Всемирному.

Франция, Париж Г
KOHIpeccy

сторонников мира

Писатели; композиторы, художники, ap-
тисты, ученые, инженерно-технические ра-
ботинки и стахановцы столицы Советской
Украины — Биева, собравшись 20 апреля
сего тода на вечер защиты мира, организо-
ванный по случаю открытия Веемирного
конгресса сторонников мира, шлют кон-
rpeccy свой горячий привет и пожелания
полного успеха в работе.

Украинский народ во второй мировой
войне претерпел много бедствий от подлого
нападения немецко-фашистских захватчи-
ков, Вместе со всеми братекими народами
Copercroro Союза, во главе с великим рус-
ским народом, сыновья и дочери Украины
самоотверженной борьбой против фашизма
внести большой вклад в дело спасения
мировой цивилизации от гитлеровского
варварства. Украинский народ теперь мир-
но трудится, восстанавливает свою страну,
добивается ее нового экономического и
культурного расцвета.

В то время, когда свободолюбивые наро-
ды всего мира стремятся к миру, злейшие
враги человечества — поджигатели новой
войны, англо-американокие империалисты
своими кровавыми планами угрожают делу
мира и безопасности народов. Идя по ето-
пам немецких фашистов, американские им-
перизлиеты стремятся к порабощению всего
мира. Они открыто угрожают атомной бом-
бой, во всех концах мира строят военные
базы, создают злрессивные военные блоки
по образцу северо-атлантической группи-
ровки, которая представляет собой антисо-
ветский агрессивный военно-политический
блок. _ ]

Силы сторонников мира во всем мире не-
сравненно больше и могущественнее, чем
силы кучки империалистов — поджигате-
лей новой войны, Преступные планы тор-
говцев человеческой кровью будут сорва-
ны об’единенными силами демократии и
мира веего мира.
^ Всему миру известна исключительная
рель нашей великой Родины — Союза Co-
ветеких Социалистических Республик — в
борьбе за прочный мир и дружбу между на-

родами. Правительство Советекого государ-
ства под руководством гениального вождя
народов СССР нашего родного, любимого
Иосифа Виесарпоновича Сталина твердо и
последовательно проводит политику мира,
векрывая преступные намерения империа-
листических агрессоров. Успешно строя
коммунизм, советские люди стоят за дело
мира, за дружбу и сотрудничество между
всеми народами,

Мы не сомневаемся, что Всемирный кон-
гресс сторонников мира нодымет голос со-
вести всех честных людей мира, которые
нозором клеймят поджигателей новой войны
`и предупреждают о неминуемом крахе всех
их планов. Силы демократии и мира заста-
вят агрессоров отступить от осуществления
их преступных намерений разжечь новую
империалистическую войну.

Мы исполнены веры в т0, что дело мира
восторжествует, исполнены веры в могуще-
ство братства свободолюбивых народов,
сплоченных непоколебимым стремлением
сорвать хищнические намерения озверелых
поджигателей войны.

Да здравствует единение всех демократи-
ческих свободолюбивых народов мира в их
борьбе за мир! Ёренче сплотим свои ряды,
борцы за мир и евободу во всем мире! Выше
подымем свой голос за мир, простые люди
всех етран ‘земного шара! Да здравствует
мощный — Советский — (Союз — надежный
оплот. мира, свободы и независимости наро-
дов! Да здравствует великий защитник
мира, наш родной и любимый Иосиф
Виссарионович Сталин!

Президиум собрания:

Павло ТЫЧИНА, Микола БАЖАН,
Любомир ДМИТЕРКО, Николай СЕ-
МЕНЕНКО, Владимир ЗАБОЛОТНЫЙ,
Максим. РЫЛЬСКИЙ, Андрей МА-
ЛЬИШКО, Василий КАСИЯН, Андрей
ШТОГАРЕНКО, Юрий ШУМСКИЙ,
Семен СКЛЯРЕНКО, Юрий ЯНОВ-
СКИЙ, Владимир СОСЮРА, Иван ЛЕ,
Лидия КУХАРЕНКО, Оксана ИВА-
НЕНКО, Михаил ХМЕЛЬКО, Мария
ПРИГАРА, Александр МЕЛИЯ
другие.

