Сегодня в Париже открывается Всемирный конгресс сторонников мира

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И БОРЬБА ЗА МИР

На-днях академик А. Опарин выступил
с0 статьей в защиту мира — «Наука и
мир» («Литературная газета» Ni 31). On
напомнил в ней, межлу прочим, 0б олном
весьма знаменательном факте.

Славный русский путешественник по
тихоокеанским островам  Миклухо-Маклай
впервые B семидесятых годах прошлого
Века исследовал неизвестный берег Новой
Твинеи, названный затем ем именем —
Маклаев берег. Шо следам путешественни-
ka на Маклаев берег вскоре ринулись
хищники-коммерсанты в погоне 3a богат
ствами девственной страны. Страсть на-
живы толкала торгашей к эксплоатадии
беззащитного островного населения. Граби-
тели. истребляли народ. — : ;

Миклухо-Маклай страстно протестовал

против бесчеловечного угнетения ни в чем

не повинного народа и страдал от того, что
невольно указал капиталиетам дорогу ‘в
новые богатые земли. Все было. тщетно:
закон джунглей торжествовал, канитали-
сты умножали свой капиталы пеною крови
новых своих рабов. ave

* Трагедия человеческой мысли в услови-.

ях капиталистического господства поистине
велика. Ни одно ‘открытие, ни одно ‘изобре-
тение не проходят мимо ‹ нацеленного на
HEX полицейского глаза хищника. Всякое
новое завоевание гения прикарманивается
Желтым Дьяволом и обращается им во зло
человеку. i

Наука по природе своей призвана облег-
чать и уврашать жизнь на земле. Но
строй, который держится на личной нажи-
Be богачей за счет обелнения нагода,
строй, где божеством и влохновеньем ста-
10 Поганое слово «выгода»,—такой строй
иовлючает служение науки на благо чело-
веку.

- Последний upuvep трагедии ‘ученых в
буржуазном государстве показан веему ми-
ру на опыте работ по физике атомного
ядра.

} Наука открыла человеку действительно
фантастическую дорогу к небывалому, не-
виданному источнику энергии. Казалось
бы, вее силы изобретательноети, мастер-
ства, таланта и воодушевленья человека
должны быть теперь брошены на’ приме-
нение в жизни гениального открытия. Фно
должно бы обновить все методы механиче-
ской работы, произвести революцию в про-
мышленноети, перестроить и усилить ма-
тины на кораблях и железных дорогах,
изменить, где нужно, русла рек, векрыть
недра тор. Оно должно беспредельно
облегчить труд на земле и осчастливить
будущие поколения. :

° Но с цепкоствю павчана капиталисты
захватили открытие физиков, принудив их
направить его на разрушение.

Чего хотят достичь самоналеянные фаб-
риканты атомной бомбы? Они думают тер-
роризовать народы земного шара, подчи-
нить их своей власти, Они думают cocKpe-
CTH CO BCEX земель мира золото, которое

>
Конст. ФЕДИН
>

ные сейфы, зажать все мыслимые богалт-
ства в одном своем кулаке.

Атомные фабриканты давно не скрыва-
ют своих вожделений. Сейчас они вновь
без зазрения совести выступили перед
всем светом с. планом новой мировой
о

Господин Каннон только что разделея
догола перед’ палатой представителей США.
Он, в качестве председателя комиесии по
ассигнованиям, пугребовал на предстоящий
бюджетный год 16 миллиардов долларов на
вооруженные силы. Он сказал, что се под-
писанием Северо-атлантического пакта аме-
риканцы получили вполне достаточно воен-
ных баз. Но, видите ли, американцам еще
далеко нехватает бомбардировщиков для
«доставки» атомных box.

Стоя нагишом Ha виду у всех, гоеподия
Вэннон старательно и точно об’яенил, куда
он собирается «доставить» атомные бом-
бы: «Мы должны поразить Москву и лю-
бой друюй город в’ Росони в течение не-
дели после начала будущей войны. Мы
должны в. течение первых ‘трех’ недель
превратить в развалины каждый’
центр Советского Союза».

