+

__ 10 октября 1948 г. № 241 (1155).   СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ ~ 3

В Совете Министров Туркменсной CCP
0 мерах помощи: населению, пострадавшему: от землетрясения

В течение 9 октября работы по ликви-   тов питания, Кроме тото, самолетами до-

хации последствий землетрясения и оказа-
нию помоши пострадавшему населению го-
рода Ашхабада и прилегающих к нему на-
соленных пунктов  продолжалиеь в0 BCE
возрастающих размерах.

Эвакуация тяжело раненых, пострадав-
пих от землетрясения, сегодня закончена.
Веею эвакуировано в другие города Турк-
менской ССР и в торода сосёлних союзных
республик 6.226 раненых.

Для оказания медицинской помощи Ha-
селению города начали функционировать

_ стационарные медицинекие учреждения. В

санитарном ‘поезде развернута  железнолм-
рожная больница на 300 мест. В смецие
альных медицинских палатках организова-
на инфекционная клиника. В городе 0
Ерытю 4 аптеки. В палалках размещен ро-
дильный дом, в Котором сегодня приняты
роды от трех рожениц,

В Ашхабаде начал функпионировать дет-
ский приемник на 100 мест.

В Ашхабаде и прилегающих в городу
населенных пунктах развертываютея тор-
говая сеть и предприятия общественного
питания. Снабжение населения хлебом,
крупой, мукой, мясом, солью шрюизводит-
ся бесперебойно, За два дня —- вчера и
седня — в Ашхабад поступило 18 ва-
гонов печеного хлеба, 54 вамна муки,
крупы и 99 ‘валонов различных продук-

ставлено около 10 тонн концентратов.
Нуждающемуся населению = бесплатно

выдаются одежда и обувь за счет фондов,

отпущенных Правительслвом СССР.

Принимаются срочные меры к обесте-  .

чению города электроэнергией. Пущено 5
передвижных электростанций. Частично
восстановлена городская электросеть, oc-
вешен железнодорожный узел и ряд го-
родеких улиц.

Приняты меры в восстановлению теле-
трафно-телефонной связи’ и радиовеща-
ния. Начал работать временный. коммута-
тор, обслуживающий телефонной связью
местные ортаны. Восстановлена телеграф-
но-тетефонная» связв Ашхабада со многими
городами и районными центрами респуб-
лики.

Работа Ашхабаденой железной  дороти
проходит бесперебойно. В течение вчерат-
него дня Ашхабадекий железнодорожный
Узел принял 43 поезда.

Население г. Ашхабада и близлежащих
селений принимает активное Учаслие в
ликвидации последствий землетрясения.

В г. Ашхабаде налаживается нормаль-
ная работа республиканских п тородоких
ортанизаций.

г. Ашхабад, 9 октября. _

(ТАСС).

Некоторые вопросы ввода
строй молодых летчиков

При обучении и вводе в строй молодого

` летчика на руководителя, ортанизующего

летную подготовку, ложитея большая 07
ветотвенность. Он ° должен особенно
POUR и тщательно следовать приказам и
наставлениям, быть дисциилинированным,
организованным, пунктуальным. Он  дол-
жен внимательно и придирчиво следить за
сабой, проверять свои действия и подвер-
тать их самокритиюе,

Получив группу молодых авиаторов, ин-
(труктор должен ввести их в струй, в 0п-
ределенный срок сделать из малоопытных
новичков грамотных воздушных войнов.
Задача нелегкая, но весьма почетная. По-
этому инструкторокий состав обязан с лю-
бовью и творчески решать поставленную
перед ним задачу. Необходимо помнить,
что самый испытанный метод воспитания
— индивидуальный подход к людям. Вся-
чески избегать шаблона, глубоко изучать
характер и способности каждого летчика
=— первая обязанность инструктора, Учи-
тывая все эти особенности, руководитель
должен воспитывать У молодого летчика
чувство воинского долга, ответственность
за вверенную ему технику, любовь к тру-
Ду и знаниям,

Таких результатов в обучении и воспи-
таний летного состава можно Достичь
лишь повседневной, кропотливой работой.
Прежде всего следует обращать внимание
На подготовку летчиков Ha земле, новее-
дневно проверять их знания материальной
части, технику выполнения элементов 1о-
лета. Чем лучше будет подготовлен летчик
на земле, тем увереннее он будет чувство“
BaTb себя в воздухе, тем быегрее он у60-
вершенствуег технику пилотирования.

