OTBETC
oa

На окраине политона все выше и выше
белесой стеной поднимался туман, Чае то-

му назад туман стлалея у самой’ земли.

Теперь же, слегка колеблясь, етояло ог-
ромных размеров облако. напоминающее
снежную гору.

_ Радист сержант Наливайко © аэродромом
связи не имел и He мог доложить
старшему начальнику © метеоротогической
обстановке на полигоне, так как он не знал
волны и позывных аэродромной радиостан-
ции. Эти данные ему должен был 6006-
шить руководитель полетов на полигоне.
Сегодня обязанности руководителя полетов
выполнял старший лейтенант Коряко. А он
сказал сержанту, что не знает, какие да-
вались накануне полетов указания по свя-
зи, и новые позывные ему неизвестны.

— Вы опытный радист, — заметил ho-
ряко, — сумеете и так устзновить СВЯЗЬ.

старалея Наливайко, свя-
Barbed е аэродромом не удавалось. И от
этою у него все тревожное  станови-
лось на душе. Тревога эта достигла преде-
ла, когда Наливайко услышал гул мотора,
и понял. что Hal Полимном появился
птурмовик. Сержант доложил руководите-
лю полетов:

— Я не могу установить связь и пере-
дать фактическую потоду на аэродром.

— Лайте разрешение экипажу выпол-
нить задание и опять попытайтесь устано-
ВИТЬ СВЯЗЬ.

Коряко имел возможность ВЫЛОЖИТЬ
крест и закрыть полет, но он, как потом
выяенилоеь, ренил пойти на риск, разре-
шив  летчику выполнять упражнения в
сложной обстановке.

Путурмовик, сделав круг над полигоном,
перешел в пикирование. Наливайко видел,
как стремительно неслась маптина, к земле,
как от самолета отделились бомбы, как
поеле этого штурмовик вышел из пикиро-
вания и через мгновенье скрылся в тума-
не. Только по гулу мотора можно было оп-
релелить направление полета.

Самолет вынырнул из тумана и вновь
пошел по замкнутому четырехугольнику.
Тенерь летчик сделал заход на стрельбу.
Самолет вышел из пикирования почти у
сай земли. Человек, сведущий В
авиации, не мог не видеть крайней рис-
кованности и в том, что штурмовик уходит
в туман, и в том, что летчик так низко
выводит машину из пикирования.

Летчик, выполнив задание, ушел в ©то-
рену аэродрома. Наливайко заторопилея к
радиостанции, чтобы еще раз попытаться
установить связь с аэродромом. И действи-
тельно, ему вокоре удалось это сделать.

В это время он в наушниках услышал
позывные молодого летчика  Вирикова.
Лейтенант сообщал, что он выполнил  по-
лет по маршруту и теперь идет на поли-
тон. Ралист поднял голову и увидел, что
туман передвинулея почти в самым целям
и, возможно, скоро закроет их. Виля это, он
посетил сообщтить офицеру Корякю, что
связь с арохромом установаена. По ука-
занию Коряко сержант немедленно передал
на, аэродром фактическую потоду. Оттуда
поступил приказ: заврыть полеты над по-
Iron.

0 нарушениях дисциплины # полета
& вечеру узнал командир части. Он выз-
вал к себе летчиков, участников этих по-

Но как ни

TBCHHOCTH

сциплину полета

лета. 06 этом должны были знать и лет-
чики, и руководители полетов офипер Бе-
`лоусов и стариий лейтенант Коряко. Знал
06 этом и командир подразделения cTap-
ий лейтенант Скобунов. В этим офицерам
старитий начальник обратилея с вопросом:

— Почему была нарушена летная дис-
циплина? Ко виноват в том, что на поли-
тоне была создана обстановка, угрожающая
безопасности полета? he

— Виноват в этом старший лейтенант
Коряко, — отвегил офицер Белоусов. —
Он не сумел оценить сложность метеороло-
гической обстановки, не заврыл полеты на
политоне. пошел на необоснованный риск.
_ — Het, виноват GaM летчик,
pospasua Ropaxo. — Я не был Ha mper-
варительной подготовке и поэтому He мог
  знать, какие давались там указания 90
условиях выполнения задания.