‹Цель капиталистов ясна и без самораз-
деванья Кэннона перед американским кон-
rpeccom. Эта цель —— покорение‘ Желтому
дьяволу не только Советского Союза, но
всей Европы, а за нею веех других кон-
тинентов. + те

`Интеллигенция всех стран должна по-
нять сегодня, понять немедленно, ‘теперь
ке, что в буржуазном мире по следам ве-
ликих путешественников,  открывающих
неведомые страны, по следам гениев науки,
изобретателей и мастеров труда под-руку ©
толым  конгрессменом Кэнноном — нагло
шествует поработитель человека. хишник,
для которого нет ничего святого и велико-
го, для которого есть только его собетвен-
ный карман, его собственное раздутое чре-
во. Любое высокое знание, не дающее дол-
Лара, этот владыка презирает. Любое зна-
ние, обещающее лишний доллар, — поку-
пает, Любое знание, которое может 06вобо-
дить от зависимости труд человека, — не-
навидит. :

Песохненно, большинство интеллигенции
Соединенных Штатов Америки или Запад-
ной Европы отдает себе отчет в том, что
новая мировая война (если гослода Кэнно-
ны ве подожгут) булет катастрофичной по
последствиям своим для всего человечества.
Несомненно, они не хотят войны, они лоб-
рожелательны к людям и не способны
вдохновляться кровожадными воплями Кэн-
нона и ему подобных.

Во видят ли они, что на свете сущест.

еще не перекочевало в американокие сталь-

военный.

вует впюлне реальная ‘сила, способная
предотвратить войну?

Для тех, вто этого не вихит, Всемирный
конгресс сторонников мира должен послу-
жить и послужит путеводной звезлой.
Сотви миллионов людей <0 всех частей
света ‘юсылают свойх представителей в
Париж, чтобы они дружно и грозно произ-
несли могучее «нет!»

Вет, народы не хотят новой войны! Ha-
рюлы не‘допустят, чтобы лилась кровь ма-
Tepe и летей, чтобы у молодого поколения
было отнято ‘право на будущее, право Ha
жизнЪ! Единством и неколебимостью` своей
воли в миру народы оградят себя от ист-
ребления. : i

Мир можно организовать. Мир можно
сделать. Власть человека, совданною для
общественной жизни, беспредельна. ‘Эта
власть порождает самое жизнь. Эта власть
‘способна побороть любое влю. Й зло войны
не может не уступить организованной во-
ле народов Е миру.

Тем, что мировая интеллигенция ©оеди-
нитея в борьбе за мир © передовыми рабо-
чими, е истинной народной демократией,
она не только поможет человечеству 0в0-
бодиться от военной угрозы. Она совершит
важнейший шаг к освобождению человече-
ского внания, человеческой мысли.

’ Когда планы воинственных конгресоме-
нов типа Кэннона будут разрушены, когда
готовящемуся преступлению против чело-
века будет положен предел и поджига-
тели войны ‘отступят перед. защитниками
мира,—это будет крахом черных расчетов
капитализма на использование науки в
своих целях. . :

Говоря. — «нет; войне ne бывать!», ян-
теллитенция говорит в TO же время: «нет,
наука не допустит, чтобы ее плоды были
использованы в преступных целях! Наука
He для того указывает дорогу к знанию,
чтобы капиталист умножал евои капита-
лы. Желтому Льяволу не обратить челове-
ческой мысли во зло человеку!»

