Воспитание у летчиков _
осмотрительности в полете

Ослютрительность имеет, исключительно
большое значение для летчика-истребителя.
От момента, когда летчик садится в каби-
ну и до заруливания на стоянку’ оно доя-
жен видеть все, что делается и зв воздухе
и на земле. Обладать таким профессиональ-
ным качеством, как осмотрительноеть,
летчик будет только тогда, когда ето си-
стематически учат этому: когда он непре-.
рывно тренирует в себе. это, качество.

Перед тем как прививать это качество
обучаемому, несббходимо показать ему на
живых примерах из опыта Отечественной
войны, когла платилиевь жизнью Te, KTO
недооценивал осмотрительность, считал ее
второстепенным делом. Так, в 1944 TORY B
налгу часть на фронт прибыл молодой лет-
чик Сулетов. Но’ имея боевое опыта ‘и еще

слабо владея техникой пилотирования, он
: некоторым пренебрежением“ относился в
наставлениям «етариков» о необходимости
усиленной осмотрительности для летчика-
истребителя. На все советы товарищей: Су-
дитов самоуверенно отвечал, что не. может
быть такого положения, чтобы самолет  .
противника залшел в хвост незамеченным.
В результате недооценки осмотрительноети.
летчик Судитов был подбит в своем первом
же боевом вылете и над своим же. аэродро-
мом. Печальный случай с Сулитовым убе-
дительно показал тогда, нам, молодым лет-
чикам, что. осмотрительность — один из
важнейших элементов летной подготовки. .

В том, что летчик должен быть. оемотри-
тельным всегда, я Убе На Личном
опыте.

Однажды в паре в. deteneatirod Inpae-
вым я вылетел на
противника. Находясь над вражеской тер-
риторией, я все внимание уделял обмотри-
тельности и поиску. Но стоило нам цере-
лететь обратно, линию фронта, вернуться
на свою сторону, как я успокоился. Этим-
то и воспользовалея противник. Совертен-
HO случайно отлянувшиеь назад, я неожи-
данно заметил, что  «Фокке-Вульф-190»
зтакует меня. Расстояние между мной и
им было уже не более 775—100 метров.
Резким левым разворотом с набором высоты
я бросил свой самолет навстречу против-
нику. Но он уже успел дать очередь по
моему самолету. Правда, «Фокке-Вульф»
минуту спустя был сбит лейтенантом Ши.
ряевым,

Этот воздушный бой еще раз показал
мне, что за воздухом необходимо внима-
тельно смотреть везде и BCIOLY.

Летчик-истребитель один управляет всей
боевой машиной, ее мотором, вооружением. .
Олновременно он должен вести’ ориентиров-.
KY, сохранять свое место в’ боевом. порядке
группы и наблюдать за землей и воздухом.
Поэтому такие качества, как осмотритель-
ность и правильное распределение внима-
ния, надо прививать летчику повседневно,

`на земле и в воздухе. ,

Проверяя технику пилотирования своих
подчиненных на учебном и учебно-боевом
самолете, я, например, тщательно наблюдаю
за, тем, как они проявляют осмотрительность
при различных положениях самолета. Если
перед тем, как сделать какую-либо фигу-
ру, летчик не окинул Взгляхом простран-
ство, значит, он не приучен к осмютритель-
ности. Иногда в Таких случаях полезно
напомнить по радио 06 этом поверяемому.
В любом полете на ‘двухместном. самолете
необходимо настойчиво ‘учить летчика
осмотрительности, не упуская даже мело-
чей,

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ СДАНЫ УСПЕШНО

ЧКАЛОВ. 10 ноября. (Наш  корр.).
Первое Чкаловское авиационное училитце
недавно отмечало двадцатьсельную  годов-
щину своего существования. 3а эти тоды
училише подготовило немало первокласс-
ных летчиков. Среди них — более 100
Героев Советского Союза.

