ПАУРЕАТЫ

СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ

Е. КНИПОВИЧ

``ПИСАТЕЛЬ-ПАТРИОТ _

. ``: Ф.И-ПАНФЕРОВ В. А. САФОНОВ.

` Семен ГУДЗЕНКО

овая поэма

.B лениневих местах все — и дом

..Й Сталин идет по траве.
Ильича; н сад, и дорога, и перевья у   ee светом увенчан,
реки, ин книги — вызывает мысли, свя- BES eA VEST ВИА

В широком расстегнутом френче

И с книгою в правой руке,

И вот — распахнулась калитка.
Все тот же он — быстрый, простой...
Пожатье руки... и улыбка...

— Владимир Ильич!.. Дорогой!..

..Он рад этой праздничной встрече
‚В сиянье июльского дня.

— Как будто бы стало полегче,

И рана не мучит меня.

занные в историей и сульбой нашей Роди-
ны; Эти мысли ведут поэта из подмос-
ковной деревни Горки или из глухого си:
бирокото села ’Шушенского на просторы
всей страны, всего мира. Эго 060бое ощу-
щение движения истории, которое испы-
тывает человек, находясь в ленинских
местах, свойственно и поэме С. Щипачева
«Домик в Шушенском», и новой поэме
В. Саянова «Ленин в Горках». =
Поэзия, посвященная Ленижу, пополни-
лась новым взволнованным произведением.
Сюжет этой поэмы можно сформулировать
в ‘ноекольких словах: два великих, род-
ных нам человека встречаются под Мос-
квой. Они говорят о том, чему посвятили
свои жизни, — о новой России, 0-ее
победах, ‘о ее будущем.
° Пожалуй, нет в нашей стране челове-
ва, который He видел бы замечательной
фотографии, _ запечатлевшей эту встречу:
Владимир Ильич сидит в плетеном кресле;
на нем. френч о расстегнутым воротом и
широкими нагрудными карманами; ря-
дом — товарищ Сталин в белом. кителе.
Лва великих человека, два друга улы-
баютея. Все на этой, фотографии  обая-
тельно .. просто; и  полувоенные костю-
мы, - которые. носила . революционная
Россия: в начале’ двадпатых годов; я
папироса в руках И. В. Сталина; и сад,
полступйвший в ‹амым перилам веранды.
Старожилы хоропю помнят, как гулял 10
этому саду Изьяч, как приехал в нему
Сталин.
‚ Ценность поэмы В. Саянова — в mpo-
CTOTS и вадушевности повествования of
этой встрече, которая, как все, что свя-
взано © именами вождей, значительна,
ламятна. Поэт помнит слова В. В. Мая-

Родные, заветные дали...
Веками ‘прославленный’ труд...
Задумавшись, Ленин и Сталин ‹
По’ тихому саду идут.

Здесь все так же 1ю6то, как было в
жизни. И заслуга поэта в том; что он
сумел пайти очень ясные слова и краски,
создающие незабываемую картрну встречи
В. И. Ленина с И. В. Сталиным.

Ленин ждал друга, чтобы поговорить ©
ним, самым близким человеком, о судьбе
революции, Советского государства. Ленина
волновали события, происходящие в мире,

— Что © Китаем?
Кто выбран в Московский Совет? .

А как же дела с урожаем?
В Поволжье-то засухи нет?

И Сталин отвечает: .

— Нет, с хлебом дела неплохие, ‘>
С большим урожаем придем...

И снова Wanna спрашивает:

_—А что Лига ваций? С. обманом

Ведет свой дешевенький. торг?

Что делают за океаном?

Чем вынче грозит Нью-Йорк?

Двадцать семь лет тому назал Sana
Жал И. В. Сталин в Горки в dJenany,
двадцать семь. лет тому назал говорили 06
умжае и угрозах Нью-Йорка, о судьбе!
Китая и выборах в. Московский Совет
вожди нашего ‹мсударства. И поистине,
«как живой © жавыми говоря», — встает

ковского: «Шенин и теперь живее всех   В этом диалоге Ленин. Ем тревожат самые
Живых», и тонко, с большой теплотой   насущные, самые злободневные вопросы,
рассказывает: 3 ‚   он всегда вместе с: бойцами за коммунизм.

