_В связи с семидесятилетием товарища
И. В. Сталина приветствия с сердечными
пожеланиями доброго здоровья и долгих
лет жизни товарищу Сталину прислали: ,
Коллектив медицинских работников. Хан-
ларского района Азербайджанской ССР;

Колхозники и колхозницы колхоза «Юный

пахарь» Каменского района Алтайского
- края; °
Рабочие и служащие Комсомольского

лесхоза Сталинградской области;

`Колхозники и колхозницы колхоза «Ин-
дустрия» Кашарского района, Ростовской
области;

Коллектив рабочих и служащих Ейского
плодоовошного совхоза;

Рабочие, инженерно-технические . ‘работ-
вики и служащие Рижской трикотажной
фабрики «Саркана Балфия»;

Рабочие, ‘инженеры, техники и служащие
Кузнецкого механического завода Мини-
стёрства электростанций;

Рабочие и специалисты Зерноградскога
механического завода Ростовской области;

Рабочие, инженерно-технические работ-
ники и служащие Хоботовского крахмало-
паточного завода «Росглавпатока»  Мини-
стерства пишевой промышленности РСФСР;

Коллектив рабочих, инженерно-техниче-
ских работников и служащих — завода
«Авангард», гор. Каменск; Е

ских работников и служащих Коломенско-
го завода тяжелого станкостроения; т

ники ий служащие Березовского рыбозаво-
да, Тюменской области: _

Рабочие, служащие, ’ инженерно-техниче-
ские работники Клюевского лесопильного
завода Бурят-Монгольской АССР;

Коллектив рабочих и служащих и спе-
циалистов Рижского химико-фармацевтиче-
ского завода;

ники и служащие Грозненского вагонного
депо и участка;

Коллектив рабочих и служащих, инже-
неров и техников Вологодского  овчинно-
нгубного завода;

Коллектив рабочих,
ских работников И служащих
пивоваренного завода;

ники и служащие Астраханской судострои-
тельной верфи им. С. М. Кирова;

Коллектив рабочих, служащих, инжене-
ров и техников Харьковской швейной фаб-
рики им. Осоавиахима;

Рабочие, инженеры, техники и служащие
Горьковского молочного комбината;

Рабочие, служащие, инженерно-техниче-
ские работники завода Ленгазаппарат № 1,
г. Ленинград;

Рабочие и служащие картонной фабрики
Барановичской области:

Рабочие и специалисты опытно-производ-
ственного хозяйства Алтайской зональной
йлодово-ягодной опытной станции, г. Бар-
наул;

Колхозники и колхозницы колхоза им.
Азизбекова Агдамского района
жанской ССР;

_ Колхозники и  колхозницы колхоза им.
Ворошилова Балахнинского района, Горь-
ковской области;

Коллектив студентов,

инженерно-техниче-
Бакинского

преподавателей

Брянского техникума сельхозстроительства;

Колхозники и колхозницы колхоза «Про-
гресс» Старо-Салтовского района Харьков-
ской области;

Колхозники и колхозницы колхоза «Крас--

ный Октябрь» Шемахинского района, Asep-

байджанской ССР; He)

Коллектив рабочих и служащих Княги-
нинского пункта Заготзерно Молодечнен-
ской области;

Колхозники и колхозницы колхоза «Крас-
ный доброволец» Савинского района Хавъ-
ковской области;

Рабочие и служащие, трактористы и ком-
байнеры Высоковской МТС Брестской 06-
ласти; ;

Коллектив рабочих и служащих Изырак-
ской МТС Новосибирской области;

Дети и воспитатели детсада завода им.
Дзержинского, г. Одесса;

Воспитатели и дети детсада № 23 вело-
сипедного завода, г. Харьков;

Коллектив работников Новосибирского
центрального телеграфа;

Учащиеся, преподаватели и админиетра*
тивно-технический персонал Новосибиреко-
го индустриального техникума;

Азербайд-

Воспитанники и воспитатели Высокин-
ского детдома № 3 Пестравского района,
Куйбышевской области; .