Как уже было сказано, для обучения
Tenn TO состава требуется высокая
тборетическая и практическая” подготовка
инструкторов. Научить летчикь летать, И
не просто летать, а отлично владеть боевым
оружием в воздухе — это эначит добиться
0: подчиненного хорошего знания матчасти
M 68 экоплоатации, умения выходить из
всех затруднительных положений в полете.
Дестячь этого можно только личным пока-
80M, наглядно продемонстрировав перед
летчиком грамотное и точное выполнение
элементов полёта,

`Известны пазличные мемды обучения,
Мы, в частности, рекоменлуем следующий.
Кома летчик уже  хороню о овладел
полетом по круцу, ему нужно создавать
неожиданности в полете, например, имита-
ЦИЮ отказа мотора, или допустить He-
большое отклонение
дать, какое он примет решение; заметит
ли отклонение. Такие упражнения  помо-
тают выработать у летчика быструю реак-
nao. Ho, безусловно, допускаются только
кмитации, обеспечивающие полную 0е3-
отасность полёта.

Очень важно точно определить степень
томвноети летчика К

дух на боевой машине. В этом случае НА
команлире, обучающем новичка,
большая ответотвенность. Готовить воздуи-
HOM) воина к самостоятельному полету

нужно постеленно, внимательно следить за

КомлндиР звена старший лейтенант П. Кузнецов умело воспитывает подчиненных, отлично владеет техникой пилоти-

рования и умело eid свой опыт и знания летчикам. На снимке: офицер П, Кузнецов (слева) раз’ясняет учебную

задачу лейтенанту С. Жубль.

-лега летчика относят к разряду малоспо-

дух ем выпускали от случая к случаю,

на разбеге и просле-.

вамостоятельному
„полету, прежде чем выпустить ем в BO3-

лежит.

ним и требовать от Него точного изучения
каждого элемента полета. В вывозных по-
летах рекомендуется разрешать летчику
инициативу действий, обралцая ето внима-
ние на малейшие отклонения и ошибки.
Вонечно, при этом инструктор должен обес-
печить безопасность полета, слегка приз
держивая управление. Котда же самолету
может грозить опасность, инструктор не-
медленно: вмепгивается в управление, Та-
кой метод обучения, на наш взгляд, раз-
вивает у молодого  лотчика инициативу,
уверенность в. себе,

льшую роль при самостоятельных по-
летах играет радио. Это первый помощ-
ник. инструктора, Но пользоватьея им ну-
жно умело, чтобы указания по радио не
превратились в опеку над обучаемым.
Олово командира, сказанное по радио в
нужный момент, поможет  летчику овла-
деть техникой пилотирования и выпол:
нить полет без происшествий,

Нужно также помнить о необходимости

повседневной, систематической летной
практики для начинающего авиатора, Пе-
рерывы отрицательно сказываются Ha
дальнейшем совершенствовании. Если м0-
лодоми’ летчику нерегуларно давать трени-
ровку в полетах, & посылать его на BTO-
ростепенные работы, авиалор теряет полу-
ченные ранее летные качества, начинает
нервничать в воздухе и допускает ошибки.
Бывает иногда, ‘Что после неудачного по-

собных, и он выбывает из строя.

Для наглядности можно привести такой
случай. Молодой летчик Пожарский
имел большие перерывы в полетах. В 803-

без должного внимания со стороны коман-
дира подразделения капитана Арефьева. у
летчика снизилось качество  пилотйрова-
вия. Тогда командир вмебто того, чтобы
обратить 050б0е внимание На тренировку
лейтенанта, препопучил его малоподготов-
ленному командиру звена, совершенно не
отвечающему требованиям, преёд’являемым
к ИНструктору. Такой руководитель не
смог дать молодому летчику ничего полез-
ного. В результате лейтенант Пожарский
допустил в первом же самостоятельном по-
лете грубую ошибку.

