12 декабря 1948 г.. 594 (1208)

——— ‚ СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ 9

О

‘

Вак известно,
Союза принимали активнов Участие в’ ра-
боте третьего комитета no подготовке про-
екта Декларации
№0 того они принимали такое же активное
участие в разработке этого вопроса в раз-
личных оргамах, занимавшихся этим де-
лом. На полю третьего комитета выпало
завершить эту работ
Женеве, гле в 1947 ее lane ead
1 оду был подготовлен
мервоначальный проект этой Декларации
известный под именем «Женевокото проек.
Ta».

Несмотря Ha HeROTOpELE eBow достоинства,

от проект имеет ряд крупных недостат»
ков, главный из которых заключается в’
его формально-юридическом характере и в
отсутствии в нем каких бы то’ ми было

мероприятий, которые былч бы способны
содействовать осуществлению  ‘провозгла-
шенных в этом проекле основных свобод
и прав человека. Женевский проект, как
известно, в дальнейшем подверлея’ измене-
HW, HO Этот его основной ‘недостаток
отался, к сожалению, не устраненным до
последнего времени. Этот недостаток. не был
устранен и при. подготовке ‘проекта на
настоящей ‘сессии Ассамблеи.

Формально-юридический характер этого
проекта, 0 котором я сейчас’ сказал, выард-

хаотся в абстрактном построении ° ряда
статей, MOCKS HALIX весьма важным в0-
просам, связанным с правами человека.
Так, статья 4 представленного на pacemo-
трение Генеральной Ассамблеи. проекта Де-
зларации прав человека гласит: «Каждый
человек имеет право на жизнь, на свободу
п на личную неприкосновенность». Отвле-
ченный характер этой статьи, кажется, не

требует никаких комментарий. Бросается в.

глаза, что проект, говоря © таком исклю-
Чительной важности вопросе, как право
человека на жизнь, на свободу, на личную
неприкосновенность, не ставит перед со-
бой задачи указать, хотя бы элементарно,
необходимые меры, какие должны быть
приняты тосударствоюм для содействия, не
говорю уже для обеспечения, осущеетвае-
ния утих прав на деле. Вполне быле по-
Этому остоственным попытаться. внести в
Эту статью улучшения, внести в нее та-
кие поправки, которые устранили бы этот
недостаток,

Делегация  Советекого Союза пыталась
om сделать. Она предложила решить з8-
ачу, изложенную в статье 4 проекта Де-
кларации третьето комитета, внесением в
него поправки, сказав, что «государству
необходимо обеспечить каждому человеку
защиту от. преступных Ha него посяга-
тельетв, обеспечить условия, предотвралца-
ющие угрозу смерти от толода и от исто-
щения» ит. д, № сожалению, эта поправ-
ка, несмотря на то, что она так серьезно
и значительно улучшала дело, была откло-
Нона третьим комитетом.

Эт» поправка не напиа поддержки 0
стороны большинства третьем комитета,
i, таким образом, статья 4 проекта Декла-

рации прав человека осталась в своем
первоначальном виде, со воеми ее‘ недос-
таткамии.

Я приведу другой пример. В проекте

претьего комитета имеется статья 23, ко-
торая провоэглалнает право на социальное
обеспечение и на осуществление, как го-
ворится в этой статье, необходимых для
поддержания достоинства человека, и для
свободного развития его личности, прав в
экономической, культурной и социальной
Фбластях, через посредство национальных
усилий и международного сотрудничества
и в соответелвия CO структурой и pecypca-
у  каждого государства.

Статья ставит перед собой очень важ-
ную задачу, и нужно было бы только’ при-
вототвовать постановку этой задачи, Ho
УДовлетворительно ли решает проект эту
задачу? Делегация СССР отвечает на этот
прое отрицательно. Из этого вытекала
необходимость изменить ту формулу, кото-
рую дал проект Декларации прав человека,
дювленный третьим комитетом. Здесь

прав человека, как еще

громадная диспропорция между тем, что
хотели выразить авторы этом параграфа,
и тем, что они, действительно, смогли вы-
разить. У нае нет никакого сомнения, что у
самих авторов этого параграфа происходила
борьба между стремлением, с одной cropo-
НЫ, к осуществлению то, что они в
преамбуле называют, котати скажу без ло-
статочного основания, «идеалом», и с
Другой стороны, их идеологией, их поли-
тическими установками, которые мешают