На- “ae в училище закончились Tocy-

В помошь помошь
` ЛЕТЧИКУ ©

Вольшинетво летчиков подразделения
офицера Нижник успешно. ° оеваи-
вает полеты по приборам —— в закрытой
кабине, умело преодолевает  трудно-
сти, связанные Cc освоением. ноле-
та вне видимости земли и естественного
торизонта. Характерно, что летчик, овла-
лев техникой пилотирования по приборам,
не испытывает уже чувства  противовра-
шения, как это бывает при первых поле-
тах на тренировочных самолетах. Наблю-
fad повазания приборов, летчик пра-
Вильно предетавляет вебе положение Ca-
молета в пространстве и уверенно управ-
ляет машиной. Это обетоятельство линий
раз убеждает нас в том, что чувство про-
тивовращения, ложного кренз и тому по-
QOH иллюзии, возникающие во время
полета по приборам, успешно  преодоле-
ваются путем систематической т
на земле и в воздухе.

Важно также отметить, что в процессе
обучения полетам в закрытой кабине и в
облаках никто из летчиков этото  подраз-
деления ` не проявляя растерянности,
ROMA создавалиев. сложные и кажущиеся
на первый взгляд непонятными положе-

° ния самолета. Обучающиеся спокойно
выводили малину из любом положения,
созданного инструктором. В результате
уверенного пилотирования по приборам
почезает напряженность в воздухе, к0то-
рая обычно наблюдается У MOSTOMBIX лотчи-
ROB.

Причина этих успехов, на наш взгляд,
кроется в системе и методикеобучения по-
° летам по приборам. Прежде всего, как по-.
хазывает опыт, следует; добиваться, чтобы
действия летчиков в закрытой кабине бы-
ли не механическими, а сознательными. От
обучаемых требуется, чтобы они, сопоетав-
ляя показания пилотазвюных приборов, Ha-
учились точно и безошибочно определять
положение самолета в пространетве и’ с0-
образно этому производить” осмысленные
действия.
Иногда много приходится поработать над
тем, чтобы приучить летчиков правильно
рзспределять и переключать внимание в

триваться в воздухе, я прибегал к. разным

‘осматривающий виереди лежащей местно-

ния точно определяют. порядок взлета в
Эти требования не

рприучен в осмотрительности Ha взлете,

разведку аэродромов)

‘отрабатывался ` лем chr ‘осмотрител BHOCTH.

те, при возвращении с задания и т. д. По
  фотоснимкам _

В первых полетах Molt... ведомый. лейте-
нант Осадчий недостаточно хорото наблю-
дал за воздухом. Иногда он He замечал
вотречаютщиеся: › ему) отдельные  самолеты
не видел, что делается на земле. Стре-
мясь приучить летчика тщательно осма-

способам. При’ полете на стрельбу по ко-
нусу, например, давал
самому находить конус; на марпируте он
получал задание сфотографировать 07-
дельные пункты. М, как правило, . после
каждого полета лейтенант Осадчий подроб-
но докладывал мне 0 том, ‘что он видел Ha
земле п в воздухе.

На наш взглях, осмотрительность летно-
му составу. необходимо прививать с назем-
вой подтотовки, начиная ©’ подхода и по-
садки в самолет, перед залуском мотора
‘(лвиталеля), при рулении, на старт и co
‘старта к месту стоянки машин. Летчик, не

сти и ‘не соблюлающий: a ‚ безонасно-
сти руления, безусловно, ‚рискует наско-
ить Н% какое-либо препятствие. Особенно
возрастает требование к летчику на линии
старта. Каждому авиатору известно, что
он обязан внимательно слелить за сигнала-
ми стартового наряда,
но выполнять ео команды и требования.
Особенно ‘выеокой должна быть блитель-
ность летчика на взлете. Наши наставле-

различных условиях.
могут быть выполнены, если летчик не

a полете по крут, при подходе в зону
и работе в ней, при возвращении на
аэродром посадки.
‘Всякий ‘учебный, тренировочный или
учебно-боевой полет необходимо строить с
таким: басчетом, чтобы в нем обязательно

Перед групповыми вылетами, например, я
иногда давал задание каждому своему лет-
чику, чтобы он. запоминал все ветречаю-
щиеся ему в воздухе самолеты. Какой сз-

Молет? Где? С какого расстояния он. ви-  .

