ос

Тетчик-истребитель должен быть 06-
мотрительным в воздухе. Это качество ха-
раклеризуется в первую очередь тем, как
летчик реагирует на непредвиденные яв-
ления полета.

Однажды был такой
ввена гвардии старшего лейтенанта Ры-
бакова вели учебный воздушный бой в
зоне, расположенной недалеко от аэродро-
ма. Отаршие командиры, наблюдавшие с
земли за воздушным «боем», были свиде-
телями слаженности действия экипажей и
не 063 основания отмечали, Что «бой»
проводится в нужном для — истребителей
темпе.

Руководитель полетами подал сигнал 0
прекращении «боя». Старший лейтенант
Рыбаков, приняв сипнал пе радио, передал
его своим подчиненным. В тот момент,
котла самолет командира звена вышел на
прямую, офицеры, находившиеся на зем-
ле, увидели в воздухе необычную  карти-
ну. Слева от команлира звена два Bex0-
мых сблизились на такое расстояние, что
не исключена была возможность етолкно-
вения самолетов в воздухе.

На разборе полетов на вопрос о том, по-
чему летчики после «боя» еблизилиеь на
предельно малое расстояние, командир зве-
на Рыбаков ответил; «Не вилели друг дру-
Ta».

Лейтенант Алексеев, переходя влево,
не видел самолета лейтенанта Бывших и
проскочил над ето самолетом всего в... не-
скольких метрах. После выяснилось,
что эти летчики пренебрегли при сборе
правилами осмотрительности. Вроме Toro,
Алексеев, зная, что надо делать при по-
тере из виду одного из самолетов труппы,
все же действовал не по правилам.

Этот случай убедительно показал, что
отдельные летчики подразделения непра-
вильно распределяют внимание,  нетвердо
внают правила осмотрительности в возду-
хе и особенно при еборе.

Как же летчик должен распределять
ев0е внимание? з

С момента посадки в кабину и до м-
мента выхода из нее летчик должен  ви-
деть все. что происходит вокруг. Именно
так и поступает командир звена лейтенант
Маяков. g

При выполнении боевого разворота Ма-
‘ков заметил, что левее, в его зоне, на-
ходится другой самолет. Лейтенант Мая-
ков ушел из зоны в безопасный район и
доложил 06 этом руководителю полетов тю

случай. Летчики

радио. Затем, получив разрешение на 10-  .

салку, произвел ве. Правильное решение
командира звена Маякова исключило в0з-
можность столкновения в зоне двух само-
летов.

` На друтой день после случая е лейте-
нантами Алексеевым и Бывших с коман-
тирами звеньев было проведено методиче-
ское занятие по вопросу «Система воспи-

тания осмотрительноети в воздухе и на
земле и дисцийлина полета».

Леперь командир звена включает В
‘летное залание такие вопросы, как опре-

теление типа, курса и высоты полета са-
молетов, замеченных летчиками в воздухе,
расстояния до этих машин, подечет коли-
чества самолетов, находящихся над aapo-
дромом и в ближайших зонах. Такое до-

ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ

В подразделениях офиперов Анисимова и
Ионова проведены практические занятия
по парашютной подготовке. Руководил за-
нятиями мастер  паратютного спорта
СССР подполковник Олейник, имеющий на
своем счету 524 прыжка © парашютом. В
течение лвух дней парашютисты трениро-
вались в производстве прыжков.

Некоторые авиаторы уже имели опыт в
Этом деле, Младший сержант Халтурин,

ЕЕ BS ЕЕ 2

=

НА

Ваше решение? — ставит командир зве-
на вводную летчику Битовичу.

в. группе.

ший сержант Морозов — 25.

OCTL

полнительное задание заставляет летчика
постоянно смотреть за окружающим его
проетранетвом.

После полета летчик подробно доклады-
вает командиру о всем замеченном им в
воздухе.

