Nat

3 ноября 1948 г, № 261 (1175).

ечь А. Я,

LD

1. ПОПЫТКИ ЗАМАЗАТЬ ПРОВАЛ
БАЛКАНСКОЙ КОМИССИИ

(оветская делегация внимательно следи_
Ya за прениями по настоящему вопросу.
Мельзя не отметить, что некоторые деле-
пдии с усердием, достойным лучшего
применения, старались во что бы TO HH
смло поддержать обвинения, выдвинутые
б(алканской комиссией, При этом некото-
рые делегаты действовали настолько пред-
вая, нооб’ективно, пристрастно, что это
не могло не броситься в глаза и не может
не вызвать протестов противо такого  He-
позволительного обращения с фактами. Это
в первую очередь OTHOCRTCA к филиппин-
спо-американскому генералу Ромуло, кото-
рый совсем уже распоясалея и не щадил
‘ил чобы разыграть отведенную ему
роль с обычной своей беззастенчивостью и
развязностью. Это надо сказать особенно о
той части ето выступления, в которой он
позволил с0бе опуститься до базарной ру-
тан, считая, очевидно, это наиболее удоб-
pol формой доказательства своей правоты.
мг маленький человек, как видно, обла-
дает очень большими претензиями и боль-
mo апломбом. Он распространяет, обыч-
но, вокруг себя много пгума,  воображая,
о он делает дело. В действительности,
(к гремит, как пустая бочка.

Председатель: Господа, я знаю, что
приюедатель едва ли имеет большую
власть, но все-таки я не могу позволить,
чин подвергался оскорблению кто-либо
mm членов собрания. Я попрошу г. Вы-
писком быть более осторожным в своих
выражениях.

Вышинский: Г-н председатель, очень
шаль, что вы © такой просьбой раньше не
обратились к г. Ромуло, который позволял
(бо называть наши предложения цинич-
ными, который говорил, что советекая де-
легация позволяет себе небывалую наг-
ость, выдвигая свои предложения. Если
г, Ромуло мог так говорить и вы не сту-
чали молотком, то я также буду говорить,
или совсем не буду говорить. Вы должны
быть более лойяльным и не позволять
здесь наносить оскорбления советской де-
леации. Но если вы этого не сделали в
cho время, то соблатоволите мне не ме-
пить самому защищаться против гнусных
обвинений,

Я продолжаю. 910 © таких людях, как
Ромуло, оворит пословица: На рубль ам-
(unum, на грош — амуниции. Стоит ли
обращать внимание на этого’ господина?
Очевидно, не стоит.

Церейдем к существу дела. Некоторые
Уелегаты пытались оспаривать ‘наше ут-
верждение, что доклад балканской комис-
«ии порочен в самой своей остове, что он
страдает крупнейшими недостатками и что
выводы, к которым пришел этот комитет,
He соответствуют фактам и должны быть
поэтому отвергнуты. Они не отрицали, что
в докладе имеется немало ошибок и даже
наТяжек, % также выводов, не подкреплен-
ных никакими доказательствами. Но в то
же время они ‘нам говорили: Вы берете
отдельные факты, которые, действительно,
не выдерживают критики. Но есть ‘другие
факты, заслуживающие внимания H дове-
рия, и вот эти-то факты и позволяют по-
ложительно отнестись к докладу балкан-
ской комиссии,

Действительно, в докладе  балканской
комиссии имеются некоторые факты, за-
служивающие доверия, но эти факты не
имеют отношения к тем выводам, направ-
ленным против албанского, болгарского или
югославского правительств, к которым при-
шла балканскзя комиссия в результате
своей работы и которые велед ва нею по-
зторяют  прелставители четырех прави-
тельств — США, Великобритании, Фран-
ции и Китая. Таких фактов, которые мож-
но было бы положить в основу обвинений,
пред’являемых теперь правительствам
трех северных соседних с Грецией госу-
дарств, нет, и никто до сих пор таких фак-
тов не назвал. Сами наблюдатели и сама
балканская комиссия знают эту свою ела-
бость и поэтому они старательно обхолят
наиболее скользкие места и вместо’ кон-
кретных деловых замечаний и соображений
ограничиваютея общими фразами и такими
формулами, которые здесь уже отмечались
и которые изобилуют такими словами, как
«комиссия предполагает», «комиссия J0-
пускает», «комиссия считает вероятным»,
«комиссия исходит из презумпции» и т. д.
яти.