дел его? Tamme вопросы я задаю своим
летчикам после, каждого полета. :

° Так изо лня в день, постепенно я при-
виваю своим  полчиненным осмотритель-
ность, которая затем переходит у них в
привычку. Сейчае лейтенант Осадчий, как
и другие летчики звена, стал  зорким п
умелым воздушным бойцом.

Мне кажется, что для, воспитания у
летчиков осмотрительноети можно иСПоЛЬ-
зовать и такой ет0соб, как выпуск само-
летов-«охотников» во время учебных по-
летов. Задача таких «охотников» заклю-
чается в том, чтобы выбрать удобный мо-
мент и неожиданно атаковать самолеты
при отходе их 0т аэродрома, на Mmapmpy-

кинопулемета «охотника»
командир может точно определить, на-
сколько был осмотрителен в полете ‘TOT
или иной летчик.

Вопросу осмотрительности необходимо
уделять внимание и на каждом разборе
полетов. Надо всегда внушать летному ео-
ставу, чю TOT экипаж, который плохо
ведет наблюдение за землей и воздухом, в
боевой обстановке постоянно рискует
оказаться в весьма затруднительном поло-
жении. : ae

’ Командир звена
лейтенант А. МИХАЙЛОВ.

даретвенные выпускные экзамены. Вурсан-
ты-выпускники показали высокую Teope-
тическую и летную  подтотовку. Общая.
экзаменационная оценка всех классных
отделений отличная. Наиболее глубокие
внания курсанты обнаружили но технике
пилотирования, теории полета, воздущно-
стрелковой подготовке и материальной ча-
сти самолета и Я,

OGyyonn  ] ОЛОВО 0 по прибора

полете. Мы ознакомили ‘летчиков с поряд-
ком наблюдения за приборами. Летчики
усвоили, за какими приборами они долж-
ны наблюдать в первую очередь и на ка-
кие приборы нужно обращать внимание
периодически. Таким образом мы приучили
летчиков к определенной системе в наблю-
дении за показаниями приборов. Jno 1-
звотило добиться наиболее рационального
распределения внимания, снизило Hanpa-
конноеть летчиков в воздухе и упростило
для них выполнение полетов вне видимо-
сти горизонта. _

Обучающие командиры внимательно еле-
[GI за тем, как выполняются отдельные
элементы полета в закрытой кабине. Ha-
пример, летчики подразделения офицера
Нижник гвардии лейтенанты Юшков, Пи-
  чугин и другие в свое время хорошо
овладели техникой пилотирования учеб-
ного самолете по приборам. Однако
при переходе на другой тип самолета точ-
ность и чистота выполнения полета оказа-
лись явно недостаточными. Горизонтальный
полет выполнялся, например, гвардии
лейтенантами Шергиным и Цичугиным в
потбрей или набором высоты до 100—200
метров; Неточно. соблюдалось и направле-
ние полета. Путем наблюдения в воздухе и
опроса летчиков было ‘установлено, что
Шергин и Пичугин не выдерживали высо-
ту потому, что часто изменяли режим ра-
боты мотора ий неумело пользовались пока-
заниями вариометра, Слонло только Шер-
тину или Шичугину незначительно пере-
брать высоту, как они уже считали нуж-

В процессе снижения эти офицеры  пере-
ключали свое внимание на наблюдение за
другими приборами, забывая 0 том, 910
они изменили режим работы мотора, ив
результате значительно ime ‘чем следо-
вало, теряли ВЫСОТЫ, 5

Ipumuaocn ¢ с вардий лейтенантами Шер-
гиным ий Ничуриным дополнительно  32-
няться изучением порядка действий в гори-
зонтальном полете. Таким путем добились
того, что теперь, переходя к. горизонтально-
му полету, эти

ему возможность

четко и своевремен- 1

ным уменьшить наддув, чтобы снизиться. .

a oe ‘устанавл ватт.

ЕТЧИКИ подразделения   Wirenebia

Опыт показал, какое огромное значение
имеет методически правильно построенное
занятие, Оно помогает курсантам быстрев
H лучше усвоить материал.

