Hepors Советского Союза — за мир,
Boar ли найдетея хоть олин непредвая-
‘Hi американец или житель Западной
Европы, кто, вступив на Нашу зем-
aw, He почувствовал бы этого здорового
мирного пульса жизни во всей атмосфере
страны: в плане реконструкция Москвы,
расечитанном на 25 лет, в плане лесона-
сазждений, охватывающих гигантекие степ-
ные районы европейской части Советского
Сэюза, для обеспечения высокой урожайно-
сти полей, в опытах академика Лысенко
но раюпроетранению ветвистой пшеницы, в
новых спектаклях Московского Художест-
зенного тезтра, в жизнерадостном, оптими-
стическом настроении граждан, в спокой-
ном тоне прессы, в звонких голосах детей,
‘которых теперь так много рождается в на-
тей отране — в знак утверждения жизни,
как ее самый прекрасный, самый обнаде-
хивающий символ.

Советское  тосударство — за мир, Kak
только может стоять за мир социалистиче-
ское государство, полное творческих пла-
нов, уверенное в своем будущем, государ-
ство, которое почти 40 проц. всех расходов
своего громадного в 415 млрд. рублей бюд-
жета 1949 тода вкладывает в восетановле-
ние и развитив народного хозяйства и
30 проц. — в культурные мероприятия:
оно обучает в 1949 году 40 млн. школьни-
ков и около 2 мли. студентов. ‘

Вот почему мы, деятели советской лите-
ратуры, искусств и науки, е особенным
чувством приветствуем здесь наших госте-
приимных хозяев — прогрессивных людей
Америки, явившихся инициаторами этого
знаменательного конгресса в защиту мира.
Я приветствую вас от имени нас. всех и
благодарю вае за гостеприимство.

Мне кажется весьма плодотворной
мыель, так ясно выраженная в декларации
инициаторов конгресса, мысль о том, что
важнейпим ключом к миру Во всем мире.
было бы улучшение американо-советских

А. ФАДЕЕВ
<>

период гражданской войны в 60-х годах
прошлого века. В тягчайший момент и
апо-

бы Росевя отклонила предложение
леона Ш о вмешательстве в войну в поль-

зу защитников рабства и сорвала интер-
венцию против Соединенных Птатов Аме-
секретарь Сюард

рики. Государственный
писал послу в Петербурге Влею о том, что

Соединенные Штаты  «замешкались в 0бза-
ведении друзьями» и что Россия является
исключением. так как «рано стала нашим

другом и неизменно оставалась им».

Идеи союза Соединенных Штатов © Рос-
сией усиленно пропагандировались
в американской прессе. Назову
«Нью-Йорк геральх». Из трех великих
держав, писал» эта газета, «Россия яв-
ляется той, которая проявила дейетви-
тельно дружеское и сердечное
к Соединенным Штатам». Назову брошю-
ру Бойнтона, вышедшую в Цинциннати в
1864 roxy. «Мы — болытая и сильная
нация, — писал Бойнтон, — Заключение
союза © Россией, кроме того, усилит Co-
единенные Штаты и приведет ‘к победе на
американском континентех.

Что же говорить о той симпатии, кото-
рую питали к освободительной борьбе
“Соединенных Штатов в 60-х тодах пере-
довые люди русского народа? Корифеи
русекой философия и литературы — ре-
волюционный демократ Чериьишевский и
его сдиномышленняки посвятили Этой
борьбе немало замечательных статей, про-
никнутых любовью в американскому н8-
роду. В рядах федеральной армии 60ро-
лись русские люди. Среди добровольцев,
пошехних иа призыв Линкольна в апре-
ле 1861 тода, был русский офицер Тур-
чанинов. который командовал полком о во-
лонтеров Иллинойса.

отношений, дотоворенноеть по крупнейшим
международным вопросам между двумя на-
ими больвими государствами — Соеди-
ненными. Штатами Америки и Советским
Союзом. Мы советские люди -— BO
веяком случае искренне стремимся к этому.

