it
I,
Ц

2%. =

Поэма Якуба Коласа «Хата рыбака» по-
овящена великому историческому  собы-
тю — воссбединению белорусского наро-
43 в едином советском государстве.

Схарая. пАчекая Пюлыша, захватив ‘древ-
ние белорусские и украинские земли, бес-
пощадно эксплоатирювала их: Для поль-
CRUX осадников, клещами. внивитихея в бе-
лорусские и украшновие земли, народ был
лить «быдлом», с которого можно 6езбо-
яаненно драть три шкуры. Опесивое пан-
ство, захвативиее все высшие должности
в армии м тосударстве, всеми средствами
утверждалю и поддерживало этот порядок.
инь крестьянина. была беспросветной,
ок не только был опутан системой прямых
налогов, по-еще лишался и самых. элемен
тарных през — он не смел сеять табак,
чобы не патосить ‘ущерба прибылям та

батнцых монополий, не смел сделать, зажи-

телку, чтобы не отбить доходы ‘у стигчеч-
вых фабрикантов, и выцужден был за
полюры коробки спичек’ ‘отдавать. кило-
грамм хлеба. Вот как характеризует ‘эту
систему пам Глынка в пюэме Якуба Коласа
«Хата рыбака»:

В чем суть, к примеру, всяких сборов,

Подчас, быть может, и пустых?

В чем их величье? В чем опора

Для панства в мефочах таких?

Писалось, что в налогах дробных

Суть зло большое, но’ для нах,

Друзья мои, то кнут удобный —

Он бъет везде и каждый час...

У белорусов и украинцев, попавших
под власть памской Польши, была одна
единственная надежда на освобождение —
надежда на то, что братья с Востока про-
тянут руку помощи, И эта надежда опраз-
далась: Советская Армия в памятную
сень 1939 тода принесла свободу и свет
вхинокровным братьям,  исоградавшимея
под пачеюим игом,

Новая большая ‘поэма Якуба Коласа
«Хата рыбака», получившая Сталинекую
премию, воскрешает перед нами картины
сзмоотверженной борьбы западных  бело-
руссов против осадников и панов и ра-
AOCTHEIC дни освобождения.

В сущности говоря, по тщательности
разработки характеров, по плавности и
широте повествования это скорее даже не
поэма, а роман в стихах. Она nenocper-
отвеннюо продолжает великие традиции рус-
бой классической литературы, воочию
раскрывая их плодотворноеть“ для бралеких
литератур. Это-—очень важный вопрос, за-
уживающий особого’ исследования, мы
5ё только отметим, что вамый стих Ко-
ласа, идущий от пушкиневих традиций, —
их сильный и гибкий, необычайной ши-
Юты и изобразительности; — живой и
убедительный довод против формалистиче-
их и вотетских вывертов. Bor, например,
изображение зимы:

Зима ‘стояла в самой силе.

Её пушистые снега, }

Как лебединой стаи крылья,
ЮЛегли на крыши‘ и стога.

До. стрех вросли в сугробы хаты,
Плетни, тропинки замело,
Лишь ветёр кружится мохнатый,
Куда ни глянь: белым:бело.
На голых сучьях хрусталями
Искрится и трепещет лед,

И жесткий снег скрипит, поет
На всех дорогах под’ санями.

Язык Коласа чист, музыкален, его Rap-
тины отличаются. благородной простотой,
Сюжет поэмы «Хата: рыбака», Ha пер-

вый взгляд, несложен и будничен. Симон,

Латушка, веселый рыбак и общительный
человек, вынужден броешть свой промысел

в уйти скитаться, — паны задушили его  от осмовных событий. Однако при чает-
‘поставлены
Коласа — поэма о светлой судьбе белорус-

налогами.

Явуб Колае. «Хата рыбака». Позма. Перевод
с белорусекого С. Городецкого, Б, Иринина,
П, Семынина, Гослитиздат. 1948, 252 стр,

РР CREE MONE RSA ERE SRNR REA s eRe es aE see Ee

лы и над

Н. ГРИБАЧЕВ \

‚ Светлая судьба народа

Пришел однажды ‘панский гончий,
Полициант, — проверил снасть’.
И актом свой осмотр окончил —
Таким, что можно с ним пропасть.
о За невод подать назначает,
За густоту ‘его ‘глазков >.
Еще пять злотых набавляето

