2 СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

Самоконтроль летчика— важнейшее

11 декабря 1948 г, № 293 (1207).

ARERR TATRA TALIA OE

в НЕ ah

` причине того же неумения разобраться в

- выполнению боевых или учебных заданий.

условие` безопасности ` полета

Сэмоконтроль летчика, его Умение 143-
бираться в самом себе, в CBOEM состоя»
ний, в собственных ошущениях и чувст-
вах имеют огромное значение.

Из наставлений по летной службе из-
вестно, что летчик, чувствующий себя не.
совсем здоровым, обязан доложить 0б этом
своему командиру. Такой довлад должен
расцениваться, как одно из проявлений
летчиком добросовестного и высокосозна-
тельного отношения к своим обязанностям.

Вот почему необходимо, чтобы летчики,
во-первых, умели анализировать изменения
в своем
ровья и, ‹ во-вторых, знали бы, как эти
изменения могут отразиться н5 их профес-
сиональной деятельности. 7

Каждый опытный спортемен повседнев-
но и строго следит за собой. Ему всетда
известно, находится ли он в должной.
«спортивной форме», он знает, что надо
сделать, чтобы восстановить временно ут-
раченную «форму». В сожалению, еще не
все авиаторы знают «слабые места» своето
организма и смутно представляют, что
нужно слелать’лдля устранения этих «сла-
бых мест». 3

Одной из основных особенностей нашей
врачебно-летной экснертизы является ак-
THBHOCTS €& ВЫВОДОВ. Задача авиационного
врача не исчерпывается только тем, что
OH должен в каждом отдельном случае дать
ясный ответ на вопрос: годен или не го-
ден офицер к летной службе. Выявляя от-
клонения в состоянии здоровья свидетель-
ствуемых авиаторов, врачебная экспертиза
одновременно обязана и определять необхо-
лимые практические меры для улучшения
их здоровья и. работоспособноети. При этом
следует отметить, Что такая экспертиза
может быть достаточно эффективной лишь
в том случае, если. сам летчик не только
обладает желанием разобраться в состоя-

нии своего здоровья, но и елособен это

сделать.
Когда речь идет о ярко выраженном за-

болевании,  определяющем негодность. к

летной службе, врач почти не нуждает-
ся в помощи свидетельствуемого. Свой ди-
агноз врач основывает на об’ективных
‘вимптомах болезни. Но при незначитель-
ных отклонениях в состоянии здоровья и
особенно отклонениях в нервной системе
жалобы  свидетельствуемото являются
очень ценными данными для врача. Врачу
очень нелегко бывает определить отклоне-
ния в состоянии здоровья летчика, если
на большинство своих вопросов врач полу-
чает стандартный ответ — «нормально».

Кроме того, бывают случаи, когда 0

своем самочувствии летчик преувеличивает
небольшие отклонения в состоянии ©во-
ето здоровья. Нам известен, например,
факт прекрашения полета летчиком из-за
возникшего у него подозрения © «начав-
шемся аленлиците», хотя все дело было
в том, что летчик перед вылетом выпил...
квасу. - 4
_Хужь всего, когда летчик сам себе на-
чинает ставить «лиатноз». Поставить ‘ди-
агноз и посоветовать, как устранить 0-
явившиеся отклонения в состоянии 3л0-
ровья, — дело исключительно врача. д-
нако летчик должен. внимательно следить
за своим организмом, уметь замечать даже
самые незначительные отклонения от нор-
мы, своевременно сообщать об этом врачу
и точно выполнять его советы. Все это
можно назвать «предполетным самоконтро-
лем» летчика.

Еще важнее хля летчика обладать уме.
нием следить за собой и понимать откло-
нения в свобы самочувствии во’ время
полета. ene :

Сейчае может считаться доказанным,
например, то, что в соответствующих ус-

СЕТЕ АСТИ СЕКСЕ НЕБЕ: ИЕ

Новый учебиии ‘для техников и механииов

лиш, Авторы уопешно отравились в п0-

КРИТИКА
И БИБЛИОГРАФИЯ

——

Рецензируемая книга”) является допол-
ненным п переработанных изданием учеб-
ника, вышедиего в” 1943 году под назва-
нием «Основы технической  эконловталии-
самолетов и моторов». Книга предназначе-
на в качестве учебника для училищ Воен-
но-Воздущных Сил СССР.