Недавнее предложение Сталина —  вели-
кого руководителя нашего государства 9
подписании Пакта мира между нашими
странами выражает это стремление ‘совет-
ских людей. Mu

Правда, есть на: свете люди и даже га-
зеты, которые считают признаком «отсут-
ствия свободы мнений» такое откровенное
и прямое выражение нашей поддержки,
т.-е. поддержки всеми советскими людьми
мирной политики своего правительства. Но
я хочу спросить, е каких это пор и кем
это установлено, что признаком «евободно-
то мнения» являются откровенные призы-
вы некоторых газет к новой войне, а
искреннее стремление к миру, которое под-
держивают все народы, в том числе, не-
сомненно, народы Америки и Советского
Союза, считается не свободным?

Свободна на свете только правда. И
прежде чем решать, кто более свободен на
‘свете’ надо честно решить, на чьей сторо-
не правда.

Мне, русскому писателю, может быть,
уместно будет напомнить, что добрые OT
ношения между нашими странами имеют
более давние традиции, чем отношения
плохие. Добрые отношения между наши-
ми странами начались еще со времен
боръбы Соединенных Штатов Америки за
свою независимость в конце позапронитого
века. :

Эту войну за независимость нали вели-
кий учитель Ленин считал «одной из’ тех
великих, действительно: освободительных,
действительно революционных войн, кото-
рых было так немного среди громадной
массы грабительских войн». Разумеется,
царское правительство в России не могло
‘сочувствовать освободительному характеру
этой войны. Однако различие в политиче-
ском строе не помешало этим странам уста-
новить  добрососедские отношения. Госу-
даретвенные интересы подвинули эти столь
различные по своему политическому строю
страны на сближение друг © другом, кото-
poe завершилось установлением диплома-
тических отношений между ними BO Bpe-
мена Томаса Лжефферсона. Что же ка-
еаётся прогрессивных кругов тогдашней
России, то они сочувствовали всей душой
освобождению Соединенных Штатов. Рус-
ский демократический писатель Радищев
даже воспел борьбу американцев 3a неза-
висимость в оде «Вольность». В этому же
периоду относится начало культурных свя-
зе между Россией и Соединенными Шта-
тами.

С той поры, если говорить об’ отноше-
виях между Соединенными ‘Штатами и
старой Россией, они оставались неизменно
дружественными, 3 все противоречия ме%-
ху ними, неизбежные в. истории диплома-
тических отношений между странами, He-
изменно решались мирным путем. Напом-
ню о благоприятном посредничестве Pac-
сии в так называемой «второй войне за
независимость». Напомню о мирном ype-
тулировании споров между Россией и Co-
единенными Штатами в 1824 году, korn
президентом Соединенных ИРатов был
Джемс Монроз, о договоре с Россией о тор-
товле и навигации Эндрью Джексона в
1832 году. :

Именно в эти годы американский писа-
тель Фенимор Купер, и сейчае ‚ любимый

ношами нашей страны, писал в «Евро-
нейских заметках американца», что «Аме-
рика связана в настоящий момент с Рос-
сией более практической и осязаемой бли-
зостью; чем с какой-либо’ другой евро-
пейской страной».

Не менее известны и дружеские отно-

шения России и Соединенных Штатов в

Выступление А. Фадеева на ‚ Конгрессе
деятелей науки и культуры США в защи-
ту мира.

«Литературная газета» выходит два раза

в неделю: по срёдам и субботам.

Принципы, ва Ебторых зиждились 9TH
благоприятные ‘отношения между двумя
етранами, столь различными по’ своему по-
литическому строю, были очень ясны и, я
бы сказал, вполне современны. Их выразил
президент Линкольн через русекого послан-
ника Стекля в письме последнего к мини-
стру иностранных дел Горчакову 6 июля
1863 года: «Мы веетда  ветречаемея на
почве, тде наши интересы тождественны,
— заявил мне господин ‘Линкольн, — &
именно на почве иностранного невмеша-
тельства. Этот принции был основой нашей
традиционной политики, и, невзирая На
переживаемый нами злополучный кризис,
мы решили придерживаться этого принци-
па во всяком елучае».

В конечном счете, если вернуться к иро-
блемам сегодняшнего дня, проведение этого
старого доброго принципа, провозглашенно-
го Линкольном, могло бы явиться решаю-
щим в установлении хороших отношений
между Соединенными Штатами и Совет-
ским Союзюм.