Преподаватели офицеры Козыркин и Ca-
марин, например, хорошие специалисты,
имеющие‘ больной опыт практической де-
ятельности в авиации. Но, несмотря на
это. офицер Козыркин. старательно гото-
BUTCH к занятиям. Он много работает над
собой, настойчиво овладевает  педагогиче-
секими навыками. Офицер Самарин, наобо-
рот, почти не готовился к занятиям, но-
умело излагал материал, часто становился
втупик, когда курсанты задавали ему те

‘или иные вопросы. Козыркин етал одним

из лучших преподавателей цикла, 3 Ca-
марина командование вынуждено было от-
Странить от работы.

Методическая ‘работа. преподавателя. на-.
чинается задолго до начала занятия. Она
складывается из нескольких этапов. Преж-
де всего преподаватель обязан в совершен-
стве знать тот материал, который ему
предстоит излагать перед курсантами. Сле-
довательно, к каждому занятию нало тша-
тельно готовиться, подбирать соответству-
ющую литературу, обогащать свои знания,
ни в коем случае не наделеь на старый
«багаж». :

Многие наши руководители занятий
показывают примеры добросовестной‘ под-
готовки к урокам. Особенно следуег oT-
метить офицера Ширяева. Недавно ему по-
ручили провести цикл занятий по реак-
тивным двигателям. Он не только исполь-
зовал учебники, но и ознакомилея с рялом
других материалов, связанных с развити-
ем этой отрасли техники, — газетными и
журнальными статьями, лекциями видней-
ших специалистов и т. п. Занятия прошли:
успешно.и принесли большую пользу слу-
шателям. ,

Чтобы занятие было методически траг

ВИЛЬНЫМ, Н8До разработать план его про-

ведения, подумать над тем, как будет.
скомпанован материал, какие следует по-
ставить вопросы, использовать наглядные
пособия. Примером в этом служит офицер

‘занятия (10 — 15 минут)

Чупрынива неустанно   совершенствуют

свою боевую выучку, учатся мастерству ведения воздушного боя.
На снимке: офицер В. Чупрынин. (в ere ставит. учебно-боевую задачу
летчикам т С. Володкину (слева) и тов.

„ Левтову.
Фото майора И. Цветкова.

Методическая работа
преподавателя

Зейн. Вот как он подготовился к занятаю
10 теме «Кислотные аккумуляторы».
первый раздел плана, названный «Опрос

‚Нурсантов», он. ВКЛЮЧИЛ вопросы по прой-
  денной
foro вопроса

Против каж-
BYD-

накануне теме.

поставил фамилии

‘сантов, которые. будут отвечать,
Второй раздел плана содержит перечень

‘наглядных пособий: кислотные аккумуля-

Торы в разобранном виде, разрезанный ки-
слотный аккумулятор, действующий ки-
слотный аккумулятор. Далее в плане ука-
зана последовательноеть ‘изложения темы
занятия по. пунктам. Рядом с каждым
пунктом — время, в течение которого он
будет. излагаться.

Следующий этап методической работы
До начала занятия — это окончательная.
отработка основных понятий, определений
и формулировок, которые. будут даваться в
лекции-рассказе.

Офицер Зейн стремится каждую мыель
давать в четкой, продуманной формулиров-
ке.

Методически ‘правильно строит занятия
другой ‘опытный преподаватель 0фи-
пер  Хихоль.  Вотупительную часть
OH исполь-
зует для того, чтобы проверить, как усвоен

материал предыдущих тем. Лекцию-расеказ

офицер Хихоль начинает с об’явления цели
ее и затем приступает. к изложению. самой
темы.

Хихоль старается и _ шаблонных
фраз, широко использует наглядные посо-

бия. На классной доске преподаватель вы-

писывает все основные заголовки, числовые
данные, выводы, незнакомые слова, черте-.
жи. В конце занятия он дает задание. для

‘самостоятельной работы, учитывая степень

‘подготовки курсантов. В.. заключение
тов. Хихоль сообщает тему ближайшего

занятия.

