К 81-й зодовщине со дня рождения А. М. Горько1о
УОЛЛ-СТРИТ ПЕРЕД СУДОМ ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ.

Горький и проблемь

Тениальный художник слова, пламенный
публицист, мудрый критик, руководитель
советской литературы, А. М. Горький был
подлинным борцом за народное ючастье, за
чоржество коммунизма.

В мощных художественных образах
Горький показал жизнь и мечты  на-
шего пафода, ето борьбу, запечатлел всю
красоту и силу русского национального
характера.  Одвим из первых деятелей
культуры всем мирах Горький выступил,
как антифаниот, Всей силой своего вели-
вого сердца оп ненавидел империализм.
Каждая страница его творений зовет ‘на
борьбу в реакционными силами, за оево-
бождение трудящихся,

Этим же стремлением проникнуты и
литературно-критические работы“ писателя.

В статьях, написанных после 1905
тода, Горький горячо выступал против упа-
дочничества, мистицизма,
ЦИОНИЮЙ теории «чистого искусства». Этим
патубным для художественной литературы
течениям Горький противопоставил взгляд
на искусство, как на могучее идейное
оружие в руках народа,’ ведущего борьбу
с царизмом и капитализмом. Народ, по его
определению, единственный и неиссякае-
мый источник ценностей духовных. В
курсе лекций по русской литературе Горь-
Вий стремится показать развитие русской
художественной литературы, как отражен
ние революционного движения народа.

Процесо развития художественной. лите-
ратуры Горький оценивает © точки зрения
общественно-исторических
стей.

Горький показывает обеднение лично-
сти, разрушение ве духовных основ в Ус-
ловиях капиталистического строя, Причи-
на этого —— утрата чувства органической
связи с народом. Это ‘обстоятельство обу-
словило падение и русской ‘буржуазной
литературы в годы реакции после 1905
года. Горький говорит о пагубном влиянии
буржуазной западноевропейской литерату-
ры на русское общество того времени;
«Литература ‘налиа-—пюле, вепаханное Be-
ликими умами, еще недавно плодородное,
еще недавно покрытое разнообразными и
яркими цветами,—ныне зарастает бурья-
пом беззаботного невежества, забрасывает=
ся клочками цветных бумажек — это
обложки французских, ‘английских и не-
мецких книг, это обрывки идей западного
мещанства, маленьких  идеек, чуждых
нам».

Горький противопоставляет западной бур-
жуазной литературе великую русскую ли-
тературу ХХ века, как «самую гуманную
и задущевную литературу мира». Он под-
черкивает громадное вослтитательное значе-
ние русской литературы. Вепоминзя о фак-
торах, воздействовавших на него в ранней
юности, Горький ‘писал © книгах. русских
писателей: «..я почувствовал, что такое
хорошая книга, и понял ее необходимость
для меня. От этих книг в душе спокойно
сложилась стойкая уверенность: я не один
на земле и-не пропаду!»

Высоко оценивал Алексей Максимович
демократизм русской литературы, ве
страстные поиски решения’ социальных
опросов, глубокий интерес к жизни на-
рода. Горячие проникновенные слова Ha-
ходил писатель для родного искусства: «В
истории развития литературы  европей-
окой, — цисал Горький в 1908 r.,—ana-
ща юная литература представляет собой
феномен изумительный; я не преувеличу
правды, сказав, что ни одна из литера
тур Запада не возникала к жизни’ © та-
кой сиюй и быстротой, в таком  мщ-

то в Европе не создавал столь крупных,
всем миром признанных книг, никто He

описуемо тяжких условиях. Это незыб-
лемо устанавливается путем сравнения
истории западных литератур с историей
нашей; нигде на протяжении неполных
CTA лет ‘не появлялось столь яркого ©озве-
здия великих имен, как в России, и нигде
не было такого обилия  писателей-муче-
ников, как у нас».