Советская интеллигенция, © помощью
рабочего класса и в полном елинстве сним,
давно идет по пути безраздельного служе-
ния народу. Открытия, совершаемые уче-
nim Copetoxoro Союза, не могут быть ш-
хищены торгашами, ибо торгашей в стране
‘трудящихея нет. Чо следам ученого, , от
врывающего неизведанные страны, в е0-
ветеком обществе идет не капиталист ©
целью личной наживы, но. человек труда

Затон Синклер карьермет

К визгливому хору политиканов, на все
лалы воохваляющих Северо-атлантический
‘акт, присоединил свой голос и JNTWH
Синклер, с давних пор известный в каче-
етве карьериста и дельца от литературы,
который одно время кокетничал © «социа-
листическими» идеями,

Синклер не только одобрил Северо-ат-
лантический пакт, — это творение поджи-
гателей войны, но и позволил cede
сделать клеветнические выпады против
лагеря прогресса и демократии, против Co-
ветекого Союза, — выпады, полностью
заимствованные из арсенала геббельсовско-
черчиллевской пропаганды,

Причина, побудившая Эптона Синкле-
ра не пощадить даже собственные седины
и выступить © гнусной антисоветской кле-
ветой, яена: это неудержимое стремление
сделать карьеру, «выйти в люди», вы-
служиться перед «хозяевами жизни» B
США.

На протяжении многих лет именно это
влечение полностью и без остатка владеет
всеми помыслами Энтона Синклера. И
если в шекспировском Лире каждый вер-
шок — король, то в Эптоне Синклере ва-
жлый вершок — карьерист-бизнесмен.

Среди американских дельюв крупного
пониба, биржевых спекулянтов, ‘удачли-
вых аферистов в большом ходу специфи-
ческое выражение: «селфмэдмен» — «че-
ловек, сделавший сам себя». Такое выра-
жение является своего pola пределом
мечтаний преуспевающего‘ дельца,  пол-
ностью удовлетворенного собственной пер-
соной и собственной карьерой. Обладание
этим «титулом» свидетельствует и о вид-
HOM месте, завимаемом ето обладателем на
лестнице американской капиталистической
иерархии,

Эптон Синклер вю жизнь стремится
стать таким «овлфмэдменом». С самого
начала своего литературного пути, озна-
менованного поставкой стихов и анекдотов
для бульварной прессы, а затем фабрика-
цией звантюрных повестей для пятицен-
тового издательства Стрит и Смит, — он
ясно сказал себе: цель оправдывает сред-
ства. Целью для Синклера всегда являлась
его личная карьера. Все остальное, в том
‘числе и его «социализм». было только
средством к достижению этой вожделенной
цели.

Романы Синклера всегда были 310б0-
дневны, но, откливаясь на злобу дня,
Синклер руководствовался, главным обра-
зом, стремлением поставлять на литерз-
турный рынок ходкий товар. Торгашеский
нюх был отличительной чертой всей его

П. ПАВЛЕНКО
<

такой чертовщины,
спиритизм.

Ничто все же не раскрыло карьеризма и

как ясновидение И  всего это будущее

КЛОВОТНИИ

Выступая в качестве рупора крупного
капитала, он осмеливалея по-гаулейтерсвя
утверждать, что «не следует консультиро-
ваться в европейскими народами  отиоси-
тельно их будущего», полагая, что лучше
определят Ha Youa-
cTpuTe.

В полном соответствии с этой TORO

делячества Эптона Синклера с такой убе- зрения на «историческую мисс» круп»

дительностью, как скандальная,

известная история его борьбы в 1934 го-   ление
ду за губернаторекий пост в Калифорнии. истории»
видимо, в возможности   последних
помошью од- тиям второй мировой войны. Весьма пока-

Разочаровавшись,
сделать большую карьеру ¢

‘ного лишь печатного бизнеса, Синклер по-   Зательно,
администра-   908

пыталея преуспеть на стезе

тизного творчества. Свою избирательную

программу он опубликовал в книжке «Я й

губернатор Калифорнии и как я ма
это

книжки вполне отвечает духу и букве той   романах,

¢ бедностью». Уже само название

беззастенчивой и шарлатанской «деловой

рекламы»,  совдиненной с демагогией

типично национал-социалистском духе, ко*
торая заполняет собою бульварную печать

США с единетвенной целью —— одурачить
потребителя и заработать на нем как мож-
но больше,

Изо всех сил карабкаясь на «губерна-
торекий трон», 9. Синклер елейно рисовал
перед избирателями райские
мирного врастания матерых американских
капиталистов в «христианский» или «на-
циональный социализм» под наблюдением
будущего губернатора.