Учебник состоит из 12 глав и охваты-
вает основные вопросы технического 06-
служивания самолетов и силовых устано-
вок. В доступной форме в нем изложены
процессы, которые выполняет технический
состав авиационных частей для обеслече-
вия безотказной работы боевой техники
в воздухе и постоянной её готовности Е

Из всего комплекса вопросов. техниче-
ского обслуживания авторы освещают во-
просы ухода за самолетами и их силовы-
ми установками.

Вначале даются общие сведения по 01-
ганизации технического обслуживания Ca-
молемов и работе технического = состава
авизчастей. Затем рассматриваются 060-

° бенности хранения самолетов в различных

условиях. Авторы здесь приводят данные
® влиянии атмосферных условяй на мате-
риальную часть. Говоря 06 особенностях
хранения под открытым небом самолетов,
нахолящихся в эксплоатации, авторы ши-
роко используют опыт Отечественной вой-
НЫ.

Тлава третья посвящена праютике 06-
устров  самолетов и силовых установок. В
ней полчеркивается важность контроля за
техническим состоянием самолетов и их
силовых установок, подробно разбираются
вилы OCMOTPOB: предполетното, стартового
й послеполетного.

Подробно изложены также особенности
перполических осмотров и оомотров  само-
летов и двитателей, выработавших срок

службы до очередного ремонта или непри-

полных к дальнейшей экеллоатации велед-
ствие И3Н068.

*) Осокин Ю. В., Розенович Е. В. «Тех-
и их
Москва. Воениздат.

ничебкое обслуживание” самолетов
силовых установок»;

1948 г. Стр. 461. Цена 14 руб.

`на меньших высотах,

самочувствии и собтоянии здо-.

в свою очередь, требует от летчика умения
определять в полете момент начала и бы-
строту нарастания утомления,

рорья является наиболее аегкой частью
самовонтроля летчика. — ack

емым является умение летчика контроли-
ровать уровень своей летной подготовлен-
ности, все свой действия в воздухе.

том определяются умением летчика, следить
за с0бой в полете, пониманием причины
своих затруднений и возможных ошибок и
способностью устранять
Богатая —
справедливость такого вывела.

занными с так называемым «личным фак-
тором»,
летчика. Но ошибочные действия, как пра-
вило, связаны с индивидуальными трудно-
стями полёта. Поэтому анализ трудностей,
которые испытывает летчик в полете,
нельзя сводить только к пассивной кон-
статации факта — «сегодня мне трудно
было выдержать направление на пробеге
после посадки». Здесь прежде всего важ-
но установить причину этой трудности,
`наметить и осуществить меры ее устране-
ния. Более того, нередко сама причина
той или иной трудности может быть оемы-
‘слена только во время’ попыток ве устра-
НИТЬ.   #

данном случае необходимо ясно представ-
лять себе задачу и наметить конкретные
пути ее решения. Так, в приведенном при-
мере летчик должен проверить себя: «не
отвлек ли я на пробеге внимание на что-
‚либо другое; не рано ли успокоился, что
уже закончил посадку; не устали ли у ме-
НЯ ноги» и т. Хх.

лять без контроля и анализа ни одного 38-
труднения, ни одного своего действия. Де
ло в том, Что отдельные наши ошибки,
вели мысих не изучавбм и не боремся с
ними, сначала являются для нас как бы
незваными гостями,
вторения они становятся нашими хозяе-
‘вами, преврашаются в привычки,

ствия нужна летчику не только для пони-
‚мания. профессиональных трудностей и
ошибок. Мы учимея не только на ошибках,
Н0 и на осознании своих достижений. Про-
думать и уяснить ве предпосылки, спо-
собствовавшие преодолению трудностей и
успешному выполнению залания, столь же
важно. Именно это обстоятельство делает
каждый полет. не механическим, & творче-
CREM актом, в. котором летчик сознательно
раскрывает. свой лучшие возможности:

наиболее характерные неиеправноети
ловой установки и планера и указаны опо-
с0бы их устранения. .

