Павел НИЛИН:

Мне запомнилоеь партийное собрание,
проиоходивиее нынеленей зимой в Нижнем
Татиле. После доклада директора, говорив-
шего о перспективах развития завода, н8
трибуну вышел пожилой мастер в старин-
ных латунных очках и стал сердито до-
казывать, что директор не во всем прав и
особенно в той части, где он упоминал
имя этого мастера.

Мастер опровергал директора, на мой
взгляд, весьма убедительно, приводил при-
меры, называл цифры, и получалоеь, что
ВИНОВАТ ВО Всем не он, & начальник цеха,
тлавный инженер и, наконец, вам дирек-
Тор, поставивший мастер» в такие уело-
вия, что он не может как следует развер-
нуться.

Потом на трибуну поднялся молодой че-
овек в отличном костюме и, разложив
перед собой бумаги, стал доказывать, что
вве произнесенное здесь мастером, к сожа-
лению, далеко от истины, я

— Довольно некрасиво  коммуписту и
тем более в Таких годах все сваливать на
об’евтивные причины, — говорил молодой
человек. — Нельзя же быть таким, изви-
HAWCh за выражение, хвостистом. Надо же
учитывать, какая оботановка сейчас во
всем мире. Й тем более, — мы взяли 0бя-
зательство перед товарищем Сталиным...

Bee собрание полдержало оратора шум-
ными аплодисментами.

Пожилой мастер, только что, казалось
ине, одержавший победу, тяжко вздохнул,
достал из кармана сагаретку и, омущен-
ный, пошел к выходу. Приоткрыв дверь,
он вакурия и, выпуекая дым в фойе, про-
должал слушать.

—Ч м0 эт он так напуотилея на ва6?—
БИВНУЛ Я ‘на оратора. — Ко это? az

— Да это слесарь Окладников, Cepex-
Ra, — сказал мастер. И добавил © усмеш-
Koll: — мой племянник, между прочим...
Мастер слушал племянника спокойно и
делал вид, что все это не имеет в нему

никакого отношения. И только когда пле-
: ‘TO поединком двух социальных

мянник обвинил ето в нелюбви к самокри-
тике, мастер несколько помрачнел.

— А 210 уж совсем некрасиво для ком-
муниста, — горячился оратор. — Вы ведь
помните, как говорит товарищ Сталин:
«Ежели мы, большевики, которые крити-
куют весь мир, которые, говоря словами
Маркса, штурмуют небо, если мы ради
спокойствия тех или иных товарищей от-
кажемся от самокритики, — то разве не
яено, что ничего, кроме гибели нашего ве-
ликого дела, не может из этом шолу-
WUTECA? »

После этих слов снова раздалиеь апло-
дисменты. Потом был. об’явлен перерыв.
Сотни людей запрудили фойе. И на какое-
то время я потерял из виду дядю и паз-
мянника. Наконец, я увидел их у стойки
буфета, Они пили пиво и продолжали cep-
дито спорить. ‘

— Вы учтите, дядя, — товорил  пле-
мяаник, — мы теперь няньчитьея © вамя
не будем. Не такое время, чтобы Нань-
читься.. Мы теперь вас будем прямо за
жабры брать, если вы еще задержку вам
будете делать. Да вы кушайте бутерброд
этот с икрой. Вы же ее уважаете...

— Не золоти uaa,
сержилея дядя. — Не золоти.

Заметив, чт я заинтересовалея этим
разговором, мой знакомый Иван Кирилло-
вич Злобин, старый уральский  рабочий-
коммунист, сказал, глянув на дядю © пле-
мЯнником:

— Если смютреть со стороны, может
показаться, что мы уж очень как-то cop-
ито живем. Все как-будто сюрим и ©с9-
римея. А ведь я еще помню, как пи
старых ‘хозяевах было, то-ееть при вайи-
талистах. Ну разве стали бы тогла рдбо-
чие спорать или сердиться из-за тим. вах
идут дела в цехе? Да никогда в жизни.
А теперь, раз мы являемея сами хозяева,
у нас взгляд на вее очень острый и етрю-
гий. И с каждым годом, я замечаю, этот
взгляд у нас становится все строже. А
почему? Да потому, что спешим достиг

Сережка, —

Хозяйс

ных ваволах Урала.

нуть главное‘ из того,
сознании людей за эти годы.

