Семен ГУДЗЕНКО,

специальный
корреспондент
«Литературной газеты»

Осенью прошлого года председатель Му-
качевского колхоза имени Димитрова Фе-
тор Ганчев ездил на экокуреню в колхозы
Запорожекай области.

Было что посмотреть и чему поучиться
крестьянину из Закарпатья в тех местах,
где советской власти уже за тридпать, &
колхозам пошел второй десяток.  Ганчев
с земляками путешествовал по селам, п
всюду экскурсантов принимали, как род-
ных. Кого ни ветречали они, все рас-
сказывали им о своей работе, потому что
в ней, в работе, вся жизнь.

Фелор Ганчев заинтересовался  строи-

«Широко развернутая массого-полити-
ческая работа среди крестьян, пример
хорошей. работы колхозов, созданных
в 1945—1947 годах, экскурсии крестьян
западных и Закарпатской областей в
колхозы восточных областей Украины с
пелью ознакомления с колхозным строи-
тельством. явились важным средством
убеждения крестьян в преимуществе.’
колхозного хозяйства над единоличным
хозяйством. Убелившись в преимущест-
вах колхозного строя, крестьянство за-
падных и Закарпатской областей Украи-
ны твердо и уверенно встало на путь
новой, колхозной жизни».

ИЗ ПИСЬМА УЧАСТНИКОВ МЕЖОБ-

тельством жилых домов и служб, и ему
подробно 060’ всем рассказали и повели по
дворам. Он увидел, как на пепелище вы-
растает колхозное село еще богаче и кра-
ше, чем сожженное немцами. И тогда он
подумал, что нашу правду нельзя уничто-
жить, что она из испытаний выходит еще
сильней и чудесней. И еше подумал пред-
евдалель колхоза имени Димитрова, что,
пожалуй, нужно перестроить у себя вры-
TH TOR п кукурузохранилише. И он
прикинул в блокноте проект нового тока
п хранилища.

Вев запоминал и записывал  Ганчев.
Таких машин; таких земельных массивов,
тавого размаха ни во сне, ни наяву закар-
патец еще никогда не видел!

Тысячи тектаров пахотной земли без
нежевых камней, самоходные комбайны,
зракторы... Ганчев увидел людей, которые
крудятоя вамоотверженно и смекатисто, и
ему захотелось поскорее вернуться домой,
чтобы и у 060я так же поставить дело;

_ Когда прошались, да и в дни экскурсии,

Ганчев не очень-то много говорил новым
друзьям о своих впечатлениях. Ему ka-
взлось, что не в лицу председателю кол-
хоза-миллионера проявлять и чрезмерное
тюбопытство, и еуетливость. Но зато уже
ма, в Мукачево, когда в нему приехал
корреспондент областной газеты «Советское
Закарпатье», он не выдержал и сказал:

— Такого, как в Запорожье, никогда
еше я не видел! -

On заглянул в блокнот, от которого его
оторвал вопро журналиста, и добавил:

— Многие достижения  запорожеких
колхозников под силу уже и нам. Прики-
HY я, чо наш Колхоз Может провести
водопровод ‘на животноводческие фермы,
организовать  механизированное  пригото-
вление и подачу кормов, применить элек-
тродоение.

Поездка в Залюрожекую область много-

му научила Ганчева и его земляков. Мо-
лолое Закарпатье, ^ куда Октябрь пришел
в 1945 году, приняло из рук первых кол-
хозников Украины эстафету коммунизма.
_ Если вы были за Карпатами в первые
месяцы освобождения, а весной 1949 года
снова’ перевалите горный хребет, — вы не
узнаете края. Центральные округи —
Ужгородский, Мукачевский, Береговекий—
хогла-то пестрые от бедняцких полок й
межевых канав, столбов и камней, —стали
овругами сплошной — коллективизации.
Немало уже колхозов п в горных районах
области нз Тячевщине, Раховшине, Иршав-
ине, -

Колжз имени Димитрова — первая

свльскохозяйственная артель в  Закар-
патье. Возник этот колхоз в апреле 1946
тода, а теперь его уже и не узнать. Года
два тому назад мне довелось побывать в
этих местах. Тогда Ганчев и cemepo ero
друзей — ПШ. Пенчев, Г. Зварич, П. Ocr-
рев, Д. Певв, И. Ризов, И. Роглев, И. Ce-
меняк не были вше Героями Сопиалистия-
ческого Труда, тогла только начинал свою
ЖИЗНЬ МОЛОЛОЙ КОЛХОЗ,
_ — Мы начали первыми, = говорил
мне Ганчев, — и многого еще не знаем
и не умеем, Но мы ищем.  Посмотрате,
что сделано 38 fol.