Идейная высога и художественное <о-
вершенство нашей литературы, выросшей
в сказочно короткие сроки, — свидетель-
ство исключительной одаренности русеко-
го народа. Наш народ ©оздал «обширную
и прекрасную литературу, — писал
Горький, — яркое и неоспоримое,  овиде-
тельство в пользу его талантливости, 34-
конную его гордость...»

Продолжая мысли Чернышевекого и
других передовых деятелей России 0 том,
чт0 русская литература стала средоточием
освободительных идей, Горький пишет:
«И здесь же мы находим об’яенение тому
факту, что русский’ литератор... в своих
образах и обобщениях шире и 0б‘ективнее
литералюра западного...»

В своих высказываниях Горький вы-
двигает на первый план идейность, глу-
бокую прогрессивность передовых русских
писателей, ‘их роль в развитии ‘русской
общественной мысли. «Я предпочел. бы;—
пишет в 1930 roy Горький, —= Чтоб
«культурный мир» об’единялся ‘не До-
стоевским, а Пушкиным, ибо колосваль-
ный и универсальный талант Пушкина
талант психически здоровый и `оздоров-
ляющий»/, В пушкинском творчестве он
видит воплощение «духа народа», восхи-
щается «поэзией действительности».

Особенно близки были Горькому писа-
тели  революционно-демократического на-
правления.

Горький ставит Белинского Bo
всей мыслящей Руси, ‹ говорит, ‘что On
«разу занял в литературе командующий
пост, невольно заставлял подчиняться ©и-
ле его мысли и обаянию своей личности.
Dror первый критик и первейший знаток
литературы того времени, своим взглядом
на нее, как на дело огромной, националь-
ной важности, удивил, ошеломил писате-
лей 40-х годов...» ‘

Терцена Горький cantar «самой яркой
фигурой 40-хои 50-х годов». Герцен «во-
плошает в cede эту эпоху, — писал
Алексей Максимович, — поразительно
полно, цельно, с© всеми ее недостатками
и со всем пезабвенно хорошим». И даль-
me: «Ero ум — УМ исключительный по
силе, как его язык исключителен по кра-

сото и блеску»,

против peak

закономерно-

тие.
ном, ослепительном блеске таланта. Ник-

в январе 1900 года, —
творил столь дивных красот, при таких ие-   писать так нросто © таких простых ве-

кажется трубым. написавным не пером,

жется не простым, т. е. не правдивым».

TIABE

и литературы

искусством стоят иные задачи,
перед литературой прошлого.
Социалистическая литература, говорил
Горький, должна способствовать  рожде-
‚ нию. нового человека и уничтожению того,
что. вредит делу революции, мешает по-
литическому и интеллектуальному росту
советских людей. Социалистическая лите-
ратура призвана не только обличать, HO
изображать героическое, ставшее  повее-
дневным в нашей жизни, показывать

> нежели
А. ЕГОЛИН
<

Материалистическая эстетика
шевского и Добролюбова оказала
тверное влияние Ha воззрения Горького.
Он с огромным уважением говорил 0 той
неуклонной прямоте мысли, тех’ стойких
чувствах, «которыми отличались гордые
сознанием своей силы  Добролюбовы и  красоту, творческого труда, перспективы

Чернышевские, сознательно - обрекавшие   социалистического . строительства.
на смерть и на каторгу ради тор-  Деятельность нашего народа,  револю-
жества своих идей, люди, обладавшые ционные преобразования в Стране Советов
изумительной  трудоспособностью и жар-  создали те «факты  социалистичеекого
Бим. стремлением к знанию». опыта», без которых, по мнению Горь-

Черны-
блато-

кого, невозможна литература социалисти-
ческого реализма. Он. призывал советских
писателей к всестороннему изучению дей-
ствительности, к участию в борьбе за 0с-
вобождение всего’ трудового ‘народа.

Отмечая тесную, органическую связь
советекой литературы © жизнью, Горький
подчеркивал, что литература «вместе. со
всей массой творческих сил Союза Сове-
тов, живет в состоянии войны со старым
миром и в напряженном строительстве
мира нового».

