Михаил Исаковский — один из самых
любимых поэтов нашей Родины. Его поэ-
зия давно уже занимает большое. и. бесспор-
808 Место в духовной. жизни самых тширо-
вих слоев народа. И не беда, чт далеко
ве все из тех миллионов советоких люлей,
ворые поют «Катюшу», «Провожанье»
(«Дайте в руки мне гармонь»), «В при-
фронтовом лесу» и другие популярнейшие
современные песни, не беда, что пе все
они связывают строки этах песен ‘с ‘име-
нем их автора. Чём лучше песня, чем ча-
ще и охотнее мы поем или слушаем ве,
тем менее приходит на ум, что она кем-
нибудь написана, — она для Hac просто
воть на свете, родилась и живет как бы
сама №0 себе,

Но М, Исаковскай давно и прочно из-
вестен в нашей литературе не только как
поэт-песенник по преимуществу, но и как
автор. замечательных поэтических произве-
денлй,, предназначенных ‘для чтения, —
стихов. й поэм, многие из которых вошли
в школьные хрестоматии, в репертуар про-
фесспональных чтецов и в репертуар Gec-
численной армии чтепов нашей городской  7
сельской самодеятельности, в повсзднев-
ntl “abnor большом читателя советской
поэзии» здесь, шонятию, имя автора жи-
вет неотрывно от его тверений, как имя
крупнейшего <овременного поэта, предета-
вителя здорового, реалистического, проник-
Нутого духом NapeAACoTe направления на-
шей поэзии.

Однако же было бы пеправильно рае-
сматривать порюзнь эти, так -сказать, две
стороны поэтическом — существования
М, Исаковского в литературе — собетвен-
HO песенную и стихотворную. Вее дело как
раз в том, что эти стуюны неразрывны,
TM они‘ предетавляют 6©0б0ю одно поэти-
ческов целое. Й секрет необычайного
успеха песен Weanonenoro, ‘как эм уже
‚приходилось отмечать, именно в ‘ом, чмо
они — истишно поэтические создания: они
Живут пе тольк при наличии налясанной
композитором музыки, но и самостоятель-
HO, как стихотворения, Они — пе подтек-
стовки к вым мелодиям, Rak ato
сплошь и рядом бывает с песнями-одно-
дневками, & живой поэтический организм,
м с0б0ю как бы предполагающий ту
мелодию, с которой ему суждено слиться,
сжиться и звучать вместе, Он несет ве
в себе при своем рождении, и Творческие
удачи Захарова, Мокроусова или Блантера
В Том, что эти композиторы, при веем pas-
личии их музыкального «пиевма», обладалот
одинаковым уменьем угадать ту мелодию,
которая таится в строчках стихотворе
ния; онл умеют ее «прочесть» и. пере-
дать нам на языке своего искусства. Иса-
ковекий— но «автор теюстов», а подлин-
ный поэт, стихам. которого органически
присуше глубокое начало, певенности, что,
KCTATH сказать, всегда было  характерней-
шей чертой русской лирики.

06 Исаковеком  писалоеь мно и, за
единичными исключениями, любовно и

положелалельно, . Покоряющее. обаяние. ©
таланта об’единяло `в`обей полажительной
оценке его поэзия критиков, различных 09
своим частным воглядам и оттенкам вкуса.
Но нередко в статьях о нем наличествова-
13 некая опасливля. едержелиность, CRY THO-
ватая заниженнюеть опредваений места и
роли этой поэзии. Вак будто речь шла о
молодом, не определившемея ещё, этаком
опипатичном даровании,  а We о зрелом,
сложившемся, большом и бамобытном та-
Ланте, давно получившем неоспоримое на-
дное признание.

А, М. Горький более двадцати лет тому

назад в своей рецензии на первую книгу
(тихов М. Исаковского ‘подчёранул ирин-
ципиально новое качество ем поэтического
голоса, обязанного своим рождением новой
советокой действительности. Он противоне-
ставил его другому лирику тех лет, евя-
ванному, как и М. Исаковский, мотивами
и конкретным материалом © деревенской
жизнью, цевцу «уходящей Руси» С. Есе-
Й вся послетующая поэтическая работа
М. Исаковского, вплоть до нынешних дней,
полностью подтвердила и оправдала горь-
вовскую характеристику,

Всем евойм творчеством, в самого. нача-
па удивительно пельным, не стареющим ©
модами, но приобретающим вбе более оче-
видное значение подлинного поэтического
подвига, М. Исаковский вак бы заявил во
всеуслышание со всей  отчетливостью ий
определенностью:

