A 2 RS oS
ГАЗЕТА

х ais . ia,

BOEHHO-BO

th

ЗДУШНЫХ СИЛ

За нашу Советскую Родину!

(ОРГАН ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВА СОЮЗА ССР)

Me 85 (1618)

ee ee КЕ 38

Высокая бдительностьы—
закон жизни воина

Вольшевистская партия, великие вожди
Ленин и Сталин всегда придавали огромное
значение воспитанию у советского народа
высокой = революционной блительности.
Товарищ Сталин учит советских людей,
что наше социалистическое Отечество нз-
ходится в окружении капиталистическах
государетв и что поэтому иностранные раз-
веки пытаются и будут пытаться засы-
лать к нам шпионов, диверсантов, вреди-
телей больше, чем они это делают по от-
ношению друг к другу.

Первый урок, который должны усво-
ить себе все рабочие и. крестьяне, не раз
указывал В. И. Ленин. это—быть начеку,
помнить, что мы окружены людьми, клас-
сами, правительствами, которые открыто
выражают величайшую ненависть К Нам.
0б этом же постоянно напоминает  совет-
скому народу и товарищ Сталин. «Поч-
нить и никогда не забывать, — говорил
он, — что пока есть кэпиталистическое
окружение, — будут и вредители, дивер-
санты, шпионы, террористы,  засылаемые
в тылы Советского Союза разведыватель-
ными органами иностранных государств,
помнить об этом и вести борьбу ¢ теми
товарищами, которые недооценивают зна-
чения факта капиталистического окруже-
ния, которые недооценивают силы и зна-
чения вредительства».

Вся история существования и развития
Советского государства наглядно  подтвер-
ждает жизненную необходимость воспита-
ния пашего народа в духе высокой боль-
шевиестекой, революционной блительноети.
Враждебные нашей Родине капиталиестиче-
ские государства постоянно стремились
организовать в нашей стране подрывную
пигионеко-диверсионную деятельность. Co-
ветские карательные органы в годы мир-
ного социалистического строительства рас-
крыли и обезвредили не одну группу ийти-
онов, заговорщиков, террористов и других
атентов иностранных разведок. Немалое
количество немецко-фатиетеких шпионов
и диверсантов выловлено и ликвидировано
в голы Великой Отечественной войны.

Наша Родина уверенно идет по пути к
коммунизиу. Продвижение к этой великой
цели совершается в сложной международ-
ной обстановке. Возглавляемый  правящи-
ми кругами Соединенных Штатов Америки,
империалистический лагерь не хочет при-
жириться с фактом существования Совет-
ского Союза, © победой социализма B Ha-
шей стране, © тем, что наша великая. Ро-
[Ula становится с каждым днем все более
могучей. с тем, что вокруг нее растут и
крепнут силы латеря мира, демократии и
социализма. Темные силы международной
реакции открыто призывают к новой ми-
ровой войне, в первую очередь ‘к войне
против Советского Союза и стран народной

демократии.
В этих условиях всякое  блатодущие,
беспечноеть и самоуспокоенность совет-

ских людей таят в себе большую опас-
ность. Именно ‘теперь советский народ
должен быть исключительно бдительным,
чтобы никакие происки и посягательства
врага не застали нас врасплох.

Вот почему великая партия Ленина—
Сталина неустанно призывает трудящих-
ся нашей страны повыштать революцион-
ную бдительность, всеми мерами охранять
наше социалистическое  тосударство, раз-
облачать вражеских лазутчиков, под какой
бы личиной они ни скрывались.

Быть бдительным, уметь хранить госу-
дарственную тайну—долг каждого советсво-
то человека. К этому его обязывают высо-
кий гражданокий долг, священные чувот-
за патриота социалистической Родины.
Но особенно большая ответетвенноеть ле-
жит на военнослужащем. ®му постоянно
приходится иметь дело с тем, что состав-
ляет государственную. военную тайну, что
должно веегда нахотиться в етрожайшем
секрете. Долг службы обязывает советеко-
то воина, как зеницу ока, хранить госу-
ларственную и военную тайну, оберегать
нашу Родину. Советекую Армию от про-
никновения шпионов, диверсантов, вреди-
телей.