Индивидуальный подход к летному в0-
славу — первостепенная обязанность ин-
структора-летчика, воспитателя молодых
летных кадров. Но не менее ответственна
также и подготовка инетрувторов, которые
впервые начинают обучать летный состав.
& ним надо подходить ¢o Bee строместью

и вниманием, требуя от них, независимо.

от звания и опыта, повевдневной работы

над в0бой,

С каждым днем в авиачастях неуклонно
повышается качество обучения летного
состава. Это улучшение наблюдается пре-
имущоственно в тех подразделениях, гдё
летной учебе сопутствуют целеустремален-
ная. хорошо продуманная  предполетная
подготовка, последовательноеть в обучении  .
молодом летного состава и хороню постав»
ленная  инструктивно-методическая учеба
PY RGBPARTT EEO состава.

‚Подполковник с. AMOB.

нальные COPeBHOBAHUA по кроссу

ний Военно-Воздущных

чительная часть ‘соревнований Ha первен-

коллективов этой группы, занявших  пер-
вые места в зональных соревнованиях и

_ B шести зонах, Победителями вышии №06-

PCOCP), харьковский «Локомотив» (укра-

1 родного хозяйства».

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
Победители кросса

Вчера в Сокольниках состоялись фи
между
спортеменами ‘Главного Штаба и Упразле-
Сил. В забегах
приняло участие более 300 физкультур-
ников-авиалоров.

]учшее время У мужчин Показал стар-
ший сержант Пятайкин. On пробежал
1.000 метров за 2 мин. 51 сек. На в®-
ром месте — старший сержант Литвинов
(2 мин. 59,2 сек.), на третьем-—инженер-
майор Курченков (2 мин, 59,7 сек.)}.

Среди женщин первенетвовала Ферапон-
това. Ее результат в беге на 500 метров
— 1 мин. 26,5 сек. Всего на 0,2 cox.
ототала от победительницы Шнакова,

Турнир футбольных команд
второй группы

Сегодня в Харькове начинается заклю-

Над `Усть-Каменогороком прошел дождь:
свежий, ‘весенний, & молниями, с громом,
который, казалось, разламывал землю; А
после дождя по небу лениво поплыли рае-
кудрявивииеся облака, и в0ё вокруг было
наполнено запахом молодых листьев.

Мы стояли на валах Усть-Каменской
крепости, которую 228 лет назад, при
Петре Первом, построил Лизарев. От кре-
Посети сохранились лишь выбокие валы.
Она, стояла на чрезвычайно живописном
месте, при слиянии двух больших рек —
Ульбы и Иртьшиа. Отсюда хорош Bas Ha
город, особенно поеле дождя. Белые доми-
Ки весело сверкают, в палисадниках шеле-
  стит зелень, & за домами и деревьями —
пристань © пароходами, баржами, плотами,
& @ще далыше — гидроэлектростанция.

Город поглощает шум строительства,
газве иногда донесутся сюда далекие взло-
зи взрывов породы. За строительством [OC
сразу начинаются горы. Горы эти сильно
сжимают Иртьши, поэтому течение его воз-
ле Усть- Каменогорска быстрое, стремитель-
ное и смертельное для тех, кто не умеет
плавать.

Еще в моем детстве люди, приехавшие
сюда из центральных губерний России,
едко прозвали эти берега и жизнь на них
«клетью». Клетью называется холодная
половина избы, без печи. Зимюй в Hel
ЖИТЬ холодно, Ну, а летом, в жару — мож-
но. Так и на Иртьше. Летом еще ничего,
Даже арбузы зреют, ‘& зима — лютая, не-
приветливая. Если о низовьях Иртыша на-
род наш издавна поёт, что здесь — «на
диком бреге Иртыша сидел Ермак, об’я-
тый думой», нА под этами дума-
ми заботу о благоденствии народа, то ди-
Кобть верховьев Иртыша настолько Каза-
лась непреодолимой, что о ней даже и пе-.
сен не пели. Клеть — вот и вся песня!

