+

ПРОЗА 19

12 и 16 апреля в Центральном доме
хитералоров проходило заседание, органи-
зованное секцией прозы Союза советекях
писателей СССР,

© докладом «Проза 1948 года» выету-
пил В. Кожевников. Он подчеркнул боль-
шие успехи  советокой художественной
прозы,

Изображение черт коммунизма в нашем
социалистическом обществе — составляет
таавную новаторскую сущность лучших
художественных произведений прозы  ис-
текшего года,

— Характерной чертой прозы 1948 го-
да, —— говорит докладчик, — являетоя
то, чо тема большевиетекой партии, 0б>
разы большевиков получили в лучших
произведениях налпих писателей яркое
воплощение.  Советекая литература, рас-

крывая руководящую роль партии в исто-

рическом творчестве  советекомо народа,
поднялаеъь к вершинам подлинного нова
TOPCTBA.

В. Кожевников подробно характеризует
произведения 1948  тода, посвященные
колхозной теме. Советекие писатели уло-
вили ведущие особенности — нынешнего
этапа строительства колхозной деревпи.

Роман ©, Бабаевокого «Вавалер Золотой
Звезды», как подлинно партийное произ-
ведение, явился живым передатчиком опы*
Ta в осуществлении электрификации кол-
хозной деревни,

— Мне лично, — говорит В. Кожев-
ников, — пришдось быть свидетелем того,
как в народно-демократической Румынии
крестьяне после коллективного прочтения
романа ©. Бабаевокого в кружке Общества
румыно-советекой дружбы ‹ единодулино
решили приступить к строительству 06»
ственной гидроэлевтростанции.

Доклалчик останавливается на проиаве-
дениях Илизара Мальщева «От вето серд-
ца», Юрия Лаптева «Заря»,

Новые конфликты, проиеходящие в со:
временной колхозной деревне, по самой
природе своей отличаются от конфликтов
20—30-х годов. Тогда борьбе sa новое
противостоял классовый враг, и геюю
прелитих книг приходилось преодолевать
антагониогические противоречия. Герой
новых книг преодолевает сопропивление
людей, еще не изживиих в своем сознании
пережитков капитализма, борьба с кото-
рым осуществляется методами критики и
самокритики.

В советской стране отклонение от м0-
ральных норм не может рассматриваться,
как частное дело человека, на борьбу с

этим отклонением устремляется весь  кол-
TERTHB, жизненно’ заинтересованный в
судьое каждого советского человека,

Высоко оценивает докладчик роман ла-
тышекой писательницы А. Сакее «В ру»
и повесть молодого эстонского писателя
Г, Леберехта «Свет в Кюорди», ражеказы-
вающие о том, как трудящиеся крестьяне
Прибалтики под руководством. партии
вотупают на путь колхозном  отроитель-
ства. Чертами новаторства отмечены по-
зеоть молодого абхазеком писателя Г, М-
лия «Весна в Сакене». ‘повесть ‘украин-
ского прозаика И. Рябокляча «Золотеты-
сячник» и роман основоположника киргиз-
ской прозы Т. Оыдыкбекова «Люди наших
дней», Все эти произведения — едины по

своегу  социалистическому содержанию,
идейной направленноети, глубоко своевоб».
разны по художественной форме и 0

стилю. Они свидетельствуют о расцвете на-
циональных культур в стране социализма.

В. Кожевников характеризует произведе-
ния 1948’ тода, посвященные истории на-
шей Родины, Романы №. Федина «Первые
радости» и «Необыкновенное лето» празв-
диво, широко изображают прошлое нашей
страны в ее революционном развитии.

Трехтомная эпопея латышского писате-
ля В. Лациеа «Буря» — яркий. образец
советского исторического романа, в кото-
ром революционное движение масс соста-
зляет главное содержание произведения.

Важное художественное и идейное 0-
крытие М. Ауэзюву в романе «Абай», за-
ключаетея в том, Ч овое произведение
писатель посвятил He судьбе отдельного
выллюшегоея человека, & судьбе народа.

Большюй интерес  предотавляет роман
Т, Семушкина «Алитет уходит в TOPE», B
котором рассказано о братекой помощи рус-
ского народа народу Чукотки.