Таким Ленин живет в Фердцах свободолю-
бивого ‘человечества — земной, мудрый,
справедливый человек, для которого жизнь

Виссарион  Саянов.

«Ленин
«Октябрь», № 1, 1949. :

в. Горках».

`чурина,

И. А. РЯБОКЛЯЧ

з

n

о Ленине.

родного народа дороже собственной жизни.

Земля, недоступная тленью,
Как ты дорога. Ильичу!

‘Ha этой земле — в маленьких русских
городках Козлове и Калуге, в городе над
Невой — трудятся великие люди Совет-
ской России — Мичурин, Циолковокий и
Павлов. В. Саянов дает запоминающиеся
лирические зарисовки этих славных’ дея-
телей нашей Родины. В те годы ‘ребята еще
спрашивали: «А трактор? Что это такое?
Rak пашет машина? Скажи!»,‘ тогда вы-
ходили Окна-плакаты Маяковского, став-
шие теперь музейными экснонатами, Это
первые годы советской власти. И на фоне
судеб замечательных людей, рядом © ни-
ми — образ самого великого и самом
земного человека. Он направлял работу
150.000.000, воспетых Маяковеким; on
предвидел огромное будущее опытов Ми-
Павлова, ‘ Циолковского. Он
видел на сотни лет вперед, прелеказывал
будущее нашей ‘страны и поражение на-
ших врагов. р

0бо всем этом думаешь, читая лариче-
скую поэму В. Саянова, искреннюю и
трогательную. aut

Забыть ли двадцатые годн?.,
В них молодость наша поет!
С утра под кремлевские своды
Со Сталиным Ленин идет.

В года мирового сполоха
Одной они думой горят.
Титанов рождает. эпоха,
Титаны эпоху творят.

Конечно. можно отметить более удач-
ные и менее удачные куски поэмы; но

обаяние незабываемой встречи в Горках не
задерживатья на рифмах и’
эпитетах. Мне, родившемуся в Тот самый \ стичбского. соревнования. В ту

позволяет

год, когда И. В. Сталин праезжал в Горки
в В. И. Ленину, особенно дорога поэма
В. Саянова, потому что она дчет мне жи-
вое, поэтическое представление © событи-
ях тех далеких лет. Я вижу, как, «заду-
мавитись, Ленин и Сталин по тахому саду
идут». Я слышу их голоса. И в том, что
я, читатель, все это почувствовал, заслу-
га поэта, автора поэмы,

ОБСУЖДЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ «ЗАГОВОР ОБРЕЧЕННЫХ»

‚ Из. четырех московских театров, вклю-
чивших в свой репертуар пьесу Н. Вирты
«Заговор обреченных», два — театр имели
Вахтангова и Центральный театр. транспор-
Ta — уже осуществили эту’ постановку.
Обсуждению их спектаклей была посвяше-
на встреча московских драматургов с кол-
лективами театров, состоявшаяся в Ценг-
ральном доме литераторов.

Н. Вирта рассказал о том, как он рабо-
тал. над пьесой. Изучение жизни стран

с различными слоями населения этих стран
полсказали драматургу тему и сюжет про-
изведения,

— Работа над пьесой «Заговор обречен:
ных» по-настоящему захватила всех вах-
танговцев,— говорил художественный руко-
водитель театра Р. Симонов. — Сейчас мы.
с таким же вдохновением работаем над
рядом новых современных пьес советских
драматургов.

порта гордится тем, что первым из. теат-
ров страны принялся за постановку пьесы
«Заговор обреченных», — заявил постанов-
щик спектакля В. Гольдфельл.—Мы ждем
от советских драматургов новых
такой же идейной силы.