-_Волышую пользу приносят методические
совещания, которые созываются у нас
регулярно. Ha этих совещаниях обсуждает-
ся опыг лучших преподавателей, _разбира-
ются те или иные ошибки,

Инженер-капитан П. АСТАШЕНКОВ.

: ГЛУБОКИЕ ЗНАНИЯ

ЧЕАЛОВ, 10 ноября. (Наш. норр.). Во
2-м Чкаловском авиационном ‘училище
идут. государственные выпускные  экза-
мены. —

`Уже сданы экзамены по «Ератеому кур-
cy истории ВКП(б)», практике полета,
тахтике и ряду друтих дисциплин, Ответы.
курсантов-выпуенников показывают, что.
‚училище т а Иов ави-

постоянный  налдув, соответственно 3a-
данной скорости. Затем они основное вни-
мание сосредоточивают на показаниях ва-
риометра, авиагоризонта, «пионера» и
периодически контролируют. скорость, выео-
ту и курс, В тех случаях, когда показания
вариометра отклоняются от нуля, летчики
проверяют высоту полета и, если надо,
производят замедленный набор или сниже-
Hue е вертикальной скоростью 1—2 метра
в секунду, не изменяя при этом наддува.

Мы добивались, чтобы при наборе выео-
ты и снижении  распределялось и пере-
ключалось внимание так же последова-
тельно, как и в горизонтальном полете,
При этом летчики руководствовались TOU.
ными, проверенными на практике данными
о наддуве для разных режимов полета. В

ная вертикальная скорость набора ин сни-
жения — 5 метров в секунду. Офицеры,
выполняющие обязанности инструкторов,
строго следили за выдерживанием заданной.
вертикальной скорости, и таким образом
летчики приучались соблюдать постоянство
режимов полета. Благодаря этому в даль-
нейшем, при переходе к большим верти*
кальным скоростям (10—15 метров в 66-
кунду) или, наоборот, меньшим (до 3 мет-
108 В секунду), летчики точно выдержива-
ли заданный режим полета,

Некоторые затруднения возникают при

обучении авиаторов точному выходу
на заданный курс. Дело в том, чю при
выполнении разворотов многие летчики

неточно выдерживали величину крена, что
затрудняет выход на заданный Куре.
бы добиться точного сохранения величины
врена на разворотах, мы стали отрабаты-
вать в летчиками виражи в 15. н 30 гра-
дусов и требовали, чтобы строго соблю-
Залась последовательнесть в  распределе-
нии и переключении внимания, При
выполнении виража самолет вводился в
разворот на скорости горизонтального по-
лета. При вводе в разворот и в процессе
его выполнения летчики обращали. внима-
ние на показания авизгоризонта, отклоне-
ние стрелки и положение шарика указате-

учебных целях была установлена постоян-.

Что-.

аторов к практической летной работе в
авиачастях. Так, по практике полета  по-
Давляющее большинетво курсантов получи
ло отличные оценки,

На-лнях комиссия принимала экзамен

по тактике. Курханты Глузберг, Борунов

и многие другие обнаружили отличную
подготовку. Особенно глубокие знания по
тактике показали на экзаменах воспитан
HERE sa sana sad АА,

_ ля поворота, удерживая стрелку вариомет-

ра на нуле. Направление вывода определя-
лось по-разному. Например, гвардии лейте-
нанты Юшков и МНичугин при величине
крена в 15 градусов наблюдали за показа-
ниями компаса и, учитывая северную по-
воротную ошибку, выводили машину из
разворота, а другие офицеры выполняли
вираж по отчету времени, наблюдая за
секундной. трелкой часов.

Вакой из этих способов лучше?  Воль-
шинство летчиков считает, что при врене
в 15 градусов выводить самолет из разво-
рота. в требуемом направлении удобнее по
компасу. В этом случае не отвлекается
внимание Ha отечет времени в YMe или
наблюдение за показаниями часов, Однако
не. возбранялоеь пользоваться  ллобым
этих двух способов. Каждый летчик по-
ступал так, как ему казалось удобнее. Для

живания боевых самолетов,

риометра п, ‚следовательно, не

ИЗ.