В. Кожевников говорит © теме индуст-
риального труда, рабочего класса в нашей
прозе 1948 года, Он подробно останавли-
вается Ha HOBATOPCKOM — произведении
советской. литературы---романе В, Ажаева
«Далеко от Мосввы». Я

— Литература 1948 года, — сказал
В. Кожевников, = еще недостаточно pac-
крыла все величие, все многообразие ге-
роической созидательной двятейвности ра-
бочего класса. Однако романы «Далеко от
Москвы» В, Ажаева, «Сталь и шлак» ин-

Дмитри

Her такого утолка в Грузии, rae Os He
знали Дмитрия Гулиа, Ето поэзия давно
стала доетоянием народа,

В ней ясно ощутимы и традиции 09-
татой грузинокой литературы —— И, Чав»
чавадае, А, Церетели, и великой русской
литературы == традидии Некрасова, Через
все творчество Дмитрия Гулиа проходит
основная идея: только в борьбе за народ-
нов счастье = смысл и поэзия жизни.

Борьба —— вот друг таких сердец, )
Что в бурю могут плыть!

Творчество Гулиа разнообразна 10 жан-
рам: здесь и стихи, и песня, и пьесы, и
рассказы, и роман, и переводы © русского
и грузинекого. :

Дмитрий Гулиа не только писатель, он
д ученый = историк, лимгвиет, фольхло»
рист. Ето перу приналлежат ценные иссле»
дования в области абхазского языка, им
была начата научная разработка aGxas-
chord horpRaopa, mM eme p 1892 roxy Biep-
вые составлена азбука абхазского языка.

В начале 900-х годов Гулиа выступает
0 своими первыми поэтическими произ»
ведениями. Его сборник «Стихотворения»
(1912 г.) — качало иисьменной абхаз-
ской художественной литературы. В этих

Джигурды «Теплоход «Кахетия»,

женера-металлурга В. Попова-—яркое ови-
детельство того, что наши писатели ©мо-
гут выполнить эту историческую задачу.
Никогда не утратят остроты еовременно-
то звучания правдивые, проникнугые жи-

вотворным духом советекого патриотизма
произведения о Великой Отечественной
войне.

Докладчик разбирает роман А. Первен-
цева «Честь смолоду», роман А. Гончара
«Злата Прага», повесть В. Добровольского
«Трое в серых шинелях», роман ®. Пан-
ферова «В стране поверженных», рассказы
Б. Полевого «Мы — советские люди» и
«Киевекие рассказы» Ю. Яновежото, роман
В. Саянова «Небо и земля».

Советская проза за 1948 rox богата
мнюгими достижениями. п повесть”
В, Игишева «Шахтеры», и очерки Галины
Николаевой, «Расеказы разных лет» Алек-
сея Колосова, повесть А. Мусалова «Сто-
жары», книга Геннадия Фиша «Наука изо-
билия», рассказы Владимира Фоменко
«Обыкновенные люди», записки Ольи
повесть

прозы

Сермея Антонова «Лена» и другие произ-
веления.

Далее В. Кожевников анализирует
состояние нашей литературной критики.

Вритики-антипатриоты своими зауша“
тельскими статьями пытались нанести вред
развитию нашей литературы,

В. Кожевников приводит один из приме-
ров подобной критики,

Замечалельная повесть молодого эотон-
ского писателя Ганса Леберехть «Свет в
Коорли» была забракована жюри конкурса,
органтивоватнюго эстоноким  изхательством
«Художественная литература и  искус-
ство»,

Партийная печать разоблачила и раз-
громила горетку отщепенцев, буржузеных
эстетов, ура-касмополитов, изолированных
от жизни, глубоко невежественных,

Докладчик мворит 06 особенностях ме-
TOMA  социалистического реализма = важ»
нейптего открытия маркенетеко-ленинското
учения © литературе. Он. останавливается
также на тех грубых извращениях в тео-
рии сопиалистического. реализма, которые
были лопущены в литературоведческих рё-
ботах В. Бялика и Т. Мотылевой.

Советский писатель должен быть пере-
довым деятелем сопиалистического государ
ства. В  морально-политическом облике
пивателя  советокий народ хочет видеть
лучитие черты человека налиего общества,
страстного, мужественного борца за победу
коммунизма.