Но народ наш был всегда отважен и
отоек, а в нынешние времена, когда каж-
Дому есть место и каждому обеспечена pa-
бота по его способностям и уму, стойкоеть.
п отвага удесятерилиеь. Если надо, — он
В самое пекло заберетея и будет там ра-
ботать, да еще так, чм все удивляться
начнут! Вели надо, — они в морозы, в
лютый ветер найдет себе заветренную сто-

ство СССР по футболу для команд мастеров
второй группы. В борьбу вотупают шесть

оспаривающих право перехода в первую
трупну, которое получит победитель ^ фи-
нального турнира.

3a 970 право в течение всего лета 00-
ролись 75 коллективов, соревновавшихея

ковский «Металлург» (центральная ea
казанское «Динамо» (первая зона РСФ

челябинский «Дзержинец» (вторая зона
«Динамо». (юж-

инская зона), ереванское
Дома

ная зона) и команда тапкентекого
офицеров (ередне-азиатекая зона).

Бак и в прошлом году, шесть сильней-
ших коллективов, вышедших в финал,
разыграют заключительную пульку 10
круговой системе, и каждой команде при-
детея вотретиться со всеми остальными
своими соперниками. Тот коллектив, кото-.
рый в итоге соревнования ‘наберет наи-
большее количество очков, будет в 1949
году выступать в розыгрыше первенства
CCCP по первой труппе команд-мастеров..
Право на такой переход два год& тому’ на-.
зад завоевала футбольная команда BBO, a
в. прошлом году == московский «Локомо-
ТИВ».

Матч на „Кубок СОСР*  между
командами ЦДКА и „, Торпедо
будет переигран

Комитет по делам физической культуры
п спорта при Совете Министров СССР,
рассмотрев протест футбольной команды
«Торпедо», признал, что судья тов.
М. Дмитриев, судивший 5 октября матч на
«Кубок CCCP» по футболу между  коман-
дами ИЛКА и «Торпедо», не оправился с
судейством и провел его неудоваетвори-
тельно. В результате неправильных дей:
ствий судьи не представляя › возмож-
ВИТЬ о ба ac

Комитет по делам, физичовкой культуры  1от Же. справочник: ^ —
п сморта отменил результат игры между
ПДЕА и «Торпедо» и предложил  перенг-
рать этот матч 12 октября, °‚.

Судья М. Дмитриев за. неудоваетвори-
тельное судейство дисквалифицирован,

В связи с переигрыванием малча ЦДКА
— «Торпедо» „меняется календарь встреч
на «Кубок СССР», Полуфинальная игра
между столичным «Спартаком» и тдилис-
ским «Динамо» переносится на 15 октяб-
‚ря. Встреча московского «Динамо» с побе-
дителем матча `ПДЁА--«Торпедо» будет
проведена 17 октября. Билеты, проданные
на aye -6, действительны на 12 овтябриь,

ЛЕКЦИИ OB  АВИАЦИИ

Ввесоюзное общество по распространению.
политических и научных знаний проводит
во второй половине октября в. аудиториях
Москвы ряд лекций и докладов: об авиации.

Послезавтра, 12 октября; состоится левы
ция профессора A. А, Зворыкина: на’ ‘тему
«Приоритет отечественной науки B важ
нейших научных открытиях и изобрете-
ниях», Значительное место в этой левции
уделяется работам первых’ русских уче-
ных-авиаторов.

15 октября полковник А. Г. Орлан. ВЫ
ступит с лекцией на тему’ «Участие ком-
сомола в создании и укреплении Военно-
Возлушных бил СССР».

Лекция профессора. В, Н. Воробъева —

ша Родина — родина авиации» — с0-
Lanne: 19 октября. Доктор технических
наук профессор М. Д. Коншин прочтет лек-
цию на тему «Аэрос’емка-—на службе на-

нул природу. Й дотоле дикие, нелюдимые
места раскрываются в небывалой. своей
красоте, и далекий закоулок. страны пре-
вращается в пирокую светлую улицу,
полную света и жизни, полную здоровой
Бесни й творческого труда.

