и ; 3
В своих «Заметках о воспитании летчи-
ка», опубликованных 28 и 30 октября
этого года в «Оталинеком своколе», гене-

рал-майоф звиации Б. Омирнов затронул
ряд актуальнейших вопросов подготовки
летного состава Hallux Военно-Воздушных
Сил. Значение темы «Заметок» настолько
велико, что их, несомненно, прочитали ©
огромным вниманием и интересом все офи-
церы-авиаторы, Больше того, Bompochl, Ko-
торые затративает в своих сталъях  тене-
рал Смирнов, должны, по нашему мнению, -
подвергнуться самому широкому обеужде-

нию и на соответотвующих  офицероках ^

собраниях и в печати,
Необходимость такого обсуждения вызы-
вается, на наш взгляд, следующими весь-
ма важными обстоятельствами. Во-первых,
0, © чем пишет генерал Смирнов, являет-
ся предметом наших повседневных забот,
налней самой первоочередной задачей. Bo-
вторых, автор «Заметок о воспитании лет-
чика» не мог, Да, вероятно, и не ставил
перед собой такой цели — осветить е ис-
черпывающей полнотой в лвух
статьях весь круг

—ы—ы—ы—ы—ы——-
28 и 30 октября с. г. в «Сталин-
ском соколе» были опубликованы
«Заметки © воспитании летчика»
Героя Советского Союза  генерал-
майора авнации Б, Смирнова, в кото-
рых затронут ряд вопросов, связан-
ных с воспитанием и обучением лет-
ного. состава;

‚ . «Заметки» генерала Б. Смирнова
‘нашли живой отклик среди офицеров-
авиаторов. В редакцию поступили
предложения широко обсудить на
‚ страницах. газеты’. ‘наиболее важные
вопросы, ‘связанные с воспитанием и
обучением советских летчиков,
“Waa навстречу пожеланию чита-
телей, редакция начинает сегодня об-
суждение «Заметок о воспитании лет-
чика» публикацией статьи подполков-

ника И. Овчаренко. .

“HK

Одной из отличительных характеристик
современных  самолетов-иетребителей яв-
ляется их высокая скорость. Цилотировз-

газетных   ние машины на такой скорости требует от
вопросов, связанных   летчика

отличных знаний, навыков и

с бозвой и политической подготовкой авиа- хорошей физической подготовки.

торов. Поэтому те вопросы, которые не
получили по каким-либо причинам долж-
ного освещения в «Заметках», модт и
должны быть веесторонне ‘разобраны и

уленены нами в ходе обмена мне-
ниями. И, наконеп, третье  оботоятель-
ство, подтверждающее, ‘как нам ка-

жется, целесообразность широкого обсуж-”
дения «Заметок» генерала Смирнова, за-
ROWED в том, что это позволит поде-
литься взглядами, & тлавное, нашим кон-
кретным опытом по воспитанию мужест-
венных и умелых воздушных войнов, пла-
менных советских патриотов, веетда, гото-

вых © честью и славой постоять за инте.

ресы своего еоцизлистического Отечества.

Что же касается самих «Заметок 0 Boc-
питании летчика», то мне хочется отие-
тить главное их достоинство — политиче-
скую направленность. Без веяких огово-
рок надо согласиться е автором, что в06-
питание и обучение летного состава яв-
ляются. в первую очередь, политическим
делом. Идейная закалка воинов — основа
их боевого духа и мастерства,

Я хочу в настоящей статье  остано-
BHTBCA Ha OFHOM только вопросе, который, 1
на мой вэглял, заслуживает значительно
большего внимания, чем уделил ему автор
«Заметок».

-В своем докладе на торжественном  за-
седании, посвященном тридцатилетию Co-
ветской Армии, Миниетр Вооруженных Сил

В среде советеких. авиаторов давно бы-
тует такое выражение, как. «дисциплина
полета». У нас родился новый тер-

МИН: «дисциплина скорости». Значение
STON) понятия для о опеленого поле-
Та на современном. самолете так-

же огромно. Строжайшее соблюдение 39-
данной скорости важно не только при рае-
чете на посадку. Оно необходимо для пра-
вилыното выполнения всех элементов поле-
та, начиная с разбега, набора высоты и
кончая фигурами сложного и выещего пи-
‘лотажа. ae ‘ :