В езмом деле, было‘бы странно в наши
дни, когда Россия стала великой совет-
ской народной демократией и когда совет-
ский и змериканский народы вместе про-
ливали кровь против немецких нацистов,
претендовавших на мировое господство, —
было бы странно, чтобы два наших вели-
ких и сильных народа не нашли общего
языка в деле обеспечения мира между
всеми народами земли. Было бы странно
тем более потому, что вое крупнейшие
‘международные противоречия,

отношение

М МИРЕ! _

овото народа является, в частности, и с0-

знание того, что великие русские классики
ХХ века и начала нынешнего иекз—Лев
Толелой, Гоголь, Тургенев, Чехов, Максим
Горький — оказали в св0е время блато-
творное влияние на развитие некоторых
сторон американской литературы, что ху-
дожественная система Станиславского при-
меняется в театральных школах Соединен-
ных Штатов, что пьесы русских драма-
тургов занимали 806 место на театраль-
ных подмостках Соединенных Штатов
(особенно памятиа постановка «Вицинево-
го сада» и «Трех сеетер» Маргарет Вебстер
и постановка «Трех сестер» Кэтрин Вор-
полл, где она истолняла роль Маши). Ho
нана любовь к советской хультуре, к рус-
ской культуре предполагает уважение ко
всему передовому и прогрессивному, что

о создала культура других нафодов, других
и наций. На этом взаимном уважении и

любви зиждется дружба народов Советеко-
го Союза. Й отражением этого глубоком
уважения ко всему передовому и прогрес-

сивному, что’ создала змериканская куль-

тура, является тот интерес к американ-
ской хухожественной литературе, который
я имел возможность вам продемонетриро-
вать. . ite

Илея международной солидарности про-
трессивных сил не означает пренебрёже-
ния в национальному и культурному су-
веренитету разных стран, она далека 0
беспочвеннотмо  космополитизма, на деле
прикрывающего идею расового господства.

С удивлением довелось нам прочитать,
например, высказывания в вашингтонской
тазете «Стар» от 6 февраля по новоду
пресловутого Северо-атлантического пакта.
Газета считает Северо-атлантичеекий пакт
первым щагом в созданию «Соединенных
Штатов Европы». Она призывает народы
Европы «забыть национальную гордость»,
она третирует европейские страны co cTa-

рой многовековой культурой. «Англичане
потеряли в значительной стенени свою гор-
хоств», — самодовольно утверждает газе-
та. Франция об’является «самой тщеслав-
ной» страной в Европе и ей угрожают
«крахом», если она будет упорствовать в

проявлении своей национальной гордости.

Не знаю, кем был уполномочен автор
статьи, но он взял на себя смелость ска-
зать, что «краеугольным камнем в этом
здании (т.-е. в создании Северо-атлантиче-
‘ского пакта и последующих «Соединенных
Штатов Европы». — А. Ф.) является, ко-
нечно, Америка», и, по емо мнению, «гра-
ницы между странами в этом союзе B KO-
нечном счете будут иметь не больше зна-
чения, чем они имеют в Соединенных
Штатах»,

Мы, деятели советской культуры, в05-
питанные в духе уважения к напиональ-
ной культуре больших и малых вародов,
не можем не видеть в подобных пактах
покутения на национальный суверенитет
народов, растворение их национальной
культуры,
политики интересам корыстных людей ка-
кото-нибудь одного сильного государетва,
мечтающего о мировом господстве. В дан-
HOM случае мы, очевидно, имеем делю ©
проведением в жизнь расистевой тенден-
‘пни, провозглашенной Черчиллем в Фул-
тоне.

Говорят, что подобные пакты и блоки
создаются дфя того, чтобы пресечь агрес-
сию, якобы угрожающую со стороны Co-

которые   ветского Союза одновременно народам Ев-

теперь иные люди стараются представить ропы, Азии. и Америки. Ho достаточно

как неразрешимые,

народов и государств умело разрешали в   ЧТО эти разговоры

Тегеране, Ялте, Потсдаме, продолжая тра-
дицию дружбы, начавшуюся полтора века

тому назад и скрепленную кровью совет-

ских и американских солдат в прошлой
войне.

Меня часто спрантивают, каково OTHO-
шение советекого народа к американскому
народу. На этот вопрос мне легче всего
ответить, коснувшиеь той области, кото-
рая мне наиболее близка.