Я золал 10 землям, когда-то принал-
лежавшим монастырю ий помещикам. Уже
тогда димитровцы гордились своей куку-

ees

ЛАСТНОГО СОВЕЩАНИЯ . ПАРТИЙНЫХ
РАБОТНИКОВ ЗАПАДНЫХ И ЗАКАР-
ПАТСКОЙ ОБЛАСТЕЙ УКРАИНСКОЙ ССР
ТОВАРИШУ И. В. СТАЛИНУ.

рузой, но до того, чтобы их Пенчо Пенчев
вызвал на соревнование самою Марка
Озерного, было еще далеко.

Й вот снова я хожу с Ганчевым по
весенним полям. И снова, как в 1946
TOXY, ведем мы разговор о росте колхоза,
о его успехах.

Во дворе, где три года назад только
копали котлован Под фундамент, уже вы-
строено‘ четырехэтажное  зернохранилише
на 600 тонн и просторное помещение для
клуба; там сейчас проводит беседу вете-
ринар. Только за один прошлый rox noc r-
роено тринадцать, под красной черелицей
H GO вееми удобствами, домиков для кол-
хозников.

В нашу первую встречу председатель
Болхоза только мечтал oO новосельях.
Тогла он мне говорил:

— Скоро У подножья торы вырастет
хколхозный поселок. Верховинцы стустят-
ся в долину. Для них нужно приготовить
Жилье. ^ 1

И вот уже поселок вырое, и с каждым
годом ‘в нем будет ве больше и болыне
уютных дов.

Председатель ведет меня к еще не до-
строенным зданиям, выросшим на пусты-
pe. Blech и конюшня, и свинарник на
300 свлней, и коровник на 80 голов, и
птицеферма, и навее для инвентаря ©
сеновалом под высокой крышей, и Куку-
рузохранилище, которое после поездки
Ганчев решил перестроить. Он. рисует мне
на неструганной доске проект хранилища,
B ROTOpOe можно в’ехать на арбе и выгру-
жать кукурузу прямо в кладовые. Всё это
будет нынешней весной окончательно 3a-
кончено, & кроме названных построек за-
планированы ев десятки жилых домов, й
дом для детского сада и яслей, и лом для
механической мастерекой. Колхоз уже из-
расходовал на строительство почти 3 мил-
лиона рублей, не считая ссуды, которую
получили на постройку евоих домов Пен-
чев, Маринов, Головко и другие.

Хороший организатор, Ганчев сумел co-
брать крепкий коллектив работящих люз
дей. Недаром колхоз имени Димитрова
считается теперь лучшим в области, и
слава о нем гремит далеко за пределами
нашей страны. Да, да, за пределами нашей
страны, это сказано мной не для красного
словца. —

...Когда-то, после первой мировой вой-
ны, уходя от засухи и голода, из Болга-
рии на’ Закарпатье прибыла группа кре-
стьян-переселенцев. Одним 13 первых
приехал Иосиф Роглев, за ним в 1923
оду из деревни Теодосиево — Федор Ган-
чев.

Шли годы. Мном воды утекло в гмр-
ные реки с крутосклонов. Закарпатье но-
лучило свободу, сбросило власть помещика
и кулака. Вместе с закарпатсвими украйн-
пами стали советскими гражданами и
болгары-переселенцы, огородники и ремес-
ленники с окрапны города Мукачево.

Вначале у колхоза было немного зем-
ли — всего 150 гектаров, а машин и в
помине He было. Но вот через два года
колхоз отстроился и расширил свой мас-

А. ЯКУБОВСКИЙ,

чаен-корресповдевт Акадёмии наук СССР

_ ВЫДАЮЩЕЕСЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ

Перед советскими историками стоит бла-
тороднейшая задача — написать правдивую
‘историю. народов Средней Азии. Внига
С. П. Толстова «Древний Хорезм», удо-
стовнная Сталинской премии первой cre-
пени, является крупным ввладом в реше-
ние этой задачи. :

Буржуазные ученые;  пантюркистские
и паниранистские круги Афганистана,
Ирана и Турции пытаются присвоить куль-
турное наследие ‘народов, входящих в ве-
ликий Советский Союз.