Отступление писателя от правды жизни
советокого общества, забвение основных
принцилов  социалистического реализма
приводят к идейному и художественному

провалу. Юрий Герман опубликовал в
№ 1 журнала «Эвезда» первую часть
‘своей повести «Подполковник мединцин-

окой службы», Это — вредное и. антиху-

ложественное произведение, В этой пове-

OTH, посвященной советовим воинам, вра-
чам, офицерам, Юрий Герман создал серию

уродов, озлобленных пеихопалов, циников,
подхалимюв, ненавидящих друг друга,
Чуведво возмущения вызывает книга

А. Исбаха «Голы жизни» — помесь обы-
ватедьекого тщеславия и раздраженного
хвастовства. Книга Исбаха проникнута ду-
хом буржуазного национализма, В ней кле-
ветнически изображен еврейский народ,

В. Кожевников критикует ошибочные,
фальшивые произведения Н; Мельникова
«Редакция», 9. Вазакевича «Двое в сте-
пи», В. Ванина «Отец»,

Докладчик призывает писателей к
высокой художественной требовательности,
к совершенствованию маетеретва.

‘— Партия большевиков, ее Центрадь»
ный Комитет, товариш И. В, Сталин ведут
ными народ к коммунизму, направляют со-
ветскую литературу к великой цели,
Сосредоточим же всю нашу творческую
энергию для достижения этой великой
цели, — заключает свой доклад В. Вожез-
ников. _

В своем выступлении в прениях п ло-
кладу Б, Горбатов остановился на пробле-
ме художественности,

— Вритики - антипатриоты, — сказал
он, — в своей борьбе с советекой литера-
турой часто прибегали к тавим заявлени-
ям: это, мол, произведения актуальные,
но — нехудожественные. Это был их из-
любленный прием. Но наш народ полюбил
такие книги, ках, например, «Далеко от
Москвы» В. Ажаева, «Белая береза» М. Ву-
беннова, не только потому, что они нани-
ваны на важную тему, но и потому, что
QHH интересны, художественны, В то же
время советские читатели не принимают
Зощенко. или, например, повесть Мельни-
Кова, потому что их книги нехудожествен-
ны. He может быть художественным
непраздивое, непартийное произведение.

Эететствующыие  космополиты в своих’
нападках на литературу пытались дока-

А

й Гулиа

стихах поэт влеймит угнетателей народа
— внязей и дворян. В 1913 г. выходит
второй сборник, в центре которого «Пибьмо
юноши A девушки» -— поэма любви,
радости, молодости. Эта поэма до сих пор
поется под аккомпанемент музыкального
инструмента — ачангури,

Поеле. установления советекой‘ власти в
Абхазии началось широкое развитие аб-
хазской ‘литературы, Дмитрий Тулиа  не-
утомимо работает в области поэзии, TeaT-
ра, публициетики.

Тема братотва советских народов, тема
партии Фенина-Оталина и вноследетвия
тама колхозного труда становится основ-
ным содержанием его поэзия,

В 1946 году выходит в’ свет его па-
триотическая поэма «Песнь © Сталине»,
посвященная победе советского народа над
фапризмом. Вея поэма пронизана чуветвом
горячей любви в Сталину, мудрому вождю
й полководцу,  борщу за всенародное
счастье!

Кто дал бессмертье нашему народу?

Кто сохранил стране родной евобюду?
‘To полководец Сталин, вонн и мудрец,

К 75-летию

ка-руковохителя.

года

Поэт борьбы и свободы

Cro двадцать пять лег назад во время

зывать, что Бниги наши нехудожествен-   зпрельской грозы, бущевавшей над Гре-

ны потому, что они публициетичны, нз-
писаны «в л0б». Кто из нае не испытывал
на себе этих ударов? Однако  публи-
цистичноеть -— это один из ‘элементов
художественности советской литературы,
Вся великоля рубская литература была
тенденциозна в лучшем смысле этого сло»
ва, писатели не стеснялись прямо и 9т-
Ерыто говорить о своих симпатиях и al
THITATHAX,
традицией и творчески развиваем ее,
Horatoperno —- один из  критерие
художественности нашей литературы. Труд,

