К 100-летию 60 дия смерти Юлиз` бловацто1о

ВЕЛИКИЙ ПОЭТ

Два месяца назад я был в Польше, на
с’езле писателей. И я видел воодушевление
и подем, которым охвачен польский народ
в своем стремлении залечить раны войны,
я видел, как упорно и героически он про-
клалывает путь к социализму. В речах
выступавших на с’езде писателей, в их
беседах с нами я ощущал искреннее и
горячее стремление служить своим пером
тому великому делу, которое осуществля-
ет ныне польский народ.

После Мицкевича в польской литерату-
ре стоит имя Юлия Словацкого — вид-
нейшего поэта-гражданина, которого из-
вестный ховетокий критик Вацлав Воров-
ский называл «бурнопламенным демокра-
том».

Юлий Словацкий родился 23 сентября
1809 года в городе Кременце на. Волыни.
Отец ем, Евсевий Словацкий, преподава-
тель польской литературы был и пере-
водчиком и сам нисал поэмы. Мать Юлия
также увлекалась литературой. В ев доме
в Вильно собирались представители поль-
ской интеллигенции во главе с Мицкеви-
чем. Эта атмосфера способствовала ранне-
му проявлению литературного таланта
Словацкого. Он начал писать еще на
тимназической скамье, и первые его ли-
тературные опыты заслужили похвалу
Мицкевича.

Среди его ранних произведений
даются те, которые вдохновлены были
впечатлениями жизни Словацкого на

выде-

Украине, мотивами украинской народной
поезии, украинскими песнями и думами.
После окончания Университета Словацкий
в 1829 тоду переехал в Варшаву. Здесь
он создавал поэмы, в которых героями
были люди неукротимой страсти, высоких
порывов, стоящие вьишё окружающей их
толпы.

В 1830 году, в дни польского воеста-
ния, молодой поэт призывал к борьбе:

К оружию! К) оружию, нарол!

Как Феникс из пепла воскресни,

Из тьмы угнетенья вИеред,

Восставший народ! Пусть песня

Как в праздник гремит и поет!

Так поизывал Словацкий в написанном
им в те дни стихотворении «Гимн», та-
кими призывами проникнуты и остальные
етихи: «Ола к свободе», «Песня ли-
Товекого легиона», «Кулак». Эти стихи-—
живое свидетельство того, что только
евязь © делом народа, подчинение своего
творчества жизни и борьбе своего наро-
да —— единственный путь к вершинам
поэзии.

Идея национального освобождения Поль-
ти стала отныне основной темой всего ето
творчества в так называемый швейцар-
ский период, когда поэт, покинув Польшу,
сперва уезжает в Париж, затем-—в Швей-

царию.

В этот период Словацкий написал дра-
му «Корлигн», — отклик на польское вос-
стание“1830—31 года. В этой драме Сло-
“Balk показал бесплодность и обречен-
ность индивидуалистических устремлений,
столь характерных для многих участников
польского восстания.

В Швейцарии Словацкий создал драму
«Балладина», которую он сам считал
тучитим своим произведением. «Вея траге-
Дия, — писал он, — палюминает старую
балладу и нашисана так, как мог бы ело-
вить ее сам народ...»

Великая любовь поэта к своей земле и.

& ©806му народу породила эту причудли-
вую, исполненную торя и радости сказку,
овеянную трепетным дыханием польской
природы, евежестью и музыкальностью
поэтического языка. Народная поэзия под-
оказала Словацкому образ Балладины, взя-
THH из сказок о злой фее. И в этой драме
Словацкий говорит о бессилии человека

уничтожить вло, но он уже верит в побе-
ду добра...

ПОЛЬС

Степан ЩИПАЧЕВ
>

Патриотические чувства пюэта находят
еще более яркое выражение в стихотворе-
ниях, драмах и поэмах, которые он ©03-
дает после своем полуторагодовото путе-
шествия по странам Востока. Здесь, вдали
от родины, он еще сильнее, чем прежде,

ошущает свою безмерную любовь к род-
ной земле, свою неизбывную тоску по ней.