КИЕВ, 20 апреля 1949 г.

Мирза ИБРАГИМОВ

ПРЕЗРЕНИЕ ИМПЕРИАЛИСТАМ!

вдребезги пьяные солдаты хватают жен-  Плейель? Американец здесь сидит рядом

Американский империализм  беситея.
Бряцая оружием, он пытается угрожать
всему человечеству. Волчий взгляд ето
рышет по всей вемле в поисках добычи...

Чем больше. льется крови, чем сильнее
раздоры между государствами, чем ужае-
нее свирепствуют голод, безработица и
омерть, тем больше выгод получает
американекий империализм. На крови на-
редов делают свой бизнес банкиры. Уолл-
стрита. x

Да, аппетит Уолл-стрита велик. Он, как
чудовищный дракон, был бы готов про-
глотить. разом всю напгу планету, устано-

_ вить господство над всеми народами, если

бы... Еели бы передовое человечество не
отдавало себе отчета в том, в какую кро-
вавую пропасть толкают ето господа с
Уолл-стрита, вели бы простым людям вое-
ге света не были бы. глубоко чужды й
ненавистны кровожадные планы всех и
всяческих служителей Желтого Дьявола,
вех и всяческих поджигателей ВОЙНЫ.

Народы страстно желают мира, они не
забыли жертв не только второй, но и пер-
вой мировой войны. Дикую и подлую
приреду империализма познали народы
всвх стран. света.

В Индии американский доллар называ-
ют «каликой». Калика — бог зла у инлу-
сов. Известен храм. Валики (недалеко от
Валькутты); религиозные индусы 0б’яс-
няют кровопролитные войны гневом Кали-
ки. Но ХХ век остается ХХ веком... Даже
в головах людей, находящихея в плену у
суеверий, этот век создает реальные пред-
ставления: индусы начинают видеть Ка-
лику в образе американского доллара, все
настойчивее проникающего и закабаляю-
щем их етрану.

...Это было в начале апреля 1947 года.
Балькутта встретила нае  нестерпимым
эноем. Мы остановились в гостинице
«Гранд-отель», расположенной на одной
из широких и шумных улиц. Как и во
всех городах Востока, по утрам улицы
Калькутты налюлнены ‘толпой, состоящей
по преим“ществу из мелких торговцев и
безработных. Но к двенадцати часам дня,
когда жара становится невыносимой,
уличный шум заметно стихает, пешеходы
пючти исчезают. Все укрываются от паля-
щего солнца в тени зданий и деревьев.
Камни и асфальт так накаляются, что да-
же в обуви кажется, будто ступаешь по
горящим угольям.

Можно представить, как поразилиеь мы,
когда увидели в тажой полдень  рикпЕу,
впряженного в громадный фаэтон. Рикша
был бое, голова ero не была прикрыта,
белые трусы — вот и все его одеяние. Он
бежал так быстро и проворно, что иногда
обтонял запряженные конями экипажи. On
тяжело дышал, с его лба, спины, шеи
градом  лилея пот. Судорожно-нервным
движением рикша вытирал пот грязной,
мокрой тряпкой, намотанной на левую
руку. и бежал, бежал, не останавливаясь...
В глазах ем, устремленных вперед, тре-
BORHO ищущих путь среди экипажей и
автомобилей, ничето, кроме невыразимой,
жуткой тоски и безнадежности, нельзя
было увидеть.

А на коляске рикши, заложив ногу на
ногу, важно сидели два американских
офицера. Вак ни в чем не бывало, опи
курили трубки, посылали встречным жен-
шинам воздушные поцелуи, оглядываясь
назад, махали кому-то рукой, еловом, ве-
ли себя весьма бесцеремонно. Заметив, с
каким негодованием и возмущением на-
блюдаем мы за повелением янки, сопро-
вождавший нае преподаватель  калькутт-
ского универслтета сказал:

— Элоеще невинная картинка.. Труд-
но описать. бесчинства, которые творит
американекая вовнщина. Среди белого дня

щин и силой увозят их. Всех мерзостей
и не перечислить. Разница между ними
и англичанами заключается в том, чтосу
этих карманы набиты более туго. Но и те,
и другие — палачи Индии!..