довиях и при соответствующем состоянии
организма летчика отринзтельное влияние
недостатка кислорода может сказываться и
чем Te, Ha. которых
узавонено пользование кислородным обору-
дованием. баждый летчик должен твердо
знать, при каких именно условиях у не-
го раньше ‘обычного начинают проявляться
признаки недостатка кислорода. Для этого
должны широко использоваться пробные
пох’емы в баровамере и высолные грун:

повые облеты: ,
Попросить ‘врача ортанизоваль под’ем в

барокамере-—э0 He Только право. но и обя-

занность каждого летчика, сомневающего-
ся в умении определить у себя наиболее
ранние симптомы гипоксемии. _

Непрерывно возрастающие скорости по-

Чета требуют от летчика умения не только
определять величину перегрузки, но и уме-
‘ния не переходить за инхивидуально-пере-
носймую величину перегрузки. =

Увеличивающаяея длительность полета,

Самоконтроль за состоянием своего здо-
Еще более важным и нелегко приобрета-.
Безопасность и качество полета во мно-

эти причины.
Летная практика. подтверждает

Причинами летных происшествий, свя-

являются ошибочные действия

Как и при любом акте мышления, в

Летчик должен приучить себя не остав-

но по мере их по-

Способность контролировать. свои дей-

ЕЕ ЕЕ ЗЕЯ

В следующей главе. посвященной во-

просам заправки самолетных баков и бал-
лонов (топливом,
жилкостью ий сжатыми
приводят данные по топливам, применяе-
мым для питания современных авиацион-
ных двигателей, рассказывают © средетвах
и технике заполнения. баков топливом. Та-
ким же образом рассмотрены
заполнения баков маслом,
RBIKOCTEN и баллонов — сжатыми
зами.

охлаждающей
авторы

маслом, a:
газами),

особенности
охлаждающей
_Ta-

Значительное место в книге уделено за-.

пуеку, протреву и остановке авиационного
двигателя, Здесь, кроме большого раздела.
0 поршневых бензиновых двигателях, при-
ведены материалы по авиационному дизе-
лю и турбокомпрессорному  резктивному
двигателю: }

В книге достаточно полно определены
си-

Большое внимание уделено регламент“

ным и монтажным работам. Подробно опи-
сываютея операции. которые должны про-
изводиться техническим составом, Регулиро-

вочные работы расемотрены для двигате-
лей АМ-42, ВА-107, АШ-82ФН, звнаци-
онного дизеля АЧ-30Б. кратко изложены
вопросы регулировки воздуно-реактивно-
го двигателя © осевым комирессором.

Подробно разобраны особенности подго-
товки авиационной техники к зимнему и
летнему периодам окоплоатации, приведе-
ны материалы по эксплюатации силовой
установки в воздухе, ремонту самолета в
полевых условиях и по 060бым видам pa-
бот технического состава при приемке 2а-
ЖЕ транепортировке их, сборке и раз-

ке.

Заканчивается учебник необходимыми
сведениями и формами документов, по уче-
ту работы материальной части и оформле-
нию получаемого технического имущества.

Даже этот краткий перечень вопросов,
разбираемых в книге, показывает, какое
важное значение она имеет. для техниче-
ского состава» авиационных частей и учи-

®

пами, рождаемыми слепым подражанием.