— Нет, я не жалею «уходящей Руси»,
Я слишком хорошо знаю ее по опыту моей
жизни и жизни Тех людей труда и беспро-
светной деревенской нужды, из ерелы ко-
рых я вышел. Я люблю воем сердцем
новую Русь, деревню и город советовой
поры. Самым дорогим для меня является
10 новое, светлое, передовфе и по-новому
Красивое, что принесла © ©0бой советская
власть в темный, убогий и горький мир
старой деревни. Я люблю это, и э70 пою,
И за это положу всю свою душу, в этом
вижу призвание моей жизни, и вне этого
я не могу представить себя как худож-
лика.

‘Такое открытое и прямое заявление 0
своей поэтической, омопиональной принад*
Лежности новому в жизни, Ттворимому на-
родом под руковолством партии, которой
парод доверил свою судьбу, ©вов историче-

`М. Исаковский. «Стихи й песни», Гослитиздат.
1948, 110 стр.

РОМАНЫ И ПОВЕСТИ

Произведения писателей, удостоенных
Сталанских премий за 1948 Год, широко
известны вароду и пользуются большим
спросом у читателей. Стремясь уловлетво-

рить этот спрос, издательства массовыми

тиражами выпускают романы и повести
писателей- а
Только в Государственном издательстве

художественной литературы и издательстве
«Советский писатель» общий тираж пре-
мированных произведений составит около
двух -миллионов- экземпляров..

Второе издавие романа В. Ажаева «Да-
леко оф Мобжвы» подписано к печати в
издательстве «Советский писатель». 150-
ТыСЯчным и эта книга выйдет в
конце апреля в Гослитиздате.

и выпустил ромав К; Федина
«Необыкновенное лето», В ближайшее
время он появится и в Четырех выпусках

ское существование, — такое заявление
было сделало поэтом не в форме голослов-
ной декларации, а воем идейным смыюлом
и строем свойх стихов п каждой своей
строкой в отдельности.

Его поэзия являет собою ‘очевиднейнтий
живой образец того принцициально нового,
исторически знаменательного качества в
искусстве, которое мы называем больше-
виетокой партайностью. .

Книга стихов М, Исаковского, вышед-
тая нелавно в Гоблитиздате, всякому даег
почувствовать неподдельную, глубоко вие-
чатляюшую силу поэзии, насыщенной от
начала до конца духом. партийности.

В этой книге представлены
стихи М. Исаковского за целое двалцати-
пятилетие его творческой жизни, начиная

© 1924 и кончая 1948 годом: Я ‘больше.

остановлюсь на стихах последних: лет, по-
Тому ч10 0 них еще мало наи оовсем не
говорилось в печати, и потому, что они,
эти произведения поэтической зрелости
звтора, позволяют в суждений о них Je
лать некоторые выводы и относительно
всего его творчества,

Среди этих произведений. — открываю-
щее книгу «Слово в товарищу Сталину»,
«Ееть во Веходском районе», «Русской
женщине», «Песня о Редине» и ставшие
широко известными песни «Где ж вы, ме
ж вы, очи карие», «Лучше нету того цве-
ту», «Снова замерло все до рассвета»,
«Урожайная», «Услышь меня, хорошая».

Любой из этих маленьких шедевров
стоило бы привести полностью, если бы
они не были уже так известны, любой из
них заслуживал бы отдельного и подроб-

ного разбора, поучительного BO MIOrHX oT-
ношениях.

То особенное, что привлекает симпатии
читателей в поэзии Исаковского и нахо-
дит живейший благодарный отклик в их
сердцах, заключается прежде всего, пожа-
луй, в уменье поэта облекать самую на-
сущную политическую тему в форму глу-
боко лирическом, задушевного из’яенения.
Велюмним благородную сдержанность,
скромность и вместе с тем глубокую лич-
ную взволновамность «Слова 5 товарищу
Сталину»:

Спасибо Вам, что в годы испытаний
Вы помогли нам устоять в борьбе.
Мы так Вам верили, товарищ Сталин,
Как, может быть; не верили себе.

Вы были нам оплотом и порукой,
Чио от расплаты не уйти врагам.
Позвольте ж мне пожать Вам крепко
руку,
Земным поклоном поклониться Вам.
За
За
За
За

Вашу верность матери-отчизне,
Вашу мудрость и за Вашу честь,
чистоту и правду Вашей жизни,

то, что Вы-такой, какой Вы есть...

