IHAMCHOC

Нам не забыть этой весны. Она при-
шла; ках триходит ставшая явью

самая
заветная, самая дорогая мечта, та мечта,
которой ты, вместе с другими, отдал годы

неисчислимых трудов, страданий и надежд.

Tor из нас, кто видел и пережил эту
великую веену, до конца своей жизни ве
не забудет. Он, старый советский солдат,
вспомнит залитую ласковым солнцем зем-
лю, гром канонады в голубом небе, мил-
лионы освобожденных людей. Он вновь
услышит их привететвениые крики и OnLy-
THT на своих губах солоноватый привкус
их радостных слез. На разных языках ми-
pa кричали они ему слово — спаситель,
целовали ого покрытую пылью шинель и
произносили ‘имена, понятные всем, —
Ленин и Сталин. Ош вспомнит. вое это и
скажет: я ме напрасно жил, я нес миру
очаотье, я был впереди ‘человечества.

Счаетлив художник, который был уча-
стником всего этого и запечатлел в своем
сердце самое заветное, самое дорогое. В
наших советских полках шли такие, тогда
еще неведомые нам художники. Среди
них был и минометчик Александр Гончар.

Читателям уже известны первые две
книги трилогии Гончара  «Знаменосцых.
(Сейчас опубликована ‘третья, последняя,
книга «Злата Прага».

Трилопия «Знаменосцы», согретая жар-
хим дыханием эпохи, предетавляет собою
поэтическое осмысление величественной
злопеи Отечественной войны.

Гончар отметает Bee второстепенное, су-
тубо частное, мелкое, и устремляет свое
творческое внимание лишь на то, что в
совокупности составляет сущность исто-
рического похода советеких полков.

Это отиюдь не значит, что герои трило-
тии лишены индивидуального облика. Мы
надолго залюминаем каждого из них, мы
видим их характеры, знаем их биографии,
Й, ви не менее, писатель намеренно под-
черкивает лишь те особенности своих ге-
роев, которые наиболее полно и обобщен-
HO раскрывают замечательный идейный
облик советского народа и рисуют пеихоло-
тию наших  солдат-победителей. Роман
«Знаменосцы» эпичен в самом лучшем и
выюоком значешии этого слова; В нем or-
сутетвует деление персонажей на главные
и второстепенные, и на первый план вы-
веден советокий народ — основной и
подлинный тей трилогии.

В свое время один из зачинателей co-
ветокой литературы А. С. Серафимович в
классической эпопее «Железный поток»
прекрасно нарисовал массу борющихся за
революцию людей. Между «Железным пото-
ком» и «Знаменосцами» пролетло четверть
века. И, сравнивая героев этих произведе-
ний, мы еще м еще раз убеждаемся в том,
как неизмеримо вырос напг народ в эпоху
ицпализиа и как далеко вперед ушла
наша страна.

Романом «Злата Прага» А. Гончар до-
стойно завершил свою трилогию. Здесь изо-
бражен последний ora великой войны,
дни, когда каждый советский солдат © 060-
бенной силой почуветвовал мировое значе-
ние идей коммунизма и с потрясающей
ясностью увидел свою роль в борьбе 3a
чудесное будущее человечества:

«Наши бойцы, — писал в эти дни
товарищ Сталин, -— воодушеваенные созна-
нием своей великой освободительной мис-
сии, проявляют чудеса героизма и само-
отверженности...»

Неведомый боец, имя которого в романе
не названо, говорит убежденно: «...не толь-
ко ненависть, a прежде всего любовь
двигает наши армии вперед... Тяжелая и
трудная любовь,  освященная нашей
кровью... Любовь ко всем угнетенным, ко
всем трудящимея людям на земле».

Это правильно. И подчеркнуть это мог
только художник, который по-настоящему
познал душу советокого народа и острых
взором проник в исторический емысл про-
исходящих событий. Гончар заметил поэто-
му и веселого старшину Хому Хаецкого,
который прошел на родине «академию со-
циализма» и «передает свой опыт» тем,
RTO еще только «за парту садится», и ка-
щевара Гритшпу, раздающего кашу голод-
ным мадьярам, и русекого солдата Creny,
паруизалвнего в лесах Словакии.