По материалам Веесоюзной книжной
палаты за время с 1917 года по 1948 год,
т.-е. за время сущеетвования новой Poc-
сии, в Советском Союзе были переведены
на русский язык и на другие языки про-
изведения 206 американских писателей (я
говорю здесь только о художественной ли-
тературе). Веего было издано 2.245 про-
изведений американской художественной
литературы общим тиражом 39.709 тысяч
экземпляров. Среди них книги Джека он-
дона вышли в количестве 11.164 тысяч
экземпляров на 29 языках народов Совет-
ского Союза, книги Эптона Синклера — в
количестве 2.951 тыс. экземпляров на 15.
языках, Сетон Томпеона — 2.268 тысяч
экземпляров на 21 языке; Марка Твена —
3.464 тысяч на 22 языках, 0. Генри —
1.618 тысяч экземпляров, Теодора Драй-
зера — 501 тысячи, Фенимора Купера —
452 тыеяч, КВолдуэлла — 290 тысяч,
Синклера Льюиса — 276 тысяч, Эдгара
Аллана По — 204 тысяч, Вашингтона Ир-
винга — 276 тысяч, Понгфелло — 195
тысяч, ‘Стейнбека — 375 тысяч, Vora
Уптмэна — 194 тысяч, Хемингуэя — 130

тысяч, Лэнгетона Хьюза — 119 тысяч. .

Таков интерес народа к американской

руководители наших   ВЗГлянуть на карту мира, чтобы понять,

идут из лагеря необ’-
активных людей для того, чтобы ввести в
заблуждение людей простых и неопытных.

В самом деле, разве Советскому Союзу
принадлежат военные базы, гигантекам
кольцом проходящие через Гренландию,
Иеландию, Англию, Португалию, Испанию,
Германию, Грецию, страны Ближнего и
Среднего Востока, через острова Тихого
океана, ‘Китай, Японию? Разве это совет-
ские вооруженные силы находятся в Гре-
ции, Египте, Транеиордании, Иране, Ин-
донезии, Въетнаме и других странах?

Вее эти факты говорят о том, что не
от. Советского Союза исходит угроза новой
войны, а 910 есть корыетные аюди в
различных странах мира, заинтересован-
ные в развязывании новой кровопролит-
ной войны. Но люди, развязывающие н0-
вую войну, должны помнить, что народы
не пойдут на новую войну, а если их по-
пробуют тащить насильно, народы мира
жестоко  покарают зачинщиков ‹ новой
войны,

С тем большей энергией поддерживаем
мы, ‘советские люди, стремление американ-
ского народа, выраженное устами его
профессивных деятелей, к миру, к YR-
реплению мира.

В мирном сосуществовании народов заин-
тересованы прежде всего простые люди,
женщины, матери, сыновьям которых вой-
на сулит гибель. Впрочем, в вовременных
войнах, как показал опыт прошлой миро-
‘вой войны, гибель в равной, если не в
большей, степени грозит женщинам, стз-

рикам и детям. Ибо, невзирая на страш-
ный урок’ истории, еще такой недавний,
великие открытия науки и техники вновь

литерзтуре, отражавшей в прошлом и отра-   Собираются обратить не на благо чело-

жающей сейчас жизнь американского на-
рода. :

Отсюда вы можете видеть, сколь ие-
справедливы представления,

pacupocrpa-
няемые не только некоторыми американ-
свими журналистами, но и офицпиальны-
ми инстанциями, будто советский народ
отрипает американскую культуру и вооб-

вечества, a на новое разрушение плодов
цивилизации и гибель новых миллионов
детей, женщин и стариков. Это прежде
всего говорит о том, что усилия людей доб-
рой воли в защиту мира должны быть
слиты с движением огромных массе про-
стых людей во веех странах мира в тех
же целях борьбы за мир и обуздания под-

ще стремится замкнуться в рамках. своей   Жигателей войны.

Да,

национальной культуры.

советекий

Да здравствует об’единение всех сил

народ исходит из той пепреложной исти-   Мира, независимо от национальных и pa-
ны, что все великое, правдивое и честное   Совых разаичий, религиозных и полити-
в искусстве вырастаст на наппональной   Чееких убеждений, против сил войны!

народной почве. Да, советский.

народ
гордится своей национальной культурой.
  Источником национальной гордости рус-

Адрес редакции и издательства: 2-й Обыденский пер,
международной жизни — Г 6 43 42, Ha

Да здраветвует дружба народов в их
борьбе за прочный мир!
За мир во всем мире!