Или стихи «Русской женщине», внеш-
ним строем своим как бы воскрешающие
голое Некрасова, но так отличающиеся, ‚ло
внутреннему существу темы, 19 обобому,
свойственному лишь нашему современни-
ку, советскому поэту, идейному и. эм№*
циональному пафосу.

„.Да разве об этом расекажешь—
В какие ты годы жила!

Какая: безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..
Рубила, возила, ковала,—

Да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,
Что будто 6 отлично живешь.

Бойцы твои письма. читали;
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

Всякий раз, kak
приведенным простые,
строки,
вышающему чувству,
раз трудно удержаться от слез. Истинный
поэтический дар предполагает прежде
всем глубокое знание души своего наро
да, глубокую и пристрастную озабочен-
ность его действительными, . реальными
делами и нуждами, его скорбями и радо-
стями. Только тогда поэт безошибочно
находит слова, которые способны зала-
дать людям в сердце, быть для них необ-
ходимыми. Но что такое истянный поэти-
ческий дар, как не цельный и одухотво-
ренный высокой идейностью, живой чело-
веческий характер, как не духовное 69-
Гатство личности поэта.

Есть стихи, более или менее совершен-
ные по так называемому мастерству,
стихи, как стихи, —все на месте. Но эти
стихи не дают, так сказать, никакой га-
рантии относительно личности автора, его
морально-этичесвих и политических устоев,
взглядов, поступков. И дело не в том, что
нашему читателю непременню нужно
знать, что за человек этот автор в лич-
HOM смысле, а только в Том, что ведь лич-
ность автора в ее главных и решающих
чертах обязательно сказывается в ег
творчестве, и читатель обязательно это
чувствует. В поэзии нельзя притворить-
ся взволнованным, если не взволнован
по-настоящему, о Чувствующим, если не
чувотвуеть па самом деле; Такие чудеса
невозможны, чтобы заставить других че-
рез посредство построенных, тобою в из-
BCCTHOM порядке слов и строчек CIB

UN nT НИ

читаешь подобные
непритязательные

любящего

избранные.

хи у него простые,

Всего только,

сердце отдается сладкому и в03-
попросту, всякий

тать те чуветва, которых ты сам HA ис-
пытываешь.

Лирика Исаковского свидетельствует о
цельности душевного склада, о ‘возвышен-
HOM чувстве чести советского патриота,
сына своей Родины, верного
сына народа, о скромности и глубоком
достоинстве, об отзывчивом и добром серл-
це, никак не склонном, однако, к cenTH-
ментальности. Личный облик поэта пред-
ставляется в органическом единстве с
его творчеством. И поэтому голос его все-
тда верен. Его пафоо не может быть на-
игранным и фальшивым, его шутка не
может быть пошлой, его грусть — жаю-
стливостью, его боль — притворетвом.

Hi огромное  воспитательное значение
BCAROPO настоятщето поэта состоят в том,
что лирический герой и лирический ха-
рактер его стихов предстают читателю, каЕ
высоклй образец, но высокий че в смысле
недосягаемости,—нет, он становится дося-
Гаемым, как только он пробудил в tebe
волнение, как только он пришелся тебе
по душе. И в этом секрет такого большо-
№ обаяния поэзии М. Изаковском, вели
мворить 0 ев идейно-содержательном на-
Чаде. А eo форма, ее выразительные еред-
ства предельно просты, отчетливы.
хорошие, очень вол-
нуют своей искренностью», —нисал А. М.
Горький в той же рецензий, и эта харак-

териетика ‘манеры Исаковском — соответ-
ствует всем этапам развития его таланта.

Вот слова песни, совсем: недавно вышедшей
из-под его пера:

Летят перелетные птицы

В осенней дали голубой.

Летят они в жаркие страны,
А я остаюся с тобой.

Из таких, кажется,  незамывловатых,
поставленных как бы в уже привычном
слуху порядке, простых слов возникает эта,
©трофа. А смотрите, =— последняя строка
этой первой строфы становится первой
строкой следующей строфы:

А я остаюся с тобою...
GTO “CG 10000» вместо «с
тобой». Но это неожиданно и по-песенному

так непринужденно дает нам развитие. пре-

дыдущей незаконченной строфы:
А я остаюся с тобою,
Родная навеки странаГ —
Не нужен мне берег турецкий,
И Африка мне не нужна.

