ШКОЛЕ

Колхоз «Красный Октябрь» © урбжаямл
ржи п 30 центнеров © токтера, с ферма-
ми, оборудованными автоматическими по-
илками и подвесной дорогой, а рядом —
слабый колхоз с низким урожаем м кры-
тыми соломой скотными дворами...

Колхоз «Трактор», за шесть-семь лет
превративииийся из отетающего в колхоз:
миллионер, п нелалеко от него Роговекий
В6лЯ0з, 34 76 же годы ставший отетающим
из ирепкого...

Откуда эти контрасты?

Мажет быть, у этих колхозов разные
земли, и разное солнце светит над ними,
и по-разному идут тучи над их полями’

Нет. Те же земли, то же солнце, те же
тучи.

Что же разное? Что решает вопрос?

Язучая истории и судьбы некоторых

волябзов, неизбежно приходишь к одному
ОТВЕТУ — Кадры, их сила пли блабоеть,
степень подготовленности.
‚На оснозании решения февральского
Пленума ЦА ВКП(б) Совет Минлстров
СССР издал постановление 09 организация
двухгодичных школ по подготовке руко-
водящих колхозных калров и пестимесяч-
ных курсов по переподротовке председа-
телей колхозов.

Эти школы колхозных вожаков — еще
один Нример заботы партии и правитель-
ства о деревне. Они свидетельствуют о том
внутреннем единстве,  котороэ
тород и деревню в советской стране. Они
становятся одним из тех путей, по кото-
рым уходит в прошлое противоречие между
торолом и деревней,

Мы-—на уроке животноводства в одной
из этих кол, в Горьковской области.

ee
в

Юзлоша в офиперском кителе, е радуж-

НОЙ ПОЛОСКОЙ орленских лент на груди, a
рядом © ним седоволосый человек в рус-
ской вышитой рубашке.

_ Молодая женщина в изящной блузке ©
Золотой Звездой, а рядом пожилая. колхоз
Waa, по-етаринке до бровей повязанная
платком,

Разные лица, разная одежда, но бро-
савтея в глаза одинаковое у в66х выра-
жение жадного и деловитого внимания, с
которым слушают рассказ педатога о
$10600 повышения удойности.

Рассказ окончен, и тотчас же повыпа-
лись вопросы. Они различны по содержа-
нию, глубине, культуре речи, но часто
начинаются одной и той же фразой:

— А как толковать такой случай из
Практики? ;

— Читал я, чю в Караваевском сов-
хозе корова Опытаица наддила за 13 лак-
таций 103575 литров молока, — говорит
пожилой омуглый человек. — Как pac-
толковать этот случай?

Вокруг коровы Опытницы из далекого,
не виданного никем из присутствующих
©0вх0за разгораются горячие споры.

Люди, обогащенные практическим опы-
том, жадно берут теоретические знания и
спешат как можно скорее сплести их ¢
ЖАВНЬЮ, торопятся иопользовать ‘их как
оружие в борьбе за пох’ем народного хо-
зяйства.

— Я считаю, чт наша школа — ato
школа первой важноети, — говорит Иван
Михайлович Быхов. Небольшой, мускули-
стый, быстрый в движениях, он похож Ha
мальчика, и трулво поверить, что за плё-
чами У него большая боевая жизнь.

МЬ Лет назад он, тогда еше юноша, ря-
довОЙ колхозник, сменил свою парную
свялку на кабель военного связиста. В
1945 тоду ой вернулея домой Tepoew Co-
petenoro Союза, зрелым и опытным бойцом.
Вернулся п не узнал колхоза.

— Похозяйничал в нашем колхозе пред-
седатель пьяница брайнов. У него в одну
весну пало 18 коней. Колхозный сал он
срубил на дрова, даром что мы

связывает.

КО

К

НЫЙ

Галина НИКОЛАЕВА,
Специальный корресповденят
«Литературной газеты»

>

лесу. И самое обидное то, что ничего ему
не было. Мало’ того, и сейчас работает
председателем соседнего колхоза имени
Тельмана.— Горечь и злость звучат в сло-
вах Быкова. Они умолкает, затем, словно
BCIOMHZB Что-то, говорит волнуясь. — До
учебы в школе я не видел, чло иногда
неверно работал, не понимал иной раз,
  TO Ito золоту ходим. Теперь многое про-
яенилось. Таж бы вот иной раз выскочил
из’ полы, побежьл бегом к себе в долхоз,
да заставил бы ве наново переделать.