Стоя у гробницы Атамемнона и уходя
мыелью к далекой истории Греции, к ге-
oH думал о

роическим делам ее сынов,

судьбе своей родины, о путях ее борьбы
за свободу. e

И не только стремление к борьбе крен-
нет в эти дни в душе поэта, но и вера
в победу своего народа. Эту мысль он
ярко выражает в стихотворении «Разговор
с пирамидами».

Словацкий по-новому понимает при-
чины поражения польского восстания.
Ему становится все яенее, что шляхта по-
губила дело борьбы за свободу, что победу
в этой борьбе мог принести только тру-
довой народ.

В своей влохновенной поэме «Ангелли»,
написанной поэтом ‘после возвращения из
путешествия m0 Востоку, Словацкий,
по собственному определению, дал «поэ-
тическое изображение раздора  эмигра-
ции». Словацкий сталкивает здесь две
враждовавшие части польской эмиграции—
аристократическую во главе < князем Чар-
торийским и демократическую, возглав-
лявиуюся Изахимом ЧЛелевелем. Словац-
кий противопоставляет арлетократу про-
стого солдата  Скартабеллу. Словацкий
становится на сторону простого солдата и
в нем видит живую силу народа. Эту же
мысль он выражает дальше в поэме, когда
на знамени рыцаря, возвещающего о вое-
стании и победе народа, OH пишет три
отненные буквы-—«ЛЮД», что значит на-
род.

В этот периюд Словацкий создает свои
лучшие произведения — поэму «Беньез-
ский», к сожалению, им не законченную,
и самую реалистическую из ето драм —
«Фантазий». В двух этих произведениях
нашли евое наиболее яркое выражение де-
мократические взгляды Словацкого и его
реалистические  творческле устремления.

Николай ТИХОНОВ

_Аарло Чеюизволите.

Ето зовут траф Карло Сфорца. В 1921
году, когда Муссолини начало своп фаши-
стекие бесчинства, «убежденный респуб-
пиканец» Сфорца способствовал его побе-
де на выборах, Как только Муссолини за-
хватил власть, Сфорца поспешил ormpa-
вить ему письмо, в котором, между про-
чим, писал: «Всей душой надеюсь, что
ваше правление будет долгим и ечастли-
вым, — если бы оно было коротким, это
было бы несчастьем... (Я чувствую себя
обязанвым показать, что не только ничего
не имею против вас в душе моей, но что
хотел бы сотрудничать с вами... Если бы
условились о директивах, я был бы готов
принять на себя любую обязанность, если
ваше превосходительетво изволит».

Муссолини «не изволил». Сфорца вы-
шел в отставку с поста министра пно-
странных дел Италии. И вот. он во Фран-
ции, где декларирует, что «его душа ан-
тифалиста не может позволить ему быть
предетавителем правительства,  нарушив-
шего конституцию».

Францию захватили орды Гитлера. Мы
видим Сфорца на пороге тосударетвенного
департамента ОША, сначала в позе орато-
ра-—‹я первым восстал против фашизма,
в 10 время, как мне предлагали золотые
поры, чтобы перейти на ето сторону», —
в потом в позе смиренного просителя.

Обращалея ли он к главе этого депар-
тамента с письмом («если бы условились
в директивах, я был бы готов принять на
себя любую обязанноеть, если ваше пре-
восходительство изволит») или на словах
изложил свое желание быть атентом аме-
риканокого капитала, мы не знаем, но он
им стал.

Жолесо истории вращается © большой
быстротой... Сфорца опять в Италии, заня-
той американцами. Ему поручается чистка
правительственных учреждений от фати-

s

рольд Макмиллан предупреждает. ето: «Что
Басаетея чистки, то она в Италии не
должна зайти слишком далеко».
Макмиллан мог не беспокоиться. Сфор-
Ца хорошо усвоил, чего хотят его хозяева.
Он служил им за страх и за совесть п
даже удостоился похвалы бывшего заме-
стителя государственного секретаря США
Елейтона и адмирала Леги, которые за-
явили; «Италия может быть уверена в
поддержке со стороны США, пока ею
управляют люди, подобные Сфорца».
Сфорца снова миниетр иностранных дел.
Он стар, лые, затянут во фрак, иезуитеки

скрытен, ганготерски откровенен, в нена-
висти к людям труда,  тщеславен
и глуп. Франческо Фрола, написавший

книгу, где прямю говорится, что Сфорца—
агент американекой разведки, выразитель-
HO озаглавил ее: «Отарый дурак и его ку-
МОВЬЯ».