В романе «Злата Прага» мы видим ге-
ров; уже знакомых нам по первым двум
книгам  трилотии: тут и смелыи развед-
чик; «вечный солдат» Казаков, и отваж-
ный лейтенант Сагайда, и подполковник-
таджик Самиев, и Герой Советского Союза
майор Воронцов, и  знаменосец башкир
Вася Багиров:

Но это уже другие люди:

Александр Гончар. «Злата Прага».
«Новый мир», № 1, 1948 г,

они прошли

Роман,

Виталий ЗАКРУТКИН
oe
суровую школу сражений, обогатились

опытом войны, возмужали, неизмеримо вы-
росли духовно и в еще большей мере 060-

знали мировое значение и величие
Отчизны.
Если Хома  Хаецкий в начале похода

боится мин и Уверен, что каждая мина
«обязательно ввинтится ему в поясницу», то
в конце освободительного’ похода перед нами
уже ветеран-етаршина, который бесстраш-

цы идут

впереди

ные чешские девушки заплели Шуре ко-
сы, и, как невеету, убрали ее ‘цветами. И
в этот радостный день подлый  нацист
Убил девушку-победительнииу  предатель-
ским выстрелом в спину. Боевые друзья
похоронили ее в долине красных маков и
пошли дальше — вызволять золотой тород
будущего...
— Чистая романтика! — скажет сухой,
цечный  педант из ‘пюроды  эстет-
ствующих формалистов. — Проржавленным
перышком попытается ош рассечь живую
ткань поэтического повествования. Слиш-
KOM необыкновенные люди показаны нам
автором, — забормочет он, — «необыкно-

но руководит переправой, освобождает изрвенные до того, что мы перестаем им ве-

вражеских  застенков обреченных ‘На
смерть людей, учит новичков  солдатекой
мудрости и становится одним из лучших
воинов гвардейской минометной роты.
Таков же и Евгений Черныш, из не-
опытного юнца превративитийся в боевого
офицера, командира роты, таковы все дру-
гие герои книги. Даже недавно ставший
советским гражданином Ягодка, который
родился и вырос под гнетом румынских
помещиков, закалилея в горниле освободи-
тельной войны и, как бывалый солдат,
занимает свое почетное место в строю.

Поредела в боях славная минометная
рота. Многих не досчитывается она, но па-
мять 0 павших не исчезает в сердцах их
товарищей. Незримо присутетвуют в’рома-
не и те, кто погиб, не дожив до победы:
влюбленный в «красоту верности»  стар-
ший лейтенант Брянский, екромный; «ра-
ботяга войны» Иван Антонович Кармазин,
комсомолец Тай из Полесья, которому хо-
телось «всех приголубить» и который по-
гиб с голубыми васильками в руках.

Трилогия, — как помнит читатель, —
начинается сценой, когда следующий в
свою часть младший лейтенант Евгений
Черным,  миновав пограничный столб,
оказывается на румынской земле.  Гон-
чар повествует о боях наших войск в
Румынии, на Карпатах, в Венгрии и Чехо-
словакии, а заканчивает трилогию изобра-
жением марша советских солдат на ули-
цах Праги. Все действие  «Знаменосцев»
развертывается за’ рубежами СССР. Но об-
лик Родины озаряет весь роман от первой
до последней страницы.

Есть в «Златой Праге» одна сцена, ко-
торая наиболее убедительно раскрывает
кровную связь миллионов наших солдат с
Родиной. Гончар рисует трудный бой пол-
ка У дамбы, за рекой Моравой, когда по
флангам советских солдат ударили немец-
кие танки. И в это мгновение замполит
Воронцов приказывает вынести на перед-
ний край полковое знамя.

«Знамя несут!-— неожиданно  послыша-
лись в нбскольких местах радостные голо-
са. — Знамя .. Знамя!.. Словно цели-
тельный ток пробежал по утомленным ли-
цам, Раненые поднялись, стали на колени.
Все смотрели в сторону леса. Оттуда вы-
ходили, направляясь ирямиком через поле,
полковые знаменосцы...

..Тривыкнув видеть евятыню ножка в
голове колонны, телефонист надеялся и на
этот. раз увидеть за знаменосцами  колон-
ну боевого подкрепления. И странным ка-
залось, что она, эта колонна, не выныр-
нула из лесу за знаменосцами. Однако она
была! Взволнованный Маковей: в радост-
ном порыве как бы наяву увидел ее. Уви-
дел веех, кого привык ветречать под зна-
менами на Родине, на бурных демонстра-
циях, на всенародных праздниках: отцы и
матери, сестры и одноклассницы, пионеры
и учительницы -— все они будто в самом
деле шли сейчас за знаменосцами, спеши-
ли на помошь Маковею».

