейном номере предупреждает:  «Северо-
атлантический пакт означает тайную под-
тотовку к войне, подготовку, которой от-
водится основное ‘место в расчетах Tocy-
харственного департамента и военного ми-
нистеротва». Однако вдохновляющий по-
добные планы «Уолл-стрит—— это не Аме-
тика, — подчеркивает ‘тазета. — Наобо-
рот, рядовые американцы  сознают, Что.

Уолл-стрит и поджигатели войны, пютря-
сающие атомной бомбой, являются  глав-
ными врагами сегодняшней Америки».

Американская реакция изо дня в день
ведет бешеную атаку на «Дейли yoprep»;
ве нынешний редалугор Джон Гейте привле-
чен к суду в числе‘других руководителей
компартии США.

Й все же, несмотря на все усилия резк-
ции, популярность газеты «Лейли уоркер»
среди трудящихся массе США Bee время
возрастает. ;

—— 0 — <

ИЗ ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ

ГОЛОС МАТЕРИ
СОЛДАТА США

Немецкое агентетво АДН опубликовало
письмо, присланное. матерью одного аме-.
риканского солдата на имя советского ко-
менданта Берлина  тенерал-майора  Коти-
кова. %

В этом письме, направленном из города.

Окхилла (штат Западная Виргиния) и под-

писанном  «Густина Л.», говорится: «Мой
сын в настоящее время служит в амери-

канской армии. Я хочу, чтобы онбыл жив, .

а не превратился в горсточку пепла в урне.
Я сама, как и многие другие, не могла бы
стрелять в русских. Зачем я должна уби-
‚вать -люлей, к которым я не питаю ненави-
‘сти? Будем друзьями. Я надеюсь, что вы
не осудите письмо простой американской
матери».

Взбесившийся собственник

В небольшом французском городке
Обиньи, возле Амьена, в ветхом домике,
принадлежавшем домовладельцу Фландре-
ну, жила семья, состоявшая из’ слепых су-
пругов — Виктора Фурни, его жены H HX
пятерых детей.

Фландрен хотел во что бы то ни стало
‘выселить инвалидов вместе с их детьми. и
построить на месте домика гараж для сво-
их автомашин. ;

Семье инвалидов Фурни решительно не-
куда было деваться, и они отказались вы-
полнить приказ домовладельца. Взбешен-
ный Фландрен, недолго думая, велел вы-
везти трактор и протаранить домишко, где
ютились инвалиды. - т

Домик рухнул, и под его развалинами бы-
ла погребена мать пятерых .детей — сле-
пая Фурни.

Ал. СУРКОВ

_ Лондонские

Изо дня в день в мировом эфире © тру”
долюбием, достойным лучшего примене-
ния, работают  радиоагрегаты Англии и
США. Они то поют завлекательными Го-
лосами сирен прельстительные. сказки ©
«западном рае», TO лают, как старые
подзаборные псы, на Советский Союз и
страны народной демократии.
``В настоящее время поджигатели новой
войны, занятые. хлопотами об оформлении
Северо-атлантического пакта, очень обес-
покоены той огромной волной массового
протеста, которая. поднимается BO всем
мире против их пахнущих кровью махи-
наций. И они из кожя лезут вон, чтобы
опорочить растущее движение за мир и
демократию. ,

Именно Е предполатавшемуся дню. ©9-
зыва конгресса работников умственного
труда Румынии в защиту мира и демо-
кратии английское радио приурочило CBOIO
передачу; полную инсинуацай и злобной
клеветы на современную  румынекую
культуру.

Чаобы польстить фумыноким елушате- ‘и

лям, изворотливый клеветник из Би-Би-
Си вытащил из своих тощих запасов еве-
дений © культуре и литературе Румынии
имена Эмянеску, Караджели, Иона Крянга,
Георге Кошбука. Произнеся эти имена и
Ho отягощая себя больше экскурсами в
культурное прошлое румынекого налюда,
лондонский  радиовраль ©пустил с цепи
злобного пса. Перемежая ‘лай фальшивы-
ми вехлипываниями, он стал доказывать,
ur в современной Румынии «не позво-
ляют мыелителям и артистам играть свою
творческую роль».