Принимая военную присягу, советский
воин, воин-авиатор торжественно клянется

CR

Накануне 80-летия со дня рождения В. И. Ленина

КИЕВ. 8 апреля. (ТАСС). Трудящиеся
столицы Украины деятельно готовятся к
80-летию co mma рождения Владимира
Ильича Ленина. Ha предприятиях. в учеб-
ных завелениях и учреждениях агитаторы
проводят беселы о жизни и революцион-
ной леятельности созлателя  большевист-
ской партии и Советского государства.

В конференц-зале украинского филиала

ентрального музея В. Й. Ленина  нача-
лось чтение пикла лекций © Ленине. С

пора СЕ ИЕ В ДЕ

‘Maer эту тайну, тот посягает на безотас-

перед Родиной, перед всем нашим наролом
строго хранить военную и государствен-
ную тайну. В этому его обязывают и ус-
тавы Советской Армии — законы. по ко-
торым ‘он живет, которыми регламентиро-
вана вся его служба Родине. Ничто, в том
чиеле и угроза смерти, не сможет  заста-
вить советекого солдата, сержанта, офице-
ра и генерала выдать военную тайну вра-
гу. В истории Советской Армии имеются
такие факты, когда тяжело раненые 60-
ветекие воины, будучи захвачены врагом,
переносили самые жестокие пытки, жерт-
вовали своей жизнью, но оставались до
конца верными своему воинскому долгу,
не выдавали тайны врагу. В. памяти 00-
ветекого  нарола. вечно будут жить
бессмертные подвиги комсомольца солдата
Смирнова и генерала Варбышевз, приняв-
ших мученическую смерть, но не уронив-
ших чести и достоичства советских  вои-
HOB.

Строжайшая революционная  бдитель-
ность должна проявляться везде и во всем.
Каждому военнослужащему известно нема-
10 сведений военного характера, составля-
ющих военную тайну. Такие сведения, ©
которыми авиаторам приходитея  еталки-
ваться каждый день, могут показаться не-

значительными, мелкими. Это — глубокоз
заблуждение. Все военные сведения одина-
ково  сокретны. Опыт показывает. что
шпионы ввиду сложности и опасности

для себя добыть военные секреты ктупно-
го характера стараются собрать множест-
во, на первый взгляд, мелких. фактов и
второстепенных данных, a затем путем
сопоставления и обобщения этих фактов
сделать важные вывохы. Вот почёму нель-
3H пренебрегать сохранением в глубочай-
шей тайно любых сведений, относящихся
хотя бы к ‘отдельным вопросам жизни И
учебы самых мелких подразделений.

В настоящее время; в связи © наступле-
нием весны, развертывается напряженная
летная учеба. Аэродромы, места  располо-
жения подразделений особенно будут при-
влекать вражеских лазутчиков в дни, ког”
ла личный состав будет занят напряжен-
ной работой. Именно в эти дни надо про-
явить настоящую большевистскую бли-
тельность. Места стоянок самолетов, мест-
ность вокотг аэродромов, ° контрольно-про-
пускные пункты должны находиться под
неусыпным контролем и охраной. Не толь-
ко люди, несущие караульную службу, 3
весъ личный состав подразделений не име-
ет права ни на минуту забывать, ITO
вражеский глаз только и ждет оплоптности,
ротозейства и благодущия.

Все. что связано с расположением, чие-
ленным составом, техникой, вобружением,
боевой подготовкой. снаряжением, матери-
альным и Финансовым обеспечением и
другими сторонами жизни и деятельности
звиачастей и подразделений, составляет. во-
енную тайну и привлекает внимание шпи-
онов. Особенно активно они охотятся за
самыми малейшими сведениями о нашей
новой авиационной технике и вооружении.