Так тема Родины органически входит в
трилогию Гончара, становится ее главной,
основной идеей, так она согревает образы
всех тероев этого глубоко патриотическо-
TO, взволнованного, чистого повествования.

0 ней, о светлой Родине, постоянно ду-
мают участники великого похода. И по-
тому не второстепенным мотивом, призван-
ным только оживить сюжет  повествова-
ния, звучит в «Энаменосцах» тема люб-
ви и верности, а гармонически входит в
поэтическое песнопение о любимой 0т-
чизне. 7

Трагична и прекрасна судьба девушки-
вховы Шуры  Ясногорской, невесты cTap-
шего лейтенанта Юрия Брянского. Подни-
мая солдат в атаку, Брянский умер с воз-
гласом: «За Родину!».

Шура Bo peel чиетое сохранила
верность погибшему другу. Вместе с гвар-
дейокой минометной ротой, которою еще
недавно командовал Юрий, прошла она
страдную дорогу жестоких сражений. Уже
взошло  сволнце победы, уже освобожден-

РНИИ

рить... Их никах не обвинишь в замкну-
тости, но иногда нельзя не упрекнуть в
навязчивости и мелодраматическом позер-
стве» (Б, Бостелянец, «Звезда», № 9,
1948 г.).

Цонимает ли этот литературный схолает.
что есть на земле нечто, о чем грешно
говорить иначе, чем сказал Александр
Гончар?

В тедии цвела сирень. И красные маки
ярко цвели на зеленых равнинах. Еще
не просохли темные пятна соленого пота
на тимнастерках наших солдат, еще не
умолкли громовые залпы последних сраже-
ний. Шли советские бойпы-победители в
цветах — миллионы людей, засынанных
сиренью, маками, васильками. Плачущие
женщины мокрыми щеками прижималиеь
к колючим солдатеким шинелям, детей
своих поднимали вверх, чтобы дети увиде-
ли тех, кто их спас. А когда в Праге, по
узенькой, узенькой троике, проложенной
среди бурлящего океана освобожденных
людей, медленно шли к площади Святого
Вацлава советские танки, их брони не
было видно за цветами. И алые с золотом
знамена горели над людьми, как зори сна-
стья‚и светило весеннее солеле, и опьяня-
ли запахом весны цветы победы.

Видел ли все это горе-критик? Нет, ни-
чего он не видел, не понял и не знает.

Честно, взволнованно, горячо  повест-
вует Гончар о той заветной минуте, когда
находящиеся впереди солдаты-разведчики
услышали долгожданный громовой салют
победы и увидели свой торжествующий
полк: :

«...Он был какой-то обновленный, TOD-
жественный, озаренный. Нал колонной,
развеваяеь в полете, ярко пламенело пол-
ковое знамя. Впервые за долгие месяцы
боев с него был снят чехол. Почему? По
какому поводу? Разведчики переглянулиеь,
He веря своим глазам, будто иепугав-
шись догадки, осенившей их всех одновре-
менно. Неужели наступила, наконец, та
минута?.,

А полк приближался, и развернутое
знамя пылало прекрасным пламенем.

..Разведчики бросились друг Е другу в
0б’ятья: 1

— Победа, товарящи!

— Победа!

Есть в Праге на Гибернской улице
скромный домик, в котором когда-то.бывал
величайший вождь трудящегося  челове-
чества—Владимир Ильич Лелин. В яивол-

ские дни 1912 года Ленин руководил здесь.

УЕ партийной конференцией большевиков.
Несмотря на страшные гонения, несмотря
на измену оппортуниетов, большевистская
партия сохранила тогда для будущих сра-
жений свое светлое знамя и свою органи-
зацию.

На последних страницах романа  Гон-
чар повествует о том, Rak к пражекому
домику на Гибернской улице одна за дру-
гой идут делегации прославленных  гвар-
дейских полков и дивизий — поклониться
памяти Ленина:

«Густо заторевиие, бывалые воины в 0р-.

денах и медалях, с венками и флагами в
руках поднималиеь за проводниками-чеха-
ми на четвертый этаж, на высокий ко-
мандный пункт гениального стратега ре-
волюции. Несли ему великий сталинский
рапорт, докладывали об исполнении его
заветов. Задумчивые, притихиие; е. пилот-
ками в руках отояли среди венков и зна-
мен, разглядывая отсюда самые далекие
горизонты истории, свое прошлое и евое
будущее».

