4-8

ene

Ne 54. (1587)

Е.М

ГАЗЕТА

ИП

Суббота, 4 марта 1950 г.

Новое торжество

советской науки
и техники

(егодня публикуется постановление Co-
вета Министров СССР о присуждении
(чалинских премий за выдающиеся рабо-
ты в области науки и изобретательства 3a
1949 гол. Это постановление  свидетель-
ствует 0 TOM, что сокровищница советской
науки п техники обогатилась новым круп-
ным вкладом — выдающимися трудами и
узобретениями. коренными усовершенство-
званиями методов производственной ра-
боты.

Год от году растут ряды Сталинских
лзуреатов, знаменуя невиданный расцвет
творческой мысли советского народа, его
научно-технической интеллигенции, выра-
щенной и воспитанной  большевистекой
партией.

Товарищ Сталин в своей исторической
речи перед избирателями в 1946 году го-
зорил; «Я нё сомневаюсь, что если окажем
должную помощь нашим учёным, они су-
меют не только догнать, но и превзойти в

ближайшее время достижения науки 3a
пределами нашей страны».

Эту великую и почетную задачу, по-
славденную вождем народов, гениальней-

шим ученым нашего времени товарищем
(талиным, успешно рещают не только дея-
тели советской науки и техники, но и пе-
редовые люди рабочего класса и колхозно-
то крестьянства — И в этом одна из за-
хечательных и характерных черт совет-
ской науки — самой прогрессивной науки
в мире. Народ у нас является не только
хозяином всех сокровищ науки, но и
создателем их.

Никогда ранее наука не играла такой
значительной роли в жизни общества, ка-
тую она играет в Советской стране, где
научно планируется развитие всех отрас-
лей народного хозяйства, наиболее рацио-
нально используются Bee производитель-
ные силы в интересах советского народа.
В нашей стране созданы все’ условия для
расцвета Науки и максимального исполь-
зования ее достижений в целях всемерного
развития народного хозяйства, подъема
благосостояния и культуры народа.

Иное положение ‚в капиталистических
странах. Здесь самая система хозяйства яв-
лнется, тормозом. прогресса и’ развития .на-
уки и техники, В‘ буржуазных странах на-
ука и техника обращены против‘ народа,
используются как средство’ эксплуатации
трудящихся и обогащения кучки магнатов
капитала, служат захватническим целям
имперналистов. Может ли такая наука
быть передовей наукой?

Over Ha этот вопрос дал товарищ
(талин в своей замечательной речи на
приеме в Кремле работников высшей шко-
лы в мае 1938 года. Он указал, что пере-
довой может быть только та наука, <...ко-
торая не отгораживается от народа, не
держит себя вдали от народа, & готова слу-
жить народу, готова передать. народу  в5е
завоевания науки, которая обслуживает
народ не по принуждению, а добровольно,
в охотой».

Такой наукой является только наша
советская ‘наука, освобожденная Великой
Октябрьской социалистической революцией
от рабекого подчинения классу эксплуата-
торов H отдающая все свои достижения На
благо народу. Поэтому-то так смело идут
по пути новаторства и дерзаний советские
ученые, поэтому-то так тесно связаны их
открытия, изобретения и работы с жизнью
и практикой,

Сталинских премий за выдающиеся Pa-
боты 1949 тода удостоены многие уЧче-
ные, обогатившие Родину крупными = OT-
крытиями, двигающими Вперед советскую
науку. В области физико-математических
Наук премии первой степени  присужде-
ны президенту Акалемии нзук Армянской
ССР В. А. Амбарцумяну и Б. Е. Марка-
ряну. Значительны достижения советеких
химиков. Труды профессора А. И. Титова
и старшего научном сотрудника И. И.

икова имеют исключительно важное
промышленное значение.

Именем замечательного ученого, Про-

славленного русского. путешественника-
землепроходчика академика В. А. Обручева
открывается раздел  геолого-географиче-

ских наук. Ему присуждена, премия пер-
в0Й степени за многотомный научный
тру по геологии Сибири:

В правительственном
широко представлены работы в области
биологии, медицины, = Историко-филологи-
ческих. сельскохозяйственных и других
наук. Эти работы — новое яркое свиде-
тельство. многообразия и эффективности
творчества наших Ученых,  вдохновлен-

постановлении .

ных большевистской партией на созла-
ние научных трудов, достойных ‘великой
Сталинской эпохи.