В пустую хату Симона в’езжают моло-
дожены Данила’ и. Марина. `0ба они He
имеют родных, оба выросли в батрачестве.
Молодожены пытаются органиеовать свое
хозяйство, однако осадник Богут уже за-
метил. их, уже оплетает их своей паути-
ной. Хата принадлежит. Симону, но пан
Богут  об’являет себя: хозянном и застаз-
ляет платить непосильный налог, —он. хо-
чет сделать `Данилу своим батраком; & Ма-
pity наложницей, В этом ‘ему помогает
пан Пиебора, в мундире новом, «как гу-
сак», пан Тлынка; крючкотвор из волости,

Борьба Данилы против осалника и яв-
ляется композиционным ‘стержнем ‘поэмы;
в этой борьбе выявляются ‹ непрямирямые
противоречия ‘павекой Польши.

Наверное, nany. Boryry удалось бы: пу-
тем: вояческих провокаций, утвердить не-
ограниченную власть ‘и над судьбой Дани-
деревней Пэтруши, но чае
панекой фашиствующей Польши пробил.
Гагтлер. двинул свои армии на Валинаву, а

польское спесивое панство © его насквозь

прогнившим, = буржуазно - фаптиствующим
строем оказалось «е амбицией, но без аму-
ниции», оно было не в состоянии сопро-

TUBIATHCA гитлеровокой агресоии. В этот

момент, спеша на выручку своим братьям
и защищая государственные интересы сво-
ей страны, с Востока двинулась Советская
Армия. Все хитросплетения пана Богута

и иже с ним рухнули. Народ, который. иа-

ны хотели превратить в бессловесного ра-
ба, стал хозяином своей судьбы, es

Мы видели, как со слезами на глазах
слушали делегаты народного собрания в
Белостоке выютупление женщины-кресть-
янки, — если это была не Марина из. п-
омы «Хата рыбака», это был ее прообраз!
Tak правда художественная смыкается, с
правдой жизни, а это-—выеший. критерий
для искусства.

Наиболее яркий и чистый образ поэмы—
Марина, жена Данилы — любящая мать,
честная и твердая в своих убеждениях
женщина из народа. Олицетворением не-
укротимой революционной силы, пробуж-
дающейся под действием света коммуни-
стических идей, является Данила. Сначала
ето возмущение против пана Богута носит
характер бунта  раба-одиночки, но под
влиянием коммуниста Автена Данила  на-
чинает понимать настоящий путь борьбы
и кренпкимн узами связывает себя с opra-
низацией, 0 этого момента Данила ло кон-
ца предан плеям коммунистической пар-
тии, и ни допросы и пытки, ни ужасы
тюрьмы не могут сломить его волю. ‘

Е сожалению, образ самого Авгена в

чертах. ^^
‚. Убедительно нарисован Я. Коласом образ
‘осадника Богута.

‚Этот паук точно знает, © вем он и что
ему нужно, он никогда не колеблется, ко-
гда речь заходит о возможности прижать
народ и извлечь выгоду. В сущности, иси-
хологически он примитивен, и прав автор
поэмы, нарисовав его именно таким. Пан
Богут, польский осадник, исторически уже
давно труп, но пан Богут, как олицетво-
рение безжалостного эксплюататора и ра-
систа, жив и здравствует -в «маршалиизо-
ванной» Европе и гитлеризованной Амери-
ке.

В поэме встречаются отдельные длинно-
ты, воторые тормозят действие, отвлекают
ных недостатках «Хата рыбака» Якуба
ского народа-— несомненное достижение не
только самого поэта, но советской поэзии
в целом.

Александр БЕК

ВСТРЕЧА В ВАГОНЕ

ОКОНЧАНИЕ, НАЧАЛО СМ. НА 2 СТР.

‹ одного завода. Там делали поковки такого
размера: два с половиной метра в диа-
метре. и четырнадцать метров дливы.
Представляете, какова эта деталь? Махи-
на, побольше всего нашего вагона. Меня
спрашивали, как избежать зональности в
металле, как сохранить одинаковую струв-
туру во всех точках.., А © другом завода я
получил такое письмо. Там протягивают
ончайшую  нитевидную металлическую
проволоку. Они уже довели до двадпата

‚микронов отверстие в алмазе, через. вото-

рюё волочат вить. Й сирашивают моего
совета, как сделать отверстие в алмазе в
десять микронов, То-веть почти невили-
мое глазу. Такова амплитуда этих вопро-
сов: от самой большой в мире стальной
поковки до самого мельчайшего, тоже еще
небывалого, прокола.