С новой стороны освещает работу mxko-
лы Александра Ивановна Порозова, знаме-
нитая льноволка, Герой Социалистического
Труда, лепутат Верховного Совета СССР.

— У нас колхоз богатый. Мы на 6д-
HOM льне берем еотни тысяч. Агротехника
у нас на больнюй высоте. Некоторые,
сидя нё уроках, досалуют, что многое у
них не делается, а я сижу ‘и мечтаю, как
бы услышать что-нибудь новое’ относи-
тельно льна, что-нибудь такое, что у Hac
еще не проводится. И есть еще дорогое ка-
чество в налней школе — это работа пад
политическими вопросами. Руководящий
работник должен быть не Только ховяй-
ственных, но и политическим вожаком.

Порозова говорит неторопливо, остореж-
но выбирая слова, круглое молотов лицо
ве в пылной рамке русых кулрей ©ерьез-
HO, вдумчиво смотрят чистые карие глаза.

В ней чувствуется вожак, человек, при-
`зыклиий быть виерёди многих.

#*
? &

Вак выглядит, ка оснашена и обору-
дована школа, в которую деревня нпосы-
лает своих лучших людей?

Ола существует около полутора лет.
Директор ее Пантелеев и заведующий
учебной частью Юнубов сделали 33 это
время немало. Они сплотили хороший пе-
дапогиаеский коллектив, приобрели боль-
moe количество наглядных пособий, 909-
рудовали 6 кабинетов, хорошо организо:
вали учебный процесс... Но вее же школа
ше далеко не такова, какой она должна
быть.

Из-за недостатка помещения занятия
идут в двё смены, и до 9—11 часов вё-
чера нет в шЕоле места, где можно было
бы собрать собрание, устроить спевку x0-
Рового кружка, провести лекцию паи be-
седу. Е

В учебно-опытвом хозяйстве, которое
находится далеко от города, нет ни хо-
зяйственных поетроек, ни помещения для
учашихея. Нет учебников, соответствую-
щих программе школы;

Плохо проходит компаевтование.

Райнеюлкомы ‘обязаны направлять в!’
школу лучитих людей, имеющих опыт ру-
коРодящей работы в Колхозе, но зачастую
OHH равнолушно и формально относятея
Е этой своей обязанности.

Так былое, например, в Воскресенском рай-
оне. Руководители местного райисполкома не
любят лишних хлопот. Педвернужя пм,
под руку некто Морозов, его, недолго ду-
мая, и послали на учебу. :

А у него ни общеобразовательной под-
готовки, ни опыта руководящей работы,
ни интереса к учебе. Ничего, кроме жела-
ния «потулять в г0роде».

Вончилось тем, что Морозова — вскоре
исключили за нёуспеваемость и пьянетво.

He организовано в школе общение уча:
щихся © передовыми предетавителями ми-
чуринекой науки. С увлечением обсужда-
ют здесь рекорды коровы Опытнипы из ла-
лекого Вараваевекого совхоза и но знают
того, чо на расстоянии нескольках квар.
талов, в Горьковском сельскохозяйствевном

i

институте, работают мичуряняы, создаю-,

живем в овец.

щие новую породу высокопродуктивных

ЧИНА НИНА

нужды колхозов Горьковской

ские работники,
будут считать за
гости в эту школу.

И, может быть. случится даже так, 979.
в сти ‘в учащимся однажды
т. Трапезников.

Разве трудно было организовать встречу
учащихся с этими учеными? И разве не
было бы это впечатляющим, живым, близ-
RUM доказательством вилы мичуринского
учения?

Несомненно, чо все недостатки в рабо:
те школы вызваны трудностями начально-
го периода и имеют временкый характев.

У школы много доброжелателей и по-
MOMHEROB. ;

С помощью руководетва области многие
трудиости изживаются. Школа получила
большое здание и уже ведет в нем ремонт-
но-восстановительные работы. На учебно-
опытное хозяйство завезено больнее ко-
личеств® машин и нородиетото скота. Уча-
игиеся обеспечены ‘прекрасным общежи-
THEM, расположенным в центре города.

Многое уж” сделано и, может быть,
сделано было бы еще больше, если бы
иногда не прияодилось наталкиваться на
людей разнелушных и не понимающих
значения школы.

В числе этих равнодушных оказался
тот, на кого специальным решением воз-
ложена ` персональная ответственнкть за.
Школу, — заместитель председателя обл-
исполкома по сельскому хозяйству Тра-
пезников.

На бюро обкома ВЁИ(б) резко ЕРИТИико-
вали Транезникова за формальное отно-

шение к школе, особым решением потре-.