В финале книги проходят перед нами
сталинские солдаты, несметное множество
воинов, знаменосцев нового мира.

Мы видим в колонне победителей Васю
Багирова, и юного Черньышша, и братьев
Романа и Дениса Блаженко,—все они ели-
лись с могучим потоком идущих в параде
полков, и судьбы их навсегда вошли в не-
измеримо великую, прекрасную судьбу Ро-
Дины, 3& которой, как за солнечным зна-
менем, идут к своему счастью народы

мира.

ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТИЕ J. H. СЕЙФУЛЛИНОЙ
СЯОвОПРИВЕТА

Двадиать семь лет прошло с тех пор,
как были налисаны ипёрвые повести J
Сейфуллиной, — свыше четверти века. А
весенней свежестью, первою люмвью 00-
веткой, чем-то неувядаемо дорогим веет
от страниц этих повестей. Они быти
живым оружием борьбы за советекую ли-
тературу, нокоторые из них по праву
вошли в ве золотой фонд, и светлое чув-
ство нового нашего советокого гуманизма,
пронизывающее эти Книги,
‚читателя и с6йчас, Kak десятки лет
назад.

охватывает ,

С первых шагов своих в литературе
Лидия Николаевна запомнилась и полюби-
лась нам не только как большой мастер
художественного письма. Ее книга и ве
устные выступления‘ говорят о неразрыв-
ном единстве писателя и гражданина, 0
пелостном характере художника, который
видит и изображает жизнь не бесотрастно,
не в отрыве от ве живого исторического
борения, а всегда © глубокой душевной
реакцией общественного человека, с прав-
дивой цельностью члена колаеклива, CO
страслностью патриота, не способного уйти

от общественных обязанностей, от своего
советского гражданского долга. .

Мы любим Лидию Николаевну Сейфул-
лину за её превосходную прозу, за ее
СИЛЬНЫЙ и сочный русский язык, за
струю неисчерпаемого оптимизма и бодро-
сти, которую она внесла в советскую ли-
тературу на самой заре ее становления,
и ва эту драгоценную для художника
цельность характера, единство нисателя
гражданина. Е
Мариэтта ШАГИНЯН

ЧЕСТВОВАНИЕ Л. Н. СЕЙФУЛЛИНОЙ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ ЛИТЕРАТОРОВ

2 апреля в Центральном доме литера-
торов состоялся вечер, посвященный 60-ле-
тию со дня рождения Лидии Николаевны
Сейфуллиной. Чествовать юбиляра собра-
лись писатели, ученые, работники искусств,
представители интеллигенции столицы.

Открывая вечер, Анна Караваева рас-
сказала о творческом пути писательницы.

Лидия Сейфуллина начала литературную
деятельность в те годы, когда только за*
рождалась советская литература. Ее! пер-
вые, произведения «Правонарушители», «Пе-
Ррегной», «Виринея», напечатанные в 1922—
1924 гг.. приобрели широкую популярность.
Они проникнуты подлинным  революцион»
ным гуманиамом и глубочайшей верой в
торжество социалистических идей.

Творчество Л. Сейфуллиной кровно свя-
зано с народом, горячее слово писатель-
ницы глубоко проникает в душу  совег-
ского человека. Отдельные ее произведе-
ния первиздавались Много раз. За свою

литературную деятельность писательница
награждена орденом Трудового Красного
Знамени.

Юбиляра приветствовали Н. Атаров,
Н. Замошкин, П. Нилин, академик А. Спе-
ранский, П. Чагин, А. Чаковекий и другие.
Они отметили болышую требовательность
Л. Сейфуллиной к своему творчеству, ее
постоянную заботу о молодых  писатель-
ских кадрах, вспомнили слова А. М. Горь-
Koro, назвавиего писательницу ‹ «челове-
чицей, влюбленной в литературу».
`° Многие из тех, кому помогала в творче-
ской работе Л. Сейфуллина, теперь стали
известными литераторами ‘и успешно про-
должают‘ дело, начатов писателями  стар-
шего поколения.

Народный артист РСФСР А. Горюнов
приветствовал писательницу от коллектива
театра имени Евг. Вахтангова На сцене
Этого театра в 1926 году впервые была по-
ставлена пьеса Л. Сейфуллиной «Виринея».

От имени писателей, начинавших лите-
ратурную деятельность в журнале «Сибир-
ские огни», выступила Н. Чертова. Л. Сей-
фуллина является одним из организаторов
этого старейшего в Сибири литературно-
художественного журнала.