Основные принципы социалистического
реализма, провозглашенные и воплощен-
ные в глубоко патриотическом творчестве
Торького, стали руководящими в нашей
литературе. Советские писатели, о продол-
жал и развивая славные горьковские тра-
  диции, создают произведения, ‹ проелав-
  ляющие нашу великую Родину,
коммунизма:

У Щедрина пролетарский писатель от-

мечает глубину мысли, широту знания
русского общества. Пою его словам, Щедрин
«умнейший человек 10—90 г.г.». Он
утверждал, что невозможно понять исто-
рию России второй половины ХХ века
без помощи произведений Щедрина, так,
как «История русекой интеллигенции ©
50-х до 80-х годов наиболее ярко. изобра-
жена ШЩедриным».

О исключительной  проникновенностью
охарактеризовал Горький роль Чехова ‘в
развитии русской литературы. Он читает,
что Чехов” — последний великий пред-
составитель критического. реализма, как бы
завершающий в. своем творчестве это глу-
боко плодотворное направление, получив-
mee p XIX веке свое наивыешее разви-

«Дальше ва® — никто не может итти
№ сей стезе; — писал Горький Чехову
никто не может

max, как вы это умеете. Шосле самого
незначительного ватнего рассказа — все

д точно поленом. И, главное, — все ка-

В том же письме Горький выдвигает
повое требование: ‘ «Право же — настало
время нужды в героическом...»

В этих словах пролетарском писателя
была провозглашена необходимость ново-
го направления, которое получило свое
воплощение в творчестве самого Горько-
го — родоначальника литературы еоциа-
листического реализма.

Горьковское творчество — новый исто-
рический этап в дальнейшем развитии
русской литературы и литературы всего
мира, это новая эпоха в художественном
развитии всего человечества.

«По силе своего влияния на русскую
литературу, — сказал В, М. Молотов, —
Горький отойт за такими гигантами, как
Пушкин, Гоголь, Толстой, как лучший
продолжатель их великих традиций в на-
ше время. Влияние художественного ело-
ва Горького на судьбы нашей революции
непосредственнее и сильнее, чем влияние
какого-либо  другото нашего писателя.
Поэтому именно Горький и является под-
линным родоначальником пролетарской,
социалистической литературы в. нашей
стране и в глазах трудящихся веего ми-
ра».

Писатели прошлого только мечтали 0
счастье народа, но не ведали истинных
путей к его осуществлению.

Величайшая сила большевистекого ми-
ровоззрения вооружила Горького понйма-
нием верного пути к достижению прекрас-
ного будущего. }

Он создал образ нового героя — рево-
люционера, борца, подлинного предетави-
теля народа. Реалистический образ передо-
вого революционного рабочего в творчест-
ве Горького занял центральное место. Ге-

В конце двадцатых тодов, (точная дата
документа не установлена) Алексей Мак-
симович Горький дал следующий ответ на
анкету американского журнала:

«Вы спрашиваете:

«Ненавидит ли ваша страна Америку и

Уже в самом факте постановки Таких
вопросов и в такой форме заключено не-
что по-американски уродливо преувели-
ченное, раздутое. i

Полагаю, что даже в тех странах, кровь
‘которых ваши капиталисты превращают в
доллары — на Филиппинских островах,
в республиках Южной Америки, в Китае
и даже среди десяти миллионов цветных
людей территории С..С.А., не найдется
ни одного разумного человека, который
присвоил бы се2е права сказать вам от
имени своего народа: «Да, — моя страна,
мой народ ненавидит Америку, весь ее на-
род, рабочих так же, как и миллиардеров,
цветных так же, как белых; ненавидит
женщин и детей, поля, реки, леса, зверей
и пгиц, прошлое и настоящее вашей стра-
ны, ее науку и ученых, ее великолепную
технику... всех талантливых  художни-
ков... и все, что есть С.Ш.С.А., и воех,
кто живет в этих штатах».