Но этот столь лестно охараклеривован-
ный итальянским автором престарелый
дипломат-иезуит, кроме того, большой не-
тодяй по отношению к своему народу. Все,
что предписывает Уолл-стрит, он  испол-
няет в точности, как отлично вышколен-
ный лакей. «Млан Маршалла», по его сло-
вам, явился «даром божьим» для Италии.

Сейчас наютали сложные времена для
предателя и агента. Италия, поставлен-
ная на грань разорения и нищеты, долж-
на быть, по требованию поджигателей
войны, сдана связанной в лагерь мировых
заговорщиков. Выполнение этой задачи
было возложено в первую очередь на
Сфорца.

Вот как действовал этот прожженный
старый политикан., 23 февраля, на прямой
вонрое © предполагаемом участии Италии
в Северо-атлантическом пакте, заданный
Ненни, он туманно ответил, что устанав-
ливаетея только контакт п что правитель-

слеких элементов. Вице-председатель Co-
юзной контрольной комиссии в Италии Га-

«Литературная газета» выходит два раза

в неделю: по средам и субботам,

ство своевременно информирует 06. этом
парламент, ;

КОГО. НАРОДА

В этих прюизведениях сильно сказалось
также благотворное влияние русокой лите-
ратуры. Устами одного из своих героев
поэт . выражает  еочуветвие восстанию
декабристов.

В поэме «Беньевокий» с особенной пол-
нотой выразил Словацкий свое отношение
в народу, свою связь © ним: «Когда он
захочет любить, я дам ему лебединые го-
лоса, чтобы он воспел любовь свою; когда
он захочет проклинать — через меня бу-
дет он посылать свои проклятия; когда он
захочет пылать — я буду разжигать в
нем пламя... Moe знамя никогда не пре-
дают его, днем, -как солнце, а ночью, как
факел, оно будет озарять его путь».

В этой поэме, где, несомненно, сказа-
лось влияние «Евгения Онегина», Сло-
вацкий выразил и свое отношение к рус-
ской литературе, посвятив ей несколько
строф. Он говорит о прекрасном языке ее,
сверкалощем бриллиантами, особенно у

о Лермонтове, которого. преследуют. гонения
царя. т

Поиюлине высокой поэтичности доетига-
ет Словацкий в поэме «Беньевокий». «Ёлто
рептитея писать стихи после него!»—вос-
кликнул поэт Сигизмунд Красинокий по-
`сле прочтения этой поэмы.

Врасннекий был одним из немногих co-
временников Словацкого, который высоко
ценил его талант и считал его великим
нациюнальным поэтом. Шо когда Врасин-
ский опубликовал свои «Три псалма», в
которых он воспевает польскую шаяхту,
Словапкий адресовал ему свое негодующее
етихотворное послание. р

«Что ж ты струсил, сын шляхетский!»—
говорит Словацкий певцу польской ари-
стократии и гневно предупреждает, uve,
если он и ето друзья захотят сталь ще-
градой на пути народа, то: «Мы святые,

мы молодые, в зорях и молниях станем

поперек твоей  Хароновой ладьи, полной

трупов!» :
Весть 0 революционных событиях.

1848 тода пробудила в Словацком борца
за свободу. бн организует в Париже Cow3
молодежи, затем уезжает в Познань для
участия в Теволюционных событиях. Но
из-за преследований полиции поэту. при-
шлось снова возвратиться в Париж, где
он и умер 3 апреля 1849 года.

Для передовых поэтов Нольши Словац-
кий всегда был поэтом, елово которого 30-
вет к борьбе за выеокие идеалы человече-
ства.

В демократической Польше, где новая
культура становится. достоянием пвироких
народных Macc, высоко чтитея имя Юлия
Словацкого.