Приветствия юбиляру прислали правле-
ние Союза советских писателей, коллектив
Московского Художественного академиче-
ского театра имени М. Горького, издатель-

ство «Советский писатель», издательство
детской литературы, ‘ редакции журналов
«Огонек» и «Крестьянка», ‘издательство

«Московский рабочий», Всесоюзный Дом
народного творчества им. Н. К. Крупской,
агрономы Курской области, писатели Мо-
сквы, Ленинграда, Новосибирска, Иркутска,
Свердловска и других городов страны,
Л. Сейфуллина искренно поблагодарила
собравшихся за оказанное ей внимание.
Артисты московских театров прочли от-
рывки из произведений писательницы.

‚ За маефиалистическое языкознание!

Творческое насл

В текущем тоду пополняется 15 лет со
дня смерти крупнейшего советекого уче-
ного академика Н. Я. Марра, основателя
советской школы языковедения; ;

Н. Я. Марр решительно порвал co ста-
рыми буржуазными традициями, © идеа-
листическим направлением в лингвиетике
И создал новую материалистическую ‘науку
о языке, исходя из маркеистеко-ленин-
ской методологии, основываясь на выска-
зываниях Маркса, Энгельса, Ленина,
Сталина по вопросам языка.  Определяю-
щими положениями для него были извест-
ные слова В. И. Ленина — «язык есть
важнейшее средство человеческого сбще-
ния» и клаосическая формулировка И. В.
Сталина — «язык — орудие развития и
борьбы».

Язык в своем пропехождении и развитии
теснейшим образом связан со всей трудо-
вой ‹ деятельностью человека, и 510 на
огромном конкретном материале прекрасно
показал Н. Я. Марр.

Советский ученый векрыл полную на-
учную несостоятельность и реакционность
«теории» так называемой «индоевропей-
ской» лингвистики о некоем едином «пра-
языке». Известно, что языки, ‘имеющие
некоторые общие признак, об’единяются
наукой в большие группы.   Буржуазные
реакционные языковелы ‘утверждали на
этом основании, что все языки каждой из
таких групи произошли от кажото-то, ре-
ально никогда не сушествовавиего единого
«праязыка», на котором говорил будто бы
мифический «пранарод», живший па толь
же мифической «праролине». Эта буржуаз-
ная пеевдотеория подготовляла почву для
тех реакционнейших расистоких бредней,
которыми охотно пользовались гитлеровцы,
& ныне — их духовные наследники —

американские реакционеры. «Индоевротей-

ская лингвистика, — писал академик Н. Я.
Марр, — есть плоть от плоти, кровь OT
крови отживающей буржуазной обществен-
ности, построенной на угнетении европей-
скими народами народов Востока их убий-
ственной колониальной тюлитикой».
Зарубежные буржуазные ученые изу-
чают язык OTOPRAHHO OF . HCTOPHH, от
классовой борьбы. Они интересуются
только формальными сторонами траммати-
ви. Разрывая язык и сознание, OHH, B
‘сущности, умерщвляют живую  человече-
скую речь. т :
Mapp подверг беспощадной

критяке
буржуазное языкознание.

Против идезлизиа Hl

Н. Я. Марру принадлежит исключитель-
Had по своему значению заслуга — по-
строение ва основах диалектического и
‘исторического материализма нового ученая
© языке. a,

Для Н. Я. Марра язык — прежде всего
общественно-идеологическая надстройка.

Рассматривая язык в историчееком раз-
витил, академик Н. Я. Марр всегда отме-
чал ем многообразные диалектические
связи < жизнью общества. Язык, по Мар-
ру, «отраженно воспроизводит диалектику
общественности», он являелея «мощным
рычагом культурного под’ема» и «незаме-
нимым орудием классовой борьбы».

Сотлаено марксистско-ленинскому учению
0 единстве языка и мышления, Н. Я.
Марр подчеркивает их теснейшую взаймо-
связь, их диалектическое единство ва про-
тяженит всей истории развития человече-
ской речи. -

Марр категорически возражает  проряв
утверждения о произвольном  отнынения
звуков к значениям слов. «Нет не только
слова, — говорит он, — но и ни одного
языкового явления... нет ни одной части-
цы звуковой речи, которая при возникно-
вении не была бы осмыслением». Даже
проетейшая звуковая единица  человече-
ской речи — фонема является «еоциаль-
но отработанным звуком».

