Офицер Кузнецов, командир воздушного
корабля, был доволен: ответетвенный пере-
лет завершен отлично. Но радостное Ha-
строение омрачилось неприятным извести-
ем: один из ето подчиненных, уволенный
в город, недостойным поведением запатнал
свою честь и честь всего экипажа.

Этот случай заставил старшего лейто-
нанта Кузнецова задуматься над тем, Rak
он воспитывает личный состав  экипа-
жа. Он решил поговорить в группарторгом
лейтенантом Валюком о состоянии BOCHH-
тательной работы в экипаже.

Внешне все обетояло как будто ладно.
Проволились групповые и индивидуальные
беседы, читки газет и журналюв. организо-
вывались экскурсии и коллективные посе-
щения кино... Но... Bee это ` проводилось
как-то ‘отвлеченно.

— Мы с вами виноваты, тов. Валюк,—
заметил тогла Вузнецов, — забываем ©
конкретности воинского воспитания.

Перед Кузнецовым мысленно предстали
живые люди, члены его экипажа: младний
техник-лейтеначт Романов, старшина сверх-
срочной службы  Валышников, младший
сержант Хварельник и другие. Каждый из
них отличался от пругого степенью своей
  политической и воинской зрелости, особен-
’ ностью характера.

i „Летом прошхого года младший сержант
> Хварельник  бовершил проступок: вместо
того, чтобы выполнить ерочное служебное
поручение, он занялся личными делами.

Кузнецов наложил на него взыскание. По

поручению командира тов. Валюк стал
‚ чаше беееловать с Хварельником, paccka-
зывал ему, как должен советский воин вы-
полнять долг службы. ‚Беседы оказали
большое воздействие на молодого MOTODH-
ста: привили ему чувство личной ответст-
венноети за лело защиты Родины, повыеи-
ли политическую сознательность бойца. 33
’ шесть месяцев Хварельник  неузнаваемо
изменилея и стал выделяться вре’ других.
воинов усердием и исполнительностью В
несении воннской службы. Видя его добро-
совестное отношение к делу, офицер №уз-
ненов возбудил ходатайство о новышении
своето подчиненного в должности. Недавно
выпиестоящий командир назначил младше-
го сержанта старлиии моториетом и предо-
ставил ему краткосрочный отпуск.

Работа в отдельности ес каждым челове-
ком не прошла паром и для самого коман-
„ дира: ему стало очевидно, какую огромную

роль в образцовом несении воинской служ-
_ бы итрает чувство личной ответетвенности
  за порученное дело.

i Другой случай, происшедший в экипа-
  же; окончательно убедил командира в не-

обхолимости еще настойчивей развивать у

подчиненных это благородное  чуветво.

Старшина Калашников  халатно отнежя к
  заданию командир, нарушил срок его ис-
‚ полнения. Фомандир вынужден был па
старшину, знающего службу и уставы, на-
ложить строгое взыскание. Наблюдая за
поведением старшины, Кузнецов заметил,
что Калашников етал более подтянутым и
исполнительным. Взыскание сыграло свою
воспитательную роль.

Как-то, оставшись наедине © группартор-
rom, Кузнецов сказал: :

—- Что-то нелално у нашего борттехни-
ка. Ведь он начальник Калашникова и
С Хварельника. Нам следует внимательно
 : присмотреться к тому, как он руководит
подчиненными.

Это было сказано незадолго до очередно-
ro ответственного полета. Материальная

ах рей

SORE,

7 a

Fi   i
а первое место

часть в этом полете работала отлично —
технический состав успешно справился CoO
своёй задачей. На промежуточном аэродро-
ме начались регламентные работы. Наблю-

дая за действиями младшего техник-лейте-,

нанта Романова, командир заметил, что
Романов вместо того. чтобы послать под-
чиненных за бочкой. побежал за ней сам.
Вместо того, чтобы приказать подчиненным
произвести ту или иную работу на мате-
ризльной части, делал ве сам. Кузнецов
подумал: «Романов, кажется, просто crec-
няется приказывать своим подчиненным».

Романов — молодой начальник. Ему
только 24 года. Бортмеханик Калашников
— сверхерочник, опытный специалист ий
к TOMY же значительно старше своего Ha-
чальника. Когда командир заговорил 05
этом с Романовым. тот наивно объяснил:

— Как-то неудобно приказывать... Ва-
лашников сам знает, что’ нужно делать.

