Tas думают Som,
ртавшие под знамена ми-
Фа; так думает каждый
честный человек.

Всего три Mecata про-
ло 6 того дня, как
Международный комитет
связи деятелей культу-
ры в защиту мира и
Международная демокра-
тическая федерация жен-
щин обратились ко всем народам земного
шара © манифестом, в котором предложили
созвать Всемирный конгресс сторонников
мира, За это время призыв выдающихея
прогрессивных деятелей науки и культуры
нашел горячий отклик в сердцах милдио-
‘зов людей. Движение в защиту мира при-
обрело еще более массовый, могучий ха-
рактер после того, как в Вашингтоне был
подписан пакт агрессоров, пакт войны,
который всем своям существом направлен
против мира, против Организации 0б’еди-
ненных Наций, против дружбы между
народами.

«Че хотят короли промышленности,
снов организуя всемирную бойню? Onn
воображают, что война поможет им выско-
чить из тисков экономического кризиса,
созданного анархией производства, идиотиз+
MOM страсти к наживе.

Фигурально говоря, они хотят еще раз
принять ванну из крови трудового народа,
надеясь, что это оживит их старческуо
дряхлоеть».

Так писал Горький И эти гневные
слова великого писателя уместно вспом-
нить сейчас, в дни,

Мир
принадлежит
простым людям

К Парижу сетодня прикованы взтляды
инллионоз честных людей. № Парижу 0б-
ращены взоры TEX, KYO строит дворцы и
заводы, прокладывает железные дороги и
роет тоннели; eX, RDO производит все
денности мира, кю создает искусство п
лауку, кто движет человеческий разум к
новым высотам.

В Паражу приковано внимание сотен
миланонов простых людей, тех людей, коз
рые ‘пе хотят войны, тех людей, кото-
рые хотят видеть мир во всем мире, хотят
видеть своих детей за. школьными партами,
в универоитетеких аудиториях, за станка-
ми и на тракторах,

Шестьсот миллионов человек — внупги-
тельнал цифра, за которой — все будущее
мира, все светлое, что есть на земле,

На трибуну парижекого конгресса вый-
дут ученые и писатели, докеры и шахте-
ры, земледельцы и виноградари. Они ска-
жут свое пламеиннюе слово в зашиту мира;
шестьсот миллионов человек готовы защи-
щать мир OT покушений на него взбесив-
шихся фабрикантов, владельцев индустри-
альных гигантов,  маршалов доллара —

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ}
——>—>—Ф—>—>Ф—Фм—ЫЫмЫ—Ф——=З:—/———_ nea

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

№ 32 (2519

Бывают ранней весною в Москве поз
особому светлые дни. Bech город будто
преображается.

Рано. утром, котда столица только что
пробуждается, я выхожу из дома, иду зна-
комыми улицами, стараясь попасть к себе
в цех еще задолго до начала смены. Мыс-
ли мои заняты наступающим рабочим
днем. Я думаю о том, как мне сегодня луч-
ше организовать работу, чтобы перегнать
(обязательно перегнать!) смену помощни-
ка мастера Евгения Нилова, Вечером ко
мне приедут гости с одного из московских
заводов, и им надо будет рассказать 0
том, как мы добились выпуска высоко-
качественной продукции. Вчера из Брян-

<
Александр ЧУТКИХ,

лауреат Оталинской премии

рехлетнюю программу и 721 рабочий на-
чал выпуск продукции в счет четвертого
года пятилетки.

Вто они, эти люди, добившиеся успе-
х0в? Это — рядовые рабочие, фабричные

Павловна Аладьина, награжденная орде-
ном «Знак Почета», это — помощник Ma-
стера  орденоносец тов. Федюкин, это

БОГАТЫРИ т

кадровики. Это — ватерщица Валентина.

людей, комрые  пытаютоя  одурманить
простого человека, погасить в нем созна-
ние борца, задавить его призраком алом-
пой бомбы,

мышленности вновь, в третий раз на про-
тяжении полувека,
вать всемирную бойню. Понимая и пред-

когда короли про-

пытаются организо-

ска прислали газету. В ней нанечатаны
статьи бригадиров, включившихея в поход
3a отличное качество продукции. Надо от-

ветить рабочим Брянска.