_—^ Виноват ий летчик и офицер Воря-
‘Ko, — заметил старший лейтенант Скобу-
нов.-Исоли бы я был в воздухе или на по-
лигоне, — добавил он, — то не pas-
решил бы подчиненным полет в таких ус-
ловиях...

Такой вывод не удовлетворил  команди-
ра. Он сделал совершенно иное заключе-
ние, которое, кстати сказать, является
весьма поучительным. Но, прежде чем го-
верить 06 этом заключении, необходим»
вернуться к самим полетам и особенно в
TOMY, как велась подготовка к ним.

В день полетов, перед тем как отира-
витьея на полигон, старший лейтенант
Жорлко защел в Штаб. Там дежурный вру-
чил ему плановую таблицу полетов на по-
литоне. Даже не посмотрев на нее, Кюряко
небрежно свернул этот важный документ
п сунул в карман куртки. Вот почему,
когда на полигоне сержант Наливайко
спросил, на какой волне надо держать
связь с аэродромом, Воюряко этого не знал.

Руководитель полетов на политоне стар-
ший лейтенант Коряко не был на предва-
рительной подготовке и поэтому не знал
не только указаний по связи, но и валач,
поставленных перед экипажами, порядка
BX действий, условий, в каких разрешалея
полет. И, удивительное дело, руководитель
полетов офицер Белоусов не ноинтересовал-
ея. знаот ли свои обязанности Коряко, не
напомнил ему о том, что ожидается не-
устойчивая погода и поэтому надо быть
особенно бдительным, строго следить за
точным соблюдением всех правил летной
службы. :

Командир подразделения старший лейте-
нант Скобунов во время розыгрыша поле-
тов векользь упомянул, Чтобы летчики
наблюдали за метеорототической обстанов-
кой п, как он выразился, «не лезли, кула
не следует», очевидно, подразумевая под
этим облачность, которую экипажи  мотли
вотретить на маритруте. Но этим, собетвен-
но, и ограничилясь указания командира
подразделения относительно действий в Ус-
ложненной метесрологической обстановке.
Правла, летчикам перед вылетом вновь на-
помнили о том, чтобы они следили за из-
менениями погоды. Но и это напоминание
также носило общий характер. Командир
‘не уточнил, в каких случаях нахо прекра-
щать полет и возвращаться на аэродром.

Первым в воздух поднялея командир
подразделения. Перед ним была поставлена
задача разведать погоду на маршруте и в
районе цели, Окобунов видел, что низмен-
ность, прилегающая к полигону, быта за-

летов, и лолто беседовал © ними. Из рае-
‚сказов командиру стало ясно, что произо-
шло серьезное нарушение летной  диеци-
плины. В самом деле, ведь штурмювики на
выхоле из пикирования попалали в туман
ий выполняли развороты Вне видимости
земли и горизонта. А это строго запре
шается законами летной службы. Войти в
туман на малой высоте, & затем произво“
дить в нем сложные эволюции — значит
ую угрозу безопаености по-

ЕЕ ИВА СВЕ

РУСС

крыта туманом. Он знал по опыту, что этот
туман может наплыть на полигон и 3а-
крыть его. Однако Скобувов не придал
этому значения, решив, что об изменениях
в обстановке на политоне доложит Коряко.

Первый экипаж, прибывший на поли-
гон, сообщил, что недалеко от цели стоит
густой туман высотою до ста пятядесяти
метров. т

— Ниче особенного, — заметил нз
это. Скобунов, обращаясь к офицеру Бело-

ES er eee

НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОГО
УЧЕНОГО

старлеего лейтенанта Скобунова можно бы-

сти ‘за их личную дисциилину. Командир

мандира_

усову. — Я видел этот туман, он стоит в
низменности и на полигон не пойдет —
потола безветренная.

Выслушав это сообщение Окобунова, ру-
ководитель полетов офицер Белоусов успо-
коился. В это воемя на полигоне и произо-
лю нарушение дисциплины полета. По-
чему?

Ответ на этот вопрос дал командир ча-
сти.