поэзия труда, красота трудящегося чело-  комментаторов поэта об’яеняют этот

века, его новое отношение к технике,

цией, в осажденном турецкими оккупа-
городе умер великий английский
поэт Байрон. Он приплыл сюда из Италии
после приглалений греческих патриотов,
Снаряженный им корабль привез не толь-
ко старого друга Греции, вокруг имени
которого могли сплотиться враждовавтиие
вожди повстанческих отрядов. Байрон

Мы гордимся этой великой   Щедро отдал заработанное литературным

трудом золото на строительство пречееко-

го флота и на греческую артиллерию.
Некоторые из реакционных биографов и

ето

к   Предемертный паг чрезмерным честолюби-

машинам, красота индустриального лейза- ем Байрона, его погоней ва внешним эф-
жа, который создается руками человека, —   фектом, жаждой романтической позы. Но,
все это принципиально отличает изшу ли-   греки послали своих делегатов ва Байр-
тературу от литературы прошлого и опре-   ном в Италию не потому, что проольнтали

деляет новые свойства

нашего искусства.
Далее. В. Горбалов говорит о необычай-

но выроещем художественном уровне налией

Двадцать лет назад, -—меказал он, —*
я выпустил свою первую книгу «Ячейка»,
сейчас мой земляк В. Попов издал свою
первую книгу «Сталь и шлак». Сравните
эти два дебюта. Насколько же первая кни-
та В. Попова по уровню мастерства выше
моей первой книги!

ложных авторитетов пытались
создавать эслететлвующие критики.  Ояя
долго шаманилия вокруг Ажхрея Белого, пы*
таясь выдавать. ето ‚ «произведения» 98
образцы художественности, А na самом
деле ота враждебная народу литература
являлась в то Же время примером распада
формы, порчи русенотго языка,

Бумирами  космополитов долгое время
были такие писатели буржуазного Запада,
как Пруст, Джойс, Дос. Пассос, Хемингуэй,

Влияние западной декадентекой эстети-
ки мешает итти вперед 10. Герману. Идей--
ный и художественный провал его послед-
ней повести свидетельствует 06 этом,

06 опасности для писателей буржуаз-
ных влияний говорил и А, Чаковений,
Современная упадочная заладная литера»
тура мнимой аполитичностью, бесстраст-
ным, об’ективиотовим отношением к герою
маскирует агрессивные пели буржуазного
повусства, ето античедовеческую  суш-
ность, Некоторые же наши литераторы
приняли эти черты упадка за 06060
мастерство, которому надо подражать.
Характерным примером такого, пусть даже
бессознательного, подражания A. Uaxon-
ский считает повесть Ю. Германа «Под-
полковник медицинской службы». Желая
нарисовать 0браз положительного героя,
советекого врача, писатель в №. же время
наделяет его штампами буржуазной лите-

—

ратуры —- нервозностью, одиночеством, чу-
даковатостью, неуживчивостью, тяжелым
недугом,

—- Подавляющее больпинетво произве-
дений 1948 г., — говорит А. Чаконекий,---
книги-борцы, проникнутые тордым созна-
нием величия советского человеха, его Aes
и помыедов.

— Движение страны к коммунизму, —
свазала Е, Ковальчик. — вот что является
содержанием литературы 1948
Е, Ковальчик сравнивает нынешний этап
развития советской позы е прошлыми
этапами, Это сравнение показывает не-
обычайный рост, зрелость нашей coppe-

ской власти в изображении революции
многие писатели чрезмерно подчеркивали
начало стихийноели.

Огромным завосвачием нашей современ-
ной литературы является то, что она по-
казала необычайный рост сознательности
советского человека, неразрывную
ero труда с интересами всего государства,

(0 произведениях, посвященных колхоз-
ной деревне, говорит и Н. Лесючевский,
Он показывает, как сказались в этих

каждый
Родины.

Н. Лесючевовий говорит о новаторетве
советских писателей в изображенни пере-
дового героя нашего времени -— большевн-
Такого образа, как
Ватманов («Далеко от Москвы» В. Ажае-
ва), еще не было в литературе. Писатель
обогатил нашу литературу, изобразив это-
to героя, Уверенность и сила Батманова—
это отражение возроешего могущества Ha-
mero народа. Большевистский  приннин
цартийнооти определил успехи титературы

свой поступок с интересами

в 1948 году.