3& выдающиеся изобретения и корен-
ные усовершенствования методов произ-
волдетвенной работы Сталинские премии
присуждены ученым, техникам, ‘рабочим
и колхозникам — всем, чья творческая
мысль бьет ключом. кто смело илет по
пути новаторства, изобретательства, pa-
ционализации, кто своим благородным тру-
дом двигает вперед наше народное хозяй-
ство.

Рядом с именами прославленных уче-

ных, инженеров. конструкторов — В. Г.
Грабина, С. В. Ильюшина, Б. 1. Дзердае-
евского и многих, многих других мы ви-
дим имена, мастеров по добыче нефти Ага-
caja Багирова, Ага Кафатова, железнодо-
рожного машиниста-Н. Д. Глубокова, Ге-
роя Социалистического Труда колхозницу
0. К. Гонаженко, прославленных сталева-
ров московского завода «Сери и молот»
С. В. Чеснокова, А. С. Субботина и дру-
гих.

Активное, творческое ‘участие стаханов-
цев — новаторов нашей иромышиленности
и сельского хозяйства-—в рационализации
и создании новых методов. повышающих
производительность труда, говорит о том,
что в нашей стране с каждым днем ра-
стет и крепнет союз науки и труда, все
больше и больше стираются грани  меж-
ду трудом физическим и умственным.

Руководящие идеи’ товарища Сталина,
его постоянная забота о непрерывном е0-
вершенствовании и Повышении уровня
любой отрасли науки направляют пытди-
вую мысль советских людей на новатор-
ство, на раскрытие «тайн» природы и
подчинение ее интересам народа. Coper-
ские ученые овладели секретом  получе-
ния атомной энергии, в содружестве с кон-
структорами, инженерами, стахановцами
создали замечательные машины, станки,
агрегаты, изменили течение рек, успешно
осуществаяют грандиозный сталинский
план Преобразования природы.

Этих успехов советский народ. лобилея.
под’ руковохетвом коммунистической пар-
тии, которая всегда ‘боролась ‘и впредь
будет бороться з& новые достижения -<9-
ветской науки, за неуклонный  техниче-
ский прогрессе в промышленности, транс-
порте, сельском хозяйстве.

Сейчас люди Страны Советов радостно и
торжественно. готовятся к знаменательной
дате -— дню выборов высшего юргана, свое-
то социалистического государетвь — Bep-
ховного Совета СССР, Каждый предвыбор-
ный день Страны Советов наполнен огром-
ным содержанием, приносит все новые и
новые победы, свидетельствующие о могу-
чем подъеме, на котором находится наша
Родина. На днях опубликовано  иеториче-
ское постановление партии и’ правитель-
ства о новом, третьем, снижении государ-
сетвенных розничных цен на продовольет-*
венные и промышленные товары, а также

постановление о переводе курса рубля на.

золотую базу. Публикуемое сегодня поста-
новление Совета Министров СССР о при-
суждении Сталинских премий за выдаю-
щиеся работы в области науки и изобре-
тательства за 1949 год встречено веем ео-
ветским народом. с чувством глубокого
удовлетворения, © чувством законной гор-
дости за’ передовых людей страны  социа-
лизма, двигающих нашу отечественную
науку и технику вперед и вперед.

°В числе лауреатов Сталинской премии
мы видим имена кандидатов в депутаты
Верховного Совета СССР. Это еще и еще
раз свидетельствует о том, что советский
народ выдвинул кандидатами нерушимого
сталинского блока коммунистов и беспар-
тийных самых лучших своих представи-
телей. пламенных патриотов Родины, лю-
дей, достойных быть государственными
деятелями первой в мире социалистиче-
ской державы. :

Горячо поздравляя новый отряд лауреа-
пов ‘Сталинских премий, трудящиеся на-
шей страны, советские воины уверены,
что в ответ на высокую оценку работы
деятелей науки и изобретательства 3a
1949 год они отдадут все свои силы и
способности. весь свой талант и вдохнове-
ние на достижение новых вершин науки и
техники. Советские ученые, инженеры,
конструкторы, изобретатели и рационали-
заторы своим творческим ‘трудом еще более
возвеличат славу и могущество нашей Ро-
дины, твердо и уверенно идущей под води-

тельством великого Сталина к коммунизму.