Офицер Кузнецов указал борттехнику на
то, что он неправильно руководит людьми,
й приказал устранить этот недостаток.

Время шло. Кузнецов не упускал из ви-
ду Романова. Он наблюдал за ним, за его
взаимоотношениями с подчиненными и с
большим удовлетворением замечал, как по-
вышалась требовательность Романова к
Калангникову и Хварельнику и как каж-
дый из них стал прочно занимать свое ме-
сто в экинаже, определенное уставами и
наставлениями.

Командир умело использует в своей вос-
питательной работе право поолфения под-
чиненных 3а успехи в боевой учебе. Когда,
например, штурман Ватюк в одном чрез-
вычайно трудном полете точно привел ма-
шину в пункт назначения, старший коман-
дир по ‘ходатайству Кузнецова объявил
штурману благодарность. За отличную
связь в этом же полете был отмечен и
бортрадиет Шипоренко. Комеомолед Шито-
ренко, воспитанный в экипаже Кузнецова,
недавно принят, как отличник. боевой и
политической учебы, в ряды  большевиет-
ской. партии.

Так, изо дня в день воспитывая личный
‚ состав экипажа, работая © каждым в от-
дельноети, офицер Кузнецов добился ‘ого,
что его экипаж по всем показателям яв-
ляется передовым в части. Это — неболь-
пюй, но дружный коллектив, дисциилини-
рованный, работающий так, как полагает-
ся отличникам боевой и политической под-
тотовки.

Но высокие результаты учебы и труда
не кружат голову офицеру-большевику. Он
с прежней энергией повседневно ведет вос-
питательную работу с подчиненными. -

В 1946 ду экипажу пришлось проле-
тать над Лонбаесом и Днепрогэсом, разру-
шенными . немецко-фаитистскими варваралми.
Спустя три года экипаж совершил полет
по этому же маршруту. Разительные пере-
мены, проиешедигие за это время на Днеп-
ре и в Донбзесе. были очевидны. Новые
шахты, заводы, поселки!..

— Видели, товарищи, что делает ге-
роический труд народа, —— сказал офицер
Кузнецов после короткого отдыха на про-
межуточном аэродроме.-——Но плану послево-
еиной сталинской пятилетки заново в0е-
останавливается разрушенное врагом, всту-
пают в строй новые предприятия. Они
поднимут еще выше благосостояние наро-
да. силу и мощь нашей великой страны.

И добавил: i.

— А наш долг — оберегать этот мир-
ный созидательный труд советского народа.

Подполковник В. КУДРЯВЦЕВ,

i ОТДЕЛЕНИЕ

т ОДЕССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 6 зпреля.
{ (По телеграфу от наш. норр.). Новыми до-
 стижениями в боевой и политической. под-
  готовке встречают воины Н-ской авиачасти
( международный  празлник трудящихся —
1 лень 1 Мая, Особенно больших успехов поби-
’ лось отделение комсомольна  ефрейтора
нА. Останьковича. Вее воины этого отделе-
{ ния — отлячники учебы.

Великой Отечественной войны
товарищ Сталин поставил перед офицерами
и генералами Советской Армии задачу —
в совершенстве овладеть мастерством  в0с-
питания и обучения войск. Успешное рз-
пение этой задачи в большой степени за-

Поеле

о висит от педагогического мастерства на-

‘1 наиболее действенные формы
обучения.

© В своей статье я и хочу остановиться
^} на вопросах педагогической подготовки тех
}

и методы

офицеров-авизторов, которые являютея не-
посредственными воспитателями летного
соетава, на которых возложено обучение
наших летных кадров.