Ему, наемному  вралю, не дает спать то
обстоятельство, что литература и искуе-
ство в современной народно-демократиче-
ской Румынии хотят служить нарюду..

Особенно возмущает лондонского  пюд-
певалу поджигателей новой войны, Что
деятели румынской культуры «обязались
отражать в своих. произведениях уснешную
борьбу, рабочего класса против своих вра-
гов», что они активно включились в де-
ло защиты мира и «приветствуют конгресс
работников умственного труда, как мани-
фестацию активной ‘борьбы демократиче-
ского лагеря, руководимого Россмей, про-
тив империалистов-—подстрекателей к но-
вой войне, стремящихся уничтожить куль-
туру». :

Вот какой «страшный» криминал вы-
искал лондонекий радиовраль в сегодняш-
ней культурной жизни Румынии.

Возмутительно и омерзительно то, с ка-
ким развязным цинизмом, идеологические
приказчики империалистов пытаются на-
падать Ha культуру трудолюбивого и ум-
ного народа Румынии, ‘

‘Vt we хочется поймать за руку этого
зарапортовавшегося буржуа, тем более, что
во время пребывания в Румыний я познз-
комился с ее писателями, с ее театральной
‚и музыкальной жизнью.

Наш приезд был неожиданный. Однако
‘для встречи с приехавшим из Советского
(Союза писателем в Доме литераторов со-
  бралось так много людей, что в зале «яб-
локу было упасть негде». И с первых же

Бельгийская газета «Драпо руж», с00б-  уинут беседы меня поразил необычайный,

щая об этом чудовищном поступке  взбе-

вилю, подобно всем передовым писателям
Франции, ставшим на защиту родины,
Поль Элюар видит в поэзии оружие борь-
бы с немецко-фашистекими захватчиками.
-В черные дви оккупации, Kora для
честных патриотов исчезает возможность
открыто высказывать в печати свои убеж-
дения, Элюар 0б’единяет вокруг себя груп-
пу молодых писателей и выпускает ряд
подпольных изданий и листовок. В самое
тяжелое время, после ареста организатора
подпольной газеты <«Леттр франсез» Жака
Декура, филссофа-марксиста. Политцера,
коммуниета-ученого Саломона н ряда дру-
гих активных ` борцов Сопротивления,
Поль Элюар ветупает в’ ряды коммуниети-
ческой партии Франции. ‘ale
«Я ветупил в коммунистическую партизо
весной 1942 года, — вспоминает он. —
И потому, чте эю быль пафтия Франния,
я навсегда связал с ней свои силы и с30ю
жизнь. Я хотел быть е людьми моей
втраны, которые идут внеред к свободе,
миру, счастью, к настоящей жизни».

Сборник стихов  Элюара «Поэзия и
правда 1942 года» открывается гимном
свободе:

Я рожден, чтоб узнавать,
Чтоб называть тебя,
Свобода! j

Ero стихотворения расходятся в ли-
словках, их перепечатывают, переписы-
валтот, передают из рук в руки, заучивают

_ «Пришло время, — пишет Элюар *В
1936 году, — когда право и долг Восх

«Литературная газета» выходит. два раза .

в неделю: по средам и субботам.

напеусть. Элюар призывает верить в п0бе-
Ду, сн ‘воспевает. силу и мужество борцов

Адрес редакции и издательства: 2-й Обыденский пер., 14 (для телеграмм —
международной жизни —Г 6-43-62, науки —

ния, символически названный «Честь п0э-
тов»; он один из ‘активных сотрудников
«Леттр франсез».