Надеюсь вы пе ожидаете, что найдется
идиот, способный ответить на ваш вопрос
так безумно, с такой ненавиетью к людям
и культуре,

Но, разумеется, то, что вы называете
цивилизацией 0.Ш.С.А.; не возбуждает и
не может возбудить у меня симпатии. Я
думаю, что ваша цивилизация, это-—самая
уродливая цивилизация нашей планеты...»

Книга Горького «В Америке» блестяще
разоблачает капиталистическую цивилива-
цию, так пазываемый «американский 0б-

роям литературы критического реализма   раз жизни».
он противопоставил’ борцов за 0бще-  В цикле «Мои интервью» Topp
народное дело — Нила и Павла Власова.   передает свою  воображаемую беседу

Горький в течение ряда лет разрабаты-   одним из миллионеров, «королей республи-

вал теорию искусства. Он явился первым   ки»:

писателем, раскрывшим на конкретном   «—..Что же вы делаете с вашими день-
материале художественной литературы гами?.

принципы. Фоциалистическою  реализма.  Он ответил:

— Я делаю ими еще деньги..;

Неоднократно в своих статьях ‘и выступ-
— Зачем?

лениях он подчеркивал, что творческий
опыт художников-реалистов прошлого не
может быть механически перенесен в ©0-
ветскую литературу, Что перед советским

М. Горький, В Америке. Государственное
издательство художественной литературы. Мо-
сква, 1949,

В 1906 №. ю

партийному поручению
А. М. Горький выехал в / Америку.
Ленин придавал этой поездке! Горького

большое. значение, После тяжелых ран,
нанесенных самодержавию революционными
боями. 1905 г., русский царизм искал ма-
териальной и моральной поддержки у ев-
ропейской и американской реакции. На
Горького была возложена огромной исто-
рической важности’ задача — сорвать сго-
BOP российской и международной реакции,
рассказать европейским и американским
трудящимся правду ос первой русской рево-
люции,

Многочисленные документы  свидетель-
ствуют о том, что приезд великого прдле-
тарского писателя в Нью-Морк вызвал не-
обычайный энтузиазм трудящихся Амери-
ки. Но это же событие вызвало‘: переполох
в кругах царской дипломатии, в сферах. Бе-
лого. Дома и его хозяев с Уолл-стрита,

Хозяева Америки сначала надеялись;что
капиталистическая пропаганда преслову-
тых американских «свобод» и «демокра-
тии» сможет ввести в заблуждение  Горь-
кого. Белый Дом вначале, под давлением
общественного мнения, даже готовил прием
Горького. президентом Теодором Рузвель-
том. Когда же американские реакционеры
Убедились, что великого писателя не об-
манула реклама буржуазной американской
«культуры» и «цивилизации», что Горь-
кий решительно’ выступил против‘ амери-
канского «правосудия», противо лжециви-
лизации  капиталистического строя, — по
сигналу Уолл-стрита началась разнуздан-
ная и позорная травля гениального худож-

ника пролетариата. Против Горького было
мобилизовано все: желтая пресса, подняв-
шая дикий хулиганский визг, владельцы
гостиниц, отказывавшие писателю в жилье,
реакционеры в рясах, проклинавшие с цер-
ковных кафедр великого  революционера-
художника, царский посол Струве и его
аппарат сыщиков, преследовавшие Горького
и его спутников. и

На удары врага Горький отвечал серией
бессмертных памфлетов 06 американской
действительности.. Горький развеял впрах
легенду о пресловутой американской «ии-
вилизадии». Никто из’ писателей мира
никогда не обнажал с такой убийственной
беспощадностью ужас  капиталистической
системы, как это сделал А, М. Горький в
своих гениальных памфлетах «Город Жел-
того Дьявола», «Один из королей респуб-
лики», «Царство  окуки»х, «Мо», «Жрец
морали».