— Прежде всего потому, — заявил он,
— что офицер Белоусов как руководитель
полетов не проявил должной требователь-
ности к подчиненным и не напомнил им

A

06 усилении бдительности. Он не про-
инструктировал старшего лейтеванта №
ряко и не приказал, чтобы ‘тот отрото cae.
TW за точным соблюдением порядка на
полигоне.

Таким образом, стоило старшему началь-

нику, в данном случае руководителю по-
летов офицеру Белоуеову, омизить требова-
тельность, как это сразу оказалось на op-
танизации полетов кв конечном счете при-
вело к нарушениям дисциплины. Постоян-
ная требовательность, высокая бдитель-
ность командира-—первое условие yement-
вого выполнения учебно-боевом  зада-
ния —— Таков был первый вывод, сделан-
ный командиром части после TOTO, Kak он
обстоятельно разобралел в случившемюя,

Второй, не менее важный вывод был
сделан 00 ответственности командира 3a
дисциплину своих потчиненных. Из слов

ло понять, что ему якобы трудно от-
вечать за проступки своих подчиненных,
которые совершаются «не на его глазах».
«Вели бы я был на полигоне, то не допу-
стил бы нарушения дисциолины  пояе-
та»,-—так пытался оправдаться Скобунов.

— Ш он глубоко ошибается, — сказал
команлир части. — В уютавах Советокой
Армим товорится, что каждый начальник.
несет полную ответотвенность за боевую.
подготовку и дисциплину своих подчинен-
ных. 970 значит, что он несет моральную
ответственность за каждый проступок
своето подчиненного, те бы тот ни ©евер-
шил ето. Разумеется, — продолжал коман-
дир, —эт0 не снимает и е подчиненных, в
данном случае с летчиков, ответслвенно-.

должен прививать подчиненным чуветво
тичной ответетвенности, воспитывать их В
духе созналельной дисциплины и предан-
пости воинскому долгу. Но с этой задачей
он справится успешно в том случае, ли
сам глубоко осознает, › какая огромная от-
вететвенность возложена на него, как на-
чальника, первого воспитателя подчинен-
НЫХ.

— Каждый авиатор должен уметь твор-
чески решать поставленную перед ним

задачу, -— заявил командир  офице-
рам. —  Разберем действия  стариег

лейтенанта Коряко. Прежде всего он недо-
бросовеетно отнесся к своим служебным
обязанностям: не явился На предполетную
подготовку, не изучил плановой таблицы,
не обеспечил радиосвязи полигона с 29100-
дромом. Следующей оптибкой этого офицера
было то, что он, неправильно представляя,
какой риек допустим в летном деле, не
закрыл своевременно полеты нах  полито-
ном. Да, в авиации допустим и известлый
риек. Но он веегда должен быть 060689-
ванным, разумным и оправданным. Между
тем действия стариеего лейтенаята Коляхо
как руководителя полетов на полигоне быти
необоснованным риском. прямым  наруше-
нием правил летной службы. :

Такие выводы сделал командир части,

epee

разобрав нарушения дисциплины B oTOM

полете.
В ним трудно что-либо добавить.

Подполновник В. ЗЕМЛЯНОЙ.

О

(К ВЫХОДУ ДВУХТОМНИКА ИЗБРАННЫХ СОЧИНЕНИЙ Н. Е. ЖУКОВСКОГО)

Государственное издательство технико-
теоретической литературы выпустило в
свет юбилейный двухтомник избранных
‘сочинений <«отна русской авиации», вели-
кото русского ученого Николая  Еторовича
Жуковского в связи с псполнивитимея В
прошлом году столетием со дня ето рожде-
ния.

Редакционная
действительным членом Академии наук
СССР Л. С. Лейбензоном. и состоящая из
крупнейших представителей отечественной
авиационной науки, отмечает в предиело-
BEM, что в сборник избранных трудов
зключены те работы Н, Е. Муковекого,
«которые являются не только  классиче-
скими достижениями науки, но имеют в
настоящее время очень важное теодетиче-
ское и практическое. значение.., что ©0-
‘временное развитие науки и техники рас-
крывает исключительную глубину и акту-
альность научных идей Н. В. Жуковекого
и значение разработанных им научных ме-
толов в решении труднейших технических
залач».