видя замыслы королей промышленности,
все прогрессивное человечество 00’единяет-
ся, все сторонники мира претягивают друг
другу руки, все лучшие сыны народов
собираются согодня на Всемирный конгресо
сторонников мира в Париже.

Французежое правительство хелает все
возмолиное, чтобы помешать конгрессу бор-
цов за мир. Действуя по ухказке своих
хозяев, французокие лакей Вашингтона
отказывают во в’ездных визах крупным
деятелям культуры, науки, искусства,
представителям самых различных  хлоев
населения, направленным народами на кон-
rpece. Эта жалкал попытка отать на пути
могучего движения народов в защиту мира
может быть 9б’яснена только страхом под-
жигателей войны перед надвигающейся
грозой гнев» и возмущения всего челове-
чества. i

Ha пресс-конференции в «Доме мысли»
в Париже бюро подготовительного комите-
та по созыву Всемирного конгресса с1%-
ронников мира заявило протест против
действий  французекого правительства.
Аббат Булье подчеркнул, что министер-
ство иностранных дел Франции не желает

Ученые, писатели, рабочие, крестьяне—
хозяева мира, его верщители и судьи —
скажут сегодня, выходя на трибуну кон-
гресса: «Нет!».

Люди разных убеждений, равного веро-
исповедания, разного цвета кожи, разных
пофессий сошлись на одном — народы
мира не хотят войны! И когда их пред-
составители выйкут на трибуну парижекого
конгресса, за хаждым словом этих людей
будет охом отдаваться  миллионноустое
«Мет! »—единое, твердое, непоколебимое.

Нет! Не дадим разжечь пламя новой
войны,

Нет! Не дадим вепахивать мирные земли
снарядами и толом,

Нет! Не дадим превратить наши города
в развалины и руины,
® Нет Не дадим наших еъшновей, Hamux
братьев и отцов в рекруты империализма.

Вот голос чешеких женщин из города
Inne, Фидице, сожженная дотла немец-
кими овкупантами, Лидице, ставшая сим-
волом сопротивления для чешекого народа,
Тидице, возрожденная усилиями демокра-

тическом правительства Чехословакии,   уважать истинные интересы Франции. С0-
устами экентщин говорит: ветский писатель А. Фадеев заявил на
«Последняя война разрушила наши   Этой пресс-конференциия, что мероприятия

французского правительства будут 6ез-
результатны. Эти мероприятия свидетель-
ствуют о бессилии их авторов ио мощи
движения за мир.

Да; американские лакеи добьются толь-
ко того, что на конгрессе будут присут-
ствовать не две тысячи делегатов, a
тысяча пятьсот, но поджигателям войны
не удастся затлушить гневный голое
шестисот миллионов отганизованных муж-
чин и женщин, Of Чьего имени конгресс
заложит основу всей дальнейшей борьбы с
опасностью войны —— великой борьбы че-

ловечества за мир, 3

Народы Советекого Союза из протяже-
нии трех десятилетий неустанно и упорно

дома, отняла у нас мужей и детей, Со-
ветокий Союз и ero армия вернули Hac
 к жизни и возвратили зам родину < чо-
вым  народно-демократическим правлени-
ем, Советская Армия принесла нам сво-
боду и мир».

В словам женщин из Лидице присоеди-
вяютея миллионы женщин мира. Шроетая
американекая женщина напечатала в ra-
зете «Дейли уоркер» письмо, подписав
№ —- «Мать малолетнего ребенка», Вох
чо она говорит:

«Мой ребенок. родился в 1946 году,
хогда мы все еще радовались окончанию
войны и будущее представлялось про-

мабвки.
одна песня, которую не раз певали на ©во-
их сходках старые ткачи. В этой mycHe

ete

стым людям в радужном свете. Всякие
доводы в поддержку войны кажутся мне
преступными. Несомненно, все матери
разделяют мои чувства. Поэтому я при-
вываю организовать наше движение и за-
ставить прислушаться к нашему голосу.
Наше будущее и будущее наших детей
зависит от того, будет ли обеспечен мир.
Мы должны добиться мира и приложить
к этому все усилия». °

Таз думмюот простые люди США, Фран-
пии, Венгрии, Албании, Италии, Швейца-
рии, Индонезии, Польши, Румынии, Boara-
рни, Алжира, Франции. Так думают про-
тыв люди во всем мире.