Как же просто, ‘без всякого видимого
усилия расположены эти -елова, эти стро-
ки, говорящие 6 светлом и нежном чело-
веческом чувстве привязанности к родной
земле и вместе с тем выражающие и бо-
лее широкое, историческое содержание:

Немало я стран персвидел,
Шагая с винтовкой в руке.
И не было горше печали,
Чем жить от тебя вдалеке.
Немало я дум передумал
С друзьями в далеком краю.
И не было большего долга,
Чем выполвить волю твою.
Пускай утопал я’в болотах,
Пускай. замерзал`я на: льду,
Но если ты скажешь мне снова,—
Я снова все эте пройду.

И последние две строки уже нельзя вну-
тренне не повторить, а это уже шаг в му-
зыке, которая позже рождается на слова
стихотворения. Не из законов собственно
жанра - рождается эта необходимость, a

из’ самюго содержания, из той взволнован-

ности высоким чувством любви к Родине,
что достигает здесь таного большого на-
пряжения:

‚ Желанья свой и надежды

Связал ‘я навеки с тобой,

С твоею суровой и. ясной,

С твоею завидной” сульбой...

Украинский поэт Андрей
вернувшись из поездки за океан, написал
Прекрасные стихи о Том, как

Негры в дальнем поле, в Оклахомё,

Пели песню русскую вдвоем. 3
И вапев отогревал им душу,
Белым пветом яблонь осыпал.
Негры пели славную «Катющу»,
Ty, что Исаковский написал...

(Перевел. ‘A. Ушаков).

Произведение искусства,  нашедшее
свой путь к. сердцам людей, будучи вер-
ным правде действительности, само ста-
новится частью этой действительности и
может послужить об’евтом отражения в
искусстве. Поэт Украины не просто пора-
довался за своего русского собрата по перу,
Услыхав его песню вдали от Родины, но
он воспринял ее как слово своей великой
Родины, переступившее все рубежи и моря
И «отогревающее душу» людям иной зем-
ли, иной доли. Вспомним, что в песне идет
речь о том, чтобы свято оберегать родную
советекую землю, и она дорога не Только
всем нам, но и многим миллионам людей
во всем мире, — она — источник надежд
и упований всего трудового человечества.
. На примере одной этой песни можно
видеть, Kak несостоятельны уже старые
суждения о том, чо, мол, радиус дейст-
вия поэзий ограничен пределами Toro
языка, на котором написаны поэтические
произведения. Эти сужления © всей оче-
видностью опровергаются жизнью.

Место и роль поэзии в жизни нашего
общества, в духовном обиходе нашем на-
рода исключительно велики. Михаилу
Исаковскому принадаежи  в рядах пред-
ставителей советекой поэзия В йз самых
первых мест.

ПИСАТЕЛЕЙ — ЛАУРЕАТОВ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ

«Роман-газеты». В издательстве «Советский
писатель» подготовляются к печати рома-
ны «Первые радости» и «Необыкновенное
лето» — в одном томе.

«Советский писатель» выпускает второе
издание романа С. Бабаевского «Кавалёр
Золотой Ввевхнь, Обе части романа в од-
ном томе выходят и в Гослитиздате.

Недавно в Гоблитиздате вышел роман
М. Ауэзова «Абай». Он будет. полностью
издан в этом году и «Советским писате-
лем».

Поступает в продажу вторая часть ро-
мана Т. Семушкина «Алитёт уходит в го-
ры», выпускаемого «Советским писателем»,
где готовится новое издание этого романа
(лвё части в одной книге). Одновременно
он печатается в «Роман-газете». В той же
серии выходит роман А. Гончара . «Злата
Прага».

Роман В. Попова «Сталь и шлак» сдан
в печать в издательстве «Советский писа-
тель». Повесть Г. Гулиа «Весна в Сакенё»
вышла в <Роман-газете». Она подготовлена
к печати и издательством «Советский пи-
сатель».

Гослитиздат выпускает также романы
А. Первенцева «Честь смолоду», Е. Маль-
цева «От всего сердца», А. Саксе «В го-

ру», том избранных произведений С. Шан-`

шиашвили; = готовится к. печати роман
Ф. Панферова «В стране поверженных».

В издательстве «Советский писатель»
вышли в свет книги: Б. Полевого «Мы —
советские люди», В. Добровольского «Трое
в серых шинелях», Т. Сыдыкбекова «Люди
наших дней», Ю. Лаптева «Заря». Посту-
пает в продажу книга И. Рябокляча «36-
лототысячник», слается в печать повесть
Г, Леберехта «Свет в Коорди».

