Накануне Всемирного конгресса сторонников мира

Акад. А; ОПАРИ

В нае время наука приобрела невилан-
HO ‘никогда ‘раньше значение для челове-
чества, ибо она проникает во все облаети
жизни и деятельности людей. Наука сере-
дины ХХ века обладает поразительной
мощью. Поистине. фантастические ‘успехи
современного естествознания говорят о. по-
чти. безграничных возможностях человече-
ского ‘ума, способного разрешать любые
стоящие перед ним задачи.

Одизко наука — обоюдоострое оружие.
В зависимости от того, в чьих руках на-
ходиТея это мошное оружие, оно может по-
служить. либо к счастью и благу людей,
либо к их гибели. Цель науки — служить
человечеству, и она успешно достигает
этой цели, если принадлежит всему на-
роду. Но если наука находится на службе
у кучки корыстных людей, одержимых
стремлением к наживе и власти, то это
приводит к ужасным, губительным резуль-
татам.

Атомная энергия, ‘которая могла
освободить людей от тяжелого труда,
оборачивается в атомную бомбу, пред:
назначенную для массового  уничтоже-
ния мирного населения. Химия — наука,
создавшая ряд новых, невиданных в при-
роде материалов на пользу человечеству,
уже была применена для массового уни-
чюжения мужчин и женщин при помощи
ядовитых газов. И даже биология, наука
о жизни, одна из благороднейших наук,
служащая основой для здравоохранения и
сельского хозяйства, в руках милитари-

бы.

ИН.

ли конечную цель своих трудов в общест-
венном благе.
ство наших великих русских ученых—Ло-
моноеова, Лобачевского, Менделеева, Тими-
рязева, Павлова, Докучаева, Мичурина и
других — пронизано идеей служения че-
ловечеству, страстным стремлением прине-
сли пользу народу. И нередко в условиях
царокого режима они принуждены были
тернеть материальный ущерб и моральные
притеснения, но никогда не сходили Co
своего светлого пути, всегда боролись про-
тив использования их открытий и изобре-
тений в корыстных целях, во вред людям.

Хищническая война,  империалистиче-
ская агрессия. всегда являлись и сейчас
являются врагом научного творчества.
Й поэтому ученым принадлежит видное
место в борьбе за мир. Мы знаем, как му-
жественно боролись < агресоней передовые
франпузские ученые. Нам известны ¢rpa-
стные выступления за дело мира прогрес-
сивных деятелей науки США и других
стран. Мы, советские ученые; He только
на словах, но и на деле показали, что мы
едины в своем стремлении преградить до-
рогу любому ‘агрессору, равоблачить и 0без-
вредить любого поджигателя ‘войны.

Мы хоропю знаем, что наука только TO-
гда служит прогрессу и счастью человече-
ства, когда она соединена с демократией,
когда она не применяется в целях без-
удержной наживы и эксплоатации. Мил-
лионы простых людей не хотят войны, п
поэтому демократичность науки является

стически настроенных врагов человечества,
грозит превратиться в основу бажтериюл-
тической войны — самого отвратительно-
гв средства истребления людей.

`Для ученого, настоящего, истинного
ученого, далеко не безразлично, как ис-
пользуются, каким целям служат научные
достижения, в которые он вкладывает свой
ум и свои творческие усилия. Его совесть
НИКОГДА не позволит ему равнодушно взи-
рать Ha то, как дело его рук пусть даже
против его воли — используется для уни-
чтожения ни в чем неповинных людей.
Мне невольно приходит на память знаме-
нитый. русский путещественни Миклухо-
Маклай, челевек большой души и горячего
серхда, великий друг. отсталых наро-
дов, который последовал жизнь и КУЛЬТУРУ
mally acos и меланезийнев и прожил среди
них ряд лет на Далеких островах Тихого
океана. Бак сильно страдал он от того, что
610: исследования показали дорогу капита-.
зиетическим грабителям! Как мужествен-
но он боролея и етрастно. протестовал про-
тив. истребления и бесчеловечной экеталюа-
тащии населения. «берега Маклая»! И, ко-
нечно, в нем говорило’. не. просто. желание
последователя сохранить в начальной не-
тронутости об’ект своих исследований, a
глубокое человеколюбие убежденного гума-
ниета, которому дороги жизнь и счастье
любого простого человека вне зависимости
от. нвета его кожи и формы черепа.