Сохранение этих сведений. в абсолютной
тайне имеет исключительно важное значе-
ние. йто умышленно или невольно разгла-

ность нашей Родины. наносит ущерб Co-
ветской Армии, совершает государственно
преступление. Поэтому советский закон
сурово карает лиц, виновных в тазглале“
нии государственной и военной тайны.

Чтобы сохранить военную тайну. каж-
дый воин-авиатор должен всегда помнить
о присяге и уставах, строжайше соблюдать
их требования, всемерно поддерживать в0-
инскую дисциплину. быть безупречным в
своем поведении везде и всюду — Ha
службе и вне службы. Это—ето воинский
долг. :

Священная обязанность всех наших
командиров, политорганов, партийных И
комсомольских организаций — постоянно и
неустанно воспитывать личный состав В
хухе советского патриотизма. любви и пре-
данности социалистической Родине, совет-
скомт правительству, великой - партии
Тенина— Сталина, в хухе высокой больие-
вистской, революционной блительности.

первой лекцией, посвященной жизни и
деятельности Владимира Ильича, высту-
пил научный сотрудник тов. Клименко.
Большие выставки, = отображающие
жизнь и Певолюционную деятельность
В. И. Ленина. готовятся в Государетвен-
ной публичной библиотеке УССР, Государ-
ственном университете имени Шевченко, в
партийных кабинетах при райкомах

КПСб)У и па предприятиях города.

——ы—ы—ы——

Весенние дожди на Украине

’ КИЕВ, 8 зпреля. (ТАСС). На Украине
прошли теплые обильные ложли. В Олес-
ской, Измаильской, Кировоградской и
‘хругих областях выпало осадков 10—20
и бюльше миллиметров.

Выпавшие ложди благоприятствуют раз-
витию озимых. способствуют появлению
‘дружных всходов и быстрому росту коло-
совых. подсолнечника, чумизы и других
ранних культур. В хорошо  увлажненную
почву сеется сахарная свекла.

На Кубани зацвели сады

. КРАСНОДАР, 8 апреля. (ТАСС). Цветут
сады на Кубани. В белый и розовый  на-

фялд оделись стапицы и хутора края. Изу-
митольное по красоте зрелище  представ-
ляют сейчае плоловый 08508  «Сад-ги-

rant» имени Горького и сад совхоза «Аг-
роном».
Колхозы ведут массовые посадки. новых

салов, закладывают виноградники. В сель-
скохозяйственных  артелях Паликовского,
Северского и других районов Ha сотнях
тектаюв посажены яблони, вишни, сливы,
абрикосы, разбиты винограхники.

В концу года колхозные сады и вино-
градники на Кубани уветичатся почти на
3 тысячи гектаров. ‘

предмайское социалистическое

Сегодня в номере:

По Советской стране (1 стр.).

Гвардии ипженер-капитан А. Илюшин. — Лето

встречаем во всеоружии (2 стр.).

Дважды Герой Советского Союза подполковник
Советской Армии.
К 5-летию овладения Советской Армией Кенигебер-

В. Мыхлик. — Славная победа

гом (2 стр.):

Капитан И. `Свиридочкин. — Рассказ о передо-

вом звене (2 стр.).

Партийная жизнь.
коммунистами (3 стр.).

ЕВ

Советской

НАВСТРЕЧУ ПЕРВОМУ МАЯ

Содружество инженеров и стахановцев

Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН, 8 ampers.
(По телеграфу). Коллектив Н-ских авиаре-
монтных мастерских широко развернуя
соревнова-
прелпразяничную ‘стахановскую
инженерно-

ние. На
вахту ветали все рабочие и

технические работники,

По инициативе коммунистов личный ©9-

став мастерских принял конкретные обява-

тельства по внедрению прогрессивной тех-
нологии, ‘повышению ‹ производительности

труда и качества продукпии. увеличению

сверхплановых накоплений и ускорению
оборачиваемости средетв.
Воммунисты-авиаремоатники явились
застрельшиками в организации комплекс-
ных бригад инженеров и стахановцев.