Ознакомление людей науки и техники,
особенно работающих в области авиации,
с основными направлениями творчества 0д-
ного из выдающихея русских ученых
должно принести и, несомненно, принесет

большую пользу и особенно молодому
поколению. Н. Е. Жуковский веегда ©

большой любовью и вниманием относился
к молодым силам. понимая, что им при-
надлежит будущее.

В сборнику избранных научных трудов
Н. Е Муховокого приложена ег краткая
бистрафия, Написанная генерал-майором
инженерно-авмациенной службы В. В. Го-
лубевым, который знакомит читателей с
богалой творческой жизнью великого уче-

Н. Е. Жуковский. Избранные сочине-
ния. Гостехиздат. 1948 г. Том 1. Стр. 391.
Цена 19 руб. Том ПИ. Стр. 422, Цена 20 руб.

коллегия, возглавляемая.

О
Генерал-майор
` инженерно-авиационной службы
Я, КУРИЦКЕС
*

ного. Жуковский был самобытным и ори-
тинальным исследователем, пролагающим
новые пути в науке. Он обладал глубоки-
ми теоретическими знаниями, разносторюн-
ней физико-математической подготовкой и
являлся самым выдающимся ученым на-
шей страны в области теоретической меха-
ники. Будучи человеком весьма широких
научных интересов и большей эрудиции,
H. & Жуковекий высоко ценал экспери-
ментальные методы исследования, обладал
исключительным талантом выделять вущ-
ность изучаемого явления и разрабатывать
простую модель, схему явления.

(клонность В. В, Жуковекого в экепе-
‘риментированию, его любовь к машинам,
интерес к инженерным задачам, которые
он разрешал е необычайным мастерством,
создали ему громадный авторитет среди
инженеров. По силе, по глубине и напря-
женноети своего творчества Н. Е. Жухов-
ский превосхолил любого из выдающихся
инженеров своего времени. Поэтому к Жу-
ковскому обращались за советом и по-
мопью во BCEX затруднительных случаях
инженерной практики.

Работы Н. E. Жуковского затрагивают
вее области механики, и везде он закла-
дывал основы для дальнейших исследова-
ний. Гидродинамика,  гидродинамическая
теория смазки, гидравлика, аэродинамика,
воздухоплавание, теоретическая и практи-
ческая механика, сопрогивление материз-
лов — вот далеко не полный перечень
тематики научных иеследований Н. Е. Жу-
ковското, нашедших отражение B ero 150
опубликованных трудах.

В сборник избранных сочинений Н. В:

X

Жуковского из 18 ето исследований 10
тидродинамике включено лишь два: Одно
из этих сочинений является исследовани-
ем Николая Еторовича «0 движении
твердого тела, имеющего полости, напол-
ненные однородной капельной жидкостью».
Помимо теоретической ценности, эта ра-
бота интересна практическими выводами,
сделанными автором. Московским универ-
ситетом эта работа была  улостоена пре-
мии.
Во втором исследовании, озаглавленном
«Видоизменение метода Киргоффа для оп-
ределения движения жидкости в двух из-
мерениях при постоянной скорости, данной
на неизвестной линии тока», Н. Е №у-
ковский излагает свой новый 10600 ре-
щения задач, в которых разыскивается
количество жидкости, вытекающей из с0-
сула в единицу времени, вид контура
струи или определяются характер обтека-
ния тел различной формы, погруженных
в жидкость, и сила давления жидкости на
тело при ее движении относительно тела,

В этой работе Николай Егорович не
только дал свой оригинальный метод ис-
сотедования, но и решил ряд ранее нелос-
тупных для решения задач, имевигих праж-
тическое приложение. В частности, Н. Е.
Жуковекий закончил евой научный труд
теоретическими данными для исслелования
‘действия турбин. Новый метот, открытый
ученым в указанном исследовании, знаме-
нует собой существеннейший mporpece 8B
решении задачи о силах, с которыми по-
ток жидкости действует на погруженное в
поток тело. Решение этих задач сыграло’
важную роль при разработке теоретиче-
ских основ авиации.