побуждают к совершению этого действия.
Правильно проводимый, повседневный сз-

очень хороший порядок. Надо только сле-

такие дневники, на Наш взгляд,
авиачаютях.‹ Каждому летчику, например,
очень полезно изложить
‚ самюочуветвяе
ожидаемые и проанализировать фактиче-
CRA

_лезно иногда перечитывать

тания,

‚ рошо летать может лишь тот авиатор, ко-

В свете современных достижений совет-
‘ской психологии совершенно ясна опибоч-
ность буржуазной методики лечного обуче-
ния, воторая построена’ на слепом подра-
жании ученика. . инструктору: Например,
официальные американские
прямо указывают  лётчику-инструктону:
вать. Заставьте его верить». Ассен Джор-
данов в кнаго «Ваши крылья» писал:

Моим лвижениям...: Вы должны так прак-
тиковаться со мной до тех пор, пока не
научитесь `инстинвтивному ‘обращению с
ортанами управления». °

Нельзя не отметить, что первым, кто
возражал против такое неосмысленного
`обучения, против такого грубото подавле-
ния всякой инициативы и сознания обу-
чаемото, был выдающийся русский летчик-
новатор Нестеров. Еще в 1913 голу он
писал, борясь с заимствованными из-за
траницы метолами обучения: «У нае тре-

‚буют... непременного «инстинктивного уп-
равления». Вот это-то инстинктивное ун-

равление и послужило причиной гибели
многих товарищей и коллег по авиации».

До сих пор еще некоторая часть авиало-
‘ров смешивает два различных понятия:
«автоматизацию навыка» © вредным не
Подвонтрольным сознанию «автоматизмом».
«Навык во многом делает человека сво-
‘бодным и прокладывает ему путь к даль-
нейшему прогрессу», — писал великий

_  русский педатог Ушинский, подразумевая

процесс автоматизапии навыка. Те приемы, .
которые раньше осуществлялись, как от-
четливо осознаваемые задачи, в процессе
автоматизации навыков выходят из сферы
произвольного внимания, хотя и остаются
под контролем сознания. Чем глубже. 0с0з-
нано какое-либо действие вначале, тем
болев оно. будет подконтрольно еознанию,
став автоматизированным навыком. Именно.
такие усовершенствованные Ha основе
глубокого самоконтроля действия и будут.
высоко полноценными ‚автоматизированны-
ми навыками, а не механическими штам-.

Каждое действие имеет свою пель’и свои
мотивы. Чем глубже осознаны ‘цели и мо-
тивы деятельности, тем полнопенней бу-
дет результат ве. Поэтому, что бы летчик
ни совершал, он веегла должен ясно пред-.
ставлять, какая пель преследуется данным.
ето действием, какие ‘именно мотивы его

моконтроль летчика является основой са-
мокритики. Этого ето значения нельзя не-

доопенивать.

В авиационных училищах каждый кур
сант ведет подробный дневник, в котором
фиксируются данные самоконтроля. Это.

дить, чтобы заполнение такого дневника не.
было простой формальностью. Ёроме того,
Должны
получить ‘распространение и в бтробвых
: письменно 6809
перед ° полетом, отметить

встретивитиеся трудности, наметить
мероприятия для их. преодоления и потом
письменно зафиксировать
этих мероприятий, Каждому  летчиву по-
свои записи;
Это один из важных моментов самовоспи-

В заключение! хочется сказать, что хо-

торый умеет управлять самим собой так
же сознательно и уверенно, как и само-
летом. i

‚ Пецент, подполковник медицинской
службы К. ПЛАТОНОВ.. .

PRs cee i СТИЗАНИНЫ

ставленной задачей. В учебнике достаточ-
‘но полно выдержана авиационная терми-
нология, учтен большой опыт экоплоата-
ции авиационной техники, накопленный в
СССР. Авторы добросовестно отнеслись К
переизданию книги и внесли вонее необхо-
димые дополнения и. изменения. а

Но наряду с этим в пособии ветречают-
ся погрешности и’ неточности. Разберем
наиболее существенные из них.

При хорошо выдержанной терминологии
иногда попадаются такие определения, как
«вывод самолетов из ангаров» (стр. 10),
«уборка самолета» (стр. 14). Для чита-
теля неясно. © какой уборке идет речь:
© наведении чистоты или передвижении
самолета.