MASH,

«Om:  .

В. КУХАРСКИЙ,

‹ секретарь правления
Союза советских композиторов

Минувший год-— год исторических co-
бытий в советской музыке. Опубликование
поетановления ‘ЦК ВЕП(б) «06 . опере
«Великая дружба» В. Мурадели» и заме-
чательное выступление тов. А. А. Жданова
по вопросам музыки оказали громадное
влияние нь вое` дальнейшее развитие на-
шего музыкального искусства:

Большинство лучших музыкальных про-
изведений 1948 года обращено к нашей
современности, к образу советского чело-
века, к миру его устремленай и чувств.
Идейная ясность этих произведений не-

‘разрывна с поисками реалистического
музыкального стиля, с его глубоко  де-
мократическим языком, ‘содержательной,

красивой  мелодикой,
ственностью формы.

Потому так’ привлекают нас жизнера-
достность «Вантаты ‘о Родине» А. Арутю-
няна и фортепианного концерта Г. Гаса-
нова, юношеский светлое настроение
скрипичного концерта Д. Вабалевекого,
мужественная народная интонация квар-
тета А. Филиппенко и скрипичного кон-
церта Б. Дварионаса, что дух народа, его
характер. отражены в пих правдивым и
простым музыкальным языком.

В органическом слиянии ° традиций
классической музыки с использованием
нового интонационного строя, идущего от
богатейшей народной музыкальной куль-
туры, непрестанно развиваемой и обога-
щаемой народом, рождается тот реали-
стический язык, который может глубоко
И яено отобразить идеи нантего времени.
„» Пожалуй, никогда еще в музыкальном
искусстве неё появлялось так много новых
молодых талантов. В этом году большин-
ство лауреатов Сталинских премий =

‚простотой и ecr-

шие с крупными. произведениями. То
свежее, радостное. мироощущение, живое
восприятие налей действительности, кото-
poe несут. их произведения, позволяет
видеть прекрасное будущее советской
музыки,

Благородной патриотической теме поевя-
mena «Кантата о Родине» молодого ариян-
кото композитора Алекгандра Арутюняна,
В пяти частях этого глубоко эмоциональ-
ного произведения встает прекрасный образ
армянского народа — труженика, созида-
теля, обретшего свою молодость и счастье
в советское время.

В заздравной песне, в остром, неудер-
жимом ритме части. «Торжество труда»,
в промикновенно светлой музыке лириче-
ской «Колыбельной», в торжественно ве:
личавой коде произведения, ‹° славящей
великого ‘вождя, ‘чуветвуется горячая
искренность молодого ‘художника, чья
судьба неотделима. op судьбы народа,
взрастившего и воспитавшего его.

Рельефный, яркий мелодический язык,
уходящий своими корнями в народную
армянскую песенность, умение создать
активный, метко схваченный музыкаль-
ный ‘060раз, хорошее владение формой,
колоритный оркестр — все это говорие о

врун реалиетическом даровании А: Ару-

тюняна.

Малынтко,

`В замечательным петокам  паролного
творчества обратился в своих слифоняче-
ских азербайджанских  мугамах молодой
композитор Фикрет Амиров. Взяв за основу
тлубоко поэтические народные . поэмы. —
мугамы, он обогатил их мелодику
ствами симфопического оркботра.

Мугамы Ф. Амирова — «Кюрды-0з-
шары» и «Шур» — вначительный этап
в развитии азербайджанской музыки, ©по-
собствующий приобщению широких слоев
‘азербайлжанском народа к EDEN
  музыкальной nee

1948 roa. был ознаменован новыми 10
стижениями изобразительного искусства,
которые правительство отметило присуж-
дением Сталинских премий.

Новые ‘лауреаты “Сталинских премий в
большинстве — молодые художники; не-
которые из них начали. работать совсем
недавно, в послевоенные годы. Пригк
свежих сил талантливой молодежи, еже-
одно пополняющей кадры художников во
всех республиках Советского Corsa, 0бе-
спечивает дальнейший под’ём и расцвет
нашей живописи, скульптуры, ‘графики.

Лучшие произведения нашего изобрази-
тельного искусства отличаются нё только

разрывной связью с современностью, + и
большим художественным. мастерством.

Особенно радуют успехи нашей. живо-
писи в двух важнейших ее жанрах — в
портрете и исторической картине.