Стремление некоторых ученых спрятать-
ся от жизни «в башне из олоновой кости»,
отгородиться от мира стенами своей лабо-
ратории и находить наслаждение и забве-
ние в самом процессе творчества, совер-
шенно ве интересуясь тем, каков ‘будет
результат этого творчества для простых
людей, для народа, — такое стремление
недостойно истинных деятелей науки.

Истинные ученые — естествоистьтате-

XIX pera == Герценом;

высшей гарантией ее использования
благо человечества.

Первая, наиболее ярко выраженная 060-
бенность советской науки — это ее иск-
лючительная демократичность. liane a
наука, по еловам И. В. Сталина, «...He от-
гораживается от народа, не и себя
вдали от народа, & готова служить наро-
ДУ...»

‚ Эта демократичность советской науки не.

является чем-то случайным, преходящим.
Ее корни уходят в глубь нашей истории,
она завещана нам великими демократами
Белинеким, Добро-
любовым, Чернышевским и налими учи-
телями — выдающимися естеетвонепьета-
телями конца прошлого и начала наетоя-
щем века. «Избранники, занимающиеся
наукой, — писал в cBoe время Тимиря-
зев‚ — должны емотреть на знание, как
на доверенное им сокровище, ` составляю-
щее собственность всего народа».

Но до установления ` нового советекого
строя в России «избранники науки» оста-
вались в большинстве случаев только
«избранниками»,  одлиночками. Советское
государетво с первых же дней своего су-
ществования встало на путь демократиза-
ции науки, на путь сознательного и пла-
номерного приобщения к научному твор-
честву широчайших кругов трудящихся.

Мой незабвенный учитель академик
А. Бах, имя которого щироко известно хи-
микам и биологам всего мира, нередко го-
ворил мне, что его длительный жизненный
путь воетда освещали две идеи-это слу-
жение науке. и борьба за лучшее будущее
человечества. Но до Великой Октябрьской
социалистической революции эти две сто-
юны его деятельности были разобщены
между собой, и ‘только в советском госу-
дарстве он смог найти полное. гармониче-
ское сочетание своих стремлений, он смог

ли всех времен и народов — всегда виде-

вдохновляться своей широко  развернув-

В ‘частности, все’ творче-

Ha
 уки, ее подлинная всенародноеть уже са-

‘занимающийся даже самыми отвлеченными

шейся научной работой, ибо вилел,
она служит на благо всему народу.
(Сейчас -мы ©. гордостью. можем заявить,
что наука в нашей стране. действительно.
является доподлинно всенародной.  Боль-
шинство молодых советских ученых — это
выходцы из народа. В научном творчестве
У нас принимают  непосредотвенное уча-
стие не только люди, целиком посвятивикие
себя науке. Советская наука вышла из
храмов академий и университетов на заво-
ды и крестьянские поля, она перостала
быть привилегией избранных и сделалась
достоянием простых людей, практиков и
Новаторов производства и сельского хозяй-
ства.
Особенно яркое отражение это нашло в
сельском хозяйстве, благодаря тем ориги-:
нальным приемам исследовательской рабо-
ты, которые осуществляются нашим выха-
ющимея ученым академиком Т. Лысенко.
Иысенко — не только глубокий теоретик,
ученый-исследователь, но и талантливый
организатор, умеющий направить к единой
цели как работу своих ближайших сотруд-
ников, так и исследования многих тысяч
крестьян-опытников. Для этого он нашел в
нашей стране самую благоприятную почву:
Любое хорошее начинание ‘ученого
нахедит у’ нае в массе народа тысячи уме-
лых рук. которые проверяют, дополняют и
уточняют это начинание. Это ‘не только
позволяет быстро разрешать важные хо-
зяйственные проблемы ‘государственного
значения, но вместе с тем приносит неоце-
нимую пользу теоретическому знанию. ^
Широкая демократичность советской Ha-