Процесс обучения летному мастерству

сложен и многообразен, он требует от
командира хорошей общей, политической и
1 специальной подготовки. В документах,
определяющих правила летной работы и
„1 содержание боевой учебы авизторов, изло-
жены основные методы обучения летного
51 состава. Однако только методически подго-
” товленный командир, владеющий педаго-
{; тическим мастерством, сумеет в каждом
отдельном случае найти и применить наи-
более эффективпые приемы обучения. Не-
   прерывный рост авиационной техники и
совершенетвование способов ее. применения
обязывают каждом командира постоянно
}‘ обновлять и улучшать формы и методы
и  проведения занятий.
} Хорошо известно. что воспитание и об-
учение неразрывно связаны между собой.
Командир звена не может, например, ечи-
тать свою задачу выполненной, если он
научил летчика управлять самолетом,
стрелять и бомбить, нов TO ae Bpe-
мя этот летчик нарушает в воздухе пра-
вила, регламентирующие летную службу,
} проявляет недисциплинированность на 3ем-
ле. Такой летчик не являетея полноцен-
ным воздушным бойцом. Следовательно,
командир должен так строить свою работу,
чтобы в процессе занятий ес подчиненными
пе было разрыва. между обучением и вос-
питанием.

Обучение имеет своей целью вооружить
звизторов теоретическими знаниями и
практическим мастерством. Очень важно,
чтобы каждый командир проводил» весь
учебный процесс в строгой поеледователв-

щих комзндиров, от их умения применять

ОТЛИЧНИКОВ

Воины отделения ефрейтора Оетанькови-
ча были сфотографированы при развернутом
знамени части и награждены ценными
подарками.

Авиаторы отделения продолжают настой-
чиво совершенствовать свои знания.

(С наступлением теплых дней вее отде-
ление Оетаньковича приступило к сдаче

норм на значок ГТО 1-й ступени.

Герой Советского Союза
полковник _П. ФЕДОТОВ

*

„ ности. Допустим, он обучает своих подчи-
ненных использованию авиационного пу-
лемета. Слушатели получили определенные
знания по устройству этого оружия, изучи-
ли его характеристику, взаимодействие чз-
стей и так далее. Но это не все. Велед за
этим командир должен научить подчинен-
ных грамотно пользоваться оружием, раз-
бирать и собирать его. Однако и на этом
работу нельзя считать законченной. Нужно,
чтобы обучаемые умели разбирать и соби-
рать оружие в строго ограниченные сроки
и вамое главное -— овладели искусством
меткой стрельбы. Когда и эти навыки бу-
дут привиты подчиненным, тогда  коман-
дир может считать, ‹ что свою задачу он
выполнил,

Строжайшая последовательность” 06обен-
но необходима при обучении ‘летном ¢o-
 става, так как в воздухе каждый элемент
полета выполняется в определенное время.
Нарушение принципа  погледовательности
‘неизбежно приводит к тому, что между
знаниями и практическими навыками под-
чиненного возникает разрыв, который от-
рицательно сказывается на качестве вы-
полнения упражнений в воздухе.

Воздушный стрелок Иванов успешно
овладел теорией воздушной стрельбы и в
учебных полетах стрельбу по конусу на
попутно-параллельных курсах выполнял
отлично. Командир считал, что воздушный
стрелок подготовлен безукоризненно. По
вот Иванову пришлось стрелять по конусу
не Wa попутно-параллельных, а на попут-
но-пересекающихея курсах, когда значи-
тельно сокращается время, необходимое на
изготовку к стрельбе и на прицеливание.
Это упражнения Иванов не выполнил.
Главная причина заключалаеь в том, что
воздушный стрелок в ходе наземной под-
готовки He приобрел навыков, позволяю-
щих метко поражать мишень в воздухе В
ограниченное время. Этот пример свиде-
тельствуег о том, что командир переоценил
уровень подготовки Иванова, забыл о TOM,

‘  ных отделений».

И

ОЛЬШОГО мастерства в стрельбе по воздушным цел
гвардии лейтенант В. Устич. Все упражнения он вы
Устич, являясь отличником боевой и политической подготовки,
над ‘обучением и воспитанием своих подчиненных.
Устич (справа) после вы
стрельбе. Механик по вооружению гвардии старший сержант

гвардии лейтенант В.

мает кассету кинопулемета.

ям достиг командир звена
полняет отлично, Офицер
настойчиво работает

На снимке: командир звена
полиения ‘задания по воздушной
А. Грамотеев выни-

Фото Б. Антонова.

и.
Актив рационализаторов
и изобретателей

В Н-ском  авиасосдинении состоялось
совещание, посвященное итогам  деятель-
ности рационализаторов. В нем приняли
участие инженеры; техники, эколлозтаци-
онники и ремонтники.

