1 февраля по поручению  Советекого
Правительства послы СССР в Вашингтоне,
Лондоне ‘и Пекине вручили Правительст-
вам США, Великобритании и Китайской
Народной Республики ноты следующего со-
держания: . к

«Материалами гласного судебного процес-
са, происходившего в Военном Трибунале
Приморского. военного округа в г. Хаба»
ровеке е 25 по 30 декабря 1949 т. над
японскими военными: преступниками Яма-
да, Такахаси, Вадзицука и др.. установле-
но, что японские правящие круги.во главе
с императором Хирохито на протяжении
многих леттайно готовили бактериологи-
ческую войну — одно из самых  бесчело-.
вечных орудий агрессии.

В своих престунных планах  янонсвие
милитаристы намечали применение в. под-
тотовлявшихея. ими агрессивных войнах
против миролюбивых народов бактериоло-
гического оружия, которое. они  предиола-
тали применять в массовых маспегабах для
истребления войск и мирного населения,
в том числе стариков; женщин ‘и детей,
путем распространения таких смертонос-
ных эпидемий, како эпидемии чумы, холе-
ры, тифа, сапа, сибирской язвы и др:

В специально  создавных по указам
японского императора, Хирохито и по задз-
ниям военного министерства и генерально-
го штаба Янонии бактериологических фор-
мированиях японской армии ‘выращивались
в огромных количествах смертоносные бак-
терии чумы, холеры, тифа: сибирекой яз-
вы и других опасных эпидемических за-
болеваний. производилиеь снаряды и прис-
пособления для распространения бактерий,
готовились специальные воинские комзн-
ды для массового заражения’ населения,
водоемов, жилищ, посевов-и скота.

Эти формирования были строго. засекре-
чены и в целях маскировки именовались
«Управление по водоснабжению и профя-
лактике частей Квантунекой армии» и
«Иппоэпизоотическое управление Квантуп-
ской армии», впоследствни переименован-
ные соответственно в «Отряд № 7315 и
«Отряд № 100». 0ба эти отряда находи-
лись в непосредственном подчинении глав-
нокомандуюшего Квантунекой армии и
имели многочисленные филиалы, раепо-
ложенные на направлениях гаавных Уда-
ров, намеченных японским оперативным
планом войны против’ Советбвого Союза.

Отряд № 731 был размещен в епеци-
ально выстровнийм Тородке B20 EM. oT
города Харбина в районе станции Пин-
фань, и вся территория этого городка была
об’явлена запретной военной зоной. Штат
отряда насчитывал до 3 тыс. научных и
технических работников и располагал мно-
точисленными лабораториями и мощным
оборудованием для массового производства
бактерий в количествах, обеспечивающих
возможность ведения бактериологической
войны в широких масштабах. : >.

Как установлено на процессе, отряд со-
стоял из пяти отделов, из которых только
один—третий отдел занимался вопросами,
официально входившими в Еруг ведения
отряда, то-есть вопросами водоснабжения
арыни, Этот отдел был размещен открыто
в городе Харбине за пределами упомянуто-
то выше специально охраняемого военного
тородка. Все остальные четыре отдела от-
ряда занимались исключительно вопрова-
ми, связанными с подготовкой и проведе-
нием бактериологической войны.

Первый отдел, именовавшийся исследо-
вательским, занималея изысканиями и вы-
ращиванием смертоносных бактерий и от-
бором тех из них, которые признавались
наиболее эффективными в качестве бакте-
риологического оружия;

Второй — экепериментальный отдел —
занимался проверкой действия различных
бактерий на организмах живых людей, &
также ‘разрабатывал снаряды и методы з4-
ражения бактериями территории противни*
ка. В этом отделе было четыре © полови-
ной тысячи специальных питомников для
разведения блох, предназначенных для рае-
пространения чумной заразы. В pacitopa-
жении этого же отдела для производства
преступных экспериментов по применению
бактериологических средств войны при 10-
мощи’ авиации находились специальный
полигон в районе станции Аньха и специ-
альная авиационная часть. .

Четвертый, так называемый производет-
венный отдел, был предназначен для про-
изводства в массовом  маспетабе бактерий;
отобранных в качестве наиболее эффектив-
ных средств бактериологической войны.

Наконец, пятый отдел, именовавшийся
«учебно-просветительным», ведал  подго-
товкой кадров для применения средств
бактериолегической войны.