что

Ма по себе исключает всякую возможность
использования ее в человеконенавистниче-
ских, агрессивных целях. Еф вадачи имеют
совсем иной характер. Усилия коллектива
советских ученых согласованно ‘направле-
HDI Ha TO, чтобы сделать жизнь всех аю-
ей лучше, счастливей, веселей.
`Общеизвестны выдающиеся ‘достижения
советской теоретической мысли в области
математики, в области физики и астроно-
мии, геологин и биогеохимии, в познании

стительвого мира нашей земли, в изучении
выешей нервной деятельности животных и)

настоящего и прошлого животного и ра- .

человека и т. д. Но у нас. каждый ученый,

проблемами, всегда ПОМНИТ, ЧТО. долг Ha-
уки — служить людям. И поэтому он. BCe-
гда стремится возможно скорее использо-
вать свои достижения на благо человече-
ства.

Сказанное определяет собой вторую 060-
бенноеть советской науки — это ее здо-
ровый, сильный практицизм, коренную
связь отвлеченной мысли © практикой co-

циалистического строительства. Характер-
ным примером в этом отношении является
активное участие советских ученых B гран-
диозном  общегосударственном.  предприя-
тии — осуществлении принятого прави-
тельством плана создания  полезатитных
лесонасаждений для обеспечения высоких
п устойчивых урожаев в степных районах
европейской части СССР.

Третья особенность советской науки —
это полная ее ясность в отношении фило-
софского мировоззрения, составляющего не-
обходимый фундамент иселедования. Мы
твердо убеждены, что только материали-
стические взгляды способны вывести. на-

уку на верный путь. Мировоззрение. совет-

я

ских ученых — это диалектический И

исторический материализм.

Мы уверены в 06° ективной ‘реальности
мира M ero непрестанном и прогрессивно
развитни. Поэтому мы так онтимистическл
смотрим в будущее. Поэтому мы сд’ всой
решительностью, со всей присущей нам
страстнсстью отвергаем конценцию : менде-:

листов и  морганистов,  изображающую
жизнь, как нечто застывшее, неподвиж-
Hoe. i

Мы со. всей решительностью oTBepracM
мальтузианетво, «теорию» убывающего пло-
дородия и тому подобные сказки, которые
преследуют пель убедить- простого челове-
ка, что он не может рассчитывать на улуч-
шение своего материального положения,

что все его спасенце состоит в’ ограниче-

НИИ деторождения и истреблении «излиш-
них» людей посредством войн.

Мы твердо уверены, что каждому чело:
веку не только найдется место под солЕ-
цем, но’и необходимые материальные ус-
ловия для того, чтобы он мог наслаждать-
ся жизнью, полноценно развиваясь и фи-.
зически ‘и духовно. Мы не видим rpaHun
тем возможностям, которыми располагают
наука и труд длЯ создания непрерывно
возрастающего изобилия.

Мы, категоричесви отрицаем правомоч-
ность механического” перенесения биологи-
ческих законов борьбы за существование
Ha человеческие социальные отношения,
Для нас формула: «человек человеку —
волк» является принципиально неприем-
лемой, мы верим в дружбу и братство всех
людей. Вот почему антинаучный, изувер-
ский расизм, проповедующий неравноцен-
ность различных народов, разделение 4e-
ловечества на «расу господ» и «расу ра-
бов», всегда встречал и сейчас встречает
непоколебимых и в лице совет-
CRUX ученых. .

Ни один Честный человек не сможет
найти в_ провозглашаемых нами‘ принци-

` пах и следа того, что могло бы. послужить

теоретической базой для  человеконе-
навистничества или для военной экепан-
сии. Мы горячо любим напгу Родину и ro-
товы защищать ее от любого нападения,
но мы питаем глубокое уважение ко всем

остальным народам мира. Отсутствие на-

циональной ограниченности, ‘узкого нацио-
нализма всегда’ являлоеь характерной чер-
той деятелей советской науки. Наша
философия по существу своему `враждебна
веякой военной агрессии.