КИЙ _

Bamerku us блокнота. писателя
нуть самого главного, то-есть коммунизма,

Иван Кириллович Злобин в своих раз-
мышлениях сравнивал нашу жизнь © до-
революционной, ‘хотя теперь это сравнение

применяется в наших обыденных разгово-
рах не так уж часто. Чаще сравнивают

сегодняшний день 6 тем, что было,
окажем, до войны,
Вее невиданно изменилось. Изменился

облив нашей промышленности. Повысился
культурный уровень нашего рабочего
власса, нащей технической интеллигенции,
равной которой по новизне и смелости
мышления нет сейчас во воем мире.

Этой зимой на Урале я беседовал со
многими молодыми и старыми рабочими,

‚6 инженерами и директорами заводов, та-

вими противоположными по’ деловому чем-
пераменту и по размаху дел, руковозимых
ими, как Вайсберт,. директор Ново-Тагиль-
ского металлургического завода, и Лука-
шенко, директор. Серовокого завода BLICOKO-

качественных сталей. Й каждый pas, ecre-
‚отвенно, когда заходил разговор о новых

чертах нашей промышленности, вапратшин-
велось сравнение © тем, что у нас, ис
тем, что есть за границей. f

— Ну чо х, Америка, — ‘сказал мне
Олик из крупнейших ‘специалистов в 0б-
ласти металлургии. — Америка, конечно,
имеет замечательную промышленность, Й
никто не собирается этого отрицать. Я
был в Америке. Но должен сказать, 310
809 Новое, что делают теперь капиталисты
на своих заводах, наломинает рукава, ко-
торые они притивают к своей старой жи-
летке. А мы создавали и создаем новую
промышленность в истинном емыюле. Но-
вую и мошную, ни © чем ве сравнимую в

современном мире.

Великая война, явившаяея раньше вее-
систем,
двух культур, двух организаторских прин-
ципов, достаточно убедила всех здравомыю-
лящих дюдей, на чьей стороне оказалось
истинное гревосходотво, убедила самым
фактом разгрома гитлеровской ‘коалиции.
Й этот величественный, ‘всемирно-истори-
ческий факт по-новому вооружил созна-

ние наших людей,

— После Toro, что мы делали во время
войны; у нас, у всех, создалось такое чув-

ство, что мы можем теперь сделать вое,

зто потребуется, и в каких уголно коли-
чествах. Любое задание может дать това-
риш Сталин, имы без задержки выполним.

Это сказал в беседе со мной знаменитый

мастер-доменшик Дмитрий Петрович Му-

харкин. И позднее ту же мысль выражали
десятки людей, встреченных мной на раз-
Они выражали эту
мыель всякий раз, когда хотели подчерк-
чо произошло в

А за эти годы преязошло многое,

Мне довелось бывать на Урале, когда
магнитогорекая домна еще стояла в лесах,
когда НЗ том месте, ‘гле стоит сейчас гран-

-  диозный Ново-Тагильский завод, еше бега-

ли зайцы, когда еще только рыли котло-
ваны для будущего фундамента величай-
шего завода.

Землекопы тех. лет позднее стали тока-
рями на этом ‘заводе, Многие из них за-
кончила вечерний институт без отрыва-от
производства. И в цехах прогремевшего на
весь мир завода можно сейчас встретить
лауреатов Сталинской премии, виднейших
конструкторов и механиков, два десятка
лет назад пришедших сюда из перевепь.

На Урале живут еще совсем не старые
люди, которые помнят мальчишку, вз30б-
равшегося с самодельными крыльями из
простыни на крышу бани; Помнят, kar
OH, пытаяеь взлететь в небеса, свалился
в’ крыши и повредил себе ноги и руки,
Помнят, как мальчик этот стал позднее
подручным сталевара, потом  курсантом
летной школы, знаменитым летчиком, Все

это было совсем недавно. Ho вот уже в

центре города сооружают памятник этому   В6М мы,

В такие поистиле поторические дни жи-
товарищи! Каких грандиозных со-

летчику, побывавшему в небесах Европы;   бЫТИЙ являемся мы свидетелями и участ
Й самый тород называется его именем: никади!

город Серов. _ ь
В этом городе, во’ дворце культуры,

ГоР=   нашей

Только четыре года пропиыю со времени
победы, когда страна   получила

новой Геннадий Фукалов читает зебции 06 возможность начать восстановление разру-

управлении процросом доменной пени. И
Никого не удивляет, что горновому тому,
уже известному всей отране, на-днях ис-
полнилось только двадцать два года, Ни-
ко не удивляется также, когда его сверот-
НИК > знаменитый мастер доменного це-
ха  Ново-Тагильском завода Валерий
Вуючков — ‘поднимаются Ha всебюзную
трибуну, чтобы сообщить в своем 0пособе

рекордного использования полезного об’ема  ›

домен,

шенного. Шла борьба за хлеб, за создание
зерновой базы, являющейся ключом к ре-
шению всех проблем сельского хозяйства:
Мы помним решение февральского Плену-
м» ЦЕ нашей партии, своими глазами
мы видели, вами участвуем в блестящем
воплощении его в жизнь. И вот проблема
зерна в основном решена.