Bor это мы и считаем крупнейшим
пороком, да это так и есть в действитель-
ности. Напрасно на этот крупнейший по-
рок работы балканской комиссии  некото-
рые делегаты закрывают глаза, напрасно
они пренебрегают всеми теми извращения-
Ми, передержками, ложными выводами и
ложными утверждениями, которых Tal)
иного в докладе балканской комиссий, и,
особенно, в тех случаях, когда дело идет
© наиболее серьезных вопросах. Не пра-
ВЫ тв, кто, снисходительно относясь к этим
порокам и недостаткам работы балканекой
комиссии, считают, что если в докладе
можно наскрести некоторое количество 00-
лее или менее достоверных показаний и
покументов, то и дело в шляпе. С таким
подходом к серьезным делам нельзя ми-
риться. Нельзя строить  обвинительных.
BEBOMOB па основании догадок,  предполо-
жений, так наз. презумиций А между
тем это является преобладающим методом
работы балканской комиссии. Й поэтому
МЫ говорим, что е таким методом в руках
балканская комиссия не могла справиться
CO своей залачей сколько-нибудь успешно,
и она действительно с этой задачей не

свидетелей, показания которых фитуриру-
ют в греческом документе, только один
заявил, что видел, как минометы вели
огонь © югославской территории, да и №
это было ночью. Представленные  доказа-
тельства, — говорит г. Глэшин, — ия
прошу на это обратить внимание, это не
мои выводы, это не Мое заключение, эт
He моя критика, это не мои слова, это
слова г-на Глэпшна, представителя Авет-
ралии в балканокой комиссии, — не под-
тверждают выдвинутого обвинения, хотя
в предварительном письме греческих вла-
стей и утверждаежся  ображное». O6pa-
тие ваше внимание Ha документ
А/АС. 15/СР. 45. Там это воспроизведено
так, как я сейчас процитировал.

Это один протокол. Вот друтой протокол
49-го васедания, которое — состоялось
23 марта 1948 года по поводу второго до-
втада группы наблюдателей № 1. В этом
протоколе отмечается новое заявление ав-
страляйского делегата, очень характерное
заявление, в котором говорится, что произ-
веденные наблюдения «не являются пря-
мыми, и выводы не вытекают из получен-
ных свидетельств». Чего же стоят эти вы-
воды? Какая же цена этим выводам? Я
приглашаю членов комитета проверить
правильность моего цитирования. Австра-
лиец говорит: «Эти доказательства не яв-
ляются прямыми, и выволы не вытекают.
из полученных свидетельеть». Что же тог-
Ла означают эти так называемые «евиде-
тельства»? Ничем. Нуль, с которым и
нужно обращаться так, как обращаются с
нулями. Разве, я спрашиваю, этото недо-
статочно лля того, чтобы по крайней мере
(это — минимум) с исключительной оето-
рожностью ‘подхолить к сообщениям на-
блюлателей и, особенно. к тем выводам,
которые делают наблюдатели?

Оказывается. что в данном случае не
было никаких показаний, которые были бы
сделаны непосредственно партизанами, пе-
реходившими границу, или партизанами,
прибывшими из Албании. Оказывается, из
шести свидетелей только один заявил, что
видел, как партизаны переходили границу,
хотя, по его словам, дело было ночью, а
определил он, что это были партизаны,
только «по вспышкам фонарей». Пу, знае-
те ли, если по вспышкам фонарей опре-
деляется, что едут партизаны, то грош це-
на таким показаниям, и нужно удивляться
наивности или нелобросовестности этих
т. н. «наблюдателей», которые позволяют
себе на основании такого рода вздорных
умозаключений приходить к таким серьез-
ным политическим выволам, которыми они
Уснастили свои хоклады и доклад балкан-
ской комиссии. В этом же протоколе мож-
но прочесть следующее:

«После тщательного изучения карты он
заключил, что партизаны, возможно, мог-
ли притти на юг с гор, но весьма вероят-
Но, что этого и не было. Вывод труппы
наблюдения был сделан только на основа-
нии топографических данных и, в лучшем
случае, является простым  предположени-
ем». Этот. документ имеется за № 16 28
49. Это говорит член балканекой  комис-
сии, здраво анализирующий те  конкрет-
ные факты, которые кладутся в ‘основу
обвинений против трех северных соседей
Греции. Австралийский делегат уже в то
время пришел к выводу, что опрос евиде-
телей проводилея «чересчур поспешно и
некритически». Кроме того, как правило,
он велся в присутствии греческое офице-
ра по связи.