С докталом выступил офицер Стародуб-
цев. Он сообщил, что поваторы соединения
соэлали ценные наглядные пособия для
изучения боевой техники, улучшили мето-

ды технической эксплуатации, усовершеп-
ствовали технолотические процессы ремоан-

та, добилиеь повышения производительно-
сти труда. За один только DOT благодаря

рационализаторским предложениям = сэко-
помлены десятки тысяч рублей.
Специалисты по ремонту авиационной

техники офицеры Жукарев и Гуля скон-
струировали стенд для холодной объалки
моторов. Этот стенд позволил сократить
сроки ремонта авиационных моторов и
значительно снизить  тасход `г0ючето.
Авиационный механик старший сержант
Васнин сконструировал приспособление
для съемки и установки кока винта, зна-
чительно облегчающее эту операцию.

Докладчик указал и на недостатки, ме-
шаюшиие творческой работе рационализато-
ров и изобретателей. В результале плохо“
TO туководетва некоторые предложения
носят отвлеченный xXapanrep, нецелеуст-
ремленны. ;

Пс докладу развернулись
прения.

оживленные

устранения

Офицер Ярун рассказал о том, что B
подразделениях были проведены специаль-
ные партийные и комсомольские собрания,
посвященные вопросам рационализации и
изобретательства. Это оживило рационати-
заторскую работу, придало ей массовый
халактер. 1

Участники совещалня отметили, что В
некоторых подразделениях еще недостаг
точно уделяют внималия деятельности ра-
ционализаторов и изобретателей. Нанри-

‚ мер, секретарь партотганизации подразде-

ления тов. Попов, несмотря на, неоднокрал-
ные просьбы инженера, так и не улосу-
жился в 1949 году поставить вопрос 0
рационализации м изобретательстве На
обсуждение партийного собрания.
10, что к тационализаторской работе сла-
бо привлечен летный состав, хотя, как
показывают факты, летчики могут внести
немалю ценных предложений.

Совещание наметило конкретные пути
этих недостатков. Принято
решение периодически выпускать бюлле-
тень для популяризации опыт заботы
лучших рационализаторов и  изобретате-
лей. Выделяютея специальные комнаты,
Tre рациюнализалоры могли бы  разраба-
тывать евои темы, оформлять чертежи, де-
лать модели.

А, СМОЛЯРОВ.

Г. ШАРАФЬЯН.

В частях п подразделениях ВВС

% БОЛЬШИХ УСПЕХОВ В УЧЕБЕ до-
бился авиатор комсомолец Соколов, пи-
шет нам младший сержант С. Шипулин.
За безупречную службу в Советской Ар-
мии он имеет несколько благодарностей.
Недавно командир послал письмо одно-
сельчанам тов. Соколова, в котором: сооб-
щил об успехах воина. Письмо команди-
ра было зачитано на собрании личного
состава подразделения,

Ф ВО 2-м ЧКАЛОВСКОМ АВИАУЧИ-
ЛИШЕ есть классные отделения, целиком
состоящие из отличников учебы, сообщает
курсант Р. Колодий. Опыт курсантов-отлич-
ников широко пропагандируется. Недавно в
одном из подразделений состоялось откры-
Toe комсомольское собрание с повесткой
дня: «Следовать примеру отличных класс-
Групикомсорг передового
классного отделения курсант Шевченко по-
делился на этом собрании опытом органи-
зации внеклассных занятий и призвал ком-

что обучение должно строиться таким 9б-
разом, чтобы знания, умение и навыки от-
рабатьытвалиеь в единетве.

Умение правильно использовать Ha-
тлядные пособия, проводить классную уче-
бу так, чтобы натлядные пособия помога-
ли елушателям ‘увязывать теорию с прак-
THROU, прочно усваивать изаатаемый мате-
риал. -—— ценнейшее качество авиащиюн-
ного командира.