На методическом занятии 0606%е вни-
Мание командиров звеньев было обращено
на повышенную  осмотрительноеть при
групповых полетах и ведении воздушного
боя. Летчик обязан постоянно видеть все
самолеты труппы, неотступно следовать за
своим ведущим и сохранять заданное место
в строю. Выполнение этого требования за-
висит не только от умения пилотировать, но
И от 100, как летчик усвоил правила 0с-
мотрительности и умеет распределять вни-
мание при перестроении группы.

У нас стало правилом, что при прове-
дении предварительной подготовки коман-
хиры звеньев на вопросы = безопасности
полетов = и осмотрительности обращают
0с0б0е внимание и всегла проводят специ-

эльный тренаж © помощью макетов само-
.   поднимается в воздух, буксируя планер не-

летов.

Вот один из таких тренажей, который
проводил командир звена старший лейте-
нант Агданцев..

— При развороте звена влево вы ево-
им самолетом закрыли самолет ведущего.

На столе на подставках етоят четыре
макета самолетов «Як», расположенных
точно так, как звено должно лететь В
строю.

Лейтенант Битович берет макет, изобра-
жающий его место в строю, ставит ето в

положение. указанное командиром звена,
и отвечает: sa
’— Разворачиваюсь влево ¢ набором
высоты, просматривая впереди лежащее
пространетво.

— Правильно, — заключил  старщий.
лейтенант Атданцев.

— Вы слышите ‘команду:  «Пере-
строиться в правый целенг». Ваши дейст-
Bua? — обращается он к лётчику Вуз
непову.

Кузнецов подробно’ рассказывает, kak
он будет действовать в полете, но коман-
дир звена недоволен его ответом.

— Чю вы обязаны  сслелать прежде
всего? — спросил Агданцев.

— Пересчитать самолеты групы и
‘убедиться в сохранении ими своих мест,
— оправляется летчик.

Проведение таких тренировок дает поло-
жительный результат.

0б этом говорят факты. Отнажды лет-
чик Бывших во время выполнения УП-
ражнений по групповой слетанности зве-
на резко сманеврировал и оказался выше
строя самолетов. Не снижаясь, он отвер-
нул в сторону, своболную от’ самолетов,
сосчитал машины группы и только после
этого попросил разрешение  пристроиться

Как показал опыт эскадрильи, навыки
осмотрительности уснентнее  вырабатыва-
ются у летчика в том случае, если коман-
диры звеньев постоянно уделяют этому во-
просу пристальное внимание.

Гвардии капитан Д. МЕНЬШИКОВ.

например, совершил 28 прыжков,  млад-

В практических занятиях по парапиют-
ной подготовке приняли участие мастера
парашиютного спорта СССР капитан Вулас
и старший лейтенант Шевченко. Тов. Бу-
лае имеет на счету 441 прыжок, а тов.

Шевченко — 351.
Капитан Н. КОКИН.

ЕЕ

Ясное утро.
вают Тушинский аэродром. Самолет «По

обычной формы, у которого нет совсем фю-

прообраз самолета будущего. Его констру-
ктор Б. И. Черановский,

Все выше и выше поднимается букси-
ровщик. На высоте 3.000 метров пилот «ле-
тающего крыла» И. А. Петров отцепляется
от’ самолета и переходит на самостоятель-
ный планирующий полет.

направление и характер полета, пилот про-
верял управляемость и устойчивость новой
схемы «бесхвостки».

Проходит несколько минут. Вдруг пла-

ной оси, делая
полняется правильно и очень чисто. Вто-
рая... третья... четвертая «бочка»... Затем
последовали. другие фигуры сложного. пило-
тажа.

была совершена петля Нестерова,
Вот планер приземлился. Летчик Петров

доволен. «БИЧ-22» оказался очень чутким.

в управлении и устойчивым в полете.

же успешно прошли другие эксперимен-

тальные полеты в зону.

Последующие испытания показали, что

скоростных и   представляет собой значи-
тельный спортивный интерес.

кой высоких свойств новой схемы и

в мире создателя «летающего крыла» ин-
женера-авиаконструктора Бориса Ивановича

посвятил
комсомола.