Образ вождя советского ‘народа И, В.
Сталина воплощен в полотнах Ф. Шурпи-
па, Ф. Решетникова и народного художни-
ва СОРА. Герасимова, в серии рисун-
ков В. Финогенова.

Ф. Решетников и №. Финогенов посвя-
тли свой работы деятельности Генералис-
cumyca Советского Союза Й. В. Сталина
в мды Великой Отечественной войны. В
картине Ф. Решетникова И. В. Сталин
изображен в часы раннего утра в свобм
рабочем кабинете, Товариш Сталин бит
Около карты и намечает план военных
онераций советоких войск под Сталингра-
дом. В серии рисунков К. Финогенова
И. В. Сталин показан, в окружении своих
ближайших соратников—в штабе, за раз-
работкой стратегических планов, у прямого
нровода, на военном заводе, в блиндаже,
на оборонительных рубежах под Москвой.
’ Художник Ф. Шуриин в картине «Утро

нашей Родины» изобразил товарища
Сталина среди  необозримых колхозных
полей. Это величественное, проникнутое

высоким пафосом произведение говорит о
новых чертах советекой живописи, 0 ee
стремлении к обобщенному, монументаль-
ному образу, 2

Трудную задачу разрешил А. Герасимов
в своей картине «И. В; Сталин У гроба
А. А. \данова», увековечив минуты про-
щания народа и его вождя с выдающимся
деятелем советского государства,

Необычайно выразительно и  талант-
пиво, с большой пронякноренностью ис-
полнил А. Герасимов портрет В. М. Моло-
това, изобразив его выступающим с три-
буны.

молодые композиторы, впервые выстунив--

Блатотворное влйяние русской класси-
ческой музыки на формирование наших
молодых национальных музыкальных куль-
тур ярко сказалось в концерте для форте-
пиано с оркестром Г. Гасанова. Это—пер-
вое крупное. профессиональное ^ произведе-
ние дагестанской музыки. Сочетая тради-
ции русской фортепианной школы с широ-
ким использованием народного дагестан-
ского творчества, Г. Гасанов создал ‘увле-
кательное произведение, свежее по’музы-
кальному языку, мелодически богатое п
доходчивое,

Стремление к подлинному’ новаторетву,
к идейному обогащению содержания камер-
ной музыки отличает струнный квартет
№ 2 молодого укралнокого композитора
A. Филипенко. Программно-конкретные
образы ‘ этого - квартета,
композитору — самой. жизнью, -— борьбой
партизан против немецких захватчиков, —
способствовали созданию живой, вырази-
тельной музыкальной. речи, которая по-
строена на интонапиях украинской песни
‘и танца. Молодой композитор. доказал
возможность отображения в камерных
жанрах больших тем современности.

Событиями Великой Отечественной вой-
ны навеяны образы 2-й симфонии . ода-
ренного молодого композитора В. Бунина.
„Серьезность идейного замысла произведе-
ния, следование традициям русской сим-
фонической школы являются залогом того,
что, развивая уже достигнутые успехи в
своем творчестве, В. Бунин создаст но-
вые значительные произведения на совре-
менные темы.
°В истекшем году композиторы интенейв-
но работали ная развитием инотрумен-
тальной музыки, над созданием таких ее
произведений, которые народ сможет
понять, оценить и полюбить. Они’ стреми-
лись писать музыку, «способную  удов-

летворить . эстетические: - потребности И
художественные вкусы  советеких людей»
(А. А. Жданов).

Не все удавалось ‘в этих творческих
поисках, прошлые формалистические за-
блуждения часто мешали найти прямой
путь к реализму и народности. Однако,
‘несомненно, что в области инструменталь-
‚ной музыки появилиеь новые,  здорвые
ростки, открывающие широкую дорогу для
расцвета советского реалистического сим-
фонического творчества.

Концерт для скрипки © оркестром Б.

мии первой степени, привлекает естеет-
венным и органичным . использованием
замечательных литовских народных тем,
придающих музыке концерта большую

сред-

своим глубоким ‘идейным содержанием, не-

товский скульптор А. _Кибальнивов.