ИМ развернуть формулу, которая дей-
ствительно соответетвоваяа бы важ:
ности И значению выраженной в

ЭЙ статье идеи, хотя выраженной плохо,
неудовлетворительно . :

Эта статья, нало оказать, составляет
TOILKO часть той статьи, которую предла-
тала советская делегация. Шо вместо того,
чтобы принять всю статью, частью — кото-
Той являются эти нескотько строк, боль-
ИГинство комичета избрало другой путь,
То, что наиболее важно, то, что наиболее
ценно, чт представляет с0б0ю наиболее
существенное в этой статье, большинетво
комитета, отбросило в сторону и оставило
только кусочек этото большого и важното
параграфа, который звучит‘ совершенно
иначе в изложении делегащии Советского
Союза, чем в проекте комитета, те он
превратился в какой-то хвостик большого,
но невидимого, отоутетвующето в проекте
редмета.

Большинетво третьёго комитета  откло-
вило другую, как я сказал, более сущест-
венную часть этото предложения, которая
указывала на обязанности государетва и
общества принять вое необходимые меры,
в том числе и законодательные, для TOTO,
чтобы обеспечить каждому человеку ре-
альную возможность пользования вееми
правами, указанными в Декларации. Эт
оказалось отклоненным, это оказалось от-
броттенным в сторону. Что же осталось?
Осталось толое  провозглажение, то-есть
именно то, что составляет самую слабую
сторону этой Декларации, —остались тенден-
ция, пожелание, возглас, лозунг, но не
статья, та статья, которая мотла бы вну-
шить уверенность в том, что действитель-
но будут обеспечены те блата, которые тро-
возглашаются в этой 23-Й статье. Это все
отбротшено. Нет в этой статье главного —
именно указания на то, чо общества и
государства обязаны принять меры, в том
числе и законодательные, в целях обеспе-
чения возможности свободного развития
личности в экономической, социальной и
культурной областях. Это вое, я говорю,
отброшено. Осталось то, что называется в
русских сказках «рожки да ножки».

Советская делегация предлагала принять
статью, в которой было бы сказано, что со-
циальное страхование лиц — речь идет о
социальном обеспечении и сопиальном
страховании, — что социальное страхова-
ние лиц, работающих пе найму, то-есть
рабочих и служащих, должно осушеств-
ляться за счет тосударства каждой  стра-
ны. Здесь советская делегация поставила
эту проблему на реальную почву, указы-
вая конкретный источник покрытия тех
расходов, которые необходимы JIA того,
чтобы трудящийся мог бы пользоваться
блатами социального» страхования, благами
социального обеспечения. Она говорит: вот
источник —— государство; вот источник—
предприниматели, которые извлекают из
экоплоалации рабочего труда прибыль. 3a
этот счет необходимо обеспечить трудяще-
гося человека пенсионным и другим обее-
печением на случай инвалидности, старо-
сти, болезни ит. д. ^

Кажется, это совершенно естественная и
конкретная постановка, вопроса. Однако
она натолкнулаеь в этом комитете на же-
стокое сопротивление большинства, и это
большинство отклонило и эту поправку.
Между тем, если бы кроме того текста, ко-
торый сам по себе не вызываег никаких
возражений и который оказалея включен-
ным в нынешний проект статьи 23 Декла-

СовешскКий народ

Ilo всей нашей стране началась кампа-
ния подгоаовки к выборам народных су-
деЙ и народных заседателей. В ряде обла-
стей и автономных республик уже назна-
Чен день выборов.

Подготовка к выборам народных судов
Шюходит в обстановке величайшего  поли-
ТиЧеском и трудового под’ема советекото
народа, добивающегося под руководством
партии Ленина-—СОталина все новых и н0-
вых услехов во всех областях хозяйствен-
Holl « культурной жизни. Предстоящие
Выборы народных судов сыграют большую
Роль в дальнейшем укреплении  социали-
тической законности, дисциплины - И OD-
танизованности и еще раз  продемонотри-
руют перед всем миром подлинный демо-
Кратизм, осуществленный в нашем социа-
стическом государстве.