Планер `«БИЧ-22» имеет размах, равный.
7,5 метра. Площадь ero — 14  метроз,
Профиль крыла — конструкции автора. Го-*

нера имеет большую глубину, обеспечиваю-
щую удобство размещения кабины пилота
и удовлетворительный обзор. Кабина за-
крывается фонарем из плексигласа, Консоли
«БИЧ-22» стрельчатой формы. Для посадки

‘он снабжен лыжей с пневматическим амор-

тизатором. Планер весит 130 килограммов.

час.
По сравнению с фюзеляжными планерами

‚при очень малом размахе крыла. «БИЧ-22»

обладает высокими олетными качествами.
Несмотря на небольшой вес, планер прочен,
вполне пригоден для ‘сложного ‘пилотажа.
Он прост и дешев в изготовлении и может
быть использован в качестве скоростного
тренировочного планера.

+

Ровно 25 лет тому назад студент Борис
Черановский построил совместно с участни-”

Е Eero ae SSE

Первые лучи солнца зали-  ками кружка «Парящий полет» свой первый
.0,   в мире планер: типа. «летающее крыло» —

зеляжа. Этот планер — «летающее крыло»—   чик Кудрин совершил 27 полетов, из них

С земли было видно, как быстроходный тором в 16 лошадиных сил. ‚Это было пер-
планер «БИЧ-22» обогнал «По-2». Изменяя   вое

нер перевертывается вокруг своей продоль-   достижения в области советского самолето-
первую «бочку». Она вы-   строения конструктор был награжден орде-

Впервые в мире на «летающем крыле»   ский, явился переловой конструкцией.

И взлет и посадка были безукоризненны.   Степанчонок совершил
Разбег планера оказался равным 130 мет-  щий полет и летал с брошенной ручкой в
рам, а пробег не превышал 8 метров. Так   течение 3 минут. За нее автор был награж-

новый планер может быть отнесен к группе   СКОГО полу

Испытания явились убедительной провер- Ляющихся
пра-   крыла», относится «БИЧ-20» — спортивная

вильности замыслов ее автора — первого авиетка «Пионер» — с мотором 20 лоша-

Черановского. Свой планер конструктор   КОМ Расторгуевым самолет проявил очень
30-летию  ленинско-сталинского   хорошие летные качества, устойчивость и

ризонтальное оперение — щелевое, вписано   Молет Черановского
в профиль крыла. Нентральная часть пла-  220

Скорость его доходит’ до 140 километров в   КРЫла» жизненна, проста и имеет

Е

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ , с

крыло».

Комеомольская ортанизация, возглавляо-
мая тварлий младшим лейтенантом Таври»
люком, оказывает серьезную ПОМОЩЬ
командиру в повышении качества боевой
учебы.
  По поручению бюро бывалые механи-
ки — отличники учебы гвардии старший
вержант Деменев, тварлии сержяает Голын-
ский, гвардии старший сержант Колов,.
вержант Ганчин и диугие — проводят с
младшими авиаспециалистами беседы, л6-
 ‘тятся -опытем предполетного и. послеполет-
ного осмотра самолетов, рассказывалот, как
лучше организовать подготовку машин к
вылету.

Ветеран части авиационный механик
гвардии старшина Ждан выступил ‘перед
молодыми механиками с докладом «Как
комесмольцы полка готовили  материаль-
ную часть в ды Великой Отечественной
войны». Он рассказал о том; как сержан-
ты Сулямов, Серков, Хусаинов, Церекихдзе
и другие в суровых условиях сталинтрад-
‘ской зимы обслуживали полеты и’ обеспе»
чивали безотказную работу материальной
части. Тов. Ждан 06060 подчеркнул значе-
ние взаимной помощи и выручки,

По просьбе комсомольского бюро для
мололежи были прочитаны лекции и док»
лады, Инженер-майор Алещенко, напри-
мер, слелал доклад «0 потготовке самоле-
‘тов к вылету», Тема доклада инженер-ка-
питана Крюкова — «Особенности экеплол-
тации самолета, состоящего. на вооруже-
нии части», i

Когла в часть прибыли молодые меха-
ники. комсомольская организация решила
помочь им быстрее войти в строй. Меха-
ники-отличники тт. Шпак, Еременко, Де-
менев, Третьяков, Ганчин и другие учили
мололых воинов, как ухаживать за само-
летами, как готовить их‘ к вылету.