искренность и глубокую, подлинно народ-
ную душевность. При простоте средств
выразительности, простоте, невозможной
без высокого мастерства, концерт произ-
водит впечатление свежести и оригиваль-
ности именно потому, что весь его языв—
в народной  песенноети, от которой плут
и широкая мелодичность, и художеетвен-
ная законченность, и ewes музыкаль-
ных образов. ^

“Ценность концерта’ для скрипа ©
фортепиано Jl. Кабалевокого и сюиты
«Солдатские песни» 4. Книппера для сим-
фонического‘ оркестра в ‘том, 4TO эти про-
‘ изведения раскрывают простым и доетуп-

ным. языком чувства и Е,
ие нашим ‘слушателям. . ae :
Концерт . Jl.: Ra6anescroro — жизне-

‚утверждающая: поэма. 0. советекюй юно-
ети — поредает, ‘светлые, ‚радостные. чув-
ства наших молодых ‚ современников.
Лаконичный, изящный п законченный по
форме, он отличается яркостью музыкаль-
ного лзыка, свежей, красивой мелодикой,

: АН

rn а

заслуженный деятель искусств РСФСР.
<

Портрётом молодого Сталина, читающего

поэму Шота Руставели «Витязь в тигро-
вой шкуре», открывает свою серйю илаю-
страций в книге «Антология. грузинской
поэзии» И. Тоидзе. Иллюстрации прекрас-
но передают народный,  свобололюбивый
дух лучиих т, грузинской ли-
тературы.

Замечательную галерею скульптурных
портретов знатных людей страны создали
Е. Вучетич и Н. Томекий. В работах

Вучетича — «Дважды Герой Советского
Союза Т. Хрюкин» и «Герой Социалисти-
ческого Труда. Назарали Ниязов» е большой
пластической выразительностью отображе-
но богатство. духовного мира передовых co-
ветских ‚людей — талантливом  воена-
чальника и мастера высоких урожаев. Не-
преклонное мужество, смелость, лучигие.
качества советского» воинского характера
блестяще передал Н, Томекий в портретах
трижды Героя Советского Союза И: Коже-
дуба и дважды [Героев Советского Союза
П. Покрышева и А. Смирнова,

Замемательный монументальный портрет
М. Чернышевокого создал молодой, сара-
Ox
сумел воплотить в своей работе глубокий
образ мыслителя и неукротимого борпа,

В исторической картине молодого живо-
писпа И. Сорокина — «А. (С. Попов де-
монстрирует адмиралу Макарову первую в
‘мире радиостанцию» даны портреты двух
выдающихея русских ученых — А. Попо-
ва —= изобретателя радиотелеграфа и ад-
мирала С, Макарова. И. Сорокин впервые
в нашем изобразительном ‘искусстве разрз-
ботал глубоко патриотическую тему прио-
ритета русской науки, и нужно всячески
приветствовать смелую попытку молодого
художника.

Il. Соколов-Скаля посвятил свое произ-
ведение «Краснодонцы» замечательной те-
ме: терои «Молодой ‘твардий» слушают по
радио исторический доклад ‘товарища
 Оталина о 24-й годовщине Октября. Обра-
зы юных советоких патрибтов, охвачен-
ных горячим порывом бороться  набмергь
за свою социалистическую Родину, запе-
чатлены с большюй художественной выра-
зительностью,

Cpein работ,. удостоенных Сталинских
премий, — ряд произведений, о Великой

подсказанные.

Музыка для народа

доетигающей 0с0бой выразительности BO
второй, медленной части.

На высоком уровне мастерства написана
J. Вниинером симфоническая сюита —
«Солдатские песни». В пяти частях этого
произведения использованы интонации
подлинных песен, звучащих в ‘походах,
на привалах, в часы отдыха ооветского
‘солдата. И. Книипер успешно ‘решил
серьезную задачу создания программното
симфонического произведения на основе
современного русского песенного’ творче-
ства, обогатив популярный ‘воветокий сим-
фонический ренертуар:

Сталинской премией нервой степени
достойно отмечена замечательная. новатор-
ская. работа композитора Николая Будаш-
кина. над произведениями для: оркестра
русских народных инструментов. г‘

В. Будашвин ‘является подлинным
мастером в этой области. Hho «Рубекая
фантазия», «2-я о рапоодия», ` «Думка»,

написанные. на русской народно-песенной
‚основе, свидетельствуют со богалейших
художественных возможностях. творчества
для оркестра русских народных инстру-
ментов. Можно с полным основанием
сказать, что творчество Н. Будашкина —
искреннее, правдивое — сыграет большую
роль в становлении и развитии советекого

Дварионаса, удостоенный Сталинокой пре-.

симфонизма, понятного т Ир
телю. .