Рикша остановилея у кинотеатра, непо-
далеку от гостиницы. Американцы, епрыг-
нув с фаэтона, хотели войти в кино, не
расплативииеь © индусом. Мы услышали
взволнованный голое рикши, ен требовал
вознаграждения 38a свой труд.

Один из офицеров повернулея и, достав

из кармана измятые бумажные деньги, не-
брежно бросил их на землю. Рикше по-
смотрел на бумажку и, размахивая руками,
стал возмущаться вслух — он жаловался
на мизерную оплату своего тяжелого, не-
человеческого труда. Но офицеры-янки, не
придав никакого значения ‘его жалобам,
удалилиеь. Индус, охваченный страшным
гневом, плюнул:
Калика!.. Калика .. — кричал он.
Потом присел на тротуар, прислонил. го-
лову к колесу фаэтона и горько, безутеш-
но заплакал.

Один из нас подошел к рикше и протя-
нул ему десять рупий. Пораженный, ши-
роко раскрытыми глазами смотрел индус
на наше товарища, ничего не ‘понимая.
Вдруг, как бы открыв никому не извест-
ную тайну, он поднял руки и радостно
воскликнул:

— Совьет раше! Совьет раше!..

Даже предельно порабощенные народы
знают, что в мире существуют два мира,

они верят, что, кроме мира несправедли-

вости, есть на земле страна, где трудя-
щийся человек живет счастливо, не зная
гнета и унижения.

Это великая победа социалистической
эпохи,

Всюду на земле угнетенные народы и
трудящиеся, независимо от того, на ка-
ком языке они говорят, презирают импе-
риализм и его продажных слуг. Народы
мира, трудящиеся всех стран с великой
надеждой смотрят на Советский Союз. Их
мечты о свободе и счастливой жизни. свя-
заны © верой в могущество социалисти-
ческой страны, оплота мира и демокра-
THH.

Свою грабительскую и кровавую поли-
тику  американекий империализы — выра-
жает ев каждым днем все более откровен-
но и нагло. Некий Бернхэм написал книгу
и 0ез0 всякого стыда назвал ее: «За ми-
ровое гооподство!». В этой книге он пи-
шет: «Надо признаться, что мир не может
быть целью внешней политики».

Бернхэм He останавливается на этом,
он идет дальше. Священные идеалы
свободы и национальной ‘независимости,
которые народы носят в сердце своем, гос-
подин Бернхэм называет «мертвой тео-
рией». Он заявляет: «Необходимо отка-
заться от последних остатков умершего
учения о равенстве’ наций, и США ‘долж-
ны открыто выдвинуть свою кандидатуру
на мировое господство. Необходимо  рас-
сталься о принципом невмешательства во
внутренние дела других стран».

Национальный суверенитет, националь-
ное достоинство и честь французов, бель-
гийцев, англичан, итальянцев и других
народов Европы явно мешают  американ-
сквим империалистам. Народы, вопреки во-
ле своих продажных правительств, ни. 38
что не согласятся слепо подчиниться ‘ин-
TepecaM некоронованных королей доллара.

Шестьсот миллионов человек, через ово-
их посланцев в Париже заявляют на Вее-
мирном конгрессе сторонников мира © не-
преклонной готовности преградить дорогу
поджигателям войны. Нет сомнения, что
прогрессивное человечество отетоит дело
мира.

ых
pete

Двадцатото апреля в Париже, в вале
Плейель, открылея Всемирный — конгресс
сторонников мира. 1784 делегата, - прис-
ланные народами 69 стран, участвуют в
его работе. Онн облечены полномочиями и
торорят от имени 600 миллионов людей,
борющихся за мир, противо поджигателей
BOMHBI.