Развитие всех языков мира, по Mappy,
отражает одни и те же общественные за-
кономернюсти, что обусловлено единством
общественно-исторического процесса.
сюда вытекает учение Mappa о едином
языкотворческом процессе и стадиальном
развитии всех языков мира. Под стади-
альным развитием языка Марр понимает
качественные изменения всей структуры
языка, зависящие от коренных сдвигов в
развитии производительных бил и произ-
водственных отношений в истории чело-
вечества. Ех учение 0 стадиальности в
корне подрывает реакционную, расистскую

концепцию буржуазных  языковедов 0
«праязыке».

Наука jaa Mappa была прежле’ всего
партийной. В своем выступлении  перэд

делегатами ХУ! е’езда ВЕП(б) Марр заявил
® своей глубокой преданности делу комму-
нистической партий  Ленина-—Сталина.
«Осознав фикцпию аполитичности, — гово-
рил ом, — и естественно. отбросив ее,
в переживаемый момент обострившейся
классовой борьбы я твердо стою... на евоем
посту бойца научно-культурного фронта—
за четкую генеральную линию пролетар-
ской научной теории и зА  тенеральную
линию коммунистической партии».

Не терия никакого примиренчества или
соглашательства в принципиальных вопро-
сах, ученый-большевик Н. Я. Марр смело
бросал вызов старому  мировосзрению.
«Борьба неизбежна на фронте не только
научных методов и теоретических поло-
жений, но и общественно важных  нроб-
лем», — товорил он и вел решительную
борьбу 0 всеми проявлениями реакциол-
но-идеалистической науки, призывая ak-
тивно включиться в эту борьбу и моло-
дую научную смену.

Берясь за создание и развитие подлинно
советского языкознания. Марр был всегда
глубоко самокритичен. В критике и само-
критике он видел мощный стимул разви-
тия И усовершенствования научно-теоре-
тической работы во всех отраслях знаний.
Непоколебимый борец за подлинную нау-
ку, основанную на принципах материализ-
ма, непримиримый враг всевозможных
реакциенно- итеалистических = построений.
акад. Н. Я. Марр всей своей деятельностью
увазывал тот путь, по которому должен

0т-

>
Акад. И. МЕЩАНИНОВ
©

Согласно материзлистическому учению
Марра о языке невозможно и принципи-
ально неверно изучать язык «сам по се-
бе», как это делает зарубежная наука.
Марр подходил к языку как к историче-
скому источнику, утверждая, что история
языка тесно связана с историей народа,
< развитием человеческого общества и
мышления.

Люди используют язык, все ‘его формы,
как важнейшее средство общения, как ору-
дие общественной борьбы. Следовательно,
нельзя изучать одну только мертвую
форму, нужно понять, какое социальное
назначение она выполняет.

Советский ученый-патриот был верным
проводником ленинско-сталинской напио-
нальной политики. Он хорошо понимал,
что, как учит товарищ Сталин, «период
диктатуры пролетариата и строительства
социализма в СССР есть период расцвета
национальных культур, социалистических
по содержатию и национальных 0 фор-
ме», что «развитие национальных куль-
тур лолжню развернуться с новой силей
® введением и укоренением общеобязатель-
ного первоначального образования Ha
родном языке».  Путеводной звезлой для
всей деятельности Mappa kak советекого
ученого служили великие илеи Ленина и
Сталина о всемерном содействии развитию
национальных культур народов СССР.

В нашей стране, благодаря мудрой на-
циональной политике партии Ленина—
Сталина, приобщены в мощному культур-
ному развитию десятки еще недавно от-
сталых народов. При активном участии
Н. Я. Марра и ето учеников более 60 на-
родов СССР впервые получили письуен-
ность на родных языках. Для них заново
созданы алфавиты, орфографии,  трам-
матики, словари и тТазличные  школь-
ные пособия. Вее Это содействовалю быет-
POMY росту национальных языков мното-

численных народов СССР и необычайному

развитию их литературно-художеетвенного
творчества. На языковедческой работе вы-
росли молодые кадры лингвистов, созданы
научно-исследевательские институты B
национальных республиках и областях
Союза. Таких условий нет в буржуаз-
ных странах, Die языки малых народов
всячески третируются.

АВРОРА АВИУА КАНАЛАМИ

ормализиа

=

Г. СЕРДЮЧЕНКО,

ORTOP филологазеских наук
>

иттл и сейчас каждый советокий ученый.