Простые люди мира понимают, что для
чом, чтобы обуздать и обезвредить беше-
мого зверя, выпущенного по воле Уолл-
стрита на земные просторы, вужно едине-
ние, нужны железная воля, сплоченность
H отромная уверенноеть в силе и могу-
щеетве великого” простого человека мира.

Депутат английского парламента неза-
Бипиый  лейбориег Джон Плэтте-Миляс

Заявил:

«Как стакан рома, данный осужденно-
My на смерть, Атлантический пакт при-
дал мужество защитникам умирающей
социальной системы. Они всегда считали
войну единственным средством, способ-
ным вывести их из все усиливающихся
и неразрешимых  трудностен.., Лагерь
войны очень активен. Каждый день сви-
детельствует ©  лихорадочной военной
подготовке; используются все возможно-
сти и средства для того, чтобы повлиять
на общественное мнение, обмануть народ

ировать оппозицию.
sj tlonvamener войны опасны, как .ума-
лишенные, они не знают никаких мораль
ных норм и, тем не менее, они ве силь-
ны. Они это знают. Наша задача — по-
казать им, что мы также знаем это»,

—_——————— irri ect

Литературный вечер,

Вчера исполнилось 125 лет во дня смер-
ти английского поэта Джорджа Гордона
Байрона,

В Пентральном доме литераторов я
стоялся вечер, посвященный памяти и»
устроенный Союзом советских висател
СССР. и НЫ SON rs. культур
ной связи с заграницей.

Открывая Вер, секретарь _ АИ
Союза советских писателей СССР А. Соф-
ронов в своем вступительном слове отме-
тил, что имя Байрона близко и дорого со
ветскому народу и миллионам людей a
рубежом, борющимся за мир.и демократию,

— Великий английский поэт Джордж Бай-
рон воспевал борьбу © И a
болы, сочувственно относился к Pa эчему
движению (начала XIX века, смело разил
общественный строй ‘Англии, — сказал
А. Софронов. Свободолюбивые tee
роды, участвующие В национально-осво

‚льной борьбе,
Е и Греческие патриоты, сра-
жающиеся за незарисимость своеи родины,

высоко чтут имя Байрона,

отстаивают дело мира.

питают горячую ‘симпа-

Мы — советекие люди — всемерно под-
держиваем парижекий конгресс в защиту
мира. Наша страна — страна мира, страна
созидания. Наша страна — страна расцве-
та человеческой личности, раскрытия я
воспитания в человеке лучших сторон его
характера. И это знают миллионы простых
людей во всем мире; это знают те, кто
приезжал к нам, в наш гостеприимный
Советский Союз, кто бывал у нас гостем,
кому мы радушно открывали лвери наших
школ и колхозов, кому мы показывали
наши стадионы и ясли, кто видел труд
миллионов советских людей, кто видел
искусство советского народа. кто старался
узнать культуру советского народа.

Мы — советекие люди -— поручили на-
шей делегации заявить на паражеком

конгрессе, что’ все народы Советского Сою-

за вдины в своем стремлении к миру, что
Bee, что ни делается в любой республике
Советского Союза,— все это создаетея для
будущего, для наших детей.

Поэтому так близки всем советским лю-
дям заявления французских и америкап-
ских матерей, поэтому так дороги нашей
советской молодежи мечты и чаяния тру-
довой молодежи всего мира.

Советские люди поставили на службу
миру свои таланты, свой труд, порывы
своих патриотических сердец; поставили
на службу миру всв, чем жив и горд каж-
дый гражданин Советского Союза.

Мы — советские люди — голосуем 3a
мир!

Мы — советские люди — вместе со все-
ми честными людьми мира заявляем:

° — Мир принадлежит простым людям!

Анатолий СОФРОНОВ

посвященный Байрону

Творчество Байрона было и остается
призывом к национально-освободительной

борьбе; участником и героем которой был.