В обсуждении спектаклей приняли уча-
стне: один из старейших мастеров театра
имени Вахтангова И; Толчанов, Ю, Калаш-
ников, артистка Л. Скопина, Ц, Солодарь,

Мамед РАГИМ

_. Первый договор
воциалистичееного
‘соревнования

Январь 1929 года. В «Правде» впервые
опубликована статья В. И. Ленина «Как ор-
ганизовать соревнование?», написанная в
1918 году. Эту статью прочел ‘рабочий
завода «Красный выборжец». коммунист
Михаил Путин. Он рассказал товарищам

по бригаде о ленинской статье, о выводах,

которые следует сделать. Бригада решила:
`— Организовать’ соревнование! :

Потом, после смены и на следующий
день члены бригады горячо обсуждали
условия’ соревнования. Так коллективно
рождался первый социалистический договор.

События тех дней навсегда запечатле-
лись в памяти М. Путина: з t

— Я понес текст договора в бригады.
И люди поняли меня с полуслова. Наш
вызов на соревнование был принят.

В трубный цех, где работала бригада
Путина, пришли рабочие соседних цехов.
Из ремонтно-механического пришел Григо-
рий Дубинин, за ним и другие. Потом на
«Красный выборжец» потянулись делегации
бумажников с Каменки, резинщиков ©
«Красного треугольника», металлистов с

`«Электросилы»... E

В первый ‚ месяц соревнования бригада
Путина выполнила задание на 220 процентов.
В стране, осуществлявшей план первой
сталинской пятилетки, все ярче разгорались
Огни социалистического соревнования.
Вскоре оно: стало. движением миллионов.
..Вернемся. в трубный цех «Красного

выборжца» и проследим судьбу зачина- и турками,

телей социалистического соревнования,

‘Бывший бригадир. обрубщиков Михаил
Путин’ возглавляет ‘ныне крупное строи-
тельное управление в Ленинграде. Он --
частый и. желанный гость на «Красном
выборжце». Недавно, представляя участни-
кам рабочего собрания полковника
лова, Путин сказал:

— (Этот ‘товарищ с нашего завода, ‘©
и ‘выборжца». Его подпись стоит
под Лервым в стране договором социали?
пору =
ллилцать лет назад — Борис Круглов был
ти, работал у нас в бригаде,
Учился он’ потом на’рабфаке, в вузе, стал
инженером. Ныне Круглов — полковник
авиации и с честью служит Родине.

Текст первого договора соревнования
подписали также Алексей Оглоблин и
Павел Мокин. Первый из них теперь в
Донбассе на хозяйственной работе. Павел
Мокин, самый молодой член бригады,
окончил рабфак, учился в политехническом
институте. Во время войны добровольцем
пошел в. Советскую Армию и геройски
погиб, защищая город Ленина. ;

А Григорий . Дубинин, руководивший
бригалой в ремонтно-механическом цехе,—
знатный человек Ленинграда. Да, пожалуй,
не только Ленинграда. Он не раз выступал
перед профессорами и преподавателями

пьес   вузов с докладами о методах своей работы.

..Так выросли люди, подписавшие пер-
вый договор социалистического соревнова-
ния, Их путь — это путь миллионов со-
ветских людей, вдохновленных ленинской
идеей соревнования.

И. КРЯЖЕВ

Творческое дарование Сандро _Шануиа-
швили многообразно. Лирика, гражданские
стихи, поэмы, исторические и современные
драмы — таков вклад, виесенный поэтом
в сокровищницу рЮлной грузинской куль-
туры за сорок лет творческого труда. м

CO. Manmndmenan — уроженец кахетин-
ского селения Джугаани. Он < детства
познал, что такое крестьянский труд, бе6-
просветная жизнь крестьянина до револю-
ции. Творчёство его, посвященное настоя-
щему и прошлому Грузии, отличаетел той
жизненностью, правдивостью, которую №0-
жет дать только подливная связь C наро-

дом.

“Роль Шаншиашвили Как поэта-патрио-
та, одного из реформаторов грузинского
стиха, очень велика. Уже в ранних его
стихах звучит горячая любовь в угнетен-
ному народу, сочувствие к его освободи-
тельной борьбе.