В лвухтомнике также нанечатана работа
Н. Е. Жуковского «0 туении  смазочного
слоя между шином и подиипником». Это
исследование является одной из четырех
работ ученого по тидродинамической тео-
рии смазки. В сочинении дается точное

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕН-
НОЙ ВОЙНЫ воздушный стрелок-
радист Николай Николаенко совершил
свыше 300 боевых вылетов. Отважный
стрелок-радист удостоился звания Героя
Советского Союза и 12 правительствен-
ных наград. В годы мирной учебы он

В

неустанно совершенствует знания и
умело передаст свой боевой опыт моло-
дым воздушным  стрелкам-радистам.

Фото. майора И. Цветкова.

_ Веспитываем крепких,
волевых летчиков

В первые ‘ке лни после своего прибы- работу летно-технического состава в период
включи-   летней учебы. Этих услехов авиаторы до-.

тия курсанты нового пополнения
лись в спортивную жизнь училища, зачя-
лись регулярной тренаровкой.

После теоротической учебы начались по-
леты, и тут-то мы особенво наглядно убе-
лились в TOM, что летная успеваемость
курсантов тесно связана с уровнем их фи-
зической подготовки. Так, например, кур-
сантам Новикову, Морласю, Дубровному,
Бутенко, Галимову, Звятинцеву и другим
спортсменам училища летная учеба дава-
Hach значительно легче, чем курсантам
Пивоварову и Терентьеву, тоже успешно
закончившим теоротический курсе обуче-
ния, но имевигим посредетвенные опенки
по физполготовке.

В нашем училище физической подгот^з-
ке отведено видное место в системе обуче-
ция курсантов. Да иначе и не должно
быть. Отлично владеть современной мате-
риальной частью могут лишь физически
развитые, заваленные воины, епособные
преодолеть любые трудности,

В систему физического воспитания кур-
сантов входят учебные занятия по специ-
альной программе, работа секций и стор-
тивно-массовые мероприятия. Руководят
физической подготовкой и спортом в чод-
разделениях опытные  методиеты-физкуль-
туртики офицеры
твоздкин, Дикий. Занятия, которые они
проводят, воегда разнообразны по темати-
ке и интересны по содержанию. Курсанты
любят уроки физподтотовки.

Занятия по физкультуре и спорту мы
организуем так, чтобы не’ ‘только’ утуч-
шить общее физическое состояние молодых
легчиков, но и развить ‘в них внимание,
память, волю, быстроту реакции, коорди-
нацию движений, воспитать ловкость, еме-
OCTH, решительность, ° настойчувесть,
стремление к победе. Эти качества, как
воздух, необходимы летчику.

Медицинская службв училища  поддер-
Живает постоянный контакт © руководите-
ями физической полготовки в вопросах
дозированля нагрузки и подбора упражне-
ний для курсантов, внимательно. следит 33,
их физическим состоянием, участвует в
планировании спортивных мероприятий.

Сотласованность в работе руководителей
физподготовки и врачей пряноеит хорошие
результаты. Из стен училита  выхотят
летчики с отличной физической закалкой.

Подполковник медицинсной стчжбы

_В. БАЩКИРОВ,

Капитан медицинской службы

Г. ВЕРЛИНСКИЙ.

фешение задачи о движении  смазочното
слоя между двумя эксцентрическими ок-
ружностями, отыскивается распределение
тидрюдинамического давления по поверхно-
сти соприкосновения шипа п подитипника,
определяелея сила их взаимодействия и
момент от сил трения, с которыми сма-
зочный слой действует на шип. В этом co-
чинении излагается напболее полно гито-
динамическая тесрия смазки, которая в
таком виде вошла в учебники.
Гидравлика была излюбленной областью
работ Н. Е. Жуковского в течение всей его
творческой жизни. Им паписаны 29 иееле-
дования на гидравлические темы. Главные
работы Н. Е. Жуковском по гидравлике
были связаны с устройством п экеплоата-
цией московского водопровола. Две наибо-
лев важные из этих рабог включены в
данный еборник ето избранных сочинений.
‘Одно сочинение пол названием «Теорети-
ческое исследование о движении ^ нохпоч-
венных вод» появилось в связи с участием
Жуковского в работах комиссии по распти-
рению московокото волопровода. В этом ис-