Мне вспоминается мой инструкторокий
полет в капитаном Ивановым, С ним
‘ве мы поднялись в воздух и полетели в
зону на скоростной машине. Управлял
OH ею уверенное и’ внешне «легко»,
а ‹ между тем не выполнил правильно
‘ни одной фигуры, ня
жа-и плохо произвел посадку. Единствен-
ной причиной такого. грубого пилотажа
было нарушение дясниплины скорости. Ha-
блюдая за показателем скорости, я видел,
как стрелка то и дело отклонялась то в
Ty, 10 B другую сторону от заданной. Сойдя
на землю, я спрозил Иванова, знает ли он
установленные нормы скорости лля всех
элементов налето полета. Летчик быстро и
безоитибочно назвал мне их.

— А почему вы пренебрегли ими ‘в
воздухе? — лопытывался я.

— Я полатал, что нельзя выходить

‚ умение в работе

дог  вира-

Союза COP Маршал  Советокого Corsa   TOKO за прелелы «максимума» и. «мини-
Н. А. Булганин оказал, что наши «Армия,   МУа» заданной скорости, a маневриро-
Авиация, и Флот оснащаются новой, более AE OE RUE A OHS. EECIG, PROMO

совершенной боевой техникой». Этому важ- м
ному положению тенерал Омирнов посвятил
в своих «Заметках о воспитании летчика»
вето несколько строк. Между тем, на этом
вопросе, по нашему мнению, следует остано-
виться подробнее. .

Непрерывно развивающаяся  авиацион-
ная техника не только пред’являет повых
шенные требования к нашим командным
кадрам в смысле ‘их методической п теоре-
тической подготовки, но она в то же вре-
мя обусловливает необходимость воепита-
ния новых, более высоких профессиональ-
ных качеств у всего нашего летного соста-
ва. И это, пожалуй, самое важное в такой
злободневной проблеме, какой является для
нас в настоящее время проблема —
авиационная техника и воспитание летчи-
ва. В самом деле, ведь. только полностью
Уяснив себе, каких именно профессиональ-
ных и волевых качеств требует. новейшая.
авиационная техника от летного состава,
можно будет методически грамотно орга
низовать процесс его воспитания и обуче-
HS.

Старшина Салищев часто проявляет
рационализаторскую инициативу, причем
OH сам осуществляет свои предложения.

В части увеличилась потребность в свар-
ке. Она требовалась и в шюцессее ремонта
материальной части и при создании натляд-
ных пособий. Старшина ФСалищев из двух
отслуживших срок воздушных редукторов
построил самодельный кислородный релук-
тор. Аппарат, прилуманный старшиной,
позволил производить сварку в два раза
быстрее. :

В учебном классе находится макет
«Оборудование стоянки самолета на аэрод-
роме». Этим наглядным пособием  пользу-
ются многие авиаторы. Нроект макета
предложил подполковник  Слесарев;, а ис-
полнение его было поручено старшине Ca-
лищеву. Молодой рационализатор отлично
сделал «миниатюр-аэродром», который
успенгно используется при обучении мо-
лолых механиков. .

Вомсомолен Салищев — трудолюбивый
и лиспиплинированный воин.

Майор М. САФРОНОВ.

ЗАБОТА О ПИТАНИИ
ЛЕТЧИКОВ

Н-ОБИЙ АВИАГАРНИЗОН. (По телегра-
фу от наш. корр.). Работники Н-ского
авиатехнического подразделения постоянно
заботятся об улучшении питания летчи-
ROB, © повышении калорийности пищи, о
высоком качестве ее приготовления.

Уснелтно справились работники тыла и
с заготовкой на зиму овощей и картофеля.
Авиационная часть обеспечена, картофелем,
КзЗпустой, свеклой, морковью, огурцами,
Вартофелехранилище и  овощехранилище
были заблаговременно отремонтированы.

Много труда вложили лейтенант Ялоза,
младший соржант Ткачев, рядовой Яцке-
вич и другие, чтобы подготовить к зиме.
столовую. Большая работа проделана на
кухне, в разделочном цехе.

Воины проделужбы  хоропю понимают,
что забота о питании авиаторов-—олдна из
тлавных обязанностей офицеров, сержантов
и сюллат авиационно-технического подраз-
деления.