В прениях приняли также участие
Л. Снорино, С. Трегуб, И, Астахов, В, Мо-
розова и друтие.

В своём заключительном слове В. Ко-
жевников говорил о возросшей роди писа-
телей в жизни страны, о необходимости
аще тлубже, еще внимательнее изучать
советскую действительность. о той боль-
шой роли, которую должна играть крити-
ка в процессе развития советской литера-
туры.

народного поэта Абхазии

кончил большой роман «Вамачич». На ши-
роком фоне абхазекого быта и природы
изображает он жизнь абхазекой женщины,
которой революция и партия большевиков
открыли путь к новой жизни, к счастью,

Маститому писателю Абхазии 75 ger.
Советское правительство отметило ето бла

городный труд высокой наградой = орде-.

ном Ленина, С неиссякающей энергией
продолжает он творить и с подлинной
любовью заботливо растит в родной лите-
ратуре все новое, талантливое. Абхазская
литература, основоноложником которой он
является, находпася сейчас на под’еме,
вышла Ha воесоюзную арену, Широко из-
вестна талантливая книга сына, юбиляра—=
молодото абхазском писателя Георгия Гу-
дна «Весна в Сажене», отмеченная Ora-
ливокой премией, Недавно  появилея в
русском переводе интересный роман Ивала
Палаекири «В долгой жизни»,

Целая плеяда молодых писателей ныне
творит начатое Дмитрием Гулиа общее,

дорогое для всех дело абхазской советской.

За счастье всенародное борец!
В настолшее время Дмитрий Гулий 34-

атуры,
литератур ‚5. БРАЙНИНА. `

тот

менной ‘литературы, В первые годы coper-.

СВЯЗЬ

художественности 0б его честолюбии, & потому, что он Be од-

нажлы был в Греции и посвятил ее исто-
рии, ее людям немало строф, и они знали
поэта как своего верного друга, муже-
ственно свазазилего в адрес Британии:

Владычица морей, страна свободы,
Ножом пронзила ты Эллады груды

И, обращаясь к Греции;

Будь проклят час, когда для
разграбленья
Твоих святынь явился Альбион.

Треки отправили х Байрону своих пос-

участие -= словом и делом = принимал
поэт в движении карбонариев, боровшихся
за осробождение Итвлии от чужеземного
ира. К этому времени, к 1821 году,
относятся следующие записи в дновнике
Байрона, ярко: харажтеризующие степень
(TO участия в подготовке восстания пат-
риотов Италии: «Я сделаю все, что могу
в смысле боя, хотя несколько отстал от
этого. Это дело правое»; «Сегодня я He
имел никажих сношений с моими зажадыч-
ными друзьями  карбонариями, & между
тем все комнаты в чижнем этаже моего
дома набиты их пиыками, мущнетонами,
патронами и прочей всячиной»,

Греки звали к с6бе. Байрона потому, что
OH был известен как свободолюбивый
поэт, проклинавитяй воех и вслчееких ут-
нетателей, всех гоработителей, как поэт,
выступающий против захватнических гра“
бительских войн, признавая и призететвуя
войны освободительные, «Борьба за волю
только — подвиг громкий» («Дон-Жуан»).

Первая из трех речей Байрона в анг»
лийской палате лордов открыто и яростно
направлена против царящего в етране. бес-
правия, Байрон поднял свой молодой голос
в защиту угнетенных трудящихея, дове-
ленных хозяевами-прюмынгленниками До
отчаяния, Вот что он говорил прямо в ли-
цо верховной знати Британии: «<... нигде
под гнетом самюто деспотического п изуен-
нического правительства я не видел такой
торестной бедноты, как со времени моего
возвращения в самое серлце этой христи-
анекой страны; „оно очевидно Rat
друзья (английские властители, — Я, ©,)
обременевы слишком большими иностран-
ными обязательствами, чтобы допустить
- Возможность помоши у ебя дома...»

