Советские
профсоюзы

В Большом Кремлевском дворце заседает вительства,

союзов СССР.   турноо п
Ha ¢’e3q со всех концов советекой земли инженеров,

he

У сед шюфесспональных

приехали представители налиего героиче-
сдио рабочего класса,  инчеллигенции,
делегаты от 28,5 миллиона членов ироф-
союзов.

Советлокие профсоюзы — самая Macco-
мя организация трудящихся нашей стра-
ны, Они, подобно приводным ремням, евя-
взывают большевистскую падгию с рабочим
Влассом, © нашей интеллигенцией. Под ру-
зоводством партии они проводят огромную
уботу, являясь школой коммунизма, в ко-

рой миллионные массы  трудящихея
учхя жить и работать по-коммуниети-
чески,

Tapras Ленина-—Оталина,  coporerne
цюфооюзы вырастили и выцесловали но-
вс поколение рабочем класса. На строй-
ках сталинових пятилеток, в горниле Ве-
лткой Отечественной войны, в борьбе ga
коммунизм, в ‘творческом, созидательном
пруде формировались кадры нашего ге-
юического рабочего класса. Высокая поли-
тическая сознательность, глубокая идей-
вость,  беспредельная любовь к Родине
и неутомимое трудолюбие — таков духов-
вый облик строителей коммунизма.

Миллионы рабочих, инженеров, техни-

ов, служащих активно участвуют в <9-
циалиестическом соревновании за досроч-
ное выполнение послевоенной пятил етки.

Растет и ширится © каждым днем стаха-
новокое движение; социалистическое ©о-
евнование стало в нашей стране всена-
дюдным, оно охватило более 90 процентов
вех рабочих и служащих, занятых в про-
мышленноети, транопорте, в совхозах и
NTO.

Организация социалистическом сорев-
зования рабочих, инженеров, техников и
служащих, всемерное развитие стаханов-

зазжная обязанность ote
ветоких урофоотозов. уни
веду? большую и ак-
тивную работу mo pac-
пространению политиче-
ских и научных знаний
на фабриках и заводах.
Они раз’яеняют массам
решения партии и пра-
борются за поднятие куль-
технического уровня рабочих,
техников, служащих. Для про-
ведения этой работы профооюзные органи-
зации располагают мощной базой. Доста-
точно сказать, что профсоюзы имеют
около 8 тысяч клубов, домов и дворцов
культуры, свыше 8 тысяч библиотек,
около 70 тысяч  краюных уголков, бо-
лее 5 тысяч киноустановок. Ha нуж-
ды  культурно-просветительной работы
профсоюзы ежегодно Тасхолуют — колос-
сальные средства. Например, во 1949
ду только по  профбюджету на эти
цели отпускается 1.700 миллионов руб
лей. Кроме ore,  профооюзы системати-
чески получают денежную помощь от 10-
сударства на ведение  культработы. С
1945 тода  профеоюзы, по указанию
товарища Сталина, получили 1,5 миллиар-
да’ рублей на восстановление культурных
учреждений. Все это создает благоприят-
ные условия для широкого развертывания
массово-политической и культурно-проеве-
тительной . работы.

На наших глазах совершается великий
исторический процессе ликвидации проти-
воположности между трудом умственным и
трудом физическим. Неизмеримо вырос
культурный и технический уровень рабо-
чем класса, расширилея кругозор ` совет
кого рабочего, необычайно повысились
его духовные запросы и интеросы. Вее это
должно учитываться в культурно-проеве-
тительной работе профсоюзов: ее нельзя
вести по старым нтаблонам, нельзя исполь-
зовать только старые приемы и методы.
Работа профсеюзных клубов, библиотек,
кинотеатров, всех культурных . очагов
должна подняться на новый уровень, ока-
зывать все большую помощь партии в
коммунистическом воспитании  трудя-
щихея, в борьбе’ с пережитками капита-

оком движения, воспитание коммуниети-
ческого отношения к труду — составляют
лавноюе B pibore советских профеоюзов.
Я эти вопросы законно стоят сейчас в
центре внимания делегатов Х с’езда проф-
союзов.