_Воин-рационализатор

но, — ответил капитан

После этото мне, разумеется, пришлось
об’яснить летчику, что для грамотного и
точного выполнения топе или иного эле-
мента полета на современном самолете не-
обходимо прежде всего самое точное  с0-
блюдение установленной скорости. Причем
в этом деле нельзя руководствоваться ка-
кИМИ-ТО лвумя величинами — от и JO.
Здесь должна быть законом одна строго
определенная величина. Именно в этом и
заключается смысл дисциплины скорости
полета. т ее

На другой день мы вновь поднялись с
капитаном Ивановым в воздух; Я  прика-
зал ему строго выдерживать заданную ско-
роеть при выполнении каждого элемента
полета. И летчик выполнил мое указание.

Таким образом, из приведенного приме-
ра с капитаном Ивановым вытекают тва,
очень важных вывода, которые. необходимо
постоянно учитывать при воспитании и
обучении летчика-истребителя. Они за-
клЮчаются в том, чтобы привить каж:
дому летчику  строжайную дисциплину

СТАЛИНС

ционная техника
не летчика

скорости и максимально расширить 06б’ем
ео внимания, т.е. научить летчика
видеть за единицу времени значительно
больше, чем раньше, п на вее им виленное
реагировать предельно быстро и точно.

Жак уже упомикалось выше, оемотри-
тельность и ориентировка” при‘ полете на
современном самолете имеют исключитель-
ное значение и должны санимать почти
5ее внимание летчика. Что же касается
работы с арматурой кабины и рычатами
управления самолета и двитателя, тов
этом навыки летчика холжны быть дове-
дены до автоматизма, а сто зрительное
восприятие показаний
приборов — буквально мгновенным.

Судя по личному ‘опыту, необходимое
с арматурой кабины и
‚ управления самолета  доети-
систематических занятий
на специальных тренажерах win He-
посредственно в кабине той машины, Ha
‘которой вы летаете. На первой своей ста-
дии такой тренаж должен проходить обя-
зательно под наблюдением командира, ко-
торый обязан отмечать малейшие неточно-
сти в действиях обучаемого.

Если требуемые навыки в работе ¢ ap-
матурой и с управлением самолета ‘и дви-

рычагами‘
тается путем

и главным образом на земле, то необхо-

летчику в воздухе. Внушив полчиненному
всею важность выдерживания заданной ско-
рости при выполнении. каждого элемента
полета, командир садится в заднюю каби-
HY самолета и, поднявшись вместе с обу-
Чаемым в воздух, контролирует там все его
действия, изучает все его слабые и силь-
ные стороны. ;

Воспитывать   дисциплину скороти у
летчиков, всемерно ‘расширять об’ем их
внимания, настойчиво развивать у них
быстроту восприятия и ответных действий
должны сейчас Be авиационные
командиры, которые обучзют свонх подчи-
ненных полетам на современных самолетах.

Следует заметить. что’ полеты на, совре-
менных мапгинах требуют от нас высокой
физической выносливости. Бесспорно одно:

сении больших перегрузок, тем с меньшим
радиусом он сумеет выполнять пилотажные
фипуры. А эт0, как известно, имет ик-
лючительно важное значение для успепино-
TO ведения любото воздушного боя.

Нам, командирам-звиаторам, необходимо
всемерно развивать у своих подчиненных
стремление к творческому, глубоко осмыс-

задачи.

Возьмем хотя бы два такие фактора,
как увеличившийся радиусе пилотажных
фигур и повысивниеся перегрузки на лет-
чика при их выполнении на скоростном.
самолете. ; oD

Мы остановились лишь на отдельных
вопросах, относящихся к теме данной ста-
тьи. Нет сомнения в том, что по мере 0б-
суждения веех вопросов, затронутых гене-
ралом Смирновым B <«SaMeTKax ©
воспитании летчика», задача овладения
современной авиационной техникой полу-
чит более полное освещение, чем это. сде-
лано в. настоящей статье. :

Нам нужно широко обменяться опытом и’
мнениями. Необходимость Такого  творче-
ского обмена вытекает из требований по-
ставленной перед нами задачи — веемер-
но укреплять боеспособность наших авиа-’
ционных частей и подоазделений, ‘повее-
дневно повышать идейную закалку и во-
инскую выучку авиаторов, растить из них
умелых и храбрых бойцов, безгранично
преданных делу великой партии Ленина—
Сталина и постоянно  сознающих свою.
личную ответственность ва безопасность
нашей любимой воциалистической Родины.