Популяризации опыта отличных меха-
ников были посвящены специальные ком-
сомольские собрания в эскалоильях. Ма
собрании в подразделении, где бекретарем
организалии ВЛКСМ лейтенант Тимохии,
выступили отличники учебы Mexanunn Ko-
тин и Овечкин, рассказавшие о том, как
они ухаживают. за своими самолетами.

Серьезное внимание бюро уделяет орга-
низации наглядной агитации,  раз’яеня-
ющей требования уставов и наставлений,
Комеомольцы Черненкий, Лимарев, Мала-
хаев изготовили пенные плакаты «Советы
механикам».

Бюро систематически ‹ выпуекает спе-
циальные бюллетени, посвященные луч-
шим механикам и млалштим. авиаспециали-
cram. Такие бюллетени, были, напримеу,
посвящены мМеханикам тт. Голынскому,
Черткову, Деменеву и другим. С интересом
читают авиаторы «листки-молнии», с00б-
шающие о ‘механиках и летчиках, образцо-
во выполняющих свои задачи.

Комсомольское бюро использует для п0-
пуляризапии опыта отличников и’ радио»
узел части. Проведено несколько радиопв-
редач — «Отличники у микрофона». Еро-
ме того. по радио выступил инженер части,
который подробно рабсказал о работе’ луч-
ших механиков.

Большим успехом ‘у личного состава
пользуется световая газета, выпускаемая
по инициативе комсомольского бюро. Эта
тазета демонстрируется, как правило, пе-
ред началом киносеансов. В ней показы-
ваются итоги летного дня, лучшие люди
части. За летний период обучения в Ча-
сти выпущено 8 номеров световой газеты.

«БИЧ-1».
На втором планере, более совершенной
‘конструкции, построенном в 1924 году, лет-

два — парящих. Пилот нашел, что «БИЧ-2»
нормально управляем и является устойчивой
машиной во всех отношениях.

Газеты в том же году писали о’ новой
оригинальной конструкции Черановского.

Новым словом в советском самолето-
‚строении явился легкомоторный самолет
типа «летающее крыло» == «БИЧ-3» с мо-
B ‚моторизованное «летающее
крыло».

.Выстроенный по той же схеме. самолет
«ВИЧ-7» с 100-сильным мотором показал

высокие летные ‘данные. За выдающиеся

мире

ном Красной Звезды.
Еще. в 1927 году прдект бомбардировщика
«БИЧ-5», автором которого был Черанов-

Последующая конструкция Черановского
— «БИЧ-13» — парабола без вертикального
оперения, на котором в 1933 году летчик
30-минутный паря-

ден почетным знаком «ЗАОР»,

Хорошую оценку летчика П. Стефанов-
чила и двухмоторная  парабола
На ней стояли моторы «М-11».

конструкций, яв-
«летающего

«БИЧ-14».
К числу интересных

развитием схемы
диных сил. Во время испытаний его летчи-

управляемость.
Выдающуюся скорость — 417 километров.
в час -—- показал спортивный гоночный са-
«БИЧ-21» с мотором
лошадиных сил. Выдающиеся совет-
ские конструкторы дали этой машине вы-
сокую оценку. : 7
Испытания всех летательных аппаратов
конструкции. Черановского показали с. пол-
ной ясностью, что схема «летающего
немало
преимуществ перед ‘нормальной схемой. °
На снимке: новый спортивный планер
оригинальной конструкции Бориса Ива-
новича Черановского —«летающее крыло».
Этот планер обладает высокями: аэроди-
намическими качествами, в полете ведет
себя устойчиво и хорошо выполняет фи-
`гурный пилотаж. В овале: конструктор
планера Борис Иванович Черавовский.

Текст В. Наумова,

На розыгрыше предстоящего полета Ге-
рой Советском Союза твардии капитан
Тнездилов дал такую вводную:

— При взлете заглох мотор. Ваши дей-
ствия, лейтенант Овчаренко?