Париж ждал этих дней. № ним по-раз-
ному готовилея. Правители Франции, вы-
полняя волю американских боссов, отка-
зывали делегатам в визах (384 делегата
конгресса не получили, разрешения на
в’езд в Париж), чинили всяческие пре-
пятствия организаторам конгресса.

Проетые парижане, патриоты, ce
честные и передовые люди Франции го-
рячю приветствовали своих гостей —
поборников мира. Они горды тем, Что им
выпала честь принять делегатов конгресса
в Париже, они © бурным негодованием
протестовали против полицейского произ-
вола французских властей,

Двадцатое апреля. Одиннадцатый час
утра. Фасад здания зал» Плейель украшен
десятками флагов — здесь стяги всех го-
суларств- мира. На высоте первого этажа
установлены громкоговорители. ‘Вере
ницей под’езжают автомобили ©  делега-
тами. У входа уже собралась толпа. Деле-
талов встречают приветственными возгда-
сами,

В зал входит советская делегация. В
ee составе писатели Фадеев, Эренбург,
Ванда Василевская, Корнейчук, Турсун-
Заде, академик Волгин,  член-корреспон-
дент Академии наук Федосеев, Ма”ь двух
Героев Советского Союза om“ brag
Герой Советского Союза Мафесьев. -2/

Аплодисменты  прокатываютсяс по ря-
дам. Теплю, по-дружески встречают. совет-

и   ских посланцев делегаты всех стран.

В’ зале Плейель — атмосфера человен-
ности и миролюбия. 06 этом хорошо нали-
сала прогрессивная парижекая газета «0е
суар». «Блок против блока? Нет! Конгресс
сторонников мира чужд политики блоков.
Атлантический пакт создан дая го: что-
бы утвердить блок под американским
тлавенством. А чю мы видим в зале

с русским, француз — © поляком, мекси-
канец — с негром. Здесь собрались люди,
отказавшиеся признать раздел мира... У
конгресса только одна забота — защитить
такое высшее благо, как мир».

В одиннадцать часов известный фран-
цузский ученый Фредерик Жолио-Кюри
0б’являет Всемирный конгресс сторонников
мира открытым. В своей речи Жолио-
Еюри © возмущением говорит © недостой-
HOM отказе правительства выдать визы
ряду делегатов конгресса. «Но правда
путешествует без виз!» — © щ
восклицает он. И эти слова французского
ученого становятся своеобразным девизом
конгресса. x

Горячо, убежденно звучит призыв Ж0-
лио-Кюри помешать использованию науки
для агрессивных планов современных им-

периалистических каннибалов. «Сознавая
свою ответственность, ученые He могут

оставаться пассивными... Мы дадим сред-
ства ващиты мира тем, кто вместе с нами
желает мира», — заключает Кюри,

В ПАРИЖЕ

Затем конгресс избирает президиум в
следующем составе; Ирэн  Жолио-Кюри
(Международный комитет связи деятелей
  культуры в защиту мира), Годинова-
Спурна (Международная демократическая
федерация женщин), Фредерик  Жюлио-
Кюри, Эжени Коттон (Франция), Фадеев
(СССР), Го Мо-жю (Еитай), Луи Арагон,
Пабло Пикассо (Франция), Пьетро Ненни
(Италия), Бернал, Притт (Англия), Геберт
(Всемирная федерация профеоюзов), Ги де
Буассон (Веемирная демократическая фе-
дерация молодежи), Габриэль д’Арбусье,
Ив’ Фарж, Лоран Казанова (Франция),
Вяйне Мелтти (Финляндия), ‹ Рене Лир
(Бельгия), Цола Лратойчева _ (Болгария),
Хуан Маринельо (Куба), Кроутер, Зиллиа-
кус (Англия), °Дьердь „Лукач (Венгрия),
Хильда Верлин (Ирландия), Садовяну (Ру-
мыния), Космодемьянекая (СССР), Хулиа
Аревало (Урутвай), Мигель Отеро Сильва

(Венецуэла); Ижиф Видмар (Югославия)
и другие.