* * * :

Великая Октябрьская социалистическая
Теволюция уничтожила старое буржуазно-
помещичье государство и важнейший op-
№ Этого государства — буржуазный суд,
котрый всегда и во всех капиталистиче-
ких странах был и остается орудием УгГ-
нетения, трудящихся, орудием экоплоата-
ции больнтинства меньшинством. Вуржуаз-
ные юристы всячески стремятся затуше-
Вать классовую сущность суда, пыталотся
представить буржуазный суд защитником
«порядка», беспристрастным арбитром, 3a-
Щищающим интересы и благополучие «в<е-
№ народа». На самом же деле в. буржуаз-
HEX государствах суд, как указывая В. И.
Тенин, является «слепым, тонким орудием
беспощадного подавления эксплузтируемых,
Истаивающим интересы денежного: мешка».

Создано Лениным и Сталиным Совет-
06 социалистическое государстве © пер-
вых же дней своего существования При“
YIM к организации нового пролетарско-
То суда, образованного на демократических
началах. Шервые декдеты советовюго пра-
вительства в этой области были направле-
ны на создание подлинно народного суда,
Который способен выполнить задачи, стоя-

щие перед правосудием в новом социали-
стическом государстве.

(Советекий народный еуд воспринял все
демократические принципы молодото социа-
листического государства; Y нас все тру-
дящееся каселение привлекается к отправ-
лению судейских обязанноетей.

Сталинская Конституция законодательно
закрепила последовательно  демократиче-
ские принципы организации и структуры
напего государства, & также  демократи-
ческие принципы деятельности советских
органов государственного управления. и
органов правосудия. Сталинская Вонститу-
ция еще более расширила демократические
основы организации и деятельности совет-
ского суда и вместе с этим гарантировала
реальное воплощение этих принципов. Из-
данный в соответствии со Сталинской Rou-
ституцией Закон о судоустройстве СССР,
союзных и автономных республик устано-
вил, что правосудие в СССР осуществляет-
ся на началах единого и равного для взех
граждан суда, независимо от. социального,
имущественного и служебното положения,
граждан, их национальной и расовой пря-
надлежности.

Эти принципы осуществления правосу-
дия в СОСР показывают подлинно. демокра-
тический характер налиего суда. Советский
суд, рассматривая дела, применяет единые
уголовные и гражданские законы в отно-
шении всех граждан СОСР на равных на-
чалах.

Осуществление этих принципов правосу-
дия в СССР возлатается на суды всех сте-
пеней. В общей системе советеких судов
народный суд является основным звеном:
через него проходит основная масса граж-
данских и уголовных дел.

Народный суд рассматривает дела © хи-
шении социалистической еобственности и о
других преступлениях, разрешает споры
между гражданами, рассматривает дела по
искам между общественными организация-
ми, между гражданами и государством ит. п,

Советские избирательные законы возла-

О ОНИ ——

рации прав человека, в прюект Декларации
были бы также включены и указанные
выше предложения делегации Советского
Союза о действительно реальных, конкрет-
ных, практических мерах социальном
обеспечения, мерах хотя только морально
обязалельных, то проект от этого только
выиграл бы.

Ели бы эти предложения были приня-
Ты, тогда статья 23 носила бы  конкрет-
ный характер, указывая направление, идя
10 которому можно было бы на деле ocy-
Ществлять прювозгланенные этой Деклара-
цией важнейшие права человека,

Вот второй пример того, как больштинет-
во третьего комитета изуродовало прекрае-
ную мысль и идею и He справилось со
своей задачей. Оно` предпочло тому пути,

Третий пример. В проекте Декларации
прав человека третьего комитета в статье
20 говорится: «Каждый человек имеет
право на свободу убеждений и на свобод-
нюе выражение их. Это право включает
.вободу придерживаться своих убеждений
без вмешательства и свободу искать; полу-
чать. и распространять информацию и
идеи любыми средствами и независимо от
государственных границ». В таком виде
Хелетация Советского Союза не.могла при-
нять данную бтатью, не могла признать
эту статью удовлетворительной, не могла
признать ее отвечающей тем требованиям,
которые должны быть пред’явлены при ре-
пении вопросов, затронутых в этой cTa-
The. :

В самом деле, первый недостаток этой
статьи заключается в том, что она провоз-
глашает так называемую свободу вообще,
свободу распространять «информацию и
иные идеи». :

Какие идеи можно распространять сво-
бодно и беспрепятственно? Большинство
комитета на этот вопрос отвечает — вся-
кие идеи. Советская делегация на этот во-
прое отвечают: Мы этото признать ме м9-
жем, ибо «идеи» фашизма, расовой нена-
BUCTH, ненависти напиональной, сеяния
вражды между народами, подетрекательства
к новой войне — распространять такие
идеи мы считаем невозможным, мы не мо-
KOM допустить такой «евоболы».