Перечитывая лучшие произведения Сло-
вацкото, новый польский читатель, торже-
ствуя, видит собывшимся то, о чем мечтал
великий поэт,

В нашей стране творчество Словацкого
привлекалю и привлекает внимание и чи-
тателей, и поэтов, и театральных деяте-
лей. В 1919 тоду первая студия Москов-
окого Художественного театра поставила
драму «Балладина», Режиссером спектакля
был гений русского театра В. Станиелав-
ский.

В настоящее время, в ознаменование
столетней годовщины со дня смерти поэта,
полготовляетея  двухтомное собрание ero
сочинений на русском языке.

Лучшие произведения этого
ного мастера поэтического слова, произве-
дения, проникнутые духом патриотизма и
демократизма, находили и найдут заслу-
женное признание советского народа.

В течение первой половины марта он
несколько раз публично, но осторожно вы-
сказывалея в том смысле, что, мол, Ат-
лантичеекий пакт направлен якобы Ha
«укрепление дела мира». Он сладкоглас-
HO распевал о том, как идиллически 0-
стоит дело: «Не нужно никаких omace-
ний... существует только желание, чтобы
наши дети не переживали болезней и го-
лода».

Но вот после мирных нот зазвучали
пругие. На дискуесии в сенале 21 марта
Сфорца, обнажив собачьи клыки, зарычал
на оппозицию: «Присоединение к Атлан-

идя по которому Италия обеспечит cede
упр и безопасность... Эта
явится для Италии источником её эконо-
мического восстановления». Ему кричали
с мест: «Вы итальянец или американеп?»

Вее темное становилось ясным. [о еще
нехватало самого последнего звена в этой
цепи обмана и провоканпии. W 22 марта
Сфорца окончательно  саморазоблачился.
Он признал в сенате, что Атлантический
пакт «завренляет раскол мира на две ча-
сти», он заявил, что булто бы «Италии
  нет другого пути», чт ООН «не оправла-
  ла возлагавитихея на нее надежл».

Сфотца вместе с другими американеки-
ми министрами итальянского кабинета, вы-
  полняя свою службу, накидывал аркан на
шею своем народа и пюследним актам —
приложением печати должен был ское-
пить это беспримерное в истории преда-
тельство,

На пресо-конференции 2 апреля в Ва:
шинетоне, куда он прибыл на церемонию
подписания Атлантического пакта, Сфорца
уже не говорил о том, что это детище Чер-
чилля и ео американских учеников тед-
ставляет с0б0й сплошной мир и благоден-
ствие. Нет, он цинично заявил, что, если
Италии дадут колонии обратно, он может
«их вооружить так, как нужно» и пере-
дают базы, там находящиеся, как «частич-
ный вклад по Атлантическому пакту», что
«желательно, чтобы и Испания примкнула
к пакту, что Италия располагает доеталоч-

ным количеством вооружения (читай, за-
везенного Америкой. — Н. Т.) и что она

междуна

Пушкина. Словацкий сочувственно говорит’

вдохновен-

тическому пакту—это единственный‘ путь,

уверенность

В столише США, там, где главная
сворь поджигателей войны тайно и явно
тотовит заговор против мира и выналии-
вает планы новой войны, подписан по-
зорный документ — Северо-Атлантический
пакт.

Теперь денно и нощно на веех языках
англо-американокая пропагандистокая  ма-
нина кричит о том, что будто бы этот пакт
‘имеет невинвый, оборонительный характер
и несет мир и блатоденствие народам. 06
этом лицемерно заявил в своей речи Тру-
мон, эту же ложь друг за другом повто-
ряли министры двенадцати стран, прило-
жившие свои подписи к черному’ пакту
поллюигателей войны.

Тактика агрессоров и ‘их пропагандиетев
проста и примитивна. Они несчетно повто-
ряют одну п ту же ложь в расчете Ha то,
что кто-нибудь поверит. Олнако агрессив-
ный характер Северю-Атлантического пак-
та очевиден для’ всех. Он является след-
слвием и выражением агрессивной внешней
политики ‘англо-эмериканоких поджигате-
лей войны, строящих планы развязывания
новой атрессии п насильственного осуще-
ствления мирового господства.