На революционные события 1905 года
поэт откликнулея такими произведениями,
как «Потометву завещаю» и «Маевка».

И в эпоху реакции звучали полные
оптимизма, и веры ‘в народные силы, в
победу революции стихи поэта. Ra

Но, несомненно, лучшие стихи Шаншиа-
швили посвящены новой. советской Tpy-
зии. С волнением и горячей радостью
воспевает он «железное поколение» борцов
и строителей — преобразователей родного
края, чьим трудом осушаются болота
Колхиды, прокладываются новые дороги,
строятся фабрики и заводы. Проникло-
венные строки любви и благодарности
поэт обращает к великому Сталину,

_ Самое ‘значительное поэтическое преиз-
‘ведение Шанииашвили, написанное в годы
войны, — это поэма «Мать». В ней
изображены жизнь и люди колхозной
грузинской ‘деревни. Героиня-крестьянка
Маринэ  бестрепетно-” благословляет на
подвиг, на войну с фашистскими захват-
чиками двух своих сыновей. Сама она
по-фронтовому трудится в тылу, ввлады-
вая все свое материнское сердце в двло
победы. й Е

Вера в будущее, оптимизм — вот основ-
ные движущие силы этой подлинно патрио-
Тической ноЭмы. :

Значителен талант Шаншиатвили-иоэта,
но еще значительнее роль Шанигиаптвили-
праматурга. Он дал театрам  советекой
Грузии первые пьесы на революционную
тему. Он, на протяжении многих лет
создавал репертуар для театра Руставели.
`° Он по-новому глубоко и проницательно
заглянул в прошлое своей родины.

Многовековая борьба грузинского народа
с иноземными захватчиками —— ‘пранцами

грузинских . феодалов,
боевое содружество

69 своим Великим
народом — таковы темы Пес
швили: три из них удостоены ныне Ста-

‚ грузинекого _ народа,

. Круг-  линской премии второй’ степени.

Одна из этих пьъес—народная героиче-
ская драма «Арсен». Она написана в голы,
предшествовавшие Отечественной войне,
Речь в ней илет о народном гербе-—Арсене
Maseaamenan, Apcene ms Mapatan, вотарый
был вожаком крестьянских восстаний в
восточной Грузпи в 30-х тодах пропилого
столетия.

ъПерел читателем и зрителем этой дра-
‘мы ветают два мира, два лагеря — угне-

восстания крестьян против
вековая дружба п

другом — русским
Шаншиа-

тенные и угнетатели, трудовой народ к
его ‘враги. Сколько мужества, сколько вы-
соких моральных качеств открывает поэт
в своих героях, грузинских крестьяпах,
пахарях и виноградарях! Именно в м
среде ливет братская солидарность утие-
тенных, готовность к подвигу, человечв-
ское ACCTOMACTBO.

Отвратителен противоположный лагерь—
мир бессовестных угнетателей, чванных в
злых выродков! Ленивый и жадный 1
мещик-грузин’ действует там заодно с pyts
CRAM царском чиновником. Раз’евшийся

холуй — предатель трудового народа
раболепно выполняет злую господекую
волю. i

Но не царский чиновник, а Подлинные
представители русского народа определяют
отношения народов России и Грузии,
Вместе с восставшими трузинскями кре-
стьянами борется против феодалов русский
солдат Вася Митрохин, давний друг Арсена.
Они побратались во время войны © Пер-
сней. сражаясь рядом против общего вра-
га. И русский офипер-декабрист Судаков
отказывается стрелять по грузинским
повстанцам.

Арсен во время народной войны гибнет
от пули предателя. Но память о крестья-
вине из Марабды, который учил трудовой
народ в оружнем в руках бороться против
помещиков, останется жить в поколениях,

Действне исторической драмы «Герой
Крцаниси» п драматической поэмы «Име-
ретинские ночи» пройсходит в ХУШ веке,
во время парствования грузинского паря
Ираклия  , выдающемея полководца и
государственного деятеля.