Правятие английские круги недолго
HAHDUAIECh © молотым поэтом. Вак толБ-
ко львенок окрет и в ево голосе появилея
новый обличительный металл, офишиаль-
ная Англия начала травлю Райрона, Его
етали громко обвинять в безнраветвению-
сти — литературной и человеческой;
английская  аристократическая чернь ок:
ружила его таким, организованным сильной
рукой, улюлюканьем, таким, злобным сви-
стом, что Байрон вынужден был во второй
раз, и теперь навсегда, покинуть берега
Британии.

Все свом основные поэмы и подавляю-

книгах новаторские черты нашей после- mee большинетво eTHXOB. Байрон написал
военной прозы — умение героев связывать   вне пределов Англии,

Представители пра-
вяших кругов Британии, наглые колени
заторы, лицемерные святоши настолько
осточертели ему, что он бежал от их правд-
ного любопытотва даже из Швейцарии, на-

ланщев потому, что знали, какое истинное  `

<
Я, СМЕЛЯКОВ

&
водненной путептествующими богачами, и
крепко затирал перед ними двери своего
дома в Италии, куда они пытались про-
никнуть в надежде добыть свежие сплет-
ни о поэте. Действие его поэм происходит
в разных странах мира, и вое же постоян-

*

но и настойчиво Байрон —- в лирических
®тотуплениях, в сатирических репликах —
возвращается в своему отечеству, чтобы
сорвать. ‘маюку то © вывокопоставленното
палача, то о купленного правительством
`писажи, то © бездарнотго полководца Вел-
  лингтона или © самого короля,

Но у него было среди  демокралически“
настроенных англичан много подлинных
друзей, оставииихея верными поэту до кон-
ца. Его обличительные книги раекупалиов
английсвим читателем нарасхват. Вторая
Англия — Англия вольнодумцев, Англия
демократической мысли, Англия блатород-
ных сверен, Англих передовых писателей
тех лет — считала Байрона своим поэтом,
гордилась им и ето работой.

В последние голы жизни Байрон отка-
зался от выспреннего романтизма, для рас-
цвета которого он в 0808 время сделал Tak
MHOTO, в смело перешел на реалистические
позиции, Вершиной store периода вм
творческой жизни является поэма-роман
«Дон-Жуан», шестнадцать песен которой
были шестнадцатью мешными ударами re-
ния по мировой резвции, г :

В темные воды времени канули имена
противников Байрона, их сменили десятки
новых имен, а слово поэта бессмертно, И
оно сегодня обращается против Черчилля
ия Бевина так же, как сто с лишним лет
назад разило их бесславных предкав.

Многие строки «Дон-Жуана» можно це-
ликом отнести к сегодняшней Англии «над-
менных торгашей», в Англии — порабо-
тительнице народов.

Гневно звучат строки:
Рабыня из рабынь! И кто б гордиться
мог
``Ее свободой? Пусть народы

} . в казематах.
А кто тюремщик их? Дал и‘ему ведь
и
Быть жертвой собственных цепей
и уз проклятых,
И привилегия защелкивать замок —
Ведь не свобода же!

В «Дон-Жуане» лирический тений Бай-

: ИИА

НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОРТРЕТ БАЙРОНА

рона, его испепеляющая сатира доститаю?
высот своего развития.

С тех пор прошло много времени, имена
‚реакционных  окололитературных ° Шавок
вееми забыты, а «Дон-Жуан», вместе ©.
«Паломничеством Чайльд Гарольда», «Кан»
ном» и другими созданиями  тениального
поэта-бунтаря стоят Ha книжных полках
всех библиотек мира, с уважением раекры“
ваются десятками тысяч читателей.

Попрежнему будят
живой гнев слова 10+
эта, обращенные про»
тив английских пилу»
тократов — «рабов
войны», Чья «злая
рать пила из тода в
год чужую кровь и
слезы...»

Выступая против
разбойничьих — войн; .
Байрон считал напи-
онально-освободителья
ную войну евящен
ной: «Война священ-
на только за свободу,
когда ж она — лишь
честолюбъя плод, вто _
бойнею e@ He Ha3s0-
вет?» 2 :

Qn говорил: «Что
значит собственная
судьба, если можно
завещать будущему.
хоть частицу 080ето _
«a>? Революция,
борьба за свободу, в.
конечном счете, но-
бедит»,, в
Не память ли 06
‹ Этих. мужественных,
‚ исполненных воли Е
_ борьбе словах вдох-
новляла в дни боев
за свободу Испании
бойцов батальона ан-
глийских антифашистов, входившего в 0: -
став Интернациональной бригады!? Имя -
поэта было написано на знамени этого
батальона.