Командир подразделения офицер Гнезди-

КОМСОМОЛЬМ

КРИТИКА
И БИБЛИОГРАФИЯ

по психологии летчиков”

подойти к освещению таких вопросов,
как, например, движение и утомление, ве-
гетативная нервная система. Ценность

о Для успешного обучения человека лю-
бой профессий от педагога требуется уме-
ние выявить индивидуальные особенно-
сти учеников, В воспитании и подготовке
петчиков это’ качество педагога  приобре-
тает исключительное значение, Например,

каждой ее главе мы находим богатую и
удачную иллюстрацию психологического

летчик-инетруктор должен научить KYD- анализа летной деятельности и особенно
‘Санта правильно распределять внимание.   летного обучения. Авторы дают  пеихоло-
А как это сделать? Вот вопрос, ¢  коло-   тические обоснования различным  педаго-

рым ежедневно сталкивается обучающий,
«Для того чтобы летать надежно, очень

гическим мероприятиям по тренировке тех
или иных летных качеств,

ЕНиги состоит ещеи в том, чо почти By

же и в том случае, если туг же 0б’яс-   ной болезни страдают и грудные дети и
няется, что «еенсуз»——по-латински «чЧуВ-   животные, у которых заподозрить психоло-
ство»), «астеническая реакция», «етени-   гические воздействия нельзя. При легкой’
ческий спортивный под’ем» и др. болтанке лица с достаточно устойчивым
Инотда авторы забывают, что их книга   вестибулярным аппаратом и хорошей ве-
предназначена для большого круга чита-   гетативной нервной системой, конечно: ма-
телей, и сбиваются на стиль научной гут быть отвлечены (работой, чтением) от
статьи, говоря, например, о «разлитом тор-  легких проявлений воздушной болезни, Ho
можении коры головного мозга» (стр. 62).   из этого не вытекает, что именно «поихо-
Большая эрудиция авторов проявляется лотические проявления воздушной болезии
в широком использовании разнообразных Указывают правильный ‘путь борьбы с
источников. Удачно приводятся многочис-   Нею» (стр. 10).
ленные высказывания классиков маркеиз- Авторы совершенно правильно предосте-
ма, классиков естествознания (Павлова),   регают от длительного пользования так на-
литературы (Толстого, Лермонтова, МаякоВ- зываемым
ского), искусства (Леонардо да Винчи,  _ BCE SERENE (o> ROROD TORR
Станиславского) и др. Тем большую досз-   ВЫМИ веществами, «которые снимают чув-
ду вызывает то, что авторы не упомина-   СТВо, усталости».

лов не случайно поставил этот вопрос пе-
ред летчиками-истребителями. Всего не-
сколько дней назад в соседнем подразделе-
нии летчик лейтенант Неменко,
него сдал мотор на. взлете,
не смог принять правильного
Вместо того, чтобы посадить малину пря-
мо перед собой, он стал разворачиваться
вправо, что привело к потере скорости и
управляемости,

Лейтенант Овчатенко — опытный лет»

за годы войны, свой ответ построил, учтя

аэродрома.

когда У   друмя
растерялея и   Гнездилог»
решения.   Стрельб по конусу, вторая, ведомая офипе-
ром Ивченко, — по/наземным целям,

конус визируетея под углом
чик, имеющий ото сорок боевых вылетов   Он стремительно идет в атаку, дает корот-

направление взлета и особенности своего   конуса на другую ‘сторону.
точности повторяет ведомый лейтенант Ка-
рапалкин. На этот раз дальность

важно знать, как управлять самолетом,
HO еше важнее знать, как управлять са-

Высказывания авторов проникнуты пра-
вильной мыслью о воспитуемости и трени-

OT советских авиационных психофизиоло-

тов (проф. Геллерштейна, доктора Шишо-  торы,

— Сзжусь прямо перед собой, в преде-
лах аэродрома, используя тормоза. Если
в конце пробега грозит опасность стол-

Правильную позицию также заняли ав-
отрицая вредную теорию «изле-

14 октября 1948 г,. № 244 (1158).