— И вы па все это отвечаете?

— A как же? Отвечаю, как могу...

Й заметив, вероятно, симпатию, —вни-
мание, интерес в моих глазах, он про-
должал:

— А однажды быдо такое письмо.

Кузнепов приостановилея, Как бы CHO
ва проверяя, не наскучила ли тема, но я
подхватил:

`— Какое же, Владимир Дмитриевич?

4.

— Письмо из Ленинграла, —— сказал
Кузнецов, — из центральной научно“ ве-
савдовательской лаборатории по абразивам
й шлифованию. Абразивы? Эт, если вы
разитьея попросту, пажлазные ито корув-
довые круги. Которыми, например, точатт
резпы. Товариши из лаборатории rans mA:
ли, что они отказались 97 mae SR
абразивов и пройзводят BOM. Ho, емй-
кость при заточке очень твердых ©

недостаточна. Меня
быть?.. В огорчению,

епраптивали:

ATHO, с кем-то перенутали, абразивами, я
никогда не занимался, тут явно какое-то
недоразумение. Однако  ленинградцы не
оставили меня. Получаю новое письмо:
«нет, не перепутали». Й нацоминают,

фовании кристаллов

шлифования. Mena в то время корили:
нашел чем завиматься, нивчемная вешь
каменная соль. А двадпать дет спустя это
пригодилось. Разыскал свою старую ета-
тью, взял кристаллы корунда, наждака,
опять стал шлифовать,
эту проблему, Занялея этим из
ций...

Мне показалось,

соображе-
что Кузнецов

свон побуждения какой-нибудь
или книжной фразой, И скупо выговорил:

— Из патриотизма...

Тав очень чистый человек мог бы ска-
зать о любви. Назвав свое чувство и He
останавливаясь больше на этом, Пузнецов
прололжал повествовать. Однако одно 910
слово, произнесенное так, как говорят

‚  даются римокиуй цифрами,

поэме эпизодичен, дан в слишком общих

как! ская премия... В‘ общем, тенерь не’ нам,
я ничего не мог а американцам
посоветовать. И написал, что меня, веро-   производетву высокостойких абразивов,

то   На поклон к Америке... И впредь не со-
в 1926 году у меня была статья о шли-   бираемся... В четвертом томе я поместил
каменной соли. Да,   главу: «Физика абразиваого износа». Она
когда-то я этим занимался, шляфовал эти   там занимает двести етранип. Дал теорию,
кристаллы, чтобы вывести общую теорию   хакой доныне не существовало. Теперь это

разрабатывать серьезным, сказал:

снова   сти индустрии. Мы прислушиваемся,
застеснялея. Он, видимо, боялся опошлить   кликаемся, создаем теорию. Она освещает
громкой   путь вперед.

0   На больших станциях Кузнецов

‘A. MAPbAMOB

B awepnxancenx журналах, газетах и гут они служить эпиграфом почти ко вее-
книгах слова «мировая война» сопровож-   му, что написано Константином Симоновым.

как титулы Ем новая  ЕНИГа :

м стихов называется
НЕ и Война 1», «Мировая   «Друзья п враги». И с этой книгой стахов
ones ц». теперь там Bee чаще и чаще   не только по времени написания, но и 10

пестрят слова: «Мировая Война Ш», — зкему духу своему органически : связана
король умер, да здравствует король. новая ° пьеса К.’ Симонова. — «Чужая

В физических лабораториях  Окриджа тень», опубликованная в № 1 журнала
«комисспя по расследованию  антиамери-  «Знамя». j
канокой деятельности»  промавела Gecuo+  События, изображенные в пьесе, проис-
щадную чистку. Ученые, которые повинны   ходят в советском научно-иселедователь-
лишь в том, ЧТо они читают прогрессивные   ском институте «большого универсятет-
журналы и слушают речи Уоллеса, вы-  ского города», как определено в авторокой
швырнуты из американской науки.  К9- ремарке.
рюль-война признает лишь ту науку, ка- Но действие не замкнуто в тесные рам-

кая способна помочь ему в массовом   ки инстатутеких кабинетов и квартир. В
убийстве.   пъесо все ‘время ощущается то же дыха-
Дряхлый  восьмидесятилетний  изувер   ние раскаленном мира, которым насыще-