Распространять так называемые «иден»
фашизма мы считаем невозможным, потому
что’ знаем на опыте, за который мы запяа-
тили миллионами жизней наших детей,
Hallux братьев, наших отцов, наших ©е-
стер, наших матерей, нантих дочерей, Мы
знаем это на опыте, который стоил наше-
MY народу потоков крови, которая лилаеъ
на ‘нашей земле
войны.

Мы все знаем очень хорошо, к чему
привела эта так называемая свобода рас-
проетранения фашиетеких «идей», ® мы
не хотим и не допустим повторения -эт0г9
опыта. Мы не позволим извращать идею
свободы тем, что будем спокойно созерцать,
как снова пазвернется фашистская пропа-
ганда, которая уже сейчае подняла толову
й будет подымать ее выше, котла увидит
эту Декларацию, где провозглашается пра-
во свободного распространения веяких, 4,
значит, и фашистских «идей» Нет. Мы
должны задушить в корне эту страшную
пропаганду фашизма, которая пыталась
утопить в крови миролюбивые, демократи-
ческие страны. Нае нельзя сбитв ¢ нашей
юзиции демагогическими криками и всхли-
пываниями 9 том, что нельзя, мол, ограни-
чивать человеческую свободу, права чело-
века. Нет — можно, если эта евобода ис-
пользуется в ущерб общественному благу,
интересам натода.

Нельзя допустить, чтобы ©вободно бега-
ли по улицам городов люди с горящими
факелами, собираясь поджечь наши дома
й погубить нас самих. Такой свободы мы
не признаем и мы не можем согласиться с
тем, чтобы з нашей Декларации от имени
06’единенных Наций была провозглатиена
такая свобода распространения идей Гитле-

НЫЙ СУул

тают на народный суд обязанность ох-
ранять избирательные права граждан и
наказывать лиц, нарушающих избиралель-
НЫЙ закон.

Разбирательство дел в народном. суде
происходит в составе предеедательствующе-
о — народного судьи и двух народных
заседателей. Народным судьей и народным
заседателем может быть избран любой
гражданин Советекого государства, незави-
имо OT социального, имущественного и
служебного положения, от национальной и
расовой принадлежности.

Оталинская Конституция устанавливает,
Что судьи независимы и подчиняются
только закону. Это значит, что они в каж-
дом отдельном случае выносят приговор
или решение по делу по своему внутрен-
нему убеждению, составленному на основа-
‘нии детального и глубокого изучения дела,
в соответствии с законами.

B voorrercrsun со статьей 110 Консти-
тупии ОССР Закон о судоустройетве Сою-
за СОР и союзных республик устанавли:
вает, что судопроизводство в СОСР ведется
На языке союзной или автономной респуб-
лики или автономной области © обеспече-
нием для лип, не владеющих этим языком,
полного ознакомления с материалами дела
через переводчика, & также права высту-
Wath Ha суде на родном языке.

Устанавливая форму деятельности суда,
советекие законы всемерно отраждают пра-
ва и интересы граждан, обращающихся за
помощью в суд или привлекаемых к OT-
ветственности. Сталинская Конституция
возводит в конституционный принцип пра-
BO обвиняемого на защиту. Это значит, что
каждый гражданин может воспользоваться
услугами компетентного юриста, причем
советский закон устанавливает определен-
НЫЙ порядок оплаты услуг AIBOKATOS, & B
ряде случаев суд предоставляет адвоката,
бесплатно.

Ни один суд буржуазного  ‘государотва
не знает таких демократических принци-
пов устройства и таких подлинно демокра-

в ды второй мировой.