1. Северо-атлантический пакт
и планы мирового господства

Бредовые ‘идеи мирового господотва вы-
нашивали в свое время Гитлер и его сообщ-
ники по международному разбою. Теперь
эти сумасбродные идеи обуяли правящие
круги США и Англии,

Идеологи и трубалуры агрессии начали
проповедываль «историческую миссию»
США и планы установления англо-амери-
канского мирового господства почти сразу
же после окончания войны. Даже
в официальных документах и речах руко-
водящих деятелей ОША и Англии таки
бъет через край эта навязчивая идея.

В изданной в 1947 году официальной
бролтюре госдепартамента США под 3aro-
ловком «Американекая внешняя политика»
подчеркивалось, что Соединенные Штаты
поднялись «на положение выдающегося
руководителя в мировых делах».

Один из матерых поджигателей войны
Джон Фостер Даллес еще в 1945 году зая-
вил на заседании ассоциации промышиен-
ников, что США должны взять на себя
«моральное руководство миром». Некото-
рое время спустя Даллее хваетал тем,
TPO со времени крушения римекой импе-
рии ни одна страна никогда не располага-
ла такой мощью, как Соединенные Штаты,
и призывал использовать эту мощь для
достижения определенных внепенепюлитиче-
ских целей.

Генерал Маршалл, будучи государетвен-
ным секретарем, выступал в феврале 1947
года в Принстоноком университете и нпо-

учал молодых студентов: «Вы должны
вполне понять 060606 положение, которое
сейчас занимают в мире Соединенные

Штаты в. географическом, военном и науч-
HOM отношениях, и вытекающие  отоюда

_пыоеледетвия. Развитие чувства ответетвен-

ности за всемирный порядок, —— добавил
Маршалл, — является великим долгом на-
шего поколения».

Как эта проповель напоминает наставле-
ния, которые давал в ©в0е время Гитлер
своим молодчикам: «Германия превыше
веего...»! :

Американекая пресса, являющаяея Ha-
емным рупором монополистичееких кругов,
трубят еще более тромко и откровенно:
«20-й век — век господства СПА». :

Журнал «Юнайтед стей HbIOC энд
Уорлд рипорт» прямо, без обиняков, напи-
сал, что «США, располагая мощными бом-
барлировочными силами и охватывающей
весь мир сетью ‘воздушных баз, имеют
возможность обеспечить без  еодействия
какой-либо друтой державы полицейский
надзор над миром»...

предоставит базы в значительном
честве».

Независимость страны полетела в п-
пасть. Достаточно Сфорца заявить, что
рабочие Милана или Венеции бастуют и
эта забастовка есть «внешняя акция», —
и американский десант может прибыть в
Италию, американские ‘автоматы начнут
действовать. {

Карло Сфорца выполнил свое черное де-
10 при помощи сообщников по атланатиче-
  окому затовору. Но он, видимо, забыл ©
том, как совсем недавно итальянский на-
род покончил с кровавым шутом Муссоли-
ни. Такая участь ожидает всех продаж-
ных агентов и профессиональных предате-
лей. Американские атрессоры не заставят
’ народ Италии воевать ради интересов за-
скеамеких плутокралтов, обуреваемых ги-
больной жаждой мирового господства.

oe

коли-

чаю заключения этого пакта «мира и бла-
годенетвия» де Гаспери выслал на улицы
Рима полицейские отряды. Успленные кор-
доны полицейских охраняют резиденции
  представителей «дружественных держав» —
  участников договора. У американокого по-
сольства — броневики. Мобилизованы ap-
  мили карабинеры, которые в казармах
  только и ждут сигнала притти на помощь
«друзьям» итальянекого народа.

Против народа в Милане, Турине, Генуе
  и других городах заготовлены полицейские
 броневики и войска. Шо весе равно гнев
Macc He сдержать — трудящиеся никогда
не примут этого пакта насилия и агрес-
сии. Народ ветал против него © такой си-
ae что вое меры кажутся жалкими перед
яростной бурей народного гнева.