По предложению ряда делегаций  кон-
гресе единодушно принимает решение с0-
хранить в хиле полномочия делегатов, не
допущенных в Париж французеким пра-
вительством и хобравшихея в Праге.
Пражекая часть будет заочно участвовать
в работе конгресса, она услышит речи,
произносимые в зале Плейель. Эти речи
будут записаны на пленку и отправлены
в Прагу. Туда будут своевременно посту-
‚пать все материалы работы конгресса, и
находящиеся в Прато делегаты примут
участие в голосовании.

Вечером состоялось второе заседание
конгресса. На нем выступили Пьетро Нен-
ни‘ (Италия), Ив Фарж (Франция) и Поль
Робсон (США).. Это были яркие боевые
‚выступления, прозвучавшие суровым пред-
упреждением поджитателям войны, всем
тем, кто тешит себя надеждой навязать
человечеству  господетво англо-американ-
ского’ империалистического блока. Ораторы
говорили © непреклонной воле народов к
миру. ea

Пьетро Ненни разоблачил политику под-
готовки войны, проводимую  империали-
стами и их подручными в Европе, он по-
казал, что и «план Маршалла» и Атлан-
тический пакт являютея орудиями коло-
низации народов; В ответ на попытки
империалистов об’единить усилия, напра-
вленные на подготовку войны, Ненни
предложил создать постоянный Совет мира,
Совет народов всего земного’ шала.

Глубокое впечатление произвело выстун-
ление американекого делегата — извест-
ного негритянского певца и общественного
деятеля Поля Робсона. Присутствующие
встретили Робсона овацией, приветствуя
в ем лице всех бесстрашных борцов за
равзюправие людей ‘любого цвета кожи.
Подь Робсон взволнованно говорил о том,

8, только приехав в Советский Cows,

, тя у
под емо\ > он, американский негр, всегда испытываю-

щий горечь расовой дискриминации, виер-
вые почувствовал себя человеком, почув-
ствовал, что «Человек — это звучит
гордо».

Окончив речь, Робсон зашел. Ето вели-
коленный голос заполнил вее углы громад-
ного зала. С огромным под’емом пел он
песни республиканеких защитников Мад-
puja, песни американских рабочих, но
особенно проникновенно он испюлнил
песню из оперы «Тихий Дон» — «Or

А. Фадеев и Луи Арагон на Всемирном

конгрессе сторонников мира в Париже,

Снимок передан по бильду из Парижа.

края п до края». OH спел ев по-русски.   делегации Элизабет Экленд Аллен, член

Зал стоя приветствовал певца.

чехословацкой делегации Нейман — таков

Вечернее заседание закрывается. Про-   перечень делегатов, выступавших” ва YT-
никнутые сознанием своей силы, 0б’еди-   реннем и вечернем заседаниях. Бызо 3a-

ненные общностью борьбы за мир, вооду-   Читано

также выступление  чепокото

шевленные только что слышанными вы-   писателя Яна Дрда на заседании пражской
ступлениями, расходятся делегаты. Совет-   Части Всемирного конгресса: как известно,

ская делегация на конгрессе находится в р Дрда не получил
ариж.

центре внимания, посланцы всех стран
обращают к ней слова привета, надежды

И благодарности. Советокие люди вопло-   советской делегации

визы Ha в’езд В

Вечером Ha конгрессе выступил глава
Александр ‘ Фадезв

щают для всех величие и слазу социали-   (речь А. Фадеева печатается в.  оетодняш*

стической страны, ee миролюбие,

заботу ю благе и мире для всего трудовото   ветокого делегата

человечества.
Трудовой Париж, вся передовая фран-

сз   нем номере «Литературной газеты»). Co-

встречают  овацией я
слушают © напряженным вниманием.
Толпа у громкоговорителей напрягает

пузская интеллигенция ¢ интересом п   Слух и досадует, когда минутами уличный

конгресса. А тем временем тде-то на
задворках французской столицы копошател
наемники реакции — они готовятея орга-
нивовать

в защиту мира группа ренегатов и отще-
пенцев пыталась устроить
rpece». Провокационная

но провалилась. Видимо,

безотрадный опыт, находящиеся на амерл-
парижского  тарь Беемирной федерации
«контр-контресса», для участия в котором   ской молодежи Китти Хукхэм

канокой службе инициаторы

«контр-конгресе» по змерикан- Copencmoro Союза,
скому образцу. Как известно, в Нью-Йорке   мира.
во время работы Национального конгресса

пристальным вниманием следят.за работой   Ум заглушает перевод речи.