Функции отряда № 100 были анало-
тичны функциям отряда № 731 с тем от-
пличием. что в нем вырабатывались бак-
терии, предназначенные для заражения
скот» и посевов (бактерии cana, сибирской
язвы и др.)-

Как установлено на суде, помимо’ двух
указанных отрядов, расположенных HS
севере Маньчжурии, на территории Цент-
ральног и Южного Витая японцами бы-
ли созданы два аналогичных секретных
формирования, именовавитиеся «Отрях эй»
п отряд «Нами». :

Готовясь обрушить на народы СССР,
Китая. Монгольской Наролной Республяки
и вока США смертоносные бактерии,
японские изуверы испытывали это еред-

етво массового уничтожения на тысячах

людей, главным образом, граждан Витая и
СССР. Только в отряде № 731 было звер-
ски умерщелено свыше 3,000` человек пу-
тем произведства нал ними бесчеловечных
преступных опытов.

На процессе было также установлено,
что японские агрессоры ие только гото-
вили. но и неоднократно применяли бак-
териолотическое оружие при осуществле-
нии своих агрессивных планов: в 1939 г.
против Монгольской Народной Республики
д СССР в районе реки Халхин-Гол; в
1940—1942 тг. во время войны против
Жятая, где бактериологические экспедиции
японской армии вызвали эпидемии чумы

тифа.

Е fons нападение на CCCP, японские ат-

рессоры предусматривали широкое приме“
бактериологического оружия ие
специальную  разведЕу

нение
этой целью вели

чтожения людей, Ямада заявил, что:

тарного управления военного министерства
санитарного управления Ввантунекой д1-
показал, что отряд № 731 был сформиро-

ван в 1936 г, по специальному секретному
указу Хирохито.

нгирены и производство, бактериологическо-

пограничных районов и осуществили ряд
бактериологичееких диверсий против Совет-
ского Cowsa, 22 Е

Советский суд обудил 12 японских
военных ‘преступников, виновных в подм-
товке ‘и применении бактериологического
оружия.

Было бы, однако, несправедливым оста-
вить безнаказанными других главных *0р-
ганизаторов и вдохнователей ‘этих чудо-
вищных преступлений. © ea 8

Ё числу таких военных преступников в

первую очередь относятся:
  1. Хирохито — император Японии. На
гласном ‘судебном процессе в. Хабаровеке
установлено, что по специальным секрет-
ным указам Хирохито о на территории
Маньчжурии был создан. центр. японекой
армии по подготовке. бактериологической
войны ‘и применению бактериологического
оружия, зашифрованный, ЕзЕ уже было
сказано выше, под названиями” <Управле-
ние по водоснабжению и’ профилактике
частей Квантунской армии». а впоследет-
вии «Отряд № 731». Е

В этом секретном формировании в мас-
совых масштабах готовились ередетва бак-
териблогической войны против СССР, Ки-
тая, МНР, войск США и других тосударетв;
этот отряд применял бактериологическое
оружие в 1939 т. в районе реки Халхин-
Гол против Монгольской Народной. Респуб-

лики и СССР, вв 1941—42 тг. — про-

тив Китая;

Тенёрал Ямада, бывший член высшего
военного совета Японии и главновомандую-
щий Квантунской армией, показал, что

«731 отряд, расположенный на терри-

тории Маньчжурии, был организован в

целях подготовки’ бактериологических

средств войны; главным образом, против

Советского Союза. а также протаяв Мон-

гольской Народной Республики и Ви-

тая». . {

0 том. в какой степени была законени-
рирована деятельность отрядз’ № 731,
свидетельствует следующее показание ге-
нерала Ямада:

«731 отряд: официально именовался
«Управлением ‘профилактики и водо-
снабжения ЁКвантунской армии», что
являлось известным прикрытием дейет-
‚вительного назначения отряда. С этой
же целью работники 731 отряда носили
общевойсковую форму, без знаков раз-
личия медицинской службы. Мы onaca-
лись, что большое скопление. медицин-`
ских работников может вызвать нежела-
тельные подозрения относительно дей-
ствительного ‘характера работы 731 от-
ряда».

Характеризуя подготовку к применению.
смертоносных бактерий для масеового‘ уни-

«...в 1945 г., в связи в успешвых
завершением Всех подготовительных ра-
бот по ‘усовершенствованию` наиболее
эффективных способов применения бак-
териологического оружия, наступил пе-
риох маесового  производетва бактериоло-
гического оружия в пелях его практи-
ческого. применения, в любом направле-

‚ нии, по первому указанию император-
ской. ставки».