Шесть месяцев прошло с тех пор, как
мир узнал о новом великом почине — все-

Никто не удивляется, потому что фак-   Народном наступлении на засуху. Мы

ты стремительного роста людей уже стали
обыденными в нашей жизни. Но и не уди-
влятьеся нельзя, Недавно ведь еше человек
был бригадиром монтажников, все помнят,
как его принимали в Комеомол, потом в
партию, и вот. он — уже секретарь обкома
партии, первый секретарь. Недавно еще
слесарь пел в кружке самодеятельности, и
вот уже он поет в Москве, в Большом те-
атре. Недавно, кажется, паренек был то-
карем, бригадиром токарей, потом отуден-
том, вместе в ним мы катались на лодке,
бегали на лыжах, играли в футбол, и вот
ок уже стал миниетром...

060 всем этом. однажды зашел разговор
ереди рядовых рабочих в партайном каби-
нете Ново-Тагильского завода, где codupa-
WICH они в вечерние часы, чтобы. покон-
сультироваться по истории партии, Дочь
‘рабочего, и сама бывшая работница Шура
Мартынова, или Александра Максимовна,
кав почтительно величают ев слушатели,
по долгу заведующей парткабинетом помо-
гает им совершать экскурсии в прошлое.

Раньше на старом Урале могло бы по-
казаться удивительным, что рабочие, са-
мые рядовые рабочие в своих обыденных
разговорах часто упоминают Америку и
Антлию, Францию п Китай, И ке только
упоминают, ко и подробно разбирают их
дела. их

Всем известно, что Америка замьниляет
войну. 06 этом говорят и на Урале.
как в отношении к своему кровночу делу,
к делам свовго производства, в разговорах
этих рабочие тах же. проявляют. хозяйский
вегляд на вещи, взгляд рабочих людей,
делающих все на свете своими руками, в
том чиеле и оружие.

— Бомба эта им покоя не дает, капи-
талистам, —— сказал Кутузов Илья Семе-
НовичЧ, вальце-токарь В Свердловске. —
Ну, конечно, бомба — это предмет серь-

‚знаем сказочные цифры сталинекого пла-
на: 8 гигантоких живых  заслонов в
5.320 километров длиной, которые займут
вахту на юго-востоке страны; 5.709.000
гектаров колхозных и бовхозных лесных
насаждений; десятки миллионов гектаров
травополья, — на 15 лет вперед заглянули
советские люди!

Сегодня перед нами — новый документ,
Об’явлено новое крупнейшее задание пар-

тии, государства, народа — трехлетний
план развития животноводства.
Последовательное наступление! Мы

упорно и настойчиво продолжаем свой ве-
ликий поход за дальнейший раецвет бла-
госостояния ‘отраны, за изобилие, необхо-
димое для перехода от социализма к ком-
мунизму. За коммунизы!

И какая непревлонная последователь-
ность, какая логичность в этом наступле-
нии! Сегодня колхозники Камышинекого

района Сталинградекой области выносят в.

степь ‘первые саженцы будущих лесов.
Охлновременно птирочайшим ‘фронтом раз-
вертывается борьба за травополье. Здесь
будет 16 тысяч гектаров люцерны и жит-
Hans. Камышинцы в течение одного года’
производят два посева чудодейственных
трав: весной закладывают семенники, ле-
том — полученные семена посеют в полях
севооборота. «Обманывая» природу, они в
два года выполнят весь план внедрения
травополья. :

И эта борьба за лес, за высокий устой-
чивый ‘урожай является в то’ же время
борьбой за под’ем животноводства. Шеет-
надцать тысяч гектаров траз —— вот она
прочная база для выполнения трехлетнего
плана развития животноводства.

Теснейшая взаимосвязь всех государ-
ственных мероприятий!