Байрон, не пожалевший ни сил, ни самой
жизни ‘ради освобождения Греции.

Жизнь и лучшие произведения Байрона,

овеянные духом борьбы и протеста, вызы-

вали и вызывают резкое осуждение со
стороны английской консервативной крити-
ки. Борец против тирании и угнетения, враг
высшего света с его ханжеской, лицемерной
моралью, рабской приверженностью к
леньгам, великий английский поэт не на-
шел и не находит себе достойного призна-
ния у своих «порядочных и благопристой-
ных» соотечественников.

С доклалом о жизни и творчестве Бай-
рона выступил А. Сурков.

Я. Смеляков прочитал стихи, посвящен-
ные поэту, В. Левик—новые переводы про-
изведений Байрона.

В художественной части вечера приняли
участие ‘лучшие артистические силы сто:

JIM UBT,

По залитым солнцем улицам рядом со
мной идут рабочие — юноши, девушки,

пожилые люди. Они © чем-то беседуют, спе-

ша к своим станкам,
цехи:

У трамвайной остановки труниа ремес-
ленников тоже обсуждает какую-то задачу
наступающего дня. № их спору прислуши-
вается пожилой человек, Вскоре он сам
вступает в разговор, начинает что-то до-
казывать; садятся вместе в трамвай. Эти
люди едут на один и тот же завод. Пожи-
лой человек трудится там уже лет три-
дать, & ребята -— всего несколько меся-
цев. И он считает своим долгом дать юно-
шам совет.

Трамвай везет нас мимо новых зданий,
мимо строек Москвы. На-широкой плоша-
ди, огороженной высоким забором, начи-
нается рабочий день. Московекие садоводы
разбивают сквер. Схоро здесь зазеленеют
тазоны, расцветут на клумбах цветы,

Идет весна! «

Это наша весна, Весна нашего счастья!
И вспоминаются мне давно прошедшие
дни, когда мы, мальчишками, о бегали
город, с любопытством наблюдали за взрос-
лыми рабочими, собиравшимися тайком на
С тех времен запомнилась мне

мапинам, в своя

есть замечательные слова;

Влалыкой мира будет труд...

Люди, прожившие тяжелую,  подне-
вольную жизнь, мечтали о том, что когда-
нибудь труд, влохновенный и радостный,
станет владыкой мира. Он будет опреде-
лять человеческое счастье, И люди, но-
знавшие радость труда, пожнут ето плоды.

Ераснохолмский  камвольный  комби-
нат — лишь подразделение в 0тро\-
ной армин москвичей, борющихся 3a
досрочное выполнение послевоенной пяти-
летки. 0 том, как велико стремление ‘крас-
нохолмцев к новым победам в труде, луч-
ше всего говорит растущее с кажлым днем
число участников соревнования. Более 93
процентов всех рабочих нашего комбината
соревнуются, и большая половина из них
носит почетное звание стахановца.

Мне хочется привести здесь слова из
обязательства  ткачихи Плавдии Аброси-
MOBOH.

«Заключая этот социалистический доз
говор, — писала она, — я приложу все
силы к тому, чтобы досрочно выполнить
пятилетку н. лавать ткань только отлич-
ного качества. Этим я буду приближать
нашу страну к заветной цели, к комму-
низму».

Tam думает
мова.

Так думают рабочие и специалисты не
только на нашем комбинате. Потому-то
московская промышленность в. прошлом
тоду и выполнила досрочно цлан и
‚взяла на себя обязательство закончить
пятилетку по уровню промытиленного про-
изводетва в три с половиной года!

Нат комбинат вышел в первые ряды
участников общемосковекого соревнования.
В конце марта мы рапортовали о том, что
пятилетний план по уровню промышален-
HOM производства выполнен нами в три
года и в три месяца.

Еще в ноябре прошлюго года одиннад-
цать наших рабочих выполнили пятилет-

не только Клавдия Абросл-

В. А. ДОБРОВОЛЬСКИЙ

3a

многие другие стахановцы налпего комби-
ната:

В трухе и борьбе за коммунизм находим
мы емысл и счастье жизни. Вот почему
хочется мне работаль еще лучше. Помни-
Te, как это хорошо выразил Владимир Мая-
ковекий в одной из своих поэм, что «мой
труд вливается в труд моей республяки».