Вот извольте послушать, что предетаз-
ляет собой протокол 18-го заседания под-
комитета № 1, которое происходило
3 февраля 1948 гола, гле записано вы-
ступление делегата Пакистана. Что гово-
рил делегат Пакистана? Вот его собствен-
ные слова:

«Наш комитет, — сказал представитель
Пакистана, — должен высказаться по по-
воду одного очень важного инцидента, &
именно, орудийного обстрела Греции е на-
правления, которое, по мнению  наблюда-
телей, является албанской — территорией,
Сам этот комитет нашел, что есть боль-
шая доля вероятности в том. что это бы-
ло именно так, однако это недостоверно.
Поэтому, — говорит пакистанский деле-
Гат, — я считаю, что Такое решение мо-
жет сделать комитет об’ектом очень серь-
езной критики».

И, как вы видите, пакистанекий  деле-
гат не ошибся. }

«Как бы ни великз была вероятность
чего-либо, никто не имеет права, — 91%
говорит пакистанекий делегат, — обви-
нять кого-либо на оснований предположе-
ний. И если мы включаем это выражение
в наши наблюдения, то это, очевидно,
предназначено для того, чтобы создать у
широкой щублики впечатление, чм Алба-
ния имеет — в чем мы сзми не уверезы
—- орудия на своей границе».

0 чем говорит это заявление предетави-
‘теля Пакистана? Оно говорит © том, что
в одном, очень важном инциденте,
рый, по мнению наблюдателей, давал oc-
нования обвинять Албанию в том, 910 с е®
территории. производилея орудийный 06-
‘стрел. Греции, в распоряжении‘ наблюдате-
‘Лей не было достоверных” фактов. Это за-
явил делегат Пакистана. Именно поэтому
делегат Пакистана предостерегал балкан-
скую комиссию от неосторожного. ввлюче-
ния этого инпидента в доклад, опасаясь,
что в случае включения этого инцидента
в доклад комиссмя будет скомпрометиро-
Вана. :

Делегат Пакистана бросил наблюдателям

09еы посвящены единственной теме

ROTO=

справилась. 06 этом с полной  убедитель-
НоТьЮ говорят такие материалы, Kak,
например, протоколы заседаний комиссии,
раскрывающие в полной мере, как шла
работа комиссии и какие крупные дефев-
Ты векрывались в этой ee pabore.

Я обращаюсь к этим фактам. Вот перед
Нами протокол 46-ю, заседалия комитета
4 марта. котла обсуждалось греческое с
общение о пэющи греческам партизанам
© стороны Югославии. Я имею в виду до-
кумент под номером А/АС. 16/144. На
ATOM заседания представитель Австралии

‚ Глошин заявил: я цитирую 4..3 трех
\

п балканской комиссии еще более серьез-
ное обвинение, указывая на то, ITO BRIW-
чение этого инцидента предназначено для
ото. чтобы создать у общеетвенного мне-
ния впечатление, что Албания имеет Ha
своей гпраниие с Грецией орудея, тогда как
сама балканская комиссия в этом не уве-
рена.

Разве это не свидетельствует 0 совер-
шенно педопуетимом, порочном методе ра-
боты и групп наблюдателей, и балканской

комиссии? Разве это не свидетельствует © ! ной казни являются
том, что и наблюдатели, и балкашекая ко-   «свидетелями» для получения от них та-

миссия не брезгали никакими  средетвами
для TOMO, чтобы создать впечатление У
общественного мнения, невытодное для
Албании, чтобы, используя даже до 0ч6-
видности недостоверные факты, выполнить
ту неблагодарную роль, которзя навязана
балканской комиссии ве вхохновителями и
покровителями? Разве не 06 этом же гово-
рят и такие факты, как изобретенная ан-.
глийским делегатом Джекобсом формула
так называемых «сильных  предположе-
ний», которая предназначена была для то-

‚Го, чтобы придать больше достоверности
‹ простым, обыкновенным догадкам, сплошь

и рядом покоящимея на обыюновенных
обывательских домыслах, не  подкреплен-
ных никакими фактами. Лля вяшей у0е-
дительности Джехобе, как это видно 13
протокола 101-го заседания комитета,
предложил включить в протокол указание

СТАЛИНСКИЙ

сокол

Ушинского по греческому
2 ноября в Первом комитете

ких показаний, какие выгодно и жела-

тельно получить допрашивающим их вла-
стям.