бовали от него обеспечить деловое руко-
родство комплектованием, строительством и
другими вопрорами.

С тех пор прошло много месяцев, & пе-
релома в работе Трапезникова нет.

Трапезников равнодушен к большому и
важному делу подготовки колхозных кад-
ров. Видимо, его не волнуют насущные
области,
дальнейшие успехи которых в какой-то

м6ре. связаны © работой школы.

Ho нана жизнь сильнее равнодушия от-
дельных работников. Партийные и созет-

ина руковолители области помогают пеколе
в вопросах строительства, денежных субеи-
дий, комплектования. Школа растет и бу-
дет расти.

В нео придут лучшие люди колхозного

села, и социалистический город даст ево-

ИМ Гостям все лучшее, что OH может

дать, — науку, ECKYCCTBO, высокую идей-

ность, большевистскую  пелеустремлен-
поесть; даст с тою щедростью, © тем раз-

махом, который свойственен коммунистам;
даст для того, чтобы через два года люди
колхозных полей ушли внутренне обога-
щенными и уневли свое вновь обретенное
богатство. в родные колхозы.

Образцовая постановка школы станет

делом чести всего города. В иколе будут
красивые, хорошо оборудованные аудито-
рий, уютные рабочие и клубные комнаты,

показательное учебно-спытное хозяйство.

знатные люди города — ученые, ста-
хановцы, руководящие партийные и совет-
писатели,  артеты —
честь приглашение в

пожалует

А, может быть, т. Трапезников придет

в школу © другой целью — on придет

позайуствовать этого огонька ‘у таких 10-
дей, как Порозова и е6 товарищи,

Tak или иначе, наперекор  равнодуш-
ным, руками энтузиастов и Новаторов,
наряду с аналогичными школами других
областей и краев горьковекая школа бу=
дет поднята на ту высоту, на которой
она должна стоять согласно своему прак-
тическому значению н чому. болыпому
политическому пдёйному емыслу, который
8 ней заложен.

Она становится одной из тех дорог,
которыми мы идём к коммунистическому
будущему.

1 ГОРЬКИЙ

Институт технического обучения металлургов

_ ДНЕПРОПЕТРОВСК. Пять лёт назад
в Днепронетровске был организован Инёти-
тут технического обучения рабочих черной
металлургии. Его задача — подготовка
квалифицированных кадров для металлур-
гических заводов Юга и Центра, :
Институт ведет большую издательскую
работу. Выпущены и разосланы  многочи-
сленные брошюры, рассказывающие о пере-
довомМ стахановском опыте лучших домен-
щиков, сталеваров, прокатчиков, литейщи-

МОЕ ОЕ ЕЕ ЕЕ БВУ Е ВОН ИЕ ИЕН СБОЕВ ЕЕ ВИНЕ ЕВ ВЯ ОВО ВО ВОИ ОВО РЕСИН евазолноненоеиа ЕВА ЕЯ НИИ НИ ВОНИ ОИ ВИН ОРВИ tt et eee ee eee повысив воний я

Е; КОМАР,

дважды лауреат Сталинской премий,
главный инженер завода «Электросилаь

ков, горняков. Эти брошюры помогли мно-
гим десяткам тысяч рабочих перенять ма-
стёрство передовиков.

В небольших книжках сделано техничё-
ское описание опыта крепильщика Криво-
рожского бассейна — депутата Верховного
Совета УССР С. Голубаря,. бурильщиков-=
депутата Верховного‘ Совета СССР.И. Ми:
трофанова и Я. Трояна, сталеваров-скорост-
ников: днепропетровца И. Невчаса, таган-

В. СОМИНСКИЙ,

кандидат технических наук,
доцент Технологического института

За содружество
науки и производства!

На завод приёхал профессор. Аккурат-
ный и точный Человек, он прибыл без.
опоздания и в назначенный чае поивычно-
размеренным голосом начал свою лекиию.