Все наиболее ценное, что создавалось
народами Средней Азии на арабском, пер-
сидском и тюркском языках в области нау-
ки, повусства и латературы, припнсы-
вается арабам, персам, туркам. своих
неоправданных претензиях пантюркисты и
панираниеты опираются на данные затад-
носвропейской «науки».

`Хорезмийская империя, «в ХИ
XI вв. простиравшаяся ot Ферганы
до границ Грузии и от Инда до Казах-
станских степей» («Древний Хорезм», стр.
13), в ХШ веке «рухнула под ударами
монмольских полчищ». В ХУШ, ХХ ива-
але ХХ века таджики и узбеки были
задаваены, забиты бухарекими эмирами,
афганокими правителями и русским цариз-
wow. Даже саме ©4080 «Таджик», как
понятие  кульгурном народа, исчезло
яз буркуазной  востоковедческой лите-
фатуры.

6,  , Толетов. «Древний Хорезм», Изда-
зе МГУ, Москва. 1948, 8352 стр. и 87 табаиц,

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГА

2 ‘ —

ЗЕТА
№ 31

В течение долгого времени среднеазиат-
скую культуру принято было трактовать,
как завозную, а не оригинальную, само=
бытную. Поэтому, когда мы говорим, что
перед советской исторической наукой сто-
йт задача написать правдивую историю
вародов Средней Азии, мы имеем в виду
создание таких работ, комрые покажут в
истинном свете прошлое этих народов.

Советские археологи за последние годы
добыли много ценнейших памятников
культуры и искусства бажтрийцев, согдий-
цев, хорезмийцев, тохаров, тюрков и дру-
гих народов, населявших в древности Сред-
нюю Азию, — предков. современных таджи-
ков и узбеков, туркмен, казахов, киргизов.

0 высоте культуры древних народов
Средней Азии говорят и открытые в 1932
году (М. Е. Массоном) айргамекие скульт-
турные фризы с изображением музыкантов
(прекрасные памятники кушанского вре-
мени  =—П вевов н. 9. — творения пря-
мых предков таджиков и узбеков); и най-
денный в замке на горе Муг в Таджики-
стапе  согдайский,  обтанутый кожей
деревянный шат с красочным изображе-
нием согдийского всадника; и многокра-
сочная стенная роспись во дворце Бухар-
худатов в Варзхше в районе Бухары,
относящаяся, повидимому, к IVY ве-
кам н. 9. (раскопана В. А. Шишквиным в
1938—39 полах); и открытая во время
раскопок 1948 года на городище древнего
Пянджикента в Талживистане художест-
венная стенная роспись УП--УНТ веков.
06 этом же свидетельствуют скульптурно
выполненные ратоны (por лая вина) из
слоновой кости; относящиеся; повидимому,

ВЕСНА в ЗАКАРПАТЬ   о

сив до 380 гектаров, что по закарпатеким
условиям, где каждый клочок пахотной
земли приходится отбивать у камней, гор
и рек, не так-то и мало. Ганчев уже за-
думывается над тем, чтобы собирать два
урожая в год, планирует обязательные
посевы трав, кормовой свеклы, проса,
турнеиса... Танчев уже прикидывает, как
бы повысить урожай пшеницы, кукурузы,
картофеля.

Работать © таким размахом Ганчева
научили запорожские колхозники, и он
охотно учит этому всех, кто в нему обра-
щается за помощью или советом.

Однажлы в Мукачево пришлю письмо ©
заграничными” марками и  Штемпелями,
Обратный адрес был необычный: «Болга-
рия. Село Бабук, Силистринской  околии
(района)». В письме, которое потом было
опубликовано-в местных газетах, было на-
писано: «Мы, члены трудового коопера-
тивного земледельческого хозяйства, жела-
ем переписываться с вами. Надеемся по-
лучить у вас много ценных советов».

Меня порадовала эта фраза «надеемся по-
лучить У вас много пенных советов», 9б-
ращенная к колхозу имени Димитрова, ко-
торому исполнилось зсего лишь три года и
который так настойчиво учился и продол-
жает учиться у колхозов Запорожекой обла-
сти. Я увидел в этом еще один этап великой
эстафеты коммунизма, когда наша правду
из земель, осененных знаменами Октября
еще в 1917 году, переходит в молодые со-
ветские области и республики, которые в
свою очередь уже становятся учителями
для стран народной демократии.

Не так давно в Киеве проходило респуб-

ликанекое совещание передовиков сельского
хозяйства, на котором закарпатекие kpe-
стьяне встретились © самыми прославлен-
ными землеробами Украины. И там же,
прямо на совещании, как равные, ученики
вызывали на соревнование своих  учи-
телей.