Наглядное обучение, как метод, следует
применять очень продуманно. Между тем.
в отдельных подразделениях еще и по <ей
день бывает, что в погоне за количеством
наглядных пособий руководитель занятия
завешивает весь класе различными схема-
ми и диаграммами, хотя далеко не вее по-
собия имеют отношение к изучаемой теме.
В этом случае наглядные пособия рассен-
вают внимание слушателей, отвлекают их
от основной темы и наносят ущерб учебе.
’ В качестве иллюстрации можно соелать-
ся на занятие, проведенное офицером Семе-
новым. Руководитель занятия не сообщил
слушателям темы, а сразу же приступил к
объяснению схемы управления самолетом.
Нлакатов в классе было ‘очень много, раз-
вешаны юн были на всех стенах, и слу-
щателям прихохилоеь ежеминутно повора-
чиватьея то в одну, то в другую сторону.
И котда старший командир, присутствовав-
ний на этом занятии, решил проверить,
как усвоено пройденное, результаты оказа-
лись. низкими.

Иначе построил занятие офицер Кочер-
гин. Придя в учебный класс, он принял
рапорт старшего групиы и, приступив к
уроку. задал обучаемым несколько вопю-
гов по ранее пройденному материалу. За-
тем Кочергин изложил тему евоего‘заня-
тия, ее основные вопроеы, учебную цель,
Bee цеобходимые наглядные пособия были
заготовлены офицером заблаговременно, и
он использовал их умело, грамотно — тог-
да, когда нужно было проиллюстрировать
устное объяснение, помочь слушателям за-
крепить в памяти основные теоретические
положения. А в конце урока руководитель
отвел нятнадцать минут НА повторение
пройденного. Занятие прошло живо и при-
несло большую пользу.

Приведенные нами примеры говорят ©
том, что в каждом отдельном случае коман-

сомольшев добиться того, чтобы каждое
классное отделение стало отличным.

@ ЛЕНЕЖНОЙ ПРЕМИЕЙ ЗА ЭКО-
НОМИЮ БЕНЗИНА награжден механик
старший сержант Смирнов, пишет нам тов.
Харитонов. Передовой воин
за правильной эксплуатацией двигателя,
предупреждает потерю горючего при за-
правке машины. В этом году Смирнов
сэкономил более двух тонн бензина.

$ УМЕЛО ПРИМЕНЯЮТ. ТЕОРЕТИЧЕ-
СКИЕ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ сержанты

‚ Сероштан, Абаляев, Повлычев и Шаталов,
‚ младший сержант Рябов и

солдат Яко-
венко. В совершенстве изучив матерналь-
ную часть и процесс работы радиостанции,
они научились быстро устранять неисправ-
ности в ее работе, значительно повысили
скорость передачи знаков на ключе, Как
сообщает далее старший сержант В. Мас-
лов, одному из этих воинов — радисту вто-
рого класса сержанту Абаляеву присвоено
звание радиста первого класса.

дир должен решать, как и в какой мере
использовать наглядные пособия.

Большую ошибку допускают те  коман-
диры, которые недооценивают значение
теоретической учебы летного состава, мало
обращают внимания на то, чтобы обучае-
мые сознательно усваивали теоретический
материал. Это приводит к тому, что 0т-
дельные летчики начинают думать, что
им совершенно пе обязательно знать
теоретические принципы работы агрегатов
и приборов, с которыми они имеют дело в
воздухе. Старший командир спросил перед
полетом у лейтенанта Федорова:

— В какое положение нужно поставить
триммер, чтобы устранить тенденцию ева-
молета к развороту влево?

Летчик Федоров не смог правильно отве-
THT, Ha поставленный вопрос. Это про-
изошло потому, что он не усвоил соответ-
ствующий теоретический материал, a
командир не контролировал его подготовку
к полету.

Сознательное усвоение требует, чтобы
летчик мог теоретически грамотно’ объяе-
нить каждое явление, происходящее © са-
молетом в воздухе, каждую его эволюцию.
Только при этом условии летчик веегда, в
самой сложной обстановке ‘полета будет
действовать уверенно и уёненно выполнит
поставленные перед ним задачи.

Больиюв значение в деятельности авид-
ционного командира имеет его способность
методически правильно осуществлять ин-
дивидуальный подход к подчиненным.
Нельзя одним и тем же ‘методом обучать
двух летчиков, различных по своим харак-
Tepam. Искусство индивихузльного подхода
состоит в умении учитывать личные Ka-
чества подчиненных, уровень их подготов-
Ки, способность к усвоению знаний и
практических назыков.