Долг советских профсоюзов сделать все
нвобходимое для того, чтобы каждый ра-
бочий и работница, каждый советский
служащий мотли работать. еще более про-
изволительню. Профсоюзы . должны про-
славлять людей труда, поднимать их на
щит всенародной славы, добиваться, чтобы
ию дня в день рос трудовой под’ем масс,
чтобы в сердце каждого честного тружени-
ка неугасимым огнем горела жажда тру-
дового подвига во имя Родины. И здесь
задачи советских профооюзов и задачи со-
ветоких литераторов совпадают.

Мудрый наставник нашей ‘литературы
Максим Горький, выступая на Первом,
езде писателей, говорил: «Основным ге-
№06м наших книг мы должны избрать
труд, т. 6. человека, организуемого про-
плеами труда; ‘который у нас вооружев

pee мощью современной техники, челове-
ка, в свою очередь организующего труд
более легким, продуктивным, возводя его
на степень искусства». Помня этот завет
Горького, советская литература в своих
лучших произведениях утверждает  твор-
ческую силу свободного _ труда,  воеле-
BueT его скромных героев, ибо, как это
справедливо отметил А. Фадеев, <...чело-
век, © точки зрения социалистического ry-
манизма — даже не человек, если он пе
трудится, не работает, не творит». Одной
из особенностей советской  художествен-
ной литературы являетея то, что она п9-
хазывает обыкновенного, простого совет-
CKO человека, каж человека-—борпа, дея-
теля, труженика, новатора, преобразовате-
ля природы.

С трибуны Х с©’езда профсоюзов предсе-

датель ВЦСПС тов. Кузнецов обратился ©   СССР, от зала Плейель в Париже, от зала   ШИТЬ народную нужду и отдалить угрозу

призывом к деятелям литературы и искус-

ства — еще ярче, художественно выра-   брались посланцы 600 миллионов простых   В6ём известно, что атомное оружие
зительнее возвеличить в свойх произведе-   людей, чтобы заявить свой гневный про-   Нельзя расематривать как оружие обороны,
ниях героев трудовых будней — рабочих, тест против гонки вооружений, чтобы по-   Потому что оно расчитано в первую оче-

техников, инженеров, служащих —— этих

подлинных ‘творцов новой жизни. Совет-   жечь пожар войны, ввергнуть человечест-   ЦеННостей, на массовое уничтожение без-

ские писатели, воспитанные в духе боль-
шевистской критики, которая помогает на-
шей литературе двигаться вперед и выше,
принимают этот призыв. Они считают
своим долгом создать высокохудожествен-
ные, глубоко идейные произведения © лю-
дях сталинской эпохи, о нашем тгероиче-
ском рабочем классе, в тм числе и
такие произведения, в которых найдет
606 правдивое отображение образ проф-
ооюзног работника — этого скромного и
неутомимого организатора масс, страстного

пропагандиста и поборника идей больше- армии строителей коммунизма, как смотр   «пропаганды», а свои невероятно запу-

вистокой партии.
Коммунистическое воспитание мае —

Творческие встречи

НЕНТЕННИИИИЕДООНААООА

лизма в сознании людей, все . весомее
она должна сказываться в поразительно
богатом по содержанию расцвете социали-
стической культуры, советской науки, ли-
тературы и искусства.

Советские профсоюзы, = воспитанные
большевистокой партией в духе пролетар-
ского интернационализма, последовательно
и стойко отстаивают единство мирового
профсоюзного движения. Мужественная и
принципиальная борьба советских профес-
хиональных. союзов за укрепление Веемир-
ной федерации профсоюзов снискала горя-
чую любовь трудящихся всех стран, кото-
рые видят в них стойких защитников кров-
вых интересов рабочего класса, свободы,
мира и демократипй. Она вызвала злобный
вой и звериную ненависть буржуазных
диверсантов тина Дикина и Кэри, которые
пытаются взорвать единый фронт профеою-
зов в угоду вдохновителям и организато-
рам Северо-атлантическото пакта — пажта
НОВОЙ ВОЙНЫ, ie, fe ea

Истинные  предотавители  маллионов
трудящихя нашей Родины —- copet-
ские профеоюзы подняли свой могучий

голос в защиту мира, гневно заклеймив
презренных факельшиков новой войны —
трумэнов, маршаллов, черчиллей, бевинов
и других прислужников американских им-
периалистов, вынашивающих дьявольские
планы новото крестового похода против
страны социализма.