` Нална страна является борцом за мир.
Советский Союз’ — эт оплот социализма,
демократии и мира. И все советские уче-
ные об’единены в стремлении решительно
бороться против поджигателей новой вой-
ны. Война не неизбежна, силы демокра-
тии и’мира, если они будут действовать
сообща, заставят отетупить любых поджи-
гателей войны.

„Ученые земного шара, обладают иСклю-

чительными возможностями для “TODO, что-.
бы внести совой — огромный—вклад в де-.

10 укрепления международного сотрудни-
чества, в дело мира. Мы, советские уче-
ные, протягиваем руку дружбы передовым
деятелям науки всех стран и призываем
их всеми силами способствовать установ-
лению взаимопонимания и сотрудничества
‘между народами. Народы мира жаждут ми-
ра. 0б’единим наши дарования, о исполь-
зуем всю мощь науки, „чтобы . встать
непреодолимой стеной. на пути. поджигате-
лей новой войны!

<

Захария СТАНКУ,

председатель Союза писателей
Метео народной республики

Широкие круги румынской интеллиген-
ции проникнуты сознанием того, что недо-
статочно желать мира, но необходимо ак-
тивно боротьея за мир.

Через. несколько. дней после. возвращения
нашей делегации из Вроцлава, в Бухаресте
‘состоялось многолюдное собрание интелли-
тенции, принявшее решение о созыве кон-
гресеа_ деятелей культуры Румынской на-
родной. республики в защиту мира. Тысячи
деятелей культуры нашей страны с вооду-
шевлением встретили это решение. Акаде-
мия Румынекой народной республики, сою-
ЗЫ. писателей, композиторов,  художни-
КОВ. и. ‘скульшторов, ‚а также. другие `ор-
танизации во всех городах страны на епе-
иально- созванных «собраниях заявили 9
том, что ‘они с энтузиазмом встают на 33-
Зинту мира и культуры.

С тех‘ пор культурная жизнь Румынской
народной республики проходила под знаком
OAT’ потовки. к- национальному: конгрессу.
Инициативный ‘комитет, пополненный . в
начале ‘текущего года многочисленными
учеными, ‘писателями, артистами и учите-
‘AMM, опубликовал воззвание, выражающее
чувства интеллигенции Румынии. «Мы
превратим Hally страну,—тласит воззва-
ние,—в мощное и активное звено в общем
пагере защитников мира, социализма и
‘прогресса, во главе которого стоит Союз
Советских Социалистических Республик».
` Это обязательство ярко отражает проч-
ную связь, создавшуюся в нашей стране
между деятелями культуры и рабочим
классом, всем трудящимся народом, пре-
исполненным воли и решимости беззавет-
HO защищать мир и культуру человече-
ства:

В. _ буржуазно- -помещичьей  Румынин
ЗО была в загоне. Ученые, писате-
ли, артисты, профессора и учителя были

поставлены в жалкое положение. Иллюет-
рацией этого является ‘такой, например,
факт, что на погребение великом румын-

ского поэта Михаила Эминеску принлось.

собрать деньги по публичной подписке.
Великие реалисты румынской литературы
И. 1. Вараджали, Ион Врянга, Teoprait

«Литературная газета» выходит два раза

в неделю: по средам и субботам.

—

ОБ’ЕДИНИМ` НАШ

Кошбук подвергались _ преследованиям.
Пьеса  Караджали  «Утерянное письмо»
почти не имела доступа на сцену во вре-
мена буржуазно-помещичьей диктатуры.
В новой Румынии’ она была сыграна боль-
ше 150 раз только в текущем году.

После водворения фашизма, после того,
как была развязана преступная война
против Советского Союза, в Румынии был
предпринят настоящий крестовый поход
е целью уничтожения. национальной куль-
туры. Фашиетекие людоеды убивали или
заключали в тюрьмы и а aes ee
представителей.