Борьба 3a независимость родины 1поро-
дпла невиданный героизм масс: «Рядовой
француз стал Гераклом», — пиеал тогда

Туи Арагон. В простых людях Франция
увидел Элюар то соединение поэзии и
правды, ту подланную. краеогу, которую

он тщетно пытался создать по рецелтам
сюрреализма в запаянной колбе формалш-
отических исканий. Лучшие стихи поэта—
те, где оп ‚стремится воплотить облик но-
вого человека, человека, несущего в себе
зерно будущего и сражающегося 34 90
радостное,  «поющее», по. выражению
Пери, будущее родины. Тероями поэзия

`Элюара становятся подлинные. герои. дей-

ствительноети-—Табрмаль Пери, легендар-
ный полковник Фабьен, борцы Сопротивле-
ния, не сдающиеся палачам. В них видит
поэт новый маспггаб. новую меру чело-
века — прекрасном, сильном своей
любовью к людям и к родине, убежден-
ностью в Своей‘ правоте, верой в победу,
мужественно идушего в’ 69й. .

Стихи Элюара глубоко оптимистичны.
Он верит, что тибель бойцов только раз-
жигает пламень’ гнева в их товарищах,
что дело, за которое они пали, ‘все равмо

победит, ибо народ един и могуч в своем

стремлении к тому, —

Чтобы счастье стало светом
В глубине глаз, в ‘глубине сердиз.
И справедливость была на земле.

Тема солидарности, единства © народом
необыкновенно сильно звучит в стихах

- Типография имени И. И, Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинёкая площадь,

речах Элюар беспощадно разоблачает вря-

рактеризует этот’ поступок, как проявление

горячий ‘интерес ко веему, что относится
к советской литературе. Оказалось, что

«американского образа жизни» во Франции.   аудитория весьма широко и разносторонне

ВЕБЕ ВЕБ а она л ива они Еноми о и ионная eenenessen SuRais BEBEREDSSERSRNEE ORS STARE EEEEEASeHEES SURUERREBERAETSSReReEeEsE SESS peuacneaunsunnarcuceceasnogenuasnsunnscoucrsnenspusuescansnossuansasocbansannanenneccansssanessueasssaecruunnceassensoeneusanennune BRaneeeenssekenseee

HUUU

Элюара  нериода Сопротивления, «Каж-
дый — тень всех,—утверждает Элюар, —
псбела всех — это победа каждего. Народ
непобедим». : :

По-новому решает ‘поэт и тему любви.
Любовь не отгораживает его, как прежде,
от мира: напротив — в ней он видит еще
один стимул к борьбе за счастье народа.
В» имя любимой, так же, как во имя по-
  гибщиих друзей, так же, как во имя жен-
щин, угнанных в Германию, поэт при-
зывает итти на бой против поработителей.

Мы’ всегда друг друга любили,
И потому, что мы любим,

Мы хотим освободить других

От их дедяного одиночества,

— пишет Элюар в «Семи ноэмах о любви.
на войне».

В последние годы поэт-коммуниет про-
полжает активно бороться вместе со всеми
передовыми людьми Франции за свободу
и независимость своей, родины, против
американской экспансии, против пюджига-
телей новой войны. Элюар участвует в
работе Вронлавекого конгресса; стихотво-
рение, которое OH Tam читает, названо
«Счет к оплате». Это счет, который пред’-
являет человечество всем, кто раздувает
пожар новой бойни. Очет з& смерть тысяч
друзей, тысяч женщин и тыеяч детей,
погибиих на войне, Это призыв бороться
протнв войны, сражаться за мир.

Элюар пролеедательствует па  много-
людном алтавоенном митинге,  организо-
ванном в Париже Международным комите-
лом связи работников культуры в’ феврале
1949 года. Он неоднократно выстунает ‘на
рабочих собраниях: в пламенных, острых

тов Франции. Он раскрывает подлый за-
мысел реакини, пытающейся декадентеки-
ми проповедями идеологически подорвать
мощь рабочего класса и его уверенноеть
в своих силах. «Пеихология катаетрофы
и отчаяния, пеихоз отказа OT величия
челювека, проповедуемые современной аме-

клеветиики

информирована © наших советских литб-.
ратурных делах, что иачитанность в про-
изведениях русских писателей-классикии и
современных советских писателей, ВПЛОТЬ
до недавно появившихся книг, поразитель-
но широка. Живо ‘и непосредственно рез».
глровали румынские писатели HO BCP AB-
дения ‘литературной жизни ® Советском
Союзе. :

В свете этого живого впечатления ва-
кими жалкими кажутся рассуждения ло“
донского «соболезнователя» о судьбе ру
мынской литературы!