За четыре послевоенных тода, в небы-

1 зоотехник ‘и ветеринар были париями .
ореде других опециалистов сельского хазяй-   украинская степная белая» и «степная
ства. Их не признавало «оветекое обще- рябая» свиньи — этот список,

езный. Но только бомбой ведь много нк   80 короткий срок животноводство стралы
навоюелть. Особенно, когда она и е другой   достигло больших успехов, & по отдельным
стороны, в случае чего, может появиться.  ЗИдам колхозы превзошли уровень довоен-
Для войны хорото солдата иметь. И кроме ного 1940 года. Ho неугасимо горение

ТРЕХЛЕТНИЙ

А. АГРАНОВСКИЙ
>

цах газет, их комментируют Co Boel дело-
витостью. - Ho, увы,
нал  «Оверсиз»

чением хвоста, из которого, кажется, мож-
но сварить суп.

Не находя выхода из тупика, капита-
лизм ищет спасения от вее усиливающейся
нищеты миллионов в Тезкционных «т6о-

риях» Мальтуса — Фогта. Эти «радетети

о благе человечества» проповедуют искус-
ственное уменьшение народонаселения,

физическое уничтожение трудящихся, н0-

вые кровавые РойНЫ,
*

В совхозе «Караваево» под Еостромой
я познакомился с Ульяной  Барковой,
Евлокией Греховой, Матреной Шалошнико-
вой, Аграфеной Ниловой — простыми
доярками, скотницами, которые давно пе-
рекрыли Bee мировые рекорды. Их имена
знает страна, они удостоены высшей Har
грады, они-—Герои Социалиютического Тру-
да. В этом ©0вх0зе десять Героев —-- и почти
нет человека без правительственной награ-
ды. И возглавляет научную работу зна-
менитого совхоза лауреат Сталинской пре-
мии, ‘депутат Верховного Совета СССР,
член Ученого совета Всесоюзного научно-
исследовательского института жизотновод-
ства, бывший пастух из деревни Вайку-
ляны Станислав Иванович Штейман.

Пастух... Вак много возникает ассоциз-
ций! Пастух Еремей Глеба Успенекого,
который только потому стал пастухом, что
«пахать, ходить по кочкам, 34 сохой или
нлугом и напрягать всв свои силы до. ете-

пени лошадиных — он не мог и, наверное,   ТеЛЬНЫМ людям,

повалился бы на пятой борозде»...
Только крайняя отепень болезни и нуж-

английский  ЖУур-
констатирует, что мясо
кентуру совсем нес’едобное, — за исклю-

ней. В течение трех ближайших ner of-
щественное колхозное и совхознов живота
новодетво увеличит производство мЯсз, саз

°ла, молока, масла, яиц, кожи, шерсти не
менее чем в полтора раза.

Грандиозный план!

На помощь животноводам поднимается
вся страна. В районах развитого животно-
водствз создаются — специализированные
MTC, резко увеличивается  производетво
мащин и оборудования для животноводчв»
ских ферм, в течение трех лет должна
быть закончена полная механизация убор»
ки трав, побева и уборки корнеплодов,
переработки молока. Создаетея огромная
сеть курсов и школ по усовершенствова-
нию знаний специалистов и переподготов»
ке и подготовке новых кадров животново»
дов, Принимаются меры к быстрейшему
внедрению в колхозах и совхозах послед-
них научных достижений в области жи-
вотноводетва.

Целый раздел, девятый раздел norra-
повления, посвящен научно-исследователь-
ской‘ работе, Наша советекая  биологиче-
ская наука, наука Мичурина = Лысенко,
справится с заланием партии, Эта наука
подняла советского животновола на неви-
донную до сих пор высоту, превратила его
в действительного. хозяина и повелителя
природы, Покончено ‘с реакциопными идеа-

Л листическими теориями «равновесия» зты-

сячелетиях, «вечной гармонии», «несме-
няемости форм»,  «сомкнутости круга».
Покончено с единственным «завоеванием»
вейсманистского «животноводства» — вы“
ведением новых, продуктивных пород му-
хи-дрозофилы и писаниями нескончаемых
«работ» на тему; «Такт сосания у телят».

Блич И. В. Мичурина, что лора и в
животноводетве появиться смелым и рети-
становится сегодня лозун»
том тысяч новаторов. Во всех районах
СССР — на Среднерусской равотине и в

ды могла чнизвести» его до положения Горах Бавназа, па украинских привольных
пастуха, Самыми жалкимт. бесправными,   ЛУГах и в степях Казахотана —— волется

неуважаемыми людьми были в старой де-
февне пастух, конюх, овиналь.

` Даже интеллигенция от животноводства,
B

ство», их третировали, считали интелли-
гентами третьего сорта.