Воммуниет инженер Бондаренко вместе со

стахзновцами Петровым и Ужинским ра3-

работал и внедрил в производство стенд
универсальной коиструкции для испыта-
ния умформеров электрических машин.
Коммунисты инженеры Школьников. и
Вартанов вместе со стахановцами  комму-
нистами Богдановым. Шеханиным и Иль-
киным изготовили станок для анодномеха-
нической резки металла. Что увеличило
производительность труда в 5—6 pas.
Стахановцы Смирнов и Артемов пол ру-
ROBOICTBOM инженер» Симкина создали
оригинальную ‘установку для испытания
антенных амперметров. Эта установка, п0з-

волила коренным образом улучигить каче-
ство ремонта ралиостанций,

Инженер Поляков вместе 0 стаханов-
цами Шуваловым и Куриковым изготовили
новый прибор для измерения малых элек-
трических емкостей. Применение прибора
резке улучшило качество проверки элек-
трических схем различных радиотехниче-
ских установок.

Бригала отличного качества во главе ¢
бригадиром тов. Кашеновым разработала
вовую технологию по изготовлению крани-
ков для водяной и бензиновой системы
двигателей.

Борясь за экономию режущего ‘инстоу-
мента и удлинение срока ero службы,
бригала стахановцев пол руководством ин-
женера Школьникова изготовила и внед-
рила в работу установку для электроискро-
вого упрочения инструментов. Изобретение
бригады увеличивает срок службы  инст-
румента в три раза. Е

Коллектив авиаремонтников с честью
выполняет свои предмайские обялзательст-
ва. Мартовский план перерынолнен по
всем показателям. Бригады отличного ка-
чества электромеханика тов. Петрова, тер-
миста тов. Кашенова, прибориста тов. Са-
марина и других выпускают продукцию
только высшего качества.

Майор П. ПОСПЕЛОВ.

Высокий патриотический подъем

ЛЕНИНГРАД, 8 апреля (По телеграфу от
наш. корр.). На предприятиях города царит
предираздничный подъем. Сотни тысяч ра-
бочих и инженерно-технических работни-
ков соревнуются за быстрейшее выполне-
ние производственных заданий, 3 повы-
шение качества продукции, освоение но-
вых мапгин, станков, алпаратов.

Особенно широкий размах приобретает
движение за экономию материалов, сырья
и средств. Оледуя почину москвичей Ли-
aun Корабельниковой и Федора Кузнецова,
рабочие и инженерно-технические  работ-
ники фабрики «Нева», носящей почетное

звание предприятия отличного качества,
обязались в апреле
сырья, чтобы его хватило на день работы.

СЭКОНОМИТЬ «ТОЛЬКО

Коллектив пряхильно-ниточной фабрики
«Рабочий» в первом квартале этого года

изготовил за счет  сэкономленного сыфья
150 тысяч метров тканей. К 1 Мая здезь
обязались выпустить из сбереженного мз-
термала еще 70 тысяч метров тканей.
На заводе «Электросила» имени С. М.
Кирова в борьбу за экономию материалов
включились многие сотни рабочих. Шам-
повщики смены отличного качества, масте-
pa тов. Жильцова решили два дня в месяц
работать на сбереженном листовом желе-
зе. Шоферы транспортното цеха дали ело-
во один день в месяц водить автомашины
на сэкономлениом бензине и масле.
Коллектив прядильноо производства
фабрики имени Петра Анисимова обязался
к 1 Мая уменьшить на 30 процентов: рас-

ход элоклроэнергии и выработать из сбе-
реженного сырья 4 тонны пряжи.

НА СТАХАНОВСКОЙ ВАХТЕ

ТАГАНРОГ, 8 апреля. (По телеграфу от
наш. корр.). На предприятиях города ши-
рится социалистическое соревнование за
достойную встречу 1 Мая. На предпразд-
ниачные стахановские вахты встают котло-
строители, сталевары, трубопрокатчики,
комбайностроители, станкостроители.