В прошлом тоду Пенчо Пенчев добился
почти мирового рекорда, сняв © двух тек-
таров по 200 центнерюв кукурузы с каж-
дого. Знаменитый Марк Озерный обогнал
свосго ученика всего нь 8 центнеров ©
гектара. И вот они снова встретились —
Озерный и Пенчев. И снова опубликован
договор па социалистическое соревнование
между звеньевым колхоза «Червоный пар-
тязан» Днепропетровской области, Героем
Социалистического Труда, лауреатом Ота-
линской пуемии Марком  Евстафьевичем
Озерным и бригадиром колхоза имени Ди-
митрова Закарпатской области, Tepoem
Социалистического Труда ПЦенчю Генчеви-
чем Пенчевым. Обязались вырастить по
220 центнеров кукурузы с гектара.

У соревнующихея нет секретов, они
все время обмениваются письмами, а при
встречах дарят друг другу отборные семе-
на. Учитель Озерный послал Пенчеву
свои лекций. ^ о

Сейчае за Барпатами дружная весна.
Колхозники выехали в поле; Колхозный
архитектор в прорабами вышии на строй-
тельство хоровника, в котором будет элект-
родоение и механизированная подача Kop-
мов. Подписанный в Киеве договор между
Озерным и Пенчевым ратифицирован ярким
весенним солнцем и ветупил уже в дей-
ствие. 1

Й опять в колхоз имени’ Димлтрова
пришло письмо из Болгарии, в котором
болгажкие крестьяне благодарят свойх
новых друзей за советы, рассказывают ©
первых успехах молодого кооперативного
хозяйства. Димитровцы отвечают в Болга-
рию и сами пишут в Запорожекую 0б-
ласть о том, как они У <ебя наладили все,
Что так подробно записывал в свой блок-
нот Ганчев. ;

Целыми днями Ганчев пропалает теперь
в поле, его можно встретать только там,
где идет напряженная и могучая борьба
3a урожай 1949 года.

УЖГОРОД

Проф. Г.

«Бывает и так, — товорил товарищ
Сталин, — что-новые пути науки и тех-
ники прокладывают иногда не общеизвест-
ные в науке люди,
вестные в научном мире ллоди,
люди, практики, новаторы дела».

Замечательные слова вождя  подтвер-
ждаются присуждением Оталянских премий
группе стахановцев-скоростников: токарям
Г. Борткевичу, А. Маркову, Н. Уголькову,
П. Быкову, В. Трутневу, №. Тютаву,
Р. Денисову, фрезеровщикам Н. Симанов-
скому и Я. Чебышеву.

Это — рабочие совершенно нового об-
лика, советские рабочие, борцы за комму-
низм. Они добились величайшего успеха,
многократно превысили все нормы, неслы-
ханно увеличили производительность тру-
да. Один из этих рабочих, прославленный

простые

токарь-москвич Павел Быков во время но-  .

слевоенной сталинской пятилетки выпол-
нил 17 головых норм.

Охнако неправильно было бы только к
этому свести весь омысл достижений нова-
торов. Стахаповцы-скоростники являются
подлинными творцами новой пауки, новой
техники.

Это совсем не просто — увеличить
скорость станка вдвое, втрое... Если бы
Г. Борткевич пришел в один прекрасный
день в 6в0й цех и просто переключил
рукоятку на скорость 700 метров в минуту
вместо обычных 200—300, то произво-
дительность труда была бы... снижена.
Одним лишь увеличением скоростей оборо-
тов станка нельзя достичь скоростной об-
работки металла. 9то много раз педтвер-
ждалось теоретически и на практике и
было хорошю известно ученым и производ
ственникам. Заслуга стахановцев-лауреатов
B TOM и состойт, что они рассматривали
режимы резанья ‘не абстрактно. Оня до-
бились решения сложнейшей научной ком-
плексной задачи.

Вот почему мы говорим о скоростниках,
как о новаторах и производства и науки.

Буржузазная реакционная паука 0 так
называемом «экономическом резанье» зна-
ла свои пределы скоростей, и пределы
эти — знаменитые «нормативы» — ежи-
мали, как в Тисках, всю теорию резанья.