Странное чуветво возникло после лехк-
пий у слушателей. Казалось, было сказа-
80 866, ЧТо можно требовать; теоретиче-
ское об’яснение, необходимые примеры,
справедливые выводы. Но чего-т в лек-
ции нехватало. Чт0-то, на первых порах
н6об’яонимое, делало ee скучной, формаль-
вой, не пробуждающей светлых, творче-
ских мыслей. И потом уже стало ясно:
уважаемый профессор сумел обойти sce
практически важные вопросы. Его приме-
ры He раскрывали существа дела,

Мы невольно заинтересовалиеь биюгра-
фией профессора, заведующего одной из
спепиальных технических кафедр крупно-
то ленинградекого института. В 1925 го-
Ty, окончив среднюю школу, он поступил
в институт, прекрасно защитил дипломный
проект и был оставлен в аспирантуре.
Аотирантокая диссертация принесла учё-
ную степень кандидата технических наук.
Прошло еще лять лет, и молодой ученый

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
и № 28

мы

—

защитил докторовую диссертацию. В бяо-
графии профессора мы не нашли даже на-
мека на его производственную работу.
Нрофеесору уже 43 года, на висках
поярилась седина, а производетва он не
видел и видеть не хочет. Он уверен в
с6бе, своих знаниях и считает, что имвет
законное право преподавать в высшей
школе, воспитывать будущих инженеров,
обучать их специальной технологий и
вести дело на пройзводсетве,
_ Между тем, для подлинного содружества
науки и производетва необходимо, чтобы

научные работники глубоко понимали
законы производства, его организации,
структуры.

Уместно напомнить © творческих био-
графиях великих русских ученых Д. Мен-
делевва, А. Карпинокого A. Крылова,
И. Бардина, Д. Чернова, Н. Петрова й мно-
тих других. Веё они были постоянно свя-
заны с заводами. Все они десятилетиями
работали штатными работниками заводов,
обогашая производство своими творчески-
ми идеями и ‘черпая сами богатейший
материал дая научного творчества.

Можно назвать многле имена ученых
из числа наших современников, кто при-
шел в высшую колу С производства, He
нпорывая © ним тесной связи и поныяе.

ближе
Такой вопрос был бы просто неуместен.

рожца Г. Кузнецова, внакиевца В. Силе:
вина.

Сейчас в центре Днепропетровска начато
сооружение нового четырехэтажного здания
института. В нем разместятся методические
кабинеты, аудитории для курсов мастеров
социалистического труда, общежитие. Бу-
дет оборудована постоянно действующая
выставка новинок передовой  металлурги-
ческой техники.

Эти учёные гояд ли могут сказать, что
им — высшая школа или Завол.

Поучительна в этом смысле история а3о-
да «Электросила».

На зарё развития советской электро-
промышленности, послё окончания граж-
данской войны, завод представлял сбороч-
ную мастерскую, В ней собралась тогда

‚ Группа энтузиастов-машиностроителей. Из

этой трупики впоследотвии созлалея мощ
ный коллектив конструкторов-иоследова-
телей. Некоторые из конструкторов стано-
вились работниками высшей школы, ее
профессорами, но они продолжали рабо-
тать на заводе, и не как  конеультанты,
случайно находящиеся на предприятий, а
как работники, несущие определенную
ответственность перед заводским ноллёкти-
вом. Эти люди й положили основу высокой
квалификации конструкторов, инженеров
«Электросилых».

Сохранение и развитие традиций связей
высшей школы с заводом — одно из важ-
нейших условий, дающих «Электросиле»
возможность завоевывать мировые peKop-
ды в области тенераторостроения,

Научный стиль определяет лицо веёго
коллектива. Член-корреспондент Академии
наук ССОР проф. Костенко, проф. Алек-
cees, проф. Люттер, проф. Брюн, проф.
Касьянов и ряд других крупных специали-
остов считают завод своим родным домом,
так же как институтевую лабораторию.

В Ленинграде есть немало примеров
тавого же содружества. Им гордится завод
«Электрик», где много и упорно работают
член-корреспондент Акалехин наук СССР
В. Вологлин, проф. А. Алексеев и созда-
WT первоклассные сварочные машины.

Биогра

тьиу неба рубиновая звезла. Прожеклоры
щедрю плещут на каменный простор свое
сияние. В’ этот вечерний час из распах-
нутых ворот Спасской башни выходят
юноши и девушки. Это — комсомольцы,
делегаты ХГ ©’езда ВЛКСМ.

Какое своеобразие лиц, улыбок,  наре-
чий! Жизненная судьба этих людей —
одинакова: каждого заботливо вырастила
одна любящая мать — Родина; выюсто-
вал один чуткий и мудрый воопитатель —
Партия; каждого обучил бесстранию, 50-
ле, преданности своому наролу вбликай
учитель-наставник — Сталан. Большая,
счастливая судьба поколения!

Вот вышел из ворот высокий, плечиетый,
черноброзый юноша. Он остановился
неподалеку от мавзолея и вдумчивыми
карими глазами оглянулся вокруг — Ha
зеленые шеренги собен, как бы застывиие
в_ карауле, на вереницы мчащихся aBTO-

мобилей, на веселые, приветливые лица
москвичей, радостно вздохнул и, сч94-

стливо улыбаясь, крупными шагами пошел
в пальто нараспашку через всею площадь.