сладострастно шамкает о том, как «Миро- ны стихи цикла «Друзья и враги».
вая Война Ш» покроет руннами материкя  «Чужая тень», которая легла на дирек-
и «по меньшей мере, на столетие» пара-  тора “ииститута Сергея Алоксандровача
лизует цивилизацию. Герострат, впавший   Трубникова (п чуть был He поглотила
в детство, он нетерпеливо хлопает в смор- его совсем), это тень «тигра из Сан-Фран-
щенные ладошки: развяжите войну скорее,   циско», одного из актизных факельщиков
немедля, сию же минуту!. Быть может,   «Мировой Войны Ш», разоблачению кото-
его вопли воспроизведены в каком-нибудь рого посвящено стихотворение К. Симоно-
«Вестнике поихопатологии», . как. пример ва в его цикле «Друзья и враги»,

бреда, сопровождающего старческое слабо- , События, разворачивающиеся на протя-
умие? Ничего подобного! Статья озаглавле- жении шести каргин пьесы, таковы:

на «Перспективы человечества»; сна В научно-исследовательском институте,
напечатана в журнале «Горизонт», прокла-   руководимом Трубниковым, ° производятся
мировавием себя, как «башня из слоновой   успешные опыты по изготовлению нового

кости» воинотвующего буржуазного эсте- пренарата, при помощи которого можно бу-

тизма и обратившемея в рядовой ДОТ на   дет бороться со всеми  болезнетвориыми
линии,  возведенной  антло-американским   уикробами, Работа эта подходит к концу.
империализмом. Автор этой статьи—Берт-   Молодой ученый, секретарь партийной ор-
ран Рассел—чиризнан философоким столом   ганизации института, Григорий Иванович
современной «западной. цивилизации». Рыжов на самом себе проводит одян из по
Воплощая человеконенавистнический   следних проверочных опытов: он заражае
бред Рассела в. беллетристические картин-   себя чумой и йрививает затем себе ново-
ки, Олдос Хакели написал: «утопический»   открытую сыворотку.
роман «Обезьяна и естество». В начале ми- Старый университетский товарищ Труб-
нувшей войны, напугамный гитлеровскими никова, человек, далекий от науки, но
бомбами, Хакели покинул свой народ, веегла любивший погреться чужою славой,
дезертировал из Англии и прикинулея Окунев привозит профессору письма от
гордым отшельником в калифорнийской   змериканоких ученых, которые просят чо-
пустыне. Теперь из своего комфортабель-   делиться с ними технологией открытия.
ного онита с электрическим освещением, Исследования Трубникова делятся на
газом и телефоном он навликает на МИР, stana. Первый: предельное услаение
американские бомбы. Действие романа про- варазнобти микробов, И второй: получение

исходит в ХХ  веке. Одичалые племена — О В а авт, с
цотомки гореточки людей, чудом уцелевшей Pens С aa р и
ae st ходимых, чтобы изготовить препарат для

после «Мировой войны Ш», — бродят по
прививок.. Американцам не терпится запо-

опустошенной земле. .
~   дул первую часть.
ета бра т о eT
A Db : 7 Pe jet ’

‚войной в своих картинах и-книгах, в своих р
i прельцают. Трубникова космополитической

философеких «тестиях» и экономических т 3

трактатах и болтовней о «мировой славе»; они болтают о
’ 06 этих коварных происках нужно Е В Е я
Нить. всегда, _   боту о приоритете русской науки пытаются

низвести до «мелких соображений преети-

Помнить © войне — это значит. выпол- а»

sesame maces woes” ia nea one ct
{ вы в. сознании Трубникова, Несмотря на
‘ва Фучика, воскликнувшего перед смертью:   то, что он уже пять лет тому назад вету-
«Люди, я любил вас! Будьте sso пил в PATH большевистской napran, Tpyd-
so Tem o.--poine озчачает. 0st -ikeR KE паузилоя еще ироко, товудар-
представлять себе, где хранят свой порох! ственно мыслить, пе преодолел узкого пн-
‘зраги человечества и’ всегда” держать это Хивидуализма. Он ке понимает, что кроется
опасное место под прожектором, во-время   38 словами Окунева. Й отдает ему первую
замечая п разоблачая каждого, кто нытает-   ЧАСТЬ своей рукописи. т
ся высвободить смертоносную билу. ° Но все люди, окружающие Трубнико-
Передовая. мужественная и честная со-  88» ^^ К Сестра его Ольга Александровна,
ветекая литература является таким про- Вы НН ОД ООВ
а ный из армии, и ближайшие сотрудники
жоклюром, оберсгающим — человечество от   профессора — Саватеев и Иванов, и мух