` Подполковник И. ОВЧАРЕНКО.

Годовой план выполнен досрочно

Личный состав авиамастереких, где на-  а отлельными стахановцами- даже за 5

Чальником инженер-подполковник Алхов,
с честью выполнил взятые в социалисти-
ческом соревновании обязательства. To-
довой производственный план был вынол-
нен к 7 ноября на 102,4 проц.

Личный состав’ цеха, где начальником
капитан Сагун, благодаря рационализации
производства повысил производительность
труда почти вдвое. Так, столлю Шалашов,
изтотовив универсальное приспособление
для обработки на станках рамок подставок
под мажеты пилотажных фигур, уменьшил
ватрачиваемое время на изтотовление под-
ставок на 50 проц. Если в начале 1948
года на изготовление деревянной треноги
под прицел затрачивалось до’20’ часов, то
теперь эта работа выполняется за 8 часов,

часов.

Выполнение  производетвенного плана
сочетается с0 строгой экономией материа-
лов и электроэнергии. За десять месяцев
этого пода цех. которым руководит секре-
тарь партбюро офицер Солере,  сэкономил
стране до 4 тонн черном и цветного ме-
талла. Раньше у нас 8 мм болты с голов-
кой 25 мм изготовлялись из круглой стали
пиаметром 25—30 мм. Почти половина
металла уходила в стружку. Теперь же
стержень изготовляется из прутка мень-
шего диаметра, а толовка болта к стерж-
ню приваривается. Таким образом, выход
металла в стружку не превышает 5 про-
центов.

`` Инженер-капитан В, АТУРИН,

Механик Шипилов образцово выполняет свой воинекий долг

В личном деле комсомольца механика
Шипилова значится более двадцати блато-
парностей и других поощрений, ‹ вынесен-
ных командиром части и вышестоящими
начальниками. Отаритина ПШипилов. особен-
во гордитоя благодарностью с предостав-
лением краткосрочного отпуска, получен-
ного от Главнокомандующего Военно-Воз-

‚Дуюными Силами маршала о авлащии
К. А. Вершинина.
Недавно старшина Шипилов был удо-

стоен большой чести: ему, как лучшему
механику части, было поручено  подгото-

вить эталонный самолет. Нужно было cho.

тотрафировать все производимые им рабо-
ты и сделать. фотоальбомы, пользуяеь ко-
торыми другие. авиамеханики могли бы
учиться, как надо готовить самолет к зиме,

На подготовку’ эталона было отведено
десять дней. К выполнению этой почет-

ИНТЕРЕС АВИАТОРОВ_ К

H-CRHA АВИАГАРНИЗОН, 18 ноября.

(Наш корр.). Вольной интерес проявляют

молодые воины Н-ской авначаети к бноло-
гической науке. Многие офицеры, сержан-
ты и солдаты внимательно следили за рабо-
той сессии Всесоюзной академии сельско-
хозяйственных наук имени Ленина, энз-

ной задачи Шипилов отнесся co всей

серьезностью, как требуют воннский долг.

и присяга. .

Тщательно осмотрев мзниину, старшина
составил себе подробный план подготовки
ее к симе, образцово ортанизовал рабочее
место. Заранее подтотовленный инетрумен”
и материал позволили избежать непроизво-
дительной затраты времени, Так, напри-
мер, на регламентные работы по органам
приземления отводится целый рабочий
день. Шипилов же их выполнил за пять
часов.

Всесторонне продуманная организация
работ, чувство высокой ответственности
помогли авиационному механику старшине
Шипилову подтотовить эталонную машину
на четыре дня раньше установленного

срока.
Напитан Н. ВИШНЕВСКИЙ.

БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Комились © OTUeTOM 0 работе о сесеии,.
‚ В авиачаети налажено регулярное чте-
ние лекций ло вопросам биологии. На-лнях
в авиаторам был праглашен кандидат био-
погических наук тов. Иванцов, который
прочел для личного состава доклад на т6-
му «Новое в Эиолотической науке»,

многочисленных

тателя приобреталотся в первую очередь

димая лисциплина скорости прививается.

чем лучше натренирован летчик в перене-.