Коллектив рабочих, служащих и инже-
нерно-технических работников текстильной
фабрики «Мерино» г. Риги;

Коллектив учителей и учащихея и ком-
сомольцев Ленинской средней школы Ста-
линградской области; -

Коллектив рабочих, инженеров, техников
и служащих Львовского металлообрабаты:
вающего завода;

ские работники Новороссийского вагоноре-
монтного завода;

ских работников и служащих Херсонского
завода противопожарного оборудования;

‘Рабочие, инженерно-технические  работ-
ники и служащие Махачкалинского бон-
дарного завода им. Ермошкина;

ских работников и служащих Вологодского
весоремонтного завода;

Коллектив рабочих, работниц, инженерно-
технических работников и служащих Таган-
рогского рыбного завода;

Рабочие, `инженерно-технические работ-
ники и служащие Московского углекислот-
ного ‘завода;

Преподавательский и инсгрукторский со-
став, рабочие и служащие Московского об-
ластного Совета добровольного спортивного
общества «Труд»;

Левинградского регенераторного завода Ми-
нистерства химической промышленности;

Работники органов юстиции города Пин-
ска; :

Co6panne профессорско-преподаватель-
ского состава, студентов, рабочих и служа-
щих Рязанского сельскохозяйственного ин-
ститута имени профессора П. А. Костычева:

Собрание рабочих и служащих. централь-
ного аппарата Министерства просвещения
Таджикской ССР совместно с  руководя-
щими работниками школ столицы респуб-
лики; .

Рабочие,

инженерно-технические работ

‚ники и служащие суконной фабрики имени

Гладышева Ульяновской области;

Коллектив научных работников, студен-
тов, рабочих и служащих Алма-Атинского
ветеринарно-зоотехнического института;

ный хлебороб», Аксайского района, Ростов-
ской области;

Торжественное собрание членов колхоза
«Память Ленина» Северского района,
Краснодарского края; -

Рабочие, трактористы, комбайнеры, слу-
жащие Костюковичской МТС, Могилевской
области; 2 ;

Коллектив работников”
телевизионного центра;

Коллектив Государственного русского
драматического театра Эстонской ССР;

Коллектив профессоров, преподавателей,
студентов и служащих Куйбышевского пе-
дагогического и учительского института им.
Куйбышева;

Коллектив работников Троицкого сельпо,
Татарского района, Новосибирской области;

Коллектив рабочих, инженеров, техников,
служащих 2-й Ферганской прядильно-ткац-
кой фабрики; :

Пленум правления Союза советских пи-
сателей Армении;

Рабочие, трактористы, комбайнеры, бри-
гадиры тракторных бригад, специалисты
сельского хозяйства и служащие Верхне-
Свечниковской МТС, Селивановского рай-’
она, Ростовской области;

Красных партизан‘ Николо-Пестравского
района, Пензенской области; :

„Ленинградского

Колхозники и колхозницы колхоза им.  .

Жданова, Николаевского района, Сталин-
градской области;

Колхозники и колхозницы колхоза «Бе-
лорусский партизан», Борисовского района.
Минской области;

Собрание женщин-активисток города
Старобельска, Ворошиловградской области;

Общее собрание членов колхоза «Проле-

тарий», Слуцкого района, Бобруйской обла-

сти;

Рабочие, инженерно-технические работни-
ки и служащие Узбекского металлургиче-
ского завода;

Комсомольцы и комсомолки, пионеры и
пионерки, учащиеся и коллектив учителей
Кирсановской средней школы № 1 Тамбов-
ской области;

ЕЕ Е Se

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

2     I
Потон приветствий

Колхозники и колхозницы колхоза «Путь
Коминтерна»; Макаровского района, Capa-
товской области; :

Коллектив работников Комитета по делам
физкультуры и спорта Нахичеванской
АССР;

Коллектив учащихся, преподавателей и
сотрудников Бакинского нефтяного техни-
кума имени Октябрьской Революции;

Коллектив Киргизского филиала Акаде-
мии наук СССР;

Коллектив Киевской киностудии художе-
ственных фильмов;

Коллектив рабочих и служащих Тамбов-
ской трикотажной фабрики Всероссийского
общества слепых;

ров и техников вагонно-колесных мастер-
ских ст. Батраки ж. д. имени В. В. Куй-
бышева;

Кременчугский горком КП(б) Украины и
исполком городского Совета депутатов
трудящихся; .