Тихо в вале Плейель. Все взоры уст-
ремлены на трибуну. Тихо на перополнен-
ном балконе прессы. Говорит советский
делегат. 970 — толос друга. Это — голое
надежды и оплоть

22 апреля, в 10 чаеов 30 минут утра,
открылось пятое заседание Всемирного

«свой  кон-   конгресса мира. Председательствует руко-
инсценировка   водитель мексиканской делегации Ломбардо
продажных агентов Уолл-стрита окандаль-   Толедано (председатель Конфедерации тру-
учитывая этот   дящихся Латинской Америки).

На этом заседании выступили: cerpe:
демократиче-
(Англия),

приглашены такие прожженные мракобе-   представитель Русской православной церк-

сы, как Сартр, Бертран Рассел и другие,   ви
не решились устроить его в дни Веемир-   Болгарского женского

митрополит Николай, председатель
народном cosa

Ното конгресса сторонников мира и пред-  Цола Драгойчева, председатель профсоюза

почли выждать до 30 апреля...

Двадцать первое апреля. Второй день   Ности США Дональд Гендерсон,
работы конгресса прошел также с огром-  тель генерального

рабочих пищевой и табачной промышлян-
замести-

секретаря Всемирной

ным под’емом. Член английского парламен-   федерации. профсоюзов Геберт (Польша),

та Зиллиакуе, Эжени Коттон (Междуна- генеральный
федерация жен- ©б единения Африки Габриэль д’Арбусье.

родная демократическая
щин), Ломбардо Толедано (Мексика), член
ПОЛЬСКОЙ
епископ реформатекой ` церкви

Альберт Берецки, член кубинской делега-   Леклерк
итальянской   (СССР), негритянекий ученый Дюбуа, гре-

член

ции Мирта Агирре,

секретарь Демократического

На дневном заседании. председательство:

делегации ученый Дембовекий,   вал глава советской делегации Александр
Венгрии   Фадеев. С речами выступили Франсуаза

(Франция), Космодемьянокая

делегации священник Дотза, чехословац-   ческая писательница Акспоти, Мукаржев-
кий делегат д-р Плойгар, член английской   ский (Чехословакия), Садовяну (Румыния).

Андре СИМОН

Накануне открытия Всемирного кон-
гресса сторонников мира было принято
решение организовать одновременно праж-
скую часть конгресса с участием тех
делегатов демократических стран, `‘кото-
рым ‘французское правительство под на-
Жжимом Вашингтона отказалось выдать
в’ездные визы. 4
‚Через двенадцать часов после этого
столица Чехословакии уже находилась под
знаком Всемирного конгресса сторонников
мира. Сотни добровольцев ‘работали вею
ночь напролет, организуя пражекую. часть
конгресса, украшая Прагу. Пожалуй, еще
никогда не было с’езда, который был бы
организован в Такой короткий срок.

Делегатов, прибывших ‘из двенадцати
стран на автобусах, поездах и самолетах,
гостеприимно приняло в своих стенах На-
циональное собрание Чехословакии. Ero
здание утопает в море флагов. Надписи
на фасаде приветствуют делегатов на. руе-
ском, чешском, английском и француз-
ском языках. :

В то время, когда професоор Яюолио-
Бюри открыл конгрессе в Париже, в Праге
председатель Национального собрания д-р
Йон приветствовал делегатов Всемирного
конгресса и выразил от имени чешекого и
словацкого народов чувство удовлетворе-
ния тем, что он может предоставить
посланцам мира место для свободных вы-
ступлений, место, в котором им отказали
во Франции,

Его слова слышали около 200 делега-
тов — представители  Советекого Союза,
Битая, Монгольской народной республики,
Польши, Венгрии, Корейской народной
республики, свободной Греции, ‘демократи-
ческой Испании, Югославии. Индонезии и
60 членов чехословацкой делегации, к
KOTOPHIM BO BPCMA заседания присоедини-
лись румынская и немецкая делегации и
представители Международного = союза
студентов.