11 ноября 1948

r., № 267 (1181),

` Отлично знать и образцово

сбелу:

В нашем подразделении мы добились от-
личной подготовки самолетов  блатодаря
строгому ‘соблюдению правил технической
эксплоатации,  настойчивому изучению
техники, воспитанию У воинов- -авиаторов
ревностного отношения к своим. служебным
обязанностям.

В подразделении уделяется большое вни-
мание технической учебе. Занятия, как
правило, проходят живо и интересно, Пер-
воё время, вотда мы только, налажвивали
учебу, руководители занятий  располатали
лишь ‘доской и’ мелом для Об`ябнения yor
ройства атрегатев или приборов. Такие за-
нятия никого не удовлетворяли. Своими

силами мы изготовили наглядные пособия,

сделали ‘чертежи и схемы, привели в. 05-

разцовый порядок ‘технический Класс.

Занятия ведутся строго. по. расписанию,
Не прекращаются они и в дни напряжен-
ной летной работы... Хоропю подобран  c0-
став преподавателей. Опытные методисты
офицеры Пусков и Шестаков умело увязы-
вают вопросы теории с практикой обелу-
что. делает
учебный материал более JOXOTAHBDIN и ин-
тересным.

В нашем подразделении ‘строго. осужда-
ются 16 летчики, которые, возвратившись

С задания, ‘дают машину механику и боль-

ше He заботятся о ней, считая подготовку
‘самолета к следующему вылету лишь де-

лом механика. Но таких у нас единицы.
Больнеинотво. ‘летчиков, ‘командиров ‘экипа-
жей, глубоко. вникают в ход подготовки
авиационной техники, интересуются co-
стоянием материальной части. Перед каж-
дым вылетом летчик принимает у механи-
ка машину согласно установленным пра“
вилам и обязательно расцисывается в KHU-
те приема и сдачи самолета.

Одним из важных условий: безотказной
работы боевой техники’ являетея контроль
ga подготовкой самолета к вылету со ст0-
роны техника звена. У нас, как правило,
ни одна машина не выйдет в полет 663
осмотра ее техником звена. Выполнение
регламентных работ также тщательно» кон-
тролируется. Замеченные недостатки тех-
ники звеньев доводят до веего составаавс-
а. Бак-то механик Ворончинин произво-

‘хил переборку колеса. Техник - звена, кон-
`тролируя‘ работу механика,

нашел, что
она выполнена небрежно, что механик не
соблюдал требований инструкции по экс-
плоатации самолета. Собрав авиаепециали-
стов, техник ввена рассказал, в чем  за-

кивать боев ую технику

ключается ошибка Ворончинина, of’ ACHE,
в чему могла привести ero небрежность,
Этот разбор послужил хоролим уроком He
только Ворончинину, но и другим механи“

кам.
В практике обслуживания самолетов мы

попользуем и своеобразный розытрыш под-

тотовки боевой техники к ответственным
полетам. План проведения розыгрыша 38-

‘блатовременно’” составляет старший техник

эскадрильи. Собрав подчиненных, он задает
мбханикам вопросы. по наиболее слож-
ным и трудоемким работам, которые пред»
стоит выполнить, Если кто-либо дает не-
полный или неточный ответ, его дополня
ют другие механики. Вогда в ответах есть
противоречия, то старший техник сам раз-
бирает этот вопрос и показывает на само-
лете, как грамотно подойти к выполнению
задания.

В обучении и воспитании авиаспециа-
листов большую роль играют технические
разборы, которые у нас проводятся регу-
лярно. Иа них обычно обсуждаются слу-
чаи неряшливой работы отдельных  меха-
ников, нарушения инструкции по экспловч
тапии боевой техники,

Как-то механик Пигузов, регулируя воз-
душный самопуск, допустил грубую тех-
ническую ошибку. Как выяснилось BIO«
следствии, механик He знал регулировки
самопуска, & спросить. У других механиков
или У техника звена постеенялся. На раз-
боре старший техник эскадрильи отметил
халатность Пигузова, а затем по схеме и
на самолете, показал механикам, как
нужно грамотно производить регулировку,
Проступок Пигузова обсуждался и на ком-
сомольском собрании. Сейчас он обслужи-
вает свой самолет без замечаний, Нз тех
нических разборах также популяризирует-
ся опыт. механиков Нетушенко, Трушкина,
Тримасова и других отличников боевой и
политической подготовки.