ленному решению каждой  учебно-боевой

кий сокол

Юст летчика-истребителя дважды
Героя Советского Союза майора
Алексея Смирнова, исполненный в мра-

Б

море лауреатом Сталинской премии
скульптором Н. В. Томским.
. Фото А. Лесс.

Зима не застала
‘врасплох

Н-ОКИЙ АВИАГАРНИЗОН, (По телегра-
фу от наш, корр.). Ночью разыгралась ме-
тель. Аэродром покрылся толстым снежным
покровом. Нужно было приложить немало
труда, чтобы очистить велетно-посахочную
полосу и рулежные дорожки от снега, под-
тотовить аэродром к полетам. Однако в пол-
лень, в назначенный час начались полеты,
Воины. звиационно-технического  подразде-
ления майора Фишера, работая не покладая
рук, обеспечили нормальную летную уче-
‘бу авиаторов, ь

Зима не вастала врасплох тружеников
авиационного тыла. Они заранее  Йодгото-
вились к работе в зимних условиях. Вот
‘почему на разборе полетов командир авиз-
ционной части дал высокую оценку дея-
тельности всех служб обслуживающего
подразделения. В частности, командир
отметил отличную работу начальника
TCM коммуниста техник-лейтенанта Onyo-
риева. Он обеспечил быструю. заправ-
ку самолетов горючим. Воины  служ-
бы TOM заблатовременно  позаботилиеь о
TOM, чтобы горюче-смазочные материалы

были высокого качества. Готовясь к зим-

ней работе, воины проверили и зачистили
емкости, перевели автоспецтранспорт на
ЗИМНЮЮ СМАЗКУ,

Немало потрудился и личный состав
аэродромного подразделения капитана Мак-
симова. Весь аородромно-прицепной инвен-
тарь готов к экеплоатадии, В подразделе-

‚нии имеются теперь своя кузница, а также

мастерская: для ‘ремонта  аэродромных: ме-
ханизмов.

Воины авианионно-технического подраз-
деления самоотверженно выполняют свои
обязанности, обеспечивают авиаторов всем
необходимым и тем самым способствуют
успешному выполнению учебно-боевых за-
a4. р :

ПО. СЛЕДАМ. НЕОПУБЛИКОВАННЫ!
ПИ ape

_В своем письме в редакцию военкор со-
общил © плохой постановке массово-поли-

‘тической и культурной работы в подраз-

делениях Н-ской авизчасти в звыхолные
дни. Письмо было направлено на расследо-
вание.
Майор Балдин сообщил  на-днях редаж-
ции, что факты, изложенные в пибьме,
подтвердилиев и по ним приняты меры.
Проведены заседание партбюро и сове-
щание офицерского состава, на которых
намечены конкретные мероприятия по ус-
транению вокрытых недостатков. В насто-
Ящее время на каждый выхолной день со-
ставляется план массовых мероприятий. В
гарнизонном клубе устанзвливается кино-
аппаратура и в ближайшие дни будет на-
Лажена регулярная демонстрация ‹кино-
Фильмов. Запланировано проведение
спортивных выступлений,

ПЕРЕД

Самолет попал в полосу дождя. Навстре-
чу неслись клочья облаков.

Дождь, туман, облака... Нет, не это пу-
гает летчика Базанова. Если доверяешь
приборам и умеешь, ‘пользуясь ими, вести
самолет, можно безошибочно лететь и во
тьме. Но Базанова тревожило друге —
‘боялея понасть в зону обледенения. _

И лействятельно, на этот раз лотчику не
удалось избежать коварного врата. Ha
кромке крыльев; на стеклах и выступаю-
щих частях начал образовываться лед,
Базавов прежде воего принял технические
меры предосторожности: проверил подогрев
трубюн Шито и ‘карбюратора, использовал.
‘антиобледенитель. Заметив, что антиобле-

денитель не очищает винт, он стат Hep

одически увеличивать число его оборотов.
Вскоре летчик удалось выйти из опасной
‘полосы: самолет обошел. зону, обледенения.
и теперь шел свободно и летко.

— Ну, кажется, можно отдохнуть, —
оказал Базанов и, встав с сиденья, вышел
из кабины тренажера...