Композитор Г, Милютин. много лет пло-
дотворно работает в области. массовых
  музыкальных жанров. Epo песни —
«Ленинские горы», «Сирень-черемуха» и
«Морская гвардия» не случайно широко
‘популярны: привлекают народные
интонации. этих песен, их яркая мелодич-
ность. Е

Новые музыкально-сценические. произ.
ведения талантливых композиторов наших
национальных республик характеризует
связь с лучшими традициями многовековой
культуры одного народа, ев прогрессив-
ными демократическими идеями,

Й в красивой, высоко профессиональной
музыке балета «Калёвипоэг» известного
эстонского композитора 9. Каппа, и в
своеобразной, ‘яркой  мелодике оперы
«Биржан и Сара» казахского‘ композитора
М. Тулебаева, и в проникновенной лирике
музыкальных образов балета «Лейли и
Меджнун» композитора ©. Баласаняна
поэзия народной жизни, чаяния и чув-
ства народа ‘нашли cpoe тармоническое
воплощение. ws =

Сталинские  премпи’ подводят ит
большой творческой работы композиторов
за время, прошедшее после исторического
постановаения ЦВ ВКИ(б), поошряют
успехи советской музыки на путях ве
перестройки. т

Однако перед советсками композитора“
ми еще много нерешенных задач, и. пер-
вая из них — создание советской ‚оперы.
По успешному решению этой задачи
народ будет оцепивать способность. нашей

музыки. быть активной силой _B воммуни-

стическом воспитании. советских людей.
Композиторы должны. помнить слова
товарища А. А. Жданова: «Народ оценивает
талантливость музыкального произведения
тем, насколько оно тлубоко отображает
дух нашей эпохи, дух нашего ‘народа, на-
сколько 00 дохолчиво- до широких масс».
Композиторы: должны непрестанно тру-
диться над созданием реалистических: муз
BETO 1 TEBLE- произведений _ во. всех жанрах.
этому обязывает их то. внимание к
‚сульб ам советской музыки, ‚которое, выра-
жено нашей партией и правительством при-
суждением Сталинских премий за лучшие

ой, Гороизводения 1948 года.

НОВЫЕ УСПЕХИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ,

‚ Отечественной войне, исполненных Живо=
пиенами-баталистами студии имени Греко-
ва. В дпорамах «Форсирование Днепра
войсками Советекой Армии» (А. Горпенко,
А. СОталник, П. Жигимонт). и. «Бой на
Одерском плацдарме» (I. Корецкий в И,
Евстигнеев) грековцы дали образцы совет-
ской батальной живописи, правдиво пере-
дающие грандиозные по своему размаху п

сложности военные операции Советской
Армии,
Как гимн  советекому народу, Coper-

ской Армии, 66 полководнам и великому
Сталину, звучит монументальное произве-
дение П. Вривоногова = «Победа». Перед
громалным дымящимея зланием только что
взятого. штурмом рейхетага советские вой-
ны празднуют свою победу над германским
фалтизмом. Волнующий, незабываемый. мо-
мент торжества советского оружия худож-
ник изобразил ярко и талантливо. ,

Великоленное тематическое дополнение
в «Победе» представляет собою другая
монументальная картина — «Конец», где
Вукрыпакеы (М. Куприянов, П. Врылов
и Н. Соколов) в форме остром политяче-
ского памфлета показали крах  фапист-
ской авантюры, позорный ‘Ronen  гатле-
 ризма.

0 послевоенной жизвй  советеких кол-
хозников, их труде и бытё рассказывают
произведения В. Яковлева и С. Чуйкова.

В серии картин, рисующих быт” совет-
ских людей, следует отнести «Прибыл на
каникулы» Ф. Решетникова. В полной
жизни и юмора впене хуложние изобразил
мальчика-суворовца, рапортующего своему
деду о приезде на каникулы.

Высокую оценку получил советский
плакат — самое популярное, массовое и
боевое срелетво политической агитации.

Ведущие плакатисты В. Иванов, В. Ко-
рецкий, А. Кокорекин награждены за се-
рию политических плакатов, влохновляю-
щих советских людей На славные труло-
вые подвиги, Ha досрочное выполнение
сталинской пятилетки. Us

Неуклонно повышая свой идейный уро-
вень и хуложественное мастерство, совет-
ские художники создадут еше более яркие
произведения, прославляющие наш  Вели-
вий. народ, нашу партию и нашего мудро-
го друга, вождя и учителя товарища
Сталина, т

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 31 — 3