В самом деле, сколько народных героев
поднялось © низов, сколько замечательных
Новаторов производетвь выросло в больше-
вистокой школе социалистическом сорев-
нования, в борьбе за досрочное выполнение
послевоенной нятилетки. Таких богатырей
труда, как П. Быков, Р. Денисов, В. Хри-
санова, Н. Российский; А. Матросов,
А. Кузнецова и другие, могла породить
лишь страна; тде труд свободен, тде нет
эксплоатации человека человеком,

..Близитея к концу рабочий день. Я
иду по цеху. (о станков сходят последние
метры ‘ткани. Hanerpery мне бежит улы-
бающаяся Катя Чеснова, работница моего
комплекта.

— Алексанар Степанович, — кричит
юна, стараясь преодолеть пгум станков, —
поздравьте меня! Сто двадцать процентов!
И все — первым сортом.

Я поздравляю ее с успехом и тут же
узнаю, что у друмй  ткачихи, Ольги
Забродиной, дневная норма выполнена Ha
сто сорок процентов. И так — Ha всех
тридцати четырех станках моего комплек-
та, Так и у Алексеевой, и у Ланшиной, и

У других ткачих.

r+» Han комплект опять первым вы-
шел! — радостно сообщают работницы,

‚Давно я заметил, что У нах уснех пере-
хового рабочего окрыляет друтих труженя-
ков, зовет их вперед.

Училея у меня мастерству на комнлекте
Евгений Нилов. Способный юноша быстро
освоил новую профессию и стал квалифя-
цировазнным помощником мастера. Ему
поручили руководить комплектом.

Олнажды Нилов подходит ко мне и 1о-
ворит:

— Лавайте, Александр Степанович, ©
вами соревноваться.

—Ну, чо ж, — пворю я ему, —
давай попробуем. Соревнование — дело
хорошее...

С молодых задором взялся Евгений
Нилов за работу. Приятно мне было емот-
реть из евоего ученика и друга. Не по-
лучилось Так, чю однажды ° нилювовяй
комплект обогнал нас на полирюцента.

Мои работницы вополоптились.

— Негоже нам, Алексанлр Степанович,
отставать от ниловском комплекта. Мы,
как-никак, инициаторы соревнования.

Признаюсь, и меня это волновало.
Не то, чтобы какое-то чувотво зависти
появилось. Нет. Я думал так: если Нилов
смог дать на полпроцента больше, значит,
мы не все дали за емену для страны, для
народа.

Й мы добились того; что через несколь-

Ko дней снова оказались виереди.
” Теперь меня часто спрашивают, каб я
CTad инипиатором движения борьбы 3%
качество. Многие интересуютея, что меня
натолкнуло на эту мысль.

Вак-то я узнал, что из торговых орга-
низаций поступают нарекания потребите-
лей нь недостаточно хорошую работу тек-
слильщиков. Задело это меня за живое,
решил проверить, сколь справедливы эти
упреки. Пошел по мобковеким магазинам.

ний план, 93 человека завершили четы- Ходил от прилавка к прилавку, разгова-

‚ ривал © повупателями. И однажды увихел,

как женщина, подержав кусок материл,
отложила его в сторону.

— Почему вы не покупаете? — cupo-
сил я.

— Полюбуйтесь сами, — ответила ona
и вышла из магазина.

Я долго разглядывал отложенную ткань.
Действительно, было на что рассердитьея
покучателю! Передо мной лежала материя
какого-то странного цвета, © плохим, без-
вкусным рисунком.

Много. я обошел в тот день магазинов.
Разглядывал не тольхо ткани, но и дру-
гие изделия. Были среди них и отличные
вещи, радовазшие глаз, были и плохие.
ИН мне стало яено: соревнование за увели-
чение количества выпускаемых изделий
необходимо дополнить соревнованием 32
отличное качество продукции...