Рабочие, служащие и инженерно-техни-
ческие работники Тамбовского треста зеле-
ного хозяйства; :

Оленеводы Верхне-Пуровского оленевод-

ческого совхоза Ямало-Ненецкого  нацио-
нального округа;

ских работников и служащих Вологодской

] протезной мастерской;

ки и служащие Кузнецкого хлебокомбина-
та Пензенской области;

Курской городской электростанции; =

Коллектив рабочих, служащих, инженер.
но-технических работников  паровозного
депо Тюлькубас — Туркестано-Сибирской
ж. д
` Рабочие, служащие, инженеры и техники
Черновского  маслозавода Кыштовского
района, Новосибирской области;

Коллектив рабочих и служащих Новоси-
бирской кондитерской фабрики «Красная
Сибирь»;

Коллектив Бакинской педагогической ar.
ро-биологической станции и кружок юных
мичуринцев; р

Коллектив Детей и воспитателей детсада
завода им. Сталина, г. Шадринск;

ки и служащие Климовского ордена Тру-
дового Красного Знамени - машинострои-
тельного завода;

Коллектив работников Министерства
просвещения Украинской ССР;

Коллектив работников аппарата Совета
Министров Белорусской ССР; ;

Коллектив Киевского государственного
педагогического института им. Горького;

Редакция газеты «Советская Латвия»,
г. Рига; р

Коллектив текстильно-трикотажной фаб-
рики Краснопресненского райпромтреста
г. Москвы; :

_ CrynexTsi, = профессорско-преподаватель-
ский состав и сотрудники Челябинского ме-
ханико-машиностроительного института;

Новозыбковский горком ВКП(б) Брян-
ской области и исполком городского Совета
депутатов трудящихся;

Джамбулский городской комитет КП(б).
Казахстана и городской Совет депутатов
трудящихся; :

ских работников и служащих Томского элек-
тромоторного завода Министерства элек“
тропромышленности;

ники нефтепромысла- № 3 треста’ Бугурус-
ланнефть;

Черниговский горком КП(б)У и город
ской Совет депутатов. трудящихся;

Рабочие, инженерно-технические работ:
ники и служащие требта «Сталинметаллург-
строй», г. Сталино; : ;

ники и служащие станции Мичуринск Мос-
ковско-Рязанской ж. ду

Коллектив рабочих, специалистов и слу-
жащих совхоза «Южные культуры», Адлер-
ского района, Краснодарского края;

Собрание работников ‘потребительской
кооперации Уваровского района, `амбов-
ской области.

(Продолжение списка поступивших
приветствий — в следующих номерах).

Работы П. Е. Жуковского по вопросам
установившегося движения самолета

Научное наследие Н. Е. Жуковского
чрезвычайно богато и многообразно. Глав-
ное место в творчестве великого русского
ученого занимали вопросы авиации: аэро-
динамика, теория полета, расчет самолета.
Перу Н. Е. Жуковского принадлежит ряд
гениальных работ, которые явились проч-
ным фундаментом дальнейшего развития
авиационной науки.

Советский народ по праву гордится ве-
ликим ученым Н. Е. Жуковским — осно-
воположником авиационной науки, кото-
рого В. И. Ленин назвал «отцом русской
авиации».

Отличительной чертой Н. Е. Myxosexo-
го являлось исключительное умение увя-
зывать вопросы теории и практики. В
своих работах он не ставил задачи свозда-

’ ния теории вообще. Мастерски владея ма-

=

a,

тематическим аппаратом, он ставил и ре-
jad конкретные инженерные вопросы,
связанные се насущными потребностями
практики, придавая при этом огромное
значение наблюдениям и опыту. Наблю-
дения для Н. Е. Жуковского были тем

` источником, из которого он черпал новые
` мыёли. Разработанные Жуковским теории

имели огромное практическое значение.
Опыт для Николая Егоровича был мерилом
созланной теории, он опубликовывал Ha-
писанную работу только после ее тща-

тельной проверки опытом.