Коллектив завода «Врасный  котель-
шик», досрочное выполнив пятилетний
план по выпуску продукции, трудится
сейчас в счет 1951 года. Встав на пред-
майскую стахановскую вахту, передовые
рабочие механо-сборочното цеха тт. Bor-
духов. Морозек. Лисниченко выполняют
ежедневно по лве-три сменные нормы. От
них не отстают стахановцы механического
цеха токари Коновалов и Ситраков. За по-
следние дни они довели выработку до 350
процентов. Высокой  производительности
трула хобились токари этото цеха Захаров
и Метленко. Работая на высоких  ©коро-
CTAX, они лают за смену по пять норм.

Предмайскую стахановскую вахту не-
сут сталевары, трубопрокатчики и бан-
дажники металлургического завода имени
Андреева. Оталевар Василий Морозов дал в
марте около 20 скоростных плавок. В бан-
дажном цехе спаренные бригады ковки и

проката мастеров Назарьянца и Радченко
установили заводокой рекорд, выпустив 38а
смену 482 разводки. Но этот показатель
продержалея только один день.  Векоре
эти же бригады дали за смену 605 раз-
водок. Однако и этот рекорд был не-
долговечным. Встав на предмайскую стаха-
новскую вахту, бригады мастеров Вращен-
ко и Мещеряченко выпустили за смену
525 разводок.

Сотни пар обуви из сэканомленной про-
дукции выпускают в эти дни рабочие Та-
танрогской обувной фабрики. В раскрой-
ном пехе‘стахановекая бригада Анны Тка-
ченко сэкономила в мартб около 20 тысяч
квадратных дециметров верхних кожевен-
ных товаров. Из  сэкономленной кожи
бригадой выпущено свыше. 200 пар сапог
для азовских рыбаков, находящихся на
весенней путине. }

Через два-три месяца на колхозных по-
лях начнетея уборкь нового урожая. В
ней готовятея и татанрогские  комбайно-
строители завода. имени Сталина. Передо-
вая смена мастера Холакова досрочно 3a-
вершила квартальный план и взяла обя-
зательство выполнить апрельскую про-
трамму на 130 процентов.

Работа

Майор В. Жуков:  — Тов. Винерский,. иного

мнения (3 стр.).

Критика и библиография. С. Герасимов.

реза на

с молодыми

¢ mM

*

Мастер стахановского участка
ДЕМОБИЛИЗОВАННЫЙ ЛЕТЧИК — ПЕРЕДОВОЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННИК

«Завод заводов» — так ‘называют перё-
довое в столице предприятие «ПВрасный
пролетарий». Здесь в светлых и простор-
ных цехах изготовляются самые совершен-
ные в мире станки. Продукцию © маркой
этого завода можно встретить в разных
пунктах нашей страны ‘и за ее рубежами.

Но не только станками елавитея этот
завод. Знатен он евоими людьми, смелыми
новаторами, мастерами стахановекого тру-
да. Среди них — немало ‹ лемобилизован-
ных воинов.

Заслуженной славой пользуется на заво-
де мастер модельного’ цеха, бывший фрон-
товик, Владимир Марков. Участок, на ко-
тором он работает, первым в цехе стал
стахановеким. Теперь, в дни предмайскою
социалистического соревнования, Владимир
Марков явился инициатором борьбы за
коллективный стахановский труд цеха.

Имя Владимира Маркова херото знакомо
и воинзи Н-ской авиачасти. особенно ее
ветеранам, участникам Великой  Отечест-
венной войны. Они нередко вопоминают ©
своем  друге-однополчанине и его рат-
ных подвигах.

...В сентябре 1943 года над безбрежны-
ми степями Украины принял боевое кре-
шение только что прибывший из авиаучи-
лища летчик-истребитель Владимир Мар-
ков. С того времени и до окончания войны
он прослужил в этой части. Вместе ©
боевыми друзьями Марков перенес немало
тягот фронтовой жизни, вместе с ними OH
познал радость побед в воздушных бит-
вах © врагами Родины.