———————=Ш———ДО—О—ЫШФФФ———-

Вручение верительных грамот Заместителю Председателя
Президиума Верховного Совета СССР М, С. Гречухе
Послом Республики Индии г. С. Радхакришнаном

3 марта в Кремле, Заместитель Председа-
теля Президиума. Верховного Совета CCCP
М. С. Гречуха принял “Чрезвычайного и
Полномочного ‘Посла Республики Индии
т. С. Радхакришнана, * вручившего. свой
зерительные грамоты от имени Президента

Республики. wy x
`Т-на Радхакришнана сопровождали Пер-

вые Секретари Посольства г. Р. П. Капур

иг Х. Гошаль, атташе Посольства Г. П.Н.
Кауль иг. В. К. Ахуджа, которые были
представлены М. С. Гречухе Послом.

При вручении верительных грамот при-
сутствовали Заместитель Министра’ Иност-
ранных * Дел ССР. В. А. Зорин; Секретарь
Президиума’ Верховного‘ Совета ССОРА. ©.
Торкин: Заведующий Отделом  Юго-Восточ-
ной Азии МИД СССР К. А. Михайлов, За-
меститель Заведующего Протокольным 0т-
делом МИД СССР И. А. Бушуев.

После вручения. верительных грамот
М. С. Гречуха имел беседу ст: С. Радхак-
ришнаном. В беседе принял участие В. А.
Зорин. (ТАСС).

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ’
(ОРГАН `ВОЕННОГО. МИНИСТЕРСТВА СОЮЗА CCP) ~

Голосуя за кандидатов блока коммунистов и беспартийных,
избиратели будут голосовать за дальнейший подъем народного
просвещения в нашей стране, за неуклонный рост культурно-
технического уровня трудящихся, за новый расцвет советской
науки и культуры. (о

(Из Обращения Центрального -КомитетаВсесоюзной Коммунистической партии (большевиков).

О присуждении Сталинских премий
за выдающиеся работы в области науки
и изобретательства за 1949. год

Совет Министров Союза ССР постановил присудить
Сталинские премии за выдающиеся научные работы, выдающиеся

_ Сталинек

Me премии 3a
работы в

_а. Физико-математических наук

Премии `ПЕРВОЙ степени

1. Амбарцумяну Виктору Амазасповичу,
члену-корреспонденту Академии Наук
CCCP, президенту Академии наук Армян-
ской ССР, директору Бюрюканской астуо-
физической обсерватории, Маркаряну Бе-
нямину Егишевичу, старшему научному
сотруднику той же: обсерватории, —з& от-
врытие и изучение нового типа звездных
систем («звездных ассоциаций»), изло-
женные в серии’ статей, опубликованных
в журналах: «Сообщения Бюроканской об
серватории», «Доклалы Акалемии наук

в размере 200.000 рублей

Армянской CCP» и «Астрономический
журнал» в 1949 году. :

2. Шайну Григорию Абрамовичу, ака-
демику, директору Крымекой астрофизиче-
ской обсерватории, — за спектральные
исследования звездных атмосфер, завер-
шившиеся открытием в них аномально
содержания тяжелого изотопа углерода,
изложенные в серии статей, опубликован-
ных в журналах: «Известия Крымской
астрофизической обсерватории» и «До-
клады Академии наук СССР» в 1948 —
1949 годах.

Премии ВТОРОЙ степени в размере 100.000 рублей

1. Векуа Илье Несторовичу, члену-кор-
респонденту Академии наук СССР, дей-
ствительному члену Академии наук Гру-
зинской CCP, профессору — Тбилиеского
государственною = университета — имени
И. В. Сталина, — за монографию «Новые
мемды решения эллиптических  уравне-
ний». опубликованную в 1948 году.

2. Вольненштейну Михаилу Владимиро-
вичу, профессору Ленинградского государ-.
ственного университета имени А, А. Жда-
нова, Ельяшевичу Михаилу Алексанлро-
вичу. профессору. Ленинградского инети-
тута точной механики и оптики, Степано-.
ву Борису Ивановичу, старнему научному
сотруднику Государственного оптического
института, — 3& монографию «Колебания
молекул» в двух томах, опубликованную в
1949 году.