В четверг, 21 апреля, в Прагу прибыли
вторая часть советской делегации и деле-
гаты Болгарии, а в пятницу — австрий-
ская делегация. Таким образом, вчера
утром в зале присутствовало уже 259
делегатов пятнадцати стран. Остальные
делегации еще находятся в пути.

От имени чехословацкого правительства
пражекую часть конгрееса в день откры-

«Литературная газета» выходит два раза

в неделю: по средам и субботам.

‚ Адрес редакции и издательства: 2-й Обыденский пер., 14 (для телеграмм — Москва,
`’’ __ Внутренней жизни —Г 6-47-20, международной жизни — Г 6 43:62, науки —Г 6-

тия приветствовал министр информации и
культуры Вацлав Копецкий. В его словах
звучало твердое убеждение в том, что
защитники мира’ победят’ темные ‘силы
империализма,  подготовляющие новую
агрессивную войну. у

Когда В. Копецкий провозгласил здрави-
цу в честь Советекого Союза и его вели-
кого вождя Генералисеимуеа Сталина,
делегаты ‘встали и в’ течение нескольких
минут бурными аплодисментами  привет-
ствовали неутомимого борца за мир, луч-
шего друга народов, тлаву советского
правительства. ;

Я стоял возле делегации шахтеров, ко-
торые пришли сюда в спецповках. Слезы
волнения и радости текли по лицу старо-
го горняка, который, обративитись к своим
товарищам, сказал: «Это самый сечастли-
вый момент в моей жизни!»

Участников пражской части Всемирного
конгрееса приветствовали делегации чеш-
ских рабочих и крестьян: шахтер Карел
Патек, ударник из Кладно, человек ¢
открытым энергичным лицом, который
перевыполняет нормы во имя дела мира
и социализма; крестьянин Тесаржик из
деревни Куновице (Тотвальдовская облаеть),
перевыполняющей план поставок молока,
масла и ‘мяса; член делегации завода
«Ченюко-моравска колбен данек» Ян Га-
нак, который своими рационализаторскими
предложениями  сэкономил предприятию
десятки ТЫСЯЧ крон; награжденный
медалью крестьянин Франтишек Грегар,

`ударник-железнодорожник Я. Лешитина.

Велед за ними выступил католический

`патер Мара из Глоубетина. Ватикан стоит

в одном фронте © поджитателями войны, —
заявил патер Мара, — но чехословацкие
‘католики хороню понимают свой долг —
бороться в рядах сторонников мира, и они

‚Этот долг выполнят с честью.

Конгрессе в Праге, где выдающиеся пи-
сатели, ученые и ‘работники  пекусств
составляют вместе с рабочими-ударниками
и крестьянами одну делегакаю сторонви-
ков мира, является, как и Воемпрный
вонгресс в. Париже, исторической мавифе-
стацией непоколебимой решимости всего
человечества не допустить новой Milner.

Разве кто-нибудь можёг забыть 0 тем,
как десять лет назад, после мюнхенского
предательства британского и ‘французеко-

Типография имени И, И, Скворцова- Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.

Литгазета). Телефоны: секретариат —Г 6-47-41,
39-20, информация — ТГ 6-44-82, отдела писем —Г 6-38-60, издате

го правительств, поддержанных Уюлл-стри-
том, сапог нацистов топтал Чехословакию?
Ныне народно-демюкратическаял  Чехоглова-
RUA, идущая к социализму, уже илкотла
не будет жертвой ‹ подобного  предатель-
ства.

Китайская делегация, участвующая в
пражекой части Всемирного конгресса,
напоминает нам о более чем двадцатилет-
ней героической борьбе китайского наро-
да против англо-американеких и ячон-
ских. империалистов и антидемократиче-
ского режима Чан Кай-ши.