Бывший начальник отдела военно-сани-
Японии (впоследствии начальник военно-

мии) генерал-лейтенант Кадзицука Рюдзи

«Я лично, — показал Кадзицука, —

с данным указом и приложенным к не-

му штатом отряда был ознакомлен пох

расписку, путем приложения в нему
своей собетвенной печати».

Этот отряд в 1939 году был реорганизо-

ван: масштабы его деятельности были рас-

го оружия резко возросло, а численность
Личного состава увеличена в три раза. Эта
реорганизация была также произведена по
другому секретному указу Хирохито.

По этому поводу. генерал Калзицука. по-.
казал следующее:

«С этим указом, — заявил Бадзицука,
—я был ознакомлен под расписку, при-
мерно, в феврале 1940 г. в штабе Бван-
тунской армии. Вроме того, одним или
двумя секретными указами императора
Хирохито от 1940 г., во второй полови-
не этого года, дополнительно было соз-
дано четыре филиала отряда № 731...»
Филиалы, о которых говорил нз суде

тен. Кадзицукз и как это было декумен-
тально установлено, в частности, приказом
бывшего главнокомандующего Квантунской
армии тен. Умедзу от 2.Х1.1940 г.
№ 398/1-В0, располагались в районах,
граничащих с Советским Союзом.

Генерал-майор медицинской службы Ка-
васима Киоси, начальник отдела отряда
№ 731. также заявил, что отряд № 731
был организован в 1936 г, з филиалы
этого отряда были созданы в 1940 г. по
указам императора. Ген. Бавасима Виоси
показал по этому поводу следующее:

«131 отряд был организован по сек-
ретному указу императора Японии Хи-
рохито в 1936 г... Указ императора я
видел сам в делах отряда, в период моей
работы в должности начальника общего
отлела отряда 731... Указ императора от
1940 г. предусматривал увеличение шта-
та отряда до 3.000 человек, включая
сюда’ и вновь сформированные этим ука-
30M филивль в различных районах
Маньчжурии...». -

Таким образом, император Хирохито по-
казаниями главных участников подготовки
бактериологической войны бывшего на-
чальнива военного санитарного управле-
ния Квантунекой армии тенерал-лейтенан-
т& Кадзицука Рюдзи, генерала Кавасима
Виоси изобличаетея как один ИЗ главных
Участвиков подготовки баклериологической
ВОЙНЫ.

2. Исии Сиро — тенерал-лейтенант ме-
дицинской службы, На судебном процесее
была полностью доказана активная орга-
яизующая роль Иени в преступной подго-
TORKe бактериологической войны ий прак-
тическом применении бактериологического
оружия против СССР, Китая но Монголь-
ской Изродной Республики,

Иени организовал и возглавил секретный

СТАЛИНСК

центр японской армий по подготовке бак-
териблогической войны — отряд № 731.
Вов преступные изыскания в: облаети под-
тотовки бактериологической ` войны и, в
ъчастноети, все бесчеловечные опыты над
живыми людьми производились под непо-
средственным руководством Ибии:

Иеии непосредственно разработал еповоб
применения в качестве’ бактериологическо-
то оружия: блох, зараженных чумой; Исии
сконструировал специальные керамические
бомбы, тав называемые «бомбы Wenn»,
для применения с помощью авиации блох,
зараженных чумой.

Исии также лично разработал cnocotu
культивирования в громадных количествах
бактерий, с целью ведения агрессивной
бавтериологической войныь (в частноети,
разработал конструкцию так называемых
«культиваторов Henn»).

Вак было установлено на судебном про-
цессе в г. Хабаровске показаниями  тене-
рал-майора медицинской службы Кавасима
Киоси, подполковника Ниси и сотрудника
отряда Фуруичи, генерал Исини лично воз-
главил экспедиции отряла № 731 в Ки-
тай в 1940`тоду. 1941 и 1942 годах. Bo
время этих экспедиций были применены
различные виды бактериологического ору-
жия и вызваны эпидемии чумы, тифа, па-
ратифа и других болезней. повлекшие ги-
бель тысяч мирных жителей Китая.

Свидетель Фуруичи — один из участ-
наков экспедиции отряда № 731, B cy-
дебном заседании показал, что заражение
водоемов различными бактериями, отравлё-
ние пищи и другие тягчайшие преступле-
ния производились По прямому  приказа-
нию Исии.
- Вак установлено показаниями бывш.
начальника отдела отряда № 731 поднол-
ковника Ниси, по инициативе Исии бак-

‚ териологическое оружие было, применено

против Р и МНР в районе реки Хал-
хин-Гол в 1939 году.