Другой характерной чертой научной

деятельности Н. Е. Жуковского было

тремление преобразовать аналитические
решения и формулы в геометрические ре-

шения и образы, позволяющие более на-`

глядно представить картину рассматривае-
мого явления и достигнутые результаты.

? Геометрическое и физическое содержание

№. =

рассматриваемых Задач для Н. Е. Жуков-
кого было главной целью работы, а ма-
тематическая сторона — как бы аппара-
гом для достижения поставленной цели.
Изучение работ Н. В. Жуковекого сно-
зобствует правильному формированию на-
тчного работника вообще и работника
\виации-—в частности и важно для восста-
новления приоритета русской науки в ре-

шении многих вопросов авиации. Тем бо-
лее, что ряд работ Н. Е. Жуковского, раз-
работанные им приемы ‘и методы расчета
д0 последнего времени незаслуженно прн-
писываютея иностранным ученым или
остаются безымянными.

Наиболее разительным примером замал-
чивания работ великого русского ученого
может служить тот факт, что методы
аэродинамического расчета, разработанные
Н. Е. Жуковским, до сих пор в некоторых
наших учебниках ошибочно носят назва-
ние аэродинамического расчета самолета с
помощью кривых Пено.

Характерно, что ‘название методов ‘&эр0-
динамического ‘расчета по кривым Teno
появилось и получило распространение
после смерти Н. Е. Жуковского. Сам же
Пено умер почти на четыре’ десятка лет
раньше Жуковского и никакого отноше-
ния в разработке графических методов
расчета летных свойств самолета по криз
вым тяг и мощностей не имел и не мог
иметь.

Внервые авторство Н. Е. Жуковского в
создании методов аэродинамического рас-
чета приписывается Пено в работе В.. Ка-
линина «Методы аэродинамического рас-
чета самолетов», изданной в 1923 г. В
этой работе В. Калинин изложил методы
Н. Е. Жуковского, а. приписал эти методы
французу Пено, хотя в примечаниях и ука-
Зал, что изложенный прием расчета заим-
ствован им (Калининым) из трудов Авиа-
ционного расчетно-испытательного бюро,
главным автором которых был Н. Е. №у-
ковский (выпуск 1, издание 1917 г.).

В действительности же Пено в начале
10-х годов прошлого века лишь аналити-
чески показал, что величина, обратная
качеству (или, чть то же самое, TaH-
гене угла наклона траектории при плани-
ровании), имеет гиперболическую  зависи-
мость от угла атаки. Впоследствии Пен-
леве представил эту гинерболическую за-

висимость в графической форме. Другие
авторы  (Ботезат, Борейко и пр.) стали
эту построенную Пенлеве кривую  обрат-

ного качества по углу атаки называть

характеристикой или гинерболой Пено.

Таким образом, кривая Пено это ги-
пербола — геометрический 0браз аналитие
ческой зависимости величины, обратной
качеству от угла атаки, —— и только.

Подлинным же творцом всех современ-
ных методов аэродинамичесного расчета
самолетов является, великий русский уче-
ный Н. Е. Жуновсний. В

№ числу первых работ, в которых затра-
гиваются вопросы установившегося движе-
ния самолета, относится работа Жуковско-
го «0 парении птиц», доложенная им в
Московском математическом обществе 22
октября 1891 года и опубликованная в
1892 году.

В этой работе Жуковский вводит поня-
тие о центре парусности, как о точке
приложения силы давления воздушного
потока на пластинку (эту точку приложе-
ния силы называют сейчас центром дав-
ления), формулирует зависимость положе-
ния центра давления от угла атаки и
угла скольжения и указывает на чрезвы-
чайно малое влияние скорости потока на
его положение. Ёроме того, в этой работе
автор указывает, что при угле атаки, рав-
ном 90°, центр давления совиздает с цент-
ром тяжеети пластинки, при уменьшении
угла атаки он перемещается вперед к п6-
редней кромке пластинки, при нулевом
угле атаки — не находится на краю
пластинки, а находится на некотором pac-
стоянии от передней кромки (для прямо-
угольных и круглых пластинок, равных
0,2 хорды), и при скольжении смещается
от плоскости симметрии пластинки в ст0-
рону направления потока.