Усть-Каменогорск в голы моей юности
был захолустным уездным  тородишком, в
котором жизнь проеышалаеь лишь тогда,
Когда к пристани приходил пароход. Же-
Лезной дороги He было, Справочник тех
времен говорит: «Из больших зданий може
но назвать городское лрехклассное учили-
ще». Если училище с тремя классами на-
зывалось большим зданием, то какими же
были тогда там маленькие здания? В го-

роде было два мыловаренных заводика да

‘интеллигенции открыт” народный лом ©
читальней». В тороде же, всли уж гово-
рить об интеллигенции, было два медицин-
ских врача и олин ветеринарный.
Попробуйте мысленно перенестись в
Это время =—= лет на тридцать-тризцать
пять назад, представьте, что вы идете по
улице города, в котором нёт газеты, элек-
трического освещения, автомобилей, радио,
городского сада, театра; представьте,
вы размечталиеь и сказали какому-нибудь
‘своему знакомому, чте через 30—35 лет
в пород за полтора суток будут приле-
тать люди из Москвы; что Под городом
‘будет находиться аэродром, уставленный
1 варонланами; что на окраинах будут гу-
деть и дышать большие заводы: что в03-

В Сибири и Средней Азий  гихроэлектро-
станция: что половина Иртыша, при строи-
тельетве этой ‘станции, будет летом замо-
фожена: что...

ведь вы не сказали ему самого главного,
916 в стране будет осуществлен социализм!

+++

тышекой ГЭС в полдень.

“Onna сторона пыльной и ухабистой до:
роги забита железнодорожными составами,
цистернами, платформами © лесом и метал-

роне дороги -— ‘наспех’ сколоченные до-
мишки, над которыми возвышалотся столбы
высоковольтных ‘передач, и рядом — но-

‚женеров. и рабочих Иртышгоса. Здесь ‘же
доделывается гудронируемое шоссе, блестит
пахнущий маслом высокий тяжелый ка-
ток, тарахтит двигатель, и молодая девуш-
ка, управляя движениями катка, радостно
улыбается. Ей, как и нам, приятно ви-
деть, что по ухабам дороги, словно’ на
маслянице в старину, стремительно, в6-.
село движутся навстречу друг другу’ два
пестрых громыхающих потока: машины,
телеги, всадники, пешеходы, Kako nym,
какие крики, резкие -и обтрые возгласы,
сколько здесь смешано языков и одежд!
Казахи, русские, украинцы; татары, цы
гане, С трудом мы пробираемея сквозь
этот шум, под лязганъе буферов и свистки
‘паровозов, к Иртыш,

” Первый раз мы видели строительство: со
стороны Иртыша и ‘не нашли тогда центра
стройки. Она нам показалась  беспорядоч-
ной. Теперь, когд8 мы идем по берегу, нам
становится. понятно, где центр работ и что и
как. здесь делается, На левом берегу, —мы
стоим лицом против течения ‘реки,-—дома,
подсобные цехи, Немного поодаль В -ска-
max прорубают. шлюз, по которому будут
  подниматься ‹ и опускаться пароходы. В
котловане шлюза — Экскаваторы, труды

Полтора месяца гостил У авиаторов на-
шей звиачасти композиюр ПШ. Акуленко;
Он оказал большую практическую помощь
художественной  бамодеятельноети. При
его активном ‘участия организован ан*

Фото капитана П. Гречищенко. самбль песни и пляски из 100 человек.

лован-«перемычку»,

рону, приспособится, и, глядишь, перевер-.

‚усилиями, местной.

чт

ле города будет построена самая большая

Тут ваш знакомый прервет вас и пове-
дет к одному из двух городских врачей. А’

‚..Мы под’езжали к строительству Ир-

лом, вагонами с цементом; на другой сто-

вые трех--и четырехэтажные дома для ин-

Всеволод ИВАНОВ

НА БЕРЕГУ. ИРТЫША

* слом стальном on зо пас-
ae >. oy т ‚ сажирекий пароход. Значит, прибыла во-
ЗАМЕТКИ ПИСАТЕЛЯ да. В последние дни в горах шли дожди,
* и снега стаяли. Небо высокое; безоблач-
foi ; ное. ‘жаркое. Рядом во мной идет один
рабочий из бригады Кашкарева, молодой,
заторелый, е острыми глазами. Он гордит-
ся строительством, и ему, видимо,  хочет-
сл, чтобы мы запомнили каждую деталь,
ошутили всю прелесть жизни, которую
ощущает каждый из здешних строителей.