Так готовилея к очередному полету лет-
чик гвардии лейтенант Леонид Базанов. Он

1 мысленно представлял себе обстановку по-

лета, ставил перед собой вводные задачи и
сообразно этому действовал. Ведь на дворе
зима, летать придется в более сложных
условиях. Вполне естественно, что летчик
использовал время, отведенное на предпо-
летную подтотовву, с тем, чтобы приобре-
сти необходимые навыки и знания, кото-
рые обеспечили бы успех полета.

Согласно указаниям  команлира  эскад-
рильи. экипажу Базанова предстояло отрз-
ботать. полет в составе труппы, & затем
повести самолет по приборам. Кроме того,
экипаж лолжен был произвести разведку
шоссейной дороги, отработать упражнения
по радиосвязи с землей и © другими само-
летами. Олним словом, задание было He-
легкое.

Хотя гвардии лейтенант имеет. боевой
опыт и в послевоенные годы не раз выпол-

нял сложные упражнения, однако к каж-

‚дому полету он тщательно готовится, чув-
ствуя личную ответственность за успеиное
выполнение ‘задания. Так было и на этот
раз. В предварительную подготовку, как
известно, входят изучение и освоение тех
элементов полета, которые” остаются неиз-
менными при всех обстоятельствах. Следо-
вательно, нужно разумно использовать
время, чтобы на тренажере приобрести не-
обходимые навыки, которые пригодятся
летчику, когда он будет выполнять зада-

ние ‘в воздухе. Вот почему Базанов после.

указания командира эскадрильи и прове-
денных теоретических и практических за-
нятий самостоятельно тотовилея к полету
на основании составленного им плана.

Задание обязывало Базанова часть пути
вести самолет только по приборам, вне
видимости земных ориентиров. Гвардии лей-

19 ноября 1948 г, № 274 (1188),

ПОЛЕТОМ

Базанов пошел к командиру звена лей:
тенанту Шпотину и попросил у него совв-
та, как избавиться от ошибки. Командир с
помощью макетов самолетов показал лет-
чику, как следует действовать, чтобы со-
хранить интервал.

— Вы летаете левым ведомым. Следо-
вательно, смотреть вам ‘нужно Boe время
вправо, — сказал лейтенаят Шпотин, —
a Bhi привыкли в обычном полете больше
смотреть влево. Кроме тото, старайтесь не.
делать резких движений рычагами управ-
ления, плавнее работайте сектором rasa,
Чаюбы точно сохранить  ©в0е место в
строю, следует о также  «натренировать
тлаз», выработать более точный глазомеу,.,

Указания командира звена и занятия ©
ним помогли Базанову лу“пие подтотовить-
ся в гупоовому полету.

Больпюе внимание уделил ‘твардии лей»
тенант Базанов подготовке к разведке пос-
‚сейной дороги. На фронте наряду с вы-
полнением других   заданий ему немало
приходилось развелывать различные 0б’ех-
ты в тылу противника. Он решил ис-
пользовать сейчас боевой опыт. Вместе со
штурманом он изучил 0б’ект разведки,
По приказанию командиря экипажа, петур-
ман вычертил на листе бумаги отрезок
маршрута — шоссейную дорогу — с тем,
чтобы в пути следования отмечать на нем
все характерное, что они обнаружат. Ба-
занов познакомил с заданием отрелка-ра-
‘диета и одновременно проверил, знает ли
он сигнальные таблицы, чтобы BO время
полета быстро передать  развелданные нз
командный пункт,

Взлет и посадка — важные элементы
полета. Летчик должен безошибочно их
выполнять, Базанов в процессе подготовки
прочитал соответелвующие главы книги
«Теория полета». Он просмотрел. свои за-
писи по темам «Взлет» и «Посадка», ко-
торые делал, готовясь в сдаче зачетов,
& также конспект методических занятий,
проведенных командиром эокадрильи о лет
ным составом. Особенно внимательно про
читал Базанов заметки, сделанные: во вре
мя разбора полетов, о характерных ошиб-
ках, допускаемых летчиками при взлете,

Ивречитытвая конспекты, Базанов вопом-
HMI, что командир эскадрильи указывал

OMY на то, что после отрыва, от земли он

не выдерживал направления, не боролся
CO снобом, не. учитывал ‘бокового ветра,
Хотя давным-давно в журнале  руководи-
телей полетов против фамилии Базанова
не появлялись тройки, и взлет и посад
ву он соверптает безукоризнению, ‘однако
летчик вновь проамализировал свои прош
Ibe ошибки, чтобы не повтопить их.
Успех полета, в значительной степени
зависит от толо, насколько хорошо летчик

знает материальную часть самолета и мо-

TeHAHT хорошо понимал, какал ответствен-   ~~
.   тора, умеет грамотно экюсплоатировать ма-

ность ложится на нету.