Синклер очень хорошо знал, что та-
кое губернатор в Америке; и очень хотел
им быть. Губернатор любого американско-
ro штата — это прежде и раньше‘ веего
жандарм монополий, лакей крупного
капитала, которому для всякого рода
«социальных экспериментов» отпущено в
основном лишь два вида средств — рези-
новые дубинки и слезоточивые газы. Губер-
наторсокие обязанности COCTOAT не во вся-
кого рода реформах, еколь бы робки. они
ни были, & прежде и раныпе всего в 00е-
спечении господства крупного капитала.

Эптон Синклер все это трезво учитывал,
выводя свои демагогические рулады. Он
увидел в представшей перед ним заман-
чивой перспективе небывалый шане и
изо всех сил ратовал за то, чтобы этот

шанс не упустить. Спеша и задыхаясь от
еще совеем недавно проповедывал, лакей-
ски расшаркивалсея перед калифорнийски-
ми боссами, заверял их, что считался со-
циалистом лишь по недоразумению и всегда
полагал самым важным, «чтобы Америка
избегла насильственных переворотов». В ли-

нетерпения, он отрекалея от всего,

картинки

позорно   ного капитала, провозглашающего наступ-

«американского века» в мировой
Синклер строит и серию своих
романов, посвященных особы.

что один из главных героев
серии — воннотвующий космополит,
разведчин-любитель, шлион по влечению
души, скользящий мимо илей и событий
легкостью необыкновенной.

Народ полностью отсутетвует в эх
Мировую историю  воршат

дельцы. Синклер уверенно  рассчиты-

в  вает, что такого рода концепция заслулжие

одобрение этих самых дельшов. «вершатиих
историю», и, следовательно, пойдет ему,
Синклеру, на пользу.

Именно поэтому он так злобно уеаги-
рует на неодобрительную критику его по-
следних романов в американской пезати.
Буржуазный саморекламист, Синклер пу-
ще всего боится, как бы He пострадали
интересы в бизнеса. Прочитав неодобри-
тельные рецензии о своих романах, оц на-
правляет в редакцию «Саттерхей ревю об
литерачюр» письмо, в котором цитиуу ет
похвальные отзывы американской прессы,
вроде следующего:

«‚..Иеториь и творец история, граждаз

нин мира и защитник мирового гражханч
ства, Эптон Синклер, заслуженный амери-
канский романист, без излишнего шума,
00 свойственной ему мощью, создает свою

всемирную сагу эпохи...»

Синклер с зидимым удовольствием

пред’являет эту рекомендацию. Онз ему в

сегодняшней Америке выгодна. Он o6’an-
ляет себя защитником идеи «мирового
тражданства», этой  космопохитической
теорийки, сфабрикованной в интеросах аме-
виканской разведки и поджигателей войны,

Не менее показательно, что творимая
Синклером «сага эпохи» имеет своим ге-
роем американском парня, отец KoTOpO-
го — торповец оружием, малть-—любовнина
немецкого шпионз, & сам он — спекулянт,
промьзпляющий вывозом в Америку хуло-
жественных ценномлей из Европы, Нечего
сказать, хоропых «граждане мира?, реко-
мендуемые нам «без излишнего ‘Пгума»
‘Этоном Синклером:

Не будучи уверен в успехе своемо вы-
служивания перед крупным  кзпиталом

творческой личности.
Все тем же своекорыстным целям
а карьеры служили романы Синклера, ко-
На Всемирном конгрессе СТОРОННИКОВ торые принесли ему известность своим
мира советская интеллигенция протянет сразоблачительным» чоном. Мы имеем в
руку передовой интеллигенции множества виду «Джунгли», «Сто процентов», «Джим-

© целью обогащения плодами мыели веего
‘народа.