— Вот вы спрашиваете. в чем причи-
на успехов нашей бригады, бригады Канг
карева? Внесен ряд рационализатореких
предложений, = раз! А откуда растут
предложения? Природу . победить хочется,
— два! И, главное, славу советской Роди-
He заслужить! Подумайте, ведь вместе 9
строительетвем. этой гидроэлектростанция
осуществляетея мечта всей Средней Азии
и Сибири!

— Мечта такая у всех... — говорит
юноша, глубоко вдыхая тенлый воздух и
глядя на Иртыш, где за поворолом, за го-

взорванного камня; вагонетки, Направо, у
подножья горы, вырубленная в скалах го-
лубовато-серая дорога. Дорога, огибая кот
вьется вверх, к
«фабрикам холода». Повыше перемычки
видна бетонная стена, спускающаяея к
котловану. 970 — начало плотины,

Иртыш, говоря техническим языком,
считается «рекой полугорного характера».
Разумеется; что определение это относится
& верхнему течению. Сжатый горами, он
особенно узок и глубок возле Усть-Каме-
ногорска. Прирола как бы сама создала
все благоприятные условия для строитель-
“CIB гидроэлектростанции именно здесь, в
центре Алтайского — полиметаллического
бассейна, где чрезвычайно нужна электро-
энергия. Впрочем, слово «узкяй» надо по-
нимать в сибирском масштабе. Москва-река

была б там почти безымянной речушкой, О ОН пароход. — Река-то ка-
Ока считалась бы «ничего, так себе», и  АЯ! Могучая! 0 ней сколько лет уже
: поют: «Ha диком Opere Иртыша», елы-

только Волга могла бы быть
братом Иртыша или Оби.

Но Иртыш возле строительной площадки
течет страшно быстро не только потому,
что сжат скалами. Иртыш наполовину пе-
регорожен. Течение его, таким образом,
целиком брошено в то узное пространство,
которое оставлено в русле после создания
«перемычки». Внутри отгородки-перемыч-
ки остался еще котлован; похожий на
большой пруд. Мальчишки удят здесь ры-
бу. Впрочем, вода отсюда  откачивается
большими насосами, и через. некоторое
время котлован будет сух.

Конечно, мы обращаем вее внимание на
перемычку. Воды Иртыша, мчащиеся
мимо нее, летят с такой быстротой, что
глядеть на них долго нельзя — кружится
толова. И можно представить себе, как
эти воды налегают из перемычку! Если
обратиться опять к техническому языку,
то следует сообщить, что Иртьии давит
Ha стену перемычки с силою в сто тысяч
тонн, причем давит теплой, нагретой солн-
Кем водой, давит и ничего не может вы-
давить из этой ограды, хотя она и не из
металла, и не из вамня, и не из дерева, —
она из льла. Добрая половина рубла Ир-
тыша отнята у реки ледяным барьером. 3a
этой ледяной стеной, в созданном котлова-
не, можно спокойно работать, строить
плотину Иртыштоса.

Воздух горяч: Все вокруг полно блеска
и солнца. Направо. и налево. — теплые
скалы. Навалена  зноем каменная дорога.
Паром с левого берега перевозит нае. Ha
правый, и мы. продолжаем путь по этой
знойной каменной дороге, Итти по ней
трудно, Зной слепит плаза, жара Томит,
дышать тяжело: Но вот мы выбрались на
плотину: По левую руку от нас — Ир-
TEI, 110 правую — мутно-серая вода. кот-
лована. Мы. идем по плотине, доходим до
деревянной будки; сторож в резиновых -са=
погах спокойно. поднимает крышку — вы-”
рую, как дверца погреба; В лицо нам. ды
шит морозная свежесть, снизу через дверь’
бъет горячее ‘июньское солнце. Мы спу-
скаемея только на полтора метра вниз, и
нашим глазам открывается одно из самых
дивных зрелищ мира.