‚Культура. румынекого народ, а также
других народов Румынии была спасена Co-
ветской Армией, изгнавшей^ из’ ‘страны
‘ёрмано-файистских захватчиков и давшей

`возможность демократическим °силам во

главе с румынской коммунистической (ны-
не `рабочей) партией воспренятетвовать
восстановлению буржуазно-помещичьей
реакции и повести страну по пути народ-
ной. демократии, к социализму.

Сейчас деятели культуры окружены ис-

‘сем недавно’ по инициативе центрального
комитета румынской рабочей партии пра-
вительство издало декрет 0. поошрении
научного, литературного и художественно-
го творчества. ВКоренным образом улучше-
но материальное ` положение академиков.
Основан литературный фонд для оказания
материальной помощи писателям и спе-
циальный фонд для поощрения изобрази-
тельного и музыкального искусств.

С другой стороны, все более растущая
жажда культуры-— результат революцион-
ных преобразований в странё—отЕрыла
  небывалые творческие перспективы людям
науки, литературы и ‘искусства. И ‘они
активно включаются в борьбу за строи-
тельство социализма; в. борьбу -за мир—
главную гарантию сохранения и дальней-
шего развития столь дорогих нам культур-
HBIX завоеваний.

Вот почему. румынская интеллитенция
так. горячо откликнулаеь на созыв нацио-

ключительным вниманием и заботой. Сов

зыва Всемирного  конгресеа деятелей.
культуры в защиту ‘мира. Выражая мысли
и чувства десятков тысяч интеллигентов,
бухарестский инициативный комитет по-
слал: Комитету связи в Париж телеграмму,
извещавшую о присовдинении ‘деятелей
культуры Румынской народной ‘республики
в прогрессивным силам. всего ‘мира в их
борьбе против поджигателей новой войны.
Подобные телеграммы были посланы Ака-
демией Румынской народной республики,
союзами. писателей, композиторов и други-
ми организациями. ,

В течение: последних месяцев руныновая
интеллигенция; об’единенная в различных
организациях, ‘мощно подняла ‘свой голос
чиротеста ‘против ‘притеснения прогреесив-
‘ных деятелей в капиталистических стра-
нах, против смертного приговора  грече-
скому патриоту Манолису Глезосу, против
политической и расовой дискриминации в
США, -

Поэт Раду Боуряну выпустил сборник
стихов под названием «Кровь народов», в
котором разоблачает расовые. притеснения
в США, преступления империалистов в
Индонезии, Грецин, Китае, Индо-Витае и
‘ругих странах.

Писатель Е. Камилар опубликовал недаз-
но первый том романа «Туман», который
является пламенной обличительной речью
против империалистических агрессоров.

На сцене городского театра в Бухаресте
поставлена пьеса ЧЛучии  Деметриус
«Уменье взвесить», в которой писательни-
па выступает с суровым обвинением про-
тив тех, кто проповедует возможность
примирения между  эксплоататорами. , и
эксплоатируемыми, и призывает к беспо-
Щадной борьбе с агентами империализма.

‚В Бухаресте 8 марта состоялось откры-
тие выставки изобразительного искусства,
посвященной ‘Международному дню жен-
щан. Многочисленные картины представ-
ляют различные сцены борьбы за мир в
США, Греции и Витае.

Движение, направленное в защиту мирз,
‘принимает все более и более ‚массовый ха-

нального -<’езда и приветствует идею со-

рактер. Ряд культурных организаций, та-

И УСИЛИЯ

ких, как Румынское общество культурной
связи. се СССР, Институт мировой культуры
и многие другие, за последнее время про-
вели тысячи лекций на’ фабриках, в УЧч-
реждениях и в селах, об’яснявших широ-
ким массам вопросы, ‘связанные с борьбой
за мир. мно $