Драма «Герои Ирцанисй» рассказывает
0 том, как после героических усилий гру-
зииекий народ потерпел временное поразе-
ние в битве с  захватчиками-иранцами.
Но силы народа не иссякли, дух не слом-
лен, знамя спасено. Ha помощь Грузии
приходит Россия.

Я завешаю вам союз великий, —
‘говорит Ираклий И своим сыновьям, —

„.Примите покровительство Россий ›,
И дайте счастье и цокой. народу.

Борьба с иноземными захватчиками 10»
казана в «Героях Крцаниел», как дело ий
подвиг простых людей -—— крестьян, pe-
месленников.
` Драма «Имеретинские мочи» написана
после Великой Отечественной войны, и В
Ней речь идет о борьбе © пноземпами, ©
тем «дряхлым Востоком», котрый пы-
талея покорить ‘Грузию,  разобщить ‘96
исторический путь с Россией,

В середине ХУПГ века, во время войны
Россия с Турцией, имеретинский царь
Соломон вместе со всеми  владетелями
княжеств в Занадной Грузии поднял вос-
стание против турок. Лишь для Ростома
Эрлетава — властителя Рачи — мелкие,
своекорыстные интересы  клязька-феола-
ла оказались дороже общенапионально-
го дела. Он изменил  рюдине, пошел на
сговор с врагом. Но измена была открыта,
и Ростом понее жестокое уаказанне.
`«Имвроетинекие вочи» -— суровое, тнев-
нов”  произведение. Оно учит  бдительноети,
беснощадности к врагу. :

Народный героический характер драм
Шанииашвили, высокое чувство патрпо-
тизма, которым они проникнуты, делают

Сандро Шантиашвили, «Избранное», Гослит- а значительным замене советской
„издат, 1948, 512 стр. у культуры.
—_д——_—_—_—

Закончился конкурс

Закончился Всесоюзный конкурс на луч-
шую советскую комедию, проведенный
Комитетом по делам искусств при Совете
`Министров CCCP и Союзом советских
писателей.

Жюри конкурса рассмотрело 72 пъесы,

Первая премия — 30 тысяч. рублей -—
присуждена А. Софронову за комедию
«Карьера Бекетова». Вторую премию —
20 тысяч рублей — получил Г. Мдивани за
комедию «Кто виноват». Две третьих пре-
мии по 15 тысяч рублей жюри присудило

новой демократии, многочисленные встречи

‚— Коллектив Центрального театра транс-   О. Леонидов и другие,

ЛЕНИНГРАД

на лучшую комедио

ство», А. Файко и Ц. Солодарю за kome-
дию «Пять. подруг»,

Кроме того, жюри конкурса рекомендова-
ло Главному управленню драматических
‘театров Комитета по делам искусств и
Комиссии по драматургии Союза писателей
доработать с авторами пять пъес: «He-
жданный гость» В. Сухаревича (Москва),
«Источник жизни» Сабит Рахман Kepum
оглы Махмудова (Баку), «Свадьба» П,
Дьяконова (Сыктывкар), «Медовая река»
Ф. Кравченко (Москва) и Д. Коршикова
(Калининграл), «Миллион» В, Худавердяна

Л. Шейниву за комедию «Роковое наслел-  и 3. Ацегорцяна (Ереван).

Tritt SORE RESSEAADEREARRTCESTATRRERSSESSSORATERPSSSASSSSSSSSSASA ESE KS SESH ATES TESS CEPSASAS SAS SCSAARS TTC EE THER TE RSHS SESE SARA SILA EERERERS ERAT ASSHRE SANA SHREDS EREAKESRAREGRA REAR CUR ARERB ARORA RERORRERRERE SERS SESE EEE ESE ОНИ КО вова но воно AReReeR OR ee RAR eeeERERSRaReRE SUPAAEO PARA SESTKKE CSAS EPA ERAR ESET ECE Ree EERE RRPeRSR eRe

Александр БЕК

ВСТРЕЧА В ВАГО!