Безаварийной работы «боевой техники мы
добились не-только благодаря хорошей под-
тотовке авиаспециалистов, но и потому,
что У Каждого из них воспитано чувство
ответственности за подготовку самолетов,
доверенных Родиной,

Старший техник-лейтенант
А. ГАБИНЕЦ,

После тшательной подготовки

Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН, 10 Hoan:
(Наш корр.). Недавно звено старшего лей-
тенанта Клименко получило задэние отра-
ботать в воздухе групповое  воздушно-
стрелковое упражнение. На предваритель-
ной подготовке командир детально р830-
брал. с ‘летчиками ео содержание и раз-
работал порядок действия группы в Возду-
хе. Большое внимание было уделено теоре-
тической подготовке. Летчики еще pas
просмотрели соответствующие тлавы на-
ставлений, евои кономекты, каждый эки-
паж приготовил схему маневра в районе
пели с указанием дальности открытия и
прекращения огня, своего места в строю.

После тшательной подготовки в классе
авиаторы отправились на аэродром. Там
они расставили свои самолеты Ha задан-
ные дистанции и интервалы и, сидя В ка-
бине, тренировались в глазомерном опре-
делении своего места в строю, приобрета-
ли навыки в работе с арматурой и воору-
жением. т

Командир звена Клименко целесообразно
_попользовал’ в подготовке

некоторые летчики на первых порах до-
пускали серьезные ошибки. Так, например,
твардии лейтенант Пичугин правильно на-
чинал вывод из сложного положения, ‘но

затем, ориентируясь только по указанию
поворота и удерживая стрелку этого при-
бора в центре, выводил самолет выше го-
ризонта и терял скорость. Выясниловь, что
летчик стремился сразу же уменьшить
скорость, но не следил за показаниями ва-
‘утавливал
начало под’ема.

Летчику об’яонили, что, несмотря на по.
вышенную скорость, необходимо дать’ руч-
ку управления от себя и установить стрел-
ку вариометра на нуле, затем плавно уве-
личить наддув (до требуемого в режиме
горизонтального полета) и спокойно. ожи-
дать уменышения скорости.

нас важно было лишь добиться, чтобы под-

чиненные выводили
по направлению с точностью В

самолет из разворота
пределах

20—30 градусов и затем после небольшо-

го доворота становились точно
следования.

Большое внимание уделялось умению

летчиков выполнять разворот и выходить
на новые курсы при наборе высоты и пла-
нировании, Для отработки этих элементов
полета мы применяли восходящие и нисхо-
дяие спирали. Сложноещь выполнения по-
лобных разворотов состоит в том, что, из-
меняя режим работы мотора, надо в то же
время по показаниям вариометра выдержи-
вать определенную вертикальную скорость
(у нас, как правило, — 6 метров в ‘Ce-
КУН). При наборе высоты или планиро-
вании, выходя на новые курсы, летчики
обычно не учитывали креновой девиации
вомпаса, пбо при небольших углах она не
столь значительна. При наличии! гирополу-
компаса выход производился абсолютно
точно, и по этому прибору в дальнейшем
выдерживалея курс. _

Естественно, ‘что обучение летчика пи-
лотированию вне видимости земли не могло
ограничитьея отработкой перечисленных
Элементов. Необходимо = было

на курс

научить летчиков BRIBOAUTD самолет
йз различных сложных положений и
особенно из штопора. При этом

также.

Другую ошибку допускал твардии лей-
тенант Кошелев. Не дожидаясь подхода ca-
молета к горизонту, он отжимал ручку и,
не следя за вариометром, допускал значи-
тельное увеличение скорости.