В 1945 году, будучи вторично назначен
начальником отряда № 731. Исии подго-
товлял применение  бактериологичееких
средств против СССР, СИА и Великобри-
тании.

Генерал-майор медицинской службы Ka-
васима на судебном процессе показал, что
летом 1941 года Исии на специальном ce-
кретном совещании информировал началь-
ников отделов отряда о том, что деятель-
ность отряда одобрена генеральным штд-
бом японской армии, который в. связи с
началом войны гитлеровской Германии
против Советского Союза дал указание сб
активизации и ‘подготовке. бактернологиче-
ской войны и 06 увеличении производства,
смертоносных бактерий, ‘что и было 06у-
ществлено Исии;

Вея деятельность Исии отличалаеь oco-
бой жестокостью и бесчеловечностью. Им
были установлены. тесные ‘связи с япон-
ской жандармерией и. военно-разведыва-
тельными органами Японии в Маньчжу-
рии, от которых ‘отряд № 731 получал в.
порядке так называемых «особых   oTMpa-
вов» тысячи людей для производетва пре-
ступных опытов, неизменно’ заканчивав-
шихся смертью этих людей,

Бывший главнокомандующий  Ввантун-
ской армии генерал Ямада’ характеризовал

Исии; как одного из наиболее деятельных

участников преступной подготовки бакте-
риологической войны,

Ямада’ показал:

«Отряд № 731 был детищем Исии и

_ , Поэтому в 1945 году он снова был на-
значен на должность начальника этого

отряда... Назначение Исии находилось в

прямой связи с задачами активизации

работы бактериологических отрядов в

это время и в связи с указаниями во-

венного министерства 0} увеличении
производства бактериологического opy-
жия».

3. Китано Масадзо —. генерал-лейте-
нант медицинской службы, изобличен ма-
териалами судебного следствия в том, что,
являясь с августа 1942 года по март
1945 года начальником отряда № 731,
непосредственно руководил подготовкой к
бактериологической войне, а также учает-
зовал в организации применения бактерио-
логического оружия против Китая в 1942
году.

Преступная деятельноеть Китано  пол-
ностью была  разоблачена показаниями
бывш. тлавнокомандующего Бвантунской
армии генерала Ямада. генерал-майора ме-
дицинской службы Каваеима Виоси. гене“
рал-майора Мацумура Томакацу и генерал-
лейтенанта Кадзицука Рюдзи.

Генерал Ямала, который в августе
1944 тода инспектировал отряд № 731,
показал, что, доклалывая о деятельноети
отряда, Витано указал, что задачей отря-
да является

«..изучение различных вопросов, свя-

занных с подготовкой средетв хля веде-

ния бактериологической войны...

производственном отделе отряда № 731

генерал Китано мне доложил, что этот

отдел занимается изготовлением слеци-
альных бактериологических препаратов

в боелыших размерах, достаточных AA

проведения наступательных операций».

Заслушав доклад Китано и лично озна-
Комившись © работой отряда № 731; Яма-
да, по ето личному признанию, «был
крайне поражен размахом  исоледователь-
ских работ и колоссальными возможностя-
ми отряла по изготовлению бактериологи-
ческого оружия».

0’ преступлениях, совершенных Ёитано,
генерал-майор Мадумура показал следую-
mee:

«В ronne 1944 r.,— сказал Мацуму-
pa, — в кабинете командующего Вван-
тунской армии  состоялея доклад на-
чальника отряда № 731 Витано. Вита-
но делал доклал о способах применения
в качестве бэктериологического оружия
`блох, зараженных чумой... Ямада 0доб-
рил предложенный Китано 01060б при-
менения блох. зараженных чумой, kak
бавтериологического оружия».