< Поезд тронулся. Некоторое время 063
мы, я и мой случайный спутник, с кем
судьба, или, выражаясь прозаичнее, же-
лезнодоржная плацкарта, свела меня в
двухместном купе так называемого транс-
сибирского экспресса, смотрели на про-
плывающие в темноте огни Москвы.

— Ч же, — сказал я, — теперь на-
добно бы чокнуться и познакомиться,

— Ау меня есть! — живо откликнул
ся мой спутник.
Он повернулся и, еще не сняв шубы
и пушистй  цыжиковей шапки; из-цол
воторой был вилен аккуратно  подетри-
женный срюватый затылок, открыл свой
саввояж. Теперь редко путешествуют ©
такими саввояжами; чем-то старинным,
„старомедным повеяло от этого дорожного
мешка из добротной коричневой ‹ материи
< металлическим запором, раскрывающим-
ся, как кошелек, Рядом лежал в голубова-
Той вязаной сетке болыпой детский мяч
`в кравным ‘и синим  полушариями. еще
без еднной парапинки на блестящем лаке,
видимо; купленный в поларок. Из саквоя-
ЖА Появилось несколько’ пакетиков: из
‚оберточной бумаге была оттиснута марка
«Гастронома». Сухощавые, уже немного
морщинистые, быстрые рукл развернули
‘и поставили на столик бутылку вина.
Сколько: ему лет’ Пожалуй, за шесть-
десят. Лицо ‘было тоже сухощавым, не-
расплывшимея; блестели стеклышки пен»
сне: золотой зажим крепко держал их на
хрящеватом тонком носу; шеточки бровей
были, как и затылок, седоватыма.
On гостеприимно раскладывал пакеты.
. Порывшась- в своем поместательном мет
ке. он люстал еще один маленький свер-
ток, енял бумагу и показал любопытную

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 № 33

a

покупку. Небольшой . советлозеленый ста-
канчик из пластмассы был завинчен
крышечкой. Внутри, под этой крышкой,
оказалась еще дюжинз стаканчиков, та-
кого же приятного  светлозеленого тона,
вставленных один другой: мал-мала
меньше.

`— Прелестная вещь! — воскликнул я.

— В Москве купил, соблазнился..,

— А вы откуда?

— Из Томска... Живу там уже сорок
ет... я

Он неторопливо снял шубу, повесил ее
на крючок и снова повернулся ко мне.
На отворотах пилжака я увидел красный
эмалевый флажок депутата Верховного
Совета и, скромную по вилу, серебряную
медаль лауреата Сталинской премии.

Мы познакомились, Молм спутником
оказалея директор Сибирского физико-тех»
ничесвого института профессор Владимир
Дмитриевич Кузнепов.

2.

Кузнецов... Профессор Кузнецов... По-
казалось, будто в памяти что-то мельв-
нуло:.. Кузнецов, физик из Томска... Нет,
это имя в тот момент мне все-така ниче-
го не сказало:

А, может быть, мы ветречались в Том-
ске? Когда-то, лет восемнадпать назад,
собирая материал по истории Кузнецк-
строя, я провел некоторое время в этом
старом сибирском университетском центре,
городе ° етудентов и ученых, побывал у
сибирских металлургов и геологов. Мо-
жет быть, тогла?.. Нет, даже общими yeu-
лиями мы не могли вспомнить ви о Kae
кой встрече, ’Зато всех моих TONCKOS
знакомых Кузнепов отлично знал,

Утром мы позавтракалю вместе. Потом
каждый запялея своим. Кузнепов вынул
из портфеля какую-то очень об’емистую
внигу большого формата. Впрочем, это
было еще не вполне книгой, Глазом про-

В

фессионала-литераторз я сразу определил:
это лишь Как бы прообраз будущей кни-
ги, так называемая «верстка». Печатные
листы сложены или,’ как говорится,
«сфальцованы» в одну шестнаднатую ло-
ли, но еще не сброшированы, не сшиты;
внига пока распадается на равные тонкие
стопкя по шестнадцать страниц; в текет
ев можно вносить исправления и вставки,
можно даже переверстать; поля непри-
вычно велики; набор лишь оттиснут для
корректуры и еше не пошел в машину.