На фронте Владимир Марков вступил в
ряды большевистской партии. Это был га-
мый памятный и счастливый день в его
жизни. После жаркого воздушного боя, по-
лучая партийный билет, Влалимир Марков
поклялся еше искуснее драться с фантиет-
скими захватчиками. Вскоре он довел. счет
сбитых самолетов врага до шегти.

Начав войну рядовым летчиком, он 3а-
кончил ‘ев командиром звена. Тремя

‚боевыми эрленами и несколькими медаля-

ми отмечены боевые заслуги авиатора пе-
ред Родиной. В июне 1945 года в составе
сводного полка 1-го Украинекого фоон-
та Владимир Марков участвовал в парале
Победы в Москве, на Красной площади,

После войны, демобилизовавшиеь, Вла-
димир Марков вернулся на родной завод
«Красный пролетарий», на котором 1пабо-
тал до ухода в. ряды Советской Армии:
С первых же дней работы в цехе демоби-
лизованный воин стремилея как можно бы:
стрее овладеть методами труда, которые
разработали новаторы. производства. Он уже
в первые месяцы выполнял сменные нор-
мы, & потом изо дня в день стал их пере-
крывать. На достигнутом Владимир Марков
не остановилея. Он горячо взялся за
изучение технологии производства, ста-
ралея осмыслить весь процессе  изготовле-
ния моделей, изучить его так же тщатель-
но, как, бывало, изучал работу сложных аг-
регатов самолета. Результаты’ учебы не за-
медлили сказаться Ha работе бывшего
летчика. Он стал выполнять в смену по
две-три нормы. ; ! nn

Спустя год после возвращения на завод
демобилизованный воин был назначен  ма-

АВИАЦИЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТАХ

ХЕРСОН; 8 апреля. (ТАСС). В области
десятки тысяч тектаров озимых подкорм-
лены с самолетов. Сейчас с помощью авиа-
ции вносятся минеральные Ухобрения ва
зябь, подготовленную под посев хлопчат-
ника. Начато авиаюопыление садов в коуп-
нейшем  садоводческом совхозе’ имени

‘зации, каковым он работает и по сей день.

— «У нас уже утро» (3 стр.).

«Народ Франции не будет, никогда не будет во-
евать против Советского Союза». Речь Мориса То-
заключительном
французской компартии (4 стр.).

Протест американских журналистов в Праге про-
‘тив политики американского империализма (4 стр.).
Телеграммы из-за границы (4 стр.).

заседании ХП съезда

SS se РОИА

ране

стером модельного цеха. На новой работе
он. показал себя спогобным органязатором
производетва, добился того, что подавляю-
щее большинетво рабочих стало не только
выполнять, но и перевыполнять дневные
задания. Владимир Марков не
времени на то, чтобы свой опыт и знания
передать молодым рабочим. подготовить пз
них квалифицированных  модельщиков. И.
этого он добилея. Его ученики А. Ма-

ханек. В. Кушнарев, П. Нефедов и лругие

выполняют по две-три нормы в смену.
Еще в 1947 году коммуниеты пехя ока-

зали большое доверие Владимиру Маркову,

избрав его секретарем партийной орган-

Модельный цех — один из передовых

на заводе «Красный пролетарий». В пер-

вые месяцы этого года коллектив цеха вы-
полнял планы на 118—120 процентов. В.
этом немалая Заслуга и партийного
руководителя Владимира Маркова. Теперь

модельщики работают вдохновенно, не ж\- у

лея сил, чтобы встретить ‘первомайский
праздник новыми победами, чтобы превра-
ить вееь цех в стахановский. j

Владимир Марков, вернувигиеь к мирно-
му труду, не забывает и родную авиацию.