следовании Н. Е. Жуковскому удалось раз-   ный авторитет и положение

работать теорию водосборов, а также метод
их расчета, дать критический анализ
различных типов водосборов. Связь, yera-
новленная Жуковским, между барометриче-
CRIM давлением и высотой уровня грунто-
вых вод дала ключ к определению емко-
сти водовместилища, и предельного расхода
воды. Исследования ученого заставили в то
время отказаться от мысли © расширении
иытищинекого водопровода, и было penreHo

построить  Рублевскую — водопроводную
станцию. Исслелования Жуковекото по

теории движения подпочвенных вод  яви-
лись основой для развития целой науки—
подземной гилравлики,

; Вторая фундаментальная работа П. Е.
Жуковского по гидравлике, опубликован-
ная в лвухтомнике, трактует «0 гидравли-
ческом ударе в водопроводных трубах».
Это изыскание было написано в связи с
частыми разрывами магистральных труб
водопроводной сети. Открытие Жуковекою
заключает в себе теоретическую обработку
результалов наблюдений над ударами во-
ды в водопреводных трубах. Наблюдения
шюводилиеь под руководством самото Ни-
колая Егоровича. В своем сочинении on
показал, что одна из главных причин, вы-

Балюлие, Клоков, 3a-

Закончить

4 ноября 1948 г., № 262 (1176).

подготовку

боевой техпики к зиме!
(ОБЗОР ПИСЕМ, ПОСТУПИВШИХ В РЕДАКЦИЮ)

Авиационные части ВВС вступают в!
зимний период боевой учебы. Успешное
выполнение задач, поставленных на этот
период, BO многом будет зависеть от каче-
ства подтоловки авиационной техники К
зимней эконлоатации.

Срок подготовки техники к  зИме для
каждой части определяется в зависимости
от климатического пояса, в котором нахо-
дитея данная часть,

Мноточиеленные письма, поступающие в
редакцию от военкоров, говорят о том, что
в этом году большинство частей и подраз-
делений готовится к зиме организованно,
тшательно планируя все работы. Во мно-
гих частях были проведены партийные и’
комсомольские собрания,  Ммобилизовавиие
яичный состав на отличную подготовку
техники к зиме, летно-технические конбе-
ренции, на которых авиаторы поделились
опытом подготовки авиационной техники в
прошедитие годы, рассказали 06 обобен-
ноетях эксплоатации самолетов в зимних
условиях. Вот что- по этому поводу пишет
нам командир звена старший лейтенант
Торшков:

«Прежде чем приступить в  пюдготовке
авиационной техники к зимней эксплоа-
ции, в нашей части была проведена летно-
техническая конференция. Заместитель
командира по политчасти отметил хорошую

бились в значительной мере благодаря хо-
рошей подготовке материальной части».

На конференции выступили инженеры
подразделений тт. Зубжицкий и Бонда-
ренко, которые рассказали, как. правильно
спланировать работу и грамотно эколлоа-
тировать самолеты в зимний период.“ 0
подготовке спецоборудования рассказал
офицер Ликвишвили. Майор Нудько и ка-
нитан Нолов напомнили летному составу
0б особенновтях полетов в зимних  усло-
виях. Веего на конференции выступило 19
человек. Поеле конференции в подразделе-
ниях были проведены партийные и комсо-
мольекие собрания е вопросом «Авантард-
ная роль коммунистов и комсомольцев В’
подготовке материзаьной части к зиме».

Результаты провеленной работы не замед-
лили сказаться: подготовка авиационной
техники к зиме идет дружно и орга-

06 одном забы

H-CRUM АВИАТАРНИЗОН, (Mo телегра-
фу от наш. корр.). Полтора года тому Ha-
зад в штабе Н-екого авиационном соедн-
‘нения состоялось совещание руководяще-
го состава, на котором обсуждался вопрос
о военной пропаганде. Докладчик слравед-
 ливо указывал, что  первейшая задача
офицеров штаба — повседневно пропатан-
дировать. среди ‚воинов веемирно-историче-,
‘ские победы Советской Армии, рассказы-

вать о сущности сталинской военной нау-
ки и советском военного’ искусства,

После совещания штаб составил план
проведения лекций; организовал секцию по
военно-историческим, военно-теоретическим
ий военно-методическим вопросам. Векоре
были проведены первые лекции, В связи
с этим заметно повысился интерес офице-
ров к военной истории, к вопросам такти-
ки и оперативного искусства. Готовясь к
лекциям, офицеры повышали свой полити-
ческий и военный кругозор, а затем пе-
редавали приобретенные знания слушате-
ASM.