Основываясь на свойствах центра дав-
ления, Жуковский указывает, что от по-
ложения центра давления будут зависеть
угол атаки, угол скольжения, а также
аэродинамические силы. Меняя положение
центра давления, при неизменном положе-
нии центра тяжести, можно менять угол
атаки, угол скольжения и величину и на-
правление действующих сил.

Исходя из этого, Николай Егорович ука-
зывает, что и птица может менять угол

старший лейтенант А.
аэродинамику крыла.

2кдение самолета

Второе ро
Полевая лорога извилистой лентой въет-
ся мимо аэродрома, огибает вышку команд-
но-хиспетчерского пункта, с. которой руко-
водитель управляет по радио полетами. Тул
моторов доносится со взлетной полосы.
Один з& другим поднимаются в воздух са-
молеты.

Машина, сделав последний поворот,
В’езжает на широкую ровную площадку.
Возле нее расположилоя ряд небольших
зданий < четкими надписями нз дверях.
Ритмичный гул движка, установленного
под навесом, дробное постукивание молот
ков по металлу, искры от автогенной свар-
ки, веером разлетающиеея в стороны, —
вое это свидетельствует о напряженном
труде.

Свежевыкрашенный, блистающий лаком
боевой самолет,выглядит совсем как но-
вый, только что вышедший < завода.

о — Машина выпущена из ремонта, —
поясняет начальник полевой авиамастер-
ской офицер Воролев.

Уловлетворенно светятся глаза воинов,

‘одетых в темносиние рабочие комбинезо-

ны. Много кропотливого труда, техниче-
ской сноровки и опыта вложили авиаре-
монтники в этот самолет. Машине требо-
валея заводской ремонт. Но дружный кол-
лектив. воинов решил произвести ремонт
собственными силами. Инициатива, патрио-
тов обеспечивала значительную экономию
государственных материзльных и денеж-
ных средств.

На техническом совещании, посвящен-
ном предстоящему ответственному ремонту,
солдат Агеев уверенно заявил: _

‹ —. Машину восстановим, сил у нас для
этого хватит. а

Лучшего специалиста мастерской горячо
поддержали другие авиаремонтники. Слова
у воинов не разошлись с делом. Вогда при-
ступили к ремонту самолета, каждый рабо-
тал за двоих, старался внести что-то новое
в организацию труда, помочь рационализа-
тореким предложением.

Старший техник-лейтенант Королев ясно
понимал, что правильная’ расстановка сил,
твердый график выполнения всех  опера-
ций, точное распределение обязанностей
между авиаспециалистами являются осно-
вой успеха. Поэтому он тщательно оемот-
ел. поступивший в ремонт самолет, соста-
вил подробную дефектную ведомость, точ-
не учитывающую 0б’ем необходимых работ.
Отлично были организованы рабочие ме-
ста, ремонтники были обеспечены полным

О СП И ВЕЕТ

ae

этаки;, угол скольжения и действующие
на нее силы путем изменения положения
центра тяжести или центра. давления.

Приступая в рассмотрению полета (пз-
рения) птицы или движения паастинки,
Жуковский формулирует основное положе-
ние, которым мы широко пользуемся и
сейчас: при парении птицы или движении
пластинки центр давления должен совпа-
дать с центром тяжести (действующие си-
лы должны быть приложены к центру тя-
жести), и сумма моментов относительно
центра тяжести должна быть равна нулю.