[о этому поводу Ямада показал:

«В октябре или ноябре 1944 года ге-
Hepad Китано сделал мне подробный
доклад о результатах применения чум-
ных’ блох кав ередётва ‘бактериологиче-
‘ской войны. Доклах ` Китано сопровож-
дался специальным кинофильмом, при-

ий вокол

rm

Нота Советского Правительств:
равительствам США, Беликобоитании и Китая

изми, на которых были обозначены y4a-
стки, на которых производились опыты
по расееиванию с похощью авиации
блох, зараженных чумой... Во время
доклада он демонстрировал различные
таблицы, наглядно ‘показывающие р8-
зультаты проводимых исследований по
`заражению территорий бактериями чу-
МЫ: : :
Лнячно я, считая ©10с0б применения
блох, зараженных чумой, весьма эффек-
тивным, одобрил доклад Витано и пред-
ложенный им с10соб применения ‚бавте-
риолотического оружия. Результаты опы-
тов по применению блох, зараженных
чумой, были представлены в имнератор-
скую ставку», :

Показанияхи  тенерал-лейтенанта меди-
цинской службы Кадзинуки генерал-лейте-
Нант Битано изобличается в том, что OH в
августе 1942 г. участвовал в организации
экспедиции, во время которой было приме-
нено бактериологическое оружие против
китайцев, & также в проведении бесчело-
вечных опытов над живыми людьми.
показал Кадзицука, он в августе 1944 г.
при посещении им отряда № 731 заслу-
max довлад Китано о деятельности этого
отряда. Китано доложил, что

«..труппь работников отряда № 731

выезжала па китайский фронт в районе

южнее Шанхая, где с большой высоты

_сбравывала на территорию с китайским

населением массы блох, зараженных чу-

мой... И в том месте, тде они упали,
возникла эпидемия чумы... Кроме тото,

Китано рассказал мне о том, что в рай-
one cr. Аньда производились опыты ©

бомбами замедленного действия, начи-

ненными бактериями сибирской язвы.

_ Осколки этой бомбы, ранившие людей и
животных,  заражали их сибирской
язвой».

Преступная деятельность Китано нё по-
сту начальника отряда № 731 установле-
на также показаниями генерал-майора ме-
дицинской службы Кавасима, лично участ-
вовавшего на совещаниях, на которых под
руководством Витано «обсуждалиеь вопро-
сы, связанные с исследованиями, изготов-
лением бактериологического ‘материала и
его практическим применением на войне».

4. Ванамацу Юдзиро — генерал-майор
ветеринарной службы, являлся‘ с 1941 по
1945 гг. начальником отряда № 100, ко-
торый, как это доказано материалами Ха-
баровекого процесса, занималея производ-
ством бактериблогического оружия, а так-
же осуществлял диверсии путем зараже-
ния водоемов, пастбищ и скота бактери-
ями сибирекой язвы, сапа и других эпи-
зоотий. Этот отряд производил также бес-

человечные преступные эксперименты над.

ЖИВЫМИ ЛЮДЬМИ.
_ Рывший главнокомандующий Бвантун-
ской армией генерал Ямада признал, что
отряд № 100 занималея изысканием MeTO-
дев применбния эпизоотических бактерий
и их изесовым производством. О преступ-
лениях, совершённых Вакамацу, ‘генерал
Ямада лал следующие ноказания:
«Назначение и практическая деятель-
ность отряда № 100 были совершенно’
аналогичны назначению и деятельности
отряда № 731 по подготовке бактерио-
логической войны с той разницей, что
бактериологическое оружие, изготовлен-
нов отрядом № 731, предназначалось
для массового уничтожения живой силы
противника, а производетво эпизоотиче-
ских бактерий отрядом № 100 предна-
  значаловь‘лля уничтожения 65074».
Бывший сотрудник отряда № 100 по-
ручик Хиразакура по поводу участия Вака-
мацу в активной подготовке бактериологи-
ческого оружия показал, что Вакамацу в
Epyry сотрудников отряда № 100 кеодно-

‘кратно говорил:

«На случай войны Японии © Совет-
скам (Союзом отряд № 100 должен
стать фабрикой: по. выпуску в массовом
количеетве различных бактерий и силь-
но действующих ядов для ведения
диверсионно-бактериологической — войны
против Советского Союза».

Хиразакура изобличил Вакамацу также
и в том, что по его указаниям  направля-
лись специальные разведывательно-дивер-
сионные экспедиции в районы  Трехречья
и Хайлара, которые изучали возможность
производетва бактериологических диверсий
против СССР и МЕР, а также фактически
осуществляли тавие диверсий. 0 результа-
тах произведенных изысканий докладыва-
лось тенералу Взкамацу, который давал
дальнейшие указания по производству ди-
версий.

В отряде № 100, руководимом Вакама-
цу, как это устанавливается показаниями
на судебном процессе быви. сотрудников
этого отряда Митомо и Хатаки, злодейски
умерщвлялись люди путем производства
над ними бесчеловечных преступных опы-
тов.