Советские профооюзы активно поддержа-
ли идею созыва Всемирного конгресс» 6то-
ронников мира, который призван сплотить
силы демократии и прогресса на борьбу
за мир против поджигателей новой войны.

Много сотен километров отделяет Боль-
шой Кремлевекий дворец, где заседает сей-
чае Х с’езд  професспональных 6010308

Национального Собрания в Праге, где со-

мешать американским  агрессорам о раз-
во в бездну новой бойни.

№ их голосу в защиту мира присоеди-
няют свой могучий голосе делегаты X c’es-

профсоюзов —= поеланцы миллионов
советских людей, которые хотят мира,
чтобы творить и строить.

Благородна и поистине неопенима мно-
гогранная деятельность советоких  проф-
союзов-—эт0ой школы коммунизма. Х с’езд
префебюзов войдет в историю нашей
Родины, как боевой смотр сил великой
сил труда и мира, которым принадлежит
будущее.

ученых и практиков.

Выездные сессии Академии наук Латвийской ССР

РИГА. (Наш корр.). За последнее время
ученые Латвийской ССР провели ряд инте-
ресных творческих встреч с новаторами про-
изводства и сельского хозяйства. }

Президент Академии наук Латвийской
ССР П. Леиныш. сообщил корреспонденту
«Литературной газеты»:

at Sine прошлом году наша академия
начала проводить тематические выездные
сессии, научные конференции и творческие
встречи ученых со стахановцами а
тий и мастерами высокого урожая. па та
ких встречах доклады ученых тесно свя-
зывались с текущими производственными
задачами завода или колхоза. Выездные
сессии стали системой нашей работы.

Так, в феврале Институт на
зоогигиены провел выездную научную ©
сию в Мадоне; вслед за этим” состоялись

выеэдные сессии’ президиума hg atone
наук — 19 марта в Валмере и 2 Ир
а Талси, 20 марта в Лепае заседала с

логии и эксперименталь-
ной медицины Академии наук; 28—29 мар-
та Институт почвоведения и земледелия

Резекне.
провел выездную сессию в :
“ok эти сессии (за исключением лепай

ской, где освещались о инь
были посвящены прогрессивно ми ‘yp г
ской биологии и связаны © подготов
весеннему севу.
Латвийская деревня переживает ee
великие дни. большим политиче

под’емом. проходит процесс массовой орга-

сия Института био

низации коллективных хозяйств.
республики стремятся помочь молодым кол-
хозам на практике осуществить великое
мичуринское учение; OHH пропагандируют
новейшие достижения передовой советской
сельскохозяйственной ‘науки.

— Наряду с этим, — продолжал П..Ле-
иньш, — мы ставим перед собой задачу —
тшательно изучить и обобщить огромный
опыт, накопленный передовиками социали-
стического труда. Поэтому на наших вы-
ездных сессиях выступают не только уче»
ные, но и практики — колхозные бригали-
ры, инженеры, руководители цехов, лучшие
стахановцы. =~

На одном
Советской Латвии — Рижском

демии’ наук заслушала доклады:
Hepa Архангельского 0 HOBOM
электросварки; инженера

отливов; технолога Чулкова — 06 опыте
скоростного резания металла. На выездной
сессии в Резекне мы < ийтересом  выслу-

Сталина т. Якушенка о плане агротехниче-
6ких мероприятий

тем, чтобы сделать их достоянием широ-
ких масс рабочих и колхозников Советской
Латвии. Материалы, ‘полученные. нами
людей труда, будут положены в основу
многих научных исследований.

Ученые   ожно видеть гигантекое кольцо военных

из крупнейших предприятий
вагоностро-

ительном заводе — выездная. сессия Ака-
инже-

методе   ровой войны,
Петрова — ©   странных тосударетв находятся в Греции,
современных способах получения стальных

шали локлад о председателя колхоза имени

Ученые обобщают все эти материалы с

от

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
SE ATE GD

Г ПЕРЫМ
ГА

ОРГАН ПРАВЛ

СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

№ 33 (2520)

ЕНИЯ СОЮЗА

Суббота, 23 апреля 1949 г.

ШАХ]

Цена 40 коп.

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:

1 стр. Передовая. Советские профсою-
зы. Всемирный конгресс сторонников
мира. Выступление А. А. Фадеева.

2 стр. Семен Гудзенко. Новая поэма
о Ленине. Е. Книпович. Писатель-патриот.
А. Бек. Встреча в вагоне.