На совещании стахановцев фабрики я
предложил организовать бригады отличного
качества. Меня поддержали. Мой комплект
стал первым коллективом на комбинате,
выпускающим ткани первого сорта. Напн-
сали об этом в газете.

И вот тома стал я получать письма.
Незнакомые люди просили совета, они хо-
тели внать, что нужно сделать для того,
чтобы выпускать продукцию только от-
личного качества, Письма приходили с
Украины, Урала, из Грузии. Из далекого
селения Сивы, Молотовокой области, писал
тов. Саначев, мастер цеха, производящего
масло. Он рассказывал, чт наш почин
подхватили четырнадцать бритад их пред-
приятия.

Таких писем — сотни; Речники и
строители пюссейных дорог, маслоделы и
металлиеты хотят того же, что и я: еде-
тать свою продукцию отличной, He кра-
онеть перед советским потребителем.

Я не удивляюсь, что мой почин полу-
чил столь широкую поддержку, и не при-
писываю cede этот успех.  Затляните на
любой завод, на любую фабрику. Везде
работают разные люди. Везде один день
не похож на’ друшюй. Но есть ‘у всех ©9-
‘ветских людей одна черта, которая всех
их роднит, — 910. горячая любовь в Ро-
quae. :

Труд, из тяжелого бремени превратив-
пийся во влохновенное творчество, делает
наши ‘успехи все более значительными.
Напт рабочий — это неутомимый искатель
новою. У нас на комбинате более 100
рабочих занимаются  рапионализацией и
изобретательетвом. Слесарь тов. Савостин,
теплотехники тт. Петин и Вилков еисте-
матически улучшают технологию нашего
производства. В их творчестве вдохновён-
ным началом является желание помочь

¥

своему предприятию в его движении впе-  .

ред. Только в прошлом году предложения
и изобретения наших  рапионализаторов
позволили комбинату сберечь более мил-
лиона рублей!

Таковы. простые примеры, взятые мною
из нашей обыденной жизни. Таковы фак-
TH, © которыми мне, рядовому помощняку
мастера Враснохолмекого камвольного ком-
‘бината, приходится встречаться ежедневно.
Эти факты перестали нам казатьея чем-то
необычным, ибю мы. привыкли к ним,
сроднились с ними. Но когда начинаешь
задумываться над всем тем, что пропсхо-
дит в нашей стране, кома начинаешь
сравнивать судьбу отцов и дедов, поло-
жение рабочего класса в капиталистиче-
ских странах © нашей советской жизнью,
то сердце наполняется гордой радостью 33
нашу великую Родину, за силу социали-
стического отроя, за мудрую волю болыше-
вислекой партии, за светлый гений назпего
вождя и отца товарища Оталина.

Наша страна илет по пути к коммуниз-
му. Не только дети и внуки наши, но и
мы сами хотим пожить в коммунистиче-
ском обществе. И мы сделаем все для того,
чтобы своим трудом, влохновенным и ра-
достным, приблизить этот самый счастли-
вый в жизни человечества день.

В. А, ЛЮБИМОВА

Ю. И. ЯНОВСКИЙ

К 150-ETHIO CO ДНЯ
`РОЖДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА

‚  В БОЛДИНСКОМ ПАРКЕ

Ранней весной оживает старинный sano.
ведный Пушкинский парк-музей в’ селении
Болдино.

Директор парка-музея Филипп Ефимович
Краско — старейший местный педагог, по-

казывает экскурсантам сохранившиеся
«пушкинские» деревья. _ .
— Помните, -— говорит он, — «У лукоз

морья дуб зеленый; златая цель на дубе
том; и днем и вочью ‘кот ученый...» Вот
этот старый дуб послужил, видимо, поэту
прообразом для его сказки. Дубу этому
более двухсот пятидесяти лет,

Возле главного дома усадьбы отца поч
эта — Сергея Львовича — стоит высокая
лиственница; ее, как рассказывают, Алекч
сандр Сергеевич посадил собственноручно

— Мы обновили старый парк, — coo6-
щает т. Краско. — Теперь, в нем три тыся*
чи семьсот деревьев; две тысячи сто из
них подсажены в последние годы. Восстая
‚новлены аллеи вишневая, березовая;

‚белой акации; восстановлены плотины, пру-

ды. Построены новые фигурные мостики и
беседки, дерновые скамьи.