Филиппинскому генералу следовало бы
обратить внимание на эти факты, если он
способен обращать на что-нибудь внимание.
В связи е этим я хотел бы поставить сле-
дующиай вопрос:

В выводах балканской  комисени гово-
рится, как мы видели, об ответственности
Албании, $ том, что «установлена  ответ-
ственность Албании». Но возникает закон-
ный вопрос; Что вначит это выражение—
«установлена ответственность Албании»?
Чья именно ответственность? Албанекого
правительства? Албанских гражданских
властей того или иного пограничного рай-
она? Албанских военных властей? Погра-
ничной охраны? Я спрашиваю: чью ответ-

на то; что имеются, мол, показания свиде-
телей, которые. как он выфазилея,  пох-
тверждают «сильные предположения» ^_0
том, что труппа партизан прибыла в [06-
цию из Югославии.

Но разве от того, что мы к слову «пред-
положения» прибавим слово «сильные»,
эти предположения перестанут быть пред-
положениями, хотадками? Было бы лучше,
если бы нам показали. на чем они обосно-
вываются. Тогда не нужно было бы гово-
рить и о кавих-то’ «сильных предположе-
ниях», Пытаясь таким образом  подкре-
пить шатаюлиеся и неубедительные пре-
зумппии, которые никогла. ни при каких
обстоятельствах не могут быть основанием
для BEIBOXOB, особенно котла эти выводы
сводятся к весьма. серьезным.  политиче-
ским обвинениям.

Между тем, именно так действовала
балканская комиссия. Вот почему против
такого трюка протестовал австралийский
делегат, который почему-то молчит теперь.
On тогда потребовал от балканекой комис-
сии предоставления более убедительных
доказательств прежде, чем выразить свое
согласие с этими т. н. «оильными предпо-
ложениями», изобретенными английским
прелетавителем Джекобеом.

Удивительно ли после этого, что пред-
ставитель Австралии на 30-м заседании
подкомитета 15 февраля 1948 г. заявил
(я цитирую, не пропуская ки одного
слова, по русскому переводу), что «труи-
пы наблюдателей только и старались най-
ти случай схватить кого-нибудь, а их от-
партизанам». Это выражение «охватить
кого-нибудь» очень метко характеризует
методы работы наблюдателей.

Изучение 13 доклалов группы наблюда-
телей № 1, опросившей 90 свидетелей,
показало, ‚ что значительное количество
этих свидетелей приходится на долю rpe-
ческих офицеров, в том: числе одного пол-
ковника, и солдат, трех-четырех десятков
представителей привилегированных групи
населения Греции, зажиточных  «обижен-
ных» партизанами крестьян, около двух
десятков свидетелей, показанных под 10-
мерами — законопирированных, и двух

десятков или около этого захваченных или

сдавшихся партизан, которые, как прави-
ло, дают самые общие и притом противо-
речивые показания. По повоху этих свиде-
телей мы имеем замечания самой балкан-
ской комиссии в ев докладе А/574, Здесь,
в параграфе 131 указывается на то, что к
концу мая 1948 года группы наблюдения
опросили околе 500 свидетелей. Из заме-
чаний, сделанных Uo этому поводу комис-
сией, видно следующее:

1. Большую чамь этих свидетелей
предоставляла наблюдателям ° греческая
‘служба связи в комиссией, и только неко-
торые из этих свидетелей отбирались, как
говорится в доклада, случайно. Ясно, что
это были заранее подготовленные свидете-
ЛИ,

2. Эти свидетели, как правило, опраши-
вались в присутствии  треческото офицера
связи; это тоже, ‘конечно, имеет очень
серьезное Значение для тех, кто пришел в
комиссию дать показания под наблюдением
офицера связи и уйдет из этой комиссии,
также оставаясь под наблюдением этого же
офицера связи.