на который советская делегация все время
пыталась толкать работу третьего комите-
Та, — пути конкретного, положительного
решения вопроса о тех рекомендациях, —
хотя бы чисто морального порядка, — ко-
торые нужно дать другим государствам,
чтобы они следовали этому пути, путь аб-
страктный, усеянный цветами пышной
фразеологии, которая была более уместна
поттораста лет тому назад, которая сейчас
уже никого не может прельетить, ибо все
эти фразы и формулы эпохи французекой
революции, эпохи американской революции
и английской революции ХУП века сейчаю
уже поблекли, потому что живая жизнь
показала, что за этими звонкими формула-
ми скрывается жестокая действительность,
разрушающая фетиши и иллюзии.

2. ПРОТИВ. ФАШИСТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

Нам говорят; но мы будем бороться про-
тив фашистоких «идей» своими идеями.
Вы это говорили, господа сторонники такой
неограниченной свободы, и раныше, тогда,
вотда писалея и пропагандировалея «Мейн
кампф» и т. п. преступная литература.
Вы это тогда уже говорили и вы боролись,
конечно, по-свовуу. Но к чему ваша борьба
привела в конечном итоге? Одержали ли в
этой борьбе победу? Сумели ‘ли вы этой
борьбой предотвратить нашествие  Гитле-
ровской чумы? Нет, нет и нет.

Наоборот, пока вы, из высоких побужде-

ний невозможности ограничивать чью бы
то ни было свободу, даже фашистских
убийц и злодеев, оставались спокойными,
пребывая в своем философеком созерцании,
разбойники и убийцы точили ножи, соби-
рали людей в свою шайку, организовыва-
‚ли свои банды, разрабатывали свои планы
наладения, выжидая момента, когда удоб-
нее всего можно будет поразить.
- Вы можете бороться идеями и обязаны
боротьея идеями против того, что противо
речит вашим идеям, но есть «идеи», пред-
ставляющие с0бой общественную  опас-
ность, которые недостойны называться
идеями, и средетвом борьбы против этой
опасности является не только человеческое
слово, но и закон, неумолимый уголовный
закон. ‚

Мы поэтому настаивали на том, чтобы
возможность распространения фашистских
«теорий» и так называемых «идей» была
исключена, чтобы нельзя было допускать
использования свободы слова и печати в
целях пропаганды вражды между народа-
ми, в целях пропаганды фашизма и агрес-
сии.

Но и эти наши требования в комитете
остались гласом вопиющего в пустыне.
Большинство все-таки приняло положения,
против которых мы должны возражать са-
мым резким образом.

Конечно, вы — большинство на Ассам-
блее. Но придет время, и может быть,
больнтинство увидит, что оно сделало боль-
тут ошибку. Но мы, оставшиеся в мень-
инстве, не хотим, не можем и He cMeeM
делать таких ошибок. Долг наш перед на-
шим народом обязывает нас не соглашать-
ся с такой постановкой вопроса, какую мы
видим в проекте третьего комитета, ибо в.
нашем сознании восстанавливаются страш-
ные картины только что минувшей войны,
`во время которой тысячи и тысячи, де-
сятки тысяч, сотни тысяч. и миллионы
наших братьев погибли от руки фашист-
ских палачей, пользовавшихея свободой
безгранично и беспрепятственно распро-
странять свои убийственные и злодейские
так называемые «идеи» в некоторых
странах.

Другим существенным недостатком этой
статьи является и то, что она отраничи-
вается простым провозглальением права на
свободу и на фаспространение идей, HO
умалчивает © том, какими средетвами мож-
но распространять благородные идеи, не
разбойничьи, не злодейские, не фашиет-
ские «идеи», которым теперь открывает
эта статья проекта Декларации широкий

путь, а действительно благородные, в03-

вышенные идеи, те идеи,
ВЕЕТ НЕЕ ЕЕ

тических форм деятельности. Буржуазный суду высокие требования, повсехневно ока-.

суд, несмотря на внешние якобы демокра-
тические формы является орудием подав-
ления и угнетения трудящихся. Он mpo-
никнут формализмом, ему свойственны бю-
рократические методы судопроизводетва. В
буржуазных странах У трудящихея нет
реальной возможности воспользоваться да-
же минимальными демократическими праРа-
ми, которые им предоставляются. Поэтому в
эксплоататорских государствах суд нена-
вистен и чужд широким массам народа.

Советский суд является подлинно народ-
ным судом. Организация и формы его дея-
тельности общедоступны, просты и лише-
ны всяких признаков бюрократизма и фор-
мализма.