«Вкусив сладкого, не. захочешь ` горь-
кото», -—= гласит народная мудрость. Ак-
тивность румынской интеллигенции легто
об’яснима. Как не тянуться к народу, в
новому общественному строю честны пи-
сателям, которым десять лет назад  при-
снопамятный король Бароль назначал в
председатели союза своето незежественного
генерала, ‘писателям, которые  всето #о-
сколько лет назад вынуждены были или
пресмыкаться перед буржуазными мецена-
тами, чтобы выпустить ©вою книгу, ила
исаль для себя, не видя возможности
когда-либо издать написанное!

Только новая жизнь при народно-демо-
кратическом режиме открыла произведе“
ниям  писателей-современников дорогу в
ппирокие народные массы.

В Бухаресте мне привелось побывать в
ряде театров. И я с о6обым удовольетви-
ем отмечаю то, что видел в лучшем дра-
матическом театре румынской столицы ма-
слерекую постановьу классической пьхы.
Иона Луки Кафаджали «Потерянное пись-
мо». Ее играли © энтузиазуом, Надо было
видеть, как реагировал зрительный 321
на разоблачаемые на сцене проделки бур-
жуазных  политиканов, в которых с6т0-
хняшние зрители явно различали портреты
разоблаченных народом пресловутых «дея-
телей» «исторических партий» Малиу я’
Брачиану, хотя постановщик не корректи-
ровал и не модернизировал классический
текст’ пьесы.

Кола я беседовал с артистами, они в
один голос говорили, что в последние го-.
ды наконец-то почувотвовали в полной ме-
ре всю силу воздействия своего искусства
нах человеческие сердца, наконец-то полу-
чили  аудиюрию, перед которой  pa-
достно появляться на цене. Каким
гнусным клеветническим бредом звучат на
этом фоне слова лондонского радиовраля о
том, что румынские артисты «не смеют
исполнять больше любимые ими роли»!

Неудержимый порыв мародных №266 5
знанию, к культуре, к литературе и ис-
кусотву, к живой общественной и созида-
тельно-трудовой. деятельности He MOT He
захватить и осковную массу румынской
интеллигенции, увидевшей в политическом
и культурном пробуждении народа. вели-
кие ‘перспективы роста’ и’ расцвета Нацио
нальной культуры.

Эти люди, почерпнувигие в общении с
народом новые силы, не нуждаются в пла“
кальщиках и соболезнователях о своей
участи. Они достаточно зорки-и чутки к
происходящему в мире, чтобы ‘ отличить
друзей от врагов и заметить за’ спиной
плачущег лондонского ‘ раднокюкодила
‘тех, кого румынокий народ изгнал из сво-
ей страны, — палачей народа, прихле-
бателей вчерашних и сегодняшних претен“
дентов на мировое господство.