Исследуя движение пластинки в верти-
кальной плоскости под действием трех сил
(силы веса, под’емной силы и силы лобо-
вого сопротивления), Н. Е. Жуковский
принимает ‘угол атаки постоянным и боль-
шим нуля, а положение центра тяжести и
центра даваения -— неизменными. Анали-
зируя полученные общие уравнения дви-
жения пластинки, ученый делает вывод,
что при установившемея. движении пла-
стинки (планировании ¢ постоянной ско-
ростью), полная аэродинамическая сила
должна быть равна весу пластинки и что
каждой скорости планирования соответст
вует свой угол атаки и угол планирова-
ния, или, что то же, каждому углу атаки
соответствуют своя скорость и свой угол
планирования.

Таким образом, одно из важнейших по-
ложений аэродинамики, из. которого. следу-
ет, что в установившемея движении само-
Лета каждому углу атаки соответствуют
своя скорость движения и свой угол пла-
нирования (под’ема или спуска в моторном
полете), принадлежит Н. Е. Жуковекому.

В 1897 году в работе «0 наивыгоднох
угле наклона азэроплана» Н. Е. Жуковский
рассматривает установившийся  горизон-
тальный полет, получает условия горизон-
тального полета и ‘формулы в таком виде,
в каком мы и сейчас ими пользуемся
(лишь видоизменены обозначения).

Н. Е. Жуковский нашел, что мощность,
потребная для горизонтального полета на
килограмм веса самолета, прямо пропорци-
ональна скорости полета и величине 06-
ратного качества самолета и что она при
данной нагрузке на крыло будет наимень-
шая, когда коэфициент мощности станет
наименьшим. Я

Это дает основание считать, что Н. Е.
Жуковский впервые доказал, что самолет
в горизонтальном полете требует наимень-

ТАРШИЙ лейтенант А. Ершов — командир передового звена. Он упорно и на-

итические знания.
стойчиво совершенствует свои военные и поли
Ершов в часы самостоятельной подготовки

Так, например, из моторчика бустерпомпы

15 января 1950 г., № 13 (1546),

_. ИТОГИ ГОДА

На-днях в Н-ской части состоялась вым
ставка рационализаторсвих работ, выпод-
ненных в 1949 году,

Характерной особенностью выставки яв-
ляется то, что представленные экспонаты
отличаются большой культурой изготовале-
ния, хорошим оформлением. .

Заслуживает внимания действующий
макет первого в мире телеграфного аппа-
pata, ‹ изобретенного русским ученым
П. Л. Шиллингом, Макет изготовил ря-

довой Кириллин,
Хорошие отзывы посетителей выставки
получил макет, изготовленный офицером

Зявиным;
Всего было экспонировано несколько дез

сятков макетов, тренажеров и других
учебно-наглядных пособий, позволяющих
рядовым, сержантам и офицерам быстрев
й глубле овладевать сложной айпаратурой
связи, применяемой для управления совре-
менной авиацией.

Всего за rok Новаторами авиационной
техники было изготовлено несколько сот
макетов, тренажеров и внесено много цен-
ных ‘рационализаторских предложений, да-
ющих большую экономию в расходовании
государственных средств. ‘

Майор Н. АЛЕКСАНДРОВ,

На снимке:
изучает

Фото майора Т. Мельника.

Вечера техники

Н-СБИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Наш норр,).
В Н-ской ‘авиачасти большое внимание
уделяется пропаганде технических знаний.
За последнее время здесь проведено не-
сколько технических вечеров и конферен-
ций. Последняя конференция была посвя-
щена вопросу эвсплоатации самолетов в
зимних условиях.

С хоклалом на конференции  выстуция
офицер Савватеев. Потом лучшие  авиа-
ционные специалисты поделились опытом
подготовки самолетов к полетам.

По вопросам истории и развития отечез
ственного самолетостроения перед воинами
часто выступают авиаспециалисты, по-
литработники. Так, офицеры  Лаврухин,
Тебенев прочли лекции на тему «Творцы
советской авиационной нзуки и техники»:
Они расеказали об изобретателе самолета
А. Ф. Можайском, об «отце русской звиз-
ции» Н. Е. Жуковском и друРИих деятелях
авиационной науки и техники. i

`В части идет неустанная борьба за пе
вышение технической культуры летчиков
и авиационных специалистов. Шо инициа-
тиве комсомольцев здесь оборудовано He-
сколько витрин, которые рассказывают @
лучших авиамеханиках Логунове, Bopmose
и других, об их опыте подготовки вамоле-
тов к полетам. г

комплектом инструментов, запасных частей
и деталей.