Кто не вопомнит невольно’ при виде
корейской делегации тот факт, что одна
часть этой прекрасной страны — север-

‚пая — освобождена от ига капитала, вто

время как лругая` часть = южная — на-
ходится в руках американских империа-
листов и корейских предателей.

Делегация демократической Греции на-
поминает нам о самоотверженной борьбе
греческого народа против антло-американ-
ских интервентов и греческих монархо-
фашистов. Нидонезийская делегация — о
сопротивлении голлаждеким захватчикам.

Bor делегации народно-демократических
стран. Кто не вспомнит о терроре Хорти в
Венгрии, Пилсудского — в Польше,  ко-
роля Бориса — ‘в Болгарии, Антонеску —
в Румынии, терроре, который дупиы эти
страны еще несколько лет. назад? А. сей-
час это свободные государства. Ныне в
этих странах народ сам решает свою судь-
бу, влияние. иностранных империалистов
и собственных монополистов навсегда
уничтожено. г

Всегда, ‹ когда кажется, что конгресс
хостиг уже кульминационной точки, при-
ходит . что-то новое, прекрасное, ‹ трога-
тельное, что нанолняет вас еще большим
восторгом и радостью.

На трибуне — заведующий школьным
отделом Праги Вацлав Ярош, который при-
вет с собой группу учеников. и ‚учениц
пражевих школ. Они пришли приветство-
вать. конгресс. Пионерские галстуки, бду-
зы Союза чешекой молодежи, националь-
ные костюмы, молодые лица — прекрас-

Главный редактор в. ЕРМИЛОВ,

Редакционная коллегия: Н. ATAPOB, А. БАУЛИН

В ПРАГЕ

ная картина чешской молодежи, которая
увидит социализм раньше, ‘чем окончит
школу!.. Две прелеслные девочки Аленка
и Марцелка декламируют стихи © мифе,
которые они читали недавно президенту
республики, когда были в Пражеком Граде.
Движение за мир во всем мире. побе-
дит, ибо его возглавляет непобедимый Co-
ветский Союз. В мыслях участников кон-
гресса вее время присутствует Оталинград,
Первым делегатом на каждом конгрессе в
защиту мира является первый защитник
мира — Иосиф Виссарионович Сталин.
Вчера утром пражская часть конгресса
слушала вступительное слово профессора
Фредерика Жолию-Кюри, произнесенное на
парижской части конгресса. Оно было за-
писано на пленку и доставлено самолетом
в Прагу, Выступления в Праге будут пе-
редаваться в Париж таким же образом.
По всей республике на предприятиях
происходят собрания в честь Конгресса
сторонников мира. Конгрессе уже получил
1280 резолюций со всех концов Чехосло-
вакии. Только из Остравокой области по-
ступили резолюции, насчитывающие 100
тысяч подписей учащихся и студентов.
В Пардубицкой области. 730 деревень вы»
несли резолюции. в защиту ‘мира ‚и при-
соединились к конгрессу.
Это — голос чешекою и
народов, которые познали ^ гитлеровекую
оккупацию и террор и которые благода-
PAT за свободу п безопасность своего’ со-
юзника. — Советский Союз. ‘Это говорит
народно-демократическая ` Чехословацкая
республика. i 3   iy
Советский Союз’ — надежда RaRIOTO
сторонника мира. Нет ни олного ‘делегата,
который не понимал бы этого.
Когда я дописывал эти строки, в. зале
конгресса началось выступление польской
делегатки Софьи  Налковекой. После нев
выступят  вентерокий министр Дарвали,
китайский делегат Го Мо-жо и ‘др. На вс-
чернем заседании ‘ожидаются ‘выступлёния
советских делегатов Гагариной: п .Паллади-
на, а также речь П. Ненни, записанная на
пленку. Е
ПРАГА, 22 апреля. (По телефону).

‚ словацкого

ns

(зам. главного редактора),

5. ГОРБАТОВ, А. КОРНЕИЧУК, 0. КУРГАНОВ
М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИЙ. ЛЕОНОВ, Tee

Г 6-31-40, отделы:

литературы и искусства —
льство — К 0-36-84, Г 6-45-45.

Г 6-43-29,