Во второй главе имеется разлел «Хра-

ходящихся в резерве или ремонте». При

труппе и ничем не
консервации

80 © ВИНТОМОторнОЙ
упоминают 06 особенностях
реактивных самолетов,

‘Ha стр. 51 ин 64 почему-то говорится
06 эксплоатационно-технической службе,
тогда каБ извеетно; что у нае имеется в
авиации инженерно-звиационная служба.
‚ Разематривая требования, пред’являемые,
к топливам, авторы указывают, что при
высоких температурах начала кипения
могу» возникнуть трудности во время пе-
ревод& двигателя с пускового на основное
\гопливо. Здесь нужно было отметить таж-
же и то чм ряд двигателей запускается
на основном топливе без специальных пу-
сковых топлив (стр. 66).

На етр. 70 указывается, что «...B буду-
щем не исключена возможность перевода
реактивных двигателей с керосина на
обычный низкооктановый бензин, Kak в
целях облегчения обслуживания и экелло-
атации  турбокомпреосорных реактивных
двигателей в арктических условиях, таки.
в целях повышения надежности их рабо-
ты на больших высотах». Вели в отноше-
нии условий облегчения запуска двигате-

руководства,

«Не нытайтесь  ученику что-либо доказые

«Возьмитесь за, управление и подражайте

выполнение

ушного флота в

ЕЕК ЕОЕЖИЕСУЕНИ

нение под открытым небом озмолетов, на-

рассмотрении вопросов, связанных с кон-
сервацией самолета, авторы говорят толь-

‚расходования

В конце каждото месяца в нашем ба-
тальоне проходят строевые ротные` собра-
ния, на которых подводятся итоги учебно-
боевой подтотовки. Практика показала, что
эти собрания являются серьезным ‘средет-
вом воинского воспитания, они повыпают
у молодых авиаторов чувство отволетвен-
ности за овладение военным делом.

Действенность‘ собраний во многом вавч-
CHT of TOTO, Kak) K Bum готовятся. Мы это-
му делу уделяем серьезное внимание...

За несколько дней до собрания команди-
ры рот проводят совещания сержантов и
старшин. Командиры взводов знакомят со-
бравшихея с результатами учебы в отделе-
ниях, отмечают положительные и отрица-
тельные стороны в работе сержаятокого со-
става. Командир роты, ‘обычно выступаю-

щий в конце совещания, подводит итоги

‘учебно-воспитательной работы за меяц в
целом. по подразделению..

‚Затем. проводятея
ского состава, батальона, Здесь с доклада-
ми 06 учебе и дисцинлине выступают
командиры рот, Они подробно анализируют
‚воспитательную работу командиров взводов
(курсовых офицеров) за месяц: Совещание
является своего рода трибуной для oGue-
на опытом воспитательной работы.

‚ После этоло назначаются строевые собра-
ния всего личного состава рот. Вот как,
например, организовал и провел такое со-
брание олин из лучших командиров рот

‘капитан Пыльнев,

По его совету секретарь  парторгани-
зации лейтенант Есипов провел беседу с
курсантами, раз’яснил им, какое значение
имеет подведение птотов боевой и полити-
ческой подготовки. Секретарь  комсомоль-
ской организации , курсант Азовский, в
свою очередь, побеседовал < передовиками
учебы и отдельно-—с. ототающими. курсан-
tamu. бтличникам он посоветовал  поде-
литься опытем учебы. В собранию были

‘оформлены стэнты, диаграммы, лозунти и

стенная газета. Командир роты за это вре-

совешания  офицер-

3 ВЕНО гвардии старшего ‘лейтенанта `В. Попова занимает первое место по боев
i 1итурмовой авиачасти, На снимке (слева направо): командир звена гвар
нант. И, Горбачев, гвардии старший лейтенант М. Данилов и гвардии ле

СТРОЕВОЕ СОБРАНИЕ В РОТЕ

мя подготовил тезисы доклада и познако-
  мил с ними командира батальона,

В день собрания в роте капитана Пыль-
нева чувствовалось большое оживление.
Это было заметно даже по внешнему виду
курсантов. :

В назначенный час весь личный состав
роты собрался в комнате политико-просве-
тичельной работы.