Вот дом Пушкинского музея. Эта быв-
ший служебный флигель усадьбы, в нем
часто бывал и работал поэт. Здесь, как
известно, Пушкин закончил «Евгения Оне-
гина», написал «Медного всадника», «Пи-
ковую даму»; драматические — сцены,
«Повести Белкина»... Дом отделан заново.
В нем будет экспонирована старая мебель,
которой пользовался Пушкин, когда он
трижды приезжал в Болдинюо, будут пред-
ставлены  фотокопии рукописей времен
«болдинской осени».

В селении Болдино (оно носи? название
Большое Болдино) теперь районный центр,
четыре колхоза, мантинно-тракторная стан-
ция, много новых домов, электростанция.

К 150-летнему юбилею со дня рождения
Пушкина болдинцы готовятся, как к своему
большому празднику. Создана районная
юбилейная комиссия. Тщательно ремонти-
руется ‘дом культуры им. Пушкина. Расши-
ряется сад возле дома Фоветов, где сна
высоком постаменте стоит бронзовая фигу-
ра поэта.

В июне в Болдино будет большое Top-
жество. Много гостей соберется здесь в
старинном Пушкинском парке, чтобы от
метить юбилей великого поэта:

ВЫСТАВКИ, ИЗДАНИЯ,
ЭКСКУРСИИ

Государственный литературный музей
деятельно готовится к пушкинскому юби-
‚лею.

Для домов культуры, клубов и школ
издательство музея выпускает портативную
выставку «Жизнь и творчество А. С. Пуш-

кина». Выставка состоит из десятя стендов,

отображающих в фотодокументах, репро-
дукциях, выдержках из произведений и
воспоминаний жизнь поэта. Экспонаты
раскрывают творческую историю отдельных
произведений великого поэта Два поеслед-
них стенда посвящены темам «Пушкин в
отзывах  демократов-революционеров» и
«Наследие великого поэта в СССР».

Кроме портативной выставки, выпускают-
ся также: альбом, который может служить
наглядным пособием при чтении лекций о
Пушкине, портреты поэта (в виде серии
открыток в_ папке, с сопроводительной
статьей), девять плакатов на темы — жиз-
ненный путь Пушкина, лирика, «Евгений
Онегин», «Борис Годунов», сказки, насле-
дие Пушкина в СССР и др.

Научные сотрудники Литературного муз
зея выступают с лекциями о биографии
поэта, о мировом значении его творчества,
о реализме Пушкина, о Пушкине — созда-
теле русского литературного языка, родо-
начальнике новой русской литературы.

Намечены маршруты экскурсий по пуш“
кинским местам Москва и Подмосковья.

ФФ

Толковый словарь
грузинского языка

Академия наук Грузинской ССР готовит:

к изданию толковый словарь грузинского
языка.

— В составлении словаря, — сообщия
корреспонденту «Литературной газеты»
действительный член академии Г. Ахвле-
днани, — принимает участие большой кол»
лектив ученых-филологов и писателей. Со-
ставителям словаря предстоит пересмотреть
и дать толкование 125 тысячам слов, кото-
рые войдут в шесть томов издания. Поло-
вина работы уже сделана, а первый. том,
об’единяющий 21 тысячу слов, подгстовлен
к печати.

Первый толковый словарь  грузинскогэ
языка был составлен в 1716 году. Видный
ученый С. Орбелиани затратил на эту. рабо-
ту 30 лет. Однако составленный‘им словарь
был издан только через 168 лет писателем
Рафаилом Эристави,

В 1887 году грузино-русский словарь со-
ставил Л. Чубинашвили, который частична
использовал труды Орбелиани.

Оба эти словаря, несмотря на их цене
вость, не могут уже удовлетворить ли:
тераторов, ученых, педагогов Грузинской
ССР. Появилось’ много новых слов, часть
старых утратила свое значение, Именно по-
этому президиум Академии наук Грузин=
ской ССР выделил групну ученых для раз
боты над словарем. Полностью все издах
ние должно быть закончено в 1951 году.

ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ

*