Достав верстку, Кузнецов положил на
столик также пачку чистых листков раз-
мером приблизительно в открытку. (в
удобно устроился на углу дивана у окна,
надел свою пушистую шапку, пбо из па-
зов немного дуло, и, прочитав несколько
страниц, стал быстро заполнять каранда-
шом маленькие листики.

Встретив мой взгляд, он сказал:

— Это мое самое большое уловольствие:
сидеть и писать. Я иногда мечтаю: жить
бы вот так, по-студенчески, в маленькой

комнатке, чтобы никто не мешал.,, Й
писать...
— Что же oto y pac? — спросил я,

указывая на несшитую книгу. — Ваше
сочинение?

— Да. «Физика твердого тела». Пятый
TOM.

— Пятый?

— Да, четыре уже вышла в свет.
Когда приеду, начнем печатать пятый.

— В Томске?
— В Томске... И вот, знаете, что меня
сейчас заботит, В Москве собираются

все тома переиздавать. Значит, надобно
Это подготовить. многое изложать заново,
пополнить, А мне хочется сперва довести
до конпа все. Вот и думаю: как быть?

Он посмотрел наз меня, ожидая совета.

— Сколько же вам надо еше писать?

— Всего я задумал шесть томов, Но
сейчас ясно, что нужен и дополнительный,
сельмой.

— Вот как... А что же это, Владимир
Диитрневич, такое: физика твердого телз?
0 чем там говорится?

`«кОЛОНТиТУ лом»,

— А не угодно ли? Пожалуйста, вагля-   ка» редких, порой драгоценных, элемен:

HATS...

Он протянул мне листы книги. Я взял
эту обемистую, несшитую,  распадаю-
щуюся на. тонкле тетрадки. пачку, нау-
дачу раскрыл, увидел средн текста пепь
математических формул и подумал» что,
вероятно, ничего не пойму, Но строка на-
верху, отбитая чертой, или, как говорят
типографщики, = линейкой, — называемая
в Которой обычно из
странипы в стравипу повторяется назва-
пие главы, привлекла мое внимание. Там
значилось: «усталость п отдых металла».
Мне давно было известно о странных, не
вполне проясненных наукой, явлениях
усталости металла, из-за чего иногда
вдруг и как бы беспричинно разрушались
работающие стальные конструкции. He-
ужели наша’ наука уже так продвинулаеь
в изучении этих тайн металла, что они
стали доступны математически. точному
анализу? И потом, — что такое  отлых
металла?” 06. этом, признаться, я еще не
слыхивал.

Заинтересованный, я стал перелисты-
вать главу. На соседних странипах были
оттиснуты клише — фотоснимки  шли-
фов металла, какими они выглядят пол
микроскопом. В тексте говорилось © внут-
ренней структуре стали, о ее кристалли-
ческой решетке. Снимки наглядно пока-
зывалн нарушение. деформацию или сво-
его рода эррюзию этой рететки при явле-
ниях усталости металла и, самое удиви-
тельное, ее восстановление в тех услови-
AX, которые автор называл отдыхом. Виро-

чем, кав я прочел далее, внутренняя
структура металла  восстанавлавалась не
только отдыхом, HO и иначе; огнем,

060б0й прокалкой, жаром калильных пе-

чей, В книге исследовались незаметные
T1a3y движения частиц внутри твердого
тела,  исслеловалось в выражалось в

формулах высшей математики даже внут-
реннее трение.

Я перевернул сразу несколько  печат-
ных листов, заглянул в другую главу
книги. Там говорилось об особых материз-
лах, 06060 стойких сталях, для получе-
‘ния Ноторых необходима добавка или,
употребляя термин металлургов, «присад-

на этом блистающем фоне. Изредка попа“
далея березняк», — малорюслый, видимо,
пустивший корни из болоте, лишь отда
ленно напоминающий нашу стройную
красавицу березу средне-русской половы,

тов. На странице, которая открылась мив,
анализировалаеь «присадка» титана. Я
снова  увилел микроснимки  кристалличе-
ской решетки, особой, отличной от подоб-

пой решетки других сортов стали. Элект- Край казался сурвым,  обделенным
ронный микроскоп позволял различить   щедротами природы, Ho здесь, в этих
узор частин титана, преображающих ме-  глухих лесах и бологах, уже открыты
талл. Здесь опять текст  перемежался   мощные залежи рул; Blech po великой

математическими формулами, Чорт возьми,
вот. значит, какова она, физика твердого
тела!