_ Однако хорошее начинание не было до-
ведено до конца. Сменились руководители
секций, и работа замерла. В начале лета
  был заново разработан общирный план,

ЗО ТЕ

‚зывающих аварийный разрыв труб, заклю-
чаетея в развитии сильного ударного дей-
ствия воды в трубах, когда их быетро за-
крывают пли открывают. Простейшим
средством отраждения водопровода от гит-
равлических ударов являются  приеное0б-
‚ления для медленного закрытия кранов.
В труде дается также способ определе-
ния при помощи «ударных диаграмм Жу-
ковского» места аварин в трубах, не вы-
ходя из помещения водокачки и не дожи-
даяеь появления воды на поверхности мо-
стовой У места аварии. Таким образом, эта
сложная задача о гидравлическом ударе в
водопреволных трубах была блестяще раз-
решена Н. Е. Жуковским. Эта  классиче-
ская его работа векоре быта переведена на
немецкий язык. а затем на английский и
французскай языки, была внедрена в аме-
риканскую практику и доставила. Жуков-
скому мировую известность,
* * *

Перу Н.Е Жукювското приваллежат
сорок работ по теоретической механике.
Эти работы. создавали ему  исключитель-
наиболее
выдающегося русского ученого в области
теоретической механики. Николай Его-
рович был последовательным и убеж-
денным сторонником конкретного, яеного и
наглядного метода Доказательства и излэ-
жения решений. Он отдавал предпочтение
  геометрическому стюсобу исслодования 3a-
дач механики и геометрическому  тол-
кованию полученных решений. Уче-
ный был сторонником моделирования, счи-
тая удачно построенную модель прекрас-
ным педепорьем н для раз’яснения теоре-

тических вопросов. Николай  Еторович
считал, YO пзучаемое явление  толь-
RO тома может быть вполне поня-

тым, котла можно представить ето на мо-
дели. Поэтому он уделял большое внима-
ние созданию механических и геометриче-
ских коллекций. Отетаивая  достоннетва
геометрического метмола песледования, И. В.
Жуковокий далек был от мыели 06 ис-
ключительности этого метода. Он говорил,
910 механика должна равноправно  опи-
ратьея на математические п геометунче-
ские приемы решения различных задач.
Но reomerp Beema будет являться ху-
дожником, создающим окончательный 09-
раз построенного здания.

низованно, многие авиаторы  перевыпол-
няют дневные задания при высоком каче-
стве работ. На стоянках ежедневно выпу-
скают «боевые листки», в` которых отме-
чаются недостатки, пропатандируется
опыт передовых авиаторов.

Одновременно © подготовкой к зиме бое-
вой техники в частях и подразделениях
уделяется большое внимание приведению в,
порядок учебной базы: оборудованию
классов, изтотовлению учебных пособий,
тренажеров и т. д. 0б этом пишут нам
военкоры капитан Ильин, старигина Cy-
мароков и другие.

«Нарялу с подтоловкой к зиме авиацион-
ной техники, — пишет капитан Ильин, —
у нас в части заканчивается оборудование
учебных классов. Ремонтируется мебель,
изтотовляютея натлядные пособия, Под ру-
ководетвом твардии старшего лейтенанта
Абрамова оборудован класс огневой полго-
товки, заканчивается изготовление т0е-
нажной кабины самолета, подходит к кон-
цу — реконструкция стрелкового тира
ит. д»,

Большую помощь оказывают рационали-

заторы, особенно в создании учебных по-
собий и в подготовке средств аэродромного
обслуживания самолетов.