хорадочном стремлении пробраться в гу-
бернаторскому посту Синклер торжествен-
но заявил, что он раз и навсегда «отказы-
вается от социзлиетических идей». На-
сквозь растленный воздухом американеко-
го бизнеса, 9. Синклер е исключительной

при помощи одной лишь литературной
деятельности, Синклер считает необходи-
мым  свидетельствовать  благонадежность
своих убеждений и взглядов и прямыми
политическими высказываниями. — Че

других страт, чтобы этим знаком дружбы

‚мп Хиггинс». Выпусвая их в свет, Эптон

й взаимного понимания показать единст-   Синклер извлекал двойную выгоду: зара-

венный возможный путь в побее Hay
угрозой войны -—— в международному с9-
трудничеству подлинных демократов всего
‘мира в защиту мира.

у

МЫ УВЕРЕНЫ В ПОБЕДЕ

Векора после конгресса во Вронлаве
демократические силы Франции усилили
борьбу против поджигателей войны, и
нетрудно заметить результаты нашей дея-
тельности. Газета «Леттр франсез», напри-
мер, напечатавшая большое количество ма-
териалов, посвященных конгрессу прогрес-
сивных деятелей культуры, и опубликовав-
шая выдержки из выступлений Фадеева,
Эренбурга, Пренана, Муссинака, получила
многочисленные письма. Некоторые чита-
тели писали: «Не разделяя ‘все  ва-
ши идеи, я, тем не менее, присоединяюсь к
вам, потому что вы защищаете дело мира,
& это главное». Поборникам свободы удалось
создать в стране комитеты блительности, п
на национальном с’езде в защиту мира в
Париже присутствовали делегаты, приехав-
шие на свои средства из всех департамен-
тов Франции,

Успех движения в защиту мира, друж-
ное сопротивление рабочего класса во’ гла-
ве с горняками антилемократическим меро-
приятиям привели в полную растерянность
французское правительство. Оно уеллило
свои репрессий, В ход был пущен полипей-
ский террор, полобно тому, как это делал
Гитлер, чтобы подавить демократические
силы. : 5

А результат получился совсем обратный.
На каждых выборах число голосов, подан-
ных за коммунистов, возрастает. Смятение
в среде антидемократической коалиции
ВБлюма—де Голля усиливается.

Водворение фельдмаршала Монтгомери в
Фонтенбло, военные соглашения «западных
государств»; возвращение Рура немелким
трестам, непрерывный рост налогов. необ-
° ходимых для покрытия военных расходов,
заключение Атлантического пакта-— все эти

5 2 : : :
Клод МОРГАН, -

тларпы редактор «Леттр Франсез»
eS

факты, сущность которых была векрыта
в выступлениях в защиту мира, прозву-
чали, как неумолчный призыв набата —
старого набата в наших деревнях, который
так хорошо знают французские крестьяне,
набата, нризывающего своими частыми
ударами население на борьбу с пожаром.
Каждый день все новые и новые люди
присоединяются к лагерю защитников дела
мира. ‘

Поскольку ребресени не тали должного
эффекта, империалиеты развернули пропа-
ганду. Сегодня, как и во времена Геббель-
са, парижекое радио лжет, 8 газеты, находя-
щиеся в руках трестов, соперничают в
антисоветских провокациях.

Недавно в Париже происходили заседа-
ния Международного комитета связи, в
которых приняла участие советская деле-
гапия, возглавляемая Александром Фадее-
ВЫМ. i :

Французокая интеллигенция сердечно
приветствовала пребывание в Париже ге-
нерального секретаря Союза советских пи-
сателей Фадеева. — Советекая литература
елужит делу мира, — сказал он, — потому
что советская литература существует ДЛЯ
человека. для счастья его будущего, ‘пото-
му что советская литература против сил,
воторые уродуют человека, принижают его
национальное и человеческое доетоинетво.