По. ИНИЦИАТИВЕ
ЕВ

Повседневно пропагандируя опыт отлачы
ников, комсомольская организация  св0е-
временно и умело реагирует на недостатки
в работе отдельных комсомольцев. Секре*
пари организаций ВЛКСМ — поддерживают
тесную связь со старшими техниками под»
разделений и воегда бывают в курсе ра-
боты комсомольцев. -— Меёхаников MH MOTO
PHCTOB.

Проведенная организацией ВЛЕСМ
раз’яснительная работа обеспечила при-
MEPHOCTh всех комсомольцев в Ууч006 и
пруде. На зачетах. по. знанию мате-

ны ВЛЕСМ получили
только  отличные и хорошие оценки, 3a
период летней учебы не было ни одного
случая отказа работы материальной части
по вине комсомольцев.

В соответствии с задачами, решаемыми
летным составом, бюро организует лекции,
доклады и беседы, Участник Великой Ore
чественной войны командир звена KOMCO-
молец лейтенант Егоров по поручению бю=
ро’ провело ряд _ содержательных бесед с
молодыми летчиками и поделилея своим
опымом подтотовки к полетам, С поучи
тельным докладом об особенностях пилоти»
рования истребителя выступил перед мо
лотыми летчиками”майор Кривцов.

Большую помощь истребителям оказы»
вает ‘изготовленный  комсомольцами под
руковолетвом командира фотоальбом «В по
мошь ‘молодым летчикам». В этом альбома
рассказьваетея о том, как должен дейст
вовать летчик при взлете, при выполнении
отдельных упражнений и при посадке,

В пачале летней учебы некоторые мо
лодые летчики неудовлетворительно выпол-
пили Упражнения 10 воздушной стрельбе.
По ‘совету командира комсомольцы изго»
товили рял щитов с описанием расчета Wa
стрельбу. Эти шиты паглялно показывали
летчикам, что нужно делать для  того,
чтобы Успешно выполнить упражнения,
По заданию бюро лучший возхушиый стре-
лок части комсомолет лейтенант Кащей
поделился с молодыми летчиками своим
опытом подготовки к стрельбе,

Все эти мероприятия во многом ©10себт
ствовали - повышению качества воздушио-
стрелковой подготовки летного состава,

риальной части чле

Комеомольская организания  неустаипо
воспитывает у. молодых воинов чувство
  ответственности за выполнение воинского

долга перед Родиной, чувство гордости 38a

высокое звание сталинского авиатора,
Недавно в части было проведено комсо-

мольское собрание с повесткой дня: «Зна-

мя — символ чести, доблести и славы».

Комсомолец гваздии сержант Малахаев ла-
рисовал схему боевого пути части. В под-
разделениях были выпущены «боевые лиз

посвященные предетоящему собра-
нию. (обрание проходило у развернутого
знамени. © докладом выступил ветеран
части твардии кацитая Ясание. Он расска-
зал о том, как завоевывалась боевая сла-
ва части, за что она удостоена звания
твардейской и награждена орденом. Выз
ступившие в прениях. комсомольцы Маз
лахаев и Югоров поклялись свято хранить
и множить боевые традиции гвардейской
части.

Комсомольская организация части яв-
ляется боевым помощником командира в
решении задает, стоящих перед личным
составом,

сетки»,

Гвардии старший лейтенант
И,. ВАГАНОВ.

Учитывая прошлые ошибни...

В комплеконом полетном задании зна-
чилось, что истребители должны провести
трупповой «бой». В прошлом полете стар-
ший лейтенант Костин допускал ошибки
при ведении группового боя, Со своим ве-
домым он отстал от группы, неточно пов-
торил маневр группы, а к концу боя вел
его самостоятельно, Командир подробно ана-
тизировал. оптибку и теперь был уверен,
что. офицер Костин не повторит ee,

В зону. стрельб «Яковлевы»

puma
группами. Первую вел офицер
Она пошла на о выполнение

«Яковлевы» идут Ha попутном курсе

в самолетом-буксировщиком, строго’ соблю-
дзя условия упражнения, Ведущий

гвар-
дии капитан Гнездилов устанавливает, что
50 прадусов,
кую очередь и переходит сзади и ниже
Его маневр в