Вы открываете газету от 8 апреля это-
го года, «Указ Президиума

вич  Кюндрашкин — пастух,

ка... ботни и тысячи знатных животново-

того, если, допуетии, найдется солдат. ему
ведь идею надо внушить. А какую? Нету
У вапиталиетов идей подходящих ‘ни для
жизни, ни для войны,

Правла, илея-то у’ капиталистов! воть.
Но это идея ограбления народов, в то
числе и собственном. Такая илея, есте-
ственно, не’ может вдохновить человечест-
во, не может повести за ©0бой, не может
духовно вооружить солтата.

Истянная wien, завоевывающая умы и
сердца миллионов,  нахолителя на Hamel
стороне, на стороне народа, отетаивяющо-
тд дело мира на благо вето человечества,
Й эм понятю у нас всем и каждому,

Все интересно нашим люлям,

Оти привычно связывают свой ‘дела,

пусть на самом, казалось бы, кезаметном
участке, — со всем тем, что происходит
во всей стране, во всем мире.

Вот почему так ожесточенно спорят на
людях, на партийном собрании племянник
с дядей; работа — государственный инте-
рес, главное дело нашей жизни.

Здесь, в этом главном деле, в нашем
труде, сосредоточены все лучшие наши по-
мыслы, напти надежды, наши мечты.

езлении дается

сердца советского человека, постоянное
стремление его в лучшему, борьба за это
‚лучшее, за будущее.

Ив сегодняшнем историческом `поета-
по-сталинскя мудрая
й трезвая оценка состояния животновохотва:
«Эта отрасль сельского хозяйства являет-
ся отстающей в нашей стране».

B нашей стране! Лля любой капитали-
стической страны темпы, какими роело
наше животноводство, были бы процвета-
нием. , ao

В середине марта этого года аргентин-
ская газета «Эль Мундо» писала, что мяс-
ной дефицит в Англии так велик, что на
полках мясных лавок с важдым днем по-
является вое больше конины, Газета ‘в ror
рести восклицает: «Пели в ближайшее
время в Англию не будет завезено доста-
точное количество мяса, то возникает
опасность того, что в скором времени л0-
шади на британских островах совершенно
перевелутся». т

Разлаются уже голоса за ввоз в Англию
мяса кенгуру из Австралии. Эти прехло-
жения всячески обсуждаются на страни-

Дов в нашей стране. Они подняли свой
труд на недосягаемую ‘высоту —— труд воз-
величил их. .

И вот новое проявление великой сталия-
ской заботы о честных тружевиках. В по-
становлении 0 развитии животноводства
специально отоворены: почетные  явания
«Заслуженного зоотехника республики» и
«Заслуженного ветеринарного врача  pec-
публики», награжление животноводов ор-
денами и медалями «за выслугу лети
безупречную работу», пенсии за выелугу
лет, государетвенные премии от 25 тысяч
до 100 тысяч рублей «за совершенетвова-
ние существующих и выведение новых
пород»,

Эти лучшие животноводы страны, знат-
ные, уважаемые люди, ответят на заботу
партии. и правительства влохновенным
трудом, Они _ возглавят  многотысячную
армию колхозников, работников совхозов
в их борьбе за выполнение трехлетнего

плана,

В 1951 году у нас будет.в одних лишь
колхозах не менее 34 миллионов голов
крупного рогатого скота, не менее 88 мил-
лионов овец, не мэнее 18 миллионов сви-

Верховного   НоВод удостоен

Совета, СССР о присвоении звания Tepos   tA a
Сопиалистическом Труда». Иван Василье-   1951 года улучшенный высокопродуктив»
Каллиник

кропотливая творческая работа по улуч-
шению породности скота. Мясошерстная
«куйбыпевокая» овца, «буленновские» и
«терские» кони,  «костромекая» корова,

которым
гордится отечественное животноводство,
можно было бы продолжить, Не один со-
ветский ученый, не один практик-живот-
3a эти работы премии
Сталина, увенчан орволом славы, № концу

пый племенной скот составит в колхозах

Михайлович Малинин ветеринарный врач,    совхозах; по крупному рогатому скоту—
Ккатерина Ивановна Лашкова ——^ свинар-   #8 мелее 50—90 процевиюв, по овцам —

80—100 процентов, по, свиньям — 100
процентов. :

Влумайтесь в эти простые цифры, Ведь
племенной скот — вечная и недосягаемая
мечта любого крестьянина любой страны!
  и это остайвтея мелосяглемой мечтой м
тех странах, правителя которых не’ пре
кращают грязной. возни вокруг всяческих
союзов и павтов войны, У нае это ‘уже
не мечта, а реальный, конкретный, трех+
летний план к действию.