Единодушно прозвучал голос румынских
писателей в поддержку ‚ Всемирного ROH-
Гресса сторонников мира на их националь-
ной конференции. Конференция была 60-
вана специально для реорганизации союза
в орган, способный направить литературу
на.путь активного участия в деле строи-
тельства социализма и борьбы за. мир.
Голос писателей  слилея с. головами
всех деятелей культуры Румынской народ-
нюй. республики, 853 предетавителя. кото-
‘рых собрались 29 марта
‘Ha национальный конгресе взащиту мира.
С° большой активностью ‘они обсуждали
поставяенные в’повестку ° дня ‘доклады:
«Борьба за мир и роль интеллигенции»,
«Советская культура — фактор защиты
мира», «Научное, литературное и худо-
жественное творчество в Румынской ‘народ-
ной республике на службе мира и КУЛЬ-
туры», «Империализм — злейший враг
мира, культуры и национальной независи-
мости народов».

С исключительным единодушием KOH-
гресе принял резолюцию, -разоблачающую
маневры поджигателей новой войны и ‘от-
мечающую ‘непреклонную волю румынской
интеллигенции.

Румынская интеллигенция должна еще
больше напрячь свон силы для увеличе-
ния своего вклада в дело борьбы латеря
мира, демократии. и социализма во. главе
в СССР. против поджигателей войны, про-
тив реакции, в какой бы форме она ни
проявлялась.

Под’ бууные овации участников  кон-
`грееса была оглашена приветственная те-
леграмма великому защитнику мира
оваришу И. В. Сталину.

БУХАРЕСТ. (По телефону). о

Типография имени И, И. Скворцова: Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5,

В. Бухаресте i

ee

СЕГОДНЯ В ИТАЛИИ

Итальянские трудящиеся гневно проте- Италия наводнена ‘сотнями американ-
стуют против присоединения Италии ских детективных кивокартин. Голли-
к Атлантическому пакту. вудские дельцы обнаглели до того
Co я абочих и служащих что превратили киногородок Чина Чита,
и Henin ранних ‘пара: ре Иа и из пригородов
те Гима, в сво филиал, тде пачками
 равате а о На СИЕ АЯ гангстерские ‘фильмы,
A НА СНИМКЕ: митинг семи ThICHa
cae cine if nase ete Ae oatee, работников итальянской кинематографии,
ТО РАНЕ О ЧТО 0-80 т на котором с гневным протестом про-
НА СНИМБЕ: полицейские избивают тив киноинтервенции США выступила
демонстранта, известная актриса Anna Manpann,
Снимок из английской газеты «Ньюс Снимок из журнала «Нейе берлинер
‚кроникл». иллюстрирте»,
  NLL

Юр. КОРОЛЬКОВ

Озверевшие, циничные и морально
нечистоплотные  тоспода, нагло и лживо
именующие себя «демократами западного
толка», продолжают творить гнуснейшее
преступление!

“Речь снова идет о детях, о десятках
тысяч детей, которые были похищены
гитлеровцами, разлучены с родителями и
Родиной и тайком увезены в Германию.

Международной общественности еще’ в
точности даже не известно, как велики
маситабы этого преступления.

Передо. мной фотокония секретного ‘при-
каза Гиммлера, скрепленная ero личной
подписью. Это‘ приказ-инетрукция 06
организации так называемого  «лебене-
борна» — снециального центра, который
призван был: осуществлять массовую
принудительную  терманизацию ‘ славян-
ских детей; о насильно  увезенных с
временно, оккупированной  территорни,
Специальная инструкция Гиммлера преду-
сматривала, как отбирать детей. у родите-
лей, как «сортировать» их, выделяя наи-
более «полноценных в расовом  отноше-
нии», как менять их имена, чтобы никто
не: мог их впоследствии найти:

Bee дети; забранные из приютов, школ,
отнятые у ропителей, делились на три
категории. Самые маленькие, признанные
«полноценными», передавались на восли-
тание в семьи эсэсовцев. Более взрослые
(от шести до двенадцати лет) ‘направля-
лись в обльские местности. Их запреща-
лось обучать грамоте, Как отмечалось в
OJHOM из сохранившихся документов, им
разрешалось только научитьея считать до
ста и читать вывески или указатели на
дорогах. Третья категория детей, не удо-
влетворявшая требованиям палачей, на-
правлялась. ими в «лагери уничтожения».