Молодые летчики лейтенанты Петров и
Михайлов одновременно‘ прибыли в часть,
но были направлены в разные полразлеле-
ния. Лейтенант Петров 3a сравнительно
короткое время был введен в строй
и стал пеплохим летчиком. А лейтенанта
Михайлова вводили в строй на протяжении
года. Между тем лейтенант Михайлов был
в технике пилотирования подготовлен луч-
ше, чем Петров. Чем же объяснить успех
Нетрова и неудачи Михайлова?

При детальном изучении методов, о кото
рыми пользовались командиры подразделе
ний при вводе летчиков в строй, выясни-
лось, Что командир Петрова капитан Бон-

Плохо и .

строго следит [

— Чем порадуете нас завтра? — сиро-
вил командир дежурного офицера-метеоро-
пота, раскладывавшего на столе синопти-
ческие карты. —— Опять недьзя летать?

— Так точно, — подтвердил синоптик.
—= Потода за ночь изменится к худшему.
Вот посмотрите...

Техник-лейтенант Маркин привычным
движением расправил ладонью карту и
стал быстро водить карандашом по разно-
цветным дугообразным линиям, докладывал
о состоянии поголы в прилегающих рай-
omax.

‚ — Но во второй половине. дня, — до-
бавил он, — ожидается прояснение,

— Что-то я вам не совсем доверяю,
«боги погоды», — пошутил командир. ——~
Помните осенний туман?

— Как ие помнить, товарищ  подпол-
цовник, — CMYTUICH синоптик, — Опгиб-
ка тогда получилась...

Напоминание о злосчастиом тумане каж-
дый раз вызывало У техник-лейтенанта
Маркина чуветво стыда и досады, Конеч-

но, у каждого бывают онтибки в работе, и

тем более они возможны У синоптиков.
Наука еше не постигла многих тайн при-
роды, и потому бывают такие изме-
нения в погоде, которые человек He
всегда может предвидеть. Однако опытный
синоптик тов. Маркин, посвятивший не-
сколько лет своей жизни этой увлекатель-
ной работе, дорожит своей репутацией и до
сих пор не может простить себе допущен-
ной им ошибки. Дело было так. Однажды
вечером Маркин, как веегла, пришел к ко-
мандиру на доклад. Нелетная погода, ©то-
явшая много дней подряд, обещала изме-
ниться, и Маркину было приятно сообщить
06 этом командиру. , 3

— Значит, будем летать? —— с радостью
спросил командир.

— Ла, лень обещает быть летным, —
ответил еиноптик. — Правда, ночью дол-
жен пройти дождь, — поспешил он доба:
вить, — но это обстановки не изменит.

— Спасибо за добрые вести. — Roman-

дир поднялся из-за стола, чтобы отдать
распоряжение о подготовке к завтраиним
полетам.
Однако утро не оправдало радужных
надежд. Над землей повие плотный белый
туман. Летчики нетерпеливо прохажива-
лись около машин. Туман с каждым часом
становился все плотнее.

Маркин с тревогой подходил к окну,
глядел на серые силуэты. выстроившихся
на стоянке машин, снова склонялся над
картой. Он глубоко переживал свою вину...

Открылась ‘дверь, и Вошел командир ча-
сти. Маркин поднялся из-за стола. Он
ждал суровой отповеди.

— Значит, погоды не будет? — спро-
сил командир.

— Да, судя по воему, не будет, —
вполголоса ответил Маркин. é

С тех пор прошло немало времени; пора
бы уж и забыть этот неприятный энизод,
но Маркин помнил его во всех подробно-
стах. м

Командир прервал воспоминания метео-
ролога,

— Вы, пожалуй, правы, — сказал он.
— С утра летать нельзя. Но во второй по-
ловине лня мы проведем полеты.

Ночью, ках всегда, Ha метеостанции
включили потолочный прожектор, измери-
ли высоту облаков. Она оказалась пример-
но сто пятьдесят метров. На расевете вы-
пустили шар-пилот. Подхваченный могу-
чими воздушными потоками, шар уже че-
рез полторы минуты екрылся из виду.
Наблюдатель сержант Иванющенко доло-
жил 06 этом дежурному метеорологу.