3 стр. Н. Грибачев. Светлая судьба
народа. А. Марьямов. Тень врага. А. Бек.
Встреча в вагоне,

4 стр. Письмо деятелей культуры
Киева Всемирному конгрессу сторонни-
ков мира. Мирза Ибрагимов. Презрение
империалистам! Всемирный конгресс сто-
ронников мира. В Париже. Андре Симон.

В Праге,

ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС СТОРОННИКОВ МИРА
ete ee О Е

Выступление

Есть одно слово на свете, которым в
последнее время все чалще пугают людей:
это слово — пропаганда. Чтобы не было
никаких недоразумений насчет моего до-
клада, я прежде всего должен заявить, что
буду заниматься пропагандой за мир и
против поджигателей войны. Не могу ска-
зать, что пропаганда мира против поджи-
тателей войны является моей профессией,
Я писатель и, как многие мои коллеги, с
гораздо большим удовольствием писал бы
книги о мирной жизни людей, тем более,
что наиболее характерной чертой в жизни
людей на моей родине являежхя мирный
труд. Но общественная совесть, которая
предоставлена в этом зале, где собрались
люди свыше 60 национальностей,  пред-
ставичели физическом и умственного Tpy-
да, люди различных политических ‘убежде-
ний и религиозных воззрений, та обще-
ственная совесть, которая, вопреки уси-
лиям врагов мир» и человечества, и к
налюму великому счастью, высоко несет
над миром толос правды и человечности,
побуждает ‘меня всеми силами души под-
держать правое дело.

Я не могу сказать, что война уже столт
У порога наших жилищ. Но она не стоит
У наших жилищ только потому, что наро-
ды мира He хотят войны, свидетельством
чему является нынешний знаменательный
Конгресс защиты мира.

Позвольте же мне от имени деятелей
культуры и миллионов людей физического
труда нашей великой Советской родины
передать вам всем, нашим дорогим друзьям
и братьям в деле борьбы за укрепление
мира, самый сердечный привет.

Я хочу использовать эту  ечастливую
возможность, чтобы передать привет 1про-
грессивной французекой интеллигенции и
франпузокому народу, который в этом ве-
ликом деле борьбы за мир ироявил столько
замечательной инициативы и которому мы
все обязаны  гостеприяметвом здесь, на
французской земле. 06 этом, может быть,
тем более уместно сказать, что, как из-
вестно, во Франции оказались и т

ди, которым не очень бы хотелось, чобы!
мы здесь присутствовали. . А

Война еще не стоит у порога наше}
жилищ, но она стала реальной угрозой
завтрашнем дня. Ё№ть простые вещи, о
которых знает не только каждый  созна-
тельный человек, но о которых знают даже
дети, достигние школьного возраста.

Влю не знает, например, чю в ряде
стран Западной Европы и Америки, вопре-
  ки чаяниям народов, происходит гонка
новых вооружений’ Цифры. и факты 06
этом неоднократно публиковались в гаве-
тах и брошюрах во всех странах мира.
Но их можно было бы не публиковать,
потому чт население ежедневно ощущает
это по ‘растущим налогам и по дороговизне
Жизни.

Казалось бы, чего проще, как догово-
риться о сокращении вооружений крупных
мировых держав для того, чтобы умень-

войны?

редь на разрушение городов и культурных

защитных детей, женщин и старых людей
и является в этом смыеле самым беечело-
вечным оружием, какое когда-либо до сих
пор применялось против человечества.

Вазалось бы, чего проще, как запретить
изготовление этого оружия, его применение
в военных целях и ‘установить контроль
над выполнением этого решения, простого
и ясного даже для ребенка?

Однако есть на свете люди и даже
газеты, которые считают подобные mpo-
стые и ясные предложения выражением

танные и лишенные логики построения,
ставящие цель оправдать тмнкх вооруже-
ний и применение атомного оружия, 0б’-
являют чуть ли не высшим выражением
«свободы» и «демократии».