Вто он, этот парень? Откуда он при-
был? Вто послал его на сезд в Москву?

Это — осстинокий комсомолец Борис
Reroes. Bor его биография, вот его дела.

В предгорьях Малгобекоких гор прока-
тилась неслыханная весть:  Комеомольцы
из колхоза им. Сталина собирают пветоч-
ную пыльцу —= их не устраивает, ках
цветет кукуруза.

На плантации возле Алхан-Чургекото
канала появились звеньевые,  бритадиры
из окрестных селений. Это было отнюдь
не праздное любопытство: н» полях 06е-
тии выюовалея новый сорт кукурузы —
«белый зубовидный», — высокоурожай-
ный, засухоустойчивый.

° Приняв неблыханно дерзкое в местном
земледелии обязательство — получить по

сто центнеров ‘в тектара кукурузы,
`звеньевой  Кетоев  нё  уловлетворялея
общепринятыми агротехничес прие-

КИМИ
мами. ae
Весенней светлой ночью он прошел на’
свою плантацию, острой лопаткой срезал
несколько гладких плиток почвы, отвез их
в Лзауджинау. Он не покинул лаборатории
Северо-Осетинского  сельскохозяйственного
института до тех пор, пока не ‘выяснил
Bee физические и химические свойства
почвы, чтобы обеспечить в ней такой вод-
ный ий воздушный режим, какой необхо-
дим для благоприятного поступления пи-
тательных веществ к корневой слстеме
будущей кукурузы.

По вечерам над засыпающим предгорьем,
над голубыми плесами полвоводиото ка-
нала, над далеким, глухо ‘ревущим в. кам-
нях Тереком поднималась яркая южная
луна. Вепыхивала серебряная шапка не-
приступного Казбека. На колхозном стане
У Алхан-Чуртекого канала  поднималея
пахучий кизячный дым. С кетменями и
сапками на плечах Е костру подхолили
комсомольцы Лафик Мириков и Хазби Дзу-
каев, Венера Березова и Арчил Текенет-
‚вали — соратники Retoepa tio борьбе за
урожай. 4

Кукуруза — растение перекрестно олы-
ляющееся. Оно имеет мужекие и жен-
ские соцветия, расположенные ка одном и
том же стебле. В июле, в самую знойную
пору лета, на комсомольской плантации
стали дружБо зацветать крупные ©5реб-
ристые султаны. Но тугие, покрытые евет-
лыми листовидными обертками початки, в
которых находятся женские соцветия, еще
не раскрывалиеь и были недоступны опы-
лению.

Звеньевой Борис Кетоев, как и вое ком-
сомольцы звена, имеет законченное сред:
Hee образование. Знания помогли комео-
мольцам заметить эту несовнадаемость при
цветении кукурузы и подоказали правиль-
НЫЙ 61060б обойти опасность.

Борис Кетоев попросил товарищей ваго-
товить несколько  дюжин вместительных
бумажных пакетов. Звено собирало плодо-
носящую пыльцу, которая  разносилась
ветром, не попадая на женокие сопветия,
тотчас же после просыхания султанов,
вотда пыльца наиболее  жизнеспособна.
Потом оно опыливало ею свеже ‘векрыв:
шиеся початки. Семь дней потребовалось
На эту кропотливую и необычную работу.
Искусственное опыление плантации было
успешно проведено.

Й однажды возде комсомольской план-
тации остановилась незнакомая легковая
чатина, из нее вышлю несколько человек:

Ha «Электроатитарате» ведут работы проф.
Горев, проф. Залесский и другие,

Выдающиеся достижения ленинградеко-
го завода им. Сталина связаны с .мното-
летними традициями этого первого в стра-
не завода-втуза, где и теперь работают
и преподают профессоры и доценты,
Таков, в частности, начальник конструк-
Toperoro б10рю паровых турбин профессор
М. Гринберг. Он прежде peero конструк.
TOP, а затем уже профеесор.

Можно назвать имена таких ученых,
как члена-корреспондента Академии наук
СССР профессора 0. Ушакова, › неутоми-
мого борца‘ за внедрение пластических
масс, члена-корреспондента Академии ‘наук
CCCP Н. Качалова, уже много лет совме-
щающег работу в высшей школе с
должностью главного инженера одного из
заводов. т

Следует все же признать, что факты
эти не являются массовыми, Лишь очень
небольшое число предприятий в Ленин-
граде имеет в своем штате профессоров п
доцентов высших школ. Как ни странно,
способствует этому положению практика
Министерства выешего образования.