отасности. Яркий свет этого прожектора   Ольги Александровны, начальняк большого

показывает в полный рест прекрасные 90-   строительства Макеев, — все они, узнав
разы бойцов за грядущее счастье всех  о постунке Трубникова, стараются уничто-
народов -—— образы зозетоких людей‘ и нх  жить тяжелые последетвия этого ноступка
зерных союзников. Й тот. же яркий свет   и показать самому Трубникову; ^ на’ краю
беспощадно вырывает из мрака фигуры   Какой пропасти он очутился.
врагов, разоблачает их вольных и неволь- Каждый из этих людей, близких Труб-
ных пособников, облегчает берьбу за мир.   никову, посвятивигих ему целые годы сво-
Пламенные слова Фучика могут быть  вго `вдохновенного труда, глубоко оскорблен
эпиграфом ко многим нашим   поступком Трубникова. Жертвовать свои
мысли, свое влохновение, даже свою лич-
ную жизяь, как то было у Ольги ‘Алексан-
дровны, можно лишь человеку, в которого
веришь, как в воплощение самых высоких

книгам, стихам и пьесам. В том числе мо-

_К, Симонов. «Чужая тень». Журнал «Знамя»
№ 1 за 1949 г.

— Владимир Дмитриевич, я хочу. епро-
вить вас вот о чем... Вы говорили, что
проблемой абразивов занялись из патрио-
TA3Ma, — jee

‚ — fla. Hy-c...

— Но ведь это, как я понимаю, 0т-
влекло вас от других работ, наверное,
тоже очень важных?

— Нет, Дело в том, что абразивы бы-
IN только энизодом в большой битве...

— Битве? Какой битве?

=— 34 скорости резания металлов: Раз-
Be вы этого не. знаете?

— Позвольте; Владимир Дмитриевич...
Значит, это вы?.. .

Й меня опять спрашивали, как быть?
Приходилось снова размышлять, углуб»
лять теорию... А весной 1948 года я по-
лучил от ленинградцев трогательную те-
леграмму. Им была присуждена  Оталин-

У нас надобно учиться
Н Музнецов закончил © иропической

усмешкой: — и
== Так-то... Не пошли ва абразивами

— 90 такое? :
перенисывают американцы.   И часто без! — Вы занимались скоростями реза-
ссылок на источник, попросту обкрады-   ная? : ae
вают, — Еще бы... Этому у ‘меня посвящен

Кузненов опять усмехнулся, потом, став   пеликом весь третий том: On так и на-

зывается: «Физика резания металлов».

Я вновь се удивлением смотрю на сво-
ео спутника. Бузнепов... Кузнецов... Вот,
значит, откуда я знаю это имя! Скороет-
ной метод резания металлов, применяемый
на наших  машиностроительных заводах,
называется «кузнеповским способом». Мне
Зоводилось слышать такое название; и оно
CMYTHO связывалось, хотя я и не отдавал
с6бе в этом отчета, с фигурой заводского
новатора, передового рабочего-стахановиа
или. инженера-металлиста, Никак we при-
ходило в Голову, Что этот седоватый уче--
ный из далекого Томска, директор инсти-

— Так движется наука. В нам взы-
вает жизнь, практика, острые потребно:
oT-

Он подумал и повторил:
— Да, так движется наува.

т.

Экспресс мчался и мчался Ha восток.
надевал

том, чт берегут от’ нескрюмного, грубого   шубу и галоши и ‘неторопливо прохажи- т ek написавший  многотомный
прикосновения, вдруг осветило мне иди,   вался вдоль поезда. Шосле втором звонка ne и о а
хочется сказать,  просветило  Бавим-то  возвращалея в купе, протирал стекльышки

пронзающим лучом личность моего’ спут-   пенене, запотевшие с мороза, бралея сно-
ника, У меня на языке вертелись вопро-   ва за верстку.