Всего во время фашистского разгула в
Европе из разных стран было увезено в
Германию, по неполным данным, около
полумиллиона детей. Многие из них по-
гибли, известная часть возвратилась на

одину в первые месяцы ‘после окончания

войны.

Но многие десятки тысяч славянских
детей еще и`по сей день насильственно
задерживаются в Западной Германии!

Boe жуткие преступления «лебенсбор-
на» были полностью доказаны и докумен-
тально ‘подтверждены на процессе в Нюрн-
берге. Тем не- менее американский суд вы-
нес; по’ сути ‘дела, ‘оправдательный ‘при-
товор главарям эсэсовекой организации.

Этот приговор не явился случайностью,
ибо кровавая практика фатистекого «ле-
беноборна» полностью ‘усвоена сейчас аме-
риканскими властями. Инструкция  Гим-
Miepa о принудительной германизации
славянских детей практически до сих пор
остается в силе в Западной Германии!
“`Англо-американекие власти вынуждены
были. признать, что в их зонах оккупа-
ции находится более ста пятидесяти ты-
еяч детей из славянских стран: девяно-
сто тысяч в британской и шестьдесят

Пять тысяч в американской. Сколько де-

тей находится во французской зоне ок-
купации, пока не установлено.
Подавляющее большинство похищенных
детей находитея в немецких семьях, то-
есть там; куда ‘их направил «лебенсборн».
Это преимущественно семьи бывших эс-
эсовцев. Немало детей морально   уродуется,
растлевается также’ и’ в ‘различного’ рода
приютах, ‘детских ‘центрах и колониях.
Въсвоей инструкций Гиммлер категори-
чески требовал ‘сохранять’ в глубокой
тайне все, что касается германизации сла-
вянеких детей. «Заветы» Гиммлера. теперь
усердно выполняют генералы Клей; Роберт-
вон и их сотрудники. Они тщательно” ук-
рывают, похищенных. фашистами детей; чи-
нят ‘всяческие препятствия воем; ко пы-
Таетея их разыекать, ‹ Советским. ‘офице-
рам, & также представителям стран. на-
родной демократии вообще не разрешается
посещать детские. колонии. Все, что. по-
исходит за стенами“ ‘англо-американеких
«киндерсхаймов», окружено полной и ¢a-
мым строгим образом охраняемой тайной.
Не так давно я ‘обратилея. к ’британ-
ким оккупационным” властям’ © просьбой
предобтавить мне ВОЗМОЖНОСТЬ. посетить
несколько приютов в Анлийской зоне.
Однако положение детей там, видимо, на-
столько! плохое, что, английские власти

ПРОДОЛЖАЕТСЯ

уклонились от выдачи такого разрешения,

В архивах нюрнбергокого суда хранятся
обширные материалы по делу  «лебенся
борна» и среди них — подробные, списки
похищенных детей с указанием, кому они
были переданы. Пользуясь этими спиека-
ми, было бы нетрудно найти подавляю-
щее большинство насильно увезенных гит
леровцами детей. Но американские власти
не разрешают пользоваться этим архивом!

Несколько недель назад из американ-
ского детекото центра, находящегося близ
Мюнхена, счастливо бежал советский
мальчик Борис Генелер. Он тайком про-
брался в совежкую миссию по репатриз-
ции и просил. вернуть его на родину, в
Вингисеии, где живут его родители. Ou
рассказал © том, в каких невероятно тя
желых условиях находятся дети в этом
лагере, Большинству из них дали новые
имена и Фамилии, то-есть проделали. то,
чего требовала инструкция Гиммлера.

Я читал письмо украинской женщины
Анны Ковчак. Ее угнали в Германию
в начале войны. Ее сделали  батрач-
кой; рабыней немецкого помещика. Она
бежала с помещичьей каторги вместе о
ребенком. ЕЙ удалось пройти триета ки-
лометров. И все же Ковчак
возвратили5- LOTme--paiton. На этот раз
она была направлена к другому землевла-
дельцу — некоему Иозефу Рооз.