Министерство высшего образования
против т0го, чтобы работники высшей
школы состояли в штатах заводов, а за-
водокие работники, имеющие ‘ученую
степень, работали в выешей школе. Мини-
стерство вообще против «совместителей»,
не понимая, что совмещение профессором
или доцентом преподавания в высшей шко-
ле с работой на заводе должно быть’ пред-
метом всяческого поошрезия.

Министерств, — высшего образования

узаконило, пэ нашему мнению, неправиль-
ный порядок, разрешающий директорам
#

Федор МАЛОВ

фия делегата

т i С известное
Зепыхивает впаянная в  густо-синюю  профессор-растениевод Покровский, ДИРСК-   образное, редкое искусство, ‘не

тор Сельскохозяйствегного института до-
т Ильичев, сотрудник республиканской
селекционной станции Мелткова.

Борис Кетоев представил ученым свой
коллектив и рассказал о своей работе Ha
делянке. Стояла порё налива, но дни были
очень еухие, знойные. Борис Кетоев был
серьезно озабочен: не отразится ли сухая
погода на интенсивности палива верна?

Ученые посоветовали звеньевому  ипро-
вести легкай полив плантации.

С этого дня аккурстно раз в неделю
пнститутекая мазпина, появлялась на де-
лянке Кетоева: ученые вели сислематиче-
ское наблюдение ва плантацией. Так на-
чалось прочное содружество людей науки
и практики. Это содружество покорило при-
роду, заставило землю родить вдвое,
втрое, впятеро ‘больше того, что она даза-
ла раньше. Звено Бориса Кетоева сняло
п сто одиннадцать с половиной центие-
ров кувурузы © трех тектаров и получило
большой урожай этой же культуры ©
остальных тридцати трех.

(Советское правительство присвоило ком-
сомольцу Борису Ветоеву высокое звание
Героя Социалиетического Труда и награ-
дило его товарищей орденами и медалями.

Казалось бы, сделано все: урожай по-

Сохранить искусство
златоустовских граверов

Златоустовская гравюра на’ стали-—<свое-

нигде в мире, кроме нашей страны, Заро-
дилось это искусство более 130 лет’ тому
назад. Имена художников-самородков,
прославивиихся своими. гравюрами по. ме-
таллу — Бушуева, Бояршинова, Алексеева,
были известны в России и за рубежом,

Искусство их было высоко оценено в
нашем отечестве, В 1882 году на москов-
ской выставке златоустовская гравюра по-
лучила золотую и серебряную медали, в
1896 году — бронзовую медаль -= на вы-
ставке в Нижнем Новгороде, в 1911 го-
Ay — золотую медаль на выставке в Ом-
ске.

Искусство граверов по металлу достиг-
ло высокого совершенства в годы совет-
ской власти. Все ‘мы, граверы. Златоуста,
гордимся тем, что дар наш великому. вож-
дю народов, дорогоуу Иосифу Виссарио-
новичу Сталину ‘выставлен ныне среди
ценнейших экспонатов музея Революций.

Развиваться бы да развиваться гравер-
ному искусству в нашей стране! Есть кад-
ры, есть богатый опыт, есть страстное же-
лание прославить любимую Родину новы.
ми достижениями, у

Однако в последиее время  граверно-
художественный цех на нашем ‘заводе по-
чему-то превратили в подсобную  мастер-
скую. Нас заставляют делать различные
таблички —= «не курить», «не плевать»,
«нач. цеха» и т. д. Ведущие художники

`лучен, труд оценен. Но это не все, То, что
достигнуто звеном Кетоева, должно быть
достоянием всех  хлеборобов Осетии.
Звоньевой репает шовеети цикл лекций в
Воета- Хетагуровеком сельскохозяйственном
техникуме.

Леды и прадеды ИАетоева были  негра-
мотны. Они не видели своого будущего,
не видели тех горизонтов, которые откры-
лись их правнукам. Дед Бориса Алексей
Кетоев прожил 102 года. Он не спускался
в долину и никогда не видел ни одной
маптяны, a Ha полях внука работают слож-
нейшие ° свльекохозяйственные — орудия,
уборочные атрегаты, моторы. Отец Бори-
са научился у детей ставить одну букву
вместо подписи, а сын ero вббиравт мно-
тгочисленную аудиторию слушателей и под-
нимается на кафедру, вооруженный пере-
довыми апредомичеекими знаниями.