Коммунисты ий КомбсОмольцы Помогли
всем воинам глубоко уяснить задачу и
личным примером воодушевили их на вы-
сокопроизводительный труд. ;

Работа была организована четко. Раци-
онализаторы предложили ряд интересных
новшеств, значительно ускоривших работу.

была изготовлена электродрель © питанием
от аккумулятора. Применение ее намного
облегчило сверловку отверстий различного
диаметра.

Слесарь сержант Тайван;, овладевший
несколькими фабочими специальностями,
приспособил к электродрели’ пилу для Фа-
сонной резки плексигласа. Изделия стали
получаться правильными но форме и точно
соответотвовали размерам.

С большим стараниемн работал  слесарь-
клепальцик солдат Агеев. Он особенно от-
личилея на ремонте нервюр и обшивки
самолета. Тов. Агеев один из первых епрз-
вился с заданием и. стал затем’ ‘помогать
столярам. Он также участвовал в перетяж-
ке рулей управления, в окраске самолета.

Следует отметить и автогенного свар-
щика старшего сержант» Хуторного. Он
мастерски справился © трудоемкой опера-
цией — сваркой патрубков мотора, а за-
тем помог слесарям, ремонтировавшим ©а-
молет.

Самоотверженно трудился весь коллектив
авиаремонтников. Высокое сознание всеми
специалистами своем воинского долга,
твердое знание и точное выполнение всех
правил Технического обслуживания ‘авиа-
ционной техники обеспечили победу. Вла-
годаря хорошей организации труда’ срок
ремонта самолета был сокращен наполови-
ну. Боевая машина досрочно возила в строй.

Самоотверженный трух авиаремойтников
был достойно отмечен командиром. Началь-
ник мастерской офицер Королев ‘получил
благодарность, & грунна наиболее отличив-
шихея специалистов — Агеев, Хуторной,
Гайван, Кристалев и Березовка — отнуск
на родину.

...Трактор-тягач медленно выводит на
дорогу в аэродрому самолет, только что
вышедший из ремонта. Пучи солнца отра-
жаются в блестящих крыльях самолета.
Авиаремонтники тесной группой стоят на
монтажной площадке й взглядом провожа-
ют боёвую машину.

Воины-патриоты дали самолету вторую
путевку в жизнь.

Старший лейтенант И. ЮСУПОВ,

Beso eee

В рекордный срок

Н-СЕИЙ АВИАГАРНИЗОН. (По телегра
фу от наш, корр.): Суровая зима yerano-
вилась в этих краях. На аэродроме воздух
особенно холоден и сух. Но механики, мо-
тористы’ и мастера Н-ского подразделения
самоотверженио трудятся, обслуживая 606-
вую ‘технику.

Высокие ‘темпы в  работе ‘показывает
старший авиамеханик самолета комеомо-
лещ старший’ сержант Гавриш. На-днях
ему нужно было заменить Явигатели на
своей машине. Продуманно расставив ¢h-
лы, старший сержант’ Гавриш вместе со
вторым механиком комсомольцем Барыни-
ным и мотористом ефрейтором  Енгальче-
вым отлично произвел демонтаж старых
двигателей и установил новые, Вея рабо-
та была проведена в два раза быстрее
установленного  срока,

Командир об’явил механикам и мотори-
cry благодарность, а старшего сержанта
Гавриша приказал сфототрафировать при
развернутом боевом знамени части;

ОЕ ре ee

шую мощность на том угле атаки, при Вопрос равновесия моментов в прямоли-
котором коэфициент мощности минимален.   нейном равномерном движении Н. Е, Жу-
Этот угол атаки сейчас принято называть   ковский не выделяет в самостоятельный
экономическим, так же как и скорость,   раздел, а решает. параллельно с вопросом
ему соответствующую, — экономической,   равновесия сил. Причем решение ‘дает гра-