сы, но чутье повелело промолчать, отло-
жить их до другого момента.
>— Таким образом, я вывел, — про-

лолжал Кузнецов, — некоторые универ-
сальные законы шлифования кристаллов.
Ovoraaa это туда, в авяинградскую лабо-
ратораю. И наша переписва He прекра-
малаеь. Они проидвеля огромную работу

по созланию первоклагсных советских аб-  дал вопрос,
планов   разивов, Но кое-что еще было ведоделано,   показался бы. нескрцных,

ется автором скоростного ‹кузнецовскюго»
<10с0ба резания металлов, применяемого

Порой мы опять. разгова- на наших заводах,

ривали. Конечно, не только о науке.

узнал 0 шестилетней дочке Вузнепова 6.
Тане, Таточке, о множестве ее смешных
проделок. Большой раскрашенный мяч,   Разговор о скоростях резания явно вол-

нует Кузнецова. Олин эпизод. этой «бит-
вы», как выразился он, такой сдержан-
вый На вил Человек, вызывает и сейчас,
в спокойной обстановке нашего купе, его
возмущение.

— В прошлом году, == говорит ов, —

купленный в Москве, предназначался ей.

Tlorom он рассказал и 0б ином: о
своей молодости, о том, как стал ученым.
Все это постепенно нас сближали: Ия з9-
который ральше, может быть,

ТЕНЬ. ВРАГ

идеалов. Для каждого из них эти идеалы
заключались в понятии, которое проще и
сильнее всего выражается тремя словами;
«советский ученый-коммувиет».

- Таким они видели Трубникова, несмотря
На то, что отдельные недостатки его каАЖ-
дому из них были давно уже ясны. Ива-
нову претило чрезмерное славолюбие Труб-
кикова. Слух ‘Ольги Александровны резало
пристрастие брата к словам «мой инети-
тут», «мои лаборатории».., И Лена, — она
в детских лет своих узнала, как умеет
отец подавлять всех, кто попадает, в его
орбиту, и как эгонстичесви умеет. ис-
пользовать обаяние своего, трубниковского
таланта. = Е

_Но’они считали это частными недостат-
ками профессора, верили, что от этих не-
достатков он сможет избавиться и, как
могли, помогали ему преодолеть в себе
буржуазно-индивидуалистические черты.

Поступок Трубникова, бездумно передав-
шего американцам плоды своего и общего
труда, был предательством по отношенаю
в каждому из людей, рабогавних вместе
с Трубниковым, как и по отношению ко
всем советеким людям. Он показал им
полное. отсутствие партийнести в облике
этого ученого, Их идеал рухнул.

Все они страстно и ‘справедливо упре-
кают Трубникова, каждый со своей точки
зрения. Но Макеев оказывается пзрвым,
RTO раскрывает емыел преступления Труб-
никова с подлинно партийной зоркостью.
Он показывает; что вина. профессора —
это вина перед Родиной, перед историей,
прогрессом, перед миром. Потому что за-
боту о мире ио его будущем осуществляет
сегодня советокий. человек, который возлю-
жил на свом плечи великую ответетвен-
ность за счастье народов.

Макеев ‹налюминает  Трубникову; что
быть политиком — обязанность коммуни-

ста. Он разговаривает с ‘профессором о
низкопоклонотве.
«— сть, конечно, люди, которые

готовы умиляться хоть ночному горшку,
если он заграничный, но это больше: смеш-
но, чем грустно. Нет, голубчик, есть дру-
гое низкопоклонство, серьезное, of като-
рого, котати сказать, и ты не свободен.
Ono заключается-в” том, что люди думают,
что тот, враждебный Нам мир гораздо бла-
городнее, чем он есть; считают людей из
того мира способными на гораздо более
высокие побуждения, чем те, на которые
они способны; считают их мнимую свободу
действительной, их проданную  капитализ-
му совесть — чистой, а их беззастенчи-
вую рекламу своих. достижений, талантов
и умственных способностей — правдивым
зеркалом их жизни». ;

Узнав 0 рукописи, `нереданной Окуне-
ву, Макеев © тою же нрямотой и глубиною
9б`ясняет Трубникову, как велика степень
его вины перед своим народом.