И настанет день, когда клочки этого
документа предательства и обмана народ
бросит в лицо своих вралов, и ничто не
спасет тогда слуг американских империа-

>

Г. ПЕТРОВ
>

Проповедники англо-американекого им“
перизлиема достаточно ясно высказались
9 методах и средствах осуществления CBO-
их изуверских планов. Характерной в этом
отношении была фултонокая речь заядлого
поджигателя войны Уинетона Черчилля,
который повторяет теперь вновь и вновь
злобные призывы к установлению  господ-
ства англо-саксов над миром путем войны
против Советского Союза и стран народной
демократии.

В фултонекой речи Черчилль перекли-
кался с другим «теоретиком» империалив-
ма Джоном Ф. Даллесом.

Черчилль и Даллес подводят «теорети-
ческую базу» под международный разбой—
лучшее средство наживы для англо-амери-
каноких банков и монополии.

В тлетворной работе, направленеюй про-
тив мира,  поджигатели войны 0б’единя-
ются с буржуазными косомополитами в по-
пытках демораливовать народы, подорвать
их сопротивление англо-американской экс-
панеии, Ослабление патриотических чувств
народов, их стремления к независимости,
национальное унижение, уничтожение на-
циональной гордости — все это входит B
планы идеологической подготовки войны:
Поджигатели войны и их прислужники
пытаются воеми мерами запугать народы,
воспитать в них покорность и раболепие
перед англо-американекими «вершителями
судеб» мира. Именно для этого «теоретиче-
ские» бредни о ненужности суверенитета
народов дополняются всевозможными бас-
нями © «мировом государстве», о «всемир-
ном правительетве», © сгражданетве ми-
а», «космическом чел овеке».

Велед за социал-лакеем англо-американ-
ских агрессоров  Снааком  лейбористокий

%
  Атлантический пакт подпиеан... Лю слу-

теоретик Гарольд Ласки развивает <1ео-
рию» необходимости отказа от националь-
ного суверенитета, считая суверенитет
безнадежно устаревшим понятием. По пре-
дательской «теории» Ласки, на месте 9т-
дельных государств должна возвикнуть си-
стема «функционального федерализма»,
осуществляющая некое «наднациональное
планирование»...

Английский писатель У. Льюие свою
книгу «Америка и космический человек»
сткрывает холуйеким эпиграфом: «Amepu-
канцы — надежда человечества». В этой
книге Льюие называет американцев выс-
шей человеческой породой, а Америку —
родиной человека высшего порядка, «кос-
мического человека». Новая мировая война,
утверждает Льюие, неизбежна. Она, 10 oro
словам, будет способствовать созданию ми-
рового правительства. А пока существуют
самостоятельные ‘напиональные  государ-
ства, продолжает сей писака, нечего и
думать о прочном мире...

Лейбористекий член английского парла-
мента Ричарл Кросомэн, возвративитиеь 13
пятинедельного турне no США, привез
аналогичные идеи. В 0230ре, напечатанном
в «Санди пикториэл», он прямо предлагает
превратить Атлантический пакт в ячейку
мирового правительства, создать из пред-
ставителей стран -—— участников пакта —
своего рода «сверхнациональный» атомный
трест и приступить к формированию «меж-
дународных полицейских сил без участия
России».

Сказано столь же откровенно, сколь
наглое. Атлантический пакт преподносится,
как орган англо-американского  владыче-
слва над миром.

Не случайно англо-американекие агрес-
соры распространяют действае Северо-ат-
лантического Tanta на общирные районы
мира. Он должен закрешить и «узаконить»
ту империалистическую экспансию, кото-
рая проводится англо-американекими  мо-
нополистами во многих странах.

2. О тех, кто стоит
за спиной пакта

«За спиной этого. пакта, -— говорится
в заявлении МИД СССР, —стоят не толь-
ко правящие агрессивные круги США, и не
только такие. его британокие вдохновите-
ли, как Черчилль и Бевин, но и не мало
других поджигателей войны, которые по-
мельче».