подчинение их национальной,

уки —Г 6-39-20, информации — Г 6 44 82, отдела п

Мы собралиеь здесь со всех. вонцов зем-
ного тара для того, чтобы об’единить на-
пи усилия в борьбе против поджигателей
новой войны, угюжающей народам неис-
числимыми бедствиями, угрожающей
культуре, цивилизации, науке и иокуе-
ству — всем завоевавиям человеческой
мысли и творчества. Мы доджны поднять
на голос в защиту мира, и всем нам яс-
но, что борьба за мир — это ееть борьба
за прогресе, за творческий созилательный
труд, за демократию, за будулюе челове-
чества. :

В конгреесам, подобным тому, на кото-
ром мы присутствуем, с беспокойством и
надеждами прислушиваются многие мил-
лионы простых людей во всем мире.
беспокойством, ибо слишком откровенна и
агрессивна деятельность той кучки чело-
веконенавиетников, которая усердно и си-
стематически  тотовит новую мировую
войну. С надеждами, ибо от нае, людей
инлеллектуального творчества, ученых,
пиезтелей, артистов, общественных деяте-
лей, зависит многое в предотвращении
войны, в разоблачений сил агреесии, в
залщите мира. Но мы до сих пор еще дале-
ко не в должной мере использовали наши
силы и выполнили свой гражданекий долг
перед человечеством, перед историей.

А силы, которыми располагаем мы, но-
истине безграничны, ибо за мир высказы-
вается подавляющее большинство  челове-
чества — все люди труда и созидания без
различия пола, возраста, религиозных
убеждений, наций, цвета кожи. =

Исключительно велика роль Наша —
художественной интеллигенции — арти-
стов и музыкантов. бо всей силой должны
поднять мы наш голос за дело мира, прав-
ды, человечности, за будущее народов.
Нельзя в эти решающие этапы истории
отходить в сторону и тешить себя пустой
иллюзией, будто мы поставлены над,
жизнью, над схваткой. Нет, мы должны
вторгнуться в самую гушу жизни, чтобы
влиять на нее, на ее ход. Мы должны ит-
ти в ногу © прогрессивными силами чело-
вочества в первых рядах борцов за мир.
В этой борьбе мы должны участвовать
нашим искусством, его содержанием, идея-
ми, образами, всей его  пелеустремлен-
ностью. ;

Тактика врагов мирного содружества
народов овнована на всемерном стремлении
разабщить нас, посеять недоверие и подо-
зрения. Этой тактике, старой как мир, на-
хо активно и энергично противопоставить
волю к сплочению сил всей передовой
художественной интеллигенции мира. Мы
должны знать вею правду друг. о друге
для того, чтобы дружно отстаивать мир и
демократию и наносить сокрушающие уда-
ры поджигателям войны.

Я считаю своим долгом обратиться к
с’езду прогрессивных деятелей науки и
искусствь США © правдивым рассказом
0 нашей советской культуре, об искусстве
моей Родины.
чтобы развеять ложь, которую враги де-
мократии распространяют о стране социа-
  лизма. Это необходимо и для того, чтобы
  наши друзья и собратья по искусетву зна-
ли, ваких творческих идеалов придержи-
ваются советские музыканты в борьбе за
мир; прогрессе и ‘демократию. Со дня, ко-
Tia моя Родина ветупила на путь социа-
листичеекого строительства — 7 ноября
1917 года — искусство, в частноети му-
зыка, в Россини претерпело громадные ий
глубокие изменения.

Выступление Д. Шостаковича на
грессе деятелей науки и культуры США в
защиту мира.

Ты должны об’ед

Д. ШОСТАКОВИЧ
©

человечества государство взяло Ha себя
ответственность за состояние и развитие
музыкальной культуры народа. В оснуву
этого строительства положены лозунги на-
родного = искусства, демократического,
имеющего великую общественную Силу,
призванного воепитывать массы, поднимать
их культуру, сознательность, творческие
силы. боветекая программа музыкального
строительства базируеея на широко из
вестном высказывании Ленина: «Иекусст-
в) принадлежит народу. Сно должчо ух0-
дить своями глубочайшиии корнями в са.
мую толшу широких трудящихся
Оно должно быть понятно этим массам и
любимо ими. Оно должно об’единять чув-
ство, мысль и волю этих масс, подымать
из. Оно должно пробуждать в них худож-
ников и развивать их». На этом.пути му-
зыкальная культура в Советском Союзе
получила небывалое развитие и размах.