- Теперь: Эти летчики уже He допуска-
ют подобных ошибок, быетро и точно вы-
водят самолет из любых положений, “CoB
даваемых инструктором,

`Научивнтиеь выводить самолет из глубо-
кого виража, глубокой спирали, скольжения
ий ликиования, истребители быстро осваи-
ВаЮТ вывод из штопора. Вывод из этой
фитуры принципиально He отличается
от вывода из других положений. Различие
состоит только в первоначальных действи-
ях рулями управления. Мы требуем,
чтобы летчики после прекращения враже-

ния следили за показаниями указателя по-.

ворота, и. обращаем их внимание на то 0б-
етоятельство, что после вывода из шаопо-
ра самолет, как правило, входит в глубо-
кую спираль,

Казалось бы, достигнув этих  результа-
тов, можно было считать законченным
обучение полетам вне видимости горизонта
и разрешить офицерам летать по приборам,
Однако мы сочли необходимым ^ подгото-
вить истребителей к возможным  отказам

K помету все

‚полетам в. закрытой кабине

формы тренажа. Ето подчиненные трени-
ровались и в тире, и на стрелковой пло-
magne: Летчики отрабатывали ввод в пи-
кирование, учились точно ошределять угол
пикирования и порядок выхода из атаки
и отхода от цели. Кроме Toro, командир
дважды вылетел с каждым летчиком на
учебно-боевой машине.

В день полетов офицеры Верцев и Меш-

карез успешно справились с ваданием, но
лейтенант Корниенко действовал в составе
группы неудовлетворительно.

«Значит, мало тренировались», — pe-
пил командир. Ошибка Корниенко состоя-
1a B том, что лейтенант неумело выпол-
Han 4-й разворот и запаздывал © вводом
в пикирование, КМ№мандир несколько pad
поднимался © легчикюм  Кюрниенко на
учебно-боевом самолете, устраняя обнару-
женные у него недочеты в технике пило-
тирования и в расчетах при заходе на
цель. Благодаря настойчивости офицера
Влименко летчик вскоре устранил свой не-
достаток. В последующем учебно-60 евом
полете все звено старшем лейтенанта
Клименко выполнило поставленную 88да-
чу на стрельбу отлично.

каких-либо приборов. На современных са
молетах почти для каждого пилотажного
прибора есть дублирующий его прибор: так,
вариометр до некоторой степени дублирует
указатель скорости и авиагоризонт, указан
тель поворота-—авиагоризонт и т, д, При по.
летах в облачности наиболее «капризные
ми» могут оказаться указатель скорости и
авиагоризонт. ‘Так, однажды один летчик,
попав В облака, несвоевременно
включил подогрев трубки Пито. В резуль-
TATO из-за обледенения отказал указатель
скорости. Летчик несколько растерялся и
энергично перевел самолет на снижение. В
этот момент инструктор напомнил ему о
наличии вариометра, и летчик, сохраняя
прежний режим полета, блалополучно BH
шел из зоны обледенения,

Чиобы научить летчика в случае необ-

ходимости пользоваться минимумом пило-
тажных приборов, мы к концу обучения
заклеивали
авиагоризонт или указатель скорости и
проверяли, как. летчики будут _ пилотиро-

og самолет 063 одного из этих прибо-
ров.

Опыт показал, что в этом случае. точ
ность полета снижается в очень незначиа
тельной степени. Так, например, офицеры
летчики  Глазков, Краснов, не имея
возможности. пользоваться показаниями
авизгоризонта, безупречно выполняли вое
элементы, полета, выходили на заданные
вурсы и Умело выводили самолеты из
сложных положений.

В заключение следует сказать, что в
деле обучения полетам по приборам боль
WYO роль призваны играть командиры
звеньев, летающие в качестве  инструкло-
pos. Они должны показывать пример вни-

мательного *и ВДУМчИвО отнотения к oby-

чению летчиков полетам пе приборам. По-
выщая требовательность к подчиненным
и воснитывая в AMX уверенность” в своих
силах, можно усленгно решать задачу obi
чения авиаторов искусству полета по при»
борам.

Гвардии Подполновник В. КОЧНЕВ,

$

y

illest,

sian щь

red

`ь

№

о