Заправилами и вдохновителями военной
коалиции, которая оформлена под вывес-
кой Атлантического пакта, являются гла-
вари англо-американеких банков и моно-
полий, мечтающие о новой кровавой на-
живе. Именно им нужен такой пакт, со-
действующий усилению беспокойства си
тревоги, раздуванию военной истерии, в
Которой так заинтересованы всякого рода
поджигатели новой войны,

Накануне войны 1914 — 1918 годов
В. И. Ленин, разоблачая агрессоров и поте
жигателей войны, вскрывал настоящие
причины военной истерии и безудержной
гонки вооружений в капиталистическом
мире. Он писал’ «Золотой дождь льется
прямо в карманы буржуазных политиков,
которые составляют тесную междунарол-
ную шайку,  подетрекающую народы к
соревнсванию в деле вооружений...»

Эти ленинские елова злободневно зву-
чат и в настоящий период, котла капита-
листы США, Англии и стран-сателлитов
англо-америкажекого блока,  влохновители
Атлантического пакта, толкают народы к
новой бойне. Именно эти круги заинтере-
сованы в раздувании военных бюджетов.
в гонке вооружений, в милитаризации
экономики капиталистических стран.
Официальные данные показывают, что
прибыли веех американских корпораций
за пять предвоенных лет ва вычетом на-
логов составили 15,3 миллиарда долларов,

листов и самих заокеанеких плантаторов
на итальянекой земле, которую они хотели
превратить в жалкую, раздавленную ко-
лонию! Ибо человеконенавистнический Ат-
лантический пакт — пакт агрессаи. на-
родном унижения перед американекими
плутократами, пакт войны сочинен и под-
писан вопреки воле народов.

Адрес редакции и издательства: 2-й Обыденский пер., 14 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — Г 6-47-41; отделы:
родной жизни — Г 6-43-62, науки —Г 6-39-20, информации — Г 6-44-82, отдела писем —Г 6-38-60, из

Типография имени

И. И. Скворцова- Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.

& за пять лет второй мировой войны мо-
нополисты США хапнули чистой прибыля
42,3 миллиарда доллатов.

Редакционная коллегия: Н.

[AKT ПОДЖИГАТЕЛЕЙ ВОИНЫ

Эти миллиарды долларов  съерхирибыз
лей нажиты  «Торговцами смертью» ва
человеческой крови, на разрушениях го-
родов и сел, на неисчислимых лишениях
и страданиях миллионов людей, Война,
ужаюная для народов, становится весьма
прибыльной для паразитичеекой кучки
королей стали, каучука, нефти, ненасыт-
ных в своем стяжательстве и ограбления
ародов. :
р а Америки, Англии, Франции и
других стран еще и 10 сегодняшний день
продолжают расплачиваться за прошед
шую войну. Известно, что к дню безого»
ворочной капитуляции Японии государ»
ственный долг США достиг 262 мизлиар-
дов долларов. В Англии государетвевный
долг киюлю 1945 года составил 23,1 мил-
лиарда фунтов стерлингов. По приблиои»
тельным подсчетам экономистов, Tocyzap-
ственный долг капиталистических стран-—
участниц второй мировой войны  исчие-
ляется цифрой от 800 до 900 миллиардов
долларов.

Эти долги выросли в большей степени
за счет государственных займов и эмис-
сий бумажных денег. Вкладывая в госу
дарственные займы свои капиталы, фи»
нансовые магнаты получают высокие про-
пенты за счет бюджета, вся тяжесть koe
торого ложится на миллионы трудящихся.

Монополисты наживаются при оплате
выполняемых ими военных заказов 19
баснословно высоким ценам, А эти зака-
зы поступают тенерь во все возрастаю-
щих размерах. Учреждается военный ленд-
лиз для вооружения армий европейсках
стран — участниц Атлантического блока.

Американская пресса сообщает, что
только на первый год на вооружение ар-
мий стран-сателлитов США будет аселг-
новано свыше миллиарда долларов. Жур-
нал «Юнайтед стейтс ньюс энд уорад ри:
норт» пишет, что нервоначальной целью
в Европе является  «ооздание около 20
дивизий, число которых ‘может быть в
дальнейшем доведено до 30 и более».
есть на чем поживитьея торговцам пуш-
ками!

Широко раздутые современные военные
бюджеты в США, Англии, Франции, Бель-
гии и других странах — участницах Ат-
лантического пакта являются’ средством
ограбления трудящихся масе ради 9бога-

щения финансовых магнатов,  треетов и
монополий.