При всем пессимизме, при всех своих
колебаниях, при всех ошибках Байрон был
поэтом  питалтоких Macurrados, огромной
смелости и редкой самостоятельноети, ITOT
человек не побоялся бросить вызов воем ^
  тралициям окружающего ero общества;
Этог орд отетаивал нищих и Get:
правных. Этот подданный страны, где хан-
  жество было доведено до обтщегосударотвент
  ной степени, открыте расправился чуть
Ли He €O воеми воровованными влаютите»
лями мира. Не раз переходил он от пла»
менных утверждений необходимости и He-
избежноети революции к саркастическим
размышлениям над человечеством, над по»
томками, — и только затем, чтобы опять
и опять призывать народы к борьбе, к 20с-
станию — призывать B стихах и помогать
оружием.

Вепомний сегодня ео мужественные
стихи, написанные незадолго до омерги в
той Греции, которая благодарно похорони»
ла в своей земле вго сердце:

Встревожен мертвых сон — смогу ли

; спать?
Тираны давят мир — я-ль уступлю?
Созрела жатва — мнё ли медлить жать?
На ложе колкий дерн. Я не дремлуо;
В моих ушах, что день, поет труба, `
Ей вторит серлце...

Сегодня, когда труба полков народно-
освободительной армии Греции поет насту
пление, ей вторит сердце поэта, лежащее в
миссолунтской земле.

Имя Байрона незабвенно и дорого для
нас, как незабвенны и дороги имена тех,
Ето отдал во имя прогрессивного развития
человечества силу своего таланта, пламень
сердца и самую свою жизнь, = :

Мы помним и будем помнить, что Байрон
сказал:

«В конечном счете победят народы; Я

не доживу, чтобы видеть это, Но я это пред
вижу». sere re

В СЕКРЕТАРИАТЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕМ CCCP

® В июне нынешнего года соетоитея Вто-
рой с’езд писателей Белорусской‘ ССР.
Секретарь правления. ССП БССР П. Ко-
валев на очередном заседании секретариа-
та Союза писателей СССР сообщил о под:
готовке к с”’езду. В повестке дня с’езда
стоят три вопроса: доклад о состоянии и
задачах литературы Советской Белорусбии,
отчет ревизионной комиссии и выборы ру:
каводящих органов Союза писателей Бе:
лоруссии, : :

На с’езд будут приглашены все члены
ССП БССР и предетавители писательской
общественности Москвы, Ленинграда,
Киева и союзных республик. Госуларствен-
ное издательство `Белоруссии выпускает
к с’езду восемнадцать новых книг бело-
русеких писателей Издательство «Совет-
ский писатель» и «Детгиз» издают книгу
стихов А, Кулешова «Коммунисты», «Мой
край» Янки Купалы, произведения Якуба
Коласа, ‚ Петра  Глебки, А; Белевича,
Т. Хадкевича.

В Ленинграде выйдет книга «Белорус
ская драматургия», на Украине — сбор-
ник произведений белорусской прозы.

A

Конкурс на короткий
рассказ для детей

Редакция «Пионерской правды»  прово-
дит Kony с на лучший короткий расеказ
для детей пионерского возраста,

ЦК ВЛКСМ утвердал условия конкур-
са: рассказы должны быть посвящены те-
мам современной жизни и‘ отвечать зада-
чам коммунистического воспитания детей,

За лучшие рассказы (размерем до !/+ пе-
чатного листа) установлено шесть премий;
первая премия — 10.000 рублей, две. вто-
рых — По 5.000. рублей и три третьих —
по 3.000 рублей Установлены также пять
поощрительных премий по 1.000 рублей,

В жюри конкурса входят: заместитель
генерального секретаря Союза советских
писателей Н. Тихонов, писатели С. Ми-
Халков, А. Мусатов, В Смирнова, редактор
«Пионерской правды» В. Семенов, препо-
давательница литературы 330.Й школы
Москвы Е. Каченевская, заведующая дет-
  ским читальным залом Всесоюзной госу-
паротвенной библиотеки им. Ленина

Анохина,

рапорте по поводу этой

$ Секретариат заслушал сообщение дирек-
тора Сценарной студии Министерства ки-
‚нематографии CCCP ‚Д. Еремина о пере-
стройке работы етудии.