Во всех странах мира распространяют-
ся географические карты,—эти карты пе-
чатают даже в журналах, — на которых

баз, проходящих через Гренландию, He-
ландию, Англию, Португалию, Испанию,
Германию, Грецию, страны Ближнем и
Среднего Востока, через острова Тихого
океана, Китай, Японию; Подавляющее
большинство этих баз находится за тысячу
километров от стран, боздавигих их. Лю-
бому школьнику понятно, что эти базы
не могут являться базами обороны, что
странам, создавшим эти базы, рептительно
никто не угрожает, a наоборот, наличие
этих баз является стралтнейшей ‘угрозой
миру во всем мире. Любой грамотный. че-
ловек, ежедневно читающий газеты, знает,
что, ‘несмотря’ на окончание второй ми-
вооруженные силы  ино-

Египте; Трансиордании, Иране, Индонезии,
Вьетнаме и в ‘других странах, что ино-
странные вооруженные силы’ находятся
там вопреки воле народов этих стран и
что они, эти силы, уже фактически яв-
ляются очагами новой войны.

Но стоит только поднять голос правды
по поводу этих и многих других общеизве-
CTHEIX фактов, как люди, ваинтересован-
пые в существовании этих фактов, и их
тазеты перевернут и извратят правду, яс-

ную даже для школьников, да еще выда-
дут евои туманные и ложные, лишенные
логики построения за высшее выражение
«свободы» и. «демократии».

‚ Веего лишь четыре года пропою © тех
пор, как десятки больших и малых наций
вышли из самой кровопролитной войны,
которую когда-либо видел мир. Они вы-
шли из нее, разгромив в тесном содруже-
стве силы, мечтавшие о мировом гоепод-
стве и уазвязавшие прошлую войну. Из
Этого тесного содружества народов в войне
за справедливость естественно и законо-
мерно родилась организация 0б’единенных
наций. Казалось, чего бы проще, ках ре-
шать все противоречия, возникающие меж-
ду странами, в этой организации 0б’еди-
ненных наций, выросшей из содружества
народов? Но нет, нашлись силы в мире,
которым потребовались «Западный ©0юз»
и тав называемый «Атлантический пакт».
А на торизонте уже маячит и некий
«Средиземноморокий блок».

Народы мира еще не успели забыть звер-
ства. германских нацистов, а уже в так на-
зываемое «атлантическое содружество» пы-
таются втянуть Западную Германию с ee
неразоруженным военно-промьшленным по-
тенциалом и гуляющими на свободе кадра-
ми нацистов-людоедов. Каждому человеку
с незатемненным мышлением ясно, что по-
добные блоки раздирают мир на части, про-
тивопоставляют одни группы стран другим,
что эти блоки носят военный характер и с
момента их создания война вотупает в фа-
зу ее совершенно реальной подготовки.

Какие же, однако, мотивы п доводы
выдвигают певцы атомного оружия и во-
енных блоков, ставящих народы всего
мира перед реальной угрозой войны? Одним
из наиболее распространенных доводов
являетея довод о том, что эти блоки с03-
даются против агрессии; якобы угрожаю-
щей со стороны Советского Союза. Но все
народы видят мирные устремления Совет-
ского Союза и то, что Советекий (Союз
даже не лытаются привлечь к участию
в этих блоках и ‘что инациаторы этих
блоков отвергли Чакт мира, предложенный
уеликим руководителем Советского госу-
даретва Сталиным. Выдвигают и такой
этранный довод, будто люди стран Tan
называемого «атлантического содружества»
обладают «монополией» на культуру и
туманизм, а мы, советские люди, наелед-
ники Пушкина и Толстого, Менделеева и
Павлова, созлавшие своими руками первую
в мире страну социализма, являемся яко-
бы врагами «западной», «атлантической»
культуры. Но может ли хоть один дейст-
вительный поборник культуры и гума-
низма представить себе духовное развитие
человечества без великой русской литера-
туры, науки, музыки? И неужели можно
оправдать развязывание самой  зверской
зойны, какой только и может выглядеть

новая мировая война, несогласием с тем.
  характером культурного развития, который

определяет свыше 30 лет жизни 200-мил-
лионного советского народа, об’единившего
в своем составе около 70 наций? Забы-
вают, что новая, социалистическая  куль-
тура советского народа выросла на той
почве, которую уготовили ей ев великие

деды и отцы, Забывают, что 30 лет сво-”

бодной жизни советского народа в усло-
виях социализма не могли не внеети в
КУЛЬТурную сокровищницу человечества
такие нозые ценности, которые нужно
по крайней мере знать, если стремиться
в взаимопониманию между народами.