Алчные  монополистические круги’ He
только не хотят расстаться © теми гро-

мадными доходами, которые принесла им
минувшая война, но и мечтают © новых
прибылях, о новой наживе.

Военная истерия, гонка вооружений п

военное оснащение все более растущих
армий агрессивного блока должны будто
бы предупредить грозно  надвигающийся

эконюмический кризис. Ученые-холуи под-
считали, что «только в условиях войны

АТАРОВ, А. БАУЛИ

современная экономическая система может
обеспечить приблизительную занятость».

Мы наблюдаем сейчас, как поджига-
тели войны оказывают все более решаю-
щее влияние на Белый дом п государет-
венный департамент. Произошло сращива-
ние военной и дипломатической клики с
агрессивными кругами Уолл-стрита, Гене-
ралы и адмиралы возглавляют сейчас
подготовку американской промышленности
в новой войне. Солдафоны м биржевые
дельцы не отделимы друг от друга и дей-
ствуют сообща. Президент промышленно-
го колледжа Роберт Аондон пишет, что
«вооруженные силы и промышленность
впервые в истории Соединенных Штатов
начали сотрудничать в деле мобилизации
экономики для войны прежде, чем война
началась».

Все большую роль в формулировании и
осуществлении  внешнеполитических пла-
вов Америки начинают играть такие ма-
терые  поджигатели войны и ателты
Уолл-стрита, как Лжон Фостер  Даллес,
Артур Ванденберг, Эйзенхауэр, Форрестол,
Рейялл и другие. ‘

В Англии агрессивную внешнюю поли»
тику ‘английского империализма наирав-

ляют такие заядлые враги мира, как
Уинстон Черчилль и Эрнест ФБевин. Эти
два поджигателя войны верно служат

нуинериалистическим устремлениям антлий-
ских монополистических кругов.

Черчилль и Бевин являются сообщи:
ками в преступном антинародном затгово-
ре, который оформлен сейчас Атлантиче-
ским пактом.

Поджигатели войны действуют сейчас
необычайно активно и во Франции. У
кормила внешней политики: Франция стоят
верные и послушные слуги’ «200 ‘се-
мейств». Они овуществляют вненгнюю ‘1о-
литику, угодную англо-американским под-
жигателям войны. ‚ Так же как в
1940 году правители Франции, лав себя
запугать призраком революции, сперепуту
положили под ноги Гитлера свою родину,
отказавшись от сопротивления, так п
сейчас Кэй, Шуман, Блюм, Рамадье, де
Голль и их сподвижники превращают
Францию в военную казарму Cepepo-at-
лантического блока. ‘

подготовке Атлантического пакта
особая роль была отведена таким адвока-
там агрессоров, как премьер-министр Ка-
нады Сен-Лоран, как известный лакей
Уолл-стрита Снаак, предатель итальянеко-
го народа Сфорца, норвежекий UPHCAY RANK
англо-американского блока Ланге.

ни стараются изо всех сил выслужить:
ся перед своими хозяевами. приукрашивая
Северо-атлантический пакт, маскируя 610

too, Coen НЮ паправленность
против и стран народной
родной демо-
кратии. о
Такие холуи, сделавшие ‘политическую

карьеру обманом и предательством инте-
ресов своих народов, находятся в особом
фаворе у англо-американских агрессоров.
Они выступают в роли трубадуров совре-
менного империализма, не говоря уже о
TOM, что, занимая  правительствевные
посты в странах-сателлитах США, они
являются послушными марионетками
Уолл-стрита. Они отдали свои страны в
кабалу «плана Маршалла», a теперь при-

ковали их к преступной колеснице Северо-
атлантического пакта.

ЕН У ===. cease errs
Главный редактор В. ЕРМИЛОВ

Н, Б. ГОРБАТОВ
А. КОРНЕЙЧУК, О. КУРГАНОВ, Л. ЛЕО ;
М, МИТИН, Н.  ПОГОДИН, A. TBAPOBCK MG, А. МАКАРОВ,

литературы и искусства — Г 6-43-09
дательство — К 0-36-84, Г 6-45-45.

————Щ if

9, внутренней жизни -—Г 6-47-20,