После ХЦ пленума правления ССП ук-
репились и расширились творческие связи.
Союза писателей с Министерством кинема-
тографии. Это нашло отражение во всей
работе Сценарной студии, а также комис-
син по кинодраматургии ССП,

До последнего времени студия, главным
образом, занималась обеспечением сцена-
риями центральных киностудий. В настоя-
шее время ее работа будет направлена на
развитие и повышение качества националь-
‘ной кинодраматургии. Секретариатом наме-
чено провести 4-месячный семинар для
кинодраматургов союзных республик, со-
звать совещание писателей, посвященное
обсуждению перспективного тематического
плана советекой кинематографни, и органи-:
зсвать обсуждение этого плана в печати,

$ Для участия Союза советских писателей

в работе по подготовке нового собрания
сочинений А. М. Горького создана комие-

а ПЕНА LEE CEREAL

сия в составе: К. Симонова А
А, _ Софронова (зам. председателя),
Л, Леонова (зам. председателя), В, Горба.
това, В. Ермилова, Ве. Иванова; А. Карая
ваевой, Е. Ковальчик, В. Кожевникова,
А. Первенцева, К, Федина. ‹ .

$Ф Издательству «Советский писатель» и
комиссии по теории литературы и критике
поручено подготовить к нечати сборник
статей о достижениях советской литерату-
ры за 1948 год. Редактором сборника ут-
вержден К. Потапов. :

Ф Секретариат ССП заслушал заключение
комиссии по разбору заявления C. Tpery-
ба о ложности обвинений, пред’явленных
ему в статье П. Изместьева (№ 3 журна.
ла «Октябрь»), и еопласилея е выводом
комиссии о том, что, несмотря на некото?
рые недостатки, основное направление
статей С. Трегуба, посвященных Творчеет-
ву Н. Островского, правильное; обвияения
па адресу С. Трегуба ` в статье П. Изме-
стьева являются неверными и необоснован-
ными. *

НОВОЕ ИЗДАНИЕ «ЗАПИСОК ОХОТНИКА»

В 1847 ‘году в журнале «Современник»
вцервые был напечатан очерк И, С. Турге-
нева «Хорь и Калиныч», Это было первое
произведение из тех, что вноследетвии. со-
ставили бессмертные «Записки охотника».

«Успех этого очерка, — писал И. С, Тур:
генев, — побудил меня написать другие»,
И действительно, вслед за первым, появ
ляются в «Современнике» очерки «Петр
Цетрович Каратаев», «Ермолай и мельни-
чиха», «Малиновая вода», «Уездный ле-
карь» и другие, Сто лет назад Тургенев
опубликовал очерки «Гамлет Щигровского
уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Лес
и степь», а год спустя — «Певцы» и «Сви-
дание»,

В 1852 году вышло первое издание «3a-
писок охотника». Царский цензор в- своем
книги сообщал;
«Полезно ли доказывать., что крестьяне

Конкурс продлится до 15 октября,

эти находятся в угнетении, что помещики,

над которыми так издевается автор, вые
тавляя их пошлыми дикарями н сумаебро-
лами, ведут себя неприлично и противоза-
KOHHO, что сельское духовенство раболеп-
ствует перед помешиками, чта исправники
и другие властн берут взятки, или, нако-
Hell, что крестьянину жить на евободе
привольнее, лучше», é

Столетие очерков Тургенева Гослитиз-
дат ознаменовал выпуском нового, отлично
‘оформленного, издания «Записок охотника».
‚Каждый из очерков снабжен цветной ил
люстрацией работы Петра Соколова. Эти
иллюстрации, много лет назад изданные в
альбоме впервые воспроизводятся в новом
издании «Запиеск- охотника».

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА.
№ 32 3

——