Движение скоростников опровергло мно-
лотомные труды  кабинетных ученых,
которые считали, . что задача экономи-
ческих режимов розанья и метод ее раз-

решения, опубликованные 40—50 лет
Назад, остались без изменения. Теперь,

когда токарь Борткевич выполняет за 6
Many? 49 секунд операцию, на которую

прежде ‘требовалось 150 минут; когда
токарь Макаров увеличил скорости при
обработке стальных деталей в 12 раз —

эти кабинетные «теоретики» неё могут уже
не выйти из своей «стеклянной башни» и
не заинтересоваться, «чудом».

Лет десять тому назад довелось мне
присутствовать ‘при ломке пределов и
ниопровержении ° авторитетов. Профессор
‘«кабинетного» толка читал на одном из
московских заводов лекцию 0 режимах
резанья. Рабочие задали ему вопрое:

— Какую скорость рекомендует профее-
сор при нарезании резьбы метчиков?

& совершенно неиз-.

ШАУМЯН

НИ УМЕЮТ ТВОРИТЬ!

— Шесть метров в минуту, — последо-
вал ответ,

— А но мало будет?

— Максимально. двеналдать!-—безалел-
ляционно заявил профессор. ие

После лекции рабочие повели TOCTA B
цех. Нервый же увиденный им. станок
работал со скоростью 60 метров в минуту.

Профессору пришлось срочно менять
«ориентацию». Впрочем, он тогда поступил
весьма просто: вместо старых пределов он
принял, как догму, новые. А ныне ©ло-
маны и эти «модернизированные» норма-
тивы. Триста, четыреста, семьсот, метров
в минуту! Научная заслуга стахановцев-
лауреатов состоит в TOM, что они не толь-
ко сломали старые нормативы. Они дока-
зали, что пе может быть у нае пределов
для роста производительности!

Высокие. скорости -— это скорости, за-
воеванные советским рабочим, хозяином
своего станка, своего завода, своей страны,
Высокие скорости немыслимы без. высокой
культуры труда, сочетания большого уме-
ния и солидных знаний. И но случайно
движение скоростников так быстро и так
широко распространияюсь в нашей стран».

Борткевич добился высоких скоростей
в начале 1948 года. Вскоре в городе
Ленина среди молодых производственников
насчитывалось уже три © ‘половиной ты-
сячи скоростников. Мы помним приезд
Борткевича в столицу, его лекции, кото-

рые © одинаковым увлечением слушали   ист учебников по

ПИСЬМА
ЧИТАТЕЛЕЙ

Болыше внимания
жизни. техникумов

Государство затрачивает огромные суммы
на подготовку специалистов в средних спе-
циальных ‘учебных заведениях.

Миллионная армия учащихся техникумов
должна получить отличное коммунистиче-
ское воспитание, образцовое теоретическое
и практическое образование, чтобы быть
во всеоружии науки.

Между тем Министерство высшего of.
разования‘ недостаточно следит за провель-
нием в жизнь решений правительства, на-
правленных на улучшение учебно-воспита-
тельной работы в техникумах.

Зв последние 10 лет на прилавки книж.
ных магазинов не поступило ни одной
книжки или брошюры 0б опыте работы
техникумов.

Научно-педагогическая мысль стоит в
стороне от жизни техникумов. В Академии
педагогических наук никто нё занимается
вопросами профессионального образования,
Специфика учебно-воспитательной работы в
техникумах не нашла своего отражения ни
на страницах наших педагогических журна-
лов, ни в «Учительской газете», .

В марте 1944 года на первом Всерсёсий-
ском  совешании работников  техийкумов
было принято решение об улучшении работы
средних специальных учебных заведений,
Многие пункты этого решения нё выполне-
ны, :

Например, техникумы до сих mop Ke
основным общеобра-

молодые стахановцы и седовласые профес-   зовательным предметам, Книги эти должны

соры, его доклад на заседании
министерства, К тому времени движение

КОЛЛЕГИИ   были издаваться в 1946-1947 годах.

Не решен вопрос © преподавательскими

скоростников широко распространилоеь На   кадрами. Для учителей обшеобразователь-
сотнях заводов Москвы. Оно BCROABIXHYIO   ной школы существует система повышения

машиностроителей всей страны.

net, пожалуй, в СССР ви одного  пред-

приятия, где бы не былю свойх скорост-   зов.

Сегодня   квалификации через институты Усовершен-

ствования учителей, заочные отделения ву-
Они’ имеют методические и педз-

ников. Такое движение не могло. возник-   гогические журналы. Ничего этого нет у

нуть ни в одной капиталистической стрз-   преподавателей

средних специальных

не. Оно характерно для нашего строя, для   Учебных заведений.