Вот-этог дналог между: ними:

Трубников: ...Я хотел передать только
первую часть своей технологии, в которой
нет ровно никаких секретов. Я дал только
технологию усиления заразности микробов,
но я не дал дальнейшего — технологии
ослабления их для прививок, =

Макеев: Дальнейшег? Аим и не нуж-
но дальнейшего. Им вполне достаточно то-
го, что вы им даете. Вы уткнулись в вашу
проблему и вообразили, что во. всем маре
все только и думают что о спасения че-
ловечества от. болезней. А там, в их мире,
« спасении людей думают в. десятую, в
сотую очередь, а в первую. очередь думают
0б упичтожения. 06 уничтожении нае. Им
He нужны ваши прививки. А` если и нуж-
Hb, TO не для спасения человечества, 2
для выколачивания из него денег, что она
уже успешно делают со всеми своими пе-
нициллинами и стрентомицинами и. чм

сделали бы ис вашими прививками, по-
нади они им в руки. Подарить ваше от-

я выступил в журнале «Вестник высшей
школы» Co статьей «В защиту  приорите-
та отечественной науки».

И мы, два слупайно  ветретившихся
пассажира сибирского экспресса, говорим
0 том, Что гейчае повсюду волнует, зани-
мает мысли советских людей, — о нацио-
нальной гордости, патриотизме, 0 миро-
вом значении ‘русской ‘и советской науки,
DTRPLITHA котерой издавна приеваивали и
поныне присваивают себе пностранны.

`— Лело было так, — расеказывал

Кузнецов. — Еще перед войной в Москве

собралось совещание резальщиков со все-
го Союза; Вылз страстная борьба, многае
отрицали новый метод, HO вылелилась
группа новаторов, ‘которая, преодолевая
сопротивление косности, стала практиче-
ски вводить. новые скорости. Bo время
войны я выпустил свой третий том. И
вдруг в 1945 голу это же пришло к нам
из Америки. Отало известно, что там ин-
женер  Мерчаят создал теорию резания,
подтвердил опытами, опубликовал и уже
прославлен за это открытие. И. у час не-
которые. уже стали перенимать это отту-

да, уже дали название  «американскай
метод». Я достал работу Мерчанта. Что
такое? Все знакомое. Вот так история!

Ведь все это списано у нас. Мерчант ни-
чего, абсолютно. ничего нового не, создал,
Я снова взял наши русские работы
Ивана Тиме, Зворыкина, Усачева, на ko-
торые я опирался, сравнил формулы ©
формулами Мерчанта. Получается полное
тождество! Этот американец не создал, a
содрал теорию. Все, все взято у нас! А
некоторые наши консерваторы словно до-
жидались, чтобы русская теория пришла
к нам с американским штемпелем. В нам
русский метод они поверили только тогда»
когда смогли назвать’ его «американеким».
Я вскрыл это дело!

В этом гневном рассказе Кузнепов ни
разу не упоминает собственной фамилии,
нигле не выдвигает себя. И опять стано-
вятся прозрачными, как бы просвеченны-
ми неким лучом самые глубокие побуж-
дения этого патриота ученого. Ho Вузве-
Цов, видимо, не убежден, “что мне ясен

врытие этим торгашам — уже преступле-
ние перел государством. Вак вы не пони“
маете? Но вы репгились сделать вещь, во
сто рав худшую: ваш метод приготовления
чудовищно заразных микрбов, которые
длЯ вае только тееретическая ступень, хля
них будет их военной практикой! Слепой
вы человек!» —

Окунев разоблачен, как американский
шиион. Накануне неизбежного ареста он
кончает жизнь самоубийством,

А потрясенному Трубникову Макеев pac-
оказывает о своем разговоре с министром
здравоохранения. Трубникову предоставле-
на возможность честной работой искупить
свою вину. а

Такова главная линия пьесы — умной,
страстной и глубоко партийной.

В ней сказалось умение К, Симонова
крунными и выразительными штрихами
рисовать разносторонние человеческие ха*
рактеры и еталкивать их в острых, напря»
женных конфликтах.

Характер Трубникова раскрыт не только
  в его отрицательных проявлениях. В- на-
пряженной и мужественной борьбе с чумою
профессор показан так, что мы убежлзем-
ся: нет, не. из одного только уважения к
таланту и научным трудам принимали
этого человека пять лет тому назад в иар-
тию. Он не раз испытывал на самом себе
действие опасных микробов, проверяя ре-
зультаты. своих работ. Он, когда эт нуж-
но, соглашается, чтобы ето дочь пошла в
чумной изолятор. И в конце пьесы мы
верим, что Трубников действительно понял
свою вину и всем трудом своей жизни бу-
дет стремиться. оправдать  великодупн
доверие правительства.