Можно ли еще яснее определить харак-
тер прогрессивной литературы!

СЕГОДНЯ ВО ФРАНЦИИ

«Литературная газета» выходит два раза

в неделю: по срелам‘и субботам,

—-

На многолюдном собрании, состоявшемся
в зале Плейель, Фадеев рассказал о совет-
ских писателях. Показанный У нас фильм
«Молодая гвардия», так же как и роман
Фадеева, являет colo волнующую кар-
THHY советской хействительноести.

Борьбу за мир во всех департаментах
Франции, борьба за мир на шахтах, заво-
дах, борьба в зале Плейель — есть борьба
всегс прогрессивного человечества.

В самый решительный момент, в момент
полного емятения в рядах реакции, комму-
нистическая ‘партия Франции переходит в
наступление. Раздаетея голое Мориса То-
  реза, заявившего об отказе нашем народа
  участвовать в агрессивной войне, которая
подготоваяется реакцией против Советеко-
ro Союза. Выступления Тореза нашли уощ-
ный отклик в народных maccax.
  Французское правительство ответило но-
ae ‘угрозами и ‘провокациями, продемон-
стрировав тем самым свое бессилие. Аре-
стовано еще несколько коммунистов, ‘но 3a
каждого’ из них поднялись тысячи сторон-
виков мира.

Ныне миллионы французов самых
различных политических убеждений
об’единилиеь так же как они это сделали
  в период Сопротивления Борьба продолжает-
‘en. Ona булет продолжена Всемирным
контрессом сторонников мира.

Борьба, в которую вовлечены рабочие,
крестьяне, интеллигенция, является самой
крупной со временн героического сопро-
тивления французекого народа в период
фашистской оккупации. Сознавая свою
силу, нап: народ уверен в победе,

ПАРИЖ; апрель.

PPL NLL LL IE tll ADP al OLD NA APL A POPOL PA,

Слева:
«Никогда француз-
‚ ские матери не допу-
` стят, чтобы их сыно-
 вья воевали против
* Советского Союза», —
тласит этот плакат,
выставленный на ми-
тинге в защиту мира
в Париже.

(Снимок из журнала
<Нейе берлинер иллю-
стрирте>).

**
*

Справа:
Трудящиеся Фран-
ции производят сбор
средств в фонд борь-
бы против поджигате-
` лей новой войны. На
снимке — грунпа ебор-
; щиков с французским
национальным фла-
гом.
(Снимок из француз-
ского журнала «Ре-
Pape).

IS OCTRW.

батывая себе популярность в качестве «ле-
вого» писателя и прикрываясь этой попу-
Rak WATOM, выполнял oc-

se

1 Новное назначение в ‘американской ‘лите-

ратуре: проповедывал махровый. рефор-
мизм и соглашательство, оправдывал им-

1 периалистическую агрессию, рекламировал

короля. газетных гангогеров Херста, вее-
рьез восхищался филантропией миллиарде-
ров-людоедов, горой слоял 3a генри-форхов-

ский «мир в промышленности» и всяче-   «свободное говударство»,

ски выступал против классовой борьбы.
Так, прикрываясь дымовой завесой своих
«разоблачений», Синклер, по заданию
Уолл-стрита, старательно насаждал дух
смирения, покорности и долготерпения в
американеком народе, & в своем романе
«Духовное радио» дошел до восхваления

даже для змериканских нравов поснешно-
стью продемонстрировал готовность все
продать во имя преуспеяния в мире торга-
шей и полисменов.

40: Taw подло!