`3. Иваненко Дмитоию Дмитриевичу, Со-
колову Арсению ‘Александровичу, — про-
фессорам Московского государственного

университета имени М. В. Ломоносова,
Померанчуку Юзику Яковлевичу, доктору
физико-математических нзук, заведующе-
му сектором теплотехнической  лаборато-
рии Академии наук СССР, — за работы
по теории
современным проблемам электродинамики.
изложенные в монографии «Власеическая
твория поля», опубликованной в 1949
Году. ‘

4. Погорелову Алексею Васильевичу,
доктору ‘физико-математических наук, 38-
зедующему отделом  теометрии. Научно-ис-
следовательского института математики и
механики при Харьковеком” государствен-
ном университете имени А. М. Горького,
—3а работы по теории выпуклых поверх-
ностей, изложенные в статье «Однознач-
ная определенноеть выпуклых  поверхно-
стей» и в серии статей, опубликованных
-в ‘журнале «Доклады Академии наук
СОСР» в 1948 — 1949 толах.

-.б, Технических наук

1. Власову Василию Захаровичу, про-
фессору, заведующему отделом строитель-
ной механики Института механики Акаде-
мии наук ‚’ — за научные труды:
«Общая теория оболочек» и «Строитель-
ная. механика тонкостенных  пространст-
венных систем», опубликованные в 1949
Году.

2. Данилову Виталию Ивановичу, чле-
ну-корреепонденту Академии наук Укра-
инской ССР, научному руководителю. ла-
боратории кристаллизации Центрального
научно-исследовательекого института чер-
ной металлургии Министерства’ металлур=
гической промышленности CCCP, — за
работы в области кристаллизации жилко-
стей, обобщенные в статьях: «Некоторые
вопросы кинетики кристаллизации жидко-
стей» и «0 зарождении центров кристал-

лизации в переохлажденной жидкости»,
опубликованных в 1949. году.
в, Химиче

3. Корноухову Николаю Васильевичу,
члену-корреспонденту Академии наук
Украинской ССР, заведующему отделом
Института строительной механики Акаде-
мии наук УССР, — за научный труд
«Прочность и устойчивость стержневых
систем», опубликованный в 1949 году.

4. Тимроту Дмитрию Львовичу,  про-
фессору, заведующему сектором Беесоюз-
ного теплотехнического научно-исследова-
„тельского института имени Ф. 9. Дзер-
жинского, `Варгафтику Натану  Ворисови-
чу, старшему научному сотруднику того
же института, — за научные исслелова-
ния тепловых свойств водяного пара при
высоких давлениях и температурах,  pe-
зультаты которых изложены в серии ста-
тей, опубликованных в журнале «Изке-
стия Веесоюзного теплотехнического ин-
ститута имени Феликса Дзержинекого» в
1948 — 1949 тодах.

ских наук

Премии ПЕРВОЙ степени в размере 200.000 рублей

1. Комкову Ивану Петровичу, старшему
нзучному сотруднику Научно-иеследова-
тельского института, — за теоретические
исследования в области органической хи-
мии, ]

2. Титову Александру Ивановичу, про-
фессору Военной Академии химической за-

щиты имени К. Е. Ворошилова, —за науч-
ные исследования по нитрованию углево-
дородов и их производных, опубликован-
ные в журналах: «Доклалы Академии на-
yk CCCP» и «Журнал общей химии» в
1946—1949 годах.

«светящегося» электрона и по’

члену-коррееспонденту

изобретения и коренные усовершенствования методов производ-

1.

ственной работы за 1949 год:

выдаю тиеся ‘паучные

области:

Премии ВТОРОЙ степени в размере 100.000 рублей 2

1. Дубинину Миханлу — Михайловичу,
академику, — за научные - исследования
явлений адеорбции и изучение структур
сорбентов, опубликованные в журналах:
«Доклады Академии наук СССР» и «Жур-
нал физической химии» в 1947—1949 го-
дах.
2. Иванову — Константину Ивановичу,
профессору, заведующему — лабораторией
Всесоюзного теплотехнического научно-ис-
следовательского института имени Ф. 9.
Дзержинского, —за исследования в области
реакций автоокисления углеводородов и
разработку метода получения и выделения
органических перекисей, изложенные в м0-
нографии «Промежуточные продукты и
промежуточные резкции автоокисления уг-
леводородов», опубликованной в 1949 го-
ду.

3. Каргину Валентину Алексеевичу,
члену-корреспонденту. Академии — наук

. заведующему лабораторией Научно-
исследовательекого физико-химического
института имени J. Al. Карпова —з» ис-
следования в облаети физической химин
высокополимерных веществ, опубликован-
ные в журналах: «Доклады Академии на-
ук СССР» и «Журнал физической химии»
в 1948—1949 годах.