Под ярким забктричесвим” светом” тя-
нется Вдаль, = она кажется  бесконеч-
ной, — длинная галлерея ледяных  стол-
бов, опущенных белым, искрящимея ине-
ем. Под ногами похрустывае  мокроватый
снежок, и He верится, что  в полутора
метрах над головой —= летний солнечный
день.

— Зачем здесь понадобилась ледяная
плотина? — спросите вы. — Разве нель-
зя было пробить скалиетое дно Иртыша,
чтобы укрепить подножие плотины? Ведь
все вокруг Иртыша -— скалы и камень, и
их рушат преблагополучно.

Да, действительно, дно Иртыша — Cka-
ла! Но, в сожалению, прежде чем добрать-

младиим
ae шали?

— Й слышали, и сами певали,

— Хорошая песня. Повшь и думаешь,
& ведь на этом берегу мы протянули или
протянем линии высоковольтных передач,
9т0б по всему рудному району . Алтая
свет шел. Летом здесь. жара, а вы
поработайте-ка зимой. Ух! Мотозы сорок
градусов и притом — ветры. Ветры такие
упорные, что дерик-краны не могут пово-
рачиватвея и. работать. А бетонные рабо-
ты? А скальные? И в. таких тяжелых
природных условиях в Сибири впервые
строится гидростанция, И что я вам скажу:
нэм даже и любо, что такие условия.
Есть © кем повоевать. Природа

Слово: «природа» он. произносит оченб
внушительно. Глаза у юноши блестят, Он
указывает на’ скалу, у подножья которой
пробита дорога в -парому; Ему мало того,
что мы видим поверженный камень, юно-
ша настаивает” нз том, чтобы мы взяли
образчик е собой на память. Крепость
камня ‘превыше крепости гранита, «Габро;
самая дикая из диких порода, & мы ее раз-
дДробили и продолжаем дробить», — говоз
pit горячие глаза юноши и его векинутые
вверх сильные руки;

== Для одних дорог, — восклицает он
гордо—-мы вынули триста двадцать пять
тысяч кубометров ‘скалы. А Boer вынём
один миллион двести тысяч и уже выну-
Ли из этого числа восемьсот тысяч  5убо-
метров.

Я пытаюсь вообразить вебе эту громаду
из миллиона ‘двухсот тысяч кубометров
скалы, и... задыхаюсь; точно уже взобрала
ся на ‘эту гору беглым шагом,

Мы проходим через «фабрики холода»,
мимо множества машин; ‘по большим 3а-
лам. Все прозтранство вокруг нас заполяез
но трубами, по ‚которым стремится ВНИЗ
замораживающий: газ; На трубах иней, на
HOLY —=. лужицы; ледяной воды. `Одян ИЗ
‘мастеров берет эмалированное ведро с ир-
“PHIECHOH водой, пускает туда струю угле»
Кислоты и угощает нас этой своеобразно
«газированной» водой, Мы пьем ee ¢ Hae
слаждением. Она холодна, чуть кисловата;
и каждый глоток ее напоминает вам чу-
  десную ледяную галлерею «перемычки»;
сказочное видение, созданное человеческим
талантом, видение, которое мы не забудем
никогда,

Опять идем к котловану, оттуда, по
плотине перемычки, — к парому, 8 затем
на место, где, должен быть шлюз, Опять
нас окружают трубы, развороченные ска-
лы, механизмы, автомобили, = под’емные
краны. Людей на строительстве много, мно-
м и машин, но оглянешься — вроде бы
й мало народу. Да и не мудрено; ведь
риа работ раскинут на десять километе
pop! _

Останавливаемея возле столба,  закури-
ваем. На противоположном берегу поднят
семафор. Движение по Иртышу закрыто.
(Сейчас  начнутея взрывы, Пароходы стз-

ся до этого. скалистого основания, НУЖНО  нут на якоря и Oy1yT ждать окончания
преодолеть‘ пятнадцатиметровую преграду, ззрывов.
состоящую из гальки и песка, Дно скали-  К фанерному. плакату, прибитому в

столбу, полходит молодой рабочий. В ето
руках ведро с краской и кисти. Замазы-
вая надписи на плакате, он говорит:

.— Вода прибывает. Скалу свалит, — и
19 че услышишь, как упадет!