В самый разгар войны, в 1943 году,
приближаясь «нё’ бреющем полете» к по-
зицпиям Черчилля, Синклер писал,
ваз тогдашние высказывания херстовской
м «Когда Германия будет побеждена,

Bee это было бы смешно, если бы не бы

доброго, удастся сейчас-—на склоне лет—
еще раз попытать счастья и снова при слу-
чае попробовать проскочить в губернаторы,
использовав для этого антисоветскую ложь
и клевету. ;

Bor почему вполне естествекно, чта а
всеамериканском конгрессе защитников
мира Синклер не только не появился среди
более чем двух тысяч деятелей культуры

раЗВи- и искусетва, но даже и не поддержал ero

издали. Вместе со своими хозяевами он—
против движения народов за мир. Пропа-\

об’единенны» нации... должны создать   гандист Северо-зтлантического пакта ол—
основанное На  35 войну.
экономической централизацив Европы в  Так замкнулся позорный круг жизни

TOM виде, в каком она организована наци-   Эптона Синклера, открыто пошедшего на
стами». Таким образом, Синклер высказы- службу к торговцам смертью.

вался за полное сохранение гитлеровского

«нового порядка», лишь с передачей этого   имя бизнеса,
под неограниченную ‘власть   презрение всех честных людей; борющихся

«порядка»
Уолл-стрита. —
ПАННО

ИЗ ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ

Готовый на любую циничную ложь BO
Энтон Синклер заслужил

38 мир.

ОСТРОВ НИЩЕТЫ И РАБСКОГО УГНЕТЕНИЯ

Полвека хозяйничают американские ко-
лонизаторы на захваченном ‘ими после
войны с Испанией острове  Порто-Рико. Й
до сих пор население этого острова пол-
ностью лишено каких бы то ни было по-
лигических прав.

“`Двухмиллионное население Порто-Рико
на три четверти состоит из белых. Следо-
вательно, американские  рабовладельцы,
проводящие политику дискриминании мест-
ного населения, лишены возможности вы-
ставить в данном случае свои излюблен-
ные «расовые аргументы».
  Формально все граждане Порто-Рико
  являются американскими подданными. На
: деле эти «американские подданные» не име-
ют права участвовать не только в выбо-
pax президента США, но’даже выска-
заться по поводу кандидатуры любого
крупного чиновника, поскольку все ру-
ководящие посты. в аппарате управления
Поро-Рика замещаются только по прика-
зу из Вашингтона. Характерная деталь: в
конгрессе США имеется один  предетави-
тель Порто-Рико, но лишь в качестве

зрителя, поскольку принимать участие в
любом голосовании ему вообще запрещено!

Положение широких масе в Порто-Ри-
KO, действительно, отчаянное. Не случайно
этот остров ‘называют ‚ островом нищеты,
слез и рабекого угнетения.

«Трудно придумать более верное назва-
ние для этого острова, — пишет мекеи-
канская газета «Ла вос де Мехико». —
Ностылый удел рабов, не смеющих под-
HATS головы, прозябающих в непосильном
труде илы в вынужденном безделье, за ко-
торыми следуют, как верные спутники,
голод и болезни».

Действительными хозяевами страны яв-
ляются американские монополистические
компании «Ювайтед фрут оф Америка» и
«Юнайтед стейтс пгугар», которые и уста-
новили каторжный режим для населения.

Мало того: американские монополии не-
 Умолимо и последовательно захватывают
в свои руки всю обрабатываемую землю
на острове. Если в 1899 голу—к мо-
менту появления американеких колониза-
торов — 65 тысяч семей владели землей,

то сейчас число этих семей  сохратилось
уже до 65 тысяч,

Говоря 0б американеких колонизаторах,
та же газета справедливо подчеркивает:

«Им принадлелуят право решать, сколь-
ко людей будет жить и кому суждено
умереть, кто будет сыт, а кто голоден;
кто разут и раздет, кло укроется в хижи-
нах, а кю останется под открытым не
бом».

Соединенные Штаты превратили остров
в -«пловучий авианосец». «Шинками кова-
ных армейских башмаков и ударами приз
кладов жители сгонялись © насиженных
мест, где созданы воздушные базы и с-
оружена военно-морская база», — пишет
«Ла вос де Мехико».