Показаниями бывш. начальника ветери-.

нарного управления Квантунской армии
тенерал-лейтенанта ветеринарной службы
Такахаси Таказду бывш, начальник отря-
да № 100 Вакамацу изобличен в том, что,
будучи тесно связан с разведывательным
отделом штаба Ивантунской армии, он лич-
но руководил преступными изысканиями
бактериологического оружия и подготовкой
бактериологических диверсий,

Такахаси изобличает Вавамацу также и
В том, 470 он в 1941 г. участвовал на е0-
вешании у бывти. таавнокоханлующего
Квантунекой армией Умедзу, посвященном
подготовке  бактериологической войны.
ноябре 1944 г. Вакамацу принимал уча-
стие в аналогичном совешании, соетояв-
шемся в вабинете бывш. главнокомандую-
шего Ямада, на котором Такахаси докла-
хывал евои сообрежения о планах приме-
нения бактериологического оружия.

5. Касахара Юкио — тенерал-лейте-
нант, являясь начальником штаба Вван-
тунской армии с 1942 по 1945 poz, ocy-
ществлял руковохство подмтовкой  бакте-
риологической войны против Советекого
Союза ин принимал непосредственное уча-
стие в пазработке конкретных методов
применения бактериологического оружия.

Активная роль Кабахара в подготовке
бактериологнасской войны полностью ус-
тановлена показаниями генерала Ямада,

везенным из отряда № 731, также схе-

Бак

Я

нанта. ветеринарной „службы Такахаси,

ных на судебном процессе обвиняемых и
евихетелей. sah 3

Полковник Тамура, бывш. начальник
отдела кадров штаба Ёвантунской армии,
показал, что при инструктаже, связанном
с назначением «ele на эту должность -В
первых числах января 1945 тода; © «

«..генерал-лейтенант Ёзсахара мнё ска-

зал, что я должен буду’ относитьея ©

особым вниманием к отряду 2 731,

поскольку этот отряд... готовится в бак-

тернологической войне».

Касаясь вопроса разработки отдельных
способов применения  бактериологического
бружия, генерал Ямала показал, что:

«..лля изучения способов применения

бактериологического оружия создавались

специальные комиссии... Председателем
этих комиссий был начальник штаба...

Решения комиссии по применению бак-

териолотических средств войны  пред-

ставлялись командующему  Ввантуи-

ской армией и после его утверждения

докладывались в генеральный 1итаб
- Японии».

Характеризуя деятельность штаба Еван-
тунской аркии по подготовке бактериоло-
гической войны против СССР, начальник
оперативно-стратегического отдела этого
штаба генерал-майор Мацумура показал:

«...После получения указаний 0б уве-
личении производства бактериологиче-
ского оружия Racaxapa мне поручил
изучить вопрос о возможности его при-

менения против Советского Союза... Я

этот вопросе изучил и сделал. соетветет-

вующий доклад Васахара, который, как
я.уже сказал, одобрил мои соображе-
ния.., Я доложия Васахара о том, что на
случай войны с Советевим Союзом бак-
териологическое оружие должно быть
применено в районе городов: Ворошило-
ва, Хабаровска, Благовешенска и Чи-

Th...
Осенью 1944 roxa Racaxapa припял уча-
стие в обсуждении вопроса о способах при-
менения бактериологической бомбы «систе-
unl Henn».   :

В ноябре 1944 года Касахара участво-
вал в работе специального совещания вые-
ших штабных офицеров, на котором обеуж-
дался вопрос о результатах бактериологи-
ческой. разведки, проводившейся отрядом
`№ 100 е целью подготовки практического
применения бактериологического оружия
против СССР.

Изложенное подтверждает, что Ваезхара
являлея одним из организаторов бактерио-
логической войны и непосредственно за-
нимзлся вопросами ‘применения бактерио-
тогического оружия, главным образом про-
тив СССР. Монгольской Народной Реенуб-
лики и Китая.