3. Большинство показаний относительно
материальной помощи греческим. партиза-
нам со стороны северных соседей Греции
было слелано сдавшимися или взятыми в
плен партизанами, которые находились то
Этого некоторое время в руках греческих
властей, :

Что означает эта фраза: «находились в
руках греческих властей», легко понять,
если принять во внимание еще другие
замечалтия балканской комиссии,  водер-
жатщиеся также в её материалах и прото-
колах. Имеется. например, указание, что
греческие власти этих свидетелей, нахо-
дящихся в их руках, систематически м0-
рили голодом, чтобы понулить их Давать
труннам наблюдения нужные показания.
18 февраля с. г. группа наблюдения № 2
опралтивала свидетеля, законспирированно-
го под № 18/2/А, В протоколе говорится:

«В конце опроса  свихетель сообщил,
что 17 февраля, т. в. накануне  лопроса,
греческие власти пелый. день ето не кор-
мили, Греческие офицеры,  присутетвовав-
шие при лопроее, протестовали, когла пе-
реводчик перевел эти слова труппе наблю-
лателей». Это локумент;: A/AC.16/CC.1/0]1
2/4, приложение А.

Cama  балканекая комиесия отмечает
случаи, когда свидетелей сутками морили
тополом, прежде чем доставить их для до-
проса.

Как же можно рассчитывать получить
добросовестные и свободные показания от
таких люлей?

В докладе № 5 группа наблюдения № 3
отмечает, что, опрашивая захваченных в
плен партизан, эта группа наблюдения
имела дело с люльми, которые ждут смерт-
Ной казни.

_Имеётея немало фактов, которые приво-
дились уже в других случаях Ha sacera-
ниях разных органов Организации 0б’ели-
ненных Напий, показызаюдтих, что захва-
ченные в плен и приговорелные к смерт-
весьма удобными

ственность, в сущности  товоря, имеет в
виду почтенная балканская комиссия, ког-
Да она заявляет, что «установлена ответ-
ственность Албании»? И. наконец, на ка-
RUX же именно хоказательствах «установ-
лена» эта ответственность? ,

06 этом балканская комибсня ничего не
говорит, ограничиваясь общей и притом
столь расплывчатой формулировкой, кото-
рая предоставляет полному произволу каж
ото толковать эту формулу или формули-
DOBRY, как угодно. Между тем, этот Bo-
прос имеет весьма существенное значение,
особенно в связи с теми выводами,  кото-
рые сделала, с одной стороны, балканекая
комиссия и которые, с другой стороны, те-
перь механически повторяют за ней ав-
Торы проекта резолюции, внесенного в
Первый комитет от имени правительств
США, Великобритании, Франции и Китая,
повторяют Ромулы и Ремы. (Смех). _

Ведь каждому должно быть ясно, что
если ответственность за целый ряд погра-
ничных инцидентов или нарушений, как
говорится в докладе комиссии, территории
Греции  н6 може» быть — возложе-
на на правительства северных  еоседей
Греции или на их ответственные органы,
то какие в таком случае основания пред’-
являть правительствам указанных стран
требования, которые так поспешно пн 6e3-
ответетвенно пред’являютея к правитель-
отвам трех северных соседей Греции? Ta-
ких оснований нет, и никакая истерика
истеричных людей здесь не поможет...

Вот почему делегация ССОР считает co-
вершенно недопустимым пробелом в рабо-
те комиссии такой вопиющий факт, как
отсутствие конкретного определения тех
именно органов, на которые  возлатается
ответетвенноств за так называемую по-
мощь греческим партизанам,

Австралийский делегат в своем выетуп-
лении обратил 0606%е внимание на выводы
‘балкансвой комиссии, содержащиеся в
п, 63 четвертого доклада, но аветралий-
  ский делегат в этом случае сделал ту же
самую ‘непростительную ошибку. чо и
вся балканская комиссия. Он также го-
ворит © том, что помощь и содействие во
стороны Албании «точно установлены и
“Не могут быть, как он сказал, прощеных».
Не могут быть прощены кому? Албании?
Но что такое «Албания»? Имеется в ви-
ду албанское правительство? Или это ка-
\ВИе-То органы, которые  покровительетво-
вали оказанию этой помощи? Или это 2—
3 сюлдата, которые вели приятные разго-
воры в то время, как шел жестокий пу-
‘леметный обстрел с югославской или дру-
й какой-то территории, по словам этих
наблюдателей, греческой территории? 0
чем здесь говорится? Но если обратиться
Е этому параграфу 63-му, то что мы ви-
Дим?