Горький с глубочайшей любовью отно-
сился к простым людям Америки. ‘Он’ ви-
дел в них стремление к свету, к свободе.
Горький создал чудесную новеллу 06 охот-
нике Чарли Мэне, в котором вольнолюбие
сочетается с уважением к свободе всего
жизого на земле.

После Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции, в 20-х и 30-х годах,
Горький выступил с рядом публицистиче-
ских статей, в которых он подверг унич-
тожающему разоблачению американский
империализм.

Ниже мы приводим отрывки из публи-
цистических статей и памфлетов: Горького.

Капиталисты и покорнейшие слуги их:
социал-демократы и фашисты, Черчилли и
`Каутокие, подоумные от страха перед со-
циальной катастрофой старички и моло-
дые ловкачи, которым хочется быть круп-
ными паразитами,  «мюшенники пера и
разбойники печати», вся двуногая гниль,
рожденная капиталистическим строем, все
человекоподобные гады, без которых капи-
тализм не может существовать, обвиняют
«большевиков» Союза Советов в том, что
они, «большевики», хотят «разрушить
культуру». Буржуазной прессе хозяевами
ве дан лозунг: «Борьба против большеви-
ков, против коммунизма — борьба за
культуру!»

Разумеется, капиталиетам ‘есть за что

бороться. Их «культура» — это ряд y4-
реждений, действующих совершенно сво-
бодно в целях зашиты и оправдания ни-
чем не ограниченной власти паразитив-
ного меньшинства над трудовым большин-
ством, над рабочими, крестьянами и мел-
вой буржуазией, живущей дрянненькой
работой на крупную. Их культура—шко-
ла, где лгут, церковь, где лгут, парламент,
rye тоже лгут, пресса, где лгут и клеве-
щут, их‘ культура — полиция, которой
предоставлено право бить и убивать’ р5бо-
WH... Cat

‚.Война сытых и богатых © телодными
и нищими сводится к тому, что рабочий
класс, который стремится к организации
всемирном и решительного боя, обесси-
ливают, выхватывая из его среды, ва-
ключая в тюрьмы или убивая. наиболее
активных людей, вместе © этим пытаются
запутать массу рабочих, осуждая па
смерть и ни в чем неповинных людей,
как это был в деле убийства Сакко и
Ванцетти.

Сейчас в Америке, в городе Скоттоборо,
разыгрывается драма, напоминающая. дело
двух итальянцев, которые, будучи приго-
ворены к смертной казни, семь лет сиде-
ли. в тюрьме, ожидая, когда их сожгут на
электрическом кресле... В Скоттеборое при-

что вы думаете о цивилизации Америки?»

говорены Е смерти восемь юношей-вог-
ров, они тоже ни в чем неповинны, они
схвачены полицией случайно, не знакомы

Родину   друг © друтом, но все-таки их осудили на

смерть. Это сделано для того, чтобы запу-

Александр БЕК

ТГневное обличение

— Чтобы сделать еще деньги...

— Зачем? — повторил я.

Он наклонился ко мне, упираясь лок-
тями в ручки кресла, и, с оттенком неко-
торого любопытетва, епросил:

— Вы — сумасшедший?

.— А вы? — ответил, я вопросом.

то зубов протянул: 25
° —_ Забавный малый... Я, может быть,
первый раз вижу таком...»

_ Так называемая деловая Америка отрав-
лена  «деланием денег», пресловутым
‘«бизнесом», пропитана грязью.

«Кажется, что где-то-зв центре торода
вертится CO сладострастным визгом и
ужасающей быстротой большой ком‘ Золо-
Ta, OH распыливает по всем улицам мел-
кие пылинки, и делый день люди жадно
‘ловят, ищут, хватают их». Can

Желтый Дьявол — это золото, золото
в руках американских королей республи-
ки, миллиардеров Уолл-стрита.

«Капиталисты всех стран одинаково
прогивное и бесчеловечное племя, но ваши
хуже. Они, видимо, более глупо жадны Е
деньгам», -—— подчеркнул Горький в отве-
те на американскую анкету, ЕЕ

Желтый Дьявол — это насилие