Таким образом, данными, установленны-
ми на судебном процессе в Хабаровске и
Приговором Военного Трибунала Нримор-
ского военного округа, доказано, что B
подготовке и осуществлении бактериологи-
ческой войны, являющейся  тягчайшим
преступлением против человечества, веду-
щая роль принадлежала не только. уже
ранее осужденным по приговору Междуна-
родного Военного Трибунала для Дальнего
Востока японским воедным преступникам
и осужденным по приговору Военного Три-
бунала в Хабаровске 12 японским  воен-
ным преступникам, но и императору Япо-.
нии Хирохито, а также генералам япон-
ской армии Иеии Сиро (6. начальник от-
para 731), Китано Масалао (также 6. на-
чальник отряда 731), Вакамацу Юдзиро
(6. начальник отряда № 100) и Касахара
Юкио (6. начальник штаба ЁВвантунской
армии). :

В собответетвни
внимание,

что Щеневским протоколом 17 июня
1925 года запрещено применение бакте-
риологического оружия, уже давно осуж-.
денного цивилизоваиными наЦИЯмМи как
тягчайшее преступление иротиворечаще?
чести и совести народов, и что, та-.
ким 0бразом, указанные выше преступле-
ния являются грубым нарушением  зако-
нов и обычаев войны и общепризнанных
новм международного права,

что союзные державы в решении Даль-
невосточной Комиссии or 3 апреля
1946 г. квалифицировали нарушение 3за-
вонов и обычаев войны как военные пре-
ступления, 4 8B решении от. 19 июня
1947 г. установили, что «Суровое право:
судие должно быть применено по отноше-
нию ко всем военным преступникам,..»,

что Дальневосточная Комиссия 3 апре-
ля 1946 г. решила <... принять ‘вёе воз-
можные меры для того, чтобы ‘выявить,
расследовать, арестовать и заключить под
стражу всех лиц, подозреваемых в совер-
шении военных преступлений...», и уста-
новила, что для рассмотрения дел о воен-
ных преступниках на Дальнем Востоке
тлавнокомандующий союзных держав  дол-
жен «назначать специальные междуна-
родные военные суды», eR ey :

Правительство Союза CCP предлагает
назначить в ближайшее время, в соответ-
ствии с пунктом «а» статьи 5 решения
Дальнеросточной Комиссий от 3 зпреля
1946 г. (хокумент РЕС—007/3), специал
ный Международный Военный. Суд и пре-
дать указанному Международному Суду
как военных преступников, изобтличенных
В совершении тягчайших преступлений
против человечества, — императора Япо-
вии Хирохито, генералов Исии Сиро, Ки-
тано Масалзо, Вакамацу Юлзиро, Racaxapa
Юкио.

Советское Правительство считает необ-
ходимым также Заявить, что всё материз-
лы судебного процесса, происхолившего в
декабре 1949 т. в Хабаровске над япон-
скими военными преступниками Ямада.
Такахаси, Вадзицука и др.. изобличающие
указанных в наетоящей ноте лиц в совер-
шении тягчайших преступлений, ‘будут
полностью предоставлены в распоряжение
Межлународного Военного Суда, немедлен-
Ho после его образования».

Копии указанной ноты тогда же были
вручены Правительствам Австралии, Бир-
мы, Голландии, Индии, Канады. Новой

с этим и принимая во

‚ Зеланлин, Пакистана Франдии, входищим

в Дальневосточную Вомиссию.

тенерал-майора! Мацумуйа,  ‘тенерзл-лейте-

полковника` Тамура и других  допрошен-

8 февраля 1950 г. № 29 (1562),

Образцово
обслуживают
полеты

Вею ночь был сильный снегопад, и вез
тер намел на аэродром большие сугробы.
Воннам  авиатехнического подразделения
канитана Макарова предстояло очистить
летное поле. Е т 1

Здесь все было наготове.’ По приказаз
нию командира тракториеты Шишкин, Ба=
зильский, Григоренко завели моторы и вы
вели машины. № тракторам прицепили
катки, еноготаски, О готовности Этих аэро-
дромных механизмов заблаговремение: побем
спокоились воины, руководимые млалшим
сержантом, Хижняком. ‚Много ‚ поработали
звиаторы. Там, где возникала -задержка,
нарушалея ритм работы, появлялся коман-
дир подразделения вместе CO своим помощ-
Ником по технической части. и помехи
тотчас же устранялись. В результате на-
пряженного труда воинов авиатехническо- »
‘го подразделения аэродром был. своввремен-
но ‘подготовлен к полетам. И так как»
дый раз, когда аэродром заносит снегом.
Здесь не было еще случая, чтобы полеты
‘сорвались или задержались по вине авиа-
технического подразделения.

Такая слаженная, хорошо ‘организован-
ная работа во многом об’яеняетея своевре-
менной подготовкой воинов передового‘ под-
разделения & зиме. Заранее своими силами
они подготовили необходимое количество
катков, снеготасок, сугроборезов. Особен“
но много елелали младшие сержанты Хиж-
няк, Назаров, рядовой Атасский. Для трак-
торов своими силами ностроен прекрасный
тараж ‘с отлично оборудованной водомасло-
грейкой, организована кузница.