«Прогноз подтверждается», = подумал
Маркин.

Утром на локладе у командира он из-
‘ложил свое заключение и уверенно лоба-
вил:

— Фронт. окклюзии смещаетея быстро.
Во второй половине дня погода улучшится.

дарев проявил в работе © летчиком высо-
кую методическую культуру. Он внима-
тельно изучил все документы и характери-
стики Петрова, лично проверил его теоре-
тическую подготовку и технику пилотиро-
вания. Получив таким образом необходимые
исходные панные о подчиненном, офицер
Бондарев составил план ввода в строй это-
го летчика, в котором учитывалиеь его

‚общая подготовленность, летные качества

и т. д. Лейтенант обучалея повледователь=
но, тренажи и наземная подготовка прово-
дилиеь © ним систематически, упражнения
усложнялиеь постеленно. Bee oro u obec-
нечило успешный ввод летчика в строй,

Совсем не так протекал этот процесс у
лейтенанта Михайлова. Командир  ‘подраз-
деления не уделял должного внимания мо-
лодому офицеру. Продолжительное время он
не допускался к полетам, затем уехал в от-
пуск. Возвратившиеь из отпуска, Михай-
лов поднимался в воздух редко, от случая
ь случаю, причем индивидуальные особен-
пости летчика не учитывались. Так слабая
методическая подготовленность командира,
ero педагогическая малограмотность °пре-
вратились, по существу, в тормоз,  пре-
пятствующий быстрому вводу летчика в
строй.

Педагогическое мастерство командира
самым серьезным юбразом влияет на
повышение профессиональной выучки обу-
чаемых. Во время одной из проверок лет-
чики подразделения, де штурманом офи-
цер Лизунов, получили низкие оценки по
теории бомбометания и штурманекой под-
тотовке. В значительной степени виноват
в этом был офицер Лизунов. Он перестал
совершенствовать свое методическое мзетер-

ство, занятия проводил на низком  теоре-.

тическом уровне, заданий подчиненным не
давал, их самостоятельную подготовку не
контролировал. В результате обучаемые не
только не углубляли своих знаний, но да-
же стали их утрачивать,

Летчики подразделения, где штурманом
офицер Павлов, наоборот, получили при
проверке высокие оценки по штурманской
и бомбардировочной подготовке. Успех этот
‚не случаен. Офицер Павлов, уделяющий
много внимания повышению своего мето-
дического мастеретва, заботливо относится
к обучению подчиненных. Давая летчикам
и штурманам темы для самостоятельного
изучения, он помогает им составить по
каждой теме план, указывает необходимую
литературу для чтения, систематически да-

7 апреля 1950 г., № 83 (1616). `

а

СИНОПТИКИ

Так и случилось: облака  ПОДНЯЛиСв
выше, ветер заметно стих, Аэродром
огласилея шумом моторов. В комнату

метеоролога первым примел командир под-
разделения офицер Ильин.

— Прошу дать путевку, товарищ ме-
теоролог.

Начальник метбостанции вручил офипе-
ру бюллетень погоды, предупредив о том,
что в пункте Н., как сообщили по’ телефо-
ну, идет снег,

Предупреждение оказалось весьма кста-
ти, так как именно вэтот пункт были на-
значены маршрутные полеты.

Забота синоптиков об обеспечении безо
насноети полетов отиюдь не кончается вы-
дачей бюллетеня погоды. Когда экипажи
нахолятся в воздухе, синоптик вниматель-
но следит за состоянием погоды, чтобы во-
время предупредить руководителя полетов
о надвигающейся олаености. В этих местах
осенью и ранней весной бывают довольно
резкие изменения  метеорологической 00-
становки, Синоптику пужно быть всегда
начеку.

В описываемый нами день в разгар по-
летов принесли очередную  карту-коль-
цовку. Внимательно просмотрев ее, дежур-
ный был ветревожен: с запада быстро на-
двигалея вторичный холодный фронт. Тот-
чае же с метеостанции передали на старт
шиюрмовое предупреждение.

— Благодарю вас, — ответил руково-
дитель полетов и сейчас же передал cood-
щение метеоролога летчикам самолетов,
находившихея на маршруте.

Только что машины зарулили на етоян-
ку, как ветер резко изменил направление,
и аэродром стало затягивать низкой облач-
ностью.