В современном искусстве, в том числе

Это необходимо для того,

в музыке, идет ожесточенная непримири-
мая борьба двух художественных мировоз-
зрений. Одно из них — резлистическое,
рожденное гармоничееким, правдивым И
оптимистичным видением мира. Это. миро-
воззрение прогрессивно, оно обогащает че-
повечество духовными ценностями.  Дру-
roe — формалистическое. Мы называем
формализмом искусство, лишенное любви
х народу, увлекающееся только лишь фор-

мой, отрицающее содержание, искусство,
порожденное патологически  нарушен-
HEIM,: пессимистичным восприятием

действительности, неверием в силы и идед-
лы человека. Это мировоззрение реакцион-
но нигилистическое, оно снимает музыку
с духовного вооружения человечеетва И
фактически ведет к гибели и вырождению
музыки как эстетической категории прс-
красного. В отрицании. современной фор-
малистической музыкой запросов широкой
аудитории, в полной утере национального
облика сказываются  отвратительнейшие
черты космополитизма, глубоко равнодуш-
ного к судьбам своего народа и всего че-
ловечества, сказываются вырождение и
опустошенность той псевдокультуры, кото-
рая лишена народной, национальной почвы.

Мы зовем прогрессивных музыкантов
мира к позициям реализма, как к основе
подлинного, ценного демократического ис-
кусства, способной восстановить исвусст-
во в его правах, как творчества эстетиче-
ски ценного, общественио полезного, прав-
дивого и благородного.

Миллионы людей и вместе с ними пере-
довые музыканты мира, если они глубоко
продумают проблемы и задачи  современ-
ной музыки, выскажутся против формализ-
уа, и борьба против формализма — это
борьба за подлинное раскрепощение твор-

ческих еил музыкантов, борьба за новый

расцвет музыки.

Современное резлистическое искусство,
продолжая и развивая традиции классиков,
будет еше более многообразным и богатым,
чем было реалистическое искусство прош-
лых энох.

Пусть не будут восприняты как не-
скромность те несколько мыслей, которые

хочу высказать 0 своем творчестве, 0
своих исканиях и стремаениях. Мне ка-
Heres, что если в прошлом A достиг в

Впервые в истории   отдельных произведениях некоторых усне-   веческое

хов, то произошло 91% благодаря тому,

Кон-  Что в этих произведениях я сумел устано- ренит HAM силы и послужит

ВИТЬ внутренний контакт с жизнью моего
народа. Во всяком случае. я стремился в

к тому, что художники,

Mace,

этих произведениях воплотить значитеть»
ные, человечные, прогрессивные, жизЕе-
утверждающие идеи; я стремился К языку;
выразительность которого была бы обще-
значима.

И. напротив, Когда в своих произведе-
ниях. в особенности в произведениях по-
слевоенных лет, я отходил от больших тем
и образов современности, я терят контакт
с народом и меня мостигаза нвудача: мои
произведения находили отклик лишь в у3-
кой среде изощренных музыкантов, но ue
встречали сочувствия в широких слуша-
тельских слоях.

Народ не мог оставаться равнодушных
OT Боторых он
myer . больших произведений, болыних
  творческих побед, погружены в мир мел-
ких суб’ективно-индивидуалистических пе-
реживаний. Известное постановление
Центрального Комитета коммунистической
нартии по вопросам музыки, осуждающев
появление формализма в советской музыке
и призывающее композиторов в борьбе за
реализм, за глубокое содержаниз, за па-
родность, богатство и ясность форм. — это
постановление явилось результатом и вы-
ражением требований народ».
большинства композиторов, Tak
это требование народа явихось чрезвычай-
но важным этапом в Моем творческом
развитин. Мои искания большой темы,
большого содержания, совершенного и 6e3-
ошибочно действующего музыкального
языка, я надеюсь, скажутся в ближайших
моих сочинениях. Меня порадовал уснех
моей музыки Ев Фильму «Молодая твар-
Дия». 2

Мне хотелось бы также сказать © том,
что за истекииий год, когда окрепли пози-
ции реализма и народности в
музыке, советские композиторы уже л9-
стигли некоторых существенных успехов,