Совсем `новые люди, люди нового. духов»
ного облика живут па нашей земле. Они
воплощают в жизнь все предначертания
ввликого Сталина. Они выполнят и сегод*
няшнее постановление партии и правл-
тельства. Это о них говорил ‘ват вождь,
Что «их «скромный» и «незаметный» труд
является на самом деле трудом великим и
творческим, решающим судьбы истории».

Мы строим коммунизм, мы плем к
светлому булущему, и никто и ничто не
  остановит нашего победоноеного движения,
За нами правда, за нами сила,, с нами
Сталий.

В истинно исторические дни живем мы,
товарищи!

НЕЕ О ОБЕ ВЕНЕ НЕНЯ НЕ НИЕ носик исчо и нон АСЯ ява Я Яо КиО о наи ори кии Сино аязван они киозины ЕВЕ ЕЕВС НОП ИИ ИЯ ВИ ВЕЛ И ИВА ИЕ ЕЕ Е ИИ ИИ ИЕН ЯНИС КВ ИЕН Я И ИИА Я ИИ И ВИН КОРЕ ВИАН вания Ко нцимиоОоон ИА ими ним ав а вии Ирин ва нон ни НН вики но нара в иво ини к ии нанинии

Мирза ИБРАГИМОВ г

риотический долг

советских литературоведов

Вопросы культурного наследия Hapo-
дов Советского — Востока, поднятые
А. Фалеевым на ХИ пленуме правления
Союза советских писателей СССР, имеют
огромное политическое значение.

Историческая сульба народов Советского
“Востока; испытавших Ha cebe кровавое
арабское, иранское и турецкое иго, скла-
дывалаеь в изключительно тяжелых и
сложзых условиях,

° Правящие круги стран-завоевательнип,
особенно иранские и турецкие, не брезго-
вали ничем, вплоть до фальсификации ис-
тории, лишь бы оправдать свою колониза-
торскую  грабительскую политику. Они
создали легенду о какой-то «общеиран-“
ской» или «общетурецкой» культуре и ли-
тературе. Это дало возможность иранским
националистам самым наглым образом
об’явить иранцами великих классиков
азербайджанской литературы Хагани, Ни
зами, Тебризи и др. Эта же легенла яви-
лась «теоретическим обоснованием» для

турок, пытавшихся  расхитить великое
наследие Несими, Физули и др,
Вонтрревотюпионное  буржуазно-напио-

налистическое правительство «мусавата»,
продававшее оптом и в рознину честь и
своботу Азербайджана, услужливо отда-
вало азербайлжанекую литературу инозем-
вым захватчикам. В этих гнусных делах
его поддерживали и поощряли западные
буржуазные ученые — идеологи империа-
лизма, Английский буржуазный ученый
Гибб в <«Истории оттоманской поэзии»,
вышедшей еще в 1904 тоду, злонамерен-
но причислил лучших

сожалел, что  оттоманекие
смогли включить Азербайджан «в состав
Оттоманской западной турецкой империя»,
что Сулеймаву и ег преемникам не уда-
лось «завершить лучшие деяния. своих
предшественников, собирая под своим кры-
лом» обширные азербайджанекие, узбек-
ские, туркменские п другие земли.

Отсюда понятно, кому служат wien
«общеиранокой» или «единой тюрвоязыч-
HOH» литературы,

Пропаганда этих лживых идей особенно
усллилась во время революционных вы-

ской

весь народ

дом Хиябани
пранекого ига.

восстал

0 «единой культуре» не

национальной литературе,

Прогрессивные,
байлжана всегда выступали

ha.

класопков в турецкой литературе. Гийб   Ахвердов, Сабир, Джалил Мамедкулизал,

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 Ne 32

eee

ватели.  порочных Teopnh  «oimenpan

султаны  не

ступлёний народов нашем Востока и в
годы, предшествовавшие Великой Октябрь-
социалистической революции, и в
1918—1920 гг., когда трудящиеся Север-
ного Азербайджана, ведомые партией боль-
шевиков, вели героическую борьбу за co-
ветскую власть, а в Южном Азербайлжане
во главе с Шейхом-Мухамме-
против векового

Но ни звериная расправа с передовыми
людьми народа, ни вопли о «единой вере»,
могли убить
стремление сынов и дочерей Азербайлжа-
на в свободе, их любовь к своему языку и