4. Предводителеву Александру Саввичу,
Академии НАУК
СССР, профёесору Московского государ=

ственного ‘университета имени М. В. Ломо-
носова, Гродзовскому Мотелю Калмановичу,
Всесоюзного научно-исследовательского ин-
ститута подземной газификации углей, Ko-
лодцеву Христофору Иосифовичу, старшему
научному сотруднику Всесоюзного тепло-
технического научно-иселедовательского
института имени Ф. 9. Дзержинского, Хи-
трину Льву Николаевичу, старшему науч-
ному сотруднику Московского  государет-
венного университета имени М. В. Томоно-
copa, Цухановой Ольге Александровне,
старшему научному сотруднику Энергети-
ческого института имени Г. М. Кржижа-
новского Академии наук СССР, — за тео-
ретические и экспериментальные иселедо-
вания процесса горения углерода, изло-
женные в монографии «Горение углерода»,
опубликованной в 1949 году.

5. Чибиссву Константину Владимирови-
чу, члену-корреспонденту Академии наук
СССР, научному консультанту Научно-ис-
следовательского кино-фотоинститута, Ми-
хайловой Александре Алексеевне, Титову
Алексею Алексеевичу, старшим научным
сотрудникам того же института, — Ba He-
следования природы светочуветвительности
п механизма процеесов, протекающих при
еинтезе фотографических эмульсий, изло-
женные в журнале «Труды НИКФИ» в
1948 тоду.- hans Fite ie

г. Геолого-географических наук

Премии ПЕРВОЙ степени

1. Обручеву Владимиру Афанасьевичу,
академику, — 38 многотомный научный
труд «История геологического  исследова-
ния Сибири», опубликованный в 1931—
1949. годах.

2. Паффенгольцу Константину Николае-

‚ Премии ВТОРОЙ степени

1. Громову Валерьяну Иннокентьевичу,
доктору’ геолого-минералогических наук,
заведующему отделом Института геологиче-
ских наук Академии наук СССР. —за гео-
лого-палеонтологические ‘иселедования и
разработку новой методики раечленения
четвертичных ‘отложений, обобщенные в
научном труде «Налеонтелогическое и ар-
хеологическое обоснование стратиграфии
континентальных отложений четвертично-
то периода на территории СССР», опубли-
кованном в 1948 году.

2. Дзоценидзе Георгию  Самсоновичу,
профеесору, заведующему лабораторией Ин-
ститута геологии. и минералогии Академии
наук Грузинской СОР,/—за петрографиче-

в размере 200.000 рублей

вичу, действительному члену Академии на-
ук Армянской ССР, профессору Веесоюзно-
го научно-исслеловательского геологическо-
го института, — за научный труд «Геоло-
гия Армении», опубликованный в 1948
году.

в размере 100.000 рублей

ские исследования вулканогенных горных
пород Грузии, обобщенные в научном труде
«Домиоценовый  эффузивный вулканизм
Грузии», опубликованном в 1948 году.

3. Соболеву Владимиру Степановичу,
профессору . Львовского государственного
университета имени Ивана Франко, — за
научный труд «Введение в минералогию
силикатов», опубликованный в 1949 году.

_ 4. Троневу Михаилу Владимировичу, до-
центу Томского государственного универ-
ситета имени В. В. Куйбышева, — за на-
учные труды: «Современное ‘оледенение
Алтая» и «Очерки оледенения Алтая»,
опубликованные в 1948—1949 годах.

д. Биологичесних наук

Премии ПЕРВОЙ степени

1. Павловскому Евгению Никаноровичу,
академику, директору Зоологического ив-
ститута Академии наук СССР,—за науч-
ный труд «Руководство по паразитологии
человека с учением о переносчихах транс-

в размере 200.000 рублей
миссивных болезней», опубликованный в
1948 году;

2. Скрябину Константину Ивановичу,
академику,—за научный труд «Тремато-
ды животных и человека» в трех чомах,
опубликованных в 1947—1949 годах,

(Продолжение на 2 стр.).

‚ ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИИ

Я. Павловский,
академик

Н, А. Назарова,
зуборезчица

С. В. Ильюшин,
главный конструкгор

О. К. Гонаженко,

Герой Социалистического Труда, колхознипа