Он — член Центрального аэрохлуба CCCP  ,
имени В. П. Чкалова. Свободное время Je-

мобилизованный летчик посвящает изуче-
нию авиационной техники, тренировочные
полетам. Вомандир летного отряда зэроклу-.
ба, известный летчик-спортемен Я. Фо-.
ростенко отзывается о Маркове, как 00 0д-.
ом из лучших летчиков. в полете которо-
го видна фронтовая закалка. Во время

празднования Дня Воздушного Флота СССР’.

1949 года Владимир Марков в груние пи=\
лотов аэроклуба демонетрировал на Тушин-.
ском аэродроме свое летное  мастеретво..

Любовь к авиации присуща веей семье
Марковых. Его брат Николай во время.

жалел

орать мильывь

войны служил в Н-ской части авиацион-

ным механиком. Второй брат — Борие в.
отличием закончил ‘учебу в авиационном
техникуме и теперь занимается на само-

летостроительном факультете Московского
авиационного института имени Серго.
Орлжоникилзе. Жена Владимира Елена
Венбдиктовна —— парашютиетка. Она ¢o-

вершила 121 прыжок, причен  песколько
из них во время войны. в тыл врага. Те-
перь она работает техником в управлении
Гражданского возлушноге флота.

Нередко Влалимир Марков получает!
письма от своих друзей-олнополчан. Выз-\
ший ‘его ведущий, Алексанлр Барков,
служивиий во время войны рядовым лет-!
чиком, теперь штурман части. Он подлер-\
живает не только пиесьмевную, но п лич-’
‚ную связь с Владимиром Марковым. Bo)
время отпуска он приезжал в Москву. в
гости к фронтовому другу. Шлют письма и
другие однополчане -—— заместитель коман-
дира подразделения Й. Шаляев, летчик“
№. Пятак...

В ногу co своими боевыми друзьями!
идет демобилизованный летчик Влалимио
Марков. Он = один из переловых  лолей,
завода «Красный пролетарий», один 13)
тех,

Капитан Г. ЕВСТИГНЕЕВ.

—- 1

Фрунзе. Впервые с помощью авиации бу-.
дут поименяться химические способы.
борьбы с сорняками на посевах зерновых!)
и технических культур. Авиация спепи- .
ального применения выполнит объем ра-

‘бот, в семь раз превышающий прошлогод=.

ний,

кто своим вдохновенным трулом про-
славляет нашу сопиалистическую Ролину.!.

ЛЕНИНГРАДСКИЕ ГИДРОТУРБИНЫ

За разработку ‘конструкций, изготовле-
ние и пуск в эксплуатацию новых, усовер-
шенствованных гилротурбин для Лнепров-
ской ГЭС имени В. И. Ленина группе ин-
женеров нашего завода в этом тоду при-
сужлена Сталинская премия первой степе-
ни. Высокая оценка нашего труда ярко
свидетельствует о  ноустанной заботе
большевистской партни, советского прави-
тельства и лично товарища Сталина о
дальнейшем развитии советской  энерте-
тики.

Днепровекая гидроэлектростанция имени
В. И. Ленина — одно из грандиознейших
сооружений первой сталинской пятилетки.
Немецко-фашиетекие захватчики варвареки
разрушили Днепрогэс, взорвали плотины,
турбины, генераторы, превратив крупней-
пую гидроэлектростанцию страны в гору
изуродованного металла.

Еще во время войны, еразу же после
освобождения Запорожья, советский народ
с большим энтузиазмом приступил в вос-
становлению Днепрогэса. В 1945 году co-
ветское правительство поручило нашему
заводу конструирование и производство для
этой  гидростанции шести  гидротутбин
мощностью по 100.000 л. с.

Приступая к работе, мы ясно представ-
ляли, что почетное правительственное за-
дание является серьезным экзаменом для
всего завода. Перед заводом встала ответ-
ственнейшая задача— разработать И ИЗГо-
товить такие машины, которые ПО СРОИМ
техническим показателям превзошли бы
иностранные образцы.