„Андрей Макеев — неутомимый  возида-
тель: трудовой: долг бросает его то в тайгу,
то в пустыню, и там, где он прошел, возни»
кают новые города, загораются огни домен,
изменяется лицо советской земли. Быть
может, более, ‘чем кто-либо другой из числа’
действующих лиц, — Макеев сродни излю»
бленным героям прежних пьес К, Симонова,

Зритель давно уже полюбил героев, ©
которыми знакомил его в своих пьесах
Константин Симонов, щедро и полно рас-
крывая богатый внутренний мир советеко-
го человека.

Отличная лепка образов, уверенное дра-
матургическое мастерство, точный и яркий
ЯЗЫЕ — эти качёотва с настоящей силой’
проявились в пьесе «Чужая тень»,

В маленькой группе людей, действую-
щих в этой пьесе, К. Симонов сумел покз-
зать великоленные, неповторимые черты
нашего социалистического общества, кото-
рое борется за каждого советекого. человека
и оберегает его от ложных шагов, уводяе
щих на опасные тропы,

Тенью чужого,  человеконенавиетниче-
ского, подло и  своекорыстного мира
предетает в пьесе Окунев. Е американ-
скне хозяева не появляются нь сцене, но
MBI BCG же ясно видим их — по той тени,
которая на миг прошла перед нами. ^

Это они, которых так хороню знает и
священной ненавистью ненавидит пиеа-
тель, — они и есть сегодня самая етраше
ная чума, упюжающая человечеству. .

Or этой чумы охраняет ‘народы мира
Советский Человек. не

Он-— порука тому, что бредовые «утопии»,
подобные кликушескому варканью Рассела
й Хакели, никотда не осуществятя. . —

Свет Кремля, ведущий советских людей
от подвига к подвигу, — порука тому, что
мир действительно получит. то счастье
мирного творческого труда, к которому он
так страстно етремитея.

И чтобы человечество на пути к этому
счастью не оказалось застигнутым врас-
плох врагами, — страстно и проникновен-
но обращается к нему наша литература:

— Люди, будьте блительны!

ранив ОЯ ОНИ О НЕ ИИ ИНН Н ЯНУ ВЯ ВНЕ ЕЗ ВИН СОН НЕ И ВЯ ВОН поно а виа иа ааа топора ная ив изв вова в ва а ви вин ци ин емиичь SERMAR ARON TERRE AHRENS ENSE EEN RE RRR URRES TRAE SER EEE PSE E SAE RNGHE SESE EESANEESSE SES RES RE SEA EE SEE EES SES SEEEeeR OF

его внутренний мир, его чистое сердце, —
он смотрит на меня и добавляет:

— Поймите, я говорю это не для по-
хвальбы. Поверьте, я ученый, и мне это

не важно. Но я горжусь, что у нас в
Советском (Союзе целиком создана  нау-
ка 0 резании металла. Горжусь, чю
новый 610696 носит MOC IMA, что это

дело продолжают на заводах мои ученики.

Я спросил:

— А как, Владимир Дмитриевич, елу-
чилось, что вы занялись скоростями рз-
зания? Когда это пропзолтло?

— В 1938 голу. После речи товарища
Сталина о задачах науки. Помните, как
он сказал: «За процветание науки, - той
науки, которая не отгораживаетея от. на-
рода..,» Эт известные слова. Перечтате
йх, пайлите эту речь. Для меня это бы-
ло... Шу, как бы вам сказать... Как при-
садка титана... На основе этой речи по-
TOM двигалась ната наука... :

Цоезд уже пересекал Предуралье. Смер-
калось, вилнелиеь огоньки. Приближалас
какая-то большая станпия. ,

— Какие же’ ваши последние рабо-

ты? — спросил я.

— Последние? Bor перед от’езлом
прочел в Томске доклад о партайноети
науки.

— Владимир Дмитриевич, вы член’ пар-
Tan? :

— Да, вступил в прошлом голу,

Поезд ваметно притормаживал, Кузне-
пов надел шубу, галоши, налвинул глуб-
же пушистую шапку и пошел к выходу,
прогуляться по перрону, подышать мороз”
ВЫМ ВОЗДУЗОм..

Я смотрел из окна на платформу, rie,
размоняя сумерки, сияли  шарюобразные
электрофонари. Неторопливой мерной по-
ходкой прошел мимо окна мой спутнак по
вагону, сдержанный. селоватый русскай
профессор в пенсне, на тонком хрящеватом
носу.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 33 3

—,—