Подавшиеь ко мне, Кузнецов 0 сдер-
ханной улыбкой смотрел, как я прогля-
дываю странипы о титане.

— Владимир Дмитриевич, — ‘восклик-
нул я, — это же клад для заводеких лю-
дей. Всем металлургам-производственникам
нужна такая книга.

— Ла, — просто оказал. Кузнецов. —
Мне отовсюту пишут. С тех пор, как вы-
шел первый том «Физики тверлого тела»,
я получил одиннадцать тысяч писем.

с — Сколько?

— Одиннадцать тысяч.

заполнено шесть ящиков.

— Швы на все эти письма отвечаете?

— А как же?.. И знаете, о чем я
иногда мечтаю? — Он помолчал, попра-
вил зажим стеклышек, посмотрел на ме-
ня. — Мечтаю, чтобы в Томск ко мне
когда-нибуль приехал бы писатель. И за-
нялся бы этими письмами. Жаль, я Ae
сохранил своих ответов. Ho ato не ТАК
важно.., Можно припомнить, если бы по-
надобилось. :

— 0 чем же
спросил я,

сталинской программе построения комму“
низма, предусматриваютей ежегодную вы*
плавку в стране птестилесятя миллионов
тонн стали, поднимутся новые заводы,
вырастут горда, окруженные плодоротны-
ми полями и... И, кто знает, может быть,
гле-нибуль тут, на месте вот этих пан
ятих темных елок, илн еше дальше, в
глубине, встанет рялом с заводом здалие
Joma техники или института, в молодой
инженер-сталеплавильщик, = сегодня еще
школьник, будет вчитываться там в ис-
пешренпые формулами  странины пятом
тома «Физики тверлого тела», — тома,
сейчас лишь подготовленного к печати,
еще доступного исправлениям, «перевер-
стке», листы которого мне подал автор,
мой случайный спутник, этот седоватый
человек в пенсне, в пушистой шапке из
меха молодого оленя, томский профессор,
депутат,

Одиннадиать тысяч писем! Вот, значат,
RT) передо мной, — известнейший рус-
ский ученый! Кузнецов... Кузнепов,.. Опять
зв памяти как будто что-то мелькнуло: й
Есе-таки ничего не веплыло, ,

Я запитересованно расспрашиваю, о чем
  же ему пишут?  Пробудившееся во мне
волнение литератора вызывает у Кузне-
цова, как мне кажется, двоякое чувство,
Я ощущаю ответную волну, желание по-
ведать мне побольше, рассказать вею свою
историю, — желание, в исключательной
степени свойственное советским людям,
переживших,  сотворившим столько Bae
обыкновенного, Вместе с тем, я уларвли-
ваю некоторое стеснение моего собеселни»
КА, — OH олерживает себя, стесняется
быть нескромных, навязчивых co 6808
«физикой тверлого тела», И он отвечает!

— 0 чем пишут?.. Например, sampoc

ОКОНЧАНИЕ СМ. НА 3 СТР.

Ими у меня

вам пишут? — живо

3.

Вагон мягко покачивало.

Улалясь от Москвы, поезд уже мино-
вал  гле- возле Ярославля северную
границу смешанных лесов и теперь несся
сквозь тайгу, которая, о заполонив бесхо-
нечпые пространства нашего Севера, пол-
ступала и сюда, к вятскому краю. За
окном взглял все время встречал елку и
GARY; стволы полнималиеь из снега: тя-
желыми шапками снег осел и нз хвое,
которая казалась темной, почти черной