Замазав налписи, молодой человек ста-
рательно выводит новые:

«Комеомольско-молодежная бригада Сер
геева монтирует бетонно-укладочный кран,
Месячное задание она выполнила 8a
143%». :

«Комеомольско-молодежная бригада Хру-
сталева, мюнтируя насосную на перемыч-
ке, выполнила задание на 178%».

«Молодежь, вилишь самоотверженный
труд бпигал Сергеева п, Хрусталева?»,

— Вы что же, художник?

— Чуть-чуть, — отвечает молодой чело-
век.— Конец месяца близок, нужно итоги
подводить, и приходится 33 плакатную
КИСТЬ ВЗЯТЬСЯ. А Вообще-то я по профес-
сии проходчик. Мы вступили в соревнова-
ние. по призыву ленинградцев и 0бяза-
лись выполнить пятилетку в четыре гота.
Олин из нашей бригады, — слышали, би-
нюЮшкин? — за два года и четыре месяца
дал пять в половиной годовых норм, А ло
конца пятилетки, говорит, выполню еще
пять головых. 970 что же такое? — ожив-
ленно говорит он, водя кистью по фанере.
— Это он в пять лет десять с лишком лет
хочет прожить? Xurep, a?

Й, весело смеясь, он оглядывается на
нас. Ему приятно жить в этом близком,
понятном и дорогом для него мире,  кото-
рый любит и ценит его, осыпает его ла-
сковым вниманием, бережет и учит.

Усть-Каменогорск.

CTO, HO галька и песок — чем вы их 3за-
держите? Они, как решето, будут пропу-
скать воду. И, крепко подумав, строители
Иртышгеса решили здесь применить с1060-
бы замораживания грунта, которые приме-
няются уже много: лет. на. Московском: мет-
ро. Приехали из Москвы специзаисты, 0с-
мотрели дно и сказали:  «Заморозим».

И вот волне Иртыша пробило 400 глу-

бских скважин, Эти скважины’ искусствен.
но заморожены: по’ трубам. ‘из особых
«фабрик холода» пущены сюда’ заморажи=
вающие составы. Скважины наледенети;
покрымиеь словм’ льда, соединились между
собой и образовали сплошную ледяную
преграду, в которую уперся Иртыш:
° Иртьит бъется в этот ледяной бугор,
бъется тщетно и ‘будет биться до TeX пор,.
пока в котловане не построят плотину; пе
воздвигнуг столбы, между” которыми  ля-
ry! железные створы. Тома  разморозят
ледяной барьер, и Воды Иртыша, едержи-
ваемые плотиной, поднимутся вверх и 05-
разуют Озеро Света!

В авангарде строительства  Иртышекой
196 — коммунисты и комсомольцы. Есть
целые пеха, которые обслуживаются KOM-
сомольцами. В отделе главного механика
молодежная бригада монтажников тов. Во-
жухина выполнила свою годовую  морму
еще к 1 июня. Она держит переходящее
знамя  отроительства, Бригада мастера.
бурения, комсомольца Вашкарева, состоя-
шая из левяти человек. выполнила Ba Два
с половиной года около семи годовых
норм. .

Мы идем каменистой дорогой, выбитой
в скале. Вверх, против течения, Ha TOI

ТВОРЧЕСКИЕ  ВСТРЕЧИ КОМПОЗИТОРА С АВИАТОРАМИ

Тов. Акуленко помог болистам ансамбля
разучить девять популярных песен совет
ских композиторов.

Творвеские ‘встречи композитора 6
авиаторами прошли в большим успехом.
На прощальном вечере тов. Акуленко за-

явил, ЧТо Полтора месяца пребывания в
гостях у авиаторов принесли ему большую
пользу и он обещает написать нозые по-
пулярные песни 0 советских летчиках,

_. Подполковник И. ПУЗИН.