Оказывается, что и в этом параграфе
балканская комиссия старательно обходит
именно этот важнейший вопрос — вопрос
06 ответственности албанского правитель-
ства. И если у вас, гг. делегаты, будет
время, было бы важно, если бы вы на
это обратили внямание. посмотрели с0бст-
венными глазами на действия, указанные
в. этом параграфе. В самом деле. В п. 1
‚параграфа 63 говорится о том, чм пар-
тизаны в приграничных зонах в большой
мере зависели от снабжения извне и сю-
Да прибывали какие-то количества 00у-
жия, боеприпасов и других военных мате-
риалов и сильно укрепленные позиции
партизан защищали их жизненные линии
снабжения из Болгашии, Ютославии и Ал-
бании, :

Ho rye же злесь хотя бы один звук о
‘TOM, что правительства Югославии, Болга-
рии и Албании участвовали в этих нару-
шениях? Где же здесь хотя бы слабый на-
мек на ответственность этих правительств
за все то. что констатируется в п. 1 wa-
parpada 63? A вы увидите дальше, что от
‘этого вопроса зависит очень мноте, и я
это постараюсь показать не собственными
рассуждениями, а теми выводами, к кото-
рым пришла по этому вопросу сама бал-
канекая комиссия. В п, 2 этого параграфа
говорится о переходах партизан на терри-
TOpu по другую сторону границы и 95-
ратно. Здесь тоже ничего не говорится о
содействии албанских правительственных
органов и тем более самого албанского пра-
вительства. В п. 3 этого параграфа гово-
рится о том, что партизаны часто с без-
опасностью отступали на территорию Алба-
нии. Болгарии и Югославии. Может быть,
такие факты и были, но п здесь ничего
не говорится о том, что же потом сталось
с теми партизанами, которые отетупили на
болгарскую терряторию, и в какой мере 3a
это должно отвечать болтзрское прави-
тельство?

Как же можно при таких условиях го-
ворить о том, что параграф 63 представ-
ляет собой «сильный вывод» против Ал-
бани, как это делает австралийский де-
легат, и это тем более; что в тех же вы-
водах гл. 4 имеется еще параграф 65, в
котором говоритея бухвально следующее:

болгарская, ‘югославская
обстреливала грече-

«Албанская,
пограничная стража
скую территорию»,

Вместе с тем здесь же конетатируется,
что нет никаких доказательств, что эта
‹тража действовала по приказу своих выс-
ших военных властей,

А дальше делается следующий вывод:

ыы

«Комитет убежден, что в тех случаях,
когда происходили инциденты, не связан-
ные с непосредственной помощью  грече-
ким партизанам, они являлись результа»
том напряженного положения на границе,
3 не преднамеренных провокаций».

Вот что признает балкановая вомиесия,

Надо отметить, что в этом же паратра-
фе балканская комиссия признает и слу-
чаи нарушения границы северных  006-
дей Греции греческими войсками, что, по
мнению комиссии, легко об’яснить уело-
виями, в которых нахолятея греческие
войска. Но разве не в зналогичных уело-
виях, или еше более трудных, находятся
партизанские вооруженные силы?

Bee эти обстоятельства принесли серь-
езное смущение некоторым делегациям и,

в частности, авотралийской и пакистан-
ской. Мы видим, что это смущение авет*
рапийская делетация выразила в своем
заявлении, содержащемся на 34 странице
дополнительного доклада (документ А/644)
в следующем заявлении: «Делегация Авз
стралия придерживается того мнения, что
в этих условиях было блаторазумнее He
делать пока никаких рекомендаций п
оставить задачу отыскания решения Гоне-
ральной Ассамблее».

Вот осторожный подход двух об’ектив=
ных людей, которые видят в докладе бал-
канскей комиссии путаницу, такой сложа
ный клубок противоречий и взаимео uC
ключающих друг друга данных и говорят,
что при таких условиях было бы блатора-
вумнее воздержаться от того, чтобы рекоз
менховать то, что вы здесь рекомендуете.

2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОГО БЛОКА —
НОВЫЙ УДАР ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБ’ЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Вы, 4 державы, так слешо идете за бал-
канекой комиссией, а было бы лучше. про-
явить 3д6ь TY осторожность, которую
подсказывает каждому честному человеку
чувство  беспристрастия,  непредвзятости,
об’ективности. Конечно, вы можете отверг-
нуть все ото, у вас большинство голосов,
но моральное впечатление, которое оста-
нется от несправедливого решения, от та-
вого решения, которое здесь Первый коми-
тет большинством голосов может принять
вопреки фактам, при наличии нераспутан-
ной путаницы, ляжет на вею Организацию
Об’единенных Наций пятном. Такое реше-
ние будет подрывать авторитет и Первого
комитета, и его большинства, и Генераль-
ной Асбамблеи, п всей Организации 06-
единенных Наций. Вас толкают Ha отот
путь. Мы предостерегаем вас против этого
пути, идя по которому нельзя найти cmpa-
ведливое решение так наз. греческого во-
прова, _