При проектировании новых турбин коч-
структорами завода был разрешен ряд

*

H. KOBAJIEB,
главный конструктор гидротурбин Ленинградского

металлического завода

имени И. В. Сталина,

лауреат Сталинской премии
xe 5 т

сложных технических проблем, ставящих
свсей основной пелью увеличение мопно-
сти агрегата, его коэфициента полезного
действия, & также удешевление производ-
ства, сокращение цикла изготовления и
монтажа турбин. ,

В результате напряженного творческого
труда коллектив работников завода решил
залачу получения увеличенной  мощ-
ности в прежних габаритах агрегата. Для
этого лабораторией завода были проведены
трудоемкие, сложные экспериментально:
исследовательские работы. по проточной
части. турбины. Эти работы были выпол-
пены на специально созданной модели,
представляющей 1/12 натуральной величи-
ны действительной машины. В итоге былз
получена проточная часть турбины с вы-
сокими энергетическими свойствами.

Группа инженеров разработала ориги-
нальную конструкцию колега турбины.
Если в американской турбине это колесо,
имеющее диаметр евыше шести метров,
высоту более трех метров и вес 90 тонн,
было составным из трех частей, то наше
колесо. советского производетва, было’ вы-
полнено из цельнолитой стальной  отлив-
ки. Применение цельнолитого колеса по-

‚более чувствительной.

зволило отказаться от специальных ‘бан-
дажей, имевшихся у ‘американеких машин,
что в свою очередь сократило ‘ероки про-
изводства, уменьшило затраты‘ труда и
сделало конструкцию более надежной.

Одним из существенных элементов осво-
CHUA передовой современной техники
при создании днепровских гидротурбин яв-
ляется их автоматизация. Пуск,  работз,

остановка происходят автоматически, 0ез`

участия человека. Для этого ROHCTPYETO-
рам завода пришлось создать спепиальную
аппаратуру, позволяющую осуществить
полную автоматизацию всех пропессов
управления и регулирования турбин,

Наши новые советские машины при ис-
пытании нз гидростанции показали мак-
симальную мощность, равную 109.000. с.
Новые американские машины развивают
мощность только 105,000 л. с; Коэфици-
епт полезного действия наптих машин ока-
зался равным 93,2 процента. У американ-
ских машин он равен 92 процентам. При
эксплуатации советские гидротурбины. ока
залиеь более простыми, требоваяи меньше-
го ухода 3a ©0бой от обелуживающего, нер=
сонала. Система регулирования оказалась

ту советскую энергетику.

Созданием этих машин, из которых че
тыре уже находятся в эксплуатации. на-
ше отечественное  гидротурбостроение по-.
казало свое явное превосходство над аме-
риканской техникой. Оно еще раз подтвер-
дило, что творческие силы copeTCKoro: Ha-
рода, живущего в условиях социалистиче-
ского общества, способны практически’
осуществлять наиболее прогрессивные я
технически сложные проблемы. fe

Успехи, достигнутые в области  гидоо-
турбостроения, о которых говорилось выше!
свойственны Takwke и многим другим от],
раслям нашей техники. 06. этом свидетель
ствует большое количество работ, Удосто
енных Сталинской премии в этом году.

Мы, конструкторы гидротурбин Левин:
градекого металлического завода sided
И. В. Сталина, вдохновленные ‘высокой.
правительственной: наградой, приложим Be,
силы, чтобы в дальнейшем создавать епк
лучшие машаны и тем самым крепить на’

i
ju

В связи с ‘присуждением мне и моим то
варищам по работе С. Грановекому
Ф. Аносову, С. Бугрину, JO. Гаркави
В: Орго,; И. Орлову и Б. Устинову Сталин!  ’
ской премии MBI получили множеств!
поздравительных писем от рабочих, служ!
щих, войнов Советской Армии, Авиации 1
Флота. Поздравления от советеких BOHN,

особенно приятны нам. Благодарим. вас
товарищи воины, 8&8 поздравления и же
‘лаем вам  добитьея. новых ‘успехов

боевой и политической учебе, в успешно

овладении военной техникой, в непрерыв,
ном совершенствовании своего мастерства