откры-
тия огня выдержана точно, и результаты
стрельбы должны быть успешными. Так

мим собой... Это совершенствование нуж-   руемости большинства летных качеств. 06   ва, и др.). та» (стр. 200). 0 )

но начинать с изучения основ психоло-   этом говорят и подзаголовки: «Развитие г пеуостатка en ами и я о м О ао,

тии», — так говорит генерал-полковник   наблюдательности», «Будьте вниматель- а VENTE Вы ABTOTGHD HOTCABUBACTOR Ha YT.   BOPAFRBAN CAMMET B CTODORY, Когда на аэродроме проверили конус, тб
7 ay

должно быть отнесено некоторое «превоз-   Верждение, что «излетываются» лишь не-
несение» пеихологии за счет физиологии, Которые летчики», Если сюда относятся.
врачебно-летной экспертизы и гигиены.   “Те, кто по своей вине становится вратом
Так, авторы неправильно утверждают, что   <в06его здоровья», и ‘если «такой тип лю-
«именно психология является тем мостом,   Дей может расстроить свое здоровье на лю-
который соединяет авиационного педагога   б0й работе», то к чему говорить 06 излете

Ответ летчика удовлетворил командира,   в нем насчитали немало пробоин,
Он задал еще несколько вводных вопросов,   нант Карапалкин н
связанных @ конкретной лействительно-
стью, содержанием комплекеного задания,

В этом подразделении вошло в практику

нее!», «Как улучшить память?», «Утом-
лен, переутомлен или устал?», «Воспита-
ние эмоций» и т. д, Убелительными дово-
дами авторы опровергают «теорию» о труд-
новоспитуемых- летных качествах.

Тейте-

& этот раз упражнение
выполнил хорошо, Отлично поразил. конус

старший лейтенант Костин. Подобные же

авиации М. М. Громов в предисловии к
репензируемой книге.

_ Действительно, летчику-инетрувтору не-
обхолимы знания из области физиологии
и психологии. Между тем литературы по

психологии летного обучения почти нет,
Читателям, интересуощимея этим вопро-
сом, до сих пор приходилоеь довольетво-
ваться линь отдельными журнальными или
газетными статьями ‘и небольшой (хотя и
очень полезной) брошюрой А. Г. Шишова
«Советы врача  летчику-инструктору при

Хоропю написан раздел «0 наземных
тренажерах». Идея приобретения навыков
полета на земле пеихологическа и физио-
логически вполне ‘обоснована. В книге
обстоятельно излагаются требования к
тренажерам и освещается методика тре-
нировок.

В книге также приводятся примеры ме-

и врача при совместном изучении роли
личного фактора в аварийности, причин
неуспеваемости...>.

В неверности этого утверждения легко
убедиться, обратившись к обычному слу-
чаю плохой посадки самолета куреантом,
не поддающейся, на первый взгляд, ис-
правлению. В данном примере

«мостом»   сказано очень мало,

правило — тщательно анализировать. все
ошибки, даже мельчайшие неточности в
действиях леттиков и находить  правиль-
ные пути для устранения их. Такой прин-
цип, положенный командиром в основу лет-
ной подготовки, способствует совершенет-
вованию методов обучения, повышает ма-
стерство истребителей.

(в кавычках или без кавычек)?
‚Нужно также заметить, что в пособии’
по психологии для летчиков должен был
найти место раздел о психологических ис-
следованиях кандидатов‘ В авиаучилища,
Между тем в репензируемой книге об этом

* обучении курсантов».

Рецензируемая книга №, Платонова и 1.
Шварца восполняет этот пробел в авиаци-

’  онной литературе. Авторы в еввоем труде
о дают читателю оевовные представления по

’ вопросам психологии ощущения, восприя-
тия, внимания, памяти, мышления лично-
сти, В книге достаточно подробно раекры-
ты и такие важные для авиационной
практики понятия, как Навыки, эмоции,
воля.