В работе подразделения проявляются ра-
зумная инициатива, творческая выдумка:
В прошлые годы, например, катки обивз-
лись железом. В ним приставал снег, что
затрудняло укатку. Офицер Макаров, посо-
ветовавшись © групной воинов, внес пред-
ложение обтянуть остовы катков резиной.
В результате реализации этого  предлбже-
ния укатка снега значительно облегчена.

‚Держать аэродром в постоянной готов
ности — этой. задаче подчинена вся дея-
тельность воинов передового авиатехниче-
ского подразделения, и они с честью вы-
полняют свои обязанности;

Капитан Д, БЕЛОВ.

Тренажный класс

Н-СКИЙ АВИАТАРНИЗОН. (По телегра-
фу et наш. корр.). В одной из больших
комнат учебного здания оборудован класс
для практической учебы воздушных вои-
нов. Здесь они тренируютея в прицелива-
нии по воздушным и наземным целям, в
построении маневра над полигоном, в 60-
вершенствованни навыков по управлению
агрегатами самолета, повышают свои тоо-
ретические знания.

Этот класс, в котором сосредоточены
различные, наиболее совершенные  уста-
новки ий макеты, стал по существу св0е- `
образной тренажной лабораторией звиато-
ров. На одном из тренажеров они отрабз-
тывают навыки в прицеливании и веде-
нии огня по наземным целям. Этот апла-
рат устроен таким образом,. что позволяет
значительно приблизить тренировочные
занятия к действительной обстановке.
Тетчик; находясь в специально  оборудо-
ванной кабине, имеет возможноеть, при
целясь по движущейся внизу мишени, оп-
ределить угох пикирования и момент от
крытия огня. ^ -

В классе имеется макет, с помощью ко-
орого ‘демонстрируется маневр самолета
при стрельбе по наземным целям. Устрой-
ство этого действующего макета неслож-
но. Внизу установлен большой макет по-
лигона. Вверху ‘укреплен миниатюрный
рельсовый путь, по которому движется ка-
ретка с моделью‘ самолета. Летчик, полу-
чив задание от руководителя занятий, рас-
сказывает 9 своих действиях и, передви-
гая модель самолета, показывает, как на-
до производить маневр нзд целью.

В центре помещения установлен трена-
REP AIA совершенствования ‘навыков в
прицеливании mo конуеу. По тровам дви-
жетсея каретка, на которой укреплен ма-
кет буксировщика е фалой и конусом. В
конечных пунктах каретка автоматически
разворачивается на 180 градусов. Прице-
ливзание по конусу производится из по-
движных установок, позволяющих = вести
прицеливание в сочетании с маневром.

Для проведения розыгрыша полета 8
классе оборудованы командный пункт ий
радиоустановка. Здесь же имеются дру-
гие тренажеры, се помощью которых авиа
торы успешно повышают свои практиче-
ские навыки. Многие из этих тренажеров
сконструировал’ и установил  коммуниет
старшина Душин.

Ноллентивное творчество
‚рационализаторов

На-днях в Н-ской авиачасти состоялось
совещание. рационализаторов. С докладом
выетупил офицер Баранов, расеказавигий 96
успехах рационализаторов, которыми в
1949 году было разработано 53 предложе-
ния. На совещании была 060б0 отмечена
работа офицера Коротких. Изготовленное
им приспособление для снятия  пневма-
тиков с колес самолета ныне широко при
меняется в части,

Большинетво реализованных предложе-
ний является результатом коллективного
творчества воинов, что обеспечило более
тщательную  ’разработку ‹ прислобоблений,
большую продуманность деталей вонетрук-
ций.

На’ совещании выступили 8 ‘человек:
ни поделились своим опытом рационали-
заторской работы, а также отметили име-
ющиеся недостатки. Выл принят ряд пред»
ложений, направленных на улучшение рз-
ционализаторекой работы. Все выступав-
щие заверили, что в 1950 roxy они
добьются новых успехов. В заключение
участники совещания обсудили план 13
ционализатореких работ на 1950 год.

За достигнутые успехи командованием
была об’явлена благодарность лучшим ра-
цнонализаторам офиперам Мищенко,  Ко-
ротких, старшине Аникину’ и другим. !

~~ Старший сержант А. ДУМАЛКИН,