Правосудие в СССР имеет своей задачей
стоять на страже общественного и госу-
дарственного устройства СССР, социали-
стической системы хозяйства и социали-
отической собственности. Оно ограждает
политические, трудовые, жилищные и дру-
тие личные и имущественные права и ин-
тересы советских граждан, гарантирован-
ные Конституцией СОСР и Конституциями
союзных и автономных республик, интере-
сы государственных учреждений, предпри-
ятий, колхозов, кооперативных и иных об-
шественных организаций.

Таким образом, народный суд в OCCP
исполняет важнейшую — государственную
функцию. При этом большое воспитатель-
HOS значение имеет гласное разбиратель-
ство гражданских и уголовных дел. В этих
случаях суд оказывает огромное влияние
как на тех, которые привлекаются к 0т-
вететвенности, так и Ha присутствующих.
Он воспитывает граждан СССР в духе дис-
цинлины и самодисциплины, внедряет в
сознание широчайших массе уважение к
закону и правопорядку, напоминает 0б
обязанностях всех граждан соблюдать Вон-
етитуцию СССР, исполнять законы, блюсти
дисциплину труда, честно относиться к 96-
щественному долгу, уважать правила co-
циалистического общежития.

Осуществляя возложенные на него зада-
чи, народный вуд пользуется всеобщей
поддержкой многмиллионного  советското
народа, который, пред’являя к народному

жащих—По воинским частям, общими с0б-
раниями крестьян — по колхозам и селам, ~~

Ч 1, Л, Вышииеного на Генеральной Ассамблее ОО 9 декабря 1
О ПРОЕКТЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

1. КРУПНЫЕ НЕДОСТАТКИ ПРОЕКТА

представители Сюветекого

даются на мансардах и чердаках, те идеи,
которыми осчастливили человечество умы
лучших людей мира. Можно было бы на-
звать десятки и сотни таких людей, кото-
рые были слишком бедны для того, чтобы
свободно распространять свои идеи, не го-
воря уже © том, что эти идеи наталкива-
лись на сопротивление господствующих
классов и общества.

Эта статья проекта умалчивает, стыдли-
во умалчивают о тех средетвах и способах,
при помощи комрых и можно был бы
пользоваться этой свободой, провозглашен-
ной Декларацией.

Я хотел бы напомнить, что в. историче-
ском выступлении по проекту Вонститу-
ции Советского Союз» в 1936 ray
И. В. Сталин указывал на то, что кома
говорят © свободе слова, содраний и печа-
TH, TO забывают, что все эти свободы м-
гут превратиться для рабочего класса в
пустой звук, если он лишен возможности
иметь в своем распоряжении подходящие
помещения для собраний, хорошие  типо-
графии, достаточное количество печатной
бумаги ит. д., то-есть все то, что он.
имеет сейчас в нашей великой стране.
Bor это  умалчивание о тех сре-
ствах и способах, при помощи которых
только и можно было бы на деле пользо-
ваться этой свободой ‘и иметь возможность
практически и реально распространять
свои благородные идеи и теории, — эт
умалчивание и является большим пороком
статьи, о которой я сейчас говорю.

Делегация Советекого Союза, стремясь
устранить этот указанный выше порок из
Декларации, предлагала в третьем комитете
дополнить эту статью — не заменить, &
дополнить, эту статью словами: «С пелью
обеспечения права на свободное выраже-
ние мнений значительных слоев населе-
ния, а также для их организации, государ-
ство оказывает им содействие и помощь
материальными средствами ‘ (помещением,
печатными мапгинами, бумагой ит. д.),
необходимыми для издания  демократиче-
ских органов печати».

Это предложение тоже было отклонено
большинством комитета. При этом откло-
нение советского предложения мотпвирова-
лось не более и не менее как тем, что
предоставление широким: кругам населения
материальных средств для выражения его
мнений будет по существу означать... по-
кушение со стороны государства на свобо-
ду мысли. А действительный смысл откло-
нения предложения советской делегации
заключается, по налтему мнению, — иэто
должно быть совершенно понятно.— в
том; чтобы лишить широкие - народные
массы возможности вести свою независи-
мую от газетных капиталистических моно-
полий культурно-просветительную и поли-
тическую работу, направленную на защи-
ту интересов широких народных масс.
В этом действительный смыел тех возра-
жений, на которые паткнулось в’ третьем
комитете предложение делегации Советско-
ro Союза.