С докладом выступил капитан‘ Пыльнев.
10н обстоятельно рассказал о том, как учал-

ся курсанты роты, как они выполняют
свой долг перед Родиной. Лучших показа-
телей за истектий месян  добилея взвод
лейтенанта Латалина, rie большинство
курсантов учится на «отлично». Здесь He
было ни очного случая нарушения‘ дио-
ЦИЛЛИНЫ. ‘
Дальше тов: Пыльнев  остановилея на
недостатках в учебе и поведении  отдель-
ных курсантов. Он подробно разобрал слу-
чай с курсантом Никулиным, который ва-
рушил Устав гарнизонной службы при вы-
полнении обязанностей часового. Командир
роты отметил, что курсант  Чудиновских
нв проявляет настойчивости в учебе, хотя

при старании он мог бы быть оттичником.

В конце доклада тов. Пылынев поставил
каждому взводу четкие задачи на  еледу-
ющий мееяп, Он призвал личный состав
роты й впредь упорно работать над совер-
шенствованием своих военных знаний и
Попитической подготовки, кретить диецип-
лину, порядок и организованнюеть,

Желающих выступить было много. Odu-
перы говорили о мероприятиях по улучше-
нию качества учебы и повышению дисцип-
длины, намеченных ими в своих подразде-
лениях. Курсанты-отличники поделились
опытом учебы. Вее выступления были про-
низаны одной мыслью — жить и учиться
строго по’ уставам. -. ;

Tan проводятся
ные собрания, В
Капитан И. ОРЛОВ,
командир’ теоретического батальона,

НА ВОЗДУШНЫХ

ТБИЛИСИ, 10 декабря. (Нан норр.).
Грузинское управление Гражданского в0з-
1948 оду’ превысило
довоенный уровень ‘воздушных перевозок. _

05°ем оаботы авизполразделений в тон-
HO-RuTOMeTpax Bospoc B 5,8 pasa mo срав-
нию с 1940 годом. Значительно ’ выросло
количество пассажиров, перевезенных в03-
душных ‘транепортом; в 2,8 раза больше

довоенного ‘увеличилея тоннаж. грузов. .

На авиалиниях Грузии сейчас водят
Е : wy ee ИЕ Sat :

$

лей при низких темпералурах воздуха ав-
Торы правы, то в отношении высотных по-
‘Dems применение бензинов He может
улучшить работы двигателя.  Высойность
топливной системы зависит от упругости
паров. Упругость паров бензинов выше
упругости паров керосинов. Таким образом,
‚надежность. работы двигателя на бензине
не возрастет. Авторам следовало яснее из-
ложить этот вонрос..

В разделе по запуску и пробе резктив-
Вого’ двигателя. авторы приводят данные
ю температуре газов, давлению топлива и
оборотам, относящиеся только к одному ча-

етному случаю, Следовало привести более

общие данные. Это относится к  реактив-
HOMY двигателю‘ пентробежным комирес-
вором. _

— В таблице внешних причян неиеправно-
стей по турбокомпрессорным  резктивным
двигателям приведены частично ‘дефекты
й неисправности, присущие только двига-
телю ¢ осевым компрессором. Нет харак»
терных дефектов по двигателям с центро-
бежными компрессорами, например, рас-
ькрутка с под’емом на высоту и др.

Попадаютея и досадные небрежности.
Так, например, на стр. 358 говорится:

«Прирост мощности в 820 a. ©. toay-
чаюя только ва счет о дополнительното
130: л/чае топлива п
300. л/час натнетателя, на первой: раечет-
ной высоте 3:055 л. е. расходует расходе
жидкости в количестве 430 л/час». (?).
Понять что-либо из сказанного невозмож-
HO.