инить наши усилия

И для меня

Появились новые имена талантливой, ищу-,

‘щей и живой молодежи. Появились новые
симфонические, кантатно-ораториальные и
камерные произведения, возвещающие пер-
вые успехи в воплощении значительных,
живых, гуманистических тем современно-
сти и в создании нового, богатого,  мело-
дичного и ясного музыкального языка.
Отан поборников реализма в музыке бу-
дет неизменно и с каждым днем расти и

крепнуть. Вееми силами, достулными. вам,

музыкантам, мы должны поднимать в на-
роде веру в разум и свет, красоту и ве-
личие человека. Гуманистическое и пере-
довое искусство мы должны противопо-

ставлять проискам реакции, сеющей чело-’

веконенавистничество, клевещущей на че-
ловека, представляющей мир, как пусты-
ню, а человека как бессмысденное и 3л9б-
ное животное.

Будем ширить нашу дружбу, дружбу
передовых деятелей культуры. Сплочек-
ные, мы неодолимы. Мы сумеем  выпол-
нить наш гражданский долг и поднимать
сознание народных масс против войны,
против варварекого изуверства. Мы долж-
ны заставить отступить и разоружиться
поджигателей войны. Народы никогда не
пойдут за ними.

К мужественным голосам народов мы
должны присоединить прекрасный и моту-
чий голос нашего искусства — за мир и
демократию.

Ни на минуту не забывая об опасности’
войны, будем последовательно разоблачать
силы = человеконенавистничества, будем
всемерно служить своболе и прогрессу,
Пусть наша борьба за мир, за жизнь и чело-

,

Дослоинотво, против войны,
  против смерти и варварства сплотит и уБ-
делу под-

линвого возрождения и расцвета музы-
кального искусства нашей эпохи,

На Конарессе деятелей науки
и культуры США в защиту мира

Более тысячи американских писателей,
поэтов и литературных критиков’ приняли
участие в заседании литературной севаии.
  Padora секции началась  обстоятельных
докладом профессора Гарвардекого универ-
ситета Маттисена 06 американекой гумз-
нистической литературе. С яркой речью о
долге писателя в борьбе за мир выетупил
американский писатель Ричард Бойер. Мы
не сможем обеспечить мир, сказал он, если
не преодолеем ту чудовищную ложь, ко-
торая проникает во все области жизни
Америки. Я не думаю, чтобы мы бмюгли
обеспечить мир до’ тех пор, пока мы не
откажемея от ‘идеологий фаниетског мра-
кобесия, которая утверждает, что коммуни-
CTH п русские — средоточие зла и что
поэтому их надо уничтожить. Эта клевета
рождает другую ложь — 970 те, к вы-
ступают за мир, — предатели, а те, ATO
замышаяет войну, — патриоты. Эта чу-
довищная ложь утверждает, что, когда Co-
ветский Союз предлагает разоружение, это
будаю бы представляет собюй шаг к войне,
во когда в США утверждается бютжет в
20 млрд. долларов на производетве орудий
массового уничтожения, то это якобы де-
лается ради дела мира.

Бюйер горячо призывал
писателей разоблачать эту
страняемую поджигателями
стрита.

С большой теплотой, продолжительными
Апледисментами было встречено выступле-
ние советского писателя лауреата Сталин-
ской премии П. Павленко, paccrasaamero
9 том, что делают для защиты мира совет-
ские. деятели искусства и литературы.

Со времен Пушкина, сказал Павленко,
русекая литерзтура всегда стаповилась на
сторону воего передового и прогрессивного.
33 31 год существования Советского госу-
дарства наша литература. публипиетика,
журналистика, наши театр и кино многое
добавили к благородным традациям, про-
никнутым идеалами мира и содружества

амзриканских
ложь, распро-
войны © Уолл-

` Никогда еще ‘наша работа не была оха-
рактеризована полнее и ярче. Да, мы инже-
неры-—строители, конетрукторы душ чело-
веческих. В наших силах сформировать и
вырастить поколение с тем мировоззрением,
какое мы хотим утвердить в жизни, кото-
рое мы считаем наиболее плодотворным для
будущего. Вели мы все, работающие в раз-
ных странах, об’единим свой усилия и
уточним общие цели и задачя, ничто не
сможет противостоять нам.