передовые люли Азер-
против тео-
рии «общеиранекой» или «общетуренкой»
литературы, отстаивали самобытность сво-,
ей напиональной культуры, родного язы-

Срели наших ученых есть еще послело-

ской» или «единой тюркоязычной» лите-
ратуры. Эти «теории» сказались не толь-

°

ко в трудах Е. Бертельса и М. Дьяконова,
справедливо раскритикованных нашей пе-
чатью, но и в работах некоторых других
литературоведов.
Кандидат филологических наук Гамил
Араелы в обзоре древней литературы Азер»
байджана, помещенном в первом томе «Ис»
‚ тории азербайджанской литературы», пи-
  шет, что УП-—Х1 века были эпохой  рас-
цвета культуры ислама, что к созданию
«этой пропветающей культуры ислама
приложили определенный труд также и
ученые и поэты Азербайджана».

_На самом деле никогда никакой единой
«проиветающей культуры ‘ислама» не су-
ществовало. Существовали и существуют
культуры азербайзжанекого, узбекском и
других народов, созданные в ожесточенной
борьбе против кровавого арабского, иран-
ского и туренкого ига. Арабы и иранпы
своей тревней и средневековой культурой
во многом обязаны народам Советского
Востока.

Вредное,  антинаучное - утверждение
встречается у проф. Т. Райнова, В ero
книге «Великие ученые Узбекистана» го-
ворится о каких-то «странах арабской
культуры», 06 арабокой культуре УШЫ—
ХН веков, якобы являвшейся «очередной
стадией великой всечеловеческой куль-
туры». Т. Райнов скатывается до утверж-
дения, что «местной, т, е., в сущности,
национальной наукя в Средней Азии не
было в ГХ--ХТ веках»,

Люди, пропагандирующие лживые, про-
низанные космонолитическим ‘духом тео-
рай «общенранской» илн «елиной тюрко-
язычной» литературы, игнорируют завое-
вания советской  марксистеко-ленинекой
 Ивуки, Так. например, Х, Г, Кер-оглу в с0-
составленную им книгу «Образцы клаесиче-

ской литературы Ирана», вышедшую под.
Эт нашло свое отражение в творче- редакцией Е, Бертельса, включил Низами
стве такях вылающихея деятелей азербяй-
азербайджанеких   лжанекой литературы, как М, Ф, Азунив. дана в 1947 году, т, е. в год, когда вся Co-

Гянджеви и Хагани, Причем” книга была из-

ветекая страна  ГОТОВИЛАСЬ праздновать
800-летний юбилей co лия рождения ве-
Ino азербайджанекого ` поэта,

Вантилат филологических наук Acatyp
Асатурян в своем учебнике «История ар-

мянской литературы» для 10-х классов
так же безапелляционно отдает иранцам
великом классика азербайджанской лите-
ратуры Хагани.

Эта грубая ошибка  повторяетея в
1948 году в программе по истории армян-
ской литературы лля 8—10-х классов,
составленной Г. Нерессяном под редак-
цией капдидата филологических наук
Вартуни Левона.

Непонятное преувеличение «иранского
влияния» на культуру народов  Закав-
вазья мы встречаем в книге Мариэтты Ша-
гинян «Советское Закавказье», составлен-
ной пз очерков разных лет и вышедшей в
1946 году. В этой книге автор расеказых
вает: «Армянин ворковал на таре, азер-
байджанец пел, а иранеп давал ему слова
своих величайших поэтов...»

Надо исходить из факта совместной борь-
бы азербайджанского и зрмянекого нарохов
против иноземного ч в первую очередь
турецкого и иранского ига и видеть отра-
жение этой борьбы и дружбы наших
народов в созданной ими литературе, а не
искать иранского влияния ‘там, где ero
вовее не было. Ибо в Азербайджане и в
Армении на свадьбах и празднеетвах века-
ми пелись и поютея под аккомпанемент
трио прекрасные слова Саят-Новы и
Физули, а не иранских поэтов,

Больпюй ошибкой многих напгих восто-
ковелов является 10, что они до сего вре-
мени изучали литературу наролов Востока
изолированно от великой русской  лите-
ратуры,

Передовая литература великого русекого
народа оказала  отромное прогрессивное
влияние, способствовала распространению
демократических идей, реалиетического na-
правления He только в азербайджанской,
узбекской, казахской, таджикской п дру-
гих литературах, но п в литературах Ира-
на, Турпии, Афганистана,