Ученики и последователи акад. Марра
в0 главе с акад. И. И. Мещаниновых
плодотворно развивают и дополняют зало-
женные Н. Я. Марром основы ‘советского
материалистического языкознания и доби-
лись значительных успехов.

Олнако большевистекий принцип пар-
тийности не стал еще. ведущим для мно-
гих советоках языковелов.

Только отсутствием” болыневистской не-
примиримости в чуждым нам линтвисти-
ческим взглядам можно об’яснить проняк-
новение в наши вузы, в том. чивле и в
Московский универентет, буржуазно-илдед-
листических и антипатриотических языко-
ведческих теорий. Слепое следование ©та-
рым догмам в науке о языке, популяриза-
ция идей зарубежного «социологического»,
«структуралистического» и других. чуждых
нам направлений, преклонение перед псев-
донаучными авторитетами из среды бур-
жуазных языковедов, игнорирование и да-
же третирование творческого наследия
акад. Mappa и лучших достижений совет-
ского материалистического языковедения, —

BOF что характеризует многие работы
акал. В. Виноградова, профессоров М. Пе-
терсона, A. Чикобавы, А.  Фреймана,

А. Реформатского и ряда других.

Примиренческое отношение к вредным
лингвистическим  конценциям проявляет
орган Академии наук СССР — «Известия
Отделения литературы и языка». На стра-
ницах этого журнала публиковались pa-
боты одного из зарубежных противников
материалистического учения © языке —
Куриловича. Здесь помещалиеь статьи
последователей школ реакционно-йдеалу-
стического толка, а также публиковались
материалы, содержащие принципиальные
отетупления от основных положений уче-
ния Марра. :

Эти материалы, принадлежащие сотруд-
никам института, который еозлано акад.
Н. Я. Марром и носит его имя, обобенно
ясно говорят о недопустимом положении,
наблюдаемом сейчас в деле разработки и
дальнейшего развития творческого наследия
замечательного ‘советского ученого. ‘Пора-
жает, в частноети, то, что именно сотруд-
ником этого института проф. Д. Бубрихом
натиеана историческая фонетика финско-
CO-CYOMH языка, построенная на принци-
пах старого индоевропейского  языковеде-
ния с признанием «праязыка» в качестве
иехолной позиции.

В ряде статей, опубликованных в самое
последнее время в «Известиях Отделения
литературы и языка Академии наук CCCP»,
делаются подчас ничем не прикрытые
попытки ревизовать учение Марра. Форма-
лизм, порочно-либеральное отношение Е
различным зарубежным пеевлоавторитетам и
фактическая солидарность е проповедуемой
ими теорией «праязыка» характеризуют
статьи А. Десницкой «№ вопросу о проис-
хождении винительного падежа в индоев-
ропейских языках» и «К проблеме ястори-
ческой общности индоевропейских языков».
Автор этих статей, вопреки ясным утверж-
дениям Марра 00 отсутствии в языке каких
бы то ни было неосмыеленных элементов,
опять-таки, следуя за зарубежными авто-
ритетами, допускает паличие в блове «ни-

чего не значащих фонетических  привес-
КОВ»,

едие Н. Я.

Советские ученые достигли больших
успехов в исследовании” великого русского
языка. Начато издание словаря  русового
современного языка и исторического сло-
варя, составлен большой орфографический
словарь, заканчивается работ» над науч-
ной грамматикой русского языка.

Развитие художественной литературы,
печати, радио, школы. отражается на на-

ней разговорной речи. Мементы сопиаль-

ного воздействия на строй языка выету-
пают в данном случае с особенной. яс-
ностью. Шюисходящие на ваших глазах
обогащение и перестройка словаря и грам-
матики языков народов СССР требуют ак-
тивного и внимательного — последования.
Изучение живых языков народов Coper-
ского Союза академик Марр считал обяза-
TCIBHEIM для всякого языковеда. Сам ов
никогда не отрывалея от ‘изучения живых
ЯЗЫКОВ. :

Буржуазное языковедение оставляет
синтаксие наименее разработанным. В
противовее этому Марр правильно утвер-
ждает, то в языке, как  необхолимом

средстве общения, прежде всего вылеляет-

ся законченное высказывание. ‘Слово вне
речи не существует. Синтаксие ясно вы-
являет смысловое содержание грамматиче-
ских форм. Здесь открывается’ петрокое
поле для теоретических исследований,
теснейшим образом связанных © насущ-
ными практаческими задачами школьного
дела, в особенности при имеющемся мно-
гообразии синтаксических стпуктур совре-
менных языков народов СССР.