‚ряда   ного интервала. На это

Базанов невольно вспомнил, как однаж-
ды на фронте ему пришлось пилотировать
самолет в сложных метеоусловиях. Он лол-
жен был выйти в лункту В, и сбросить
бомбовый груз на врага. Ночь выдалась
темная, Низкие, облака закрывали землю.
Базанов вел самолет по приборам. У цели
облака были еще гуще. Летчик пробил их
и убедился, что он‘ни на традус не от-
клонилея от курса. Самолет точно вышел
на цель и нанес. врагу меткий бомбовый
удар, В этом была заслуга и штурмана,
который быстро производил навигационные
расчеты,

Базанов рассказал этот фронтовой эпи-
30д штурману экинажа лейтенанту Качано-
BY и стрелку-радисту младшему сержанту
Суворину и дал им ряд советов в связи с
предстоящим полетом. Базанов не раз
убеждался в Том, что успех полета зависит
OT слетенности всего экипажа, от подлин-
ного содружества летчика и штурмана, Вэт
почему он вместе соо штурманом  при-
ступил в подготовке полетных карт, таб-
лиц, ® изучению района полетов и воздутт-
‚ной обстановки.

За время войны Базанов совершил 56
боевых вылетов. Вов же на фронте летать
в строю, в составе группы, ему прихоти-
лось мало Офицер Базанов упорно учился
строго выдерживать интервалы и’ дистан-
пин. Однако комантир эскадрильи” указал
ему, что он инотда не соблюдает  залан-
следовало  обра-
THT ocodoe внимание.

‘Me eMy также пригодился. Кроме того,

щину в воздухе. Недавно гвардии лейте-
нант Базанов сдал зачеты об особенностях
эксплюатации материальной части в осен-
не-зимних условиях, Вюнспект по этой тв-
В
специальном справочнике он прочитал 06
опасных для полета явлениях погоды.

Опыт войны приучил гвардии лейтенан-
та особенно строго относиться к приемке
материальной части перед. выдетом. етчи-
ку вверены жизнь экипажа, дорогостоящая
машина, и он должен быть убежден, чм
все згрегаты и приборы будут безотказно
действовать в воздухе,

Нет нужды перечислять Bee TO, чо
прочитал и как тренировалея гвардии лей-
тенант Леонид Базанов, готовясь к поле-
ту. Скажем лишь, что командир экипажа
использовал время, отведенное на предвари-
тельную подготовку, разумно, целеустрем-
ленно. И вовсе не случайно руководитель
полетов дал высокую оценку действиях
экипажа Базанова в воздухе.

Когда гвардии лейтенанта поздравили ©
успешным выполнением задания, он ска-.
зал друзьям:

— Народ наш доверил мне боевую Ma-
шину, доверил охрану государственных ин-
тересов. Мне хочется от всей души, от
вое сердца’ заверить советских людей, что
мой экипаж всегда будет отлично выпол-
HATS любое задание,

С. ГУРИН,

x

_Обледенение и борьба с ним

Обледенение самолета в воздухе значи-
тельно усложняет выполнение задания
и обычно вынуждает командира экипажа
изменять режим полета, отклонятья от
мартрута в ту етерону, где лучше Усло-
BHA Породы.

Летчик обязан принимать незамедли-
тельные меры борьбы с обледенением, т. к.
оно ведет к отложению на поверх-

} ности самолета ледяной корки, которая’ из-

меняет аэродинамический профиль носу-
щих поверхностей машины, что ‘приводит
к уменьшению под’емной силы и  закупо-
риванию приемных устройств у некоторых
пилот “навигационных приборов.

Наиболее часто обледенению подвергают-
ся самолеты, производящие полеты в пе-
реходное время года. В эти перподы ин-
тенсивноеть обледенения весьма  значи-
тельца.