В силу исторических условий и геогра-
фического положения, у Asephafinmana
установились наиболее ранние связи с Рос-
сией. Великий Низами почти 800 лет
назал с больной любовью воспевал отваж-
  вый характер и героззм русских пэРтов,
мудрость русской женщины,

Передовые  тосухарственные деятели и
ученые Азербайджана в своей борьбе про-
тив иранского и турепкого ига веегда ори-
ентировались на Россию. Еще в ХУ веке
прогрессивный  госуларственный деятель
Фатали-хан Кубинский в своей борьбе 3a
освобождение и собирание `азербайджан-
свих земель твердо держалея русской ори-
ентации и неодновратно обращался в рус-
скому правительству за помощью. j

М. Ф. Ахундов распенивал присоедине-
ние Азербайджана к России, как акт боль-
шого прогресвивного значения. Он писал:

«...Мусульмане перестанут дичитыя и
чуждаться рувеких... исчезнет  навеегла
между вими дух фанатизма... проистекатю-
щи из религиозных убеждений, и дух
стремления к эмиграции в Турцию, ге
мусульмане по слепому фанатизму пред-
полагают спабение души под владычеет-
вом мусульманского государя; равно ис-
чезнет охота к паломничеству в Мекку...;
родится B кавказевих мусульма-
нах охота к грамотности, стремление к по-
знанцям, улучшитея их. правственность...
до сих пор только религия удерживает
большинство от изучения русекого ЯЗЫКА,
со знанием которого, по уверению  духо-
венства, спасение души немыслимо».

Лучшие прогрессивные представители
Азербайджана всегда стремились устано:
вить тесные дружеские связи © деятелями
и творцами русской культуры. Они люби:
ли русский народ, могучий русский язык,

Профессор Петербургекого университета
Мирза Кязем-бек писал в 1352 году в
«Известиях — Императорской Академии
Наук»; «Русский язык богат, самобытен и
уже занимает важеое моста между образо-
ванными языками Европы. Ero боратотво
приналлежит его собственным началам; его
самобытность ° составляет — историческое
хостояние его жизни, С такой точки зре-
ния мы должны смотреть на образование
русского языка».

Передовая революционно-демократиче-
ская русская мысль и бессмертные класси-
RB русской литературы сыграли релуа ю-
Ty) Poth в возникновении в АзербаЙлака-
не и из всем Ближнем Востоке реаласти-

e

ческой жизнеутверждающей литературы я
светского театра,

Твореп о этого театра и литера»
туры М. Ф, Алунлов был учеником Белин*
ского и Гоголя, Добролюбова п Черлышев“

ского. Пьесы Ахундова еще задолго до то--

го, когда они появились на спене на род-
ном языке, были поставлены в Петербур-
ге ив Тифлисе деятелями русского сцениз
ческого искусства.

Не будь исторической связи с Россией и
благотворного влияния передовой русской
культуры, не было бы Мирза Фата
Ахундова, Adan, Ахмади ДЛониша, Ту-
кая и других крупнейших представи»
телей литератур народов нашего Востока.

Реализм Ахунлова, его материалистиче-
ская, атеистичеокая философия явилась
подлинной mon распространения демо-
вратических идей передовой русской лите-
ратуры не только в странах Советского
Востока, но ив Иране, Турции и ДРУГИХ.
Сторониики «общеиранской» и «единой
тюркоязычной» литературы почему-то He
замечают и этой истины. Они не видят;
что пранпы во многом обязаны  азербай-
джанцам, гаджикам и узбекам не только в
области культуры и литературы, нов
отдельные исторические периоды обязаны
пи п сохрапением целостности собственно-
го государетва, :

Великая Октябрьекая сопиалистическая
революция, положившая конец господству
эксплоататорских классов в нашей стране
й обеспечавшая самостоятельное  наняо-
нальное развитие народов Советекого Вос
тока, навеки уничтожила турецкую и
иранскую угрозу п неразрывными узами
связала наши наролы © великим русским
народом.

Благодаря  ленинеко-сталинской wali
нальной политике, учась У великого рус
ского народа, азербайлжанский народ 104
етиг невиданных успехов в развитии сво’
ви социалистической по содержанию и наз
циональной 00 форме культуры.

Патриотичеевий долг советских уе
ных — до конца разоблачить всякие прое
явления вредной теории «общеиранской»
или «общетуренкой» литературы, не с0вме“
стимой с ленинско-сталинской пациональ“
ной политикой и свободой наших народов,

A
i

\

\

Dy