Четвертый пример. В проекте третьего
комитета имеется статья 21, пункт 1, в
котором говорится: «Каждый = человек

имеет право ‘на свободу мирных собраний
и ассоциаций». Не плохая сама по себе
статья. Но она недостаточна. Мы указыва-
‚ли в третьем комитете неудовлетворитель-
ность этой статьи, потому что в этой
статье ничего не говорится © свободе, на-
пример, уличных шествий и демонетра-
ций. Но мы знаем, что на практике (и не
нужно очень далеко уходить, чтобы найти
такие факты) эта свобода шествий наты-
кается на очень неприятные препятствия.
Поэтому мы говорили, что нало сказать 0
свободе уличных шествий и демонстраций.
Это показалось опасным, и наше предло-
жение было отклонено.

В статье ничего не говорится о недопу-
стимости организации всякого рода обществ
ий союзов фашистского типа, или антидемо-
кратического характера, © недопустимости
их деятельности в любой форме, которая
должна быть запрещена под угрозой нака-
зания. Все это было отклонено. Bce те

ИВ Е

зывает ему реальную помощь.
*

На основании статьи 109 Конституции
СССР народные суды избираются гражда-
нами района на основе всеобщего, прямото
и равного избирательного права при тай-
ном голосовании — сроком на три года.

В выборах народных судов принимают
Участие все граждане СОСР, мужчины и
женщины, имеющие избирательные права,
достигшие ко дню выборов 18 лет, незави-
симо от национальной и расовой принад-
лезжиности, вероисповедания, образователь-
ного ценза, оседлости, социального проис-
хождения, имущественного ° положения,
прошлой деятельности. Лишаются права
принимать участие в выборах народных
судов лица, лишенные избирательного пра-
Ba По суду, и умалишенные.

Народным судьей и народным заседате-
лем может быть избран каждый гражданин
ООСР, пользующийся избирательным пра-
вом и достигигий ко дню выборов 23 лет.
Не могут быть избраны в Народные сульи
й народные заседатели лица, имеющие су-
ДИМОСТЬ.

Порядок производетва выборов народных
судов определяется Положениями о выбо-
рах народных судов, утверждаемыми Пре-
зидиумами Верховных Советов союзных
республик. В соответствии © этими Поло-
жениями выборы народных судов ортавизу-
ются Президиумами Верховных Советов
автономных республик и исполнительными
комитетами краевых, областных — Советов
депутатов трудящихся через исполнитель-
ные комитеты районных и городских (ове-
тов депутатов трудящихся.

Право выставления кандидатов в народ-
ные судьи и наролные заседатели обесне-
чивается за общественными организациями
и обществами трудящихся: коммунистиче-
скими партийными организациями, mpodec-
‹иональными союзами, кооперативными Op-
ганизациями, организациями молодежи и
культурными обиествами, а также за 00-
щими собраниями рабочих и служащих по
предприятиях и учреждениям, военнослу-

предложения, которые в этом духе были

‘внесены делегацией СССР, были откло-
нены.
Делегация СССР внесла предложение,

взамен принятого текста третьим . комите-
том, сказать:

«В интересах демократии должны быть
гарантированы законом свобода собраний и
MHTHHIOB, уличных шествий, демонства-
ций, организации добровольных обществ и
союзов. Всякие общества и союзы и иные
организации фашистского и антидемократи-
ческого характера, как и их деятельность
в любой форме, запрещаются законом под
Угрозой наказания».

Такова эта реальная, практическая, ‘с
глубоким политическим содержанием ста-
ThA, которая действительно способна с0-

действовать тому, чтобы основные свободы ‘

й права человека не оставались на бумаге
и не третировались бы на Bele, а чобы
они действовали, чтобы они были дейст-
венным средством политического востийта-
ния и защиты. гражданских прав и инте-
ресов широких народных масс.

Нельзя не отметить, что когда, отклоня-
лось это предложение делетации ССОР, 10
выдвиталиеь такие, например, странные
возражения, что понятие. «фашизм» или
понятие «организация фаптистского тина»
недостаточно ясно. Ведь некоторые чула-
KH даже позволяли себе задавать в0прос:
Что же такое в самом деле фашизм? Что
же это такое — организация фаптистекого
тила?