о Товорят, что любовь к своим националь-
ным ‘традициям, к народной национальной
почве, породившей новую, советскую куль-
туру; мешает советским людям понять так
называемую. «западную культуру». Но раз-
Be BCe великое в ‘культуре Франции, Анг-
лии, Италии, США не выросло на своей
национальной народной почве? Разве не
тем велика и прекрасна подлинная куль-
тура всего человечества, что она есть про-
дДуЕТ развития культуры десятков и сотен
больших и малых народов, вложивших в
нее нечто свое и неповторимое? Любовь Ев
своей национальной народной почве и
борьба с различными космополитическими
теориями. в нашей стране предполагают
уважение и любовь ко всему  передовому
и прогрессивному в культуре каждой на-
ции. Вому же не известно, что именно в
Советекой стране больше, чем в какой-ли-
‘бо другой, переводятся и издаются произ-
ведения классиков и современных прогрес-
сивных писателей многих и многих стран,
что мировую музыку ° изучают в наших
консерваториях и многочисленных  музы-
кальных школах, что идея солидарности
всех прогрессивных сил мира против
войны есть одна из тех великих идей,
на которых воспитывается наша молодежь
наряду со священной идеей патриотизма.

Хотелось бы спросить: а чью, собетвен-

но говоря, культуру, культуру какой wa-

ции любят певцы атомного оружия и BO-
венных блоков?

В 1948 году в Нью-Йорке. вышла кни-
та’ Впльяма Фогта «Путь о к спасению».
Сам Вильям Фогг является директором
охраны природы панамериканского союза.
Предисловие к этой книге написал. извест-
ный государственный деятель США Бер-
нард Барух. В своих так называемых на-
учных изысканиях 0 судьбах человечества
Вильям Фогт исходит из учения Мальтуса.
Как известно, no Мальтусу основное про-
тиворечие существования людей состоит в
том, что человечество размножается быет-
рее, чем можно его прокормить по’ возмож-
ностям, которые предоставляет природа.
Отсюда Мальтус считал неизбежными и

ляется
(стр. 186). -

благожелательными факторами для челове-
чества войны, эпидемии, болезни, нищету
и голод.

Но Вильям Фогт идет дальше евоето

учителя Мальтуса, пытаясь применить эту.

антинаучную теорию к современному по-
ложению стран и народов. В главе «Слиш-
ком много американцев» Фогт исходит из
того, что «оптимальной численностью на-
селения США является 100 миллионов
человек». И таким образом, США неизбеж-
но грозит снижение жизненного уровня,
поскольку ‘страна, так сказать, «перенаее-
лена» на 45 миллионов человек. Но ноло-
жение США еще не так ужасно. Подоб-
но немецким ° фашистам,  пытавшимея
оправдать свою агрессию «ограниченностью
жизненного пространства», Фогт «перена-
селенностью» ‘CIITA об’ясняет стремление
известных кругов к захвату запасов и
территорий других народов.

«Запасы оловянной руды ограничены,
быть может, нам придется воевать за пра-
50 доступа к, запасам олова», — пишет он.
Или: «Предвидя истощение своих запасов
нефти, мы посылаем наш флот в Средизем-
ное море, угрожаем Советскому Союзу, тре-
буем себе доступа к нефтяным богатствам
Азии...» (стр. 68).

Rak видите, не характер культурного
развития Советского Союза движет ново-
явленным певцом новой войны Вильямом
Фогтом, поддержанным Бернардом Барухом..

Если на самом деле существуют еще та-
кие наивные люди, которые думают, что
маршаллизация ряда стран Западной Евро-
пы и так называемый Северо-атлантиче-
ский пакт действительно направлены в
улучшению жизни населения этих стран,
то я очень рекомендую этим людям читать
и перечитывать Вильяма Фогта.

«В несчастью, — пишет он (я особенно
обращаю ваше внимание на это «к несча-
стью»), — несмотря на войну, герман-
ские зверства и недоедание, население
Европы, не считая России, увеличилось за
время с 1936 по 1946 год на 11 миллио-
нов человек. Предполагают, что к 1955
году численность ев населения достигнет
404 миллионов человек, то-есть увеличит-
ся за 20 лет на 10 процентов. Вместо 370
миллионов пустых желудков, которые нуж-

но наполнить три раза в день нищей, вы--

ращиваемой на чужой земле, в Европе бу-
дет 404 миллиона пустых желудков. Коли-
чество голодных ртов растет, но количест-
во земли не увеличивается» (стр. 199—
200).