В главе, где речь идет об эксплоатации
самолета в воздухе, авторы рекомендуют
для крейсерских режимов сохрамять отно
сительную поступь винта постоянной, с
целью увеличения = дальности полета,
Необходимо указать, что сохранение по-
стоянной поступи винта не обеспечивает
получения минимальных вилометровых и
часовых расходов топлива, & это приводит
к перерасходу топлива, снижению дально-
ети полета,

Наивытоднейптие режимы, с точки зре-
ния минимальных километровых расходов,
получаются на небольших оборотах, даже
ниже. тех, которые устойчивое  поддержи-
ваютея обычными репуляторами винтов.

Неверны рассуждения авторов. о том, что
для турбокомпрессорного реактивного дви-

ТРАССАХ ГРУЗИИ

возхупные корабли десятки  летчиков-ста-
хановцев. Многие из них участники
Великой Отечественной войны.

Сейчае самолеты Грузинского ‘управле-
ния Гражданского воздущнюто флота лета-
ют по зимнему графику. Несмотря Ha то,
Что погода зачастую не блатоприятетвует
полетам, расписание зимних рейсов не на-
рушается. Ежедневно аэропорты Тбилиси
й других городов принимают и отправляют’
десятки самолетов,

в нашем бататьоне рот-

ой и политической подготовке в Н-ской

дии старший лейтенант В. Попов, гвардии лейте-
йтенант П. Стаценко перед вылетом.

Фото майора М. Рунова,

ПОДГОТОВКА Н ВЫБОРАМ
НАРОДНЫХ СУДОВ

АГИТАТОРЫ ПРИСТУПИЛИ
К РАБОТЕ

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ВОЕННЫЙ ОБРУТ, 10
декабря. (По телеграфу от наш, коро.). В
авиачастях округа широко < развернулась
подготовка к предстоящим выборам. народ-
ных судов. В Н-екой авизчасти состоялось
партийное о собрание, обсудившее задачи
коммунистов в развертывании атитационно-
‘пропагандистской работы в связи в пред-
стояшими выборами. Выделены атгиталмюфы
— коммунисты и комсомольцы, © которые
ми проведен семинар. Агитколлектив чаз
сти развернул широкую зтитационно-про-
патандистскую работу. С воинами-избирая
телями уже закончено изучение «Tonos
жения о выборах народных судов РСФСР»,
Атитаторы выступают с докладами и про-
водят беседы о советской избирательной
системе, о преимуществах нашей демокрая
тии над буржувзной демокралией ит. д,

В части хорошо оформлена  натлядная
агитация. Художник младший сержант кз
тябрь изтотовил красочное панно «Права
и обязанности граждан ОСООР», В библио-
теке создана выставка литературы к вы-
борам.

‚В чаети открыт атитпункт, = Силами
атитколлектива для воинов и членов их
семей организуются доклады и беовы,

ИЗУЧАЮТ ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЫБОРАХ т

ТУРКЕСТАНОКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
10 декабря. (По телеграфу от наш, корр,),
Атитаторы Н-ской‘‘авиачасти ведут боль»
шую работу mo. подготовке к выборам
народных судов. Старшина  Табзлевич
после вступительной беседы © предстоя-
щих выборах начал изучение с солдатами
и сержантами Положения 0 выборах
народных судов.  Агитатор ‘ старший
лейтенант Мусаев проводит ‘атитаци-
онную работу среди воинов нерусекой
национальности, энакомит солдат м cép-
жантов © Положением о выборах Ha их
родном языке. С большим вниманием вы-
слушали веины беседу Мусаева на тему
«Выборы в налней стране -— самые демо
 вратические»,

: Предетоящим выборам народных судов
оыли посвящены политинформации, ‘на ко-
торых ‘воинам рассказано о советской де-
  мократии, 0 роли нашего суда в укрепле-
нии социалистического государства. Офи-
церы  Снарекий и’ Самонов провели уже

‘Г несколько занятий с женами офицерского

тателя работа на номинальных оборотах  ‘ состава, на’ которых изучали Положение

наиболее экономична. Такое утверждение
может только защутать читателя. Лишь на
большой высоте работал на номинальных
оборотах реактивного двигателя дает _ дей-
ствительно минимальные  километгровые
расходы; на высотах ниже потолка  каж-
дой высоте соответствуют свой обороты и
значение крейсерской скорости, на  кот-
рых получается минимальный  Киломётро-
вый расход топлива. Таким образом в раз-
деле © крейсерских режимах допущены
оптибочные положения.