Нужно ли разоблачать еще раз вею не-
состоятельность и фальшь подобного рота
мотивировок, направленных, в сущности
говоря, к тому, чтобы сорвать законные
требовамия, отвечающие в полной мере
интересам демократии и мира и безопаено-
сти народов, требования поинять реальные
й эффективные меры против возрождения
и тем более против развития фалшиестевих
и антидемократических обществ, с01030в и
организаций? Нужно ли вновь и вновь pa-
зеблачать скоывающиеся за такого pola
отоворками попытки оказать содействие
возрождению фашизма и развитию его дея-
тельности в’ ущерб интересам демократи
и прогресса?

Борьба с фаптизмом в течение всех лет,
предттествовавитих войне, навязанной гит-
леровцами демократическим странам и ми-
ролюбивым народам, борьба с фашизмом во
время второй мировой войны оставила, дос-
таточно глубокие рубцы на теле нафотов
демократических стран, чтобы можно было
с такой беззастенчивостью приводить отель
явно искусственные и фальшивые ссылки
на то, что понятие «фашизм» является
якобы «неясным и неопределенным».

Позвольте привести еше пятый пример.
В проекте Декларации прав человека,
представленном третьим комитетом, в
пункте. 1 статьи 28  юворится о «праве
каждого человека свободно участвовать в
культурной жизни общества, пнаслаждать-
ся искусством, участвовать в научном
прогреесе и пользоваться ero блатами...
ит.д ит д.». Оволько звонких, прекрасно-
душных фраз. Но в этой статье нет. само-
го существенного — нет ничего, что опре-
‘деляло бы главное направление научной
работы, указывало бы ее главную цель
и главные задачи. ‹

Делегация Советското Союза предлагала
дополнить эту статью параграфом, в кото-
ром говорится, что развитие науки холжно
служить интересам прогресса и демократия,
должно служить делу мира и сотрудниче-
слва между народами.

Делегация СССР предлагала добавить не-
сколько слов, которые нужны, чтобы лать
направление развитию науки, чтобы пока-

заль, ч0 наука должна содействовать
именно тому, что здесь сказано, то-веть
интересам демократии, интересам мирз,

сотрудничеству между народами, а не дру-
THM противоположным целям, когда науку
сажают на золотую цепь зависимости от
милитаристических учреждений, когда ве
заставляют думать и делать, работать и

(Окончание на 4 стр.)

Е Е en ee

рабочих и служащих совхозов — по сов-
хозам. ,

Все зарегистрированные кандидаты в
‘надюдные судьи и Народные заседатели
подлежат обязательному включению в из-
бирательные бюллетени, которые  печата-
TCH Ha языках населения  собтветствую-
щего избирательного округа в количестве,
обеслечивающем всех избирателей.

Советские законы предоставляют шито-
кую возможность каждой организации, вы-
ставившей кандидата в народные судьи
или народные заседатели, и каждому траж-
данину вести беспрепятственно агитацию
за своего кандидата на собраниях, в печа-
ти и иными опособами.

Сталинская Конституция и советские
избирательные законы обеспечивают  сво-
бодное ‘волеиз’явление избирателей при
выборах народных судов, высокую ажтив-
ность граждан и поголовное участие веех
избирателей в выборах.

Выборы народных судов — событие
большой политической важности. Подготов-
ка и проведение выборов послужат еще
большему укреплению блока коммунистов
и беспартийных, повышению политической
активности все населения Copercroro
Союза.

Участие в выборах поголовно веех из

лению сопиалистической законности в на-
ей стране, обеспечит выборы в ортаны
суда действительно достойных  представи-
телей народа. «Хорошая организация суда
и высокий ето авторитет, — говорит
товарищ Молотов, — ...во мномом укреп-
ляет новую культуру и новый быт, во
многом укрепляет социалистический строй».

Воины Советской Армии — активные
строители коммунистического общества в

‘CCCP — должны принять живейнюе уча

стие в этой кампании. Политорганам 3е06-
ходимо ознакомить всех воинов © Положе-
нием о выборах народных судов, раз’яе=
нить им значение суда в деле укрепления
социалистической законности, охраны прав
и интересов граждан, охраны нашего co~
циалистическото государства.

Н. ЗАГОРОДНИНОВ, _

бирателей приведет к еще большему укреп- .

{

!