Воздух, которым дышит сегодняшнее че-
ловечество,—проедолжал Павленко, —насы-
щен идеями трудового содружества между
народами. Будем говорить о необходимости
мира для всего человечества, повествуем ли
мы 0 любви ила красоте, о семейном сча-
стье или веселых приключениях , путеше-
ственника. Мы не должны терять веру в
мир, ибо это значит потерять волю к миру,
& признать неизбежность катастрофы—зна-
чит перестать сопротивляться ей. Поэтому
ваш призыв К 0б’вдинению наптих усилий
‚В защиту мира находит среди советской
интеллигенции самое живое сочувствие, и
мы готовы лю конца сотрудничать в вами
в этом поистине великом деле. Мы не ечи-
Таем, что различие в политических взгля-
дах и религиозных убеждениях может нам
помешать в этом.

Будем беспощадны к игрокам чужими
жизнями, к тем, кто зарабатывает на вой-
нах ий теряет на мире, к тем, кто, ках Пон-
tai Пилат, всегда умывает руки перед
тем, как бросить ‘человечество в пучину
очередной войны. Давно стало истиной, что
народам войны не нужны. Народы не хо-
TAT воспитывать своих детей для того. что-
бы их умерщвляли во имя интересов како-
го-нибудь сумасшедшего политика. вроде
Гитлера или его восторженных продолжате-
лей, которых мы наблюдаем в различных
катиталистических государствах,

В ходе последовавшей дискуссии высту-
цили писатели, журналисты и научные ра-

между народами.

Вождь советекого народа И. В. Сталин
так охарактеризовал писателей:

«Писатели — инженеры человеческих
душ».

Оп сказал это 17 лет назад, на встрече
© молодыми литераторами у М. Горького.

ботники. Писатель Айра Уолферт заявил,

что он разделяет взгляды, высказанные
Бойером,

———————

Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
Редакиионная коллегия: Н. АТАРОВ, А.

А. КОРНЕЙЧУК.

14 (для телеграмм —Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — Г 6-47-41; отлелы: литературы и искусства — Г 6-43-29
нсем —Г 6:38 60, издательство — К 6-36 84, Г 6.45.45. `

м—————=—ы———ы—ы—ыы—ыыы—ыы—3—Ыыы—ыЫ—ыЫыЫыЫыЫыыЫыЫы——— И i}
Hit

Типография имени И. И. Скворцова, Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5,

О. КУРГАНОВ, Jl. JIE
М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. TBAPAOBCK MG.

Известный американский литератор Ал
орт Ван заявил, что он считает себя в
долгу перед Советеким Союзом не только за
ту роль, которую СОСР сыграл в войне
против фашизма, но и за его передовую
роль в борьбе за мир.

Писательнина Агнесса Смэдли призывала
писателей поставить свои таланты нА
службу народу и делу мира. «Ве забудем
никогда, — заявила она, — что никто из
нас не сидел бы сейчас в этом зале, если
бы миллионы русских ‘людей не отдали
свой жизни в битве с фашизмом».

Враткую, но полную страстной ненави-
сти к войне речь произнес молодой амери-
канский писатель Норман Мейлер.

ie

‹ * }

Вечером 27 марта Конгресс деятелей
науки и культуры США закончил свою
работу.

Заключительное ° заседание = конгресса
состоялось в переполненном зале «Валь-
дорф Асториа». В президиуме — органи“
заторы конгресса, ‘виднейшие  американ-
ские писатели, ученые, ‘художника, арти-
сты, иностранные гости, делегация деяте-
лей науки и культуры Советокого (01038
 в0 Главе с А. А. Фадеевым.

В течение трех дней делегаты конгресса
работали на’ пленарных заседаниях и 15
заседаниях секций: литературной, средств
массовой информапии (киво, радио, пе-
чать), просвещения, экономических и 60-
циальных наук. эстествентых наук, ис
кусств, мелипины, религии и этики.

Кюнтресе принял резолюция, призываю“
щие к борьбе против фашизма и разжига-
ния‘ новой войны. Создан Комитет деяте-
лей культуры и науки в защиту вееоб-
шем» мира. :

Этот комитет должен довести решения
конгресса до’ сведения американского на-
рода, правительства США и OOH a про
водить активную кампанию в защиту
мира.

Конгресс деятелей науки и культуры
США в зашиту мира закончился огрож-
ным митингом о в Мэдисон сквер гардене,
Присутствовало 20 тысяч человек,

SSS

БАУЛИН, Б. ГОРБАТОВ,
А. МАКАРОВ,

внутренней жизни —Г 6-47-20,

Как для

советской.