Пулями и плетками подавляют колони-
заторы-янви народное сопротивление. «Раз-
ве только истребление африканского пле-
мени гереро, потрясшее мир на заре ихие-
ризлизма, можно сравнить с умышленных
закрепощением порто-риканского Hapo-
да», -— заключает свой рассказ прогрес-
сивная мексиканская газета.

КНУТ И ДОЛЛАР-ОРУЖИЕ АМЕРИКАНСКИХ  РАБОВЛАДЕЛЬЦЕВ

Десять тысяч американцев, находящих-
ся сейчас в Париже, демонстративно ве-
дут себя по отношению к миллионам тру-
дящихел этой етраны, как представители
некоей «высшей расы»,

«10 тысяч американцев, — пишет фран-
цузский еженедельник «Аксьон», — жи-
вут сейчас в Париже, как на тихоокедн-
ском острове. Они в стране уже несколь-
ко лет, но не знают ни слова по-фран-
цузски: стоит ли в самом деле тратить
время на изучение языка, который, с их
точки зрения, потерял всякое значение в
мире? »

Благодаря пелому ряду привилегий,
установленному французскими властями,
американцы чувствуют себя в Париже
колонизаторами, не подсудными действую-
щему во Франции законодательетву.

Неудивительно. что «Аксьон» © ropb-
вой иронией замечает: «Париж постепен-
но преврашается в колониальный город».

Американцы, получая продукты по твер-
дым ценам, слекулируют на черном рын-
ке. Пьяные, фаспоясавшиеся. раз’езжают

они по улицам Парижа на лучших
машинах, получая от французских вла-
стей по дешевой цене дефицитный бензин.

Одной из самых унизительных для

Французов привилегий, которой добился

Белый дом для бизнесменов, является пра-
во приезжать во Францию; не испрашивая
разрешения Французских властей. Амери-
ванские власти, разумеется, такого права
французам и не подумали прелоставить.
Но и этим дело не ограничивается,
Янки навязывают французам 6800 — аме-
риканскую! — юрисдикцию. Вот харак-
терный пример: в числе реквизированных
американцами парижеких отелей имеются
два крупнейших — «Ваграм» и «Бед-
Форд». Не устели новоявленные владельцы
туда вселиться, как они сразу же пред-
ложити всем французам, обслуживающим
отели, заполнить длиннейшие анкеты и

дать самые подробные сведения 0 своих
политических взглядах.

Не довольствуясь этим, американцы по
требовали; чтобы французы подписали
особые обязательства, подтверждающие
«умеренность» их политических взглядов
и отсутствие у них намерения «свергнуть
правительство США силой».

Бак сообщает «Юманите», профсоюз
служащих отелей и ресторанов заявил рез-
кий протест против неслыханной нагло
ети этнх «мирных оккупантов». Невзирая
на угрозу увольнения, французекле тру-
дящнеся отказываются. подписывать таз
кого рода обязательства, тлубоко унизи-
тельные для их национального чувства,

Так ведут себя «посланцы. доллара» в
самом центре Европы, в стране, которая
Формально продолжает ечитаться независи-
и по на деле все больше превращается

олл-стритом в американскую холонию.
‘ Главный редактор В. ЕРМИЛОВ. \

Редакционная коллегия:
Б. ГОРБАТОВ, А. КОР

Н. АТАРОВ,
НЕЙЧУК, 0.

А. БАУЛИН (зам. главного редактора),

М. МИТИН, Н, ПОГОДИН, a. ОН Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,

Адрес редакции н издательства: 2-й Обыденский пер.,
внутренней жизни —Г 6-47-20, международной жизни -- Г 6-48-62, науки Г’ 6-39%20,

Типография имени И. И. Скворцова- Степанова, Москва, Пущкинская площадь, 5,

14 (для телеграмм — Москва. Литгазета} Телефоны: секретариат — Г6-47-41, Г6-31,50. orme
информация — Г 3 44-82, отдела писем —

—=—ы— pee

лы: литературы и иск РЯ
Г 6-38-60, издательство id 0-36-84 во 43-29,

Й

Б — 00192

(