нашего века, для нашей. Родины.
Борткевич, Марков, Угольков,
Трутнев, Симановский, Тютин,

решению конструкторских, технических
задач. Уже созданы новые  «стружколо-
мы», 0606ые «кулачки» для крепления
детали, быстросменные  «державки» для
резцов. Самые резцы обрели’ у скоростни-
ROB новую теометрию заточки. © Cerogna
стахановцы-новаторы ставят. перед ховет-
сками конструкторами задачу — создать
самодействующие приспособления, добиться
быютрооменности деталей, всемерно авто-
матизиревать процессы.

Они, эти «простые» рабочие, не просто
требуют создания повых станков. Онл

ставят перед наукой конкретные Задания,

дают ученым практические указания,
чертежи, расчеты, модели и эксперимен-

Министерству высшего образования

Быков,   следует уделять больше внимания жизни
Чебьшев,   Техникумов.
Денисов п их последователи приступили К)

Н. МОЩАНСКИЙ,

преподаватель Кашинского зобветеч
ринарного тёхникума  Министёрствя
мясной и молочной промышленности
Союза ССР.

АННЕ МЕНА cs

=

Eure pas o «толкачах»

В «Литературной газетё» от 8 января
был опубликован фельетон «Последние из
племени толкачей», в котором правильно
осуждалась порочная практика распрёделе-
ния и выдачи готовой продукции’ Горьков-
ского автозавода имени Молотова, устянов-

таЛЬьНые данные, Люди совершению нового   Иенная Глававтотракторосбытом. Эта прак
духовного облика, люди коммуниетического   Тик? приводит к тому, что каждая органи.
века сони хотя и ‘умеют творить. И ‘зацчя, имеющая наряд на получение автома-
мы. будем счастливыми свидетелями. нового   Шины, командирует на завод своего прёд-
величайшего под’ема. отечественной науки,   ставителя лля быб?рейшево «проталкивания»

высокой — производительности,

которые   ‘заказа. В результате нам приходится вести

явятся результатом теснейшего содружест-   финансовые расчеты непосредственно с де-

ва стахановцев и ученых.

Техника, рожденная на заводе

В одном из цёхов Люберецкого завода
сельскохозяйственных машин рабочие е ин-
тересом наблюдали за действием нового
станка-автомата.

До сих пор сегменты (ножи. для коси-
лок, комбайнов и других уборочных ма-
шин) обрабатывались здесь вручную; их
шлифовали и затачивали поштучно.

Теперь сегменты обрабатывались на стан-
кё-автомате. Конструктор В. Радивилин,
один из создателей нового станка, заклады:
вал в загрузочное устройство сразу по 150
заготовок ножей. Механизмы укладывали их
в гнезда непрерывно вращающегося стола,
автоматически зажимали и последовательно
подводили под шлифовальные круги. Про-
изводилась предварительная и окончатель-
ная заточка ножей, а затем готовые изде-

Лия автоматически откреплялись и одно за   автоматы, созданные

чий обрабатывал за смену полторы тысячи
сегментов, то автомат давал 19 тысяч но-
жей. При этом значительно. облегчались
и оздоровлялись условия труда.

Одновременно на том же заводе был
установлен и отлажен другой автоматиче-
ский станок, предназначенный для шлифов-
ки сегментов и‘вкладышей. Он увеличивал
производительность труда шлифовщика при-
мерно в десять раз.

Эти оригинальные по конструкции ав-
томаты созданы группой инженеров и тех-
ников Московского завода шлифовальных
станков — К. Самойловым, М. Калинковым,
В. Базилевым и В. Радивилиным. Вее чет-
веро ныне удостоёны звания лауреата
Сталинской премии.

Новые высокопроизводительные
лауреатами

станки
Сталин-

другим сбрасывались в ящик. Заточка шла   ской премии, действуют уже на многих
непрерывным потоком. Если раньше рабо-   заводах сельскохозяйственных машин.

TL ttt Вона ирина оао асан REDE PeRUS ARES CESAR RSE PEAR SER ESH A SRAA REARS RSRCSUSTSESSURETETESS ЕЕ ВОО коня сани ао оно она иван оу военное ооо esse RHA eARE ES BARES eases Ree Bed ee dee SSHUR SUS HRAEHSEERS THOS ERB NE EE HERA ee eE SESE nA Rha Ree eee eee eee eeRa eee Bhheseneenereansee

к началу н, в. (найденные во время рас-   автором. В ней делаются ценнейшие науч-

копок 1948 года в Несе, древнепарфян-
слой столице, развалины которой нахо-
дятея вблизи Ашхабада).