Работа среди многоязычного населения
нашего Союза должна привлечь внимание
большого круга . советеклх лингвистов.
Межлу тем некоторые наши ученые, даже
из молодого поколения языковедов, неред-
ко еще занимаются кабинетными «иееле-
пованиями» с некритическим исполвьзова-
нием матерпалев буржуазных ученых, ©
возведением на незаелуженный пьедестал
дутых иностранных пеевдоавторитетов. (6
подобными проявлениями низкопоклонства
всегда решительно боролся Марр. —

Развернувшаяея сейчас критика й са-
мокритика в среде советеких языковелов
отеечет чуждые влияния, разоблачит вея-
кие попытки Тевизовать материалистиче-
ское учение академика Mappa.

Ренгительная борьба за партийность в
науке о языке укрепит позиции материл-
лислического языкознания и нанесет окон-
чательный удар по еще имеюлеимся
пережиткам чуждого нам формализма и
идеализма в языкознании.

В Науке 0 языке

На чуждых учению Марра пор лениях

‚ построена статья 1. Зиндера «Существуют

ли звуки речи?». Не очитая необходимым
исторически проследить образование в че-
ловеческой речи звуков-фенем, Л. Зиндез
фактически разрывает звук и значение
слова.
Н. Я. Марр веегла указывал на не5б-
ходимость тесно связывать историю языка,
определенные  стадли его развития ©
историей материальной ‘культуры и 06-
щества: В статье же’ А. Холодовича
06 итогах дискусени, проведенной Ин-

CTHTYTOM языка и мышления им. Н. Я. .

Mappa в Ленинтрае в 1946—47 то-
дах, это важнейшее требование  игнори-
руется. А. Холодович договаривается до.
утверждения, что для решения вопроса о
стадиальности в мышления п языке ло-
статочно обратиться к о «самому языку»;
Что «он один может ответить на вопрос
% стадиях».

Это утверждение порочно. Оно фактт-
чески совпадает е положением реакционной
зарубежной школы Ф. де-Соссюра © том,
Ч1ю «единственным и истанным об’ектом
линтвистики является язык, рассматривае-

мый в самом себе и для себя», т. е. вне
всякой связи 6 общественным развитием.

Редакция журнала равнодушно  отно-
CHTCH в подобным идвалиетическим извра-
щениям матерналистического учения акад.
Н. Я. Марра. :

Полным молчанием
диеокуссию moO книге «Русский язык»
акад. В. Виноградова, стоявшего на ме-
тодологичееки порочных позициях; В жур-
нале не нашли своего отражения вопросы,
связанные © диекусеией о Веееловском, в
частности, не вскрыта полнейшая пороч-
HOCTh попыток отдельных ученых BEIBO-
дить  материалистическое учение Н. Я.
Марра, 0 языке из буржуазно-либеральных
вонценпий коемополита Веселовского.

Представители нового учения о языке
во главе с акал. И.  Мещаниновым
успепено развивают идеи H. A.. Mappa,
в частности, проблемы синтакейса, следуя
в этом ‘прямым указаниям замечательного
ученого. Однако ряд важнейших вопро-
cop, разрабатывавшихся Марром, не полу-
чает сейчас дальнейшего развития —
вопросы словаря, семантики и материаль-
Ной культуры, языка и напии, языка п
класса, национально-языкового строятёль-
ства и ряд других. В упрек ученикам и
последователям  вылающегоея советского
ученого должна быть поставлена и совер-
шенно недостаточная популяризация его
творчества. Вот уже несколько лет, как
прекращено издание избранных работ
акад. Н. Я. Марра.

Известный об’ективизм и примиренче-
ство, отсутствие подлинной большевистской
критики и самокритики, забвение оеновно-
го принципа в науке — ее партийности,
наблюдаемые сейчас даже среди отдель-
ных сторолников и последователей школы
акад. Н. Я. Mappa, все это может лишь
содействовать активизации  резкционно-
илвалистических веяний в советском язы»
кознании.

Призыв академика Н. Я. Марра, обра-
щенный им в 1930 году к студентам
Ленинградского университета, —«Ни мало-
ДУШНого отступления, ни соглашательского
примирения», — остается и сейчас боевым
лозунгом всех советских ученых,

обошел журнал

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
Ne 28 3

or