Самолет может подвертнуться обледене-
нию при полете в саоистых облаках т
верхней их границы, где обычно ваблю-
даюлея относительно высокая влажность.
Пробивание слоиотых облаков большой
толщины, как правило, связано е обледе-
нением самолета. Обледенение в облаках
над горной местностью интенсивнее, чем
Над равниной, так как вынужденный под’ем
воздушных масс способствует быстрой кон-

денсации водяного пара и поддержанию в.

возлухе крупных капель воды,

Необходимо запомнить несколько Tipw3Ha-
ROB, характеризующих наличие и интен-
сивность обледенения. —

Если перед Фенлым фронтом  началея
снег при температуре от 0 до минус 7°, то
он может перейти в скором времени в
переохлажденный дождь. При полете в
таких условиях обледенение самолета неиз-
бежно. Если температура воздуха у земли
ORONO нуля, то в облаках обледенение так-

же весьма вероятно. Надо учитывать, что
когда при осадках наблюдается слабоё от
ложение льда на наземных предметах, то
в воздухе оно будет гораздо интенсивнее. .

В полете летчик может встретить три
вида обледенения: иней, изморозь и чи-
стый лед.

Иней Иже с0б0й мелкозерни-
етый рыхлый налет, образующийся преи-
мущественно в 10 время, котда. самолет из
среды низких температур попадает в более
теплый, влажный н насыщенный водяны-
ми парами воздух. При этом невидимые во-
дяные пары, соприкасаясь © сильно ох-
лажденной машиной, кристаллизуются на
поверхности самолета. Образование этого
вида налета никогда не достигает  опас-
ных размеров.

_Изморозь представляет с0б0й  белесова-
TH налет, имеющий зернистую етрукту-
ру, иногда довольно плотную. Изморозь 0б-
разуетея при температуре ниже нуля в 0б-
лаках и в тумане. Переохлажденные мел-
кие водяные капли, уларяясь о поверх-
ность самолета, мгновеннь замерзают па
ней. Надо помнить, что чем большую ско-
рость имеет самолет, тем облеленение будет
интенеивнее. Ледяной налет не угрожает
безопасности полета, так как легко отска-
кивает от поверхности самолета.

Чистый лед. = это наиболее опасный
вид обледенения. Он образует. довольно
плотный и тяжелый налет, Колорый очень
быстро нарастает и доржатея на camourere
довольно крепко. Данный вил обледенения
наблюдаелея нри полете в зоне переохлаж-
денного дождя в клине холодного воздуха
перед теплым фронтом или теллой оелю-
зией. Еели же в зоне дождя выпадает еще
п мокрый снег или свежная крупа, то ле-
дяной налет имеет малопрозрачную и ше-
роховатую структуру. При полете в этой

зоне происходит сильное облеленение  са-
Мотетов. Зона опасного обледенения на-
ходитея примерно на расстоянии 650—100
RM от линии фронта и распространяется в
ширину на 100—200 км. Эт следует
иметь в виду, ибо если при других. видах
обледенения в некоторых случаях и
представляется возможность продолжать
полет или. пробивать облака, то при обле-
денении в зоне переохлажденного дождя
Этого делать нельзя.

Летчик, попавший в такую зону обледе-
нения, немедленно должен обойти ве или
возвратиться на свою базу. Вели же 9
сделэть невозможно, — садиться на бли-
Жайший запасный аэродром,

Верным залогом успешном выполнения
задания являются изучение ‘личным со-
ставом той среды, в которой совершается
полет. Хорошая — мотеорологическая под-
поза, летчика обеспечивают ему
умелое использование погоды в полете,
помотает принять празильное решение при
встрече с обледенением, Готовясь в полет,
экипаж обязан  воосторонно ознакомиться
на метеостанции с погодой по маршруту,
получить подробную консульталию у ме-
теоролога © наиболее опасных зонах обле-
денения и заранее. продумать возможные
варианты их обхода, наметить  запаюные
аэродромы по мартруту, тю можно, совер-
ШИТЬ посадку.

Настойчиво совершенствуя овом знания
в области метеорологии, закропляя HOD e-
тические знан ИЯ Ша ктической деятель
ностью, анализируя и обобщая опыт борь-
бы е обледенением, летный состав сумеет
дооиться полной безопасносли полетов в
сложных метеорологических условиях,

Гвардии инженер-майор
Н. ЧУГУНОВ.