В, работе «Динамика аэропланов в эле-  фически и показывает, ‘что, хустанавливая
ментарном изложении» (статья первая,   под различными углами руль глубины, мы
опубликована в 1913 г.) Н. Е. Жуков-   будем устанавливать различные углы ата-
ский, опираясь на основные положения   ки главного плана». Эта связь между
динамики твердого тела и на свои послед-   углом отклонения руля’ глубины и углом
ние испытания моделей, рассматривает го-   атаки (балансировочная диатрамма), ука-
ризонтальный полет, планирование, под’ем   зывает Жуковский, может быть ‘убтанов-
и спуск, т. е. прямолинейное и равномер-   лена (построена) как на’основании опы-
ное движение самолета, как при наличии   тов над моделями самолетов вместе во
тяги винта, так и при ее отсутствии. стабилизатором, так и теоретически, полб-

Все исследования Жуковский проводил,   зуясь разработанным им графическим прн-
пользуясь полярой самолета с разметкой   емом решения задачи равновесия моментов
углов атаки, построенной в виде кривой   и данными продувок крыла и ‘оперения
изменения под’емной силы по лобовому   (кривыми изменения лобового сопротив-
сопротивлению при определенной скороети   ления, пол’емной силы и центра давления
потока (полета). При построении своей   по углу атаки). 1
полярной диаграммы Н. Е. Жуковский ис-   После горизонтального полета Н. Е. Жу-
пользует данные испытания модели само-   говский рассматривает  планирующий
лета. Эти данные представляют собой кри- спуск самолета — равномерное и прямо-

вые изменения под’емной силы и лобового   линейное движение самолета под разными
сопротивления по углу атаки с учетом 60-   углами наклона траектории по отношению
противления стоек, шасси ит. д. При этом к горизонту, при тяге, равной нулю
УКуковский принимает, что сопротивление } aff
стоёк, шасси и т. д, но изменяется © из-   Здесь, пользуясь полярой . camonera,
менением угла атаки, и предполагает, что   СТРОИТСЯ Поляра скоростей планирования,
вся поддерживающая сила аэроплана ‘обра-  Т. ®. кривая, связывающая угол планиро-
зуется от ‘удара ветра на главные планы вания’ со скоростью плапировация, с раз-
меткой углов атаки. Скорость по траекто-

И не учитывает под’емной силы  горизон-
рии на каждом угле планирования опреде-

тального оперения.
Методы НВ. Жуковского, положенные   ПЯетея из условия, что. полная дэродина-
мическая сила. при планировании равияет-

в основу построения  поляры самолета,
столь фундаментальны, что ими и сейчас   СЯ весу самолета, а соответотвующий угол
широко пользуются как при постровнии   Атаки — из условия, что полная аэроли-
итоляры, так и при изучении движения намическая сила при горизонтальном по-
самолета. Принятые, Жуковским допуще-   Те составляет с вертикалью утол, рав-
ния значительно упрощают анализ, & пог   НЫЙ углу планирования,

По поляре скоростей Н. Е. Жуковский

рой делают проведение его единственно
if   исследует планирование и показывает, что

возможным.

Построив поляру самолета, Н. Е. Жуков-   на каждом угле планирования возможен
ский графически решил задачу опредёле- 1 полет на двух режимах: на большой схо-
ния наивыгоднейшего угла атаки, при ко-   рости (при мамых углах атаки) и на. ма-
тором отношение под’емной силы к лобо-   мой скорости (при больших углах атаку),
вому сопротивлению максимально, а тяга,   и только для случая наиболее  пологого
потребная для горизонтального полета, —   угла планирования, который определяется
минимальна. При этом он одновре-   путем проведения касательной к поляре
менно находит величину силы тяги   из полюса, обе возможные скорости дела-
У parsar исходя из условия, что   ются одинаковыми:

ма сил, действующих на самолет при
полете на наивыгоднейшем т, Инженер- подполковник, А, ЖУКОВ,
или их равнодействующая, должна рав- чих ВВ

няться нулю. (Окончание следует),