Здесь австралийский делегат  товорил,
что было бы неплохо, если бы в Цариже
собрались представители четырех госу-
даретв; Албании, Болгарии, Югославии и
Греции и поискали бы решение вопроса 0
том, какой процедурой и какими  методз-
ми можно было бы уладить эти разногла-
ся между 4 державами? Советская  деле-
тация считает, что эта мысль аветралий-
ского делегата заслуживает серьезного
внимания. Но мы пойлем дальше авотра-
лийской делегации. Мы настаиваем на
том, что с докладом балканской комиссии
нам делать нечего; его нужно просто выб-
росить в мусофный ящик,
тряпье, как мусор, не заслуживающий ни-
какого внимания.

Те факты, которые приводили здесь мы
и другие лелегации, критиковавшие доклад
балканской комиссии, не оставляют ника-
кого сомнения в том, что нет достоверных
данных, на основании которых могло бы
сложиться такое убеждение, выводом из
которого было бы принятие резолюции,

предложенной представителями США, Ве-

ликобритании, Франции и Китая. Первый

комитет должен будет сделать свои выво-

ды на основании серьезного отношения к
имеющимея в его распоряжении материа-
лам и той вполне обоснованной критики
работы балканской комиссии, о которой
здесь уже говорилось.

Не повторяя сказанного ранее и не
вдаваясь в детали, считаем уместным о6-
ратить внимание комитета нз выступление
представителя Австралия 30 октября в
этом комитете, который, в сущности го-
воря, целиком подтвердил ту отрицатель-
ную характеристику, которую дала работе
балканской комиссии делегация Советекого
Союза. Со всей свойственной положению
австралийского делегата — осторожностью
г. Ходжеон не мог не подтвердить, что
«почти очевидно; что треческие партизаны
не получают военной подготовки в стра-
нах, расположенных на севере». Значит,
рушится обвинение о том, что на севере
были спепиальные латери, в которых были
специальные военные школы. где партиза-
ны проходили спениальное военное обуче-
ние. Ибо австралийский лелегат говорит:
«Почти очевидно, что греческие партиза-
НЫ не получают военной  полготовки в
странах, расположенных на севера».

Но если это даже ему «почти очевил-
но», то разве это можно принимать в 066с-

‘нование обвинений?

Ходжеон товорил: «Возможно. нет необ-
XOLUMOCTH подчеркивать, что в обоих ло-
кладах (речь идет о докладах балканекой
комиссии) не содержится настоящего дока-
зательства... какого-либо активного участия

‘войск северных соселей во внутреннем кон-

фликте в Греции». Он же говорит яоно, вы
можете это прочесть, что нет необходимости
подчеркивать, что в обоих докладах не

как немодное

содержится никакого доказательства того,
что вооруженные силы, что отряды каких»
то югославских или албанеких солдат, ак-
тивно участвовали... ит. х.

Uno we Tora остается?

Тотда остается то знаменитое моральное
сочувствие, которое балканская комиссия
решается поставить в вину ютославеким,
албанским и болгарским патриотам, сочув-
ствующим патриотам других стран. Mo-
ральное сочувствие балканекой комиссией
тоже ставится в вину. Разве в этом же
самом заявлении Ходжеон не сказал: «По-
клады специальной балканской  комисопи
06’единенных Наций не дают и, конечно,
не могут дать полного представления о по-
ложении на Балканах».

А я вас спрашиваю теперь, ели у ваз
нет полноте представления © положения
на Балканах, то нет и полного представ-
ления о положении на границах между
тремя государствами, с одной стороны, и
Грецией, с другой. Значит, есть какое-то
неполное представление. И вот на основе
этого неполного, Takoro ограниченного
представления вам предлагается принять
грозную резолюцию. Разве не сказал тот
же самый Холжсон: «Вывод о том, что
греческие партизаны часто свободно пере-
ходят через границу по тахтическим  co-
ображениям, можно было бы  об’яенить
упущением со стороны правительств се-
верных соседей ввилу гористого характера
большей части пограничного  рабна и
трудности эффективно контролировать гра-
ницу всетда и во всех местах»,