Он читал лекцию о планировании  про-
пзводетвенных процессов в колхозах,
бригадах и звеньях: наступило время,
когда в поле нужно выходить © разрабо-
танными до мельчайших деталей планами
и графиками, позволяющими строить ра-
боту ритмично, без случайностей и срывов,
Tak же, как при любом поточном пройз-
водетво в тяжелой промышленности.

Мы знаем, что в капителистических
странах для простого труженика не толь
RO научная кафедра, mo даже парта
средней школы недосягаема: батраку один
удел — работать от зари до зари, тиуть
спину на хозяина, на плантатора.

Только y нас, в стране строящегося
коммунизма, люди выходят HA труд, как
на праздник, и творческие возможности
человека в труде беспредельны.

Борис Кетоев — представитель новой
сельскохозяйственной интеллитенции, зна-
менующей ‘собой уничтожение грани меж-
ду трудом умственным и физическим.

Борио Кетоев живет в селении Чермен,
в невысоком узком домике с узорчатыми
занавесками на окнах, © традиционной в
этих местах деревянной галлерейкой, вы-
ходящей: на опрятный дворик. Стол в его
комнате загроможден учебниками, слова-
рями, справочниками.  Точеная ореховая
этажерка плотно уотавлена агрономиче-
свой литературой. Когда мы, месяц назад,
пришли к нему в гости, за окнами звене-
ла капель, в полях, освобождающихся
из-под снега, шумели ручьи. Звеньевой
Борис Кетоев трудился над последними
пройзводетвенными расчетами. В этом
году он взялся вырастить на десяти гек-
тарах по с пятьдесят пять пентнеров
кукурузы и снять на двадцати гектарах

по тридцать три центнера озимой птшени-

цы. Небывалая цифра для тех мест!

Новое поколение тружеников-преобраво-
вателей, прочно вооруженное передовой на-
учной мыелью и опытом, уверенно вету-
паст в свои права во всех отраслях на-

родном хозяйства.
усомольцы Северной Осетии

как

лузшего своего представителя послали Ha

c’e3q Героя  Социалистическо
звеньевого Бориса Котовва.

..Й вот он, строитель коммунизма,
выходи? из Кремля на Красную площадь,
НЗ площадь, откуда открывается великий
путь, который приведет нае в коммунисти-
Ческое общество.

ro Труда

циалистов сразу
после окончания инетитута, без производ-
ственного стажа. Такой порядок терпим,
да И TO ¢ оговорками, лишь для некото»
рых  гумавитарных и теоретических
дисциитин; для дисциплин же техниче-
ских оя вреден. В наших научно-исследо-
вательских — институтах, лабораториях,
конструкторских бюро есть немало работ.
НИКОВ, не имеющих ни одного часа про-
изводственного. опыта. Что конструируют
Эти люди, что за Проекты выходят из их
рук, что за технологические процессы они
предлагают производству — на горьком
опыте узнают многие наши заводы.

В свою очередь, руководители заводов
не склонны привлекать к работе в поряд-
ке совместительства работников высшей
школы. Нет нужды доказывать, что эко-
номия здесь  фиктавная. Достаточно
вепомнить известный рассказ академика
А. Н. Ерылова в его книге «Мон BOCILOMH-
нания» 0 том, как он в первый же день
своей работы на судостроительном заволе
окупил с лихвой годовой оклад, предложив
изменить порядок забивки свай.

Трудно переоценить значение содруже-
ства ученых с производством. Это могу -
Чая сила, способная продвинуть далеко
вперед промышленность по пути техниче-
ского прогресса.

В выспиих технических школах страны
работает подавляющее больпитиство наших
ученых. Нужно, чтобы значительная их
часть, в особенности Te, кто препохает
технические дисциплины,
онно связаны с заводами. И чем сжорее
такая связь будет достипнута, тем шире
откроется дорога для новаторства в тех-
HOKE.

ЛЕНИНГРАД.

были организаци-   лишний

студент

не имеют возмонзшости вести творческую
работу: они «загружены» срочными зада-
HAMM... по изготовлению вывесок.

Разумеется, такая работа’ не может
удовлетворить художников. С завода ухо-
дят молодые, способные граверы, которые
могли бы стать мастерами нашего искус-
ства. Ушли tr. Легошин, Яковлев, Ма-
ринкин, Дитинин. Администрация цеха с
поразительной легкостью рассталась с ни-
ми с молчаливого одобрения директора за-
вода тов. Киселева, который почти не
уделяет нашему цеху внимания.