Поэтому Вильям Фогт рекомендует един-
ственный выход из подожения, а имен-
но — уменьшение численности населения
Европы. Он так и пишет:
делаем для увеличения численности насе-
ления, идет во вред Европе и нам самим:
Стабилизация, а затем уменьшение числен-
ности населения Европы были бы самым

крупным вкладом в дело всеобщего мира и.

процветания» (erp. 211). :

_ Может быть, есть такой наивный англи-
чанин, который думает, что действительно
атомное оружие и Атлантический пакт cy-
ществуют для защиты английской культу-
ры и старого антлийского гуманизма. Но
чтение Вильяма Фогта убеждает, что соз-
датели атомного оружия и Атлантического
пакта с презрением относятся ‘к антлий-
ской нации, как и ко воем другим нациям.
По Фогту, так называемый «Новый свет»
всегда кормил Антлию, и промышленный
переворот в Англии не совершилея бы без
помощи Америки. И в нынешних услови-
ях, «если мы He захотим поместить
50 миллионов британских ног под наш
обеденный стол... мы снова увидим, как тю
улицам Лондона птествует голод», —пишет
Фогт (стр. 72).

Таково; собственно, отношение Фоттз ко
всем другим Hallam. «Самой страшной
трагедией для Витая сейчас было бы сни-
жение смертности населения», — пишет
он. «С точки зрения всего человечества,

толод в Китае, пожалуй, не только жела-

телен, но и необходим».

В положении Чили он видит следующие
достоинства: «Одним из величайших пре-
имуществ и даже, пожалуй, величайшим
преимуществом, каким обладает Чили, яв-
высокая смертность населения»

Мудрость древних греков, в понимании
Вильяма Фогта, «выражалась в действиях,
о которых историки редко пишут. Греки
понимали постоянную опасность перенасе-
ления и целеустремленно боролись с ней
путем поошрения проституции, детоубий-
ства, эмиграции и колонизации» (стр. 58).

Но что уже говорить о древних греках,
если Фогт. самым решительным образом
осуждает деятельность современных вра-
чей. «Врачи, — пишет он, — сосредоточи-
вают вое свои усилия на одной задаче —
спасать людей от смерти... Улучшая л9с-
тановку медицинской помощи и санитар-
ные условия, они несут ответственность
за продление жизни миллионов обнищав-
ших людей». (стр. 48).

Конечно, друзья Вильяма Фогта могут
обвинить меня в «пропаганде». Но я дол-
жен заявить, что такие, как он, проповед-
ники мракобесия и новой войны являются
врагами человечества и прежде веего вра-
гами американского народа, который так
же не хочет войны, как и мы, и Так же,
как и мы, желал бы не уничтожения лю-
дей на земле, а их счастья и процветания.

Вместе с другими советскими деятелями
культуры, искусства и литературы я был
гостем на Конгрессе деятелей науки и
культуры ОША в защиту мира Мы убе-
дилиеь в искреннем стремлении прогрес-
сивной интеллигенции США к укреплению

«Все, что мы.

. Осдеева

мира и взаимному пониманию между наро-
дами, Вопреки враждебному тону значи-
тельной части прессы, нас везде ветреча-
ли приветливо и дружески, чем, должно
быть, и 0б’яеняется торопливость государ-
ственного департамента и министерства
юстиции, предложивитих нам удалиться.
С удивлением мы познакомились с неко-
торыми нравами так называемой «евобод-
ной» американской прессы, писавшей о
чуть ли не стотысячной демонстрация про-
  тив нашего пребывания в США. На самом
деле, кроме небольших грунпочек наемных
пикетчиков, никакой демонстрации не бы-
ло. Мы встречали готовность выслушать и
понять нас, и мы убедились, что никакое
различие воззрений в тех или иных вопро-
вах жизни и культуры не может помешать
честным и об’ективным людям разных на-
ций договориться о мире против ‘людей,
поошряющих . военную истерию.