Ходжеон — член австралийской делегая
ции. Он знает работу комиссии, и он. го
ворит, что были случаи переходов, но это
об’ясняется не злонамеренноетью, а упуз
щением со стороны властей, которые ока-
зываютея не в состоянии на протяжении
этих 400 километров  греко-болгарекой
границы охранять ее должным образом.
Эта травипа проходит, по крайней мере
наполовину своей линии, по  тористой
местности, Болгарское правительство не
имеет возможности в достаточной мере ох-
ранять эту границу в силу своих ограни-
ченных вооруженных сил, установленных
для нее мирным договором. Болгария не
имеет возможности поставить  потранич-
ную стражу более часто, чем олин пост на
Ф километров границы. ели посты поз
граничной страны удалены более чем на
1 километров доуг от дроута, то не нужно
обладать большим умом, для этого лоста-
точно и маленькото ума кавото-нибудь Ma-
ленькото человека, чтобы понять, что эф-
фективная охрана границы при таком pac-
положении войок крайне затруднена.

Замечание Ходжеона, которое я только
что приводил, эти ео четыре-пять вы-
волов, полностью реабилитируют  прави-
тельства северных соседей Греции и яв-
ляются, с другой стороны, серьезным п

суровым осуждением и разоблачением н8-.

тодных методов балканской комиссии.
Факты есть факты, логика есть логи-
ка, и мы не имеем права уходить от фак-
тов и ломать логику только потому,
это привелет нас не к тем результатам и
выводам, которые, может быть, Уутодны
были бы организаторам и вдохновителям
всего этого дела. Эти выволы г. Холжеона
находят подтверждение в об’ективных лан-
ных, и эти об’ективные данные заключа-
ются именно в том, что констатирует сама
балканская комиссия. Эти переходы бол-
тар, ютославов, или албаннев, пли греков
в ту или другую сторону от границы яв-

‚ляются не проявлением зяонамеренной в9-

ли, а результатом тех об’ективных усло-
вий, в которые поставлена охрана грани,
отделяющих Азбанию, Болгарию и Юю-
славию от Греции. И с этим не хотят счи-
тТаться.

(Продолжение следует}.

Воззвание коммунистической
у партии Дании

КОПЕНГАТЕН, 2 ноября. (ТАСС). Газе-
та «Ланд ог Фольк» опубликовала воззва-
ние коммунистической партии Дании к
датекому народу, в котором компартия
призывает бороться за мир против поджи-
гателей войны, :

Раны второй мировой войны еше не за
лечены, говорится в воззвании, а между-
народная финансовая клика. уже призывает
Е Новой Войне.

Чтобы завузлировать свою преступную
деятельность, капиталисты пытаются вну-
шить народам, что Советский Союз имеет
агрессивные планы. Но СССР никогле не
угрожал  самостоятельности какой-либо
страны. Наоборот, Советский Союз внес ре-
шающий вклад в дело освобождения мира
от Нацистекого ига.

СССР борется за мир. Поэтому он приз
держиваетея Потедамоких соглашений ип
основных принпипов ООП. Поэтому Совет-
ский Союз требует уничтожения фашизма
в Германии, Испании, Греции — всюду,
де ом еще сушествует И поэтому — пред-
ставитель Советеком Союза на  Генераль-
ной Ассамблее 00П Вышинскяй требовал
немедленно сокращения вооружений на
одну треть, запрещения атомной войны и
уничтожения атомных бомб,

$

Великие западные державы и их  при-
хвостни отклонили советокое предложение
© разоружении. Наоборот, они вооружают-
ся все более‘ и более ускоренными темна-
ми, ;

Они требуют также включения Лании в
свой военный 60103; Поэтому они расширя-
ют свой базы в Гренландии и вмешивают=
ся в наши внутренние дела. Наше прави-
тельотво и датские буржуазные партии
одобряют эту политику вместо тото, чтобы
бороться против’ нее.

С благословения рикедага правительст-
BO жертвует крупные суммы в пностран-
пой валюте на покупку реактивных само-
летов и других англо-американских воен-
ных матерналов.

Одним из крупных преступлений прави
тельства являя ею попытка  превра-
тить Дачию в форпост агрессивной ap-
мии США, екрывая это пол личиной: «но
ВИННОГО» CRAHIUHABCKON военного союза,

Воззванию заканчивается требованием
010, Чтобы датская внешняя политяка
поддерживала стремящиеся к миру и ра30-
ружению силы, во главе которых сто
Советский Cots,