Снова бежала Анна Ковчак от ‚сволх
мучителей, бежала, чтобы спасти себя и
свое дитя. Ее, снова поймали, избили и
водворили на старое место. ‘Вскоре непо-
корную женщину по доносу Poosa аресто-
вали и ‘угнали в концентрационный Aa-
герь, а ребенка у нее насильно отняли,
В последний раз Анна Ковчак видела доч-
KY перед самой отправкой, в тот момент,
когда Даша бежала за матерью, вся. в Cade:
зах. Ребенка оставили в том же поместье—
в районе Бухеноб, в деревне Вальдхайзен,
у Иозефа Рооз.

Советская Армия освободила Анну Ков-
чак. Она вернулась на родину, Оказалось,
что муж ее погиб на фронте. Одинокая
женщина все эти годы‘ искала ©воем ре-
’бенка. Помещик не отвечал на письма.
Наконец, в прошлом году советским офи-
церам удалюсь найти девочку,

Можно было ожидать, что теперь пре»
кратятся страдания матери» Но иначе ре-
шили сотрудники американизированномю
«лебенсборна», Американский офицер Йл-
рард заявил  советекому представителю:
«Мы должны запросить Анну Вовчак, же-
Лает ли она, возвращения своей- дочери...

Эту было явное издевательство, глумае-
ние над материнскими чувствами! Tem не
менее, Анна Ковчак написала письмо: да,
она желает возвращения дочери, больше
того, она настаивает на этом. Однако
компрачикосам генерала Клея этого по-
казалось мало. Onn потребовали, чтобы
мать обратилась с просьбой о возвраше-
нии дочери к...  ненавистному Poosy!
Скреня серлце, Анна пошла и на ‘это.

Гневом и кровью было написано ев
письмо. Но и оно, полное материнской то-
ски и горя, не тронуло заокеанеких похи-
тителей ‹ детей; Они искали новых предло-
гов для проволочек. Американские власти
потребовали заявления самой девочки о
согласии вернуться на родину, к матери.

. читал и’ это письмо; . т

Больше „ года. прошлю © Tex пор, как
была найлена девочка Анны. Ковчак. Ho
40 сих пор американские власти‘ — уже
без всякого «повода»! — ‘оне возвращают
ребенка. Вирючем, ведь У них есть «T1O-
вод»: они действуют по, инструкдии Гиму-
лера. .
3a каждого ребенка приходится. ‚вести
борьбу. Я мог бы привести здесь десятки
подобных вопиющих исторай. И в каж-
AO из них на пути к счастливому. ‘завер-
шению стоят все те же  беечеловечные,
наглые чинуши, англо- американские про-
должатели нацистских . преступлений.

` Такова  чуловищная, злодейская. . бесче-
ловечная политика организованном. глум-
ления. над советскими ‘детьми и’ детьми,

похищенными. ‘из других славянеких де-
Таковы  англо-аме-
‘весьма ус-
‚ варварстве

мократических стран.
риканекие «культуртрегеры»,
пептно  логоняющие в CBOEM
глрлеровеких палачей!
БЕРЛИН. Апрель..

he редактор В. ЕРМИЛОВ.
едакционная коллегия: Н. АТАРОВ, А. БАУЛИН, Б. ГОРБАТОВ,
А. КОРНЕЙЧУК, 0. КУРГАНОВ, Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,

М. МИТИН, Н. ПОГОДИН,

Адрес редакции и издательства: 2-й Обыденский пер., 14 (для телеграмм — Москва. Литгазета). Телефоны: секретариат Г 6-47-41, Г 6-31-20, отделы: литературы и искусства — Г 6-43-29,
a lace жизни —Г 6-47-20, международной жизни — Г 6-43-62, науки —Г 6:39-20, информации —Г 6-44- 82, отдела писем —Г 6-38-60, издательство — К 0-36-84, Г 6-45-45.

А., ТВАРДОВСКИЙ,

B—00191

ceed re

поймали _и