Всё эти крупнейшие ^ художественные
произведения ни по сюжету, ни по техни-
Re He имеют полных нараллелей в памят-
никах персидеких, афганских и турецких
и, несомнеяно, являются: плодом большой
самобытной культуры древних народов
Средней Азии.

На оснований вещественных и письмен-
ных источников наши ученые доказали,
что национальная культура среднеазиат-
ских народов развивалась вполне само-
стоятельно. Чем больше накапливается ap-
хвологическом материала и письменных
свилетельств, чем внимательнее  бопоста-
вляютея  памятнаки  вультуры народов
Средней Азии © памятниками культуры
персов и турок, тем яснее становится, что
таджики и узбеки имели своё богатейшее
культурное прошлое, что древняя есредне-
азиатская цивилизация была чрезвычайно
высокой.

Среди работ советских археологов нужно
прежде всего выделить книгу С. П. Тол-
стова «Древний Хорезм». В течение почти
12 лет проф. Толстов систематически ве-
дет археологическое изучение развалин
древней хорезмийской цивилизации. Из
года в год выезжает на раскопки руково-
димая им экспедиция. Преодолевая трудно-
сти, зной и безводную сушь пустыни, она
упорно отвоевывает у песков остатки 60-
rater прошлого. Хорезма.

С. Толетов сумел собрать огромное
количество материалов 06 этой древней
богатейшей области, о которой’ в пись-
менных источниках сохранились. только
отрывочные упоминания.

Историю древнего Хорезма он Нроследал
of глубокой  древноста до времена мон-
ольекого нашествая, Ero Труд охвАТЫ-
вает около 6 тысяч лет жизни хорез-
майского общества. Книга Тоастова насы-
щена богатейшим фактическим материалом,
большая часть RoToporo> добыта самим

Хорезма, освещаются все главные этапы   вития и высоком

его исторического развития,
Раскопки развалин древних хорезмий-

сятками тысяч получателей.

Чтобы прекратить массовые расточитёль-
ныё командировки на автозавод различных
представителей, необходимо коренным обра-
зом изменить систему распределения гото-
вой продукции, Автозавод должен  отгру-
жать автомашины централизованно в ад-
реса контор Глававтотракторосбыта, которые
имеются во всёх областях страны, Через
эти же коиторы вадо осуществлять и фи-
нансовые. ‚расчеты; тогда надобность в
«толкачах» отпадет сама собой.

Следует указать, что такой порядок рас-
пределения автомобилей сушествовал дб
войны и полностью себя оправдал. К сожа-
лению, Глававтотракторосбыт — почёму-то
медлит с возрождением этого порядка,

Б, ВАРАКСИН,
зам. директора Горьковского
автозавода имени Молотова

В После выхода труда С. Толетова уже не   ний Хорези» была написана на’ основания
ные обобщения, рисуется жизнь древнего   может быть сомнёния в самобытности раз-   малериалов, открытых экспедицией толь“

уровне
вультуры.

Но этим He исчерпывается ценность   ды, опубликованы

хорезмийской   ко в первые четыре года раскопок. Mate

риалы, ‘обнаруженные в последующие Ne
в следующей кии

CRUX городов, поселений, замков, отдель-   этой книги. Автор делает удачную попыт-   С. П. Толетова «Шо следам древнехорезмий:

ных укрепленных домов, остатков ИррИ-   к

гационных сооружений показывают,
Хорезм был одним из выдающихся цент-
рев цивилизации древнего мира. Собран-

ные в книге материалы свидетельствуют H. 5

0 TOM, чю в чрезвычайно высокая
культура развивалась самобытно, 06 этом
говорят и своеобразная архитектура зда-
ний, и детала строительной техники
(вплоть до формы и кладки кирпичей),
и ориганальность прригационной, очень
совершенной системы, и многие  найден-
ные памятники искусства и быта.

Что   него

У составить периодизацию истории древ-   @кой цивилизации». Среди них 060608 место
Хорезма. Многочисленные памятники занимают монументальная скульшура  й

материальной культуры свидетельствуют   МНогокрасочная сленная живопись, обнару-
0 TOM, что уже во втором тысячелетии до   женные в at —= цареком городе

Хорезм вступил в бронзовый век, что

Сиявушилов (Ш в. н. 9.). Реалистично вы*

в начале первого тысячелетия до н. в. он   ПОлненные статуи херезмийеких шахов (па

перешел к железным орудиям и уже ва

династии Сиявушидов) сделаны в HOP:

эпоху поддерживал связи © Приаральем и  Мальный человеческий рост; окрашенные в

Приазовьем. © УП-—УТ века до н, э. в Хо-   ТЕМНЫЕ цвета лица
резме складывается рабовладельческое об-   ельНостью

вырази-
черт.