Олин из авторов книги №. Платонов —
врач и психолог, хорошо внающий летное
дело. Это помогло ему с научных позиций
——

* К Платонов и Л. Шварц. «Очерки
психологии для летчиков». Под редакцией
А. Н. Леонтьева. Воениздат МВ@ СССР,
  1948 г, стр. 192, цена 7 руб. 25 коп.

дицинских характеристик летного состава,
Характеристики эти могут служить образ-
HOM для авиационных врачей,

Совершенно правильно авторы ставят
вопрос о пользовании единой терминологией
в практике работы инструкторов и препо-
давателей. Истественно, курсант дезориен-
тируется, если инструктор употребляет
термин «перемена рулей», а преподава-
тель теории полета не признает этого тер-
мина. Между тем разнобой в. терминологии
еще кое-гле встречается. Надо с ним по-
кончить.

Читается книга с интересом. Язык до-
ходчив. Однако встречаются  пностранные
слова, употребление которых не вызывает-
ся необходимостью. Так, например, нет
надобности в словах «севеомоторные» (та

На предполетной подготовке офицер
Гнездилов сообщил, что его ведомым будет
лейтенант Карапалкии, 4

может служить не пеихология, а врачебная
экспертиза. Инструктору и врачу нужно
попытаться коррегировать неполноценный

Также необходимо было бы осветить
отечественный опыт и перспективы пеихо-
логических исследований, параллельно е

глазслвигательный аппара’ е - — Следите за мной Е
cee глубинного a eae. шее Se oe ет dine. ал ое 10 Ва
можности пеихологии при - ,
Переоценка психологического фактора   нии парашюлным прыжкам ри оруче-   сказал он этому летчику.

‚ Командир знал слабое место подчинен

nero. У него не было еше твердых навы-
  ков в стрельбе по воздушным целям. Стре-
лял лейтенант Карапалкин с переменным
успехом. Оценки выше посредственной он
не получал. Комавлир сумел правильно
установить причину неудач. Летчик вел
огонь 6 больших дистанций, опасаясь
столкновелия с конусом. Сегодня Гвардии
капитан Гнезлилов взял Карапалкина pe-
домым, чтобы лично показать, как нало
строить маневр при заходе на стрельбу по
конусу,

Воздунной   Книга
издана хо .
авторами, . дана рощю, но рисунков ма

что «не грубые физиологические (рвота,   * ЗМ9раны они неудачно, и некоторые
бледность, холодный пот. иногда дрожь и  3 НИХ не оригинальны.
т, д.), а более тонкие психологические Несмотря на указанные
симптомы воздушной болезни являютея   спит. 6
вамыми главными», а,  оезусловно, отвечает, залаче —
При сильной болтанке человек е легко   \ОЧЬ летчикам-инструктюраи и авиа-
возбудимым  вестибулярным аппаратом   ЧИОННЫм врачам овладеть основами пеахо-
страдает именно вследствие мучительной   погаа.
тошноты и. рвоты, & He пйз-за «тонких _
психологических симптомов». От воздуте

имеет место и при описании
болезни, Нельзя согласиться е

погрешноетя,

Дзктор мэдицинских наук
Я. САМТЕР,

результаты были доститнуты и в стрельбе
пе наземным целям,

В ходе дальнейшего выполнения Задаа
ния истребителям также удалось избежать
ошибок, которые были выявлены на пред=
шествующих юлетах. Так, старший лой-
тенант Костин 00 своим ведомым во время
воздушного «боя»

не отрывалея, точно
выдерживал свое место в боевых  поряд-
ках, четко принимал команды по радио

И своввременно их выполнял. Это позво-
лило твардии калитану  Гнездилову проз
вести 60’ своими летчиками успешно воз-
душвый «бой» на вертикальном и горизон=
тальном  маневре и хорошо управлять
группой в воздухе,

...Мад аэродромом четким строем проходят
летчика подразделения Героя Советского
Союза гвардии капитана Гнезлилова. Ве-
дущий распускает группу. Пары идут на
посадку, Комплексное  полетное а
выполнено успешно.

Майор М. ГОЛЫШЕВ,

задание