Ни один человек на земле, имеющий жи-
  вую душу, будь он американец или рус-
ский, не может пройти мимо таких, напри-
мер, высказываний, как высказывания
Юджина 0’Нейла: «Человеческой расе уже
пора исчезнуть с лица земли и дать воз-
можность  муравьям сделать вселенную
обитаемой», или высказывания Генри Мил-
‘лера: «Я надеюсь и твердо верю в то, что
весь цивилизованный мир будет стерт. с
лица земли в ‘течение ближайшето столе-
тия». Кюму не ясно, что проповедь этих
взглядов является нродолжением в наши
дни расистских человеконенавистнических
теорий, которые развивают в людях низ-
менные инстинкты; необходимые  корыст-
вым людям для того, чтобы вовлечь чело-
вечество в войну.

_ И на какой бы земле ни родились суще-
ства, выражающие подобные взгляды, мы,
люди различных наций, разных политиче-
ских и религиозных воззрений, имеем пол-
ное право назвать их врагами человечества
и, прежде всего, врагами их собственного
народа.

Пора понять, что подобный нигилизм по
отношению к человеческой жизни и Е ca-
мому существованию пивилизации развра-
щает души молодых людей. Пора понять,
что этот нигилизм способствует росту пре-
1 ступаений и поощряет смертные инстин-
ETH. : Е = :

Федеральное бюро расследований США
опубликовало 14 марта признание, что пре-
ступность, достигнув угрожающих раз-
меров, продолжает расти. В течение всего
1948 года в Соединенных Штатах каждые
18,7 секунды совершалось олно серьезное
преступление. Ежедневно в среднем 36 че-
ловек являлись жертвами убийц, 255 жен-
щин подвергались насилию. Каждые 24 ча-`
са производилась кража 463 автомобилей
и совершались 2.672 других преступления.
В 1948 году было арестовано рекордное в
истории число людей, причем были взяты
отпечатки пальцев у 759.698 человек.

Самым тревожным в отчете Федераль-
ного бюро расследований является указа-
ние, что преступность в 1948 году резко
возросла по сравнению © ловоенными
1939—1941 годами. Число актов изна-
силования женщин возросло на 49,9 про-
цента, воровства — на 16,7 процента, _
убийства — на 14,1 процента, грабежа—
на 8,9 пронента. Характерно, что тазеты
в США самых различных направлений
об’ясняют этот рост преступности небыва-
лым потреблением спиртных напитков и
разложением молодежи.

Мы не имеем права не думать о том,
что разложение хотя бы даже чаети мо-
лодежи готовит из нее в будущей войне
кадры злодеев, мелких фюреров злодей-
ства, подобных тем, которые германский
фашизм выпустил против человечества в
прошлой войне. :

Я призываю всех деятелей культуры,
независимо от их национальной и расовой
принадлежности, от их политических и ре-
лигиозных убеждений, возвысить вели-
кий голос туманизма, завешанного нам
лучшими людьми каждой из наций, иро-
тив поджигателей войны и против их
певцов. и подголосков. Мы обязаны воз-
высить Этот голос в интересах женщин-
матерей, рождающих наших сыновей. и
дочерей. Мы обязаны его возвыеить в ин-
тересах наших сыновей и дочерей, потому
Что от нас зависит. и самая их жизнь, и
их моральное будущее.

От того, какое мы дадим направление
их умам и чувствам, будет зависеть, сма-
жем ли мы с гордостью говорить о них
как © носителях человеческого прогресса
или мы вынуждены будем оплакивать их
духовную немощь и опустошение.

Мы обязаны поднять этот  веливий
голюс гуманизма против поджигателей вой-
НЫ, Потому Что этого ждут от нае мил-
лионы простых людей всего мира, состав-
ляющие большинство человечества, несу-
Щ6е в своем сердие лучшие черты каждой
из наций и лучшие тралиции гуманизма.

Этот Всемирный конгресе сторонников
мира показывает, какой несокрулгимой си-
лой обладают деятёли культуры, когда
они об’единены с миллионами людей
физического труда. Именно такое об’едине-
ние наиболее полно выражает волю всех
народов к укреплению мира. Пусть знают
зачинщики новой войны: народы мира
могут рассердиться и жестоко покарать их:

Поднимем наш об’единенный голос про
THB зачинщиков и певнов войны, против
разжигания национальной и расовой не-
нависти и вражды.

Защита мира—дело всех народов мира:

За дружбу между народами BO имя
мира!

За мир во всем мире! =