«Воины-авиаторы Н-екого авиатехниче-
ском подразделения, — пишет калитан
Вишневокий, — проявляют много изобре-
тательности при изготовлении катков,
тладилок и прочего аэродромного имуще-
ства».

Пройдет еше немного времени, и зима
вступит в свои права. До этого необходимо
полностью закончить подготовку авиадион-
ной техники, в полной мере используя
младтих авиаспециалистов на самолете,
аэродроме, не отвлекая их на выполнение
работ, не связанных е подготовкой боевой
техники в зимней экоплоатации.

Всесторонняя, проведенная на высоком
уровне подготовка ‘авиационной техники
позволит ‘авиаторам в зимний период
‘боевой учебы еще выше поднять летное
мастеротво, как того требует Министр Bo-
оруженных Сил СОСР Маршал Советекотго
Союза Н. А. Булганин.

том‘ начинании

тде точно указывались дни, когда дол
RHE были состояться лекция, но, к с0-
жалению, до сего времени ни одна из на-
меченных лекций так и не состоялась.
Офицер Андреев, например, должен был
прочитать лекцию на чему «Основные
черты оперативного искусства советской
авиации в Великой Отечественной войне».
Лекцию эту преднолагалось устроить еще
в августе, но до сих пор офицеры ее не
услышали. Скажем, кстати, что ранее ле
поручению партийной ортанизация тов,
Андреев должен был выступить с лекци-
ей о героическом пути Советской Армии,
Сперва он всячески старался освободить-
ся от этого поручения, ссылаясь на заня-
тоесть и «отсутотвие под руками нужных
материалов». Работники политоргана по-
добрали для лектора материал и даже по-
могли составить тезисы лекции. Но тов.
Андреев так и не выполнил поручения
‘парторганизации,

По стопам тов, Андреева итут и неко-
торые другие работники Taba, BR чаетно-
сти офицер Михеев. Под любыми предло-
тгами они нарушают сроки, не выступают
се лекциями.

В поге благие намерения питаба до

СНС eee

сих пор че принесли ощутимых резуль
татов.

В сборнике избранных произведений
Н. Е. Жуковского помещены ‘его четыре
работы по теоретической механике, В од-
ной из них решается задача «0б ударе
двух шаров, из которых один плавает в
жидкости». В эй работе определяются
скорости шаров после прямого удара. 0с-
тальные три сочинения связаны в движе-
нием тяжелого твердого тела около непо-
движной точки. Задачи о таком движении
принадлежат к чиолу труднейших задач
механики,

В 1889 roxy появилея замечательный
труд С. В. Ковалевской, где дано было ре-
шение этой задачи при определенных вы-
бранных ею условиях. Исследование 0. В.
Ковалевской было удостоено Парижекой
академией наук увеличенной премин, Ра-
нее были известны только лва случая, ко-
торые позволяли до конца изучить движе-
ине твердого тела, имеющего неподвижную
точку. Открытие 0. В. Ковалевской ново-
го случая движения усилило интерее уче-
ных К этой задаче. Было найдено несколь-
ко других случаев ее решения при более
простых предположениях. Один из таких
случаев был указан Гессом, исследование
которого имело сложный  вналитический
характер. Николай Егорович дал простое п
изяпиое геометрическое решение этой за-
дачи в своем сочинении «Локсодромиче-
ский маятник Гесса», изобрел и построил
прибор для иллюстрации движения в своей
работе «Модель маятника Гесса».

С. В. Ковалевская дала решение задачи
пля. своего случая в аналитической op-
ме. Решение это было связано е примене-
нием сложнейших epelerR математики.
Н. Е. Жуковский был лично знаком е С. В.
Ковалевской. Ве работа привлекла к себе
0с0б0е внимание Николая Егоровича, и ему
Удалось дать подробную  гоометрическую
картину этого случая лвижения в своем
сочинении «Геометрическая интерпретация
рассмотренного 0. В. Аювалевской случая
движения тяжелого твердого тела около
неподвижной точки».

Николай Егорович провел большое коли-
чество исследований по вопросам практи-
ческой механики. Одной из наиболее важ-
ных 6№ работ В этой области является ка-
питальный труд, где излагается метод ре-
шения задач о скоростях и ускорениях

(Окончание на 3-й стр.),