— Сегодня наши синоптики работали
особенно четко, — доложил руководитель
полетов в сзоем рапорте командиру. —
Они помогли нам полностью использовать
летные чаеы.

жж

С пеизмейной аккуратностью метеорологи
ведут и обрабатывают синоптические ка]-
ты, анализируют сводки, дают прогноз по-
годы. Днем и ночью идет прием сводок
потоды. За аппаратом сидят опытные ра-
дисты, умеющие на слух расшифровывать
сигналы радиокода и тут же наносить НХ
условными обозначениями на карту.

Злесь эта работа доверена сержантау
Гавриневу, Давыдову и старшему сержан-
ту Михайлову. Службу наблюдения за
приборами несет комсомолец сержант Ива-

нюшенко, От его аккуратности во многом
зависит точность определения  собтояния
погоды. Он же держит связь © другими

метеопунктами, ведет дневник погоды,
Недавно тов. Иванюшенко экстерном сдал
экзамен на звание старшего метеоролога.

Работники метеостанции творчески под-
ходят к своему делу. Каждый неоправ-
давшийся прогноз они внимательно  изу-
чают, анализируют, выясняют причины
ошибки. И, может быть, именно благодаря
этому здесь не было ни одного случая,
чтобы по вине метеостанции произошло
летное происшествие. Это---лучший  пока-
затель высокой культуры и добросовестно-
то отношения синоптиков к своим обязан-
HOCTAM.

..Давно закончились полеты. На землю
спустилиеь, тихие вечерние сумерки. Ony-

стел аэродром. Закончив трудовой день,
ушли на отдых летчики, техники, MeXa-
ники. И лишь в домике на окраине аэро-

дрома всею ночь горит свет, Радиет внима-

тельно велушивзетея в сигналы,  несу-

щиеся из эфира, наблюдатель точно в ус-

тановленное время снимает показания

приборов, дежурный метеоролог склонился

над очередной картой-кольцовкой.
Синоптики всегда начеку.

Майор Ф. ЛУШНИКОВ,
КИМА ИЖЕ НОСИК
ет консультации. Знания офицеров. их
подготовленность он проверяет не только
путем опросов, но и в процессе проверки
конепектов.

Хорошо зная, какие темы наиболее
трудны для усвоения, штурман организует
повторение их и в зависимости от темы

избирает метод проведения занятий. Не-
веложные вопросы учебной программы по-
вторяются © офицерами в живой беседе; а
по трудным темам руководитель читает
специальные лекции. Личная методическая
подготовленность, высокая  требователь-
ность к себе и подчиненным помогли офи-
церу Навлову поднять на высокую ©ту-
пень уровень штурманекой подготовки В
подразделении.

Ценные методические навыки приобре-
таюмя He сразу, они вырабатываются
упорным трудом. Существенную помощь
молодым командирам в этом деле могут
оказать методические совещания, из кото-
рых разбираются наиболее сложные Bor
просы учебно-летной работы. Ца таких
совещаниях, проводимых в части, це-
лесообразно, на наш взгляд,  деталь-
но изучать методику проведения предва-
рительной и предполетной подготовки, раз-
бирать вопросы организации стрельб в
тире, наземных тренажей и т. д.

Кроме того, в целях повышения педаго-
гичеекото мастерства офицеров-руководите-
лей командир или его заместитель обязаны
провести цоказное занятие в одном из под-
разделений. Приглаенв на него комаплиров
других подразделений, проводящий занятия
практически обучает всех присутствующих
тому, как следует обучать летный состав.

Наилучшие результаты методическое
совещание дает в том случае, когда ero
участники уже заранее знают тему и 03-
новные вопросы и когда по поручению
командира части офицеры готовятся ивы-
ступают © докладами на эти темы. Доклады
участники совещания обсуждают, а. коман-
дир в заключительном слове подводит итог.

Методические навыки, необходимые для
обучения практике летного дела, успешно
вырабатываются путем специальных, ©и-
и проводимых  показных поле-

Bee эти формы методической подготовки
должны быть направлены на повышение
педагогического маестеретва авиационных
командиров, на’ дальнейшее ‘улучшение
Форм и методов воспитания и обучения
летного состава,