Ha erp. 367 говорится, че при’ вводе
в пикирование заслонки радиаторов пере-
крывают` для сохранения  приемистости
двигателя. Нужно было указать, Ito ва-
крытие заслонок при пикировании необхо-
димо для предотвращения переохлаждения
двигателей. —

Утверждая, что ‘тяту  жидкостно-реав»
тивного двигателя регулируют  выключе-
нием группы форсунок или выключением
отдельных камер (при наличии  Несколь-
ких камер сгорания), звторы не’ указыва-
ют один из основных способов изменения
тяги ЖРД путем измёнения давления  ком-
понентов топлив и окислителя, подавзе-
мых в камеру сгорания. Также нет yra-
зания на то, чо тяга ЖРД контролирует-
ся давлением в камере сторания (стр. 366).

В кние ничего не говорится 06 особен-
HOCTAX ухода и обелуживания самолетов с
винтомоторной группой, оборудованной тур-
бокомпрессорами с охладителями для в03-
духа. Не приведены материалы по автома-
тическому управлению тепловым режимом
авиздвитателя,

Но все же перечисленные замечания в
общем не снижают ценности книти.

Учебник снабжен большим котичеством
иллюстраций, которые выполнены акку-
рано и помогают усвоению  излагаемого
материала,

Книга может быть широко использована

© выборах народных судов.

Большое внимание уделяется наглядной
агитации. Лейтенант Барковский  тотовит
‚Лозунги, монтажи, ‘схемы, на которых
смонтированы отдельные, выдержки и
статьи из. Вонституции СССР.

ae

Успехи украинских
аэрофлотцев

Десятимесячный план Гражданский воз-
душный флот Украины выполнил за 9 ме-
сяцев. Больше половины авиаотрядов, 3910
портов и ремонтных предприятий уже 38-
вершили выполнение годовых  производет-
венных заданий.

Серьезную помощь оказала гражданекая
‘авиация сельскому хозяйству Украины,
Самолеты специального назначения ус
пешино провели химическую обработку око
лю 600 тысяч гектаров  сахаросвеклович»
ных полей в колхозах и совхозах. Авиз-
Торы боролись е вредителями посевов, ох-
раняли поля от пожаров, вносили нь от
а участви искусственные  удобре-
_ В ответ на обращение руководителей
московских предприятий звиаторы Граж-
данекого вобдушного флота Украины 0бя-
зались дать до конца года 35  милллонов
рублей сверхплановых накоплений. Jere
MARU, техники, механики с честью выпол-
няют обязательство, Толью три передо
вых отряда, которыми командуют тт. Вер-
няченко, Омоловик, и. Селляревич, уже
дали свыше одного миллидна рублей YKo-
номии. Киевский аэропорт сокономил 700
тысяч рублей.

В аэрофлоте Украины получило широ-
кое распространение движение  хозрасчет-
ных экипажей. Так, в третьем квартале
экипажи тяжелых транопортных кораблей,

для военных авиационных школ  механи- которыми командуют тт. Ворона и Поторе-

ROB, & также‘ может служить учебным по-
собием для  летно-технического = состава
строевых частей ВВС.

Авторы создали учебник, в основном от-.
вечающий современным повышенным тре-
зованиям,

Кандидат технических наук, доцент,
иншенер-полковник Н, ЖОВИНСКИЙ.

лова, увеличили перевозки грузов на 98
тонно-километров и сэкономили около’ ше-
сти.тонн бензина. Только ‘один экипаж
тов. Ворона в результате перевыполнения
плана перевозок и экономии горючего дал
114 тыбяч рублей дополнительных накот-
лений. Этот пример пилота-коммуниеть
стал достоянием всех летчиков аэрофлотая
Киев, (Наш - корр.),

Sy