Когда мы поднимаем вопрос о создании
соответствующих условий для работы ху-
дожников, дирекция постоянно ссылается
на Министерство  сельскохозяйственного
машиностроения, которое не дает, дескать,
соответствующих указаний,

Мы мечтаем о новом творческом расцвез
те нашего старинного искусства, расцвете,
который был бы достоин великой сталин-
ской эпохи.

Громадную роль в развитии художест-
венной гравюры по металлу сыграло бы
применение новейших достижений науки и
техники. Это заодно снизило бы наклад-
ные расходы и сделало бы нашу продук-
цию общедоступной.

«Искусство принадлежит народу», — ro-,
ворил В. И. Ленин. Старинное русское ис-
KYCCTBO художественной гравюры по
металлу должно стать достоянием народа.
Надо не только сохранить этот вид искус-
ства, но и всемерно развивать его!

Коллектив граверов-художников
Златоустовекого завода им. Ленина:

А. БОРОННИКОВ, М. ДОБРО-
ВОЛЬСКИЙ, Н. МОРОЗОВ, А. ГО-
ЛОЩАПОВ, Г. БЕРСЕНЕВ, М.
КРЫСИНА, И. ТОЛКАЧЕВ, М.
КРЫСОВ, А. ХАЛТУРИН,

и nee

Вот она, об’ективность
американской прессы!

В журнале «Америка» № 22 цапечатав
очерк «Анестезия — победа над болью»,
явно преследующий одну цель: у челове-
ка, прочитавшего его, должно остаться чув-
ство благодарности к американцам, кото-
рые подарили миру такое великое откры-
THe, как наркоз.

Возможно, что если бы этот счерк был
опубликован где-нибудь в странах Benn-
люкса, та там его так и восприняли бы.
На мы, советские люди, хорошо знаем фи.
SHOHOMHIO американских дельцов от науки.
И вот, читая очерк, мы видим, что,
стремясь показать главенствующую роль
американских ученых в создании наркоза,
редакция журнала «Америка» совершенно
умалчивает о работе’ русских ученых в
этой области и извращает общеизвестные
факты.

В очерке говорится, что 16 октября
1846 года считается официальной датой, с
которой ведет свое начало современное ис-
кусства обезболивания, так как, мол, в этот
день двое американских врачей произвели
операцию под эфирным наркозом. Между
тем широко известно, что если в Америке
и в других странах производство операций
под наркозом долгое время носило случай-
ный характер и систематически не изуча-
лось, то в России замечательные русские
ученые Н. И. Пирогов и А. М. Филомафит-
ский в том же 1846 году широко изучали
и применяли различные обезболивающие
вещества.

В декабре 1846 ода Н. И. Пирогов про-
извел сложную операцию (ампутация груд-
ной железы) под эфирным наркозом. Вы-
дающийся русский хирург’ испытывал эфир
на животных, а затем испытал его на себе
и пятидесяти добровольцах. 4 апреля 1847
года Н. И. Пирогов выступил в Академни
наук с научным обобщением своих массо-
вых опытов’ по обезболиванию. В том же
году Н. И. Пирогов опубликовал на раз-
ных языках первую в мире научную рабо-
ту, обобщающую обширные эксперимен-
тальные и клинические наблюдения над
многими больными, подвергавшимися  оне-
рациям под эфирным наркозом. В этой pa:
боте говорилось 6 влиянии наркоза на
организм, давались практические советы
хирургам, как применять обезболивание.
Н. И. Пирогов впервые в мире применил
наркоз в полевых условиях во время воен-
ных действий.

К концу 1847 года вели
вел более 700 операций под наркозом:
Вряд ли всё зарубежные хирурги вместе
взятые имели в’то время такой богатый
опыт,

А. М. Филомафитский в своей работе
впервые поставил вопрос о физиологическом
действии болеутоляющих средств, он ука-
зал на противопоказания к их применению.

Таким образом, Н. И. Пирогов и А. М,
Филомафитский были первыми в мире уче-
ными, экспериментально
свойства обезболивающих веществ.

В журнале «Америка» имена этих ученых
даже не названы.

Там ничего не говорится и о методе
обезболивания, который и в зарубежной
литературе вазывается «русским методом»—
о внутривенном гедоналовом наркозе.

Редакция журнала «Америка», поместив
статью «Анестезия — победа над болью»,

раз показала «об’ективность» и
«беспристрастность» лживой и злостно-нё-
вежественной американской прессы,

Г. ЕЛЬЯШЕВИЧ,

Днепропетровского меди
HE
института. ever

кий хирург произ-

исследовавшими ``