поражают
и индивидуальностью

щество, достигающее к  \ в, дон 5. 680- Еще более сальшое внечатаение производит
его расцвета. 06 эм ясно товорят мате-   Многокрасочная стенная роспись, отличал“

Экспедицией уже в первые 4 года рас- РИалы, добытые и развалин города Джан-
копок (на материалах, собранных за эти   бас-Кала. В течение Gomee тысячелетия,

годы, и построена книга «Древний Хо-

резм») было обнаружено большое количе-   резма в условиях рабовладельческой фор-   рак-кале

ство скульптурных произведений;
них немалое место занимают статуэтки из
терракоты. Были найдены даже центры
изготовления этих произведений искусства.
Следовательно, не. может быть и рёчи
.0 том, что они ввозились извне. Найдено
выло также множество украшений, форма
и стиль которых свидетельствуют не толь-
Ко 06 их местном происхождении, но ио
высокой степени мастерства хорезмийских
ремесленников.

В свете всех этих новых материалов
С. Толетов доказывает в своей книге, что
знаменитый и прославленный хорезмиец
Ал-Вируни, которо буржуазная наука
всегда рассматривала как арабского уче-
HOM, в действительности был представи-
телем хорезмийской науки. Великий мате-
мати, астроном, естествопонытатель и
историк, Ал-Бируни был наиболее выдаю-
щимся деятелем хорезмийской  математиче-
ской школы. В Х1 веке Хорезм, бесспорно,
представлял cove крупнейший центр, в
котором культавировалиеь точные пауки,
Есть 806 основания утверждать, чю он

оказывал влияние на Тазватие науё в
других странах, в частности, в Иране.

т.е. до \ века н. э., длилась жизнь Х9-

цветают в нем древние города.

До выхода работы С. Толетова тезис, что
в Средней Азии  рабовладельческая форма-
ция представляла собой один из основных
этапов развития, был лишь
Теперь это стало общепризнанной истиной.

щаяся мягкостью линий и тепломй кра-
сок.

Раккопанные С. П. Толетовым в Tort
памятники замечательного хоз

среди   мации. В этот период развиваются и рас-   резмийского искусства — явление непо“

вторимое. Оми, бесспорно, He завозные,

Ал-Бируни-— великий хорезмайскай уче-
ный Х  века, писал в историческом
сочинении «Следы, оставшиеся от минув-

гипотезой.   ших пародов»: «И всеми способами рассеял

и упичтижил Кутойба (арабскай военачаль-

Обобщения, которые делает С. Толетов, ник УШ века.—А, Я,) всех, кто знал пись*
очень важны для иоследователей Средней   менность хорезмийцев, кто хранил их пре

Азии. Они помогают составить

периоди-   дания, всех ученых, что были среди них,

зацию истории смежных с Хорезмом обла- так что покрылось всё ото мраком; и нет

стей, например, таких, гак Согд и Бакт-   пстанных знаний о том, что было лавест- ^

рия, уровень культуры готорых был по- но из их истории во время пришествия a

чти равен хорезмийскому.

‘ним ислама». («По следам хревнёхореза

Памятники, открытые з разных iyHR- MHECKOI цивилизаций», стр, 1),

тах и очагах среднеазиатской цивилизация   90

прошлое обнаружизаемя сейчас,

(Хорезм, Сог, Бактрия), дают все осно- благодаря работам хорамийской археоло-
вания утверждать, что магистраль вуль-   гичесвой экеопедиций.

Турном развития человечества шла не
только по линий Древнего Eranta, Вави-
лонии, Ассирии, Древней Греции, — Малой
Азии, Права п Европы. Мы вядам,

о фм
2 am

-В винте С. П. Тожетова собран огромный

что   фактаческай материал — новый и зязчи-

человечество знало И. другив крупнейшие   тельный, сделаны интересные, важны для
культурные центры: Однам из пи была ‘паука вызолы, Вага имиеала. ° Хорошим

Средняя Азия. ^ ми
Следует подчеркнуть; что книга «Лоев-

литературным языком, чатается лего ие
нвослабевающим интересом