`Поэтому- так громко и страстно звучит

Н в общем хоре голосов за мир и демокра-

тивных популяризаторов Маяковского во
Франции. В его творчестве Элюар находит
ту уверенность в победе . коммуниетиче-
ских идей, ту веру в творческие силы
человека, тот глубокий воинствующий пат-
риотизм, которые сейчае являются идеа-
лом прогрессивной французекой поэзии.
Новые стихи Элюара, вошедшие в ‹б0р-
ники «Непрерывная поэзия», «Железная
воля к жизни» и «Политические  етихо-
творения», остро  публициетичны. Это
оружие, которое поэт дает своему народу
для «Нового Сопротивления». On  odpa-.
шдезтся к бастующим  торнякам- Франции
со словами солидарности и поддержки, он
воспевает. народ Греции,  отстаивающий
свою независимость, он ео везми теми,
кто боретея за свободу. Взгляд поэта обра-
щен к тем, кто хочет построить новый
мир, и поэтому в его творчестве крепнет
позитивное, утверждающее начало.
Участие в патриотической борьбе наро-
да, в рядах коммунистической партии,
обращение к новым темам, взятым из ре-
альной действительности, желание писать
так, чтобы ero понимал ‘французский
народ, способствовали роету поэтичеекого
мастерства Элюара. Стихи стали проще,
яснее, глубже. Однако в поэзии Элюзара
еще есть излишняя усложненноеть — тя-
желое наследие формалистического upo-
more. Opes его поэзии зачастую недо-
статочно Тонкретны. Даже в стихотворе-
ниях, посвященных героям Сопротавления,
характер нового человека часто застоняют
абстрактно-гуманистические рассуждения.
Поль Элюар,  пюшедший трудный‘ и
сложный тзорческий путь, продолжает

тию голос румынеких деятелей культуры,
И поэтому же радисприказчики поджигат-
лей войны окольными путями пытаются
опорочить этот слитный хор, подлить от-
равы, которая помешала бы румынской
интеллигенции превратить ‘искусство в
средство борьбы против зачинщикоз новой
войны.

Демократические и социалистические
элементы культуры в Румынии, связан-
ные с борьбой народных масс против фа-
шизма. и национализма, за мир, демокра-
тию и социализм, получили широкий про-
стор для развития. И румынские деятели
культуры уже сказали свое твердое слово,
поддержав инициативу созыва  Всемир-
ного конгресса сторонников мйрз.

ВиО Сино е ни с ни REAR eRA EERE eRe SKEReRETAEAE ELEY

ПРОДОЛЖАЕТСЯ
ПОДПИСКА.
на 1949 год

на альманах

художественной
литературы

народов СССР,

‘«ДРУЖБА НАРОДОВ».

Литературно-художественный _аль-
манах «Дружба народов» основан по

многому учиться. Активно участвуя в.
борьбе, которую ведут народ и коммуни-
стическая партия Франции, он crpe-
митея притти «От горизонта одного — к
горизонту всех»—так называется ем п0э-
ма-ветупление” к последнему сборнику
«Политические стихотворения». Bupora-
зовее  формалистам, проповедникам «ис-
кусства для искусства», поэт отвечает
лозунгом: «Ноэзия должна иметь о целью
практическую истину». Служение делу
народа должно вести Поля Элюара дальше,
в созданию подлинно патриотической, пар-

рикавекой литературой, вам не свойствен-

ны», — говорит он. на встрече с франнуз-
CRUMH  железнодорожниками. в апреле
1948 гола. :

Поэт является одним из изиболее ак-

тийной, реалистической поэзии.

инициативе А, М. Горького, печата-
“eT лучшие произведения `писателей`
народов СССР — романы, позести,
пьесы, рассказы, стихи, поэмы, очер-
ки, а также критические ‘и публи-
цистические статьи.
Периодичность — 6 номеров в год.
Об’ем номера — 12 печ. листов. ‚

Подписка принимается с № 1.

Подписная цена: годового комплек-
та 48 руб.

Подписка принимается во всех от+
делениях Союзпечати и в nouto-
вых отделениях.

WSSCCNS SALUTES пиоиовиюозаоонасоноаввасавосоооцииницаечи

. Зоови нии новое чение нови вь

ваз она н изв авовнаа но нива о и занан и попавонаноночинин ини ии и они ва низ оао аи аанананааннь

es

Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.

Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ, А. БАУ
А. КОРНЕЙЧУК, О. _ КУРГАНОВ, ee

М. МИТИН, Н. ПОГОДИН,

‚ Б. ГОРБАТОВ,

Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,

А. ТВАРДОВСКИИ,

Москва, Fietcasera): Телефоны: секретариат — Г 6-47-41; отделы: литературы и и woke -43.
Г 6-39-20, информации —Г 6-44-82, отдела писем —Г 6-38-60, а К 0-36-84, Е и

а неа
5,

‚ внутренней жизни —Г 6-47-20, т
И

B—00184